Реферат по предмету "Психология"


Особенности современного состояния и тенденции развития отечественной психологии

Содержание
Введение
1. Предыстория современнойроссийской психологии
2. Современное состояниероссийской психологии
3. Вопросы, актуальные длясовременной российской психологии
4. Перспективы и тенденцииразвития психологии
Заключение
Список литературы

Введение
Психологическая наука и практика— это вещи, отнюдь не противостоящие друг другу, а тесно взаимосвязанные. Ктому же теория всегда так или иначе ориентирована на практический выход. Практическаяпсихология, — довольно частный аспект психологической практики, более или менеесвязанный, а порою и нет, с психологической наукой в ее традиционном понимании.Когда этот аспект становится преобладающим, а то и исключительным вдеятельности психологов, потребность в теории снижается, а точнее — низводитсяк ее подгонке под нужды терапии и консультирования. Теоретические, да иконкретные экспериментальные изыскания, которые не могут найти немедленногоэффективного воплощения в работе с клиентами, не представляют интереса дляпсихолога-практика.
Социальная психология – одна из наиболееперспективных отраслей психологической науки, изучающая закономерности поведенияв деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам,а также психические явления, возникающие в ходе взаимодействия между людьми в группахи коллективах, шире – в различных организованных и неорганизованных человеческихобщностях. Из всех социальных наук, социальная психология представляет собой попытку,систематически используя методы, сходные с методами других наук, исследовать человекакак ученика общества. В течение долгого времени в психологической науке за основутеоретического анализа принималась личность, как некий обособленный феномен.Связи личности с обществом подразумевались, но предметом конкретного исследованияне были. Интерес к человеческому поведению, к взаимовлиянию людей в обществе пробудилсяочень рано. Наблюдения за фактами взаимодействия между индивидами,зафиксированные в трудах мыслителей многих веков, были той основой, на которой вдальнейшем возникла социальная психология. Возникновение термина «социальная психология»относят к началу XX века. Закономерности развития социальной психологии сходны сзакономерностями развития преобладающего большинства наук.
Обобщенно говоря,психологическая наука испокон века искала ответы на принципиальные вопросы«почему?» и «зачем?»; вопрос «как?» при этом оставался второстепенным,производным, чисто техническим. Для практической психологии он — главный.Однажды сказано: «Если у вас есть скрипка, не пытайтесь понять, как онаустроена. Лучше научитесь на ней играть». Практическая психология функционируетименно в этом прагматичном ключе, причем так, словно мелодия существует и вовсенезависимо от скрипки.
Общие проблемы человека, преждевсего вопросы его назначения, сущности, нравственности являются центральными,стержневыми для понимания истории и логики развития той или инойпсихологической системы или эпохи. Испытаем теперь эту гипотезу применительно котечественной научной психологии.
Таким образом, целью даннойработы является рассмотрение особенностей современного состояния и тенденцийразвития отечественной психологии.
Для достижения данной цели необходиморешить следующие задачи:
Рассмотреть предпосылкисовременного состояния российской психологии;
Охарактеризовать современноесостояние российской психологии;
Описать вопросы, актуальные длясовременной российской психологии;
Рассмотреть особенностидальнейшего развития российской психологии: тенденции и перспективы.

1.Предыстория современной российской психологии
Сейчас российская психологиявступила в фазу своего расцвета, но этому предшествовали тяжелейшие годы забвенияи политического давления. Психология нынче — наука модная и, что более важно,полезная. Впрочем, два этих свойства взаимосвязаны. Не потому ли нарастаетколичество желающих получить психологическое образование, что психологи сегоднявостребованы и в бизнесе, и в образовании, и в политике, и даже вправоохранительных органах? Однако есть и более объективные, если хотите,количественные показатели того, что российская психология вступает в эпохусвоего расцвета.
В 90-х годах было изданорекордное количество книг по психологии — 1300 наименований. Первые позиции попопулярности в этом перечне занимают книги по общей психологии, социальнойпсихологии и социальной адаптации, психологии личности, стрессоустойчивости исамоконтроля. Сегодня модная наука развивается по 48 направлениям и исследует261 психологическую проблему. В двадцатку наиболее важных входят исследованияпроблем общения и наркозависимости.[1]
Однако такой всплеск был быневозможен на пустом месте. Традиции и научные школы, сформированные запрошедшие сто лет и уцелевшие в эпоху диктата, стали тем гумусом, которыйсегодня начинает приносить щедрый урожай. Это тем более удивительно, если вспомнить,что на долю российской психологии в ушедшем веке выпала нелегкая участь.
Профессор А.В. Петровскийвыделяет три периода развития этой науки в России. Начало века было вполнеплодотворным для психологии: в 1914 году был создан Институт психологии,издавались журналы, ученые читали лекции, в том числе и публичные, которыепользовались огромной популярностью. Экспериментальная и педагогическаяпсихологии становились на ноги. В первые годы после октябрьского переворота всеоставалось по-прежнему. На 1-м съезде психологов в 1923 году прозвучал докладКорнилова «Психология и марксизм». С этой минуты в деятельностьученых вторглась политика, а психология «перешла на марксистский путьразвития». Надо отдать должное исследователям: они не сдавались, и, мастерскиманипулируя цитатами из работ В.И. Ленина, продолжали заниматься своими делами.
Вместе с репрессиями началсявторой, самый тяжелый период жизни российской психологии. Вслед запостановлением партии «О методологическом прожектерстве» властиуничтожили большую группу представителей философского направления в психологии,а в 1932 году закрыли журналы «Психология» и «Педология».Под прицельным ударом оказались ученые, занимавшиеся исследованиями в областидетской психологии. Очередное постановление ЦК ВКП(б) «О педологическихизвращениях в системе Наркомпроса» практически наложило запрет на изучениедетской психологии. Но еще оставалась возможность изучать познавательныепроцессы, развитие памяти, характер. Однако вторая волна репрессий поставиланауку в условия, близкие к уничтожению. Партия предлагала вообще отказаться отпсихологии и ограничиться физиологией высшей нервной деятельности.
В 1956 году начинается третийэтап, этап восстановления психологической науки. Наконец-то издают запрещенныепрежде труды Л.С. Выготского, ученым разрешают выезжать в другие страны,проходит международный конгресс психологов.
О советской психологии сегодняможно говорить лишь в прошедшем времени. Исторические катаклизмы подвели чертупод этим этапом развития отечественной науки. Ныне это перевернутая страницаистории, можно даже сказать, вырванная. Ибо новая пишется заново, а точнее —переписывается (более или менее творчески) из совершенно новых источников.Совершенно очевидно, что в рамках советской психологии практической психологиив ее современном понимании не существовало никогда. Действительно, мастерастарой школы не занимались психотерапией и консультированием. По сути дела, этои было психологией, причем не оторванной от практики, более того — находившей вней вполне реальное и осязаемое воплощение, хотя и никакого отношения неимевшей к психотерапии и консультированию. Таким образом, психология в еетрадиционном (для отечественной науки, да и не только) понимании гораздо шире иглубже так называемой практической психологии.[2]
И, наконец, 90-е годы — позадитотальный контроль партии и марксистский подход. Впереди — новые направленияисследований: психотехника, психосоматика, психология личности, психологиябизнеса.
В постперестроечные годыпоявилось достаточно много интересных и ярких работ отечественных психологовразных поколений. За каждой из них можно обнаружить опору на те или иныепредставления, образы, модели человека. И хотя они чаще имплицитны,просвечивают неявно, как бы вторым, отдаленным планом, но именно они, на нашвзгляд, определяют смысл, сущность и перспективу того или иного подхода.Поэтому, чтобы разобраться в том или ином нововведении, очередной «новойпсихологии», будь то «акмеистическая» или «экологическая», надо, прежде всего,разобраться, понять из какого образа человека исходит это веяние. Не имеявозможности затронуть в этом плане все многоцветье мнений, сосредоточимся лишьна следующих мировоззренческих линиях.
Первая — это марксистскаяориентация. Она перестала быть обязательной, насаждаемой, единственной, однакодолгие годы ее доминирования сформировали исследовательское мышление, откоторого невозможно отказаться в одночасье. Да это и не требуется вовсе —каждый волен выбирать ныне основания своих взглядов; важно, чтобы речь не шла,как прежде, о насильственном их внедрении.
Следующая ориентация — насовременные западные концепции, их ассимиляция и адаптация. Условно назовем этуориентацию западнической.
Третье направление, которое затрагиваетсяв данной работе, связано со становлением гуманитарного подхода, спереориентацией на общегуманитарные модели и критерии в противовес прежниместественнонаучным.
Четвертую линию можно назватьнравственно ориентированной, связанной с соотнесением, сопряжением психологии иэтики.
Наконец, последнее, пятоенаправление, на котором следует остановиться, обозначим как христианскиориентированное, поскольку христианские представления о человекерассматриваются в нем как опорные, исходные для психологической работы.
Направления эти представлены насегодня в отечественной психологии весьма неравномерно. Первое (марксистское),лишившись государственной поддержки, идет явно на убыль. Второе(западническое), напротив, испытывает несомненный подъем, буквально заполняя,затопляя психологическую печать, а — главное — умы и души нового поколенияпрофессионалов. На фоне этой экспансии весьма скромными выглядят успехи ираспространение трех последних подходов — гуманитарного, нравственно ориентированногои христианского. Заметим сразу — принципы гуманитарной психологии ихристианской психологии находятся лишь в стадии начального оформления. Чтокасается нравственной психологии, то сама возможность ее постулирования сталаобсуждаться совсем недавно. Однако и ее мы решились включить в общеерассмотрение, как одну из потенциально значимых линий, которая в связке сгуманитарной и христианской ориентациями может образовать основу будущейроссийской психологии.

2. Современноесостояние российской психологии
Российскими психологами ипедагогами сегодня обсуждается специфическое положение в современнойотечественной психологии, связанное с переходом от советской психологии кпсихологии российской. Особое внимание уделяется насущным задачам, стоящимперед психологами в новых общественных условиях, важности интеграциитеоретического и практического знания.
Психология активно, порой напервых ролях стала привлекаться к выполнению грандиозных заказов поманипулированию индивидуальным и общественным сознанием: формирование имиджа(не лица, а нужной маски, личины) политиков; навязывание любых (часто вредных,просто опасных) представлений, товаров, услуг; сотворение кумиров молодежи;вовлечение в тоталитарные организации и мн. др. Время чистой психологии радипсихологии ушло. Или — иными словами — ушло время безответственной психологии.Психология вполне повзрослела. Настала пора проявить личность, а значитосознать и выбрать общие ориентиры и смыслы движения, понять и честно признатьперед собой и миром — какому образу человека мы собираемся служить, работать внашей профессиональной деятельности.[3]
На сегодня отсутствуют широкиетеории в рамках психологии. Данный факт свидетельствует о кризисном состояниисовременной психологии в России. Кроме того, отсутствуют научные школы впсихологии, подобные тем, которые существовали в 30-е годы. Сегодня ситуация вотечественной психологии нуждается в более сильных определениях, чем кризис.Дело в том, что в советский период она развивалась не по нормальной логикекризисов, а по безумной логике катастроф, происходивших с наукой не реже, чемраз в 10-15 лет. И сейчас на состоянии психологии сказывается их суммарноедействие.
Кризис психологии, идущийперманентно (еще в 20-х годах Л.С. Выготский писал о кризисе в психологии, отом же в 70-х говорил А.Н. Леонтьев), сегодня может быть уверенноквалифицирован как кризис построения психологии по образцу (или идеалу)естественной науки.
Итак, кризисная ситуация налицо.Наличествующий кризис носит преимущественно методологический характер.Действительно отечественная психологическая наука переживает сейчас трудныйэтап, связанный с радикальным пересмотром методологических посылок. Нельзя несогласиться с мнением О.К. Тихомирова, отмечающего, что “методологическийплюрализм не должен рассматриваться как негативное явление”, в то же времяметодологический плюрализм не должен переходить в методологическуюрастерянность, в действия по принципу “все наоборот”. А.В. Брушлинскийхарактеризует такие действия следующим образом: “то, что раньше отвергалось,теперь лишь поэтому превозносится, а то, что считалось хорошим, ныне простоотбрасывается с порога”.
Но, увы, нет теоретическойпарадигмы в психологии. Во-вторых, в психологии уже давно существуетестественнонаучная парадигма. Складывается или нет в психологии альтернативнаяестественнонаучной гуманитарная парадигма? В социологии существует явноепротивоборство двух методологических ориентаций – естественнонаучной игуманитарной. Гуманитарная парадигма связана прежде всего с методами понимания,с интерпретацией смысла человеческих действий и т.п.
В России кризис психологии переживаетсяострее в силу особенностей нашей социокультурной ситуации. Кризис российской психологиив конце второго тысячелетия глобален, объемен, интернационален и многопланов.Его проявления можно усмотреть в самых разных плоскостях.
На сегодня четко определяетсимптомы кризиса:
1) отсутствие единой науки,дефицит устойчивого знания, обилие альтернативных моделей понимания и изученияпсихического;
2) углубляющийся раскол междуисследовательской и практической психологией;
3) конкуренция со стороныпаранауки, возникновение пограничных между наукой и ненаукой систем знания.[4]
Анализируя современное состояниепсихологической науки, психологи отмечают, что в этой дисциплине отсутствуютобщие правила построения и верификации знания; различные психологические школыили, как их называл А.Маслоу, «силы» представляют собой «государства вгосударстве», которые не имеют ничего общего, кроме границ; психологическиетеории даже не конфликтуют, а, как и парадигмы Т.Куна, несоизмеримы друг сдругом; то, что считается фактами в рамках одних концепций, не признаетсядругими; отсутствует сколь либо осязаемый прогресс в развитии психологическойнауки, ибо обрастание психологических категорий взаимно противоречивыми представлениямитрудно считать прогрессом, и т.д.
Несомненно, что кризис можетбыть разрешен только социальным путем. Кризис психологии может быть преодолентолько целенаправленной совместной работой психологического сообщества, т.е.социальным путем. Но первопричина кризиса лежит, по нашему мнению, именно вкогнитивной плоскости и заключается в неадекватном понимании психологическойнаукой своего предмета.
Положение психологии на порогетретьего тысячелетия, как мы видели, никак нельзя признать благополучным. Еесовременное состояние можно определить как глубокую диссоциацию (букв.:«разъединение», «разделение»). Этот термин (широко использующийся ныне в разныхшколах психиатрии и психотерапии) точнее всего, как представляется, описываетпроисходящее в этой области человеческого знания. В чем проявляется этадиссоциация в современной психологии (и в мировой, и в российской)?
Во-первых, в традиционной дляпсихологии кризисной симптоматике, когда отсутствует единый подход: нет основы,объединяющего начала. «Психологий много, нет психологии». Впервые о кризисеначали говорить в семидесятые годы XIX столетия. В первой трети XX века кризисвступил в открытую фазу, выдающиеся психологи посвятили его анализу свои труды(Л.С. Выготский, К. Бюлер, С.Л. Рубинштейн, К. Левин и др.). Кризис в историипсихологии имел много «ликов»: борьба между объективной и субъективнойпсихологией, между объяснительной и понимающей, между психологиейматериалистической и спиритуалистической, между поведенческой и психологиейсознания и т.д. В настоящий момент кризис выражается наиболее ярко впротивостоянии естественнонаучного и герменевтического (гуманистического)подходов (см. подробнее Гараи, Кечке, 1997).
Во-вторых, в противопоставлениинаучной (академической) психологии и психотехник (практической психологии) (см.подробнее Василюк, 1996). Психологическая практика, как это ни печально,чаще всего исходит из каких угодно теорий, но только не из концепций научнойпсихологии. Разрыв между теорией и практикой в психологии, существовавший вдвадцатые годы (о нем писал Л.С. Выготский в 1927 году), ныне углубился,превратился в глубокую пропасть — в первую очередь, по причине многократногоувеличения масштабов психологической практики.
В-третьих, в разрыве междунаучной психологией и концепциями и техниками, ориентированными на углубленноесамопознание (от мистики и эзотерических учений до современнойтрансперсональной психологии и т.п.). Действительно, человеку, интересующемусяпознанием «Я», ищущему свой духовный путь лучше обращаться не к научнойпсихологической литературе. Эта «ниша» прочно оккупирована специалистами,далекими от научной психологии. В крайнем случае, литература, поэзия ифилософия дадут в этом отношении существенно больше, чем научныепсихологические труды. Критика В. Дильтеем (1894) научной психологии («в Лире,Гамлете и Макбете скрыто больше психологии, чем во всех учебниках психологии,вместе взятых»), увы, по-прежнему актуальна.
В-четвертых, в разрыве междупсихологией западной и восточной. Верно, что восточные учения в ХХ столетиистали постоянной составляющей интеллектуальной жизни цивилизации. Но нанаучную, академическую психологию они, практически, влияния не оказали. Взначительной степени ассимилировавшая опыт восточной психологической мыслитрансперсональная психология сама до сих пор остается фактически непризнаннойофициальной наукой.
В результате этих диссоциаций(перечень можно продолжить, существуют и другие диссоциации) «пострадавшей»стороной оказывается именно научная психология, т.к. происходит постепенноесужение пространства науки: проблемные поля «уступаются» разного рода«практическим психологам», среди которых немало откровенных шарлатанов. Такимобразом, научная психология идет по пути обратному, указанному некогдасоздателем гуманистической психологии А. Маслоу, который предлагалпсихологической науке осваивать предметные области, традиционно относящиеся ксфере искусства и религии. Не вызывает энтузиазма предложение превратитьпсихологию в психотехнику, перейти от «исследования психики» к «работе с психикой»:это превращение просто лишит психологию возможности стать в будущемфундаментальной наукой, основой наук о человеческой психике. Есливоспользоваться терминологией К.Д. Ушинского, то в этом случае психологиявообще перестанет быть наукой и превратится в искусство. Все же психология,каково бы ни было ее настоящее, вне сомнения, является наукой.
В конце XX столетия сталосовершенно ясно, что ни одна из диссоциаций не может быть разрешена «силовым»путем, посредством «логического империализма» одной из «полупсихологий»,представляющих «полюса» в той или иной диссоциации. Как отмечают Л. Гараи и М. Кечке,экспансия естественнонаучной логики приводит к тому, что исследование все чаще«будет натыкаться на несуразности» (Гараи, Кечке, 1997, с. 90). «Не подаетбольше надежды также и обратный прием, когда общим знаменателем двухполупсихологий объявляется не позитивистская логика естественных наук, а,согласно новой моде, герменевтическая логика исторических наук. На язык этойпоследней ничего невозможно перевести из всего богатства открытий, сделанных задолгую историю естественнонаучной психологии, особенно касающихся связипсихологических феноменов, с одной стороны, и стратегии живого организма,направленной на его выживание, с другой» (Гараи, Кечке, 1997, с. 91).
Главный вывод, который следуетиз вышеприведенных соображений, состоит в том, что кризис в научной психологии,так сказать, «заложен конструктивно», процессы на поверхностных уровняхпрактически ничего не решают. Следовательно, важнейшей проблемой современнойпсихологии является выработка такого понимания предмета, который бы позволилпреодолеть кризис на глубинном уровне. Здесь нет возможности рассматриватьисторические причины возникновения узко-неадекватной трактовки предмета (прижелании их можно усмотреть в традициях, унаследованных еще от средневековойфилософии, рассматривавшей душу как простую по своей природе, а затем в трудахР.Декарта, Д.Локка и особенно И.Канта).
Сейчас, когда отечественнаяпсихология стремительно меняется, пытаясь ассимилировать достижения зарубежнойнауки, от которых по известным причинам в течение многих лет была изолирована,важно обратить внимание на то обстоятельство, что предмет психологии как наукинеоднороден и многоступенчат.
Если психология хочет найтивыход из кризиса, то она должна предпринимать для этого определенные шаги,должна проделать определенную методологическую работу по осмыслению своегопредмета. Причем, что особенно важно подчеркнуть, должна выполнить сама,самостоятельно. Никакая философия этой работы не проделает, поскольку не имеетдля этого адекватных средств. Это – внутреннее дело самой психологии и ее самаяактуальная задача.
Вообще-то, стоит вспомнить обоснованиях. Ведь еще А.Ф. Лосев предупреждал: “Чтобы вообще рассуждать о вещи,надо знать, что такое она есть. И уже это-то знание должно быть адекватным.Если же вы боитесь, как бы ваше знание не оказалось неадекватным, то этозначит, что вы боитесь, как бы не оставить рассматриваемый вами предмет совсемв стороне и не перейти к другому”.[5]
3.Вопросы, актуальные для современной российской психологии
Пути интеграции психологическогознания: синтез или эклектика?
Единая ли наука психология? Однипсихологи подчеркивают принципиальную необходимость в психологии разных – дажене совместимых друг с другом – точек зрения. В данном случае лучшим считаетсянаибольшее количество разных интерпретаций одного и того же предмета и объектав психологии. Другие доказывают, что все позиции должны быть сводимы к одной –иначе психология вообще не может являться наукой. Так, например, уверяется, чтонельзя рассматривать психологию как неупорядоченный набор разномасштабныхтеорий, каждая из которых имеет право отстаивать уникальность собственноговидения явления под названием “психика”, а надо определить новый единый предметпсихологии. В данном утверждении ближайшей вершиной, на покорение которойнацелилась наука – человек как самоорганизующаяся система и роль психики(сознания) в ее самоорганизации. Иные грани в качестве предмета психологии выражаютсятакими понятиями, как: духовность, субъект, сознание и пр.[6]
Является ли практика критериемистинности психологических теорий или, наоборот, теории выступают в качествекритерия оценки эффективности практической деятельности? Большинство, кто касаетсяэтого вопроса, уверяют, что теории строятся для нужд практики, а потомупрактика и определяет их истинность.
В современной российскойпсихологии остро ставится вопрос соотношения теоретического и практическогознания в системе подготовки психологов.
Социокультурное значениепсихологии
Периодически в кругах психологоввозникает тема как еще недостаточной востребованности обществом психологическихзнаний, так и определенной неготовности психологов к решению актуальныхсоциальных задач психологии.
В результате запретов иограничений на психологические исследования в России сложилась мощнейшая оперативнаяпсихология: психологический инструментарий воспитания, образования, лечениячеловека методами педагогической, медицинской, клинической психологии,психотерапии и т.д. Тактическая психология, успешно развивается с начала 60-хгодов в форме психологии социальной, юридической, инженерной, где человекрассматривается в отношениях с другим человеком, группой лиц, техническимисистемами или окружающей средой. Тактическая психология изучает “ближнийвнешний круг” проблем человека, который существует в реальном времени ипространстве, и доступен для объективного измерения. Здесь успех приноситвысокопрофессиональное научное знание Настоящего, к которому необходимоадаптировать человека. Указанное знание делает поведение человека адекватнымвремени и реальным отношениям в обществе. Стратегическая психология изучаетБудущее человека, точнее – “дальний внешний круг его проблем”, которых частоеще нет, но которые стремительно и неумолимо приближаются. Изменения втехносфере, в демографии, в структуре общества, в картине мира происходят такбыстро, что недавняя фантастика становится реальностью без осознания этихизменений человеком. Осознание происходящих изменений, а ещё важнее, ихпредвосхищение – сегодня такой же залог выживания для человека, народа, государства,как недавно – сохранение вековых традиций.[7]
Вопрос о социокультурной системеценностей обращает внимание на то, что общепринятое разделение политическогоспектра на правых и левых неадекватно, так как имеет в своей основе только одинкритерий, и то не ясно, какой. В существующих классификациях нет места нианархистам, ни либертарианцам, хотя и те и другие реально существуют.
Актуальны проблемы юридическойпсихологии. Главные обсуждаемые проблемы – проблемы подготовки, личности идеятельности юридических психологов.
Актуален вопрос социально-психологическихпроблем искусства и СМИ. Искусство, особенно в аспекте его массовогопотребителя, а также современные СМИ, представляют серьезную, теоретически иособенно практически важную задачу для социальной психологии, что в той илииной мере было отражено в тематике и содержании представленных и обсуждавшихсядокладов, выступлений. Психологами решается вопрос, как предупредить и/илипреодолеть некоторые из негативных последствий воздействия искусства и СМИ начеловека.
В разделе «психология и СМИ:свобода и ответственность», обсуждаются вопросы: возможность и необходимостьпсихологического оснащения современной медиапродукции (телешоу, рекламы,политического PR и др.); роль СМИ в конструировании социальной реальности икартины мира человека; свобода выбора и способы манипулирования общественнымсознанием; влияние СМИ на психическое и социальное здоровье нации и отдельногочеловека; “американизация” отечественных СМИ и их последствия для российскойкультуры; проблема информационно-психологической безопасности и пути еерешения.
Отдельным блоком рассматриваетсяконфликтология как социальное явление. Прежде всего, поставлена проблемамеждисциплинарности конфликтологического знания – сегодня конфликтологиейзанимаются не только психологи, но и социологи, и философы, и юристы. Хотяанализ конфликтной ситуации и связан с ситуационным подходом, активно развивающимсяв психологии, тем не менее, многие научные деятели признают, что теоретическиеположения в области конфликтологии достаточно сильно отстают от ужедостигнутого технологического уровня. Теория только описывает конкретныепрактические достижения, но не порождает существенно новых идей для развитиясуществующей технологии.
Наиболее спорной и актуальнойсегодня для психологов становится тема современных проблем психологиирелигиозного сознания. Отмечается, что практическая работа с верующими людьминевозможна без соответствующей теории. Поскольку существующие методыдиагностики личности и большинство психотехник оказываются часто непригоднымидля верующего человека, то крайне актуальна разработка новых методов,согласующихся с христианским мировоззрением клиентов, особенно в решениимногочисленных социальных проблем: наркомании, детской преступности и т. д.
Такая тема, как толерантность ипрофилактика экстремизма, раскрывает проблемы: психологии фундаментализма;психологии фанатизма; психологии терроризма; методологии толерантности.Прикладной аспект – разработка технологических методов формирования установоктолерантного сознания у различных слоев населения.
Психология в образовании
В данном направлении акцентируетсявнимание на необходимости выделения в качестве самостоятельной новой отраслипсихологического знания – практической психологии образования. По мнению научныхдеятелей, практическая психология образования может выступать в качествеметодологии фундаментальной психологии. Возникают мысли о необходимости болеетесной интеграции психологической и педагогической науки при проведенииисследовании в области педагогической практики. При этом подчеркиваетсянеобходимость поиска и внедрения в практику психолого-педагогическихисследований общих методологических основ, которые бы способствовали выработкеединых методических подходов при организации и проведении подобныхисследований.
В проблеме психологическойбезопасности в образовательной среде отмечена актуальность и практическаязначимость категории “образовательная среда”, понимаемая как условие развитияучастников учебно-воспитательного процесса дошкольного, школьного, высшегообразовательных учреждений. Педагогами – психологами подчеркнута важностьопределения психологического качества образовательной среды для целей развития,обучения, воспитания. Предлагаются технологии сопровождения образовательнойсреды.
Привлекает много научноговнимания такая отрасль как “психология личностного и профессионального развитияпедагогов”. Психологами решаются проблемы причин профессионального выгоранияпедагогов школ с выделением типов педагогов по признаку взаимосвязипрофессиональной успешности и такой личностной характеристики какстрессоустойчивость; проблемы разработки учебников по психологии для студентовнепсихологических специальностей; вопросы психологизации процесса подготовкипреподавателей высших учебных заведений через магистратуру и аспирантуру.проблема креативности как способности преподавателя высшей школы раскрытьметодику изучения и технологию развития; проблемы изучения психологическогопортрета современного учителя школы с выходом на сравнительный качественный истатистический анализ учителей разных регионов России. Современныепрогрессивные педагоги выделяют типы связей, складывающиеся в отношенияхучителя к содержанию преподаваемых учебных дисциплин и к своим ученикам впроцессе обучения.
Так же предлагаются методикивыявления нравственно-этического компонента в структуре личности школьногоучителя. Но все же, не смотря на все предпринимаемые действия в адреспоставленной проблемы, насущным остается вопрос взаимосвязи педагогов ипсихологов в поиске научных основ организации воспитательной практики в разныхтипах образовательных систем.
Практическая психология
Самый кризисный и противоречивыйблок проблем современной российской психологии. Кругом передовых психологов говоритсяо новых задачах, стоящих перед профессиональным психологическим сообществом, осоздании технологий нового поколения, о развитии системы психологическойслужбы, в частности, в структурах силовых ведомств, о проблемах работы сперсоналом организации, о взаимодействии психологии и психотерапии, ометодологии работы в зоне практической психологии. Постоянно возникает проблемасоотношения теоретического и практического знания.

4.Перспективы и тенденции развития психологии
Особое внимание уделяетсянасущным задачам, стоящим перед российскими психологами в новых общественныхусловиях, важности интеграции теоретического и практического знания.
Одним и из интересныхнаправлений современной психологии является психология малых групп –исследование формальных и неформальных группировок, феноменов лидерства игрупповой сплоченности. В последнее время новое значение приобрело исследованиесемьи как малой группы: выявление проблем возникновения и развития семьи,связанных с ее основными социально-психологическими функциями и задачами –рождением и воспитанием ребенка, экономической и эмоциональной поддержкойсупругами друг друга и т.д.[8]
Продолжает развиваться ипсихология личности, а именно представление о процессе и результатахсоциализации личности, понятия социальной установки, а также проблемыасоциального поведения личности.
В настоящее время в Россиисерьезно пересматриваются предмет и задачи психологии. Колоссальные изменения вобщественной структуре в постперестроечный период не могли не сказаться на этойсамой общественной психологической науке. Появление большого количестванеформальных групп в российском обществе, подъем национального и культурногосамосознания людей, появление межэтнических конфликтов в нашем — некогдапринудительно однородном — государстве, развернувшаяся политическая борьбавсевозможных партий и коалиций – вот те реалии, которые призвана осмыслитьсегодняшняя психология.[9]
На данный момент можно выделитьнесколько актуальных тенденций развития современной психологии в России.
Во-первых, это построение новойсистемы анализа социальной реальности. Дело в том, что в советской психологии вкачестве научной базы доминировала парадигма преобразования. Это означало следующее:чтобы понять и объяснить человека как специфический объект исследования, егонадо было воспитать, преобразовать, сформировать. Тем самым исключалась любаявозможность анализа психологических конфликтов. В настоящее время вотечественной психологии формируется новая концепция исследования человека иобщества, опирающаяся на универсальные закономерности, общие для мировойсоциальной психологии, и учитывающая исторические и культурные особенностироссийского общества.
Во-вторых, современнаясоциальная реальность безусловно требует осмысления новыхсоциально-психологических феноменов. В конце 80-х годов в российском обществестали чрезвычайно ярко проявляться межнациональные отношения, политическиепроцессы, новые экономические отношения. В 90-х годах наблюдалисьширокомасштабные межнациональные конфликты, а также массовая миграция изрегионов, охваченных подобного рода конфликтами. Это требовало своего анализа сточки зрения социальной психологии. Ибо для того, чтобы управлять социальнымипроцессами, необходимо понимать их механизмы и закономерности. В настоящеевремя психология наций и народов – этнопсихология – представляет собой наиболеединамично развивающуюся отрасль социальной психологии в нашей стране.
Кроме того, это время было такжепериодом активного развития политических процессов, к научному анализу которыхсоциальная психология не была готова в своем прежнем виде. Чтобы ответить назапросы практики, наша наука должна была развивать свое предметное содержание,теорию, систему категорий и принципов, составивших впоследствии новую областьсоциально-психологического знания – политическую психологию. Эта область наукии практики привлекает к себе наиболее целеустремленных молодых людей, готовыхактивно включиться в политическую жизнь России.
Самостоятельной сферойсоциально-психологического анализа стала область бизнеса и предпринимательства,изучающая нормы российской деловой культуры, отношение общества кпредпринимателям, а также формы и методы взаимодействия на разных уровняхпредпринимательства.
Все мы сталкивались с грубостьюпродавцов. Это происходит вовсе не потому, что эти люди злы от природы. Простоих не приучили ценить собственный труд и считать его равным по значимости трудуученого или писателя. Современная социальная психология позволяет так повыситьсамооценку человека, чтобы он мог и сам радоваться своему труду и других людейрадовать. Наиболее эффективным методом решения такого рода проблем являютсясоциально психологические тренинги, которые в настоящее время активноразвиваются в нашей стране.
А сколькосоциально-психологических проблем происходит в трудовых коллективах! Этимзанимаются такие отрасли психологической науки как психология менеджмента,психология управления персоналом, организационная психология, а такжепсихология конфликта.
В-третьих, наблюдаетсявозникновение новых тенденций в практической психологии. Прежде всего,значительно увеличился престиж практической психологии, ее развитие каксамостоятельного научного направления, включающего в себя такие ветви анализа,как работа с персоналом в организации, политика, реклама, маркетинг,социально-психологический тренинг.[10]
В-четвертых, развитиепрактических направлений психологии ставит в качестве одной из задачвзаимодействие с мировой психологией. Большáя часть современных методовсоциально-психологической теории и практики взята нами из зарубежного опыта. И,хотя категориальный аппарат социальной психологии универсален, существуютопределенные культурологические различия в форме организации и проведения кактеоретических исследований, так и практических методик. А посему такие областикак психология рекламы, психология имиджа, психология паблик рилэйшенз (связейс общественностью) требуют своего переосмысления с точки зрения психологиироссийского общества. Тем более, что в отечественной психологии такжеразработаны оригинальные подходы к анализу феноменов коллектива и совместнойдеятельности.
Сегодня дифференциация наук намножество отраслей и возникновение специфических понятийных аппаратов этихотраслей затруднило практическое использование уже познанного – так же, как ипоследующее преображение человеком окружающего мира на основе познанного.Человек стал утрачивать видение общих для всех перспектив развития, а значит ицель и смысл своей жизни.
Стала очевидной необходимостьсинтезировать все достижения человечества как естествознании, так и вгуманитарных науках. Однако, на какой основе осуществить синтез мировойкультуры и науки, оставалось неизвестным. После середины двадцатого столетиявозникла системология. Наука, в которой мир увидел первый шаг к синтезу всехдостижений. Однако еще не был открыт так называемый первый элемент –структурообразующий фактор в строении материи и жизни. Было лишь известно, чтомир, как и человек построен «по образу и подобию Творца».
Тогда взоры исследователейобратились к более пристальному изучению наследия мировой культуры, религий,мифов, с позиции системологии, поиску универсальных закономерностей строения иразвития мира.
Так в конце двадцатого векавозникла междисциплинарная наука Универсология, описывающая причинно-системноестроение мира, а также роль и место в нем человека.
Так возникли предпосылкисистемной психологии, описывающей многоуровневый и многофакторный характервзаимообусловленности друг от друга человека и окружающего мира, а достижения впсихологии открыли возможность интеграции отраслей психологии в интегральнойпсихологии.
И, наконец, перед нами со всейочевидностью встают новые задачи российской психологии. Действительно, весьнакопленный отечественной психологией опыт, теоретические постулаты ирезультаты конкретных эмпирических исследований связаны с анализом стабильногообщества эпохи социализма. А самая главная черта современного российскогообщества – его нестабильность. Поэтому перед психологией встает задачаосмыслить этот новый социальный контекст, осознать характер происходящихпреобразований и проблем восприятия социальной нестабильности, таких какглобальная ломка устоявшихся социальных стереотипов, выражающаяся в потереидеалов; изменение системы ценностей и возникновение нравственного вакуума;кризис идентичности, связанный с разрушением прежней системы социальныхкатегорий, трудностями ее нового оформления.[11]
Безусловно, решение этихнелегких задач – дело уже нового поколения социальных психологов. Возможно,именно поэтому спрос на специалистов в области социально-психологических знанийтак возрос. В настоящее время во многих вузах — как государственных, так ичастных — открыты факультеты и кафедры психологии.

Заключение
В результате проделанной работыбыли рассмотрены особенности современного состояния и тенденции развитияотечественной психологии.
При рассмотрении данного вопросабыли решены следующие задачи:
Рассмотрены предпосылкисовременного состояния российской психологии;
Охарактеризовано современноесостояние российской психологии;
Описаны вопросы, актуальные длясовременной российской психологии;
Рассмотрены особенностидальнейшего развития российской психологии: тенденции и перспективы.
Для того чтобы с пользой длялюдей толковать психологические законы, психолог должен их изучать. Иоткрывать. В этом и состоит его главная задача. В этом и состоит психология.Хочется верить, что серьезные люди, не наигравшиеся в молодости в игры, в концеконцов утолят свою жажду и займутся своим делом — психологией, тем более чтоэто дело они знают блестяще. А водить хороводы с инфантильными неудачникамипредоставят тем «практическим психологам», которые, к сожалению, ничему другомуне смогли или не пожелали научиться.
Сегодня российскую практическуюпсихологию можно уподобить побегу апельсинового дерева, наспех привитому кподрубленному осиновому стволу. О возможном результате такой селекциинедвусмысленно (хотя и по другому поводу) говорит народная поговорка: «От осиныне родятся апельсины». Столь экзотический побег просто обречен увянуть. Томувидится несколько причин, о которых осмелюсь высказать свое собственное, пускайи не бесспорное, суждение.
Идея о всеобщей необходимостипсихотерапии весьма сомнительна. Здоровому человеку она не нужна. Массовыйзаокеанский спрос на психотерапевтические услуги подобен спросу на несъедобнуюжевательную резинку: он всецело порожден и стимулирован навязчивым,искусственно созданным предложением. Можно возразить, что задачей психотерапиив широком смысле является не столько лечение, сколько так называемый личностныйрост. Однако его едва ли можно достичь избавлением от надуманных «зажимов» илиосвоением карнегианских коммуникативных ухваток. Подлинный личностный ростсостоит в том, чтобы добросовестно делать дело, к которому лежит душа, и ладитьс порядочными людьми. А для этого вряд ли нужен психотерапевт. По крайней мере,многие поколения без него благополучно обходились.
Правда, умный советчик нередкобывает нужен. И им из века в век выступали священник, раввин, гуру. Они фактическивыполняли роль консультантов, а точнее — толкователей законов применительно кжитейской практике. И психолог, стремящийся подменить их в этой роли, долженпринять их метод.
В чем, например, состоитюридическая консультация? Обычный человек не слишком сведущ в законах, поэтомуон идет за советом к знатоку. Психологическое консультирование должно состоятьв том же. Психолог, профессионально изучивший законы человеческого бытия,способен поделиться своим знанием с теми, кто испытывает затруднения из-затого, что по неведению нарушает закон или не умеет пользоваться его благами. Амногочасовые групповые посиделки с копанием в надуманных подтекстах — это ужеиз другой области. Увы, из той, которая сегодня и зовется практическойпсихологией в России.
Для того чтобы с пользой длялюдей толковать психологические законы, психолог должен их изучать. Иоткрывать. В этом и состоит его главная задача. В этом и состоит психология.Хочется верить, что серьезные люди, не наигравшиеся в молодости в игры, в концеконцов утолят свою жажду и займутся своим делом — психологией, тем более чтоэто дело они знают блестяще. А водить хороводы с инфантильными неудачникамипредоставят тем «практическим психологам», которые, к сожалению, ничему другомуне смогли или не пожелали научиться.

/>Список литературы
1.  АлександровА.Д. Основные задачи психологии XXI века // Человек взеркале наук. — СПб.: Питер, 2003.
2.  ЗеличенкоА.И. Психология в России: состояние и перспективы. – М.: ИздательствоТрансперсонального Института, 2002.
3.  ИвановН.М. История теоретической психологии. – М.: Филинъ, 2005.
4.  КазаковцевБ.А. Состояние и перспективы развития психологии в России // Материалымеждународной конференции психологов. — М.: Дело, 2004. — С. 15-42.
5.  КричевцоваН.Л. Лекционный материал по психологии. – М: ВЭВЭР, 2004.
6.  КручининС.Т. Антология мировой психологии. — М.: Филинъ, 2003.
7.  Общаяпсихология. Курс лекций для I ступени педагогического образования. \ Подредакцией Е.И. Рогова. — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.
8.  Основыпсихологии. Л.Д. Столяров. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
9.  Психологияи педагогика. Учебное пособие для вузов. Радугин А.А. – М.: Наука, 2003..
10. Сердюк С.Ф., Дровникова И.Г. Дудкина Е.И. Психология и педагогика вдеятельности человека: курс лекций. — Воронеж: Воронежская высшая школа, 2003.
11. Современная российская психология. / Любутин К.Н., Грибакин А.В. –Екатеринбург: Мир знаний, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.