Введение
Современная научная психологияпредставляет собой систему научных дисциплин, в которой разные авторы выделяютот 50 до 100 относительно самостоятельных направлений и отраслей. Традиционновсе разделы психологии подразделяются на две большие группы: фундаментальная иприкладная психология. Общепринятой классификации отраслей психологии впределах этих двух групп пока не выработано.
К фундаментальнойпсихологии более или менее однозначно могут быть отнесены общая психология,социальная психология и дифференциальная психология. Перечень отраслейприкладной психологии продолжает пополняться. Наиболее известными еесоставляющими являются педагогическая, клиническая, юридическая,кросс-культурная, политическая, экономическая, военная психологии; а такжепсихологии труда, спорта, религии, старости (геронтпсихология), семьи, и др.
Фундаментальнаяпсихология изучает психические явления, характерные для человека (и животных) вцелом, общие психологические закономерности, имеющие место во всех сферахпсихической жизни. Прикладная психология исследует общие психологическиепроблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей.
Все многообразиесовременных отраслей психологии, тем не менее, предполагает сохранение общегопредмета исследования – фактов, закономерностей и механизмов психики как особойформы жизнедеятельности. Вместе с тем, как фундаментальная, так и прикладнаяпсихология развиваются, черпая специальные знания из смежных областей иных наук.Для отраслей прикладной психологии – это достижения соответствующих областейзнаний (педагогики, юриспруденции, религиоведения и т.д.); для общей психологии– прежде всего, биологии и медицины.
Каждая наука для своегоуспешного развития и выполнения социально-значимых функций должна опираться наисходные положения, дающие правильное представление об изучаемых явлениях.Такие положения определяются как методология данной науки. Ее следует отличатьот совокупности научных методов. Последние представляют собой наборпоследовательно взаимосвязанных действий, позволяющих получать первичнуюинформацию в одной или сразу нескольких отраслях психологии.
Общая методологияотечественной психологической науки исходит из следующих положений:
1. Окружающий нас реальный мирматериален (т.е. не является плодом нашего воображения).
2. Сознание вторично относительноматерии, находящейся в постоянном движении, развитии.
3. Как окружающий мир, так и психикапрошли длительный путь эволюции (развития)[2].
Специальную методологиюпсихологии составляют принципы:
— детерминизма (причиннойобусловленности все психических явлений);
— единства сознания идеятельности (развитие сознания зависит от деятельности и влияет на нее);
— развития (психика –продукт развития и постоянно пребывает в этом процессе);
— личностного подхода(познание общих закономерностей через индивидуально- и социально-психологическиеособенности человека) [2].
Современныепсихологические методы исследования условно делятся на объективные,описательные и методы психологической помощи. Последние применяютсяисключительно в прикладных отраслях психологической науки. К объективнымметодам исследований относятся следующие: а) внешнее наблюдение; б)эксперимент; в) тестирование; г) опрос (анкета, беседа); д) анализ результатовдеятельности (контент-анализ, графология и др.).
Описательные методы,ориентированные на качественное изучение явлений или личностей включаютразновидности наблюдений (самонаблюдение, самоотчет, включенное наблюдение);биографический метод, диалогическую беседу и др.
Глава 1. Отраслифундаментальной психологии
1.1 Общая психология
Общая психология – этораздел психологии теоретически и экспериментально изучающий объективные закономерностивозникновения, развития и воплощения в реальность психических процессов иявлений.
Общая психология – этораздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологическиеисследования, суммирующий знания, полученные в частных разделах психологии. Врамках общей психологии обобщаются и формулируются психологическиезакономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятияи категории, к которым относятся: ощущение, восприятие, память, мышление,воображение, восприятие, внимание, эмоции, воля, сознание, темперамент,характер и др. [4]. Результаты исследований в области общей психологии являютсяфундаментальной основой всех отраслей психологической науки.
1.2 Социальная психология
Социальная психология –это отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельностилюдей, включенных в различные социальные общности и группы, а также психологическиехарактеристики этих групп [5, с.9]. Социальнаяпсихология включает в себя три основных раздела: социальная психология групп,социальная психология общения, социальная психология личности.
Изучаемые в рамках социальной психологии группы весьма разнообразны: отнаций и классов – до неформальных объединений и семьи. Общим признаком группыявляется ее реальное существование, при котором члены группы объединеныкаким-то общим признаком (возраст, национальность, род занятий, местожительства или работы и т.п.) или помещены в какие-то идентичные условия,обстоятельства (заключенные, «чернобыльцы») и осознают (хотя и в разнойстепени) свою принадлежность к этому образованию [5, с.176]. В рамках социально-психологическихисследований анализируются механизмы образования, развития и особенностипроявления психологии различных групп.
Выполняя различные социальные функции, человек становится членом многочисленных социальных групп. Каждая из этих групп в большей или меньшей степени влияет на формирование сознания и поведения личности. Это происходит посредством включения ее (личности) в систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп. Группа является микросредой формирования личности.
Усвоение групповых ценностей, норм, представлений и взглядов происходит в процесс межличностного и межгруппового общения, обычно происходящего в процессе совместной деятельности. С точки зрения социальной психологии общение – это многогранный процесс, основными составляющими которого являются: а) обмен информацией (коммуникация); б) взаимодействие общающихся (интерактивность); в) установление взаимопонимания в процессе восприятия общающимися друг друга (перцепция).
1.3 Дифференциальная психология
Этот раздел психологической науки – психологии индивидуальных различий — исследует индивидуальные психофизиологические различия между людьми, отдельные свойства высшей нервной деятельности и их проявления в поведении [2]. Термин «Дифференциальная психология» введен в 1900 г. немецким психологом В. Штерном. В рамках этой отрасли психологической науки чаще всего проводятся сравнительные исследования личностных особенностей индивидов. От описания характера и диапазона индивидуальных психологических проявлений психологи продвинулись к выявлению наиболее существенных параметров психической деятельности, от которых зависит соответствующая характеристика субъекта. Причины и условия возникновения индивидуально-психологических различий коренятся в нейрофизиологии. Углубленное изучение этих вопросов идет на стыке с биологией, в рамках дифференциальной психофизиологии, базирующейся на концепции типов и свойств нервной системы И.П. Павлова [6, с.100].
Некоторые авторы [в частности, 2] к отраслям фундаментальной психологии относят психологию развития (или возрастную психологию), специальную психологию (или психологию аномального развития), зоопсихологию, сравнительную психологию.
Глава 2. Отраслиприкладной психологии
Прикладное направлениесовременной психологии – это обширная и разветвленная сеть психологическихотраслей и дисциплин. С большей или меньшей степенью условности их можнообъединить в несколько групп:
1) психологическиеаспекты ряда гуманитарных наук и их специализированных приложений(политическая, экономическая юридическая, этническая (кросс-культурная)психология и др.);
2) психологическиепроблемы разных этапов развития и образования (возрастная психология,сравнительная психология, педагогическая психология и др.);
3) психология различныхвидов трудовой деятельности (психология труда, инженерная психология,авиационная и космическая психология и др., психология спорта);
4) использованиепсихологических закономерностей в профилактике, диагностике и лечении различныхзаболеваний (психология здоровья, медицинская психология, психотерапия и др.) [1].
Важно обратить внимание,хотя и затруднительно вписать в обозначенные выше группы на психологическиеособенности поведения в чрезвычайных ситуациях и психологические проблемывзаимодействия с окружающей средой.
психологияфундаментальная прикладная
2.1 «Психологическиеприложения» ряда гуманитарных наук
Политическая психология –это область психологии, изучающая психологические компоненты политической жизниобщества [2]. Таковыми являются настроения, мнения, чувствования, ценностныеориентации и т.п. Они проявляются на уровне политического сознания наций,классов, социальных групп, правительств, отдельных людей и воплощаются вконкретные политические действия. Этот прикладной раздел психологии решаетпроблемы целенаправленной агитации и пропаганды, имиджа политического деятеля,партии, действующей власти; изучает психологические аспекты возникновения,развития и управления социально-политическими процессами.
Экономическая психологияизучает вопросы, связанные с групповыми и индивидуальными отношениями, возникающимив процессе распределения товаров и услуг. Специалисты-психологи исследуютпроблемы спроса и предложения, психологию рекламы и т.п. Важное место вэкономической психологии занимает психология торговли, которая изучаетпсихологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживанияклиентов.
Юридическая психология,возникшая на стыке психологии и права, занимается приложением психологическихзнаний к решению правовых вопросов. В юридической психологии выделяют правовую,превентивную, оперативно-розыскную, судебную, криминальную и пенитенциарную(исправительную) психологию [2]. Криминальная и пенитенциарная психологияодновременно относятся и к психологии девиантного (отклоняющегося) поведения. Вчисло личностей и групп, чья психология изучается в рамках этой прикладнойдисциплины, кроме лиц, преступивших закон, относятся также алкоголики,наркоманы и токсикоманы.
Юридическую психологиюследует отнести к одному из старейших направлений прикладной психологии. Еевозникновение специалисты по истории науки связывают с трудом итальянца ЧезареБеккариа, опубликовавшем в 1764 г. труд «О преступлении и наказании».Считается, что эта работа положила начало развитию наук о преступности, в томчисле – и юридической психологии.
К первым монографическимработам по юридической психологии относятся вышедшие в 1792 г. книги немецкихавторов к. Экартсгаузена и И. Шауманна «О необходимости психологическогоанализа некоторых уголовно-правовых понятий» и «Мысли о криминальнойпсихологии». В 1806 г. в Московском университете начинает преподаваться курс«Уголовной психологии» [7]. К сожалению, объем реферата не позволяет вполностью воспроизвести интересную хронологию становления юридическойпсихологии.
Этническая икросс-культурная психология исследует психологические особенности индивида илигруппы людей, которые определяются (связаны с) его этнической или культурнойпринадлежностью [3, с.10]. Это направление в последние десятилетия постоянноповышает свою значимость в связи с ростом национального самосознания многихнародов мира и их стремлением повысить значимость самобытности на международнойарене и в зонах устойчивых межэтнических контактов. Необходимость профилактикии противодействия крайним проявлениями такой самобытности (шовинизм, национальная,религиозная или расовая нетерпимость) делают изучение этнической психологииныне в нашей стране более чем актуальными.
К числу основных проблем,над которыми работают этнопсихологии, относятся следующие:
1) «культура и общение» — нормы, роли и правила, регулирующие общение в разных культурах или культурныхсистемах;
2) «этнические миграции»- социально-психологические проблемы вхождения мигрантов в иные культурныесистемы и проблемы сосуществования разных культур в одном обществе;
3) «культура ипознавательные процессы» — культурная обусловленность восприятия, памяти,мышления и т.п.;
4) «личность и культура»- культурные особенности личности, национальный характер, формированиепредставлений о себе в культурном и этническом аспекте [3, с.6]
Психология религии довольнаблизка по проблематике и способам изучения к этнической психологии. В рамкахэтого направления исследуются проблемы религиозного сознания, представления ичувства верующих людей.
2.2 Психологическиепроблемы разных этапов развития человека и проблемы образования
Возрастная психология (психология развития) изучает общие закономерностиразвития психических процессов и качеств личности на разных возрастных этапах.
Понятие возрастной психологии в принципе уже понятия психологии развития.Психология развития связана не только с изучением возрастных этапов изменениячеловеческой психики и определяемых ею качеств личности, но рассматриваетразнообразные процессы макро- и микро- психического развития вообще. Поэтому,строго говоря, возрастная психология может быть только частью психологииразвития, хотя иногда они используются как синонимы.
Наибольшее внимание в рамках возрастной психологии традиционно уделяетсявопросам детского развития. Кроме того, выделяют психологические проблемыследующих возрастных этапов: отрочество, юность, зрелость, старость [2].
Психология детствабазируется на теории, основные положения которой были сформулированы Л.С. Выгодскимв 20-30-е гг. XX в. и развиты позже А.Н. Леонтьевым.Суть их состоит в том, что главное влияние на развитие ребенка оказываетокружающая социальная среда, а его биологические особенности (наследственность,физиология и т.п.) являются лишь условиями для больших или меньших «достижений»[4, 6, с.52]. Отношения с социальной средой меняются с возрастом. Вместе с этимменяется и роль среды в развитии человека.
Педагогическая психологиятесно связана с психологией детства, отрочества, юности. Она является разделомприкладной психологии, изучающим закономерности обучения и воспитания человека.Здесь рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемы инавыки интеллектуальной деятельности, выявляются психологические механизмыбольшей или меньшей результативности процесса обучения, а также особенностивыстраивания взаимоотношений учащихся между собой, с преподавателями и родителямии ряд других вопросов [2].
Специальная психология нацелена на познание психологических проблем людей с отклонениями в развитии. К таковым относятся врожденные дефекты мозга (олигофренопсихология), серьезные дефекты слуха (сурдопсихология), слепота или сильно ослабленное зрение (тифлопсихология), психические заболевания (патопсихология) [2].
Сравнительная психология занимается изучением сходного и отличного в психической деятельности человека и животного, проблемой соотношения социального и биологического в поведении человека.
2.3 Психология различныхвидов трудовой деятельности
Психология трудаисследует психологические особенности трудовой деятельности человека,психологические основы научной организации труда. Исследования психологическихособенностей трудовой деятельности включают познание закономерностейформирования трудовых умений и навыков, выяснение значимости особенностейпроизводственной обстановки для психологического состояния работника иэффективности его производственной деятельности. Психология труда включает всебя ряд специализированных отраслей, ориентированных на конкретные видыпроизводственной деятельности: инженерная, авиационная, космическая психология.
Инженерную психологию можнорассматривать как часть психологии труда, которая в нашей стране была выделенав самостоятельную ветвь в середине XX в. Задачей инженерной психологии было изучение процессов и средствинформационного взаимодействия между человеком и машиной в целях обеспечениябыстрого и правильного принятия решений оператором.
С некоторой долейусловности в эту группу может быть отнесена и психология спорта, давно ставшегоспецифическим видом профессиональной деятельности. В рамках этого направлениярассматриваются психологические особенности личности и деятельности спортсменовкак ресурсы достижения высоких профессиональных результатов; изучаются средстваповышения эффективности тренировочного процесса и проблемы, связанные свыступлением на соревнованиях.
2.4 Психология вмедицинской практике
Психология здоровья каксамостоятельная психологическая отрасль возникла в зарубежной психологии вконце 70-х гг. XX в. Она былаопределена как комплекс специфических психологических мер, нацеленных напрофилактику отдельных заболеваний, мобилизацию личностных факторов напредотвращение и лечение болезней, выработку стратегий здорового образа жизни.В область интересов психологии здоровья входит ряд проблем, в том числе: а)представления о здоровье в разных культурах; б) психологические методы мотивированияк здоровому образу жизни; в) психологические механизмы здорового поведения; г)психологические механизмы стрессоустойчивости; д) психологическая помощь при завершениижизненного пути и др. [1]
Медицинская психология – изучает влияние психических факторов на возникновение и течениеболезней, на процесс выздоровления людей. Она делится на две основные области:1) применение психологии в клинике нервно-психических заболеваний; 2) применениемпсихологии в клинике соматических заболеваний. Медицинская психологияобъединяет усилия психологов, физиологов, врачей, биологов и играет большую роль вразвитии самой психологической науки, поскольку в патологии нередко раскрытото, что часто бывает скрыто в норме.
Психотерапия — это система лечебного воздействия на психику, а через нее– на весь организм и поведение больного. Имеется и более широкое пониманиепсихотерапии, при котором в ее «зону ответственности» включаетсяпсихологическая помощь здоровым людям в ситуациях разного рода психологических затруднений,а также при наличии потребности улучшить качество собственной жизни [6, с.312].Психотерапевтическая помощь оказывается на индивидуальном уровне или в группах.Групповая психотерапия обычно проходит в форме игр и дискуссий в различныхвидах и сочетаниях.
2.4 Некоторые другиеветви прикладной психологии
Психология взаимодействияс окружающей средой существует в качестве самостоятельного подразделенияприкладной психологии в зарубежных научных школах более 30 лет. Главнымстимулом к ее возникновению стало осознание серьезных экологических проблем глобального,регионального и локального масштабов. Наиболее важными направлениямиисследований этой ветви признаются (1): а) восприятие человеком своегосоциоприродного окружения в связи с культурными, ценностными установками иприобретенными убеждениями; б) соотношение качества жизни и стресса,создаваемого окружающей средой; в) изучение особенностей поведения, наносящегонаибольший ущерб окружающей среде; г) психологическая поддержка политики вобласти управления проблемами окружающей среды.
Психология чрезвычайныхситуаций (ЧС) складывается из изучения особенностей поведения людей при ихнаступлении и психологических последствий их возникновения для тех, ктооказался там случайно или по служебной необходимости. Возникновение этой ветвиприкладной психологии связано с нарастающим числом ЧС и людей, вовлеченных вних прямо или косвенно. К ЧС относятся стихийные природные бедствия,техногенные катастрофы, террористические акты и военные действия. Ее задачи –выработка методик оперативной психологической помощи, психологическаяреабилитация жертв и преодоление отложенных последствий регулярныхпрофессиональных стрессов спасателей.
Заключение
Современная психологияпредставляет собой сложную систему направлений, ветвей, разделов, в которых ее многообразныепроблемы рассматриваются с разной степенью фундаментальности, на разном уровнеобобщения фактического материала, с различными целями.
Многие разделы какфундаментальной, так и прикладной психологии имеют тесные и необходимы связи сдругими науками. Фундаментальная психология наиболее тесно связана с рядомразделов биологии (анатомия, гистология, физиология, генетика, этология,экология и др.) и медицины (биомедицина, геронтология, нейрохирургия,педиатрия, психиатрия и др.). Прикладная психология активно использует научныйпотенциал тех областей знания, в которых требуются ее методы или рекомендации.
Структура современнойпсихологической науки не остается застывшей, закрытой для дополнения новымиответвлениями, возникновение которых отвечает новым проблемам, встающим передобществом. Часто эти новые разделы возникают не только в областях контактовпсихологии с другими областями знания, но и на стыке различных направлений иливетвей самой психологии.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология.М. МГУ. 1980. с. 391.
2. Ефимова Н.С. Основы общей психологии.М.: ФОРУМ — ИНФРА-М. 2011.С.9 -13.
3. Лебедева Н.М. Введение в этническую икросс-культурную психологию. М.: Старый сад. 1998. с. 316.
4. Щербатых Ю.В. Общая психология. М.,СПб. Питер. 2010.С. 16-19.
5. Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология.М.: ЭКСМО. 2010. С.114 – 146.
6. Психологический словарь. М.: Педагогика– Пресс. 1996. с.439.
7. Хронология юридической психологии.