СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
1.1 Специфика профессиональной принадлежности
1.2 Специфика профессии «человек — художественный образ»
ГЛАВА.2
2.1 Характеристика профессий типа «Человек художественный образ» и требования к индивидуальным особенностям специалиста
2.2 Кризисы профессии типа «человек – художественный образ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
К профессиям типа «человек — художественный образ» (творческие профессии) в широком смысле, относятся профессии, связанные с изобразительной деятельностью, с музыкальной деятельностью, с литературно-художественной деятельностью, профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью. Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей этого типа профессий.
Предмет исследования – профессиональный тип «человек — художественный образ». Целью работы является: изучение особенностей профессий этого типа (анализ требований, которые предъявляются к личности специалиста, осваивающего профессию «человек — художественный образ „). Профессиональное становление занимает значительную часть жизни человека. От результатов этого процесса зависит не только успешность профессионала, но и психологическое благополучие личности. С точки зрения своевременности и социальной значимости изучение факторов и особенностей профессионального становления личности является актуальным направлением психологических исследований.
Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен — по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. Если задаться вопросом: «А с чем же работают представители различных профессий?», — и при этом не акцентировать, внимание на индивидуальных особенностях каждой профессии, то все возможные варианты, согласно теории Е. А. Климова, можно объединить в пять типов: с природой, техникой, людьми, со знаковой системой, с художественным образом [8].
Традиционно труд представителей профессий «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского « худог » — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов.
Здесь главный, ведущий предмет труда — художественный образ, способы его построения. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Первые проявления и формы искусства в истории человечества (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом, делом не одиночек, а коллектива. Песня организовывала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной, например, подготовкой к охоте, бою и т. п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, с трудом.
В процессе развития человечества постепенно произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, производства изделий промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности. Идет закономерный обмен продуктами труда.
Профессии данного типа связаны: с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер, композитор...); с воспроизведением и изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).
Склонности, предпочтения, выраженные способности: заниматься художественным оформлением; заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино...); сочинять (стихи, прозу и др.); выступать на сцене; изготавливать своими руками красивые вещи; петь, играть на музыкальных инструментах.
Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, и т.п.), наличие яркого воображения, образного мышления, склонность к творчеству, гибкость чувств, специальные способности.
Всю область профессий типа «человек — художественный образ» можно подразделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности: профессии, связанные с изобразительной деятельностью, профессии, связанные с музыкальной деятельностью, профессии, связанные с литературно-художественной деятельность, профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью [7, 9].
ГЛАВА 1
1.1 Специфика профессиональной принадлежности
Когда мы говорим о профессии как общности, то речь ведем не об организации, а о мысленно представляемой группе сходных по направленности и опыту людей. К этой общности как бы «приписаны» не только ныне здравствующие «делатели», но и знаменитые работники прошлого, внесшие заметный, известный вклад в то или иное дело. Это, скорее социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует, а не собственно организация.
Основные психологические вопросы в связи с пониманием профессии как общности касаются, во-первых, тех, кто уже включен в эту общность. Это начинающие, развивающиеся, инволюционирующие «сходящие с лыжни» профессионалы. Во-вторых, эти вопросы касаются тех, кто предполагает или намерен включиться в данную общность (мечтающие о выборе профессии, озабоченные вопросом выбора ее, находящиеся в ситуации выбора оптанты).
Было бы опрометчивым думать, что профессия как общность складывается чисто стихийно за счет свободного и неуправляемо притока заинтересованных людей.
Фактор стихийности в указанном выше смысле, правда, имеет место. Но обязательно находятся разумные люди и группы, которые начинают понимать важность некоторой кадровой политики. Они реализуют ту или иную стратегию в этом деле, борются с «засорением» профессиональной общности неподходящими людьми, налаживают более или менее строгий кадровый отбор, привлекают дееспособные силы из смежных областей и пр. Это особенно важно, когда по каким-то причинам профессия становится престижной, привлекательной для многих, в том числе и явно нежелательных по деловым признакам людей.
Разумеется, в реальной деятельности людей эти системы могут в определенных зонах взаимопроникать, образуя некие предметные миксты (смешения). Например, художник-реставратор должен разбираться не только в художественных стилях старых мастеров, но и в растворителях, клеях, текстильных волокнах (холсты это изделия ткачей), шпатлевках и пр. Соответственно всем этим нужно и интересоваться[3]
Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение [12].
1.2 Специфика профессии «человек — художественный образ»
Чтобы говорить о профессиональном типе «человек – художественный образ», выделим основные черты, присущие профессионалам данной профессии психологические характеристики.
О представителях профессий типа «человек — художественный образ»:
В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого — то содержания. Природные условия (например, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т. п.) это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа для представителей профессий этого типа источник не только впечатлений, но и, например, красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материалов, время и микробы превращают холсты в прах).
Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостности, например, такого рода: художественные стили, гармония цветового решения (картины, архитектурного проекта, оформляемой витрины, театральной декорации), чувство подаренной людям красоты, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформление театрального представления, и пр.
Цивилизация, культура, история человечества мыслятся здесь как множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) образцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; офорты Гойи, поразившие его современников; удивительные по своей красоте и силе духа фрески Микеланджело, славящиеся во всем мире, и т. п. Международные отношения как таковые не акцентированы: мир людей, стран, народов предстает в широких сопоставительных экскурсах как лишенный придуманных людьми политических, государственных, временных границ: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния античности, и достижения современных художников, и шедевры древнерусской иконописи; загадочные храмы Египта и готические сооружения средних веков.
Типичные примеры профессиональных единиц анализа сознания и психики этого типа: эскиз, идея, зримый образ, форма; покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине); цепочки значков, надписи; экспозиция, авторский текст; темп, динамика, ритм, характер создаваемого образа, и т. п.
Представители профессий типа «человек – художественный образ» умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализировать это воплощение. Это может быть, например, батик (роспись по шелку) выполненный по эскизу художника. Это могут быть восстановленные (отреставрированные) детали изображения на холсте старинного мастера, исчезнувшие к нашему времени.
Для того чтобы задачи обозначенного выше рода могли быть решены, требуется тонкая, кропотливая работа и над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно — двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незримые, но подчас сложные, разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует красоту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внимательно относится к природному ландшафту, учитывает его. И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности работников в обсуждаемой области.--PAGE_BREAK--
Профессионал опирается на народный опыт, культурное наследие. Но все это ему нужно как свой, обретенный немалыми усилиями багаж очень разнообразных знаний как научных, так и чисто практических. Это и всестороннее знание предметной области (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества.
Работнику изобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слуховые представления, тонкое различение качества звуков. Актер, для того, чтобы не просто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие нет, мысленно представляет себе такую сложную систему, как личность изображаемого героя.
Как правило, требуется нестандартный ум, способность непредвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть усвоены в ходе обучения.
Требуется развитое эстетическое чувство. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредственно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать композиционные принципы в своей области (изобразительное искусство, скульптура, архитектура, музыка, драматическое искусство).
Важен художественный такт уважительное отношение к состоявшемуся произведению искусства. Лучших представителей профессий рассматриваемого типа характеризует ясное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Работник этой сферы должен заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значимым целям. Настойчивость, самодисциплина важные признаки профессионала этой сферы.
Часто говорят о самовыражении художника. Однако самовыражение свойственно любому активному человеческому существу: едва почувствовав свои органы речи, младенец начинает «гулить», «лепетать», а затем и высказываться, создавая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток во взаимоотношениях с окружающими и т.д. Так что не следует полагать, что самовыражение непременный признак художественного склада психики.
Отличиться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисциплины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые представляют собой лишь разнузданную истерическую демонстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать некоей необычной персоне.
Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чувство подаренной людям красоты поддерживает взыскательное отношение мастера к каждому своему действию.
Особенности творческости (креативности) представителей обсуждаемого типа профессий состоят в том, что они новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится здесь неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.
Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказываться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важны. Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед человеком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совершенстве овладел навыками, приемами кропотливого труда.
Скажем, художник – живописец может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения многочисленными упражнениями, т. е. когда ему не надо думать, как «работает» материал
Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий заключаются в том, что надо уметь подчинять авторские амбиции общим целям.
Например, художник — конструктор промышленной продукции трудится в составе группы разработчиков. В нее входят специалисты разных профилей: и экономисты, и инженеры — конструкторы, и, возможно, физиологи, психологи. Ясно, что позиция капризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним соглашались, здесь просто бессмысленна. При всей творческости нужна исполнительская четкость и самодисциплина (не можешь хорошо, сделай, как сможешь, но в срок и т. п.). Усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного важные качества творческого работника.
К трудностям профессий этого типа нередко относятся длительные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-мышечному аппарату. Немалые нервные нагрузки[8].
Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и по многу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д. Шедевр художника может оставлять впечатление легкости, небольшого количества приложенных усилий, но за этим зачастую стоит огромный труд, знания, мастерство владения материалом, осваиваемое годами.
ГЛАВА 2
2.1 Характеристика профессий типа «человек художественный образ» и требования к индивидуальным особенностям специалиста
Разумеется, выше были приведены очень обобщенные характеристики человека как субъекта деятельности в разных типах профессий. Чтобы понять специфику профессий этого типа, я считаю, необходимо рассмотреть некоторые наиболее распространенные профессии ,-анализ требований, которые предъявляются к личности специалиста, осваивающего профессию «человек — художественный образ », все типовое, как правило, не во всем совпадает с отдельным конкретным случаем, а в какой-то части может ему и противоречить.
Художник — конструктор (дизайнер). Главной задачей дизайнера является удовлетворение потребности человека (заказчика) в гармонии с предметной средой посредством проектирования эстетических свойств промышленных изделий.
Необходимые качества: анализ и синтез, пространственное мышление и конструкторские способности, креативность, художественные способности (композиция, гармония, пропорции, чувство цвета), коммуникативные и вербальные способности, гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, реалистичность, находчивость.
На стадии проектирования следует учесть, что вещи выпускаются тысячными и даже многотысячными тиражами. Ошибка дизайнера, как и ошибка инженера — конструктора, соответственно умножается и, таким образом, обходится очень дорого. Вот почему дизайнер должен соединять в себе до известной степени противоположные качества. С одной стороны, смелый полет фантазии, непредубежденность, раскованность мысли. С другой стороны, высокое чувство ответственности, дисциплину ума, способность максимально считаться с реальными условиями производства.
Творческий процесс художника — конструктора начинается с обдумывания возможных вариантов будущего изделия. Важно собрать информацию о существующих аналогичных изделиях и критически их рассмотреть, обсудить. Успешно будет решать задачу работник, обладающий широким кругозором. Хороший специалист всегда озабочен сбором данных в своей области. Поэтому он оказывается готовым решать и неожиданно поставленную задачу.
Дизайнер должен уметь учитывать соображения экономического и технологического характера. Например, оригинальная форма изделия, задуманная дизайнером, может оказаться нерентабельной с точки зрения экономиста или трудно осуществимой с точки зрения технолога.
Человек, посвятивший себя служению технической эстетике, должен интересоваться изобразительным искусством и сам быть художником. Ему необходимо также знать технику, естественные и общественные науки, хорошо чертить, иметь умелые руки. Он должен ориентироваться в культурном наследии своего и других народов. Не каждый художественно и технически подготовленный человек будет успешно справляться со своими обязанностями на посту дизайнера, а только тот, кто относится к миру вещей как преобразователь[12,14].
Живописец (по росписи фарфора). Существует несколько методов нанесения росписи на фарфор, один из которых ручная роспись.
Художник должен найти особо тонкие и нежные отношения цвета с белым в наносимых красках и такие же переходы тона от одного цвета к другому. Кроме того, мастер должен постоянно держать в своем представлении задуманную цветовую композицию, т.к. окончательно она формируется только после обжига фарфора (фаянса) под глазурью в печи. Он должен уметь, накладывая цвет, видеть в нем другой — и это во всей композиционной сложности выполняемого сюжета. Роспись твореным золотом сама по себе затруднений не вызывала, но требовала найти правильное соотношение золото и красок на фарфоре
Рисунки могут быть сложны и разнообразны: это пейзажи, сюжеты, литературные портреты, персонажи, сказочные образы, стилизованные изображения растительного и художественного мира, орнаменты.
Мастер живописец в совершенстве владеет приемами живописных и графических работ, способами копирования рисунков в различных масштабах, приемами гравировки по золоту и серебру, приемами самостоятельной разработки деталей рисунков.
До начала работы живописец должен представить рисунок в уме, мысленно разложить его на части, наметить последовательность раскраски его деталей. И выполняя каждую операцию, он в своем воображении видит рисунок уже готовым[9].
Художник – иллюстратор. Содержание деятельности: задача иллюстратора — адекватно и красочно выразить мысли автора литературного произведения, статьи в СМИ яркими художественными образами. Вид работы зависит от заказа: может иллюстрировать книги, журналы, газеты и т.п.
Должен знать: живопись, рисунок, графику, теорию искусств, литературное творчество, специальные художественные дисциплины, техники и технологии работы и т.п.
Должен уметь: Выбрать соответствующую технику рисования (от простого карандаша до компьютерной графики). Спланировать свою работу. Использовать сложные техники: акватин, офорт..., компьютерные программы (например, для разработки макета будущего произведения). За короткое время выполнять необходимые эскизы в нескольких вариантах. Презентовать наброски и готовую работу, «портфолио». Выразить неповторимость своего стиля. Работать в коллективе художников. Должен иметь: свой ярко выраженный авторский стиль (при индивидуальной работе). Доминирующие интересы: ИЗО, литература Сопутствующие: Предпринимательская деятельность. Реклама. Фотография
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: Образное мышление. Фантазия. Высокий уровень развития общих способностей (анализ, синтез, логика, вербальные способности, словесно-логическое мышление). Наблюдательность. Развитое воображение. Умение выражать свои мысле-образы в рисунке. Цветовая чувствительность. Высокий уровень специальных художественных способностей. Целеустремленность. Ответственность. Организаторские способности. Хорошая координация, мелкая моторика пальцев рук. Медицинские ограничения: Аллергия на рабочие материалы, книжную пыль[15] продолжение
--PAGE_BREAK--
Ретушер. Иллюстрации, напечатанные в книге, почти всегда имеют качественные потери по сравнению с подлинником. Задача коллектива, работающего над полиграфическим воспроизведением оригинала, сделать эти потери минимальными.
Задача ретушера сводится к тому, чтобы, в конце концов, могла быть создана печатная форма. Оттиск (отпечаток) с нее, конечно, будет отличаться от подлинника, но для зрения человека это различие будет приемлемым.
Выделяют два вида ретуши: техническую (поправочную) и художественную. Техническая ретушь заключается в удалении на издательском оригинале (материале, с которого будет делаться типографская печатная форма) царапин, темных или светлых пятен или точек, крупной зернистости и т. д.
Роль художественной ретуши значительно шире. С ее помощью подчеркиваются сюжетно изобразительные элементы иллюстрации. Уточняются их формы и пространственные отношения, устраняются недостатки в градации тонов и цветов. Такая работа доступна только тем, кто свободно владеет рисунком, хорошо чувствует тональные соотношения цветов и умеет ими пользоваться.
Все операции, которые приходится выполнять ретушеру, требуют активной мыслительной деятельности и хорошей памяти. Он должен помнить и учитывать различные факторы, от которых зависит выбор приема и метода ретуши, сравнивать их, анализировать и принимать необходимые решения. Спецификой его работы является и то, что ретушер должен постоянно держать в уме тот зрительный образ, который он стремится воплотить.
Процесс репродуцирования (типографского воспроизведения) изображений основан на глубоком понимании оригинала. Ретушер воспринимает в оригинале то, что порой скрыто для обычного зрителя. Для этого он должен обладать наблюдательностью. Для глубокой эстетической оценки произведения ему необходимо и развитое чувство цвета и формы.
Работа ретушера связана с большим умственным напряжением: на протяжении всего рабочего дня ему приходится анализировать сложные произведения искусства и решать разнообразные пространственно-цветовые задачи. Творческому воображению, большому эстетическому вкусу должны сопутствовать такие качества, как аккуратность, терпение, настойчивость[8].
Художник-реставратор. Наиболее часто разрушающему воздействию времени подвержены произведения живописи. Краски на живописных полотнах отделяются от грунта, которым покрыты холст или дерево, многократно положенные мазки расслаиваются. Спасти произведения искусства могут художники-реставраторы.
Специальная комиссия, состоящая из искусствоведов, хранителей картин и реставраторов, тщательно обследует картину, выявляет все дефекты и устанавливает причины их возникновения. На основе этого анализа специалисты оценивают возможность восстановления художественных особенностей произведения, определяют необходимые методы работы, а также материалы.
Реставратор изучает особенности выполнения картины. Способы письма, используемые материалы, толщину красочного слоя, индивидуальную манеру мазка автора, качество фактурной обработки и др. Это позволяет ему определить задачи своей работы. Всесторонняя эрудиция, хорошая память, опыт предыдущих работ способствуют успеху его дела.
Должен уметь работать поэтапно, терпеливо прорабатывать все детали, уметь подчинить свое творческое воображение замыслу автора, создавшего картину. Любое отклонение от первоначальной художественной идеи является искажением искусства.Должен знать все тонкости работы с материалом[5].
Историк-искусствовед. Работа искусствоведов, а тем более историков, менее явна для широкой публики, но очень важна.
Специалисты работают в организациях, где представлены либо изучаются произведения названного вида искусства. Это работники музеев, издательских организаций. Работают эти специалисты также в научно-исследовательских институтах, изучая историю изобразительного искусства, дизайна, а также в художественных галереях, различных выставочных организациях. Историки-искусствоведы занимаются и преподаванием. Предмет «История искусства» есть в планах многих учебных заведений.
Музейные работники подготавливают, в частности, научные каталоги. Это требует кропотливого труда, знакомства с множеством источников. Специалисты, работающие в музеях, как правило, участвуют в разнообразных научно-исследовательских мероприятиях, конференциях, собеседованиях.
В целом их деятельность можно разделить на работу собственно с памятником искусства и труд за письменным столом, в хранилище, библиотеке.
Для того чтобы успешно работать в данной области, надо иметь некоторые специфические способности. Это, как говорят профессионалы, «глаз», художественный вкус.
Надо уметь глубоко воспринимать и понимать произведения изобразительного искусства. Этот талант можно развивать в процесс е обучения[2].
Театральный художник. Определение «сценография» в отечественном театре прижилось не так давно. Гораздо ближе зрителю древнейшее понятие «театральный художник» или, как обычно пишут на афише, «художник-постановщик». Результатом работы художника-постановщика спектакля, по сути, является все, что предстает перед взором зрителя на сцене — от крепостных стен, грозовых туч или бушующего океана до каблуков туфель, кинжалов или носовых платков.
Художник-декоратор — театральный художник, который переводит авторский замысел художника-постановщика с (плоских) эскизов на (объемные) декорации.
Есть театральное выражение «За красоту отвечает художник». Эту «красоту» составляют: костюмы, декорации, мебель, реквизит, свет, костюмы, грим и так далее. Каждой стороне общего дела соответствуют отдельные специальности: художник по костюмам, художник по свету. Но творческим лидером группы традиционно остается сценограф.
Личные качества: любовь к театру, пространственное мышление, художественный вкус, хорошая память, аккуратность
В реальных производственных условиях замысел художника-постановщика воплощает художник-технолог. В современном театре сложно разделить художественную и технологическую составляющие декорационного оформления. Характер трансформации сценографии, возможности ее светового освоения, фактура используемого материала — все это влияет на стилистику и образ спектакля. Сейчас не составляет проблемы найти хорошего конструктора, который смог бы рассчитать ферму или подобрать необходимое сечение бруска. Дефицитным остается специалист способный «прочитать» замысел художника и режиссера, предложить остроумное техническое решение и при этом сохранить то самое индивидуальное художественное высказывание[16].
Ювелир. Изготавливает художественные изделия (украшения, предметы быта, культа, оружие) преимущественно из драгоценных металлов, а также некоторых цветных металлов в сочетание с драгоценными и поделочными камнями, янтарем, перламутром, костью по рисункам, чертежам и моделям художника, разработчика.
Ювелир должен знать технические и художественные требования к изделиям, свойства драгоценных и полудрагоценных металлов и их сплавов, свойства драгоценных и полудрагоценных камней и других материалов (янтаря, перламутра, кости, эмали), использующихся при изготовлении ювелирных изделий, правила чтения чертежей. Ему должны быть знакомы различные способы изготовления заготовок и деталей из слитков, виды орнаментов и их выполнение. Он должен уметь самостоятельно изготовить ювелирный инструмент.
Условия труда: высокая нагрузка на зрение. Характерна статичная асимметричная рабочая поза.
Необходимые качества: хороший глазомер, развитое цветоощущение, хорошая координация и развитая мелкая моторика рук, умение сконцентрироваться, аккуратность, усидчивость, терпение, художественный вкус. Явные сердечнососудистые заболевания, сколиоз, повышенная нервная возбудимость могут препятствовать получению профессии ювелира.
Родственные профессии. Когда создание ювелирного изделия выходит за рамки простого исполнения по готовому образцу, чертежу или эскизу, а придумывается автором с целью передать какой-либо художественный замысел, либо создается авторская работа для конкретного заказчика — мы говорим о профессии дизайнера украшений.
Модельер (художник-модельер и модельер-конструктор). Модельер разрабатывает новые виды одежды с учетом потребительского спроса и возможностей производства, также создает коллекции одежды для показа в различных модных шоу.
В круг занятий модельера входит создание новой концепции одежды в виде эскизов, поиск конструкторского решения задуманной модели, разработка образцов новых моделей, подготовка образцов для промышленного производства, организация показов моделей одежды.
Необходимые качества: художественные способности; развитое образное мышление, конструкторские способности, развитое чувство цвета, хороший глазомер, креативность, организаторские способности, «новаторство».
Чтобы участвовать в элитных показах, по правилам «от кутюр» нужно представить от 4 до 60 ансамблей, причем любое изделие на 50-80 % должно быть сделано руками. Одно платье шьется минимум месяц, а особенно сложные и до полугода… Выживают только фанаты, не представляющие себя вне профессии, готовые разрабатывать новые идеи, не боясь смелых экспериментов и долгих, бессонных ночей, проведенных за работой.
Кондитер. Готовит кондитерские изделия на кондитерских фабриках и в специализированных цехах хлебозаводов. Приготавливает различные виды теста, начинок, кремов по заданной рецептуре. Выпекает и украшает продукцию. Проверяет вес готовых изделий. Использует ручные инструменты, механическое и электромеханическое оборудование.
Для деятельности необходимы тонкая вкусовая и обонятельная чувствительность, тонкое цветоразличение, хорошая зрительно-двигательная координация (на уровне движений рук).
Работа не рекомендуется людям, имеющим аллергические реакции на пищевые продукты и заболевания: органов дыхания (бронхиальная астма, хроническая пневмония и др.); сердечнососудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность и др.); почек и мочевых путей (нефрит, почечная недостаточность и др.); опорно-двигательного аппарата, ограничивающие подвижность рук; нервной системы (менингит, миелит и др.); органов зрения (значительное понижение остроты зрения и цветоразличения); кожи с локализацией на кистях рук (дермиты, экзема и др.).
Кондитер должен знать ассортимент выпускаемых изделий, рецептуры и режимы их приготовления, виды сырья и способы его переработки, способы отделки и украшения кондитерских изделий
Так, стоит помнить, что повар-кондитер работает стоя, с переносами тяжестей (до 40-50 кг), с напряжением мышц рук и ног. Иногда условия работы не совсем благоприятны: в помещении может быть высокая температура, повышенная влажность и загрязненность воздуха, сквозняки и производственный шум. Существует и определенная опасность травм и ожогов, поэтому надо досконально следовать технике безопасности. продолжение
--PAGE_BREAK--
Необходимые качества: развитые обоняние, вкус, осязание, цветовая чувствительность, ощущение температуры, наблюдательность, концентрация внимания, координация движений, достаточная физическая сила, аккуратность, опрятность[12].
2.2 Кризисы профессии типа «человек – художественный образ»
Профессиональная деятельность человека задает направление развития его личности. Иногда приобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях.
Отрицательным проявлением этого процесса является так называемая профессиональная деформация личности, когда профессиональные привычки, стиль мышления и общения и другие особенности личности гипертрофируются и отражаются на взаимодействии с другими людьми (например, у искусствоведа это может быть приверженность к классике во всем, нежелание воспринимать новое, у учителей — авторитарность, категоричность суждений, поучающая манера общения и т. д)
Развитию личности профессионала способствует построение «образа Я» профессионала, т. е. представления о себе как о профессионале, а также создание образа профессионала как эталонной модели его личности, — соотношение этих двух образов, оценка их рассогласования, выработка стратегии приближения к эталонной модели и стремление к ней определяют один из путей развития личности[1].
Не всякая трудовая деятельность развивает личность, и не всякое развитие профессиональных способностей равнозначно развитию личности. Оно так же, как и появление потребности в труде, связано с достижением субъектом чувства удовлетворенности от процесса и результатов деятельности, наличием стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, желанием проявить свои возможности в трудовом процессе.
Важной особенностью психического развития субъекта труда является возможность возникновения кризисных явлений, связанных с замедлением или даже регрессией в развитии. При всем индивидуальном своеобразии жизненного пути каждого человека можно выявить и некоторые общие закономерности, в том числе «нормативные жизненные кризисы». Особенно существенна взаимосвязь с профессиональным развитием нормативных кризисов взрослой жизни.
Первый нормативный кризис в период ранней взрослости связан с задачей окончательного перехода к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, — он проявляется в трудности вхождения в жесткий трудовой режим, неуверенности в своих возможностях, адаптации к трудовым взаимоотношениям и т. д.
После завершения периода профессиональной адаптации (после 4-5 лет работы) может наступить следующий кризисный период («кризис 30-летия»), который возникает в случае неудовлетворения личных запросов (прибавка к зарплате, повышение статуса и т. п.) и проявляется в отрицательных эмоциях, снижении профессионального интереса или трудовом перенапряжении.
Нормативный «кризис середины жизни» (40-50 лет) в профессиональной деятельности часто воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня и часто сопровождается увеличением темпов работы, дополнительными нагрузками, следствием чего может быть перенапряжение, переутомление, апатия, депрессия, психосоматические заболевания.
Тяжело переживается и предпенсионный кризис (55-60 лет), связанный с завершением профессиональной карьеры, отсутствием равнозначной ее замены другими видами деятельности, недостаточной критичностью в оценке ситуации, естественным снижением функциональных возможностей организма, сопутствующими заболеваниями[8]. В этот и предшествующий период, к сожалению, также часто случается, что из-за большой нагрузки на зрительный анализатор, люди, работающие по профессии «человек – художественный образ», часто частично или полностью теряют зрение. Так, всемирно известный художник – импрессионист Э.Дега, в последние годы жизни практически не видел. Он вынужден был отказаться от занятий живописью и последние годы провел в глубоком одиночестве.
Биографический кризис — это феномен внутреннего мира человека, существует несколько основных вариантов кризисов, рассмотрим их вкратце.
Кризис нереализованности. Он возникает в тех случаях, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены реализованные связи событий жизни. Человек не видит или недооценивает свои достижения, успехи, и в своем прошлом не усматривает существенных событий, достаточно полезных с точки зрения настоящего и предстоящего «моя жизненная программа не выполнена», «не удалась», «не повезло». Например, когда мастер (художник, фотограф, ювелир и др.), имея профессиональные навыки, собственный стиль, дар от природы, не бывает признан окружающими. Одной из причин этого рода кризиса может быть новая социальная среда, в которую человека «забросило», с которой он считается и которая может не ценить его специфический опыт, подготовленность, квалификацию. В таком случае нужно или сменить среду, или хотя бы найти в ее рамках приемлемую «субкультуру» кружок понимающих тебя людей, или (и) не слишком близко принимать навязываемые средой ценностные представления, расходящиеся с общечеловеческими, или вносить лепту в облагораживание данной малокультурной среды, или «приналечь» на работу во имя дальнейших очевидных достижений «бегство в работу»), что уж совсем неплохо.
Сейчас, пожалуй, трудно найти человека, которому было бы незнакомо имя Винсента Ван Гога, голландского художника, творившего в конце XIX века во Франции. Он, не признанный современниками, у потомков снискал невиданную популярность. Благодаря дару, постоянным усилиям, труду и собственному неповторимому взгляду на мир, он сумел создать подлинные шедевры. Беспощадную честность Ван Гога передает его последний автопортрет, законченный за несколько месяцев до самоубийства. Измученный повторяющимися приступами безумия, художник безжалостно всматривается в себя и изображает истерзанную душу, отчаянно борющуюся с кошмарами, которые обступают его. Его лицо выражает стоицизм, губы крепко сжаты, глаза гипнотизируют своей решительностью…
К сожалению, такова судьба многих одаренных людей, ведь результат творческой деятельности – художественный образ, очень специфичен: расписные шкатулки, красиво украшенные торты, скульптурные изваяния…-все это неоднозначно воспринимается людьми. Некоторые даже считают это ненужными вещами. Косность, консерватизм, определенные общественные ценности окружающих, — всего не перечислишь, — могут стать на пути человека. Профессия типа «человек – художественный образ», выбирающим ее, может не принести ожидаемую самореализацию, славу, материальное благосостояние. Много «подводных камней», о которых человек и не подозревал, могут попасться ему на пути. Неизвестные ему, они могут скрываться в тайниках его души.
Кризис опустошенности. Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. Несмотря на то, что человек сознает наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, У него доминирует переживание, что он «уже выкуренная сигарета» и у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей, «сил нет» и т. п.
Одной из причин может быть некоторая душевная усталость после длительного периода самозабвенной и упорной работы, «штурма высот» в жизни, в профессии. В этом случае оправданны существенная передышка, отхода от утомившего образа жизни и деятельности. Другой вариант при резкой смене социальной, производственной ситуации, жизненных обстоятельств у всякого возможна затрудненность ориентировки в сложном потоке внешних явлений, переживание большой неопределенности, непредсказуемости будущего: «не знаешь, за что ухватиться...». Здесь, как и всегда, полезна ориентация на общечеловеческие, а не ситуативные ценности, поиск единомышленников, «родственных душ». И обсуждение с ними действительно непростых проблем существования в неопределенном мире.
Опасен кризис тем, что человек, не найдя выхода из него внутри себя и в окружающей действительности, может обратиться к таким асоциальным, но, к сожалению, считаемыми многими действительными, способам «найти себя», как алкоголизм и наркомания. Бывает, что профессия, выбранная необдуманно, спонтанно, осмысливается со временем как неверная. Человек не находит в себе многих качеств, которые оказались необходимыми в процессе деятельности. Это актуально и для нашего ВУЗа.
Кризис бесперспективности. Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, проекты, планы, мечты о будущем. Дело здесь не в самой по себе неопределенности будущего (оно может казаться и вполне определенным картина безнадежного застоя, гарантированной скуки впереди или отсутствия перспектив профессионального роста, утверждения себя в основных жизненных ролях, уместных для данного возраста), а в переживании, обозначаемом словами типа «впереди ничего не светит». У человека есть и достижения, и активность, и ценные личные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самоопределения, совершенствования, реализации себя в возможных ролях.
Подчеркиваем, что речь идет о некоторой «оперативной обстановке» и, быть может, «войне» внутри субъекта в такой реальности, как его внутренний мир. И это ничуть не снижает остроты и практической значимости проблемы биографических кризисов.
Реальностью являются и психосоматические взаимодействия, выражающиеся, в частности, в том, что затянувшиеся душевные переживания кризисного типа закономерно вызывают отклонения телесного здоровья.
Компетентные и добрые люди, друзья должны помогать дрyг — другу в ситуациях кризисов, исходы из которых одновременно означают дальнейшее развитие человека и как личности, и как профессионала.
Указанные выше основные кризисы могут встречаться в разных сочетаниях. А именно: «опустошенность и бесперспективность», «нереализованность и бесперспективность», «нереализованность и опустошенность», «нереализованность, опустошенность и бесперспективность». Это могут быть весьма трудные случаи, когда человек, лишенный компетентной помощи, способен пойти и на суицид. Нет смысла строго «привязывать» типы кризисов к календарному возрасту. Их возникновение и протекание очень индивидуально[8,10,11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В обществе очень много профессий и специальностей (десятки тысяч), и они очень разные по предметной области труда, его целям, орудиям и средствам, условиям. И профессионалы тоже разнотипны по своему психическому складу.
Словом «профессия» может обозначаться общность людей. Может обозначаться область приложения их духовных и физических сил (представленная в обществе, например, как множество рабочих мест, трудовых по став, которые могут быть и вакантными, т. е. «без людей»). Этим словом может обозначаться и работа, деятельность с ее специфическим содержанием, и также некое качество (квалификация) самого человека.
Мир профессий относительно изменчив, текуч (профессии возникают, дробятся, объединяются, отмирают) и должен быть предметом постоянного изучения, отслеживания.
Мир профессий это не только «пространство выбора» человеком вариантов своего жизненного дела, но и область, где он может внести свою творческую лепту в создание, появление новых профессий. Профессии создаются людьми.
Взаимосоответствие человека и его будущей работы устанавливается и за счет совершенствования качеств человека, и за счет улучшения среды (предметной и социальной), и за счет подбора профессии человеку или, наоборот, отбора людей для профессий. Важный путь уравновешивания особенностей человека и требований профессии формирование индивидуального стиля деятельности. В связи с этим высокие результаты в данной деятельности могут быть достигнуты людьми, значительно отличающимися друг от друга по своим личным качествам (но чтобы работать одинаково результативно, разные люди должны иметь свободу работать разными способами). продолжение
--PAGE_BREAK--
Благодаря труду представителей профессий художественного профиля живет и развивается вся современная художественная культура Мастерства, профессионалы создают произведения искусства или привносят в деятельность других людей художественные ценности. Эти специалисты изучают памятники искусства прошедших эпох и явления современной художественной жизни, помогая нашему познанию, оценивая произведения искусства, формируют художественный вкус целых поколений. Они организуют встречи с миром красоты — готовя театральные постановки, издания книг, художественные выставки, способствуют художественному самовыражению людей — работают с коллективами художественной самодеятельности. Основной труд в этих профессиях и специальностях является созданием или преобразованием художественных образов. Все проявления художественной культуры каким-либо образом связаны с деятельностью представителей профессий типа «человек — художественный образ».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности. М., 1994. Мир профессий
2. Грецов.А. Г. 100 популярных профессий: психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. Питер, 2009.
3. Дружинин В. Психология. М.2007
4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М.: Просвещение, 1990.
6. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: Изд-во МГУ, 1995.
7. Климов Е.А. Психология профессионала. — М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1996.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — М.: Академия, 2007.
9. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск: МГУ, 1993.
10. Климов Е.А.«Потемки» и «светильники» в становлении профессионала: пособие для занятых трудовым и профессиональным самовоспитанием. — М.: МПСИ, 2007.
11. Климов Е.А., Чистякова С.Н. Основы производства. Выбор профессии. — М.: Просвещение, 1987
12.Смирнов А. И. Мир профессий: человек — художественный образ .Мол. Гвардия.
13. Федотова Л.М. Профессиональное самоопределение как главная составляющая процесса формирования профессиональной идентичности. М 2002.
14. Азбука профессий: rodn-i-k.narod.ru/as_prof/hudognik_illustrator.htm
15. Журнал «Культпоход» №12, 2008 Виктор Шилькрот
16. www.rabotka.ru/infoworker/0031.php Ссылки (links):
rodn-i-k.narod.ru/as_prof/hudognik_illustrator.htmwww.rabotka.ru/infoworker/0031.php