Московский Гуманитарный Университет
Факультет психологии социальной работы
Кафедра общей психологии и истории психологии
Курсовая работа на тему
"Патриотизм как психологический феномен"
Москва 2008
Содержание
Введение
1. Трактовка понятия«патриотизм»: сущность и характеристика
1.1 Рассмотрениепонятия «патриотизм»
1.2 Патриотизмкак любовь
1.3 Патриотизмкак политический принцип
1.4 Патриотизмкак общественный принцип
1.5 Патриотизмкак моральная позиция
2. История взглядов исовременные исследования
2.1 Возникновение иистория русского патриотизма
3. Патриотизм в современнойжизни (отношение людей к нынешнему патриотизму)
Заключение
Литература
Введение
Актуальность.Насегодняшний день тема патриотизма является весьма актуальной, так как онакасается каждого гражданина и во многом связанна с политической ситуацией внашей и многих других странах. От чувства патриотизма зависит отношениечеловека к своей стране, а значит и к окружающим его людям (родному народу), квыбору правительства (следовательно, и будущего этого государства); к состояниюи сохранению архитектурного богатства и экологии. Так же от уровня преданностии принадлежности себя к какой-либо стране зависит вклад конкретной личности внауку, искусству, безопасность и ещё множество областей социальной жизничеловека.
Яркимпримером высокого уровня патриотизма является Великая Отечественная Война,поскольку всемирно признана, что огромным вкладом в победу было всеобщее чувствопреданности своему народу, стране и её правительству. Но возникает вопрос:«Если сегодня перед Россией встанет подобная проблема, так ли предан, будет лиеё народ?»
В Россиипостоянно говорится об «утечке мозгов» за границу, нежелании молодых людейслужить в армии, участвовать в выборах правительства и т.д.
А значит, этатема затрагивает множество важных аспектов и одним из главных является снижениеуровня патриотизма, причины этого явления, а так же понимания современнымилюдьми понятия «патриотизм», и наконец вопрос того как же привить людям любовьи преданность своей Родине.
Предмет: Патриотизм, какпсихологический феномен.
Цель: Рассмотреть патриотизм,как психологический феномен.
Задачи:1.) Рассмотреть понятие «патриотизм» по различным признакам, принципам ипозициям.
2.) Изучить историюпатриотизма.
3.)Рассмотреть патриотизм в современной жизни.
1.Трактовка понятия«патриотизм»: сущность и характеристика
1.1Рассмотрение понятия «патриотизм»
Феноменпатриотизма как один из базовых компонентов общественного сознания имееткомплексную структуру. Он – объект изучения ряда общественных наук, и, преждевсего: истории, этнологии, социологии, политологии. В отечественной социальнойпсихологии проблема патриотизма до последнего времени не ставилась и неявляется традиционной. Но это не означает, что социальные психологи вообще непроявляли никакого интереса к ее изучению. Исследование проблематики, так илииначе связанной с феноменом патриотизма, имеет давнюю историю в этническойпсихологии и психологии межгрупповых отношений. В этих дисциплинах накопленыдостаточно обширные данные, позволяющие выделить проблему патриотизма вкачестве самостоятельного объекта исследования, использовать для описанияданного феномена соответствующий концептуально-терминологический инструментарийи обозначить его социально-психологическую специфику.
Патриотизм – этоодна из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающаяся вчувствах любви, гордости и преданности своему отечеству, его истории, культуре,традициям и быту, в чувстве нравственного долга его защиты, а также в признаниисамобытности и самоценности других сообществ, в осознании их права насамобытность и существование без конфронтации друг с другом.
Патриотизм – эточувство ценности и необходимости для жизни каждого человека его включения вбольшую целостную индивидуальность народа и, с другой стороны, инстинктсамосохранения народной индивидуальности и самобытности. Смысл и функция патриотизма– в объединении государства и сохранении нации как целостного единства(культурного, территориального, государственно-политического, экономического).Это та духовная сила, которая приводит в действие потенциалы и средства,поддерживающие единство народа: язык, национальную культуру, чувствоисторической традиции и преемственности, национальные черты его религии,целостность и неприкосновенность территории. Поэтому угасание патриотизма – самыйверный признак кризиса социума, а его искусственное разрушение – путьуничтожения народа.
Многоаспектность«патриотизма». Патриотизм – многогранное и многоаспектное явление,представляющее сложный комплекс свойств и характеристик, по-разномупроявляющихся на различных уровнях функционирования социальной системы.
На уровнеотдельного человека патриотизм может быть рассмотрен как один из компонентовего личностной подструктуры и отнесен к области высших чувств и устойчивыхличностных особенностей (ценностей, убеждений, норм поведения, критериев оценкисоциальных явлений).
Как сложноеинтегральное личностное образование патриотизм включает:
– любовьк Родине;
– бескорыстнуюпреданность и служение ей;
– нерасторжимоеединство с ней, идентификацию своих интересов с интересами отечества: бытьпатриотом – значит соединять свою жизнь с жизнью Родины, свою судьбу – с еесудьбой;
– патриотическиечувства, относящиеся к высшим духовным подструктурам человека и предполагающиедуховное развитие: Родина – это «духовная реальность», поэтому духовно мертвыйчеловек не может любить свою Родину, быть патриотом;
– наличиеактивной гражданской позиции, готовность отстаивать интересы своей Родины,действовать во имя сохранения и развития ее благополучия;
– жертвенность,т.е. готовность пожертвовать ради отечества своими личными интересами, в томчисле и жизнью; восприятие служения Родине как одной из важных основ своегожизненного самоопределения, святого долга и первейшей обязанности;
– признаниеРодины в качестве высшей, главной ценности в иерархии системы ценностейличности;
– гордостьза свою культуру и достижения своего народа; преклонение перед его святынями,историческим прошлым и лучшими традициями (при одновременной их взвешенной икритической оценке);
– превалированиев человеке общественных ориентации над индивидуалистическими, классовыми илиузко профессиональными интересами;
- уважениек другим народам и культурам (Кольцова В.А., Соснин В.А. //Психологический журнал. 2005).
1.2 Патриотизм как любовь
Определениепатриотизма довольно часто встречается в различных словарях, статьях и научныхработах, но каждый источник интерпретирует его по-разному. Большинство словарейдаёт определение патриотизма, как любовь. Это может быть благородная любовь,большая чистая любовь, любовь к Родине, любовь к своему отечеству, любовь к благуи славе отечества и т.д. Все эти определения объединяет одно чувство – любовь.Что такое любовь и можно ли расценивать патриотизм как чувство? К примеру,словарь Ожегова даёт следующее определение:
«Патриотизм –Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Патриот – Человек,преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.
Патриот–Человек, проникнутый патриотизмом».
Схожееопределение можно найти в историческом, социологическом и большомэнциклопедическом словарях:
«Патриотизм– любовь к Родине (большой и малой), одно из наиболее глубоких чувств,закрепленных веками и тысячелетиями существования обособленных отечеств»(Аберкомби Н. Социологический словарь, изд. «Экономика», 2004).
«Патриотизм –(от греч. patris – родина, отечество), любовь к родине, преданность ей, стремлениесвоими действиями служить ее интересам, ощущение неразрывной связи со своимнародом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Основы патриотизма высказанысловами св. Иоанна Кронштадтского: «Отечество земное с его Церковью естьпреддверие Отечества Небесного, поэтому любите его горячо и будьте готовы душусвою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную». Патриотизм опирается настрогую иерархию духовных ценностей и осознание духовного самоопределения. «Воснове патриотизма, – писал И.А. Ильин, – лежит акт духовногосамоопределения. Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, длякоторой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испыталаобъективность и безусловное достоинство этого священного – и узнала его всвятынях своего народа». Система ценностей Святой Руси создала все условия длявысшего духовного самоопределения, а значит, и зрелого патриотизма русскогонарода. Опираясь на эту систему ценностей, русский человек осознает своюдуховную силу и мощь, здоровье, чувство гордости и удовлетворения от своего образажизни и мысли. «Ты должен посвятить Отечеству свой век, коль хочешь навсегдабыть честный человек» (Д.И. Фонвизин). О. Платонов
Патриотизм– глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищатьее (Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, изд. «Полрадис»,1997).
Патриотизм – эмоциональноеотношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее отврагов.
Патриотизм – любовьк отечеству, преданность ему, стремление действиям служить его интересам.
Патриотизм – Любовьк Родине, преданность своему народу. Патриотизм имеет различное социальноесодержание в различные исторические эпохи. Понятие патриотизм возникло вдревности (Аксенова А.Г. Исторический словарь, 2002).
Проанализироваввыписки из словарей можно сделать следующий вывод.
Любовь –чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовностиотдать свои силы общему делу (любовь к Родине). Такое же чувство, основанное навзаимном расположении, симпатии, близости (братская любовь, любовь к людям).Такое же чувство, основанное на инстинкте (материнская любовь), (Ушаков Д.Н. БольшойТолковый Словарь Русского языка, изд. АСТ, 2000).
Человек любитместо своего рождения и воспитания, с Родиной связанны приятные моменты жизни.
Н.М. Карамзинвыделяет 3 вида любви к отечеству.
«Любовь котечеству может быть физическая, моральная и политическая» (Карамзин Н.Н. Олюбви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М;Л, 1964). Вот как он объясняет свою позицию на счёт любви как отечеству, какфизическую: «Человек любит место своего рождения и воспитания. Сияпривязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должнабыть названа физическою».
Здесь любовьвыступает как привязанность к месту рождения, которая должна быть у всехлюдей.» (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранныесочинения в двух томах. М; Л, 1964).
Втораяпозиция любви по Н.М. Карамзину, моральная: «С кем мы росли и живем, к темпривыкаем. Душа их сообразуетсяс нашею; делается некоторым ее зеркалом;служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается впредмет склонности для сердца. Сия любовь к согражданам, или к людям, скоторыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовьк отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, нодействующая в некоторых летах сильнее: ибо время утверждает привычку».(Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения вдвух томах. М; Л, 1964).
Если в первомслучае любовь выступает, как привязанность к определённому месту, то во второмслучае любовь выражается к тем людям, которые связанные с этим местом, т.е. кнашим друзьям, родственникам, близким людям.
Что касаетсяполитической любви к отечеству, то автор начинает её описание с древних времён.Он утверждает, что: «Патриотизм есть любовь к благу и славе отечества и желаниеспособствовать им во всех отношениях» (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству инародной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964).
Карамзинсравнивает Русский народ с другими государствами во все времена.
«Мы не имеемнужды прибегать к басням и выдумкам, подобно грекам и римлянам, чтобы возвыситьнаше происхождение: слава была колыбелью народа русского, а победа – вестницеюбытия его. Римская империя узнала, что есть славяне, ибо они пришли и разбилиее легионы. Историки византийские говорят о наших предках как о чудесных людях,которым ничто не могло противиться, и которые отличались от других северныхнародов не только своею храбростью, но и каким-то рыцарским добродушием. Героинаши в девятом веке играли и забавлялись ужасом новой тогдашней столицы мира:им надлежало только явиться под стенами Константинополя, чтобы взять дань сцарей греческих. В первом-надесять веке русские, всегда превосходныехрабростию, не уступали другим европейским народам и в просвещении, имея порелигии тесную связь с Царем-градом, который делился с нами плодами учености; иво время Ярослава были переведены на славянский язык многие греческие книги. Кчести твердого русского характера служит то, что Константинополь никогда не могприсвоить себе политического влияния на отечество наше. Князья любили разум изнание греков, но всегда готовы были оружием наказать их за малейшие знакидерзости» (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранныесочинения в двух томах. М; Л, 1964).
Н.М. Карамзинписал о том, что политическая любовь начинается с любви к своей истории,гордости за неё и героев прошлых лет. Политическая любовь строится на уважениисвоей истории.
1.3Патриотизм как политический принцип
Так же многиедругие источники расценивают патриотизм, как принцип. К примеру, философскийсловарь опубликовал следующее:
«ПАТРИОТИЗМ –(греч. patre – родина) – общественный и нравственный принцип, характеризующий отношениелюдей к своей стране, который проявляется в определенном образе действий исложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к родине. «Патриотизм,– писал В.И. Ленин, – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленныхвеками и тысячелетиями обособленных отечеств» (т. 37, с. 190). Любовь кродине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовностьради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордостьсоциальными и культурными достижениями своей страны; сочувствие к страданиям народаи отрицательное отношение к социальным порокам об-ва; уважение к историческомупрошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к местужительства (к городу, деревне, области, стране в целом). Патриотизм какобщественное явление, прежде всего, относится к области социальной психологии,однако одновременно имеет и моральное значение. Все указанные проявленияпатриотизма нашли отражение в моральном сознании человечества и в содержанииразличных моральных требований. Именно поэтому понятие патриотизм ипредставляет собой один из принципов нравственности. В эксплуататорскомобществе Патриотизм имеет противоречивую природу, поскольку он характеризуетотношение людей к нации в целом, тогда как она разделена на антагонистические классы.Подлинная любовь к родине в эксплуататорском обществе в наибольшей степенисвойственна трудящимся, но, поскольку они не являются хозяевами страны иподвергаются у себя на родине угнетению, любовь к отечеству совмещается у нихобычно с ненавистью к господствующим в нем порядкам и его правящей верхушке, ачасто также с общественной пассивностью. Народ мог принимать активное участие вделах родины лишь во время больших исторических потрясений. Именно в этипериоды резко обострялись патриотические чувства масс, хотя сами они никогда непользовались плодами своих побед. Патриотизм революционных деятелей прошлоговсегда был тесно связан с ненавистью к господствующим порядкам, подавляющимтворческие силы народа, к паразитической верхушке общества. В социалистическомоб-ве патриотические чувства народа получают свободное развитие; Патриотизмвпервые становится всенародным. Социалистическому Патриотизм присущеорганическое слияние любви к родине и преданности делу коммунизма. Посколькуподлинные интересы социалистической родины совпадают с интересамимеждународного рабочего движения, социалистический патриотизм, тесно связантакже с пролетарским интернационализмом. В социалистическом обществе патриотизмнародных масс носит не пассивный, а активно-деятельный характер, и не только впериоды войн, но и в повседневном труде на благо родины. Социалистическийпатриотизм — один из важнейших принципов коммунистической нравственности. Всеее осн. требования, затрагивающие вопросы отношения к труду,общественно-политической деятельности, межнациональных отношений, формированияличности, так или иначе, связаны с социалистическим патриотизмом, т.к. ихвыполнение является вместе с тем обязанностью перед своим народом». (ГрицановА.А. Философский словарь, 2001).
Но так жесуществует иной взгляд на толкование этого понятия:
«Патриотизм(греч. отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство,содержанием к-рого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость заего прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Патриотизм – «одноиз наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленныхотечеств» (Ленин В.И., т. 37, с. 190). Исторически элементы Патриотизм ввиде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже вдревности. В антагонистическом об-ве содержание Патриотизм становитсяклассовым, ибо каждый класс выражает свое отношение к отечеству через присущиеему специфические интересы. В условиях развития капитализма, формированиянаций, образования национальных государств Патриотизм становится неотъемлемойсоставной частью общественного сознания. Однако по мере обострения классовыхантагонизмов в процессе развития буржуазного об-ва обнаруживаетсяпротиворечивый характер Патриотизм: с превращением буржуазии в господствующийкласс ее Патриотизм перестает отражать общенациональные моменты, как это было впериод борьбы с феодализмом, он ограничен эксплуататорскими интересами, смыкаетсяс национализмом и шовинизмом, ибо «выше интересов отечества, народа и чегоугодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран противтрудящихся…» (Ленин В.И., т. 36, с. 328–329). Для патриотизма мелкойбуржуазии характерны национальная ограниченность и национальный эгоизм,определяющим в ее отношении к отечеству являются не интересы социальногопрогресса, а узкокорыстные интересы. В буржуазном обществе только пролетариатвыступает выразителем коренных национальных интересов народа, а потому иносителем подлинного Патриотизма. В ходе социалистической революции меняетсясоциальная сущность Патриотизма, его главным элементом становится социализм – объектобщенациональной гордости трудящихся, формируется социалистический всенародныйПатриотизм, неразрывно связанный с интернационализмом. СоциалистическийПатриотизм выражается в преданности и верности не только своей родине, но ивсему социалистическому содружеству, солидарности с борьбой трудящихся всехстран против империализма (Грицанов А.А. Философский словарь, 2001).
Проанализировавдва определения патриотизма можно увидеть, что в них есть общий нравственныйпринцип, но есть и отличие. Одно утверждение гласит, что патриотизм – этополитический принцип, другое, что это общественный. Попробуем разобрать и то идругое.
Патриотизм,как политический принцип.
Политика – деятельность органов государственной власти игосударственного управления, отражающая общественный строй и экономическуюструктуру страны, а так же деятельность общественных классов, партий и другихклассовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами ицелями (Нестеров Ф. Связь времен. изд. «Молодая Гвардия», 1987).
Тутпатриотизм рассматривается не как чувство, которое присуще каждому человеку независимо от его политических убеждений, а патриотизм, как политическая позиция,т.е. как политический патриотизм.
Исходя извыше написанного, можно сказать, что патриотизм играет не последнюю роль вполитике. Так как общее понятие патриотизма – это любовь к Родине и Отечеству,следовательно, стране нужны патриоты. К примеру, рассмотреть армию. Молодыхлюдей, которые считают службу своим долгом, можно назвать патриотами. Странануждается в таких людях, чтобы армия была сильной и защищала Родину, но длятого чтобы это делать в первую очередь надо любить её, заботиться о еёпроцветании, о её интересах.
Патриотизмкак политический принцип – стремление разобрать вопросы социального развитиянарода, уделение большего времени народу. Патриоты – это те люди, которыеработают на благо политики, но политика так же работают на благо этих людей.
Когда речьзаходит о политическом патриотизме, в первую очередь встаёт вопрос, а кто жевыступает в этой роли патриотами?
Патриот,патриота, м. (греч. Patriots – земляк). Человек, преданный своему народу, любящий своёотечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своейродины (Ушаков Д.Н. Большой Толковый Словарь Русского языка, изд. АСТ,2000).
Политик –человек, интересующийся вопросами политики (Ушаков Д.Н. Большой ТолковыйСловарь Русского языка, изд. АСТ, 2000).
Следовательно,на поставленный вопрос мы можем ответить так: «в политическом патриотизме рольпатриотов выполняют политики, которые, исходя из определений, интересуютсяжизнью страны, работают во имя интересов своей родины, состоят в различныхгосударственных организациях, «поднимают» страну на новый, лучший уровень,делают всё возможное для процветания своей Родины. В их руках управлениегосударством. Люди, которые относятся к органам высшей власти, должны любитьсвою страну, ибо только так они могут поддерживать государство на достойномуровне. Политик – это доверенное лицо государства».
1.4Патриотизм как общественный принцип
Патриотизм,как общественный принцип.
Общество –совокупность людей, объединённых исторически общественным и социальными формамисовместной жизни и деятельности (Ожегов С.И. Словарь Русского языка С.И. Ожегова.,изд. «ИТИ Технология», М., 2005).
Общественный– относящийся к обществу, протекающий в обществе, связанный с деятельностью людейв обществе (Ожегов С.И. Словарь Русского языка С.И. Ожегова, изд.«ИТИ Технология», М., 2005).
Патриотизм,как общественный принцип характеризует отношение людей к своей стране, котороепроявляется их действиями. Любовь к родине, например, это забота об интересах иисторических судьбах страны, готовность ради них к самопожертвованию; гордостьсоциальными и культурными достижениями своей страны; сочувствие к страданиямсвоего народа; уважение к историческому прошлому и вера в светлое будущееРодины; привязанность к месту жительства. У общества патриотизм в большинствеслучаев проявляется во время больших исторических потрясений, например,получения права проведения Олимпиады в 2014 году в городе Сочи. Но патриотизмсплочает людей не только в радостные, но и в горестные моменты, тому примертрагедия в Беслане. Чтобы мы почувствовали себя единой нацией и народомпонадобились невинные детские смерти.
А, к примеру,в социалистическом обществе, патриотизм народных масс носит не пассивный, аактивный деятельный характер, и не только в периоды войн, но и в повседневномтруде на благо Родины.
1.5 Патриотизм какморальная позиция
Так же мыможем заметить, что некоторые другие источники определяют патриотизм, какморальную позицию. Словарь Ожегова характеризует мораль, как нравственные нормыповедения, отношения с людьми. Так как моральные нормы должны соответствоватьтребованиям определённого поведения, которые основаны на принятых в обществепредставлениях, следовательно, каждый человек, который относится к обществу ипридерживается его социальных установок, по определению должен являтьсяпатриотом.
Вывод:
Проанализироваввыписки из словарей и газет, можно сказать, что единого общего определенияпатриотизма нет. Большинство источников даёт определение патриотизма, каклюбовь к Родине, отечеству, но так же есть и примеры патриотизма, как моральнойпозиции, нравственного и политического принципа, верность своей истории,преданность своей культуре. Если обобщить всё выше перечисленное воедино, томожно написать следующие: «Патриотизм – это в первую очередь любовь к своейРодине, своему отечеству. Патриотизм начинается с любви к родным и близким и незаканчивается на любви к своему народу. Патриот обязан ценить свою историю,быть предан своей стране, готов ради неё к самопожертвованию, всеми силамислужить интересам своей страны».
2.История взглядов исовременные исследования
2.1Возникновение и история русского патриотизма
Идея патриотизма во все времена занимала особое место. Нетолько в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах егодеятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Рольи значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, например войны,нашествия, революционные потрясения, борьба за власть, стихийные и иныебедствия. Проявление патриотизма в такие периоды отмечены высокими благороднымипорывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, чтозаставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарномявлении.
Во-первых, патриотизмкак одна из основных составляющих Русской идеи, одновременно являетсянеотъемлемым компонентом отечественной гуманитарной науки и культуры, имеющихбогатую историю и глубокие традиции.
Во-вторых,патриотизм всегда рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силырусского народа, как необходимое условие единства, величия и могуществаРоссийского государства.
В-третьих,сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, преждевсего в плане его духовного выражения и реально-действенного проявления.Характерно, что рассмотрение проблемы патриотизма находилось под воздействиемнемалого числа оппонентов, которые в различных формах ограничивали возможностиее конструктивной и более основательной разработки, умаляли ее наиболеесущественные стороны, вплоть до стремления дискредитировать саму эту идею.»
Внаучно-исследовательской литературе проблеме патриотизма уделяется явнонедостаточное внимание. В исследовании патриотизма, со всеми его важнейшимиизменениями, сделаны лишь первые шаги (Лутвинов В.И. / Российский патриотизм:история и современность).
Историческиформирование патриотической идеи совпадет с возникновением Русскогогосударства. В период перехода от родового общества к древнерусскомугосударству этническое самосознание воплощалось в представлении об общностипроисхождения и принадлежности к определенному племенному объединению, чтопривело впоследствии к формированию общей идеи русской земли, Руси, какгосударства, на котором живет народ. Но не только географическое пространствосплачивало формирующуюся древнерусскую народность. Язык, верования,историческая память о прошлом, общность судьбы – все то, что можно назватьисторическим пространством и составляло вкупе Отечество.
Одной изведущих в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты, а незахвата чужих земель. «Да не посрамим земли Русской!» – эти слова киевскогокнязя Святослава могут быть лейтмотивом всей боевой истории Российской армии. Ссередины XIII века с утратой государственного суверенитета, ослаблениемполитической роли русской земли общерусская патриотическая идея уступила местолокальным призывам. Со второй половины XIV века клич «За землюрусскую!» возродился в сочетании с другим «За веру православную!». Православиеобъединяло русских в борьбе за государственную независимость, олицетворяя иодухотворяя эту борьбу.
Неписанымправилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену,за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвойна оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывалисьвзаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имяспасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма какважнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашегообщества, явившегося важной составляющей российского менталитета.
В петровскоевремя с утверждением абсолютизма государственное начало безраздельногосподствовало в общественном сознании. Для этого времени характерен был рост национальногосамосознания складывающейся русской нации, что нашло свое выражение в новомосмыслении таких духовных ценностей, как «Отечество» и «патриотизм».
Отечествоотождествлялось с определенной территорией и исторически сложившейся на нейобщностью населения, постепенно вырабатывалось представление «мы – россияне».
Понятиепатриотизм наиболее точно определил Н.М. Карамзин: «Патриотизм есть любовьк благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях».Похожее определение дает В. Соловьев: «Ясное сознание своих обязанностейпо отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма».Исходя из этих определений, суть любви к Отечеству состоит в понимании главныхзадач, стоящих перед обществом и государством, в неустанной борьбе за ихрешение. Патриотизм в русском национальном самосознании был связан сжертвенностью, с необходимостью, если надо, отказаться от себя, от семьи.Призыв «положить жизнь за Отечество» звучал в стихах Н.М. Карамзина, С.Н. Глинки,А.И. Тургенева. В то же время патриотизм чаще всего сопряжен вобщественном сознании с военной деятельностью, но не захватнической.
В годыправления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии,считается выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиянстановятся слова «Бог, Царь и Отечество». С тех пор воспитание в армииосновывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своейили императора, а в интересах государства Российского. «Вот пришел час, которыйрешит судьбу Отечества, – обращался Петр I к воинам передПолтавской битвой. – И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, ноза государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество… А о Петре ведайте,что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, дляблагосостояния вашего…». Такой подход к военной службе был закреплен в «Учреждениик бою», «Артикуле воинском», написанных лично Петром I, в Уставе воинском 1716года, российских законах.
Историянашего государства – это история войн в его защиту. Поэтому стержнемгосударственного патриотизма становится военно-патриотическое воспитание,получившее заметное развитие в трудах и деяниях П.А. Румянцева, А.В. Суворова,М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова,М.Д. Скобелева и других.
Впослеоктябрьский период развития нашей страны произошло переподчинениесобственно русских и российских интересов задаче интернационализации отношенийв обществе. Это отразилось на русском самосознании, которое деформировалось, ослаблялось,утрачивая, национальные корни. Значительнее слабее стала преемственностьпоколений, нарастали тенденции маргинализации населения, особенно молодежи, ееотчуждения от героических свершений и славы великих предков. В то же время входе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашегоОтечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явилсяосновой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминаятяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и неморозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода наподступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые,незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родинуи величайший патриотизм поднимали людей на подвиг». Этот исторический фактсвидетельствует о том, что форма власти, общественная система не в состоянииоказать решающего воздействия на высшие духовные ценности народа в моментысудьбоносных испытаний (Баранов Н.А. // Патриотизм в системеобщероссийских ценностей).
Патриотизморганически связан с осознанием исторического бытия народа, ибо Родина – это нетолько сегодняшняя страна, но и вся ее история. История ее культуры, еедуховного становления во времени. Патриотизм – это ощущение духовной связи сОтечеством; для нас – с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, этонадежда и вера в ее будущее (Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании //Русский Вестник №16 (644) 2004).
Любовь и вера неразрывны с понятиемпатриотизма.
Русский патриотизм отличался от всякого иногосвоей беспредельной и безусловной, то есть не требующей ничего взамен,верностью государству. Если в Киевской Руси, как и в Западной Европе, в трудныйчас призывали ратников встать грудью на защиту своего домашнего очага, жен идетей своих, то Минин, напротив, предлагает «дворы продавать, жен и детейзакладывать», чтоб только «помочь Московскому государству» (Нестеров Ф. Связьвремен. изд. «Молодая Гвардия», 1987).
Проанализировавлитературу можно сделать выводы, что:
Патриотизм – одно из самых устойчивых, неистребимых исвященнейших чувств человека. Чувство патриотизма передается из поколения впоколение и является весьма стойким.
Как писалось выше, формирование патриотической идеи совпадаетс возникновением Русского государства и меняется вместе с историей. Вместе созначением патриотизма менялись и лозунги, которые его олицетворяли. Например, вXIII веке слова Киевскогокнязя Святослава звучали так: «Да не посрамим земли Русской!» По-моему мнениюречь идёт о преданности и защиты своей Родины.
Со второй половины XIII века клич о патриотизме звучал немного иначе:«За землю русскую! За веру православную!». Здесь на первое место встаёт слово«вера». Православие объединяло русский народ.
В эти времена у русского воина было неписанным правиломстоять за родную землю, за родных людей. Постепенно эти качества стали основойпатриотизма.
В петровское время национальное самосознание укрепилось.Постепенно вырабатывалось представление «мы – россияне». Главным девизомстановится «Бог, Царь и Отечество». Главной идеей стало не служение ради честии славы, а служение ради государства. Стержнем патриотизма становитсявоенно-патриотическое воспитание. В послеоктябрьский период русскоесамосознание ослаблялось, особенно ярко выражалось отчуждение молодёжи от славыпредков.
Во времена Великой Отечественной войны русский народ сновапроявил небывалый патриотизм. В тяжёлые времена патриотизм объеденяет людей,придаёт им веру в себя, в свою страну.
3. Патриотизм в современной истории
В современное время в условияхгосподства эгоцентрически трактуемой либеральной идеи стала возможнойобщественная деморализация. А.И. Солженицин, характеризует следующимобразом изменения в русском менталитете в новом Российском государстве:»… Рублево-долларовыйудар 90-х годов по новому потряс наш характер: кто сохранял еще прежние добрыечерты – оказались самыми неподготовленными к новому виду жизни, беспомощными,негодными неудачниками, не способными заработать на прокормление. «Нажива» сталановой идеологией. Разгромная, разрушительная переделка… – густо дохнулараспадом в народный характер» (Голикова Л.В. //Патриотизм – основное качество в России, 1987).
Перед Россиейвстала важнейшая задача – реализовать огромный духовно-нравственный потенциал,накопленный за всю историю существования государства, для решения проблем вразличных сферах жизни общества. Государственная стратегия России должнапостоянно опираться на историческое и духовное наследие народа, поэтому впоследнее десятилетие остро встал вопрос выработки национальной идеи, котораясмогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. По мнению А. Кивы«Национальная идея – это обруч нации. Как только он лопается, нация либовпадает в глубокую депрессию, либо распадается, либо становится жертвойкакой-то реакционной идеи и даже человеконенавистнической идеологии».
Героическая идраматическая история России, ее величайшая культура, национальные традициивсегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа,своеобразным стержнем общественного бытия. Поэтому необходимо всегда помнитьпророческие слова В.В. Розанова: «Цивилизации гибнут от извращенияосновных добродетелей, стержневых «на роду написанных», на которых «все тестовзошло» (Баранов Н.А. // Патриотизм в системе общероссийских ценностей).
Патриотизм илюбовь к Родине сегодня занимают одну из ведущих позиций в списке жизненныхценностей россиян. Патриотами считают себя большинство представителейпрактически всех групп и слоев общества. 83% россиян, как показал ноябрьскийопрос ВЦИОМ, считают себя патриотами своей страны. Не быть патриотом сейчас – непрестижнои немодно.
Интересно,что патриотизм – единственная ценность общественно-политического характера,разделяемая подавляющим большинством наших соотечественников. В рейтингежизненных приоритетов патриотизм занимает четвертое место – выше него толькосемья, дети, дом (их важность для себя отметили 95% опрошенных россиян),душевный комфорт (92%), материальное благополучие (88%). Практически наравне – друзья(81%). Гораздо менее важны для людей вера и религия (55%), политика иобщественная жизнь (42%).
Такимобразом, патриотизм оказывается, вплетен в круг ценностей преимущественноприватного, частного, индивидуального характера и являет собой единственноеисключение из этого частного порядка. Индивидуализация и приватизация – главныйвектор изменений в сфере жизненных ценностей, фиксируемый социологами впоследние пятнадцать лет. И это не могло не повлиять на современное пониманиепатриотизма.
Во многом ужезабыты и отброшены массовым сознанием военные, ультрагосударственнические и «парадные»,фасадные формы патриотизма. Современный патриотизм, на взгляд людей,проявляется не столько в сфере политической борьбы и дискуссий, сколько вобласти повседневных межличностных взаимоотношений, практической деятельностилюдей. Патриотизм – в укреплении семьи и воспитании детей (50%), уважениитрадиций (47%), работе с полной отдачей по своей специальности (30%). Гораздоменее значимы публичные и политические формы патриотизма – голосование навыборах за патриотические партии и политиков патриотических взглядов (17%),празднование исторических событий и юбилеев (14%), участие в работепатриотических организаций (13%), критика недостатков в собственной стране (12%).И уж совсем непопулярны и не пользуются уважением разговоры и беседы сознакомыми на патриотические темы – проявлением настоящего патриотизма считаютих лишь 7% опрошенных.
Различия вомнениях на этот счет между представителями разных социально-демографическихгрупп невелики. Наиболее важным разделителем выступает образовательный уровень:россияне с высшим и незаконченным высшим образованием чаще называютпатриотизмом работу с полной отдачей, голосование за патриотические партии иполитиков, конструктивную критику имеющихся недостатков. Люди с образованиемниже среднего, напротив, называют в качестве проявлений истинного патриотизмапразднование исторических событий и беседы на патриотические темы.
У «новыхроссийских патриотов» постепенно вырабатывается и своего рода нравственныйкодекс, предписывающий, что хорошо, допустимо, а что плохо, недопустимо,заслуживает осуждения. Россияне не видят ничего предосудительного в такихситуациях, как работа в иностранной фирме (нормальным или допустимым ее назвали63% респондентов), переезд в другую страну (62%), брак с иностранцем (52%).Напротив, недопустимым 52% опрошенных назвали уклонение от уплаты налогов, 48%полагают, что каждый гражданин страны должен знать государственную символику.
Поровнуразделились мнения в отношении такой практики, как уклонение от службы в армии:39% считает это недопустимым, примерно столько же (40%) – допустимым с теми илииными оговорками. Тяжелая и часто недостойная практика службы призывников вармии зачастую уничтожает высокое нравственное значение службы родине с оружиемв руках, традиционно культивировавшееся в России. Большинство опрошенныхсчитают, что школам и вузам следует возобновить военно-патриотическоевоспитание молодежи (Фёдоров В. Российский патриотизм – истинный и мнимый //Российская газета).
В настоящеевремя исследованием проблем патриотизма занимаются несколько творческихколлективов в Институте социологии РАН, Институте социально-политическихисследований РАН, Институте психологии РАН, Главном управлении воспитательнойработы ВС РФ, Центре военно-стратегических исследований Генерального штаба ВСРФ, Военном университете Министерства обороны РФ, Екатеринбургскомгосударственном педагогическом университете и др. В проблемное поле ихисследований включены такие вопросы, как переоценка ценностей, изменениеценностных оснований идентификации, отношение к патриотизму различныхсоциальных групп, роль патриотических ценностей в формировании общественногомнения и др. (Кошнева К. Патриотизм в культуре современной России //Русский литературный журнал).
В данныхисточниках приводятся примеры современного патриотизма. В настоящее время людине перестали ценить патриотизм, как важный пункт совей жизни, но и воспринимаютего не как раньше.
Во времена перестройки народное самосознание значительноослабло. Люди стали переезжать за границу, пропала вера в Страну, как в мощноегосударство. По-моему мнению, в человеке проснулось не чувство патриотизма(любовь к родине, к своим близким), а чувство самосохранения. Ослабла армия, молодыелюди не считали своим долгом защищать Родину, а предпочитали скрываться.Возможно, повлияли и условия нашей армии. В 90-ые годы не звучали громкиелозунги и девизы, как это было во времена великих войн. Молодёжь пересталаценить русскую историю, перестала гордиться отважеством своих предков, а, какизвестно именно на молодом поколение строится государство.
Проанализировав следующие источники, мы можем говорить овозрождении патриотизма. В настоящее время встал вопрос выработки национальнойидеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых историческихусловиях.
Заключение
Рассмотрев различные источники по данной теме,мы можем сделать ряд выводов.
Патриотизм –это в первую очередь любовь к своей Родине, своему отечеству. Он начинается с любвик родным и близкими не заканчивается на любви к своему народу. Патриот ценитсвою историю, предан своей стране и культуре, готов ради неё ксамопожертвованию, всеми силами служить интересам своей страны.
Зарождениепатриотизма связанно с возникновением Русского государства и менялось на различныхэтапах его развития, а связывалось оно с именами русских князей, царей,императоров и вождей. Со временем менялись лозунги, которые олицетворялипатриотизм, так и главная его идея (вера, царь, отечество).
В историибыло много периодов спада и роста чувства патриотизма у русского народа и надозаметить, что в тяжёлые времена патриотизм объединяет людей, придаёт им веру всебя и свою страну.
Молодые людисейчас всячески пытаются избежать службы в армии, многие, начиная с девяностыхгодов, переехали жить за границу и продолжают иммигрировать и выезжать назаработки, если наша страна не может и не стремится обеспечить квалифицированныхспециалистов достойными условиями работы и размерами заработной платы, а многиепроцветающие страны всегда рады переманить к себе светлые головы.
Сегоднярадует тот факт, что у людей появилось тенденция к возвращению в сердцахчувства патриотизма, хотя его ещё нельзя сравнить с уровнем преданности своейстране в советские времена.
На данныймомент мало людей задумывается о любви и уважении к своей Родине, далеко немногие разбираются в её истории и готовы сражаться за её независимость исохранность, а всё больше мы смотрим на жизнь с позиции личной выгоды, хотя мыбыли рождены в этой стране, наши предки создали её для нас, а наш долг это бытьим благодарными и сделать свой вклад в развитие Родины, ведь только так мысможем продолжить их дело, подтвердить свой смысл существования и оставитьхорошее наследие своим детям.
Литература
1. Аксенова А.Г. Историческийсловарь, 2002
2. Аберкомби Н.Социологический словарь, изд. «Экономика», 2004.
3. Баранов Н.А. //Патриотизм в системе общероссийских ценностей.
4. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедическийсловарь, изд. «Полрадис», 1997.
5. Голикова Л.В. //Патриотизм – основное качество в России, 1987.
6. Грицанов А.А. Философскийсловарь, 2001.
7. Даль В.И. Толковыйсловарь Даля, изд. «Белый город», 2004.
8. Кошнева К. Патриотизм в культуресовременной России // Русский литературный журнал.
9. Карамзин Н.Н. О любви котечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964.
10. КольцоваВ.А., Соснин В.А. // Психологический журнал. 2005.
11. ЛутвиновВ.И. / Российский патриотизм: история и современность.
12. НестеровФ. Связь времен. изд. «Молодая Гвардия», 1987.
13. ОжеговС.И. Словарь Русского языка С.И. Ожегова, изд. «ИТИ Технология», М.,2005.
14. ТроицкийВ.Ю. О патриотическом воспитании // Русский Вестник №16 (644) 2004.
15. УшаковД.Н. Большой Толковый Словарь Русского языка, изд. АСТ, 2000
16. ФёдоровВ. Российский патриотизм – истинный и мнимый // Российская газета.