МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Контрольнаяработа по дисциплине:
«Специальнаяпедагогика и специальная психология»
натему:
«Особенностисоциально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения»
Выполнила:
студентка ТФ4 курса 1 группы
ПушкинаНаталья
Проверила:
МишагинаОльга Михайловна
Шуя– 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Дети с нарушениемзрения
1.1 Классификация слепых и слабовидящих
1.2 Особенности психофизического развития
1.3 Особенности поведения
2 Социально-психологическаяадаптация детей с нарушениями зрения
Заключение
Список использованнойлитературы
ВВЕДЕНИЕ
На протяжениимногих веков в обыденном сознании складывалось представление о слепом какличности глубоко ущербной, неполноценной. Слепым приписывали разнообразныеотрицательные личностные свойства: дурные привычки, отсутствие духовныхинтересов, наличие отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга,товарищества) и волевых (внушаемость, негативизм) черт характера,религиозно-мистическое мировоззрение и т.д. Все эти особенности рассматривалиськак прямое следствие нарушений зрения. В результате слепого представляли какчеловека абсолютно иного рода, нежели зрячего, а возможности компенсациидефекта, развития и совершенствования его личности считали крайнеограниченными.
Насовременном этапе развития взгляды на слепых людей изменились, но проблемаосталась. В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллионадетей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения:близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза,амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детейрастет. Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего,они не видят вообще, или очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мирнасекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве. Двигательнаяактивность таких детей также ограниченна, поэтому большинство из них страдаетгиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональнойдеятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Помимо этоготакие дети имеют огромные трудности вхождения в общество. Им трудно общаться сдругими людьми, ориентироваться в пространстве, они сильно ограничены в выборедеятельности.
Нарушениесоциальных контактов проводит к ряду отклонений к формированию личности услепорожденных и рано утративших зрение и может при отсутствии илинедостаточной квалифицированном педагогическом вмешательстве вызвать появлениенегативных особенностей. Устойчивые свойства личности такого ребенка(направленность, способности, темперамент и характер) лишь косвенно связаны сдефектами зрения. В одних случаях эта связь обусловлена недостатками в областичувственного познания неудачным опытом познавательной и ориентировочнойдеятельности (например, боязнь нового), в других неблагоприятными условиямивоспитания, выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательнымирезультатами попыток налаживания контактов со зрячими.
Для успешноговхождения слепых и слабовидящих детей в общество необходимасоциально-психологическая адаптация, помогающая преодолевать страхи итрудности, возникающие у детей в процессе становления их личности.
1ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1Классификация слепых и слабовидящих
Поустановленной классификации к слепым относятся лица, острота зрения (визус)которых находится в пределах от 0% до 0,04%. Таким образом, контингент слепыхвключает людей, полностью лишенных зрения (тотальные слепые) и обладающихостаточным зрением (с остротой зрения от светоощущения до 0,04%).
Тотальнослепые дети используют в получении учебной информации осязание и слух. Слепыедети с остаточным зрением, также основную учебную информацию будут получатьчерез осязание и слух, так при наличии такого глубокого поражения использованиезрения в течение длительного времени отрицательно влияет на его дальнейшееразвитие. Однако в процессе обучения и воспитания остаточное зрение неигнорируется, так как оно дает детям дополнительную информацию об окружающем.Дети с остротой зрения от 0,05% до 0,2% входят в категорию слабовидящих, и ужемогут работать с помощью зрения при соблюдении определенных гигиеническихтребований.
Большоезначение для развития психики имеет время наступления слепоты:
1.слепорожденные — к этой группе относят людей, потерявших зрение до становленияречи, т.е. примерно до трех лет, и не имеющих зрительных представлений.
2. ослепшие — потерявшие зрение в последующие периоды жизни и сохранившие в той или иной мерезрительные образы памяти. Совершенно очевидно, что, чем позже нарушаютсяфункции зрения, тем меньшим оказывается влияние аномального фактора на развитиеи проявление различных сторон психики. Но вместе с тем изменяются,ограничиваются в связи с возрастным снижением пластичности и динамичностицентральной нервной системы возможности компенсаторного приспособления
Нарушениязрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения зрения:микрофтальм – грубое структурное изменение глаза, анофтальм – врожденноебезглазие, катаракта – помутнение хрусталика, пигментная дистрофия сетчатки,характеризующаяся сужением поля зрения, и астигматизм – аномалия рефракции,т.е. преломляющей способности глаза, — обусловлены наследственными факторами.Врожденная патология органа зрения может быть также вызвана повреждениями илизаболеваниями в период внутриутробного развития (токсоплазмоз и другиеинфекции, воспалительные процессы, нарушение обмена веществ и пр.).
Приобретенныенедостатки зрительного анализатора распространены меньше, чем врожденные.Однако тяжелые заболевания органов зрения (глаукома, атрофия зрительного нерваи пр.), заболевания центральной нервной системы (менингит, менингоэнцефалит),осложнения после общих заболеваний организма (грипп, корь и пр.) итравматические повреждения мозга и глаз, перенесенные ребенком, могут привестик нарушению зрения.
Кроме того,различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительногоанализатора. Прогрессирующие дефекты отличаются постепенным ухудшениемзрительных функций в результате влияния патологического агента. Снижениеосновных зрительных функций (острота зрения, поле зрения) может быть припоявлении мозговых опухолей, при повышении внутриглазного давления (глаукома).Очень часто встречаются случаи прогрессирования близорукости и дальнозоркости.
1.2Особенности психофизического развития
Приотсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общиезакономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так вразвитии слепого дошкольника можно отметить три характерные особенности.
Перваязаключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнениюс развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познанииокружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в областиумственного развития.
Кроме того,сообщалось, что в этом возрасте «многие слепые дети имели психиатрическиепроблемы».
Многиепедагоги прошлого отмечали безынициативность, пассивность слепого ребенка. Чемпозже произошла потеря зрения, тем сильнее связанная с ней психологическаятравма. Потеря или нарушение зрения нередко порождают равнодушие не только кобщественной, но и к личной жизни.
Втораяособенность развития слепого ребенка состоит в том, что периоды развития слепыхдетей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепойребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемыеим из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиватьсямедленнее.
Третьейособенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Онапроявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают ототсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя исвоеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством). Следуетотметить, что неравномерность развития слепого ребенка проявляется более резков дошкольном возрасте, чем в школьном.
1.3Особенности поведения
Отсутствиезрительного контроля над движениями осложняет формирование координациидвижений. Вследствие этого движения слепых дошкольников скованны, некрасивы,неуверенны, нет точности в их выполнении.
В дошкольномвозрасте слепой ребенок импульсивен, так же как и зрячий. Но при слепотеимпульсивность может проявляться более резко и при этом в более старшемвозрасте, когда для нормального ребенка она уже нехарактерна. Импульсивностьповедения слепых детей особенно сказывается в том, что во время занятий они неумеют регулировать свое поведение.
На занятияхдетям очень хочется, чтобы их спросили, они вскакивают и выкрикивают ответ.Или, наоборот, ребенок протестует, если его спрашивают, когда он не поднимаетруку. «Я ведь не поднимал руку, а вы меня спрашиваете», — говорит он. Онперебивает других, требует к себе особого внимания и настойчиво обращается к.педагогу в то время, когда он разговаривает с другими детьми. В большинствеслучаев дети не могут следить за ответом своего товарища, не умеют егопродолжить.
У слепых ислабовидящих отмечают закономерные изменения в сфере внешних эмоциональныхпроявлений. Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубокихнарушениях зрения ослаблены. Даже безусловно-рефлекторные выразительныедвижения, сопровождающие состояние горя, радости, гнева и др., проявляются приглубоких нарушениях зрения в весьма ослабленном виде. Исключение составляюттолько оборонительные движения, сопровождающие переживание страха.
Вялое, поройнеадекватное внешнее проявление эмоций у лиц с нарушением зрения зачастуюсочетается с навязчивыми движениями. Это и частое потряхивание руками, иподскоки на пружинящих ногах, и надавливание пальцем на веки, и ритмичныепокачивания туловищем или головой и др. Это мешает зрячим по достоинствуоценивать нравственные, интеллектуальные и другие качества слепых ислабовидящих. Так, чрезмерно улыбчивых слепых зрячие в школе воспринимают какподхалимов, а на улице как интеллектуально неполноценных.
Слепые дети состаточным зрением и слабовидящие при разговоре часто кажутся зрячим странными,потому что «наступают» на собеседника. Это вызвано желаниемразглядеть собеседника и, если он отступает, то дети двигаются за ним.
Один изнезрячих рассказывал, что ему было очень стыдно за свой поступок в школе, и онсильно переживал. Учительница этого не понимала, она кричала: «Ты ещеулыбаешься?! Ты еще смеешься?! Наглец! Я бы на твоем месте сквозь землюпровалилась!». Только повзрослев, он узнал из книг, что по лицу зрячие«прочитывают» эмоциональные состояния, и понял, что внешниепроявления его чувств не соответствуют его внутреннему состоянию.
Слепой и слабовидящийможет с интересом слушать собеседника, подперев голову рукой. Учеников в такойпозе часто можно увидеть на их любимых уроках в школах для детей с нарушениемзрения. Такая поза воспринимается нормально видящими как выражение скуки иутраты интереса. Это может приводить и приводит к взаимонепониманию слепых ислабовидящих со зрячими.
«Взгляд всторону» у слепого и слабовидящего может быть вызван глубоким нарушениемзрения. Например, человек с боковым полем зрения при рассматривании собеседникавынужден направлять взгляд в сторону, так как на собеседника в таком случаебудет направлена видящая часть глаза. Но такой взгляд зрячими воспринимаетсякак выражение сомнения и подозрения.
Людям сглубокими нарушениями зрения доступно не только воспроизведение выразительныхдвижений, но их понимание с помощью осязания. Об этом говорят многие факты.В.З. Денискина описывает один из них. В ее практике был случай, когда тотальнослепой человек, легонько коснувшись указательным пальцем правой руки уголка еегуб, быстро и очень верно охарактеризовал ее настроение в тот момент. Навопрос: «Ты давно так понимаешь мимику?» он ответил: «Доженитьбы я вообще об этом не задумывался, лицо человека меня никогда неинтересовало, да и ни дома, ни в школе внимание к этому никто не привлекал.Женившись на любимой девушке, у которой, кстати, лицо оказалось очень живым иподвижным, я постепенно научился пальцами различать ее эмоции, настроения. Ксожалению, нельзя дотрагиваться до лиц неблизких людей, а как хочется иногдапроверить, насколько совпадает впечатление от слов с мимикой»
2СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Социально-психологическаяадаптация людей с нарушениями зрения в настоящее время является одной изважнейших проблем тифлопсихологии. Проживая длительное время в условияхзамкнутого пространства, (чаще всего таковым является специальная школа илиинтернат), незрячие и слабовидящие дети лишены возможности самостоятельно иполноценно включаться в социальную жизнь.
Как уже былопоказано выше, врожденная или рано приобретенная слепота затрудняет образованиесоциальных связей и отношений, а появление дефекта у человека со сложившимисянавыками общественного поведения ведет к их разрыву, смещению. И в том и вдругом случае инвалид по зрению выпадает из коллектива, что крайненеблагоприятно влияет на его положение в нем.
В связи сэтим основной задачей реабилитационной работы в целях адаптации детей-инвалидовпо зрению в обществе является установление социальных связей, то естьсоциально-психологическая адаптация.
В процессереабилитационной работы по социально-психологической адаптации слепых передпрактическими работниками специальных учреждении (школ, восстановительныхцентров, реабилитационных кабинетов) возникают определенные трудности. Возникаетнеобходимость преодолеть депрессию, возникающую как реакция на слепоту,сформировать адекватные установки по отношению к окружающим, своему дефекту идеятельности, вооружить слепых новыми способами коммуникации.
Первым этапомсоциально-психологической адаптации следует считать преодоление депрессии,связанной с осознанием дефекта, на который инвалиды по зрению реагируют крайнеболезненно. Глубина и длительность реакции зависят как от особенностейличности, так и от темпа развития заболевания, его тяжести и времени появления.Одновременно ведется работа по преодолению фрустрации, возникающей в результатепоявления в жизни слепого труднопреодолимых препятствий, постоянно высокогопсихического напряжения. В основе этой работы лежит формирование способов поведения,основанных на двигательном контроле.
Но вспециальных школах цели и задачи обучения детей с нарушениями зрения зачастуюсужаются до интенсификации интеллектуального развития и формирования тех знанийи представлений, которые позволяют успешно сдать экзамены и поступить в другиеучебные заведения. По свидетельству специалистов выпускники средних специальныхучебных учреждений закрытого типа испытывают большое количество психологическихтрудностей и проблем, связанных с их интеграцией в общество здоровых людей.Понятие интеграции в тифлопсихологии предполагает процесс вхождения человека снарушениями зрения в общество на равных правах с нормально видящими людьми.Закрытость и отгороженность специальных учебных заведений от внешнего мираограничивает социальный опыт детей-инвалидов, затрудняет формированиекоммуникативных навыков. Следствием этого являются не только затруднения приориентировке в пространстве, адекватном осознании дефекта зрения, налаживаниикоммуникативных связей выпускников специальных школ-интернатов, но инеосведомленность общества о реальных возможностях и психологическихособенностях детей с нарушениями зрения.
Длябольшинства незрячих и слабовидящих детей первым опытом вхождения в социальнуюгруппу является поступление в школу. По мнению специалистов от того, насколькоуспешно будет проходить становлений личности незрячего ребенка в школьнойгруппе, зависят его возможности интеграции в общество в будущем. В связи с этимвозрастает актуальность организации целенаправленного психологическогосопровождения незрячих и слабовидящих детей с момента их поступления в школу, врамках которого психологами и тифлопедагогами осуществлялась бы работа поснижению трудностей в социально-психологической адаптации на всех этапахразвития личности ребенка
А.В.Петровский, определяя развитие личности в изменяющейся социальной среде, пишет:«В том случае, если индивид входит в относительно стабильную социальнуюобщность, он закономерно проходит три фазы своего становления в ней какличности». Первая фаза становления личности, в соответствии с концепциейА.В.Петровского, предполагает усвоение действующих в общности норм и овладениесоответствующими формами и средствами деятельности, и обозначается как фазаадаптации. Вторая фаза, обозначающаяся как фаза индивидуализации, обусловлена«обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации — тем, что он стал таким, как все в группе, — и неудовлетворенной на первом этапепотребностью индивида в максимальной персонализации». Третья фаза обозначаетсяА.В. Петровским как фаза интеграции. «В рамках этой фазы в групповойдеятельности у индивида складываются новообразования личности, которых не былоу него и, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечаютнеобходимости и потребностям группового развития и собственной потребностииндивида осуществлять значимые „вклады“ в жизнь группы».
Всоответствии с этой теорией каждая из перечисленных фаз выступает как моментстановления личности в ее важнейших проявлениях и качествах. Таким образом, есличеловеку не удается преодолеть трудности первого, адаптационного периода ивступить во вторую фазу развития, у него, скорее всего, будут формироватьсякачества конформности, зависимости, безынициативности, появится робость,неуверенность в себе и в своих возможностях.
Это положениееще раз доказывает необходимость психологического сопровождения слепых ислабовидящих детей, так как успешное преодоление трудностейсоциально-психологической адаптации во многом определяет дальнейший ходинтеграции детей с нарушениями развития в общество.
Выделяютсятри аспекта адаптации детей с нарушениями зрения:
1) адаптацияличности к предметному миру;
2) адаптацияличности к социальной среде;
3) адаптацияличности к собственному «Я».
В первомслучае речь идет о достижении мобильности, самостоятельности, уверенности, тоесть выделяется операционально-деятельностная сторона, связанная сформированием умений и навыков, необходимых незрячему для самостоятельнойжизни.
Второй аспектсвязан со взаимодействием незрячего со своим социальным окружением, сактивностью этого окружения по вовлечению его в коллективную и трудовую жизнь,то есть в первую очередь со взаимоотношением зрячих и незрячего, с общением идр.
Третий аспектадаптации связан с оценкой собственного положения в обществе, с отношением ксвоему дефекту, с переживанием своего «Я». В целом же реабилитация инвалида позрению в личностном плане выступает как проблема становления внутреннейсаморегуляции личности.
Очрезвычайной важности выделенных аспектов адаптации для формирования личностиподростков с глубокими нарушениями зрения говорит тот факт, что, по данным Т.С.Шалагиной (1990), 50 % учащихся ШВТС — это выпускники школ для слепых детей.Они плохо обучены ориентировке в пространстве, стесняются использовать трость.Причиной неподготовленности к самостоятельной жизни этих людей, по мнению Т.С.Шалагиной, является замкнутая, оторванная от реальных жизненных проблем,система обучения в школе-интернате для слепых детей.
Как показалоисследование контингента учащихся ШВТС, имеющих врожденную слепоту, с помощьюадаптированного личностного опросника MMPI можно выделить две группы лиц сразличной степенью психологической адаптации: 1) те, кто обладает хорошейпсихологической адаптацией; 2) те, кто обладает плохой психологическойадаптацией.
Обе группыразличаются определенными личностными характеристиками, во многом определяющимиуспех психологической адаптации.
К первойгруппе относятся лица, имеющие следующие характерные качества: приподнятоенастроение, повышенную словоохотливость, разговорчивость. Обычно им свойственнапереоценка своих сил и возможностей, что отражается часто в завышеннойсамооценке. Это тот тип личности, в структуре которого выделяется факторэмоциональной подвижности. Такие люди адекватно и гибко реагируют на измененияв социальной сфере и отношение к ним окружающих. Они общительны, готовыпомогать другим. В то же время в структуре их личности присутствует такойкомпонент, как ригидность. Это выражается в определенной стойкости аффекта. Вповедении этих лиц можно отметить черты обидчивости, повышенной психологическойранимости.
Вторая группахарактеризуется как неадаптированная или малоадаптированная. Это лица, недостигшие психологической реабилитации. Они живут в состоянии внутреннегодискомфорта и конфликта, не поддающегося разрешению собственными силами. У нихна первый план выступают факторы тревожности и неуправляемости поведением.Основное для таких людей — чувство страха, порождаемое внешнимиобстоятельствами. Эти люди часто застенчивы, скованны, закомплексованы. У нихобычно отмечаются признаки неуверенности в себе, в своих силах и возможностях.
В результатевключения в деятельность начинается процесс преодоления психологическогокризиса, выхода из состояния психологического конфликта. Этот процесс имеетпоэтапный характер. В.С. Мерлин выделяет четыре фазы:
1) фазабездействия, которой сопутствует глубокая депрессия;
2) фазазанятия, на которой инвалид включается в деятельность с целью отвлечься оттяжелых мыслей о своей инвалидности;
3) фазадеятельности, для которой характерно стремление реализовать свои творческиевозможности;
4) фазаповедения, когда складывается характер и стиль деятельности инвалида,определяющие весь ею дальнейший жизненный путь.
Решающиммоментом в социально-психологической реабилитации является восстановлениесоциальных позиций инвалида. Последнее существенно зависит от установокинвалида по отношению к зрячим, труду, общественной деятельности, самому себе исвоему дефекту. Эти установки формируются в процессе деятельности. Адекватностьэтих установок прежде всего зависит от того, насколько успешно выполняетсядеятельность. Поэтому основным условием социально-психологической адаптации иреадаптации является включение инвалида в коллективную деятельность, воспитаниеего в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе складывается у инвалидаправильное отношение к своему дефекту, что является решающим факторомреабилитации.
Такимобразом, одним из путей профилактики нарушений социально-психологическойадаптаций у детей-инвалидов, обучающихся в интернате, является организацияцеленаправленного психологического сопровождения с использованием особыхдиагностических средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, для успешного вхождения слепых и слабовидящих детей в общество важноне только овладение им навыками самообслуживания, общения, обучение различнымвидам деятельности, но и установление социальных связей, без которых жизньиндивида просто невозможна.
Специальныеучебные заведения, где обучаются дети с нарушениями зрения не дают возможностиустановления связи с внешним миром, в следствии этого ребенок не получает опытаобщения с другими людьми, его круг знакомых ограничен. В будущем это вызывает подавленностьребенка, осознание его инвалидности, неполноценности, и ведет за собой депрессивныесостояния и нежелание жить дальше.
Важнойзадачей социально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения являетсяосознание ребенком себя равноправным членом общества, преодоление его страхов,зависимости, робости. Большое внимание должно уделяться личностным изменениям,личностному формированию инвалидов по зрению. Успешность адаптации во многомзависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющихглубокие нарушения зрения, к моменту их выхода в самостоятельную жизнь. Впервую очередь сюда входят:
1)представления о себе самом, отношение к своему дефекту, отношение к другимлюдям;
2) отношениек жизненным целям, отношение к прошлому и будущему, отношение к жизненнымценностям;
3) отношениек непосредственному социальному окружению, отношения с другим полом.
Конечнойцелью социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих детей являетсядостижение такого психологического состояния, когда человек воспринимает свойзрительный дефект как одно из своих качеств, т.е. определенную индивидуальнуюхарактеристику, отличающую его от других, но не более того. Достижение такогосостояния возможно только при определенной психологической работе с индивидоми, кроме того, при адекватном отношении к нему со стороны социального окружения,т.е. при определенной психологической поддержке широкого круга людей.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих:учеб. пособие — СПб.: Изд-во РГПУ, 1998
2. Лубовский В.И. Специальная психология: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — 2-е изд., испр. – М.:Издательский центр «Академия», 2005
3. Назарова Н.М. Специальная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — 3-е изд., испр. – М.:Издательский центр «Академия», 2004