Реферат по предмету "Психология"


Память умственно отсталых школьников

Введение
Память – этоотражение прошлого опыта человека, сложный психический процесс, которыйпроявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении информации. Память,представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности,тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью вцелом. Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия,мышления, речи, эмоционально-волевой сферы. В свою очередь, нарушения вдеятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этихпроцессов.
Памятьучащихся с интеллектуальной недостаточностью характеризуется нарушениями изапоминания (недостаточная осмысленность и последовательность, зависимость отсодержания материала), и сохранения (повышенная забывчивость, слабая логическаяпереработка и недостаточное усвоение материала) и воспроизведение (неточность).Быстрее чем в норме утрачиваются и видоизменяются представления памяти.Проблема памяти умственно отсталых детей и школьников относится к числунаиболее разработанных вопросов специальной психологии.
Экспериментальноеисследование памяти умственно отсталых детей в нашей стране было начато подвлиянием идей Л.С. Выготского. В свете выдвинутой им теориикультурно-исторического развития психики были проведены работы по изучениюнепосредственного запоминания (Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев). Авторыуказывают на то, что в основе памяти лежат физиологические процессы, которые учеловека протекают в полушариях головного мозга. Всякое поражение коры в той илииной мере нарушает возможность выработки новых навыков. Расстройство памяти вызываютсяобычно нарушениями нормального функционирования коры.
Авторы,писавшие об умственно отсталых детях в конце 19 и начале 20 вв., отмечали, чтоумственно отсталые дети нередко обладают хорошей памятью. Однако,экспериментальные исследования, проведенные в этот период, показали, что дети спониженным интеллектом по продуктивности мнемической деятельности значительноотстают от своих нормально развивающихся сверстников. Как показали исследования(Х.С. Замский), умственно отсталые дети усваивают все новое оченьмедленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное,не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями напрактике. Особенности воспроизведение материала умственно отсталыми детьмиизучались многими психологами (Л.В. Занков, Г.М. Дульнев, А.И. Липкина,М.М. Нудельман, Б.И. Пинский, И.М. Соловьев и др.).Многочисленные исследования показали недостаточность памяти, как в отношениизапоминания, так и сохранения и воспроизведения информации (Г.М. Дульнев,1948; Л.В. Занков, 1935, 1949; Д.Н. Исаев, 1982 и др.).
Такимобразом, особенности памяти умственно отсталых учащихся изучены достаточноглубоко и полно. Тем не менее, многие аспекты этой актуальной проблемы требуютдальнейшей разработки.
Целью нашегоисследования является изучение особенностей памяти умственно отсталых школьников.
Исходя, изцели нами были поставлены следующие задачи:
1. Анализисследований по проблеме развития и коррекции памяти учащихся.
2. Выявлениеособенностей запоминания стихотворных текстов у школьников с нарушениеминтеллекта.
3. Разработкарекомендаций по коррекции и развитию памяти у младших школьников.
Объектомнашего исследования является память умственно отсталых учащихся.
Предметисследования – проявления памяти при работе со стихотворениями.
Практическаязначимость нашей исследовательской работы состоит в выявлении особенностейпамяти школьников с нарушением интеллекта, а так же в разработке рекомендацийпо развитию памяти умственно отсталых учащихся. Своим исследованием мы хотели бы помочьучителям дефектологам и специальным психологам. В нашем исследованииспециальный психолог и дефектолог смогут подробней узнать об особенностях памятидетей с умственной отсталостью.
Наша работасостоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введенииотражены цель, задачи исследования, его предмет и объект, доказана актуальностьизучаемой проблемы и раскрыта практическая значимость исследования.
В первойглаве мы попытаемся рассмотреть особенности памяти школьников, а так жерекомендации отечественных специалистов по развитию памяти у умственно отсталыхучащихся.
Во второйглаве подробно показан ход эксперимента, направленного на выявлениеособенностей, запоминая стихотворного текста школьниками 2 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида.
В«Заключении» приводятся результаты исследования, подчеркивается актуальностьвыбранной темы, отмечается степень выполненных цели и задач исследования,даются общие выводы по всей работе.
Списоклитературы содержит 11 источников.
памятьотсталый школьник запоминание

1. Развитиепамяти учащихся с нарушением интеллекта в работах отечественных специалистов
1.1 Особенностипамяти умственно отсталых школьников
Память – это когнитивныйпроцесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забыванииприобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется какузнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает каквоспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время вактуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение также могут бытьпроизвольными и непроизвольными. Человек имеет возможность овладеть опытомпрошлых поколений, применить свой личный опыт в практической деятельности,расширять свои знания, совершенствовать навыки и умения. />/>Развитие памяти человека, особеннодетской памяти основных ее процессов, основных характеристик памяти происходитв процессе разнообразных видов деятельности [6].
В 40–60 годызначительный вклад в изучение проблемы памяти умственно отсталых учащихсявнесли экспериментально-психологические исследования Е.М. Кудрявцевой, А.И. Липкиной,М.М. Нудельмана, И.М. Соловьева и др. Цикл работ был посвященизучению узнавания объектов и изменения зрительных представлений при их актуализацииумственно отсталыми детьми [1].
Былообнаружено, что ученики с нарушением интеллекта весьма своеобразно воспринимаютпредъявляемый им материал. В процессе нарушенного восприятия объекта происходитего узнавание. И.М. Соловьев подчеркивал мысль о том, что воспринимая иузнавая предмет, ребенок обычно дает ему словесное обозначение. Образвоспринимаемого объекта связывается со словом, речью, и это имеетпринципиальное значение для всей деятельности узнавания.
В 50–60 годыбыли продолжены исследования памяти умственно отсталых школьников. В этотпериод внимание психологов было направлено на воплощение в конкретныхисследованиях принципа единства сознания и деятельности, на определениефакторов, влияющих на эффективность мнемической деятельности. В эти годы врусле проблемы памяти вели свои исследования Х.С. Замский, В.Г. Петрова,Б.И. Пинский и другие [6].
Изучаяособенности непроизвольного запоминания учащимися специальной (коррекционной) школы,Б.И. Пинский выявил его зависимость от работы, выполняемой учеником. Имобнаружено, что если деятельность, в которой осуществляется непроизвольноезапоминание, носит активный характер, требует от олигофренов интеллектуальныхусилий, то резко возрастает продуктивность запоминания. В этих условиях егоуспешность может превышать успешность произвольного запоминания, выполнениекоторого не требует высокого уровня умственной активности. Установлено, чтоуспех непроизвольного запоминания существенно зависит не только от характеравыполняемой задачи, но и от ориентировки в ней учащихся специальной(коррекционной) школы [11].
Непроизвольноезапоминание – это запоминание материала без постановки цели запомнить и безспециальных, направленных на это усилий. Непроизвольно может запечатлеться то,что многократно повторяется.
Произвольноезапоминание характеризуется, прежде всего, тем, что она направлена назапоминание определенных объектов, связана с тем, что человек ставит передсобой цель запомнить – вспомнить.
Полученные висследованиях данные были очень значимы для специальной психологии ипедагогики, поскольку, с одной стороны, они опровергали существовавшее до тоговремени мнение, что произвольное запоминание всегда более продуктивно, чем непроизвольное.С другой – дополнили характеристику памяти учеников-олигофренов ранеенеизвестными сведениями, вскрыли новые факторы, влияющие на продуктивностьмнемической деятельности этих детей.
В эти же годыосуществлялся ряд работ, направленных на изучение особенностей преднамеренногои непреднамеренного запоминания разного материала умственно отсталымишкольниками (А.В. Григонис). Проведено исследование вопроса влияния разныхспособов восприятия словесного материала на его запоминание (В.А. Сумарокова)и на запоминание разного по сложности и структуре вербального материала [1].
Разделениепамяти на кратковременную и долговременную позволяет характеризоватьособенности деятельности памяти непосредственно после приема информации иличерез определенный временной интервал. Кратковременной памятью принято считатьтакую мнемическую деятельность, которая обеспечивает сохранение материала намалый срок (от нескольких секунд до нескольких минут) после однократногоознакомления с ним.
Долговременнаяпамять предполагает сохранение материала на длительный срок, часто принеоднократном его восприятии и использовании специальных приемов заучивания.Исследованием особенностей кратковременной и долговременной памяти умственноотсталых детей занимались В.Л. Подобед, И.М. Соловьев, В.А. Сумарокова.
Важнойхарактеристикой кратковременной памяти является ее объем, показывающий, какоеколичество материала (слов, цифр, предложений и пр.) можно повторить без единойошибки тотчас же после его однократного восприятия. Исследования даливозможность увидеть, что объем кратковременной памяти умственно отсталых детейнамного меньше, чем объем памяти учащихся массовой школы [8].
Такимобразом, у умственно отсталых учащихся нарушается своеобразие запоминающегосяматериала, он как бы уподобляется имеющимся знаниям. Кроме того, наблюдаетсязначительное нарушение внутренней структуры систем: изменяется количество,последовательность и смысловая иерархия подсистем различного уровня. Наибольшиенарушения в организации систем обнаружены при воспроизведении относительносложного в смысловом и структурном плане материала, а также после его чтения.
Тем или инымпутем воспринятая информация фиксируется памятью кратковременной, а затем спомощью разнообразных приемов запечатлевается в долговременной памяти. Рядомисследователей (Л.А. Занковым, Б.И. Пинским, И.М. Соловьевым)было показано, что самое большое количество материала забывается умственноотсталыми детьми в первый же момент после его восприятия. Объем ихкратковременной памяти невелик, далее интенсивное забывание происходит в первыесутки после знакомства с материалом. После чего в течение 2–3 недель идетзначительное забывание. Соответственно, возрастает количество ошибочновключенных в репродукцию элементов, которые оказываются очень устойчивыми иповторяются в последующих воспроизведениях в большом количестве случаев (В.Г. Петрова)[2].
Зрительнаяпамять, представляет собой определенную структуру, элементами которой являются,в основном, память на эти признаки. Изучение зрительной памяти умственноотсталых детей было проведено В.А. Сумароковой. Мнемическая деятельностьумственно отсталых и нормально развивающихся детей имеет общие тенденции всвоем развитии. Так, в структуре зрительной памяти у изучавшихся групп детейнаиболее сформированными являются память на местоположение и цвет, менее – наформу и величину.
Всеизучавшиеся компоненты зрительной памяти находятся, в основном, на болеевысоком уровне сформированности у первоклассников специальной (коррекционной) школы,6–8 летних дошкольников специального детского сада, чем у 4–5 летних массовогодетского сада. Однако, нормально развивающиеся дети в возрасте от 6 до 8 летзначительно их опережают по величине показателей продуктивности деятельностизрительной памяти в разнообразных условиях варьирования и характера запоминанияматериала, а также величины времени отсрочки.
Одна изхарактерных особенностей развития памяти умственно отсталых школьников – отклонениеот наблюдаемого у нормально развивающихся детей соотношения между произвольнымии непроизвольными процессами. Дети с пониженным интеллектуальным уровнем невсегда точно понимают поставленную задачу, часто не могут правильно запомнитьинструкцию на тот или другой характер запоминания (дословного, основных мыслей,последовательности действий) [9].
Не все то,что сохраняется в памяти человека, может быть воспроизведено и, тем более,воспроизведено достаточно полно, не искажено, связанно, последовательно.Характерная особенность умственно отсталого ребенка – неумение правильносамостоятельно организовать припоминание материала.
Специальноеисследование особенностей припоминания было проведено А.А. Юодратисом.Исследование выявило различия процесса припоминания у учащихся массовой и специальной(коррекционной) школ, заключающееся в том, что дети – олигофрены не могутдостаточно точно и последовательно воспроизводить материал, даже по вопросам.Как правило, ученики специальной (коррекционной) школы, выслушав один вопрос,не придерживались логической последовательности, имеющейся в тексте изложения.Кроме того, они испытывают особые трудности, припоминая материал, содержаниекоторого было представлено в более сложной форме. Трудности, как понимания, таки вербализации такого материала сказались на качестве его припоминания[7].
Итак,благодаря памяти ребенок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знанияи умения. Без памяти немыслимо формирование личности человека. Как показалиисследования (Х.С. Замский), умственно отсталые дети усваивают все новоеочень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и,главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями напрактике.
Причинызамедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются, прежде всего, всвойствах нервных процессов умственно отсталых детей. Слабость замыкательнойфункции коры головного мозга обусловливает малый объем и замедленный темпформирования новых условных связей, а также непрочность их. Кроме того,ослабление активного внутреннего торможения, обусловливающее недостаточную концентрированностьочагов возбуждения, приводит к тому, что воспроизведение учебного материаламногими умственно отсталыми детьми отличается крайней неточностью.
Помимоперечисленных недостатков памяти умственно отсталых детей (замедленностьзапоминания, быстрота запоминания, неточность воспроизведения, эпизодическаязабывчивость), следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленноеплохой переработкой воспринимаемого материала.
Характернойособенностью всех умственно отсталых детей является неумение целенаправленнозаучивать и припоминать. Поэтому в процессе обучения школьников большая рольпринадлежит повторению, как одному из основных факторов закрепления знаний.Известно, что воспринятый материал необходимо многократно повторять длянаиболее прочного его запоминания. Для того чтобы запомнить тот или инойматериал ученикам специальной (коррекционной) школы, особенно младших классов,требуется значительно большее число повторений, чем их нормально развивающимсясверстникам (Г.М. Дульнев, Т.В. Егорова, И.М. Соловьев, Б.И. Пинскийи др.) [6].
В целом рядеисследований (И.В. Белякова, А.В. Григонис, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков)отмечается, что повторение служит более эффективным средством запоминанияматериала для старших умственно отсталых школьников, чем для младших. Этосвязано с тем, что у учащихся младших классов специальной школы VIII вида отсутствуютнеобходимые навыки самоконтроля.
По мнению Б.И. Пинского,память играет исключительно важную роль в жизни человека. Без запечатления впамяти того, что мы воспринимаем, переживаем и делаем, невозможна сознательнаячеловеческая деятельность. Усвоение знаний, приобретение навыков и умений – всеэто неразрывно связано с работой памяти. Память умственно отсталых детейформируется в условиях аномального развития и поэтому существенно отличается отпамяти нормальных детей [1].
Нельзядобиваться успешного усвоения и прочного закрепления в памяти этих детейпредусмотренных учебной программой знаний и навыков, если не проводитьсоответствующей коррекционной работы, направленной на ослабление дефектовумственного развития, присущих каждому из них.
Такимобразом, рассматривая взгляды специалистов, мы выяснили, что психическоеразвитие умственно отсталых детей протекает с большими отклонениями.Расстройства памяти у умственно отсталых детей имеют определенные особенности,которые проявляются в нарушении зрительной, слуховой, эмоциональной,кратковременной, долговременной памяти, а так же в нарушении произвольного инепроизвольного запоминания. Память учащихся с интеллектуальнойнедостаточностью характеризуется нарушениями запоминания (недостаточнаяосмысленность и непоследовательность, зависимость от содержания материала),сохранения (повышенная забывчивость, слабая логическая переработка инедостаточное усвоение материала) и воспроизведения (неточность). Помимоперечисленных недостатков памяти умственно отсталых детей (замедленностьзапоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическаязабывчивость), следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленноеплохой переработкой воспринимаемого материала. Характерной особенностью всехдетей с интеллектуальной недостаточностью является неумение целенаправленнозаучиватьи припоминать.

1.2 Рекомендацииспециалистов по развитию памяти учащихся школы VIIIвида
Развитие – биологическийпроцесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных(дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни(индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего временисуществования жизни на Земле их видов и других систематических групп(историческое развитие, или филогенез) [5].
Памятьпредставляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает,запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этихуровней могут вызвать затруднения в обучении. При проведении занятий с ребенкомнеобходимо учитывать не только физиологический аспект функционирования процессапамяти, но и психологический.
Поиск путейразвития памяти умственно отсталых школьников должен начинаться с уясненияособенностей нарушения памяти и мышления у этой категории школьников. Изучениезакономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей нетолько патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поискэтих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иногодефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушенияи искать способы их коррекции.
В 40–60 годызначительный вклад в изучение проблемы памяти умственно отсталых учащихсявнесли экспериментально-психологические исследования Е.М. Кудрявцевой, А.И. Липкиной,М.М. Нудельмана, И.М. Соловьева и др. Цикл работ был посвященизучению узнавания объектов и изменения зрительных представлений при их актуализацииумственно отсталыми детьми [1].
В 50–60 годыбыли продолжены исследования памяти умственно отсталых школьников. В этотпериод внимание психологов было направлено на воплощение в конкретныхисследованиях принципа единства сознания и деятельности, на определениефакторов, влияющих на эффективность мнемической деятельности. В эти годы врусле проблемы памяти вели свои исследования Х.С. Замский, В.Г. Петрова,Б.И. Пинский и другие [7].
Существуетмножество упражнений, методик и игр по развитию памяти умственно отсталыхучащихся, мы хотели бы заострить внимание на них. Например, Л.В. Черемошкинапредлагает и рекомендует свою книгу, где предложены различные игры, упражненияи задания, которые помогут развивать память дошкольников и школьников.
Упражненияигрового характера по развитию зрительной памяти «Что изменилось», вариант №1перед ребенком (в зависимости от возраста) на столе раскладываются от трех додвенадцати картинок, просят рассмотреть их и назвать. После этого предлагаютзакрыть глаза, затем меняют местоположение картинок, просят открыть глаза исказать, что изменилось.
Данныйвариант игрового задания может проводиться с установкой на запоминание и безтакой установки.
Вариант №2Ребенку рассказывается история о том, как девочка принесла из леса много разныхгрибов (или ягод, цветов, шишек, листьев деревьев) и решила нарисовать их. Впроцессе рассказа выставляют картинки с изображением этих предметов, которыезатем убирают. Ребенку дается лист чистой бумаги, карандаш и его просят попамяти нарисовать эти предметы.
Во всех вариантах данного упражнения развивается зрительнаяпамять, удержание словесного текста, формируются навыки изобразительнойдеятельности[10].
Как говорилось выше, существуют различные методики, например,методика А.Н. Леонтьева «Опосредованное запоминание». В зависимости отвозраста детям предлагают разные по количеству наборы слов для запоминания исоответствующие по смыслу карточки.
Ребенок должен при назывании слова выбрать подходящую по смыслукарточку, которая позволит ему вспомнить слово (например, к слову «лето»выбирается карточка «лодка» и т.п.).
«Запомни и воспроизведи»
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количествочисел в ряду постепенно возрастает.
Например, «4, 1, 8…»
«3, 2, 8, 5…» ит. д.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят воспроизвести (от 5 до 10слов).
Слова могут быть объединены тематически или по смыслу, а могутбыть подобраны произвольно.
Вариант 3. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвестив обратном порядке.
Например, «6, 1,8» – ребенок воспроизводит: «8, 1, 6».
«8, 3,4, 6, 9» – «9, 6, 4, 3,8».
Подобная работа может проводиться и со словами.
При выполнении всех вариантов данного задания формируется слуховаяи кратковременная память, расширяется объем памяти, способность удерживатьинструкцию в процессе деятельности.
«Цепочка действий»
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимовыполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения,отнеси ее учителю в соседний класс и попроси, чтобы через урок ее нам вернули».
Эти и аналогичные задания направлены, прежде всего, на развитиеспособности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следуетпроводить в различных вариантах регулярно, так как часто причиной невыполненияучебных заданий является «потеря» условия задачи, неспособность удерживать впамяти заданные действия. Эти задания формируют также сосредоточенность,концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля. [4]
При выполнении данных заданий формируется способность ребенка кустановлению логических связей в процессе запоминания, проводится обучениеиспользованию приемов запоминания, развивается способность использовать этиприемы при воспроизведении.
Формируя память детей, необходимо помнить о том, что главная цельэтой работы – осмысление ребенком запоминаемого материала. Рекомендуется чащеиспользовать приемы классификации слов или изображений предметов призапоминании; при заучивании и пересказе текстов учить выделять смысловые части,выбирать опорные слова, подбирать и использовать иллюстрации к тексту и т.п. [3].
Некоторые группы упражнений направлены не только для развитияпамяти, но и для развития других умственных способностей, а также для развития речи,мышления, внимания.
Например, в книги С.Д. Забрамной и Ю.А. Костенковапредставлены развивающие упражнения и игры для развития памяти. «Игра в слова»Вариант 1: Внимание! Сокол, сито, сосна, старик, сарай, Снегурочка.
Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чемпохожи эти слова.
Примечание. При решении этой задачи не надо требовать от ребенкасразу же правильного ответа. Не старайтесь подсказывать. Пусть ребенокподумает, сравнит слова, почувствует слово.
Задание 3. Если ты знаешь, как пишется буква С, то напиши ее.
Задание 4. Придумай слова, которые начинаются с буквы С.
Задание 5. Можешь ли ты вспомнить те слова, которые я просил тебя запомнить.
Повтори их!
Вариант 2: Облако,окно, огород, орех, окунь, осень, огонь.
Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чемпохожи эти слова.
Задание 3. Если ты знаешь, как пишется буква О, то напиши ее.
Задание 4. Придумай слова, которые начинаются с буквы О.
Задание 5. Можешь ли ты вспомнить те слова, которые я просил тебя запомнить.
Повтори их! [8].
Такимобразом, память умственно отсталых учащихся можно развивать различнымиупражнениями и играми. Игры и упражнения нужно подбирать так, чтобы учащимсябыло интересно выполнять предложенные задания. Игры, упражнения – это не толькоудовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С их помощьюможно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. текачества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Учащийся может приобретатьновые знания, умения и навыки, развивать свои способности. Так же игрыформируют у ребенка с нарушением интеллекта умение анализировать предметы,умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности.Если использовать упражнения для развития памяти на протяжении длительноговремени, то память у детей будет развиваться или оставаться на том уровне, накотором была первоначально.
Такимобразом, изучив работы отечественных и зарубежных специалистов, мы выяснили,что психическое развитие детей с нарушением интеллекта протекает с большимиотклонениями. По продуктивности мнемической деятельности эти дети значительноотстают от своих нормально развивающихся сверстников. Быстрее чем в нормеутрачиваются и видоизменяются представления памяти, т. к. процессызапоминания, сохранения и воспроизведения у олигофренов имеют определенныеособенности.

2.Особенности запоминания стихотворных текстов учащихся 2 класса
Целью нашегоисследования является изучение особенностей памяти умственно отсталыхшкольников. Эксперимент проводился на базе специального (коррекционного)образовательного учреждения VIII вида, школы №12 г. Биробиджана. Главнаязадача нашего исследования состояла в том, чтобы выявить особенностизапоминания стихотворных текстов у школьников с нарушением интеллекта. Висследовании принимало участие 12 учащихся 2 класса.
Проведенныеисследования помогли выявить особенности памяти умственно отсталых учащихся.
В процессеисследования нами были использованы методы наблюдения и следующие методики:
1. «Повтори изапомни» целью, которой является выявления особенностей в запоминании стихотворного текста;
2. «Запомни иповтори» целью, которой является выявить уровень развития памяти умственно отсталых.
Переходим канализу полученных результатов.
Перваяметодика «Повтори и запомни». При выполнении данной методики испытуемым зачитывалось стихотворение «Вьюга»(состоящее из 24 слов) и после этого их просили повторить его:
«Улетела злаявьюга.
Принеслитепло грачи.
Побежали другза другом
Беспокойныеручьи.
По лугамнесутся смело,
По тропинкам,на поля.
Зацвела,похорошела
Отдохнувшаяземля.»
(А. Усанова)
При оценкерезультатов мы учитывали полноту и точность воспроизведенного стихотворения. Методика предоставляласьучащимся в индивидуальной форме. Прилагалась следующая инструкция: «Вам будетзачитан текст. Ваша задача заключается в том, чтобы вы смогли запомнить какможно больше из этого текста и воспроизвести запомнившееся».
Исследованиепоказало, что все наши испытуемые переживали трудности при необходимостивоспроизвести стихотворение. Дети долго думали, после чего говорили отдельныефразы. Если учащемуся хотели помочь наводящим вопросом, то он не мог правильновоспользоваться этим, и даже не считал это за подсказку, а если прислушивался,то воспользоваться ей не мог. Особенностью при запоминании стихотворенияявляется то, что младшие школьники запоминают частично, особенно первую ипоследнею строку, которая является, наиболее яркой это мы проследили в своемисследовании. При воспроизведении стихотворения Витя Б. не сосредоточилсяна запоминании нами изложенного, задавал вопросы («А там было нахмуренноенебо?») не связанные с содержанием стихотворения. Детям трудно проследитьпроисходящую цепочку событий в стихотворении, например, Катя Б. началасвое воспроизведение с конца прочитанного нами стихотворения, а первую строкуне смогла вспомнить. Учащиеся были не сосредоточены, отвлекались, это мешалоболее полно воспроизвести стихотворение. Воспроизводя стихотворение, учащиеся допускаютбольшое количество разнообразных ошибок, среди которых наиболее многочисленнымиявляются замены (например, грачи – птицы, ручьи – вода, смело – весело) и пропуски.Эти ошибкичасто изменяют содержание воспринимавшегося материала, нарушают ритмичность.
Такимобразом, наше исследование подтвердило имеющие в специальной педагогики ипсихологии, данные о том, что для умственно отсталых младших школьниковзапоминание и воспроизведение текстового материала вызывают трудности. Они неумеют целесообразно направить свое внимание на то, чтобы понять сюжетстихотворения и усвоить его основную идею. Также в исследование увидели, чтомладшие школьники воспроизводят стихотворенье с добавлением новых слов, которыхнет в содержание прочитанного нами текста.
Втораяметодика «Запомни и повтори» целью, которой является выявить уровень развития памятиумственно отсталых. Где предлагали ученикам для запоминания стихотворение,состоящее из 18 слов (4 строк). В исследовании использовалось стихотворение Н. Горловой«Зайчик»:
«Зайчикбывает белым и серым
Илитрусливым, или же смелым
Если денёквыпадает погожий –
Зайчик бываетсолнечным тоже».
Каждомуребенку стихотворение читали в индивидуальной форме. Стихотворение зачитывалосьдва раза, после первого прочтения ученику давалось возможность воспроизвестистихотворение. При втором прочтении с трудом воспроизводились только отдельныеслова и строки.
При оценкирезультатов мы учитывали количество правильно воспроизведенных строк,количество ошибок, связность и последовательность стихотворения.
Методика«Запомни и повтори», направлена на развитие словесной памяти, и с помощью этойметодики можно развивать устную речь умственно отсталых школьников. Призаучивании стихотворения требуется неоднократное повторение, для лучшегозапоминания стихотворного материала. В нашем исследовании предлагалось дваподхода, и мы наблюдали, что дети при первом воспроизведении смогли точновоспроизвести только отдельные слова и строки.
Нашеисследование показало, что большинство учащихся показали результаты, которыеотносятся к среднему уровню, и только 2 – работали на низком уровне. На высокомуровне из учеников никто не работал. Мы наблюдали у учащихся трудности привоспроизведении стихотворения, так же они заменяли слова, меняли окончания,добавляли новые слова, не относящиеся к содержанию стихотворения. Эта методикапомогает развивать и совершенствовать вербальную память умственно отсталыхучащихся.
Оценкарезультатов по количеству правильного воспроизведения стихотворения. Норма – 18правильно воспроизведенных слов (4 строки).
Высшийуровень – если испытуемый воспроизвел от 18 до 12.
Среднийуровень – если воспроизвел от 11 до 6.
Низкийуровень – если воспроизвел от 5 до 1.
Таблица 1.
Уровень вербальнойпамяти умственно отсталых учащихся 2-го классов.Методика Уровень памяти Средний Низкий «Запомни и повтори» 10 уч. 2 уч.
Такимобразов, использование стихотворных текстов для изучения памяти умственно отсталых младшихшкольников подтвердило то, что методикой «Запомни и повтори» можно развивать,диагностировать, усовершенствовать и получать достоверную информацию овербальной памяти умственно отсталых школьников. Методика «Запомни и повтори»направлена на запоминания стихотворного материала, помогает учащимся развиватьне только память, но и связную речь это поможет им в дальнейшем обучении, онанаправлена на развитие устной речи. С помощью этой методики учащиеся обогащают свойсловарный запас, что поможет им адаптироваться в обществе, правильно общаться иподбирать нужные слова при общении с другими людьми.
Такимобразом, можно сделать вывод, что большое количество умственно отсталыхучащихся 2 класса не могут сохранять и воспроизводить материал достаточнополно. Изучение процессов памяти учащихся с интеллектуальной недостаточностьюпозволило сделать вывод о том, что для более полного воспроизведенияпредъявленного материала испытуемые нуждаются в помощи. Так же данное исследованиепозволяет сделать вывод, что вербальная память у учащихся данной категориинаходится на уровне ниже нормы.
Такимобразом, полученные результаты свидетельствуют о том, что память умственноотсталых учащихся 2 класса нуждается в коррекции и развитии.

Заключение
В завершениинашей курсовой работы постараемся объединить главные мысли и сделать выводы.
Память – этоотражение прошлого опыта человека, сложный психический процесс, которыйпроявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении информации. Память,представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности,тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью вцелом. Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия,мышления, речи, эмоционально-волевой сферы. В свою очередь, нарушения вдеятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этихпроцессов. Характернойособенностью всех детей с интеллектуальной недостаточностью является неумениецеленаправленнозаучивать и припоминать. Все эти особенности затрудняютпроцесс овладения учебным материалом.
Так же можновыделить характерные особенности памяти умственно отсталых школьников. Расстройства памяти уумственно отсталых детей имеют определенные особенности, которые проявляются внарушении зрительной, слуховой, эмоциональной, кратковременной, долговременнойпамяти, а так же в нарушении произвольного и непроизвольного запоминания.
Памятьучащихся с интеллектуальной недостаточностью можно значительно улучшить приусловии систематической и целенаправленной работы. Не следует заниматьсямеханической тренировкой памяти, заучивать ненужное или малопонятное, ребенокдолжен понимать то, что ему предлагают запомнить. Одно из важных условийовладения способами логического запоминания – определенный уровень развитиямыслительных операций.
Такимобразом, изучив работы отечественных и зарубежных специалистов, мы выяснили,что психическое развитие детей с нарушением интеллекта протекает с большимиотклонениями. Быстрее чем в норме утрачиваются и видоизменяются представленияпамяти, т.к. процессы запоминания, сохранения и воспроизведения у олигофреновимеют определенные особенности.
Психическоеразвитие детей с нарушением интеллекта протекает с большими отклонениями.Быстрее чем в норме утрачиваются и видоизменяются представления памяти, т. к.процессы запоминания, сохранения и воспроизведения у умственно отсталыхучащихся имеют определенные особенности. Различные упражнения, игры и методикиспособствуют развитию психических процессов, а именно развитию памяти,мышления, воображения.
Использованиестихотворныхтекстов для изучения памяти умственно отсталых младших школьников подтвердилото, что различными методиками можно развивать, диагностировать,усовершенствовать и получать достоверную информацию о вербальной памятиумственно отсталых школьников. Так же, методики помогают учащимся развивать нетолько память, но и связную речь это поможет им в дальнейшем обучении. Спомощью этих методик учащиеся обогащают свой словарный запас, что поможет имадаптироваться в обществе, правильно общаться и подбирать нужные слова приобщении с другими людьми.
Можно сделатьвывод, что большое количество умственно отсталых учащихся 2 класса не могутсохранять и воспроизводить материал достаточно полно. Изучение процессов памятиучащихся с интеллектуальной недостаточностью позволило сделать вывод о том, чтодля более полного воспроизведения предъявленного материала испытуемые нуждаютсяв помощи. Так же данное исследование позволяет сделать вывод, что вербальнаяпамять у учащихся данной категории находится на уровне ниже нормы.
В результатепроведения нашего исследования были реализованы поставленные цель и задачиработы. Исследуя данную проблему, мы исходим из важности развития памятиучащихся с нарушением интеллекта, как одного из важных психических процессов вовладении учебным материалом. На наш взгляд, данное исследование представляетсобой особый интерес, а так же является актуальной, и будет оставаться такойеще долгое время.

Списоклитературы
1.  Виноградова А.Д. Практикумпо психологии умственно отсталого ребенка / – А.Д. Виноградова. – М.:1985. – 144 с.
2.  Егорова Т.В. Особенностипамяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова.– М.: 1973. – 152 с.
3.  Житникова Л.Н. Учитедетей запоминать / Л.Н. Житникова. – М.: 1978. – 160 с.
4.  Забрамная С.Д. Развивающие занятия сдетьми / С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. – М.: 2001. – 80 с.
5.  Коджаспирова Г.М. Педагогическийсловарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова,А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 176 с.
6.  Петрова В.Г. Психологияумственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.,2002. – 160 с
7.  Рубинштейн, С.Я. Психологияумственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. – М.: 1986. – 192 с.
8. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальныеметодики патопсихологии / С.Я. Рубинштейн. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 448 с.
9. Смирнов А.А. Проблемы психологиипамяти / А.А. Смирнов. – М.: 1966. – 375 с.
10.  Черемошкина Л.В. Развитиепамяти детей / Л.В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.