Реферат по предмету "Психология"


Особенности образа-Я и мотивации достижения в юношеском возрасте

Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Северо-Осетинскийгосударственный педагогический институт
Министерстваобразования и науки республики Северная Осетия – Алания.
Факультет научнойподготовки учащихся
Особенностиобраза-Я и мотивации достижения в юношеском возрасте
Кан ВикторияАлександровна
(2 курс, СОШ № 46)
Владикавказ 2010г

Введение
Старший школьныйвозраст (юношеский возраст) — явление исторически не столь уж давнее. В нашидни на завершающей ступени среднего образования — либо в общеобразовательнойшколе, либо в системе профессионального обучения — находятся юноши и девушки ввозрасте от 15–16 до 17–18 лет. Именно так определяет границы школьной юностиИ.С. Кон.
Еще сто лет назад вовсем мире большинство молодых людей этого возраста, завершив доступное имэлементарное образование или даже не получив вовсе никакого, нигде не учились,вели вполне взрослый образ жизни, зарабатывали себе на хлеб, а многие уже исоздавали семьи. За партами в эти годы сидели лишь немногие представителипривилегированных классов. В силу этого старший школьный возраст не привлекалособого внимания ученых. Разумеется, проблемы юношества не были обойденывниманием педагогов, литераторов и моралистов, однако их рассуждения лежалипреимущественно в морально-нравственной плоскости и практически не были связаныс проблемами учения.
На рубеже XIX–XX вв. всвязи с охватом средним образованием все более широких слоев населения проблемапсихологической специфики старшего школьного возраста стала обозначаться всеболее явно. Изучение школьников, в том числе и старшеклассников, выступилоодной из важных задач психологической науки с самого момента ее становления вкачестве самостоятельной научной отрасли.
Именно в этой сферележало большинство начинаний родоначальника американской психологии Г.С. Холла,которому и принадлежит первый научный труд, посвященный проблемам юности. Егокнига под названием «Юность» увидела свет в 1904 г. В последующие годы появилось еще множество работ разных авторов, раскрывавших различныеаспекты становления личности на этом ответственном возрастном этапе, — работ,сколь интересных, столь и противоречивых. Еще в 20-е годы Л.С. Выготскийотмечал, что в психологии юношеского возраста значительно больше общих теорий,чем достоверно установленных фактов. В какой-то мере эта оценка остаетсясправедливой по сей день.
Вместе с тем,исследования показывают, что юношеский возраст является весьма противоречивымпериодом в становлении личности. Конфликты и кризисы подросткового возраста,хотя и потеряли свою остроту, тем не менее, проявляются во всем сферахмежличностной и внутриличностной сферы юношей и девушек.
Проявление внутреннейконфликтности приводит к тому, что определенная степень незрелости личностныхмеханизмов, чувство собственной неполноценности ввиду действительных, а чащевсего, мнимых, дефектов, зачастую ведут к искажению существенных составляющихобраза «Я» – самосознания и самоотношения. Это, в свою очередь, негативнымобразом может отражаться на сфере межличностных отношений, затрудняя процесссоциализации.
Особенности образа Я вюношеском возрасте изучались в работах В.В. Столина, И.С. Кона, А.А. Реана, Р. Бернса,А.А. Бодалева и др.
Цель данной работы – изучениеособенностей Я-образа и мотивации достижения в юношеском возрасте.
Объект исследования: Я– концепция старшеклассников (юношей и девушек) СОШ №46.
Предмет исследования: особенностиЯ-образа юношей и девушек и их мотивация достижения.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы поизучаемой проблеме.
2. Выявлениеособенностей Я-образа юношей и девушек.
3. Выявить особенности мотивациидостижения.
4. Провестисравнительный анализ образа – Я в группах с разной мотивацией достижения.
Методы и методики.
1. Теоретические методы– анализ теоретической литературы по теме
2. Эмпирические методы– психодиагностическое исследование с использованием методик:
1) Методика М. Куна иТ. Макпартлэнда «Тест 20-ти вопросов Кто Я?».
2) Методика Реана А.А.«Методика успеха и боязнь неудачи».
3) Методика Х.Хекхаузена «Мотивация к успеху».
3. Методыматематической статистики, сравнительный анализ, контент-анализэкспериментальных данных.
Гипотезой исследованияявляется предположение о том, что существуют различия структуры Я-образа вгруппах с разной мотивацией достижения успеха юношей и девушек.
В эмпирическомисследовании приняли участие учащиеся СОШ №46 в количестве 30 человек ввозрасте 16-17 лет (15 юношей и 15 девушек).

1. ОсобенностиЯ-концепции в ранней юности
Психологическиеисследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельностиидут по нескольким направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержанииЯ-концепции и ее компонентов — какие качества сознаются лучше, как меняется свозрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, акакое умственным и моральным качествам. Далее исследуется степень егодостоверности и объективности, прослеживается изменение структуры образ Я вцелом — степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутреннейпоследовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени),субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всемэтим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и отвзрослости, имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.
В ранней юностипроисходит постепенная смена “предметных” компонентов Я-концепции, в частности,соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего “я”. Юношапривыкает к своей внешности, формирует относительно устойчивый образ своеготела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с нейуровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства“я” — умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависитуспешность деятельности и отношения с окружающими.
Данные об устойчивостиобраза Я не совсем однозначны. В принципе она, как и устойчивость прочихустановок и ценностных ориентаций, с возрастом увеличивается. Самоописаниявзрослых менее зависят от случайных, ситуативных обстоятельств. Однако вподростковом и раннем юношеском возрасте самооценки иногда меняются оченьрезко.
Что касается контрастности,степени отчетливости образа Я, то здесь также происходит рост: от детства кюности и от юности к зрелости человек яснее осознает свою индивидуальность,свои отличия от окружающих и придает им больше значения, так что образ Ястановится одной из центральных установок личности, с которой она соотноситсвое поведение. Однако, с изменением содержания образа Я существенно меняетсястепень значимости отдельных его компонентов, на которых личностьсосредоточивает внимание. В ранней юности масштаб самооценок заметноукрупняется: “внутренние” качества осознаются позже “внешних”, зато старшиепридают им большее значение. Повышение степени осознанности своих переживанийнередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе,эгоцентризмом. В ранней юности это бывает часто
Исследования содержанияобраза Я, проведенные под руководством И.В. Дубровиной, показали, что награнице подросткового и раннего юношеского возрастов в развитии когнитивногокомпонента Я-концепции происходят существенные изменения, характеризующиепереход самосознания на новый более высокий уровень.
Представление подросткаили юноши о себе всегда соотносится с групповым образом “мы” — типичногосверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим “мы” полностью. Образысобственного “я” оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнеегруппового “мы”. Юноши считают себя менее сильными, менее общительными ижизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека,чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большуюискренность, справедливость и верность.
Свойственное многимподросткам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит,но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и болееразвит человек, тем более находит он различий между собой и “усредненным”сверстником. Отсюда — напряженная потребность в психологической интимности,которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мирдругого. Осознание своей непохожести на других логически и историческипредшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающимилюдьми.
Наиболее заметныеизменения в содержании самоописаний, в образе Я, обнаруживаются в 15-16 лет.Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичности описаний.Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описания после 15лет резко увеличивается. Усиление субъективности самоописаний обнаруживается втом, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих наизменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост,взросление.
В исследованияхкогнитивного диссонанса образа Я обнаружено, что самоописания и описаниядругого человека по указанному параметру существенно различаются (Нисбет, В.П. Трусов).Себя человек описывает, подчеркивая изменчивость, гибкость своего поведения,его зависимость от ситуации; в описаниях другого, напротив, преобладаютуказания на устойчивые личностные особенности, стабильно определяющие егоповедение в самых разнообразных ситуациях. Иными словами, взрослый человексклонен воспринимать себя, ориентируясь на субъективные характеристикидинамичности, изменчивости, а другого — как объект, обладающий относительнонеизменчивыми свойствами. Такое “динамическое” восприятие себя возникает впериод перехода к раннему юношескому возрасту в 14-16 лет.
В.Ф. Сафинхарактеризует это существенное различие во взгляде на себя младших и старшихподростков следующим образом: подросток ориентирован прежде всего на поискответа, “каков он среди других, насколько он похож на них”, старший подросток — “каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от других и насколько онпохож или близок к своему идеалу”. В.А Алексеев подчеркивает, что подросток — это “личность для других”, в то время как юноша — “личность для себя”. Втеоретическом исследовании И.И. Чесноковой указывается на наличие двух уровнейсамопознания: низшего — “Я и другой человек” и высшего “Я и Я”; спецификавторого выражается в попытке соотнесения своего поведения “с той мотивацией,которую он реализует и которая его детерминирует”.
Мы уже отмечали, что,составляющие Я-концепции, поддаются лишь условному концептуальномуразграничению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны.Потому когнитивный компонент самосознания, образ Я, его формирование в раннемюношеском возрасте, напрямую связан как с эмоционально-оценочной составляющей,самооценкой, так и с поведенческой, регуляторной стороной Я-концепции.
В период перехода отподросткового к раннему юношескому возрасту в рамках становления нового уровня(выделенного еще Л.С. Выготским) самосознания идет и развитие нового уровняотношения к себе. Одним из центральных моментов здесь является смена основанийдля критериев оценки самого себя, своего “я” — они сменяются “извне вовнутрь”,приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человекомдругих людей. Переход от частных самооценок к общей, целостной (сменаоснований) создает условия для формирования в подлинном смысле словасобственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценококружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний и т.п.Важно отметить, что оценка отдельных качеств, сторон личности играет в такомсобственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некотороеобщее, целостное “принятие себя”, “самоуважение”. Именно в ранней юности (15-17лет) на основе выработки собственной системы ценностей формируетсяэмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. “оперативная самооценка” начинаетосновываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений,результатов деятельности.
В 15-16 лет особенносильно актуализируется проблема несовпадения реального Я и идеального Я. Помнению И.С. Кона это несовпадение вполне нормальное, естественное следствиекогнитивного развития. При переходе от детства к отрочеству и далеесамокритичность растет. Так, в изученных Е.К. Матлиным сочиненияхдесятиклассников, описывающих собственную личность, в 3,5 раза большекритических высказываний, чем у пятиклассников. Ту же тенденцию отмечаютпсихологи ГДР. Чаще всего в ранней юности жалуются на слабоволие,неустойчивость, подверженность влияниям и т.п., а также на такие недостатки каккапризность, ненадежность, обидчивость.
Расхождение Я-реальногои Я-идеального образов — функция не только возраста, но и интеллекта. Уинтеллектуально развитых юношей расхождение между реальным Я и идеальным Я,т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которымион хотел бы обладать, значительно больше, чем у их сверстников со среднимиинтеллектуальными способностями.
Одним из важныхпоказателей поведенческой составляющей Я-концепции служит динамика уровняпритязаний под влиянием успеха или неуспеха при выполнении заданий различнойстепени трудности. Начиная с классической работы Ф. Хоппе, уровень притязанийрассматривается как порождаемый двумя противоречивыми тенденциями: с однойстороны, поддерживать свое “я”, самооценку на максимально высоком уровне и, сдругой, снижать свои притязания, чтобы избежать неудачи и тем самым не нанестиущерба самооценке (F. Hoppe,1930, по Дубровиной И.В.).
Некоторые исследователи(см.: Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь) считают, что для юношеского возрастатипично активное стремление различными путями реализовать лишь первую изназванных тенденций, в то время как для зрелой личности, напротив, характерноумение развести эти тенденции в ходе деятельности, прежде всего за счет того,что успешность или неуспешность в конкретной деятельности воспринимается именнокак конкретный неуспех, а не крах самооценки в целом.

2. Мотивация достижения
Мотивация достижения —это особенный вид мотивации человека.
Мотивация естьобъяснительный конструкт, используемый для объяснения причин поведения людей(того, почему они ведут себя так, а не иначе), его направленности и механизмовосуществления. Под мотивацией достижения мы понимаем мотивацию, направленную навозможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной надостижение некоторого результата, к которому может быть применен критерийуспешности (т.е. он может быть сопоставлен с другими результатами используянекоторые стандарты оценки). (В этом смысле, не относящейся к мотивациидостижения будет деятельность по построению межличностных отношений ссоответствующими ей потребностями в любви, принятии, понимании, уважении ит.п.) Мотивация достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия идобиваться возможно лучших результатов в области, которую он считает важной(значимой).
Разработка проблематикимотивации достижения продолжалась многими психологами. Американский ученый Д.МакКлелланд полагает, что потребность в достижении «является бессознательнымпобуждением к гораздо более совершенному действию, к достижению стандартасовершенства». Характерными чертами людей, с выраженной мотивацией достиженияон считает: 1) предпочтение трудиться в условиях максимального побуждениямотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности) 2)мотивация достижения не постоянно приводит к гораздо более высоким, чем уостальных результатам. А высокие результаты не постоянно есть следствиеактуализированного мотива достижения 3) взятие на себя личной ответственностиза выполнение деятельности, но в ситуациях невысокого либо умеренного риска, иесли успех не зависит от случайности 4) предпочтение адекватной обратной связио результатах своих действий 5) стремятся к поиску намного более эффективных,новых методов решения задач, то есть склонны к новаторству.
Иные представления омотивации достижения развиваются немецким психологом Х. Хекхаузеном. Согласноего взглядам, мотивация достижения — «попытка увеличить либо сохранить наиболеевысокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут бытьприменены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может,следовательно, привести либо к успеху, либо к неудаче». Характерные признакимотивации достижения: 1) сама идея достижения догадывается две возможности:достигнуть успеха и потерпеть неудачу. У лиц с высокой мотивацией достижения выраженаориентация на достижение успеха 2) мотивация достижения проявляется в случае,если деятельность предоставляет возможности для совершенствования. Задачидолжны быть средней степени трудности 3) мотивация достижения ориентирована наопределенный конечный результат, на цель. При этом для мотивации достижения«характерен беспрерывный пересмотр целей» 4) для людей с высокой мотивациейдостижения характерно возвращение к уже прерванным занятиям и доведение их доконца.
В отечественнойпсихологии одним из максимально влиятельных авторов по этой проблематикеявляется Т.О. Гордеева. Под мотивацией достижения понимается мотивациядостиженческой деятельности. Достиженческая деятельность — деятельность,связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя,остальных людей и отношений с ними. Такая деятельность «мотивируетсястремлением сделать что-то наилучшим образом и/либо быстрее, сделать прогресс,за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте исамосовершенствовании».
Тоже в отечественнойпсихологии мотивация достижения исследуется М.Ш. Магомед-Эминовым, которыйопределяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированныхвоедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельностив ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Можно отметить особыеструктурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессемотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение иинициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели исоответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнениядействия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы,направленные на прекращение действия либо смену одного действия другим).
Мотивация достижениянаправлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственнымспособностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи.Мотивация достижения, таким образом, по сути своей ориентирована на цель. Онаподталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другомдействий. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимыходно за другим. Однако существуют специфические формы активности, не связанныенапрямую с целью таким образом. Относящаяся к достижению деятельность иногдавыполняется сама по себе и не имеет своей целью завершение по достижении целиили какой-либо другой внешней причины. С такого рода проявлениями мывстречаемся, например, при решении интеллектуальных заданий (кроссворды,головоломки) или в ручной работе, требующей определенных навыков (вышивка,вязание). Различные сложности, с которыми люди сталкиваются в процессе решениязадач такого рода, воспринимаются как приятный и даже стимулирующий опыт. Слишкомбыстрое достижение цели и успеха может даже разочаровывать. Подобного родаорганизация целей, связанная с достижением, как и игра, относится к категории«нецелевой активности».
Для мотивациидостижения характерен постоянный пересмотр целей. Если посмотреть напоследовательность действий, важность постоянного пересмотра целей с течениемвремени становится очевидной, поскольку цепь действий может прерываться начасы, дни, недели, месяцы или даже годы. Еще одной характеристикой мотивациидостижения является постоянное возвращение к прерванному заданию, к чему-топрежде оставленному, возобновление основной направленности действий. Так,создаются сложные и долгое время существующие структуры из основной, побочной ивходящей в их состав деятельности, которые ведут посредством достижения серии«субцелей» к главной, пусть даже очень отдаленной.
Планирование становитсянеобходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональнойорганизации цепи действий. Этот временной охват ряда действий, которые Мюррейназывает «серией» актов, и отличает мотивацию достижения от множества другихмотивов.
В конечном счете, успехили неудача в ориентированном на достижение взаимодействии человека со средойвсегда случайны и таким образом являются всего лишь преходящими периодическимисостояниями по отношению к мотивации достижения. И вне зависимости от того,насколько дифференцированы критерии успешности, эта шкала состоит из двухчастей: одна из них символизирует успех (не важно, насколько ярко выраженный),а другая – неудачу; и эти части отделены друг от друга узкой пограничнойобластью, если не границей. В зависимости от достигнутых успехов эта границаможет перемещаться вверх и вниз по шкале, смещая вместе с собой нулевую точкуотсчета. Потому невозможно объективно определить для достаточно длительногопериода времени, что именно для определенного человека будет являться успехом,а что – неудачей.
Совершенно другиевопросы возникают и в связи с изменениями в структуре самих критериевуспешности. Так, например, как это происходит с любой шкалой оценок, –количество градаций и их величина могут изменяться со временем.

3. Экспериментальноеисследование Я-образов и мотивации достижения в юношеском возрасте.
Результатыисследования структуры Я-образа юношей и девушек представлены в ранговыхтаблицах 1,2 и 3.
Таблица1 Результаты ранжирования социально-ролевых и индивидуальных качеств Я-образа,общие по выборке№ Социальные роли и личностные качества Ранг 1 Человек 1 2 Самоирония 2 3 Хобби/увлечение 3 4 Общительность 3 5 Социальная роль( ученик) 4 6 Друг/подруга 4 7 Национальность 5 8 Эгоцентризм 5 9 Добрый(ая), хороший(ая) 6 10 Брат/сестра 6 11 Вредность 6 12 Внешность 6 13 Парень/девушка 7 14 Сын/дочь 8 15 Активист/лидер 8 16 Оптимизм 8 17 Патриотизм 9 18 Любовь 9 19 Толерантность/проявление заботы 10 20 Умный(ая) 10 21 Личность 10 22 Ответственность 11 23 Честность 11 24 Воспитанность 11 25 Решительность 12 26 Честолюбие 12 27 Будущая профессия 12

Таблица 2 Результатыранжирования социально-ролевых и индивидуальных качеств Я-образа в группеюношей№ Социальные роли и личностные качества Ранг 1 Человек 1 2 Самоирония 3 3 Хобби/увлечение 1 4 Общительность 6 5 Социальная роль( ученик) 2 6 Друг/подруга 4 7 Национальность 6 8 Эгоцентризм 5 9 Добрый, хороший 9 10 Брат 5 11 Вредность 10 12 Внешность 7 13 Парень 6 14 Сын 8 15 Активист/лидер 9 16 Оптимизм 8 17 Патриотизм 8 18 Любовь 13 19 Толерантность/проявление заботы 11 20 Умный 12 21 Личность 13 22 Ответственность 13 23 Честность 12 24 Воспитанность 13 25 Решительность 13 26 Честолюбие  - 27 Будущая профессия 12
Таблица 3 Результатыранжирования социально-ролевых и индивидуальных качеств Я-образа в группедевушек№ Социальные роли и личностные качества Ранг 1 Человек 1 2 Самоирония 1 3 Хобби/увлечение 5 4 Общительность 2 5 Социальная роль( ученик) 9 6 Друг/подруга 7 7 Национальность 5 8 Эгоцентризм 6 9 Добрая, хорошая 3 10 Сестра 7 11 Вредность 2 12 Внешность 5 13 Девушка 7 14 Дочь 6 15 Активист/лидер 5 16 Оптимизм 6 17 Патриотизм 9 18 Любовь 4 19 Толерантность/проявление заботы 7 20 Умная 6 21 Личность 5 22 Ответственность 7 23 Честность 8 24 Воспитанность 7 25 Решительность 7 26 Честолюбие 8 27 Будущая профессия 10
Как видно из представленныхрезультатов ранжирования у девушек и юношей имеются различия всоциально-ролевых и индивидуальных качествах я-образа.
Принято считать, чтохарактеристики самого себя, которые человек записывает в начале своего списка,в наибольшей мере актуализированы в его сознании, являются в большей мереосознаваемыми и значимыми для субъекта. В выборке юношей мы видим конкретныеаспекты социальных ролей, т. е. у молодого человека складывается представлениео себе, которое отражается на взаимоотношении с окружающими. По сравнению сподростковым возрастом на юношеском этапе развития я-образ становится болеесоциальным и коммуникативным. Образ-Я девушек не претерпевает существенныхизменений в переходе из подросткового в юношеский возраст.

Таблица 4 Результаты исследованиямотивации успеха и боязни неудачи (опросник Реана А.А. )
/> Мотив
Результат Мотивация на неудачу Слабо выраженный мотив на успех Мотивация на успех Общие по выборке 43,3% 56,7% Девушки 53,3% 46,7% Юноши 33,3% 66,7%
/>
Рис.1 Диаграммамотивации достижения по опроснику А.А.Реана
Мы обнаружили, что извсей выборки 56.7% мотивированы на успех из них 66,7% составляют юноши и 46,7%девушки. слабовыраженную мотивацию имеют 43.3%. При этом у девушек преобладаетслабовыраженная мотивация на успех 53,3%. Стоит отметить, мотивированных нанеудачу в выборке не оказалось.
Таблица 5 Результатыисследования мотивация к успеху />(опросникХекхаузена)
/> Мотив
Результат Низкая мотивация к успеху Средний уровень мотивации Умерено высокий уровень мотивации Слишком высокий уровень мотивации к успеху Общие по выборке 53,3% 26,7% 20% Девушки 53,3% 26,7% 20% Юноши 53,3% 26,7% 20%
/>
Рис. 2 Диаграммамотивации успеха (опросник Хекхаузена)
По результатамопросника Хекхаузена девушки и юноши имеют равные уровни мотивации. Среднийуровень мотивации составляет 53.3%, умеренно-высокий уровень мотивации 26.7%,слишком высокий уровень мотивации к успеху 20%. Низкая мотивацию к успеху ненаблюдалась, что подтверждается по результатам двух исследований.
Таблица 6 Результатыранжирования социально-ролевых и индивидуальных качеств Я-образав выборке юношей мотивированных на успех (опросник Реана А.А.)№ Социальные роли и личностные качества ранг 1 Человек 1 2 Хобби/увлечение 1 3 Социальная роль 2 4 Друг 3 5 Самоирония 3 6 Национальность 3 7 Парень 4 8 Эгоцентризм 5 9 Брат 5 10 Проявление заботы 5 11 Активист/лидер 5 12 Внешность 6 13 Оптимизм 6 14 Общительность 6 15 Сын 7 16 Вредность 8 17 Патриотизм 8 18 Честность 8 19 Умный 8 20 Ответственность 9
Таблица 7 Результатыранжирования социально-ролевых и индивидуальных качеств Я-образав выборке юношей со слабовыраженной мотивацией на успех (по опроснику РеанаА.А.)№ Социальные роли и личностные качества ранг 1 Человек 1 2 Добрый/хороший 1 3 Самоирония 1 4 Социальная роль 1 5 Хобби/увлечение 1 6 Эгоцентризм 2 7 Патриотизм 2 8 Друг 2 9 Брат 2 10 Сын 3 11 Внешность 3 12 Общительность 3 13 Оптимизм 4 14 Вредность 4 15 Национальность 5 16 Активист/лидер 5
Отличия в структуреЯ-образов юношей в выборках с высокой и невысокой мотивацией на успех касаются,прежде всего, индивидуально личностных качеств. «Общительность», «оптимизм»,«активность» и «лидерские качества» в группе сослабовыраженной мотивацией находятся на последних позициях. В группемотивированной на успех на 1 плане находятся социально-ролевые качества.
Таблица 8 Результатыранжирования социально-ролевых и индивидуальных качеств Я-образав выборке девушек мотивированных на успех (по опроснику Реана А.А.)№ Социальные роли и личностные качества Ранг 1 Человек 1 2 Самоирония 1 3 Хобби/увлечение 1 4 Вредность 5 5 Любовь 1 6 Общительность 2 7 Эгоцентризм 2 8 Девушка 2 9 Активист/лидер 2 10 Умная 2 11 Личность 2 12 Решительность 2 13 Национальность 3 14 Добрая/хорошая 3 15 Внешность 3 16 Оптимизм 3 17 Толерантность/проявление заботы 3 18 Ответственность 3 19 Подруга 4 20 Патриотизм 4 21 Воспитанность 4 22 Честолюбие 4 23 Социальная роль 5 24 Сестра 5 25 Дочь 5 26 Честность 5

Таблица 9 Результатыранжирования социально-ролевых и индивидуальных качеств Я-образав выборке девушек со слабовыраженной мотивацией на успех (по опроснику РеанаА.А.)№ Социальные роли и личностные качества Ранг 1 Самоирония 1 2 Человек 1 3 Общительность 2 4 Добрая/хорошая 2 5 Национальность 3 6 Сестра 3 7 Вредность 4 8 Дочь 4 9 Хобби/увлечение 5 10 Социальная роль 5 11 Эгоцентризм 5 12 Толерантность/ проявление заботы 5 13 Умная 5 14 Ответственность 5 15 Честолюбие 5 16 Будущая профессия 5 17 Девушка 6 18 Решительность 6
В выборках девушек сослабовыраженной мотивацией и мотивацией на успех одинаково представленысоциально-личностные и индивидуальные качества. При этом в группе со слабоймотивацией такие качества, как «ответственность», «честолюбие»,«решительность», «проявление заботы», занимают последниепозиции, а такие качества как «лидерство и активность»» отсутствуютвообще.
Таблица 10 Результатыранжирования социально-ролевых и индивидуальных качеств Я-образав выборке юношей и девушек со средним уровнем мотивации (по опросникуХекхаузена «Мотивация к успеху»)№ Социальные роли и личностные качества Ранг 1 Человек 1 2 Друг/подруга 2 3 Брат/сестра 2 4 Социальная роль 3 5 Национальность 3 6 Самоирония 4 7 Хобби/увлечение 4 8 общительность 4 9 Сын/дочь 5 10 Вредность 5 11 Внешность 5 12 Оптимизм 6 13 Добрый(ая)/хороший (ая) 7 14 Парень/девушка 8 15 Проявление заботы 8 16 Активист/лидер 8 17 Эгоцентризм 9 18 Патриотизм 9 19 Умный(ая) 9 20 Любовь 10 21 Ответственность 10 22 Честность 10 23 Воспитанность 10 24 Личность 10 25 Будущая профессия 11
Таблица 11 Результатыранжирования социально-ролевых и индивидуальных качеств Я-образав выборке юношей и девушек с слишком высоким уровнем мотивации (по опрсникуХекхаузена «Мотивация к успеху»)№ Социальные роли и личностные качества Ранг 1 Самоирония 1 2 Общительность 1 3 Человек 2 4 Добрый/хороший 2 5 Вредность 2 6 Сын/дочь 3 7 Брат/сестра 3 8 Национальность 3 9 Внешность 3 10 Оптимизм 3 11 Активист/лидер 3 12 Ответственность 3 13 Честность 3 14 Друг/подруга 4 15 Любовь 4 16 Проявление заботы 4 17 Умный 4 18 Воспитанный 4 19 Личность 4 20 Социальная роль 5 21 Патриотизм 5 22 Хобби/увлечение 5
Очевидно, в выборке сосредним уровнем мотивации в иерархической структуре Я-образа доминируют общиесоциально-ролевые качества («человек, друг, брат/сестра, социальная роль,национальность»), тогда как в группе в завышенной (Хекхаузен) мотивацией куспеху мы наблюдаем выраженные индивидуально-личностные качества («самоирония,общительность, добрый, вредность»).
концепция образ юношеский мотивация

Заключение
1. Такимобразом, наше предположение о том, что существуютразличия структуры Я-образа в группах с разной мотивацией достижения успехаюношей и девушек подтвердилось.
2. Оцениваярезультаты нашей работы, мы пришли к заключению, что в юношеском возрастеособенности Я-концепции оказывают влияние на мотивацию достижения, так же как исформированная мотивация достижения обусловливает иерархически-организованнуюструктуру Я-образа.
3. Намиобнаружены различия в структурных компонентах Я-образа подростков и юношей, атакже девочек и девушек. Причем различия более выражены в мужской выборке. Онитакже проявляют более высокий уровень мотивации на успех (по опроснику А.А. Реана).
4. Мыпредполагаем, что результаты нашего исследования содержания образа-Я отражаютнаучные представления И.В. Дубровиной о том, что на границе подросткового ираннего юношеского возрастов в развитии когнитивного компонента Я-концепциипроисходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания нановый более высокий уровень.

Библиография
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции ивоспитание. — Прогресс, 1983.
2. Божович Л.И. Личность и ееформирование в школьном возрасте. — М.: Педагогика, 1968.
3. Кон И.С. Категория «Я» в психологии.//Психологические журнал, Т.2, №3, 1981..
4. Кон И.С. Психология ранней юности. — М., Просвещение, 1989.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание.Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
6. Психология. Словарь. /Под ред. А.В. Петровского,М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
7. Райс Ф. Психология подросткового июношеского возраста. СПб.: Питер. — 2000.
8. Кан В.А, Короткова В. В., Крупнов Д.Ю.Проблемы самопознания, самоотношения и отношений с друзьями в подростковомвозрасте// Сборник научных работ учащихся ФНПУ СОГПИ, № 1, Владикавказ, 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.