Реферат по предмету "Психология"


Отцовство и проблемы депривации

Введение
Пол –есть фундаментальное биосоциальное свойство индивидуальности, одна из первыхкатегорий, в которой ребенок осмысливает собственное «Я». В старшем дошкольномвозрасте ребенок уже четко идентифицирует себя с определенным полом ивозрастом. Анализ научной литературы показал, что у детей воспитывающихся вусловиях отцовской депривации и не имеющих образца для половой идентификациивозможны определенные нарушения в данной области.

Особенности идентификации дошкольников депривации
Результатыразличных исследований отечественных и зарубежных психологов подтверждают фактнегативного влияния отцовской депривации на развитие личности ребенка. Так,чешские исследователи Й. Лангмейер и З. Матейчек, выделяют феномен отцовской депривациии описывают в своем труде специфические особенности воспитания в неполнойматеринской семье. Известный психиатр А. И. Захаров в работе посвященнойневрозам, отмечает высокий процент частоты возникновения данного видарасстройств у детей воспитывающихся без участия отца. Исследования профессораИ. Кона и данные психологической практики, свидетельствуют об более низкомуровне притязаний, трудностях в общении и налаживанием контактов сосверстниками и усвоении мужских ролей у мальчиков данной группы. Проведениеэксперимента заключалось в предложении ребенку стимульного материала в видедвух наборов карточек (по 6 штук), на которых персонаж мужского или женскогопола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости. Исследованиепроводилось в два этапа. Задачей первого являлась оценка возможности ребенкаидентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус.Другими словами, проверялась способность ребенка к адекватной идентификациисвоего жизненного пути. На втором этапе исследования сравниваются представленияребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном. Из предложенныхкартинок ребенок выбирает самый привлекательный и непривлекательный для негообраз.
Анализрезультатов проводился по следующим параметрам: идентификация пола,идентификация возраста, построение итоговой последовательности по полу ивозрасту, выбор привлекательного образа, выбор непривлекательного образа.
Врезультате проведенного исследования были выявлены следующие тенденции.Идентификация пола в обеих исследуемых группах была адекватной и вызвалазатруднения только у одного испытуемого из группы детей из неполных семей, чтосоставило соответственно всего 5% от общего количества испытуемых. Наибольшееколичество ошибок в обеих группах было обнаружено при выполнении построенияпервой идентификации связанной с определением возраста ребенка. В группе детейиз неполных семей 70% испытуемых неправильно идентифицировали свой возраст, вгруппе испытуемых из полных семей 35% соответственно. Достоверность различий враспределении признака была подтверждена путем статистической обработки (х2Пирсона, при уровне значимости р. 0,05). Данный факт свидетельствует о большихсложностях в формировании возрастного аспекта эго-идентичности у детей изнеполных семей, по сравнению с их сверстниками из полных семей.
Впостроении итоговой (по половозрастным признакам) последовательностизатруднения были у 35% испытуемых из группы неполных семей и 20 % испытуемых изгруппы полных семей соответственно. Что свидетельствует о более низкой степенисформированности у детей из неполных семей способности к генерализации знанийпо поводу эго-идентичности направленных на других людей, и на собственныйжизненный путь, хотя этот показатель и не является статистически значимым (х2Пирсона, при уровне значимости р.0,05). Наиболее привлекательным образом дляиспытуемых из неполных семей был образ школьника (40%) и образ юности (35%),20% испытуемых выбрали образ взрослого, 5% — образ старости. Для группыиспытуемых из полных семей наиболее привлекательным оказался образ юности, еговыбрали 50% испытуемых, далее следует образ школьника — 40%, 5% выбрали образвзрослого и 5% — образ дошкольника. Исходя из этого можно предположитьследующее: дети из полных семей имеют в представлении более развернутуювременную перспективу в область будущего, что может свидетельствовать об ихбольшей уверенности в построении их собственного жизненного пути.
Наиболеенепривлекателен для дошкольников из первой группы образ младенца (40%) и образстарости (35%), 15% выбрали взрослого и 10 % образ дошкольника. Во второйгруппе наиболее непривлекателен для испытуемых образ старости (45%) и образмладенца (35%), далее следует образ взрослого (15%) и 5 % выбрали образдошкольника. Что соответствует нормам данного возраста и свидетельствует о том,что в области нежелательного варианта жизненного пути представления детей изразных типов семей оказываются сходными.
Итак,результаты проведенного нами исследования показывают, что структура семьиобуславливает формирование личностных особенностей ребенка. Изучениеполовозрастной идентификации у старших дошкольников из полных семей и детей,воспитывающихся в условиях отцовской депривации, продемонстрировало низкийуровень сформированности у детей из неполных семей представлений обэго-идентичности и невысокую способность к генерализации данных знаний надругих людей и на собственный жизненный путь.
Этапы формирования отцовства
Отцовство- достаточно сложный феномен, который можно определить как категорию психологииличности, отражающую основные этапы развития личности, характеризующую комплексинтегральных, социальных и индивидуальных характеристик личности, проявляющихсяна всех уровнях жизнедеятельности человека.
Впсихологии выделяются несколько стадий родительства: принятие решения орождении ребенка, беременность, период становления родительства, период зрелогородительства, период, называемый периодом «постродительства», т.е. бабушек идедушек.
Данныестадии характерны как для женщин, так и для мужчин, однако существуетопределенная специфика прохождения этих стадий у мужчин.
Врезультате всестороннего изучения проблемы формирования отцовства, влияниясоциальных отношений на становление института отцовства, было сделанопредположение о том, что в онтогенезе комплекса отцовства можно выделить триосновных этапа;
1)стереотипное представление об отцовстве до беременности жены;
2)переосмысление стереотипов в течение беременности;
3)собственно формирование чувства отцовства после рождения ребенка, с которым вперинатальный период мужчина не имеет такой связи, как женщина, соответственно,и изменение отношения к себе, формирование отношения к ребенку, принятие новойроли отца — сложный и многофакторный процесс.
Первый— теоретический — этап начинается с рождения мальчика до момента получениясведений о беременности его жены (партнерши). Формирование стереотипов оботцовстве происходит в процессе взаимодействия с собственными родителями.Причем степень влияния отца и матери зависит от возраста ребенка. Отец являетсяфигурой, которая помогает ребенку изучать мир, собственное тело и еговозможности через силовые игры. Позднее взаимоотношения родителей становятсямоделью поведения в обществе сверстников в младшем школьном и подростковомвозрасте. Однако на формирование представлений об отцовстве оказывает влияниене только семейная ситуация. Часто мужчина, выросший без отца, может бытьхорошим родителем, если у него есть модель мужского поведения.
Всреднем к 18-23 годам формируются основные представления об отцовстве,характерные для этого периода: молодые люди собираются иметь детей в будущем,но не сейчас, считают необходимым планировать рождение детей и рассматриваютэто как перспективу только через несколько лет (от двух до пяти), ониположительно относятся к детям, но общаются не часто, полагают, что с рождениемребенка у мужчины появляется большая ответственность. Принимая социальныестереотипы современности как собственное мнение, они полагают, что отец дляребенка является образцом для подражания, воспитывает физически и духовно,социально поддерживает, дает чувство уверенности в себе, защиту.
Второйэтап — «слом» стереотипов в период беременности партнерши. Этот этап начинаетсяс того момента, когда мужчина узнал, что будет отцом, до начала взаимодействияс уже родившимся ребенком. Сам момент сообщения о беременности и осознаниефакта реальности ребенка разнесены во времени. Реакция на сообщение обеременности может быть различной в зависимости от многих факторов, включающихнамерения мужчины относительно конкретной женщины, материальную, социальную идругие виды готовности принять ответственность за будущую жизнь. Даже в томслучае, когда решение о рождении ребенка принято заранее и является результатомоформления потребностно-эмоциональной и ценностной сфер отцовства, выраженном вжелании иметь ребенка, известие о беременности может вызвать сложныепереживания.
Беременностьжены для мужчины обозначает ограничение желаний, перестройку планов,погруженность в многочисленные бытовые дела. Как таковая способность мужчинывынести потерю внимания к себе и одновременно дарить его другим, не получая приэтом немедленного удовлетворения, определяет насколько он может быть хорошимотцом. По мнению А.Н. Друсиловой и И.С. Баклушанского, поворотным моментом вформировании чувства отцовства, а также возникновения возможных проблем,является середина беременности, примерно четвертый месяц, когда у женщиныпоявляется живот, ее положение становится явным, и ребенок становится«материальным», более реальным.
Беременностьжены ставит перед мужчиной сложную задачу — справиться с внезапными ощущениямии оказать психологическую поддержку жене, взять на себя большую часть внешнихпроблем, создав защитный барьер между женщиной, носящей ребенка, и остальныммиром. Как поведет себя будущий отец в каждом конкретном случае будет зависетьот многих факторов. Основные из них — его личностный склад, зрелость отношенийк семье, осознанная оценка возникающих трудностей, способность справиться сними и отношения с собственной матерью и отцом.
Первыедва этапа представляют собой период подготовки к общению с ребенком.Теоретические представления об отцовстве формируются в социуме с начала жизнимужчины, затем изменяются, преломляясь через собственный опыт общения с еще неродившимся ребенком через жену и преобразования, изменения самосознания,самооценки и образов Я. Этот процесс является очень сложным и легко нарушаетсяпри отторжении со стороны жены или социальных проблемах будущего отца, таких,как отсутствие материальных ресурсов, постоянной работы и др. Мужчины, которыеподвергаются финансовым кризисам, часто отказываются от экономических ипсихологических обязанностей отца, что частично является следствием уязвимостиотцовства по отношению к успеху во внешней среде. Многие мужчины испытываютповышенную тревожность и ответственность за материальное положение семьи, этоприводит к стремлению больше работать, чтобы обеспечить семью, но можетвызывать чувство одиночества у жены. Другие, наоборот, делают вид, что ничегоне происходит такого, о чем стоило бы беспокоиться. Такие мужчины полагают, чторождение ребенка — нормальное физиологическое явление и с раздражениемотносятся к проявлениям тошноты, утомляемости, плаксивости беременной жены.Таким образом, отсутствие теоретической подготовки к отцовству, страх передрождением ребенка способствуют возникновению тревожности. Г. Дик-Рид считает,что этот период требует от мужа понимания, терпимости и бескорыстия поотношению к жене, чтобы правильно оценить ее мысли и поведение во времябеременности, т.е. мужчина оказывается в ситуации повышенных требований.Считается, что этот период является периодом проверки готовности к отцовству.Тем не менее, этот период является важным с точки зрения формирования отношенияк будущему ребенку и собственной позиции в семье.
Третийэтап — период после рождения ребенка — практический период. Этот периодявляется критическим с точки зрения возникновения бондинга — связи мужчины сродившимся — ребенком.
Отец,по их мнению, воспитывает в ребенке рациональность, нормальные условияразвития, эстетическое, нравственное развитие.
Такимобразом, формирование отцовства является сложным многоступенчатым процессом, накоторый влияют различные факторы, в том числе социальные, семейные иличностные.
Итак,три этапа формирования комплекса отцовства: 1) стереотипное представление оботцовстве до беременности жены; 2) переосмысление стереотипов в течениебеременности; 3) собственно формирование чувства отцовства после рожденияребенка.
Влияние называния на восприятие отцовства
Методологическойосновой исследования является лакановское утверждение о влиянии называния навосприятие названного, фиксированное в структуре: «означающий – означающее –означаемое – А — а», где означающий – это тот, кто говорит, означаемое – необъекты и вещи, а значение того, по поводу чего говорит тот, кто держит речь;означающее – то слово, знак или символ, который использует говорящий; А –Другой, тот, с которым говорят, кто присутствует в коммуникации как признанный,но не познанный; а – другое, совпадающее в каждом человеке с его собственным Я– источником всякого знания, в котором нет речи.
Данноеисследование посвящено экспериментальному доказательству влияния называния навосприятие того, что названо. Сущность этого явления приоткрывает тот факт, чтонаши слова, которые выражают наши мысли, имеют в себе то значение, котороевкладывает в них говорящий. Таким образом, каждое понятие, слово, предложение,фраза, сказанные человеком, преломляются через его представления о данныхявлениях, которые им описываются в речи через структуру языка. Так жепроисходит в тот момент, когда человек отвечает на вопрос, касающийся егопредставлений о себе (его Я-концепции). Если человеку предложить выбрать частьиз предложенных утверждений, касающихся его самого, то он выберет теутверждения, которые на его взгляд ему соответствуют, исходя из того, что и какон о себе думает; но эти утверждения будут поняты им, исходя из егопредставлений о том, что говорится в этих утверждениях. Получается, чтоконечный продукт, получаемый после опроса по поводу Я–концепции, будет состоятьиз представлений испытуемого по поводу предложенного стимульного материала.Поэтому актуальность нашего исследования состоит в том, что оно позволяет,во-первых, исследовать Я–концепцию человека, а не представления испытуемого поповоду представлений исследователя относительно Я-концепции, и, во-вторых,экспериментально доказывает влияние означающего на означаемое, которое здесьдемонстрируется через исследование Я–концепции.
Висследовании принимали участие школьники старших классов и студенты разныхфакультетов. Сначала испытуемых просили нарисовать рисунок в ответ на вопрос«Кто ты?», затем предлагался тест «10 ответов» (т.е. предлагалось написать 10ответов на вопрос «Кто ты?»), после чего снова испытуемых просили нарисоватьрисунок в ответ на вопрос «Кто ты?».
Такимобразом, фиксировалось изменение рисунка, отображающего Я-концепцию, послеосознавания своей Я-концепции индивидом.
Входе интерпретации результатов были выделены признаки изменения, фиксируемые во2-м рисунке, по сравнению с 1-м: менялся предмет рисунка, нажим линий,штриховка, цветовая гамма и др.
Проанализировавработы испытуемых, мы обнаружили различия между русскими и татарами. Татарамболее свойственно, чем русским, непринятие себя, отрицание, протест, связанныйс собой или же большая закрытость, протест против «копания» в себе, боязньчто-то узнать о себе. У тех и других почти одинаково выражена потребностьдействовать, быть активными, достигать что-либо через борьбу, лидерство,инициативность. Но у русских сильно надежда на легкость, радость, оптимизм,стремление к новому, раскрепощение, расширение возможностей. Из этого можнопредположить, что татары связывают достижения с трудностями, упорством, тогдакак русские с легкостью, удачей. Другим отличием этих выборок являетсяЯ–концепция испытуемых: если в татарской группе соотношение Я-социального иЯ-индивидуального почти равное и Я–концепция практически больше никак непредставлена, то в русской группе – кроме Я-индивидуального и Я-социальногоприсутствует также Я-трансцендентное. Также отличием является то, что татарыимеют более конкретные представления о себе, а русские склонны к полетуфантазии даже когда речь заходит о том, кто они есть. Это снова подталкивает намысль, что татары более нацелены на внешнюю оболочку жизни – на социум, навидимые изменения, тогда как русские в большей мере погружены во внутреннее – всебя, в самокопание, в свой внутренний мир.

Заключение
Существуютоснования для продолжения исследования в области особенностей построениявременной перспективы будущего и факторов ее формирования. Несмотря на то, чтоне были выявлены грубые нарушения половой идентификации, это не дает основаниеконстатировать их отсутствие, так как анализ литературы и собственныеисследования позволяют утверждать, что эти различия могут структурироваться наболее глубоких психических уровнях и проявляться внешне (обуславливатьповедение) в более старшем возрасте.

Список литературы
1.        Белопольская Н.И.Половозрастная идентификация.- М., 2008.
2.        Кон И.С.Отцовство, как социокультурный феномен// Педагогика.- №9, 2005.- С. 3-16.
3.        Лангмейер Й.,Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте.- Прага, 1984.
4.        Материалы синтернет портала исполнительного комитета московского городского советадепутатов, главное управления здравоохранения, городской медико-педагогическийлечебно-реабилитационный подростковый центр// www.ors.ru
5.        Шнейдер Л.Б.Семейная психология.- М., 2006.
6.        Лакан Ж.Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. Пер. с фр./ Перевод А.К.Черноглазова. М.: «Русское феноменологическое общество», изд-во «Логос»,1997.-184 с.
7.        Лакан Ж.КЯкобсону, доклад. Перевод с французского А.К. Черноглазова; режим доступа:lacan.narod.ru/ind_lak/lac_r6.htm
8.        Польстер И.Обитаемый человек. Терапевтическое исследование личности. М., 1999. — 240 с.
9.        Хусаинова Н.Ю.,Рахимова А.Ф. Я-концепция наркозависимого. Казань: ЗАО «Новое знание», 2006. –108 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.