Федеральноеагентство по образованию.
ГОУ ВПО«Красноярский государственный
педагогическийуниверситет имени В. П. Астафьева».
Институтпсихологии, педагогики и управления образованием.
Кафедрапсихологии и педагогики
Курсовая работа
Особенностивнимания детей подросткового возраста
Выполнила:Студентка 3 курса 33-ой группы
факультетапсихологии и педагогики
ШлыковаО. А.
Учебныйпредмет: Курсовой проект
Преподаватель:Куркотова Е. А.
Красноярск 2010г.
Содержание
Введение
ГлаваI. Теоретические основы изучениявнимания
1.1Определение внимания
1.2Психофизиологические основы внимания
1.3Структура и свойства внимания
1.4Особенности произвольного внимания. Социальные факторы произвольности внимания
1.5Развитие внимания в онтогенезе
Выводыпо главе I
ГлаваII. Эмпирическое исследованиеособенностей внимания у детей подросткового возраста
2.1Методическое обеспечение и организация констатирующего эксперимента
2.2Анализ результатов исследования
Выводыпо главе II
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность.Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущностии права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нетсогласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.
Вниманиеможно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующеединамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в еесосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутреннейдействительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируютна себе психические и физические силы человека в течение определенного периодавремени. Внимание — это процесс сознательного или бессознательного(полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, иигнорирования другой.
Вниманиечеловека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью,сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.
Вниманиев жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оноактивизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические ифизиологические процессы, способствует организованному и целенаправленномуотбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальнымипотребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенностьпсихической активности на одном и том же объекте или виде деятельности .
Свниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Ихнастройка непосредственно зависит от того, что в данный момент временипредставляется наиболее важным для организма, для реализации интересовличности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность иизбирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительнойдеятельности — словом, качество и результаты функционирования всейпознавательной активности.
Дляперцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющимразличать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает какфактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативнойпамяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилищадолговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный факторправильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношенийвнимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу,предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. Овнимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном иделикатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнееобучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
Вопросамиразвития внимания у детей подросткового школьного возраста занимались многиеотечественные и зарубежные ученые: Ананьев Б.Г., М.В. Гамезо, Божович Л.И., ВыготскийЛ.С., Грановская Р. М., Давыдов В. В., Дормашев Ю.Б., Морозов В. П… Крайг Г.,Леонтьев А. Н., Мухина В. С., Немов Р. С., Овчарова Р. В., Реан А. А., РоджерсР., Рубинштейн С. Л., Хомская Е.Д., Элъконин Д.Б. и другие.
Исходя извышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Вниманиеподростков».
Объектомнашего исследования является внимание как психическийпроцесс.
Предметисследования – особенности внимания подростков.
Цельисследования – выявитьособенности внимания подростков.
Гипотезаисследования – мы предполагаем, что у подростковособенностями внимания становятся более избирательным, существенно зависящим отнаправленности их интересов. Подросток может хорошо концентрировать внимание взначимой для него деятельности и на основании этого у негосреднийуровень продуктивности и устойчивости внимания, средний уровеньраспределения внимания, средний уровеньпереключения внимания и средний уровень объема внимания.
Задачиисследования:
1. Проанализировать психологическуюлитературу по теме исследования.
2. Дать характеристику основнымпонятиям исследования.
3. Выявить особенности внимания подростков.
Глава 1. Теоретическиеосновы изучения внимания
1.1 Определениевнимания
Внимание –важноеи необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, преждевсего трудовой и учебной. Внимательность необходима человеку и в егоповседневной жизни – в быту, общении, спорте.
Внимание – один из техпознавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельноерассмотрении которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то,что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что какособого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишькак сторона или момент любого другого психологического процесса илидеятельности человека.
Другие полагают, чтовнимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека,специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикамдругих познавательных процессов.
В качестве обоснованиясвоей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозгечеловека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно свниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех,которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессовуказывалось, в частности, на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания,на ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм, и наконец, надоминанту, исследованную и описанную в связи с вниманием А. Ухтомским.
Действительно, всистеме психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оновключено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимыйэлемент, и отдельно от них, выделить и изучать в «чистом» виде непредставляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когдарассматривается динамика познавательных процессов и особенности различныхпсихических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить «материю»внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, онакак бы исчезает.
Однако нельзя не видетьи особенностей внимания, красной нитью проходящей через все другие психическиеявления, где оно проявляется, не сводимых к различным видам деятельности, вкоторые включен человек. Это – наличие в нем некоторых динамических,наблюдаемых и измеримых характеристик, таких, как объем, концентрация,переключаемость и ряд других, непосредственно к познавательным процессам типаощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся.
Правильное решениеобсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы попытаться соединить и учесть обеточки зрении, т. е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечтосамостоятельное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения,согласно которой внимание как отдельный, рядоположенный другим психическийпроцесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние,характеризующее все эти процессы в целом. Данная позиция подтверждаетсяизвестными анатомо-физиологическим данными, основные из которых следующие:
1. Механизмдоминанты как физиологический коррелят внимания модно наблюдать на всейповерхности коры головного мозга независимо от того, проекционные зоны, какихконкретных анализаторов в них локализуются.
2. Ретикулярнаяинформация, работа которой связывается с явлениями внимания, находится на путинервных импульсов, касающихся практически всех познавательных процессов(неспецифические пути афферентного и эфферентного поведения сенсорнойинформации).
3. Нейронывнимания – клетки – детекторы новизны — можно встретить практически на всейповерхности и в некоторых внутренних структурах головного мозга.
4. Вместес тем все три названных анатомо-физиологических фактора в центральной нервнойсистеме существуют автономно и независимо от отдельных сенсорных анализаторов,что говорит о том, что внимание является все же особенным феноменом, несводимымко всем остальным.
В чем же сущность этогопроцесса и одновременно состояние психики человека? Рассмотрим этот вопроссначала иллюстративно, а затем в более точном его определении.
«Одной изхарактернейших особенностей нашей духовной жизни, — писал известныйамериканский психолог Э. Титченер, — является тот факт, что. Находясь подпостоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишьсамую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений ивнутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов,фиксируется памятью, становится содержанием размышлений».
Внимание можноопределить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующеединамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в еесосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутреннейдействительности, которой на данный момент времени становится осознаваемыми иконцентрируют на себе психические и физические силы человека в течениеопределенного периода времени.
Внимание – это процесссознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации,поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Важнейшей особенностьюпротекания познавательных процессов является их избирательный, направленныйхарактер. Из множества воздействий окружающего мира человек всегда воспринимаетчто-то, что-то представляет, думает о чем-то. Эту особенность сознаниясвязывают с таким его свойством, как внимание. В отличие от познавательныхпроцессов внимание своего особого содержания не имеет, оно – динамическая сторонавсех познавательных процессов. Внимание – это направленность исосредоточенность сознания, предлагающие повышение уровня сенсорной,интеллектуальной или двигательной активности индивида.
1.2 Психофизиологическиеосновы внимания
Дляпонимания физиологических основ внимания большое значение имеют работывыдающихся русских физиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского.
Ужев выдвинутом И.П. Павловым представлении об особых реакциях нервной системы —ориентировочных рефлексах (рефлекс «что такое?», как его называл И.П.Павлов) содержалось предположение о рефлекторной природе непроизвольноговнимания. «Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся квозникшим звукам; усиленно втягиваем коснувшийся нас запах...» — писалИ.П. Павлов. По современным данным (Е.Н. Соколов и др.), ориентировочныереакции очень сложны. Они связаны с активностью значительной части организма. Вориентировочный комплекс входят как внешние движения (например, поворот глаз иголовы в сторону раздражителя), так и изменения чувствительности определенныханализаторов; изменяется характер обмена веществ; изменяются дыхание, сердечнососудистыеи кожно-гальванические реакции, т. е. происходят вегетативные изменения;одновременно возникают и изменения электрической активности мозга. Согласно идеямИ.П. Павлова и А.А. Ухтомского, явления внимания связаны с повышениемвозбудимости определенных мозговых структур в результате взаимодействияпроцессов возбуждения и торможения.
Каксчитал И.П. Павлов, в каждый момент времени в коре имеется какой-либо участок,характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными условиями длявозбуждения. Этот участок возникает по закону индукции нервных процессов, всоответствии с которым нервные процессы, концентрирующиеся в одной области корыголовного мозга, вызывают торможение в других ее областях (и наоборот). Воптимальном очаге возбуждения легко образуются новые условные рефлексы, успешновырабатываются дифференцировки, это в данный момент —«творческий отделбольших полушарий». Очаг оптимальной возбудимости динамичен. И.П. Павловписал: «Если бы можно было видеть сквозь черепную коробку и если бы местобольших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы надумающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигаетсяпостоянно изменяющееся по форме и величине причудливо неправильных очертанийсветлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более илименее значительной тенью». Это светлое «пятно» и соответствуеточагу оптимального возбуждения, его «перемещение» — физиологическоеусловие динамичности внимания. Положение И. П. Павлова о движении очаговвозбуждения по коре головного мозга подтверждается современнымиэкспериментальными исследованиями (данные Н.М. Ливанова).
Особоезначение для понимания физиологических механизмов внимания имеет принципдоминанты. По А.А. Ухтомскому, в мозгу всегда имеется доминирующий,господствующий очаг возбуждения. А.А. Ухтомский характеризует доминанту какконстелляцию «центров с повышенной возбудимостью». Особенностьюдоминанты как господствующего очага является то, что она не только подавляетвновь возникающие очаги возбуждения, но и способна привлекать («притягивать»)к себе слабые возбуждения и благодаря этому усиливаться за их счет, еще большедоминировать над ними. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения. А.А.Ухтомский писал: «Под именем „доминанты“ понимается более илименее устойчивый очаг повышенной возбудимости...» Представления А.А.Ухтомского о доминанте позволяют понять нервный механизм длительного интенсивноговнимания.
Возникающиев центрах с повышенной возбудимостью наиболее благоприятные условия длямозговой деятельности определяют, очевидно, высокую эффективность всехпознавательных процессов при направленном сосредоточении.
Впоследние годы в исследованиях советских и зарубежных ученых получены новыерезультаты, раскрывающие нейрофизиологические механизмы внимания. Вниманиевозникает на фоне общего бодрствования организма, связанного с активноймозговой деятельностью. Если активное внимание возможно при состоянииоптимального бодрствования, то трудности сосредоточения возникают как на фонерасслабленного, диффузного, так и на фоне чрезмерного бодрствования. Переход отпассивного к активному бодрствованию (вниманию) обеспечивает общая активациямозга. Внимание возможно при определенном уровне активности мозга. В настоящеевремя психофизиология располагает анатомическими, физиологическими иклиническими данными, свидетельствующими о непосредственном отношении кявлениям внимания различных структур неспецифической системы мозга (ретикулярнаяформация, диффузная таламическая система, гипоталамические структуры, гиппокампи др.). Основной физиологической функцией неспецифической системы являетсярегуляция различных форм неспецифической активации мозга (кратковременных идлительных, общих, глобальных и локальных, ограниченных). Предполагается, чтонепроизвольное внимание связано, прежде всего, с общими, генерализованнымиформами неспецифической активации мозга. Произвольное внимание связано как сувеличением общего уровня активации мозга, так и со значительными локальнымисдвигами активности определенных мозговых структур.
Впоследние годы все большую роль начинают играть представления о ведущей роликоры больших полушарий в системе нейрофизиологических механизмов внимания. Науровне коры больших полушарий с процессами внимания связывают наличие особоготипа нейронов (нейроны внимания — детекторы новизны и клетки установки — клеткиожидания).
Так,выявлено, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания (например, прирешении различных интеллектуальных и двигательных заданий) возникают изменениябиоэлектрической активности в лобных долях мозга. У больных с пораженияминекоторых отделов лобных долей мозга фактически невозможно с помощью речевойинструкции вызвать устойчивое произвольное внимание. Одновременно со слабостьюпроизвольного внимания при поражении лобных долей мозга отмечаетсяпатологическое усиление непроизвольных форм внимания.
Таким образом, вниманиесвязано с деятельностью ряда мозговых структур, но их роль в регуляцииразличных форм и видов внимания различна.
1.3 Структура исвойства внимания
Вниманиехарактеризуется различными качественными проявлениями. Эти проявления вниманияназывают качествами или свойствами внимания. К ним относят: устойчивость,переключение, распределение и объем внимания. Различные качества вниманиясвязаны друг с другом. Внимание характеризуется сложной функциональнойструктурой, образованной взаимосвязью его основных свойств.
Устойчивость— характеристика внимания во времени. Показатель устойчивости — высокаяпродуктивность деятельности в течение относительно длительного времени.Устойчивость внимания, таким образом, характеризуется как длительностью егопротекания, так и степенью концентрации во все время его сохранения.
Устойчивостьвнимания зависит от особенностей объектов сосредоточения и активности личностипри направленном сосредоточении. Одним из важных условий длительногососредоточения является изменчивость, подвижность объектов внимания. Невозможносколько-нибудь длительное сосредоточение на одном и том же объекте, если он самне меняется или если его нельзя рассматривать с разных сторон. Все однообразноеснижает внимание.
Устойчивостьвнимания повышается с увеличением сложности объекта. Сложные объекты вызываютактивную мыслительную деятельность, с чем и связана длительностьсосредоточения. Однако эта сложность должна быть оптимальной, в противномслучае возможно быстрое наступление утомления и ослабление сосредоточения. Чемсильнее интерес к деятельности, чем больше она увлекает человека, темдлительнее, интенсивнее сосредоточение. Внимание может быть чрезвычайноустойчивым, когда человек осознает важность, значимость выполняемой работы.Поэтому формирование устойчивых познавательных интересов — одно из важных условийповышения внимательности учащихся на уроках, успешности учебного процесса.
Большоезначение для сохранения устойчивого сосредоточения имеет активность личности.Активность может проявляться во внешне выраженных практических действиях собъектами. Важную роль играет и внутренняя активность, связанная с решениемразнообразных персептивных и мыслительных задач, которые требуют наиболееполного отражения объектов сосредоточения. Постановка и решение задач,предполагающих рассмотрение объектов с разных сторон, выделение в них новыхсвойств и качеств, раскрытие их содержания, установление связей:— наиболееважные условия сохранения длительного сосредоточения.
Устойчивостьвнимания не означает его статичности. Устойчивость тесно связана сдинамическими характеристиками внимания.
Однойиз динамических особенностей внимания являются колебания (флуктуации) внимания.Под колебаниями понимают периодические кратковременные непроизвольные изменениястепени интенсивности внимания, периодическое непроизвольное его усиление илиослабление. Так, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному тиканью часов, мыто замечаем звук, то перестаем его замечать. Эти смены протекают скачкообразно,в короткие промежутки времени.
Колебаниявнимания легко прослеживаются при восприятии так называемых двойственныхизображений. Если в течение нескольких минут смотреть на изображение усеченнойпирамиды, она может казаться то обращенной вершиной к нам, как бы выступающейвперед, то обращенной вершиной от нас, как бы уходящей вглубь. Частые периодическиекратковременные колебания внимания выявлены в основном при пассивном восприятииедва замечаемых, предельно простых элементарных и неподвижных объектов(исследования Н.Н. Ланге и др.)- Время полной концентрации в этих случаях непревышает 2—3 секунды (максимум—12 секунд), затем наступает ослабление вниманияприблизительно такой же продолжительности. Очевидно, что такие незначительные,кратковременные колебания в рамках устойчивого сосредоточения субъективно частоне замечаются и не оказывают существенного влияния на характер протекания и эффективностьмногих видов деятельности. Согласно данным современныхинженерно-психологических исследований, спонтанные флуктуации внимания можнорассматривать как колебательный процесс, связанный с самонастройкой сенсорныхсистем, обеспечивающий регулирование их «пропускной способности».
Динамикавнимания проявляется и в сдвигах устойчивости в течение длительной работы.Такие сдвиги рассматриваются как стадии сосредоточения. Это — первоначальноевхождение в работу; достижение сосредоточения и затем его микроколебания,преодолеваемые путем волевых усилий; снижение сосредоточенности иработоспособности при усилении усталости. Данные о стадиальности сосредоточенияполучены исследователями в области психологии труда. Подобные сдвигиустойчивости проявляются и во внимании учащихся на протяжении урока: трудностисосредоточения и недостаточная устойчивость внимания в самом начале урока,затем возможность максимально длительного сосредоточения и некоторое ослаблениевнимания к концу урока вследствие наступающего утомления. Эти особенностисосредоточения необходимо учитывать в педагогической практике.
Переключениевнимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности кдругой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Переключениеможет быть обусловлено либо программой сознательного поведения, требованиямидеятельности (при переходе от одного объекта, одного действия к другому внутриопределенной деятельности), либо необходимостью включения в новую деятельностьв соответствии с изменяющимися условиями, либо осуществляться в целях отдыха(когда предыдущая работа уже утомила человека). В случаях, когда деятельность впродолжение длительного времени остается неизменной, а происходит лишь сменаобъектов или операций, имеет место переключение внимания в рамках егоустойчивости. Подобное переключение при продолжительной работе предотвращаетутомление и тем самым повышает устойчивость внимания. Однако оно не должно бытьслишком частым — это может иметь отрицательные последствия.
Выделяютряд показателей переключения внимания. Это прежде всего время, затрачиваемое напереход от одной деятельности или операции к другой; производительность, илипродуктивность, работы (объем ее или время выполнения определенного по объемуматериала по сравнению с деятельностью без переключения внимания); качество,точность работы (ее безошибочность или наличие ошибок, обусловленныхпереключением). Можно говорить о полном, завершенном переключении либо о неполном,незавершенном. При неполном, незавершенном переключении человек, приступив квыполнению новой работы, не полностью отключается от предыдущей. Изменениенаправленности при неполном переключении не сопровождается возникновением такойстепени сосредоточения, которая необходима для успешного выполнения новойдеятельности, решения новой задачи. При неполном переключении тормозящеевлияние предыдущей деятельности может проявляться, например, в том, что новаяработа выполняется по правилам, отвечающим специфике старой. Поэтому приорганизации внимания учащихся на уроке необходимо учитывать как время переключения,так и особенности выполнения работы после переключения внимания. В случаях,когда быстрота переключения сочетается с его незавершенностью, необходимоподчинить новую деятельность новым задачам и требованиям.
Успешностьпереключения зависит от целого ряда условий. Переключение связано сособенностями предыдущей и последующей деятельности. Так, показатели успешностипереключения значительно снижаются при переходе от легкой деятельности ктрудной. Успешность переключения зависит от отношения человека к прежней иновой деятельности. Чем интереснее была предшествующая деятельность и чем менееинтересна последующая, тем труднее происходит переключение. Переходить к новойдеятельности значительно труднее, если не завершена предыдущая. Успешностьпереключения зависит и от того, насколько интенсивно было привлечено внимание кпредыдущей деятельности. При глубоком сосредоточении переключение достигается сбольшим трудом. Протекание переключения во многом определяется значимостью целиновой деятельности для личности, ее ясностью и четкостью.
Имеютсязначительные индивидуальные различия в переключении внимания. Некоторые людибыстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для другихподобный переход требует длительного времени и затраты значительных усилий.Предполагается, что индивидуально-типические особенности переключения вниманиясвязаны с особенностями подвижности нервных процессов. Вместе с тем возможноповышение показателей переключения путем упражнения.
Нарядус переключением внимания выделяют его отвлечение. Под отвлечением понимаютнепроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, неимеющие значения для ее успешного выполнения.
В«помехоустойчивости», т.е. способности индивида работатьсосредоточенно в условиях действия отвлекающих раздражителей, имеютсязначительные индивидуальные различия. Эти различия связаны, как предполагается,с силой нервной системы. Так, у лиц с сильной нервной системой при выполненииразного рода интеллектуальных задач в условиях, казалось бы, способствующихотвлечению внимания, эффективность деятельности может даже несколькоповышаться. При слабой нервной системе воздействие отвлекающих раздражителейпри прочих равных условиях (отношение к деятельности, мотивы и т. д.) можетпривести к ухудшению показателей деятельности.
Людисо слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстроутомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошочувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивымвниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечениювнимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенномсостоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, котораяхарактеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бываетдостаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителейоно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристикаобщей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этихфакторов, вместе взятых.
Спереключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса:включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человекпереключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй —тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.
Поднарушениями внимания понимают «патологические изменения направленности,избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомленияили при органических поражениях мозга в сужении объекта внимания, когдаодновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов,неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается егоотвлекаемость на побочные раздражители».
Причинынарушений могут быть «внешними» и «внутренними». «Внешними»причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры,фрустраторы) и негативные отношения с окружающими.
Видынарушений внимания:
1. Отвлекаемость;
2. рассеянность;
3. подвижность(чрезмерная);
4. инертность;
5. сужениеобъема внимания, при котором человек может одновременно воспринимать тольконебольшое число объектов;
6. неустойчивостьвнимания (наблюдается при нарушении концентрации внимания);
7. большоеснижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действоватьсамостоятельно.
Отвлекаемость(отвлечение) внимания — это непроизвольное перемещениевнимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии постороннихраздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.
Отвлекаемостьможет быть внешней и внутренней. Внешняя возникает под влиянием внешнихраздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняяотвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, постороннихэмоций из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за действия,которыми в данный момент занят человек. Внутренняя отвлекаемость объясняется запредельнымторможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.
Возможныепричины отвлечения внимания:
1. Неполнаянагрузка;
2. недостаточносформированы волевые качества;
3. сформированнаяпривычка быть невнимательным. Привычная невнимательность связана с отсутствиемсерьезных интересов, в поверхностном отношении к предметам и явлениям;
4. повышеннаяутомляемость;
5. плохоетекущее самочувствие;
6. наличиенекомпенсированной психотравмы;
7. монотонная,неинтересная деятельность;
8. быстрыйили слишком медленный темп деятельности;
9. наличиерезких посторонних раздражителей.
1.4 Особенностипроизвольного внимания. Социальные факторы произвольности внимания
Внимание— важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека,прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем большетребований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в егоповседневной жизни — в быту, в общении с другими людьми, в спорте.
Важнейшейособенностью протекания познавательных процессов является их избирательный,направленный характер. Из множества воздействий окружающего мира человек всегдавоспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чем-то. Этуособенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание. В отличиеот познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, оно —динамическая сторона всех познавательных процессов. Внимание — этонаправленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровнясенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Направленностьпроявляется в избирательности, в произвольном или непроизвольном выборе,выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам егодеятельности. Сосредоточенность (концентрация) на одних объектах предполагаетодновременное отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование другихобъектов. Благодаря этому отражение становится более ясным и отчетливым,представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершитсядеятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым обеспечиваются контрольи регуляция деятельности.
Свниманием в его высших формах связывают регулирование протекания психическихпроцессов и сознательного поведения человека.
Вниманиеможет проявляться в сенсорных, мнемонический, мыслительных и двигательныхпроцессах. Поэтому в зависимости от объекта сосредоточения (воспринимаемыепредметы, представления памяти, мысли, движения) выделяют следующие формыпроявления внимания: сенсорное (персептивное), интеллектуальное, моторное(двигательное).
Похарактеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных видавнимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает иподдерживается независимо от сознательных намерений и целей человека.Произвольное внимание — это сознательно направляемое и регулируемоесосредоточение. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного.Эти виды внимания могут рассматриваться поэтому и как уровни внимания. Каждаяиз форм внимания (сенсорное, интеллектуальное и др.) может проявляться наразличных уровнях.
Возникновениенепроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими ипроизвольное внимание и психическими факторами. К основным условиям еговозникновения могут быть отнесены качества раздражителей, прежде всего ихновизна для субъекта.
Новизнаможет заключаться в появлении ранее отсутствовавшего раздражителя, в изменениифизических свойств действующих раздражителей, в ослаблении или прекращении ихдействий, в отсутствии знакомых раздражителей, в перемещении раздражителей впространстве (движущиеся предметы обычно привлекают внимание). Вниманиевызывает все необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактическиодним только общим свойством — новизной, привлекают внимание потому, чтореакция на них не ослаблена в результате привыкания.
Произвольноевнимание, как высший вид внимания, сложилось в процессе труда. Произвольноевнимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определеннуюзадачу и сознательно вырабатывает программу действий. Это и определяетвыделение объектов его внимания. В условиях, когда внимание направлено не нато, что является наиболее новым, интересным, занимательным, а на то, что связанос целью деятельности, на то, что важно и нужно для ее осуществления, нередкотребуются усилия воли.
Необходимостьволевых усилий для организации внимания ярко проявляется при вхождении вработу, при возникновении в ней затруднений, ослабления познавательногоинтереса, а также при наличии помех (новых, сильных или эмоционально значимыхраздражителей).
Впроизвольном внимании проявляется активность личности, при этом вниманииинтересы носят опосредствованный характер (это интересы цели, результата деятельности).Основной функцией произвольного внимания является активное регулированиепротекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольноговнимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памятинужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильныерешения, осуществлять задачи, возникающие в деятельности.
Помимопроизвольного и непроизвольного внимания, может быть выделен еще один особыйего вид — послепроизвольное внимание. Это понятие в психологии было введено Н.Ф.Добрыниным.
Еслив целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятсясодержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат, как припроизвольном сосредоточении, то есть основание говорить о послепроизвольномвнимании. Деятельность так захватывает в этом случае человека, что ему нетребуется заметных волевых усилий для поддержания внимания. Таким образом,послепроизвольное внимание, проявляясь вслед за произвольным, не может бытьсведено к нему. Так как это внимание связано с сознательно поставленной целью,оно не может быть сведено и к непроизвольному вниманию. Внимание, первоначальноподдерживаемое волевыми усилиями, переходит в послепроизвольное.Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокойсосредоточенностью, с ним обоснованно связывают наиболее интенсивную иплодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видовтруда.
Особенновелико значение учебной деятельности для воспитания произвольного внимания.Школьный возраст является периодом его активного становления. Внимание учащихсяна уроке определяется особенностями его построения, зависит как от содержанияизучаемого материала, так и от способов его подачи учителем. Живое, яркое,динамичное и вместе с тем последовательное, логически стройное изложениебогатого по содержанию и доступного для усвоения материала — важное условиеобеспечения внимательности школьников на уроке.
1.5 Развитие внимание вонтогенезе
Внимание,как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первыепредставлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным.Непосредственное внимание — это также более низкая форма его развития, чемопосредствованное.
Историюразвития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследитьЛ.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования.Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованностиего поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать невнутри, а вне личности ребенка.
Произвольноевнимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают припомощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить еговниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка тесредства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием».Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослогоребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредствомкоторых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Процессвозрастного развития внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.Н.Леонтьев. С возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная линия), однакоразвитие — внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем егоразвитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрастенаступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначальновнешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное,и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное местосреди всех его видов.
Различияв характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная сдошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновьобнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем,что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольноевнимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.
Л.С.Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его вниманияпроисходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающихвнимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими,необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речьвзрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают вроли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Такимобразом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей частиоказывается направляемым с помощью слов-стимулов.
Вместес постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичнымпроцессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей,ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, азатем — и в отношении самого себя.
Общаяпоследовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит вследующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он самвступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать надругих и только в конце начинает действовать на себя… Вначале взрослыйнаправляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, такимобразом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинаетактивно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звукомкак средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий егопредмет».
Слово,которым пользуется взрослый, обращаясь с ребенком, появляется первоначально вроли указателя выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете,обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и болеенаправляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованиюабстрактных понятий. Л.С. Выготский считал, что употребление языка как средстванаправления внимания и указателя к образованию представлений имеет дляпедагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферумежличностного общения, где открывается простор для личностного развития.
Первоначальнопроцессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются дляребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции.Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению ксамому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т. е. кпроизвольному вниманию.
Попытаемсятеперь в виде своеобразного «хронологического» резюме представитьпоследовательность основных этапов развития детского внимания в том виде, какона выглядит по данным соответствующих наблюдений и экспериментальныхисследований:
1. Первыенедели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного,врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
2. Конецпервого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельностикак средства будущего развития произвольного внимания.
3. Началовторого года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влияниемречевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
4. Второй-третийгод жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формыпроизвольного внимания.
5. Четырес половиной — пять лет. Появление способности направлять внимание под влияниемсложной инструкции взрослого.
6. Пять-шестьлет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влияниемсамоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
7. Школьныйвозраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания,включая волевое.
Выводы по главе I
Внимание— один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависитоценка познавательной готовности ребенка к обучению в Vклассе, успешность его учебной деятельности.
Многиепроблемы, возникающие в учении, особенно в подростковом возрасте этообъясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсироватьусиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость вниманиянередко может быть восполнена его хорошей переключаемостью.
Хотяв целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается егоприродно обусловленных видов: непосредственного и непроизвольного) и егоосновные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же современем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многихнедостатков в развитии внимания ребенка.
Зв вниманием всегдастоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызываютизменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается вовнимании.
Внимание можноопределить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующеединамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в еесосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутреннейдействительности, которой на данный момент времени становится осознаваемыми иконцентрируют на себе психические и физические силы человека в течениеопределенного периода времени.
Внимание – это процесссознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации,поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Таким образом, хотявнимание и не имеет своего особенного содержания, проявляясь в другихпроцессах, однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязьдеятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности иотчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.
Глава II. Эмпирическоеисследование особенностей внимания у детей подросткового возраста
2.1 Методическоеобеспечение и организация констатирующего эксперимента
Проведя подробныйанализ литературы, мы пришли к выводу, что проблема развития внимания впроцессе обучения математике в средней школе в литературе освещенанедостаточно.
Эксперимент проводилсяв средней школе №19 Железнодорожного района г. Красноярска в 2009 году. Висследовании принимали участие учащиеся 5 класса «А». Общееколичество учащихся, принявших участие в исследовании, составило 25 человек.
Дляреализации цели нашего исследования – выявить особенности внимания у подростков, мы использовали следующие методики:
1.Методикаопределение продуктивности и устойчивости внимания
2.Методика«Оценка распределения внимания»
3.Методика«Оценка переключения внимания»
4.Методикаопределения объема внимания
5.ТестМюнстерберга
Методикаопределение продуктивности и устойчивости внимания
Ребенкупредлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции:
«Сейчасмы с тобой поиграем в игру, которая называется „Будь внимателен и работайкак можно быстрее“. В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми,потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Ядумаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».
Далееребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен,внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которыхимеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.
Работапроводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произноситслово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в томместе бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.
Послетого, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». Поэтой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами,где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.
Приобработке результатов экспериментатор определяет количество колец,просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут, в течениекоторых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяетсяколичество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первуюпо пятую, и в целом за все пять минут.
Продуктивностьи устойчивость внимания ребенка определяются по формуле:
S= (0,5N-2,8n)/60
где:S — показатель продуктивности и устойчивости внимания;
N—количество колец, просмотренных ребенком за минуту (если с помощью этой формулыопределяется общий показатель продуктивности и устойчивости внимания за всепять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в течениепяти минут, следующий показатель n — числу ошибок, допущенных в течение пятиминут, а знаменатель данной формулы — 300);
n—количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.
Впроцессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей Sиодин показатель S, относящийсяко всем пяти минутам работы, вместе взятым.
Показателипродуктивности и устойчивости переводятся в баллы по 10-бальной шкале следующимобразом:
Таблица1.Баллы Значение 10 баллов Показатель S выше, чем 1,25 балла 8-9 баллов Показатель S находится в пределах от 1 до 1,25 баллов 6-7 баллов Показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,0 баллов 4-5 баллов Показатель S находится в пределах от 0,5 до 0,75 баллов 2-3 балла Показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,5 баллов 0-1 балл Показатель S находится в пределах от 0 до 0,2 баллов
Выводыоб уровне развитости
Таблица2. Уровень Баллы Характеристика Очень высокий 10 Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая Высокий 8-9 Продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая Средний 4-7 Продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя Низкий 2-3 Продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая Очень низкий 0-1 Продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая
Методика«Оценка распределения внимания»
Инструкция,которую в этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась припроведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульныйматериал используется и в этом опыте. Однако в данном случае детям предлагаетсянаходить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющихразрывы в различных местах, например сверху и слева, причем первое кольцоследует зачеркивать одним способом, а второе другим.
Процедураколичественной обработки и способ графического представления результатов такиеже, как и в предыдущей методике, но результаты интерпретируются как данные,свидетельствующие о распределении внимания.
Замечание.Еслиговорить строго, то эти данные указывают не только на распределение внимания вчистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить инезависимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляетсявозможным.
Методика«Оценка переключения внимания»
Здесьпредлагается такой же бланк с кольцами Ландольта, как и в других предыдущихслучаях, но в сопровождении несколько иной инструкции:
«Втечение первой минуты вы должны будете находить и зачеркивать одним способомкольца одного типа (с одной ориентацией разрыва), а в течение следующей минуты— кольца другого типа (с иной ориентацией места разрыва), и так далее поочереди в течение всех пяти минут».
Обработка,представление и интерпретация результатов те же самые, что и в другихпредыдущих методиках, причем к данной методике в равной степени относитсязамечание, касающееся предыдущей методики.
Методикаопределения объема внимания
Объемвнимания ребенка оценивается по десятибалльной шкале. Мы располагаем данными отом, что средний объем внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 единиц.Для детей младшего школьного и подросткового возрастов нижняя его граница — 4единицы, вероятно, остается такой же, как и для взрослых людей. Что же касаетсяверхней границы, то она определенно зависит от возраста, так как внимание вдетстве, в том числе и его объем, развивается. Для младших школьников и подростковверхняя граница нормы внимания приблизительно равна возрасту детей, если она непревосходит средний объем внимания взрослого человека.
Так,средний объем внимания 3-6-летних детей приблизительно составляет 3-4 единицы,а средний объем внимания 6-9-летних — 4-5 единиц, соответственно 9-12-летних —5-6 единиц. Примерно на последнем из указанных уровней средний объем вниманияостается у детей, обучающихся в пятых классах школы, а затем несколькоповышается, достигая к V-VIIклассам примерно той величины, которая характерна для взрослых людей.
Всоответствии с этим устанавливается следующая шкала перевода экспериментальныхпоказателей объема внимания детей в принятую десятибалльную шкалу:
10баллов —объем внимания, равный 6 единицам и выше.
8-9баллов —объем внимания, составляющий 4-5 единиц.
4-7баллов —объем внимания, равный 2-3 единицам.
0-3балла —объем внимания меньше 2 единиц.
Дети,получившие 10 баллов, считаются не только полностью готовыми к обучении всредних классах по уровню развития внимания, но и превосходящими в этом отношениимногих своих сверстников.
Дети,получившие 8-9 баллов, также считаются вполне готовыми к обучению в среднихклассах. Однако, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся в V—VIIклассах,то она рассматривается как находящаяся несколько ниже нормы.
Длядетей, переходящих с начальных классов в Vкласс, показатели объема внимания на уровне 4-7 баллов считаются допустимыми, адля детей, уже обучающихся в Vклассах,— слишком низкими.
Наконец,если ребенок получает 0-3 балла, то независимо от того, поступает ли он в Vклассы или уже учится в них, его объем внимания рассматривается какнедостаточно высокий. В отношении таких детей делается вывод о том, что они постепени развития своего внимания еще не готовы обучаться в Vклассах.
ТестМЮНСТЕРБЕРГА
Тестоценивает избирательность внимания, а также помехоустойчивость.
Инструкция:«Средибуквенного текста имеются слова. Ваша задача — как можно быстрее считываятекст, подчеркнуть эти слова».
Пример:пюклбюсрадостьуфрнкп
Времяработы — 2 мин.
ФЭЛКСОЛНЦЕРМУДЕРАЙТЩКУНОВОСТЬВТФФАКТЦЕБЛЦЭКЗАМЕНУКЪЕПРОКУРОРКАРТЕОРИЯДЛПБИЗНЕСТФКЩКАМАРКЕТИНГПДАТАХРКДОЧИСЛОТЩЦОСЛЕДСТВИЕРБОУКЛАБОРАТОРИЯЦДБАРФУПЕНЬЦЩФРЕМКЛЯКСАКРМУФЦНОСЛОВОНРЩЪАРДЕНЬГИЬКЦЩЪБСТУЛФПАЛЬТОЩКРРТДОВНИМАНИЕХИЩЬСТОЛПТХМУТАРЕЛКАЯСМУУСТ РПКЩБФЩОБЩЕНИЕЯАОТРВЕТЕРБФРКЦКУРИЦАСЯПТУЦЩБФКВЦОНОСЯФТМКЦЛУБПОЛЕТКЦШЩПЕТУХТАКЛЬПЕ СНЯЖКФШЯФЦКАЧЕЛИКЖДОМОБАНКДШЖЪТКОНЬДПЖКТОЧКАПФЦК
Оценкарезультатов
Оцениваетсяколичество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильновыделенные слова). В тексте «спрятано» 33 слова, за 2 минутыиспытуемый должен все их найти.
2.2 Результатыконстатирующего эксперимента
В результатеопределения уровня продуктивности и устойчивости внимания нами были полученыследующие результаты: в группе один ребенок имеет очень высокий уровеньпродуктивности им устойчивости внимания, двое детей имеют высокий уровеньпродуктивности и устойчивости внимания, 10 детей – средний уровень, 6 детей –низкий уровень и 6 детей – очень низкий уровень продуктивности и устойчивостивнимания (см. рис. 1).
Таблица 3.
Уровень продуктивностии устойчивости внимания у детей 5 класса.Уровень Общее количество Человек % Очень высокий 1 4 Высокий 2 8 Средний 10 40 Низкий 6 24 Очень низкий 6 24
Полученные результатыможно выразить в процентном соотношении.
/>
Рисунок 1. Уровнипродуктивности и устойчивости внимания у детей 5 класса
Таким образом, 40 %учащихся 5 класса имеют средний уровень продуктивности и устойчивости внимания,8 % учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень — 4% детей, низкийуровень продуктивности и устойчивости внимания отмечается у 24% детей и у 24 %детей — очень низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания.
Из этих данных видно,что в классе преобладает средний уровень продуктивности и устойчивостивнимания, что не может не сказываться на успешности обучения учащихся в целом.
В результатеопределения уровня распределениявнимания нами были получены следующие результаты: в классе нет детей с оченьвысокий уровень распределениявнимания, двое детей имеют высокий уровень распределениявнимания, 12 детей – средний уровень, 7 детей – низкий уровень и 4 детей –очень низкий уровень распределениявнимания (см. рис. 2).
Таблица 4.
Уровень распределениявнимания у детей 5 класса.Уровень Общее количество Человек % Очень высокий Высокий 2 8 Средний 12 48 Низкий 7 28 Очень низкий 4 16
Полученные результатыможно выразить в процентном соотношении.
/>
Рисунок 2. Уровни распределениявнимания у детей 5 класса
Таким образом, 48 %учащихся 5 класса имеют средний уровень распределениявнимания, 8 % учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень — 0% детей,низкий уровень распределениявнимания отмечается у 28% детей и у 16 % детей — очень низкий уровень распределениявнимания.
Из этих данных видно,что в классе преобладает средний уровень распределениявнимания, что не может не сказываться на успешности обучения учащихся в целом.
В результатеопределения уровня переключения вниманиянами были получены следующие результаты: в классе нет детей с очень высокимуровнем переключениявнимания,3 детей имеют высокий уровень переключения внимания,15 детей – средний уровень, 4 детей – низкий уровень и 3 детей – очень низкийуровень переключениявнимания (см. рис. 3).
Таблица 5.
Уровень переключениявниманияу детей 5 класса.Уровень Общее количество Человек % Очень высокий Высокий 3 12 Средний 15 60 Низкий 4 16 Очень низкий 3 12
Полученные результатыможно выразить в процентном соотношении.
/>
Рисунок 3. Уровни переключениявниманияу детей 5 класса
Таким образом, 60 %учащихся 5 класса имеют средний уровень переключениявнимания, 12 % учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень — 0% детей,низкий уровень переключения вниманияотмечается у 16% детей и у 12% детей — очень низкий уровень переключениявнимания.
Из этих данных видно,что в классе преобладает средний уровень переключения внимания,что не может не сказываться на успешности обучения учащихся в целом.
В результатеопределения уровня объема внимания нами были получены следующие результаты: вклассе нет детей с очень высоким уровнем переключения внимания,2 детей имеют высокий уровень объема внимания, 13 детей – средний уровень, 7детей – низкий уровень и 3 детей – очень низкий уровень объема внимания (см.рис. 4)
Таблица 6.
Уровень объемавниманияу детей 5 класса.Уровень Общее количество Человек % Очень высокий Высокий 2 8 Средний 13 52 Низкий 7 28 Очень низкий 3 12
Полученные результатыможно выразить в процентном соотношении.
/>
Рисунок 4. Уровниобъема внимания у детей 5 класса
Таким образом, 52%учащихся 5 класса имеют средний уровень объема внимания, 8% учащихся – высокийуровень, очень высокий уровень — 0% детей, низкий уровень объемавниманияотмечается у 28% детей и у 12% детей — очень низкий уровень объема внимания.
Из этих данных видно,что в группе преобладает средний, низкий и очень низкий уровень объемавнимания, что не может не сказываться на уровне интеллектуального развитияучащихся в целом.
В результатеопределения уровня избирательность внимания, а такжепомехоустойчивость внимания нами были получены следующиерезультаты: в группе один ребенок имеет очень высокий уровень продуктивности имустойчивости внимания, двое детей имеют высокий уровень продуктивности иустойчивости внимания, 12 детей – средний уровень, 5 детей – низкий уровень и 5детей – очень низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания (см. рис.5).
Таблица 7.
Уровень избирательностии помехоустойчивости внимания у детей 5 класса.Уровень Общее количество Человек % Очень высокий 1 4 Высокий 2 8 Средний 10 48 Низкий 6 20 Очень низкий 6 20
Полученные результатыможно выразить в процентном соотношении.
/>
Рисунок 5. Уровни избирательностии помехоустойчивости внимания у детей 5 класса
Таким образом, 48 %учащихся 5 класса имеют средний уровень избирательности ипомехоустойчивости внимания, 8 % учащихся – высокийуровень, очень высокий уровень — 4% детей, низкий уровень избирательностии помехоустойчивости внимания отмечается у 20% детей и у 20% детей — очень низкий уровень избирательности ипомехоустойчивости внимания.
Из этих данных видно,что в классе преобладает средний уровень избирательности ипомехоустойчивости внимания, что не может не сказываться науспешности обучения учащихся в целом.
Изполученных данных можно сделать следующие выводы о том, что внимание подростковхарактеризуются:
1)средним уровнем продуктивности и устойчивости внимания
2)средним уровнем распределениявнимания
3)средним уровнем переключения внимания
4)средним уровнем объема внимания
5)средний уровень избирательности и помехоустойчивости
Полученные данные подтверждают нашу гипотезу о том, что у подростков особенностямивнимания являются более избирательным, существенно зависящим от направленностиих интересов. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой длянего деятельности и на основании этого у него средний уровень продуктивности иустойчивости внимания, средний уровень распределения внимания, средний уровень переключения внимания и средний уровень объема внимания.
Выводы по главе II
На данном этапе нашегоисследования мы проводили констатирующий эксперимент.
Эксперимент проводилсяв средней школе №19 Железнодорожного района г. Красноярска в 2009 году. Висследовании принимали участие учащиеся 5 класса «А». Общееколичествоучащихся, принявших участие в исследовании, составило 25 человек.
В ходепроведения эксперимента была достигнута цель — выявить особенности внимания у подростков.
40 % учащихся5 классаимеют средний уровень продуктивности и устойчивости внимания, 8 % учащихся – высокийуровень, очень высокий уровень — 4% детей, низкий уровень продуктивности иустойчивости внимания отмечается у 24% детей и у 24 % детей — очень низкийуровень продуктивности и устойчивости внимания.
Из этих данных видно,что в группе преобладает средний уровень продуктивности и устойчивостивнимания, что не может не сказываться на успешности обучения учащихся в целом.
48 % учащихся 5 классаимеют средний уровень распределениявнимания, 8 % учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень — 0% детей, низкийуровень распределениявнимания отмечается у 28% детей и у 16 % детей — очень низкий уровень распределениявнимания.
Из этих данных видно,что в группе преобладает средний уровень распределениявнимания, что не может не сказываться на успешности обучения учащихся в целом.
60 % учащихся 5 классаимеют средний уровень переключениявнимания, 12 % учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень — 0% детей,низкий уровень переключения вниманияотмечается у 16% детей и у 12% детей — очень низкий уровень переключениявнимания.
Из этих данных видно,что в классе преобладает средний уровень переключения внимания,что не может не сказываться на успешности обучения учащихся в целом.
52% учащихся 5 классаимеют средний уровень объема внимания, 8% учащихся – высокий уровень, оченьвысокий уровень — 0% детей, низкий уровень объема вниманияотмечается у 28% детей и у 12% детей — очень низкий уровень объема внимания.
Из этих данных видно,что в группе преобладает средний, низкий и очень низкий уровень объемавнимания, что не может не сказываться на уровне интеллектуального развитияучащихся в целом.
Изполученных данных можно сделать следующие выводы о том, что внимание подростковхарактеризуются:
1)средним уровнем продуктивности и устойчивости внимания
2)средним уровнем распределениявнимания
3)средним уровнем переключения внимания
4)средним уровнем объема внимания
5)средний уровень избирательности и помехоустойчивости
Полученныеданные подтверждают нашу гипотезу о том, что у подростков особенностямивнимания являются средний уровень продуктивности и устойчивости внимания,средний уровень распределениявнимания, средний уровень переключения вниманияи средний уровень объема вниманя.
Заключение
Внимание— один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависитоценка познавательной готовности ребенка к обучению в пятом классе, успешностьего учебной деятельности. Многие проблемы, возникающие в учении,непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут бытьустранены, если заранее известны индивидуальные особенности внимания ребенка итот уровень, на котором оно находится в данный момент времени.
Хотяв целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается егоприродного обусловленных видов: непосредственного и непроизвольного) и егоосновные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же современем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многихнедостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитыекачества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств.Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошейпереключаемостью.
За вниманием всегдастоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызываютизменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается вовнимании.
Таким образом, хотявнимание и не имеет своего особенного содержания, проявляясь в другихпроцессах, однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязьдеятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности иотчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.
Была достигнута цельисследования – выявитьособенности внимания у подростков.
Входе достижения цели исследования были решены следующие задачи:
1. Былапроанализирована психологическая литература по теме исследования.
2. Была данахарактеристика понятиям исследования.
3. Были выявленыособенности внимания у подростков
Результатыпроведенного эксперимента фиксировались и это позволило сделать нам следующиевыводы:
1. 40% учащихся 5 класса имеют средний уровень продуктивности и устойчивостивнимания, 8 % учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень — 4% детей,низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания отмечается у 24% детей иу 24 % детей — очень низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания.
2. 48% учащихся 5 класса имеют средний уровень распределениявнимания, 8 % учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень — 0% детей,низкий уровень распределениявнимания отмечается у 28% детей и у 16 % детей — очень низкий уровень распределениявнимания.
3. 60% учащихся 5 класса имеют средний уровень переключениявнимания, 12 % учащихся – высокий уровень, очень высокий уровень — 0% детей,низкий уровень переключения вниманияотмечается у 16% детей и у 12% детей — очень низкий уровень переключениявнимания.
4. 52%учащихся 5 класса имеют средний уровень объема внимания, 8% учащихся – высокийуровень, очень высокий уровень — 0% детей, низкий уровень объемавниманияотмечается у 28% детей и у 12% детей — очень низкий уровень объема внимания.
Из этих данных видно,что в классе преобладает средний, низкий и очень низкий уровень объемавнимания, что не может не сказываться на уровне интеллектуального развитияучащихся в целом.
Изполученных данных можно сделать следующие выводы о том, что внимание подростковхарактеризуются:
1)средним уровнем продуктивности и устойчивости внимания
2)средним уровнем распределениявнимания
3)средним уровнем переключения внимания
4)средним уровнем объема внимания
5)средний уровень избирательности и помехоустойчивости
Полученныеданные подтверждают нашу гипотезу о том, что у подростков особенностямивнимания являются средний уровень продуктивности и устойчивости внимания,средний уровень распределениявнимания, средний уровень переключения вниманияи средний уровень объема внимания.
Список использованнойлитературы
1. ВеккерЛ.М. Психическиепроцессы. В 3 т.— Т. 3.—Л., 1981.
2. ГальперинП. Я- Кпроблеме внимания // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.
3. ГальперинП.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формированиевнимания.— М., 1974.
4. ГиппенрейтерЮ. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М., 1988.
5. ГодфруаЖ. Чтотакое психология: В 2 т. 2-е изд. М.: Мир, 1996. Т. 1.
6. ГоноболинФ. Н. Вниманиеи его воспитание.— М., 1972.
7. ГриншпунИ.Б. Введениев психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
8. ДобрынинН.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. — В кн.: Уч. записки МГПИ им. В.И. Ленина. М. 1958, т. 18.
9. ЕрмолаевО.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника.—М., 1987.
10. ЗапорожецА. В. Избранныепсихологические труды: В 2 т.- Т. I.М.,1986.
11. ИтельсонЛ.Б. Лекции по общей психологи. – М.: Издательство АСТ, — 2002. – 896 с.
12. ЛевитинаС.С. Можноли управлять вниманием школьника? — М., 1980.
13. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.
14. ЛурияА.Р. Внимание и память.— М., 1975.
15. Нейрофизиологическиемеханизмы внимания / Под ред. Е.Д. Хомской. М., Изд-воМГУ, 1979.
16. НемовР.С. Психология. В 3-х томах. Т.2. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000г
17. Общаяпсихология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. А.В.Петровского и др. М.: Просвещение. 1986г.
18. РибоТ. Психологиявнимания//Хрестоматия по вниманию.— М., 1976 С; 71—72.
19. РоговЕ.И. Азбукапсихологии: Психология познания. — М.: «Владос»,2000.
20. РубинштейнС. Л. Основыобщей психологии: В 2 т.— Т. I.—М., 1989.
21. СлободчиковЛ.С., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Лига Пресс, 1996. – 457 с
22. Современнаяпсихология / Под редакцией В.И. Дружинина. – М.: «Педагогика Пресс»,1999. – 398 с.
23. СтраховИ.В. Воспитание внимания школьников. -М.: Учпедгиз, 1958.
24. СуворовН.Ф., Таиров О.П. Психофизиологические механизмыизбирательного внимания.— Л., 1985.
25. ТитченерЭ. Внимание // Хрестоматия по вниманию. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 26-46 с.
26. УзнадзеД. Н. Установкау человека // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.— С. 266.
27. ФельдштейнД. И. Психология развития личности в онтогенезе.— М., 1989.
28. Хрестоматияпо психологии. — М.: Просвещение, 1987.
Приложение
/>
Рис. 1. Матрица с кольцами Ландольта.
Стимульный материал
/>