Реферат по предмету "Психология"


Ощущение и восприятие

Реферат
На тему «Ощущение и восприятие»

Введение
Темаданной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведьвосприятие и ощущение – это весьма сложные позитивные процессы, формирующийуникальную картину мира, изображенную воспринятую и ощущенную в цветах и звуках,которая может значительно отличаться от реальности. С помощью различных видовиллюзий. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайненеобходимы для понимания организационного поведения. Не даром ученые:МаклаковА.Г.; Немов Р.С.; Столяренко Л.Д.; Николаенко А.И. идр., трудились над изучением восприятия и ощущения из сходств и различий.
Цель написания работы заключается в раскрывании сущности различиявосприятия и ощущения как познавательных процессов, его составляющих, а такжефакторов, оказывающих влияние на восприятие и ощущения человека. Изучитьтеоретический материал по теме и использовать на практике. При этом моимизадачами были следующие: показать взаимосвязь ощущения и восприятия,рассмотреть восприятие и ощущение как познавательного процесса получения изокружения и обработки информации, показать, из чего складывается восприятие иощущение человека, указать на возможные ошибки и искажения при восприятии иощущении. Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение,отражение действительности. Это воспроизведение и составляет сутьпознавательного отношения к действительности, Результатом познавательногоотношения являются знания. Знания необходимы человеку не только для ориентациив окружающем мире, но и для объяснения и предвидения событий, для планированияи реализации деятельности и выработки новых знаний. Как же осуществляетсяпроцесс познания? Из каких звеньев или этапов оно состоит? В каких формахпротекает познавательный процесс? Таковы вопросы, на которые предстоит ответитьпри раскрытии данной темы.
Большинствоученых издавна выделяли два основных этапа познания: чувственное и абстрактное.Исторически и логически исходной формой познания является чувственное познание.Чувственным этот этап познания называется потому, что для познания объектов наданном уровне необходимо функционирование органов чувств, нервной системы,мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие материальных объектов.Ощущения и восприятия являются первичными формами познавательного процесса.Именно на их основе, благодаря им осуществляется контакт человека с миромматериальных объектов.


Понятие«ощущения»
Простейшим и исходным элементом чувственного познания ичеловеческого сознания является ощущение. «Ничегоне бывает в уме, чего раньше не было в ощущении», – гласит старинноеизречение. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов и явлений,непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Характернаяособенность ощущений их сиюминутность, непосредственность. Ощущения возникают,как только наши органы чувств соприкоснулись с тем или иным объектомматериального мира и существуют какие-то мгновения, по истечении которыхпреобразуются в восприятия.
Как же протекает процесс ощущений. Физиологическим аспектомощущений служат анализаторы, которые состоят из рецептора (глаз, ухо,вкусовые луковицы, расположенные на поверхности языка и т.д.), нервных путей исоответствующего участка мозга. Для того чтобы возникло ощущение, необходимо,чтобы тот или иной предмет, явление воздействовали на рецептор своимопределенным свойством, цветом, температурой, поверхностью, вкусом, запахом ит.д. Воздействие может быть контактным (вы непосредственно прикасаетеськ предмету пальцем, рукой, кожей или кладете его на язык, подносите к носу ит.д.). Однако во всех случаях воздействие предмета раздражает специальныечувствительные клетки рецептора. Раздражение – физиологический процесс, подего воздействием в нервных клетках возникает физиологический процесс – возбуждение,которое по афферентным нервным волокнам передается в соответствующий участокмозга. Только в мозге физиологический процесс превращается в психический, ичеловек ощущает то или иное свойство предмета или явления.
Виды ощущений. Ощущениячеловека бесконечно многообразны. Существует несколько вариантов классификацииощущений. Обычно при классификации используют следующие критерии:
1) по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецепторас раздражителем, вызывающим ощущение;
2) по месту расположения рецепторов;
3) по времени возникновения в ходе эволюции;
4) по модальности (виду) раздражителя.
Наиболее используемой является систематизация, предложеннаяанглийским физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основных классаощущений:
1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешнихстимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;
2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том,что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.);
3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях;с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частейтела.
Общую массу экстерорецептивных ощущений схема И. Шеррингтонапозволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные,вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточноеположение. Наиболее древней является органическая (прежде всего болевая)чувствительность, затем появились контактные (прежде всего, тактильная, то естьосязание) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, иособенно зрительные, системы рецепторов. Наиболее значительными дляфункционирования человеческой психики являются зрительные (85% всей информациио внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовыеощущения. Особенности зрения и слуха будут подробно рассмотрены при анализемеханизмов человеческого восприятия. Теперь же мы сконцентрируем внимание наанализе органических и тактильных ощущений.
К органическим ощущениям относят в первую очередь чувства голода,жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений. Чувство голодапоявляется при возбуждении пищевого центра мозга, расположенного вгипоталамусе. Электростимуляция этого центра (при помощи вживленных тудаэлектродов) вызывает у животных стремление к непрерывному приему пищи, аразрушение – к отказу от нее, то есть к гибели от истощения. Существует такжеособый центр насыщения, стимуляция которого, напротив, приводит к неутомимомуголоду и к непрерывному стремлению поглощать пищу (булемии).
Система тактильной чувствительности (ощущения давления,прикосновения, фактурности и вибрации) охватывает все человеческое тело.Наибольшее скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончикахпальцев и на губах. Тактильные ощущения рук вместе с мышечно-суставнойчувствительностью образуют осязание, благодаря которому руки могут отражатьформу и пространственное положение предметов. Тактильные ощущения вместе стемпературными представляют собой один из видов кожной чувствительности, дающейинформацию о поверхности тел, с которыми непосредственно контактирует человек(гладкое, шероховатое, липкое, жидкое и т.п.), а также информацию отемпературных параметрах этих тел и всей окружающей среды.
 
Пороги чувствительности
Каждый тип ощущений дает специфическую информацию. Но в то жевремя имеются и общие закономерности, характерные для всех видов ощущений. Кним относятся уровни чувствительности, или «пороги ощущений», их адаптация ивзаимодействие, контраст и синтезия.
Чувствительность – это способность к распознаванию величины и качества раздражителя.Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающегораздражителя называется «порогом ощущений». Простой повседневный опытпоказывает, что для возникновения ощущения необходимо, чтобы раздражениедостигло определенной силы, определенной величины. В этом легко убедиться.Всыпьте в стакан ложечку сахара и попробуйте. Не сладко? Понемногу досыпайтесахар и пробуйте. В какой-то момент вы ощутите, что вода стала сладковатой. Этаминимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение,называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Существует и верхнийпорог чувствительности: это наибольшая величина раздражителя, при которойеще сохраняется данное ощущение. Так, например, за этим порогом свет ужеослепляет. Последующее изменение в силе и характере действующего раздражителя,замечаемого человеком, называется дифференциальным порогом, или «порогомразличения». Благодаря этому порогу мы можем постоянно улавливать небольшиеизменения параметров внешней и внутренней среды: уровень тяжести, увеличениеили уменьшение силы звука, вибрации, уровень освещенности и т.д. Например,чтобы заметить разницу в весе, надо к первоначальной величине добавить илиотнять 1/30 первоначальной; для слуховых ощущений порог составляет 1/10, а длязрительной – 1/100. Между абсолютной чувствительностью и ее порогом – обратнопропорциональная зависимость: чем меньше величина порога, тем вышечувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.Величина этих порогов зависит от многих причин. Особенно влияют на повышениечувствительности характер деятельности человека, его интересы, мотивы,профессия, тренировка.
Величина различия между сигналом, при котором точность и скоростьразличения достигают максимума, называется оперативным порогом ощущений.Оперативный порог в 10–15 раз выше дифференциального.
Исследователи также выделяют временной, пространственно-временнойи латентный пороги. Временной порог – это мера длительности воздействияраздражителя, необходимая для возникновения ощущения. Пространственный порог– размер едва ощутимого раздражителя. Латентный порог – периодреакции, промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновенияощущения.
Свойства ощущений. Органычувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимсяусловиям. Эта способность и называется адаптацией ощущений. Например,при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза к различнымраздражителям меняется в десятки раз… Полная зрительная адаптация можетпотребовать до 40 минут, при этом может исчезать или вновь появляться ощущениецвета: при адаптации к темноте цветовое зрение исчезает, все воспринимается вчерно-белой гамме; при адаптации к свету человек вначале начинает восприниматьярко-голубые цвета, а затем оранжево-красные. Чувствительность меняется приэтом на несколько порядков. Пребывание в абсолютной темноте повышаетчувствительность к свету за 40 минут в 20 тысяч раз.
Скорость и полнота адаптации различных сенсорных системнеодинаковы: высокая адаптируемость отмечается при обонянии, в тактильныхощущениях (человек быстро перестает замечать давление одежды на тело) изначительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация. Наименьшей степенью.адаптации отличаются болевые ощущения: боль – это сигнал об опасных нарушенияхв работе организма, и понятно, что быстрая адаптация болевых ощущений могла быгрозить ему гибелью.
Анализаторные системы довольно активно взаимодействуют благодарясвязям между соответствующими центрами коры головного мозга. Общаязакономерность этого взаимодействия состоит в том, что устойчивое ослаблениеодних раздражителей повышает чувствительность других сенсорных систем, и,напротив, сильные посторонние раздражители понижают чувствительностьпараллельно работающих анализаторов. Повышение чувствительности в результатевзаимодействия ощущений или появление других раздражителей называетсясенсибилизацией. Иногда под действием одного раздражителя могут возникнутьощущения, характерные для другого раздражителя. Данное явление связано с синестезией.Синестезия (от греч. synaisthesin – совместное чувство, единовременноеощущение) – психическое состояние, при котором действие раздражителя насоответствующий орган чувства, помимо воли субъекта, вызывает не толькоощущение, специфическое для данного органа чувств, но и одновременно еще идобавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемыйцветной звук, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовоеощущение. На явлении синестезии основано целое направление в музыкальнойкультуре – цветомузыка. Распространенным явлением также является влияниецветовых сочетаний на температурную чувствительность. Так, например,желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый – холода. Учетэтой особенности сказывается при цветовом оформлении интерьеров.
Для нормальной психической деятельности, для того чтобы человекчувствовал себя здоровым и бодрым, необходим полноводный поток ощущений.Большой дефицит, ощущений, явление сенсорного голода называется сенсорнойдепривацией. В случае сенсорной депривации возникают различные аномальныеявления в психике человека – от полного отключения мозга, впадения в забытье, всон до различного вида галлюцинаций.
Явлениесенсорной депривации частично или полностью может быть ослаблено через механизмкомпенсации ощущений: при потере отдельных органов чувств сохранившиеся органычастично как бы берут на себя функции утраченных. У слепых, например,обостряются слух, осязание, обоняние. Психика всегда функционирует какцелостная система.

Понятие«восприятия»
Ощущение – исходныйисточник информации. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные качества исвойства предметов и явлений. Однако в реальном психическом процессе оченьтрудно выделить ощущения сами по себе, так сказать, в чистом виде. Они всегдапереживаются как свойства того или иного целостного предмета или явления:сладкий сахар, душистая роза, холодный лед и т.д. Ощущения входят в структуруболее сложного психологического процесса – восприятия.
Восприятие – это целостное отражение предметов и явленийобъективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органычувств.
Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом. Восприятия– результат деятельности системы анализаторов.
Виды восприятий. Всоответствии с тем, какой анализатор доминирует, различают зрительные,слуховые, осязательные кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. Сточки зрения ориентации человека в окружающем мире, особое значение имеютдвигательные (кинестезические) восприятия: зрительное восприятие связано сперемещением глаз; во вкусовом – большое значение имеет движение языка и т.п. Движениеокружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, чтоперемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глазапоследовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихсятел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых иперемещается предмет. Интересно, что в темноте неподвижно светящаяся точкакажется движущейся (автокинетический эффект).
Восприятие видимого движения определяется данными опространственном положении объектов, то есть связано со зрительным восприятиемстепени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тотили иной предмет.
Восприятие пространства основывается на восприятии величины иформы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений,а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечиваетсябинокулярным зрением.
Сложность в объяснении того, как мы воспринимаем течение времени,заключается в том, что восприятие времени не имеет очевидного физическогостимула. Конечно, физическое время, то есть длительность объективных процессов,легко может быть измерено, но длительность сама по себе не является стимулом вобычном смысле слова, то есть нет объекта, энергия которого воздействовала бына некий рецептор времени (как это делают световые или звуковые волны). Пока неудалось обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий физическиеинтервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы.
Самыми популярными кандидатами на роль этого механизма остаютсясвязанные со временем физиологические процессы. Такими «биологическими часами»назывались сердечный ритм и метаболизм (то есть обменные процессы) тела.Достаточно точно установлено, что восприятие времени меняют некоторыемедикаменты, влияющие, прежде всего, на ритмику нашего организма. Хинин иалкоголь заставляют время течь медленнее. Кофеин, по-видимому, ускоряет его,подобно лихорадке. С другой стороны, марихуана и гашиш имеют, хотя и сильное,но непостоянное влияние на восприятие времени, они могут приводить как кускорению, так и замедлению субъективного времени. Все воздействия, ускоряющиепроцессы в организме, ускоряют для нас и течение времени, а физиологическиедепрессанты замедляют его.
Существует тенденция переоценивать отрезки времени менее однойсекунды и недооценивать интервалы более одной секунды. Если отметить начало иконец отрезка времени двумя щелчками, а между ними оставить паузу (неполныйинтервал), то он будет восприниматься как более короткий по сравнению с равнымему отрезком, заполненным серией щелчков.
Любопытно, что более коротким по времени, кажется, произнесениеосмысленного предложения, чем набора бессмысленных слогов, произносимых столькоже времени. Заполненные интенсивной деятельностью временный интервал кажетсяболее протяженным; систематически переоцениваются (в продолжительности)интервалы, не заполненные значительными для человека событиями.
Мы осознаем длительность (так же, как и пространство) лишь тогда,когда существует временный интервал между моментом пробуждения потребности имоментом ее удовлетворения, то есть когда время мы воспринимаем как препятствие(ждем чего-то или кого-то). В противном случае мы не обращаем внимания напереживание нами времени. Отсюда следует основной закон восприятия времени,сформулированный Вундтом: «Всякий раз, когда мы обращаем свое внимание натечение времени, оно кажется длиннее». Никогда минута не покажется нам стольдлинной, как тогда, когда мы следим за стрелкой часов, проходящей 60 делений.
Имеются большие индивидуальные различия в способности оцениватьвремя. Эксперименты показали, что одно и то же время может пройти длядесятилетнего ребенка в пять раз быстрее, чем для шестидесятилетнего человека.У одного и того же испытуемого восприятие времени чрезвычайно варьирует взависимости от душевного и физического состояния. При подавленности илифрустрации время течет медленно. Время, насыщенное в прошлом переживаниями,деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный периоджизни, наполненный малоинтересными событиями, вспоминается как быстропрошедший. Протяженность времени меньше 5 минут при воспоминании обычно кажетсябольше своей величины, а более длинные промежутки вспоминаются как уменьшенные.Наша способность судить о длительности времени позволяет образовать временноеизмерение – ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события.Текущий момент (сейчас) отмечает особую точку на этой оси, события прошлогоразмещаются до, события ожидаемого будущего – после этой точки. Это общеевосприятие отношений настоящего и будущего носит название «временнойперспективы».
Основные механизмы восприятия пространства и времени имеют,видимо, врожденный характер. В процессе жизнедеятельности в определенныхусловиях они как бы надстраиваются над параметрами этих условий, но общиеструктурные элементы такой надстройки легко распадаются в качественно новыхусловиях. Ошеломляющие данные дали эксперименты с полной сенсорной изоляцией.Людей погружали в сосуд с водой при температуре комфорта, причем они ничего невидели и не слышали, а покрытие на их руках препятствовало получениюосязательных ощущений. Испытуемые вскоре обнаруживали, что структура их полявосприятия начинала меняться, все более частыми становились галлюцинации исамовнушенные восприятия времени. Когда период изоляции заканчивался, обычнообнаруживалась потеря способности ориентироваться в окружающем мире. Эти людиоказывались неспособными различать формы объектов (шар и пирамиду), а иногдадаже воспринимали эти формы в измененном виде (называли трапецию квадратом).Они видели изменение цвета там, где оно не происходило и т.п.
При резкомфизическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышениевосприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет,окраска окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопаньедвери звучит, как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахивоспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу тканикажутся шероховатыми и грубыми. Эти изменения восприятия называютсягиперстезией. Противоположное ей состояние – гипостезия, котороевыражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связано сподвижными или неподвижными, неменяющегося содержания (стабильные галлюцинации)и постоянно меняющиеся в виде разнообразных событий, разыгрывающихся, как насцене или в кино (сценоподобные галлюцинации). Возникают одиночные образы(одиночные галлюцинации), части предметов, тела (один глаз, половина лица,ухо), толпы людей, стаи зверей, насекомые, фантастические существа. Содержаниезрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: можетпугать, вызывать ужас, или, напротив, интерес, восхищение, даже преклонение.
От галлюцинаций следует отличать иллюзии, то есть ошибочныевосприятия реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлинного объекта,хотя и воспринимаемого ошибочно, – главная особенность иллюзий, обычноразделяемых на аффективные, вербальные (словесные) и парейдолические.
Аффективные (аффект – кратковременное,сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловленыстрахом или тревожным подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая навешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий – насильникоми убийцей.
Вербальные иллюзии заключаютсяв ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих;человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то егонеблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.
Свойства восприятия. Впсихологии выделяются пять основных свойств или качеств восприятия:целостность, константность, осмысленность, избирательность и апперценция.
Целостность восприятия – свойствовосприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственнаяпредметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже еслинекоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы(например, тыльная сторона вещи). В восприятии образы ощущений как быдостраиваются, приобретают определенность предмета. Это возможно потому, чтообраз, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокойизбыточностью. Это значит, что некоторая совокупность образа содержитинформацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образев целом. Так, наблюдатель, который по условиям восприятия мог наблюдать головуи плечи прохожего, воспринимает положение его рук и туловища. Степеньотчетливости этого восприятия зависит от предвосхищения отсутствующих внепосредственном восприятии в данный момент частей объекта.
Константность восприятия – устойчивость,постоянство образов восприятия, проявляющиеся в относительной независимостивоспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторныхповерхностей органов чувств. Так, константность видимой величины объектоввыражается в том, что они воспринимаются примерно равными по величине приизменении удаленности от наблюдателя. Точно так же воспринимаемая форма объектане меняется при изменении угла зрения, под которым он рассматриваетсянаблюдателем, а видимый цвет поверхности относительно инвариантен по отношениюк спектральному составу света, хотя он и меняет хроматические характеристикиотражаемого этой поверхностью света. Константность восприятия – это во многомпроявление влияния прошлого опыта. Мы знаем, что колеса круглые, а бумагабелая, и поэтому их так и видим. Отсюда закон константности восприятия: человекрассматривает окружающие его знакомые предметы как неизменные.
Осмысленность восприятия. Особую рольв восприятии играет осмысленность информации для воспринимающего ее человека.Человек как разумное существо всему пытается придать смысл. Он обычновоспринимает только то, что понимает. Если человек вдруг услышит, чторазговаривают стены, то в большинстве случаев он не поверит тому, что стеныдействительно могут разговаривать, и будет искать этому какое-нибудь разумноеобъяснение: наличие спрятавшегося человека, магнитофона и т.п., или даже решит,что сам потерял рассудок. Экспериментами установлено, что осмысленные словаопознаются существенно быстрее и точнее, чем бессмысленный набор букв при ихзрительном предъявлении.
С осмысленностью связана избирательность восприятия, котораяпроявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Зависимостьвосприятия от прошлого опыта, от общего состояния психической деятельностичеловека и от его индивидуальных способностей называется апперцепцией. Различаютустойчивую апперцепцию – зависимость восприятия от устойчивых особенностейличности (мировоззрения, убеждений, уровня духовности и т.д.) и временнуюапперцепцию, в которой оказываются ситуативно возникающие психические состояния(эмоции, установка и т.д.)

Заключение
Живяи действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи,человек воспринимает окружающее. Воспринимая, человек не только видит, но исмотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, норассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается.Восприятие – это форма познания действительности. Но как объяснить тот факт,что все мы воспринимаем одно и то же? Можно было бы думать, что с самогорождения культура берет на себя регулирование деятельности мозга таким образом,что мозг научается производить те же расчеты, которые характерны для всех членовданной группы. Различия в восприятии мира, жизни, смерти и так далее у разныхкультур казалось бы, подтверждает это. Прибрам придерживается мнения (ГодфруаЖ), что этот подход должен коренным образом изменить наше понимание реальности.Это не означает, что старые модели будут отброшены. Они, скорее всего, войдут вболее широкое и богатое видение мира, которое позволит нам объяснить Вселенную,часть которой составляем мы сами.
Такимобразом, наше восприятие окружающего – результат истолкования сигналов, улавливаемыхантеннами, настроенными на внешний мир. Эти антенны – наши рецепторы; глаза,уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннегомира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более илименее сознательном уровне.
Мнекак студенту из изученного пригодится понимание как хорошо с работает ощущениетак хорошо восприятие воспримет эту информацию.

Списокиспользуемой литературы
1. Маклаков А.Г. Общая психологияМ. – 2001
2. Радугин А.А. ПсихологияМ – 2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.