Реферат по предмету "Психология"


Особенности семейного воспитания ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
Художественно-графическийфакультет
Кафедра психологии
Курсовая работа
Воспитание ребенкамладшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью всемье
Выполнила: студентка 3 курса
художественно-графического факультета
Страхова Анастасия Леонидовна
Научный руководитель:
кандидат психологических наук, доцент
Горбенко Ирина Александровна
Москва
2009

Оглавление
Введение
Глава I.Проблема семейного воспитания ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностьюв психолого-педагогических исследованиях
1.1 Понятиесиндрома дефицита внимания с гиперактивностью
1.2 Воспитаниеребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в семье
Глава II.Эмпирическое исследование особенностей воспитания ребенка младшего школьноговозраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в семье
2.1 Цель,задачи и методика исследования
2.2 Результатыисследования особенностей семейного воспитания младшего школьника с синдромомдефицита внимания и гиперактивностью
2.3 Практическиерекомендации для родителей по выбору стиля воспитания и уменьшения агрессииребенка с СДВГ
Заключение
Библиографическийсписок
Приложения

Введение
Актуальность изучения синдрома дефицита внимания сгиперактивностью (СДВГ) определяется значительной распространенностью данногозаболевания (от 4% до 9% среди детей) и высокой степенью социальнойдезадаптации, возникающей на его фоне[11, 13]. Ведущими клиническими проявлениямиданной патологии являются гиперактивность, невнимательность и импульсивность. Причинамивозникновения СДВГ являются как генетические, так и экзогенные факторы,способные приводить к органическому повреждению головного мозга в перинатальномпериоде[2, 10, 12, 14, 15]. Психосоциальные факторы же играют косвенную роль вразвитии заболевания, но они способны сильно усугубить его. Изменив окружениеребенка, отношение к нему в семье и школе можно снизить проявления синдрома. Ктаким факторам, например, относится неудовлетворенность главной детскойпотребности – материнской любви. Любовь к матери играет главную роль в ихэмоциональном развитии. Эмоционально неустойчивая мама, не умея предотвратитьконфликт, часто наказывает ребенка, утверждая, что она его не любит за плохоеповедение, тем самым создавая в нем основу для возникновения тревоги и страха,что он никому не нужен. В результате ребенок становится излишне подвижным ирасторможенным. Такие дети всю жизнь чувствуют свою обделенность в эмоциональномконтакте и не смогут любить по настоящему собственных детей и научить их любви.На развитии ребенка сказывается воспитание в неполных семьях, повторные бракиродителей, продолжительные разлуки с ними, различные подходы к воспитанию уродителей, бабушек и дедушек, а также гиперопека, эгоцентрическое воспитание потипу “кумира семьи” или наоборот — педагогическая запущенность. Все это влияетна протекание развития заболевания у ребенка. Изменив отношение окружающих, и впервую очередь семьи, к ребенку, возможно коренным образом изменить ходболезни. Большую часть времени ребенок проводит с родными. Все основывоспитания и отношения к вещам и к жизни он получает от своих родителей. Такимобразом, исследования особенностей семейного воспитания младших школьников с СДВГявляется актуальным.
Объект исследования – воспитание младших школьников.
Предмет исследования – воспитания младших школьников ссиндромом дефицита внимания и гиперактивностью в семье.
Цель исследования – изучение особенностей семейноговоспитания ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что многиеродители не знают точно, отчего у них чересчур активный ребенок. Вследствиеэтого, применяют неверные методики воспитания, воспитывая низкую самооценку,повреждая психику, закомплексовывая своего ребенка.
Цель и гипотеза исследования предполагают решениеследующих задач:
Изучить основные подходы к проблеме гендерного семейноговоспитания в истории психолого-педагогической мысли.
Разработать методику диагностики особенностей семейноговоспитания младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Изучить особенности воспитания ребенка младшего школьноговозраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в семье.
Разработать практически рекомендации для родителей повоспитанию детей с СДВГ.
В качестве основных методов исследования былииспользованы: анализ психолого-педагогической литературы по проблемеисследования; наблюдение; беседа.
Этапы исследования.
Первый этап – изучалась научная и методическая литературапо теме исследования, осуществлялся критический анализ подходов к проблеме семейноговоспитания детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в историиотечественной и зарубежной психологии.
Второй этап – разрабатывалась диагностическая методика,изучались особенности воспитания детей с СДВГ в современных семьях.
Третий этап – осуществлялась статистическая обработка ианализ полученных экспериментальных данных, делались соответствующие выводы,разрабатывались практические рекомендации.
Исследование проводилось на базе ГОУ “Прогимназия № 1728”.В исследовании принимало участие 28 младших школьника 7-8 лет, 3-е родителейдетей с СДВГ и классный руководитель.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключаетсяв том, что изучена связь между домашним воспитанием гиперактивного ребенка иотношением его к окружающим вне дома и окружающих к нему самому. Полученные иобоснованные в результате исследования материалы позволили также выявить ситуации,когда дети с СДВГ могут переступить через свой синдром.
Практическая значимость исследования состоит в том, чтона его основе были разработаны практические рекомендации для родителей по выявлениюу детей СДВГ, воспитанию ребенка с СДВГ в сложных ситуациях, адаптации ребенкав коллективе. Кроме того, результаты данного исследования могут бытьиспользованы педагогами и психологами детских дошкольных учреждений иобщеобразовательных школ, в которых встречаются дети с СДВГ.

Глава I. Проблема семейного воспитания ребенка с синдромомдефицита внимания и гиперактивностью в психолого-педагогических исследованиях
1.1 Понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
В последнее время вследствие широкой распространенности синдромдефицита внимания с гиперактивностью — Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder(AD/HD) – является объектом исследования специалистов в области медицины,психологии и педагогики.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) ранееназывали минимальной дисфункцией (ММД) головного мозга, минимальнымповреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромомгиперактивности. Это одно из самых частых нарушений функции мозга у детей, а примерноу 60% оно сохраняется и в зрелом возрасте.
Синдром дефицит внимания с гиперактивностью у взрослыхчасто остается недиагностированным. Между тем распознать этот синдром важно,так как имеется его эффективное и безопасное лечение. “Ранняя и непрерывнаятерапия в детстве дает не только непосредственный эффект — она способствует формированиюнормального поведения в зрелом возрасте” [9, с 56].
По мнению М.Рапопорта, синдром дефицита внимания сгиперактивностью (СДВГ) — это комплексное хроническое расстройство мозговыхфункций, поведения и развития, поведенческие и когнитивные последствия которогопроявляются в разнообразных областях функционирования. Хотя причина или причиныСДГВ до сих пор не ясны, современные исследователи позволяют предположить вкачестве первичного компонента расстройства неспособность мозга к адекватнойсаморегуляции (касающейся как инициирования, так и торможения поведения иактивности) на постоянной основе и в разнообразных повседневных обстоятельствахи условиях. Лица с СДВГ испытывают широкий спектр поведенческих, когнитивных икоммуникативных затруднений, нарушающих их повседневное функционирование исамочувствие. Выраженность этих затруднений зависит от ряда факторов, а именно:что такого чел. просят делать (или не делать), как долго и в каких внешнихусловиях. Лица с СДВГ могут нормально и продуктивно вести себя во мн. ситуацияхи при разных условиях, но не в состоянии делать это постоянно в течениедлительных периодов времени. Поэтому они нуждаются в ком-то, кто обеспечил быих необходимыми внешними (поведенческими) и внутренними (медикаментозными)механизмами регуляции поведения [24]
По мнению американских ученых, Синдром дефицита вниманияс гиперактивностью, или СДВГ — это состояние, вызывающее постояннуюневнимательность, гиперактивность и (или) импульсивность. СДВГ начинается вдетстве и может сохраняться во взрослом состоянии.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — одно изнаиболее часто встречающихся психических заболеваний у детей. Им страдают от 3до 5% детей, в США называется цифра 2 миллиона детей. У мальчиков СДВГвстречается в 2-3 раза чаще, чем у девочек. В среднем, в каждом классе есть покрайней мере один ребенок, которому требуется лечение этого заболевания. СимптомыСДВГ у разных больных могут различаться, но им всем в той или иной степенитрудно контролировать уровень своей активности (гиперактивность), сдерживаться(импульсивность), и сосредотачиваться (невнимательность). В случаях, когдаактивность в норме или низка, говорят только о синдроме дефицита внимания(СДВ). Гиперактивность и импульсивность, как правило, уменьшаются с возрастом.
У детей, страдающих СДВГ, обычно проблемы дома и в школеи очень часто — со сверстниками. Есть данные, что если оставить СДВГ безвнимания, то в дальнейшем это заболевание препятствует не только учебе в вузе иработе, но и социальному и эмоциональному развитию, вносит вклад в склонность купотреблению наркотиков и асоциальному поведению и повышает риск различныхтравм [25].
Синдром дефицита внимания/гиперактивности — дисфункцияцентральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга),проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениямиобучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогеннойинформации и стимулов. Термин “синдром дефицита внимания” был выделен в начале80-х годов из более широкого понятия “минимальной мозговой дисфункции”. Историяизучения минимальной мозговой дисфункции связана с исследованиями Е. Kahn исоавторами (1934), хотя отдельные исследования проводились и ранее. Наблюдаядетей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательнаярасторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказалипредположение, что причиной данных изменений является повреждение головногомозга неизвестной этиологии, и предложили термин “минимальное мозговое повреждение”.В дальнейшем в понятие “минимальное мозговое повреждение” были включены инарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкамписьма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическаямодель “минимального мозгового повреждения” уступила место более динамичной иболее гибкой модели “минимальной мозговой дисфункции” [7, c.72].
Из определений мы можем вывести, что отклонения от нормыв поведении детей является лишь следствием самого заболевания. Оно может проявлятьсяпо-разному, в зависимости от личностных особенностей ребенка.
Таким образом, мы видим, что не следует любоговозбужденного ребенка относить к категории детей с синдромом дефицита вниманияс гиперактивностью. Клафлин Эдвард пишет: “Если ваш ребенок полон энергии, еслиона бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным — этоне значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, аребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом — этонормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время отвремени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают “разгуливаться”в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенокстановится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности.Шумный ребенок-баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полныйсил и энергии — это радость, а не повод для беспокойства. И, наконец, ребенок,имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разрядугиперактивных” [4, с.14].
Этиология и патогенез (причины и механизмы) СДВГокончательно не выявлены, несмотря на большое количество исследований.
Ранее причиной синдрома дефицита внимания сгиперактивностью считали только внутриутробное или перинатальное повреждениеголовного мозга. Затем были получены данные и о генетическойпредрасположенности к СДВГ. 20—30% родителей больных детей страдают илистрадали синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Помимо этого уродителей детей с СДВГ чаще, чем среди населения в целом, встречаютсяалкоголизм, асоциальная психопатия и аффективные расстройства. Гипотеза, чтопричиной синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является пищевая аллергияне подтвердилась. Полагали также, что развитию синдрома нарушения внимания сгиперактивностью могут способствовать и перенесенный синдром Рейе, фетальныйалкогольный синдром, свинцовое отравление, однако эти предположения тоже покане подтверждены [4, c.16].
В настоящее время существуют нейро морфологические, генетические,нейрофизиологические, биохимические, социально-психологические концепции,которые пытаются объяснить механизмы развития синдрома. Существует такжеразвернутая биопсихосоциальная патологическая модель, которая включает в себяразличные факторы возникновения СДВГ. Кроме того, к гипотезам, описывающим механизмыСДВГ, относятся концепции диффузной церебральной дезрегуляции О.В.Халецкой иВ.М.Трошина, генераторная теория Г.Н.Крыжановского, теория задержкинейроразвития З.Тресоглавы [16].
Однако на современном этапе исследования СДВГ считаютсядоминирующими три группы факторов в развитии синдрома:
1. Генетические факторы. Анализ объединенной информациипоказал, что частота встречаемости гиперактивности значительно выше средиродственников гиперактивных детей. По данным А.И. Максимовой, 57% родителей вдетстве имели такие же симптомы гиперактивности и нарушения внимания, как и ихдети. В настоящее время исследуется несколько генов, возможно, ответственных завозникновение гиперактивности. В их число входят гены, регулирующие обменнейромедиаторов, локализованные на 5, 9 и 11 хромосомах. Однако исследования,направленные на поиск первичного биохимического дефекта, не позволяют сделатьвывод об избирательных нарушениях в какой-либо одной из нейромедиаторных системпри СДВГ. Возникла гипотеза о возможной генетически детерминированнойвзаимосвязи нейромедиаторных нарушений в головном мозге при данной патологии [3].
2. Повреждение центральной нервной системы во времябеременности и родов. Сравнительный анализ анамнестических данных детей с СДВГпоказал, что в 67% случаев имели место нарушения нормального течениябеременности, в 73% случаев была зафиксирована патология родов. В числе самыхраспространенных причин — родовая травма шейных отделов позвоночника, котораясвоевременно не диагностируется. На первом году жизни до 60% детей с СДВГ наблюдалисьневрологом с диагнозом “перинатальная энцефалопатия” или “резидуальнаяэнцефалопатия”. В результате раннего органического поражения ЦНС нервнаясистема запаздывает в темпах созревания и функционирует на недостаточномуровне. Задержка темпов миелинизации приводит к генерализации импульса привозбуждении, вовлечению дополнительных структур ЦНС и формированию симптомовпирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой недостаточности. По даннымисследователей “Института умственного здоровья” (США), установлена связь междугиперактивностью и дисфункцией лобной доли. По другим данным у 65% детей с СДВГобнаружено снижение кровотока в префронтальной коре головного мозга приинтеллектуальных нагрузках. При ЭЭГ-исследовании у 92,2% детей обнаруженыумеренные диффузные изменения корковой ритмики. Значительно чаще преобладалсдвиг в сторону увеличения мощности дельта- и тета-волн, что также указывает наотносительную незрелость корковой ритмики. Основным патогенетическим механизмомСДВГ можно считать нарушение своевременности, полноценности и синхронностисозревания отдельных мозговых структур, ответственных за формирование,совершенствование функциональных блоков и систем, обеспечивающих активное иустойчивое внимание, целенаправленность и самоконтроль поведения, гармонизациюи сознательно регулируемую психомоторику [3].
3. Негативное действие внутрисемейных факторов. Важнуюроль в формировании СДВГ играют факторы, которые провоцируют и усугубляютвлияние резидуально-органических и наследственных факторов на эмоциональное иинтеллектуальное развитие ребенка. По данным Н.Н. Заваденко, влияниесоциально-психологических факторов обнаружено в 63% случаев. В 20% семей имеломесто влияние таких факторов как воспитание в неполной семье, неблагоприятныематериально-бытовые условия, низкий уровень образования родителей, частыеконфликты, алкоголизм родителей, несогласованные подходы к воспитанию,педагогическая запущенность, бытовые интоксикации у родителей и др. Вероятно,биологические и наследственные факторы имеют решающее значение на ранних этапахразвития, затем возрастает роль социальных причин. Очевидно, что социальныеаспекты могут оказать как негативное, так и позитивное воздействие наформирование синдрома и его дальнейшее развитие. Однако вне зависимости отвариативности синдрома в ходе его динамики общие компенсаторные процессыосложняются тем, что реализуются на изначально дефицитарной почве. Помимоэтого, психическое развитие таких детей усугубляется пропуском “сензитивных”периодов развития (по Л.С. Выготскому), благоприятных для естественногоформирования конкретных психических функций, поведенческих навыков и личностныхсвойств [3].
Таким образом, дети с СДВГ изначально находятся в группериска и нуждаются в специальном системном терапевтически коррекционном подходе.Полиэтиологическая природа синдрома и особенности его динамики вызываютнеобходимость комплексного подхода к его лечению и наблюдению детей с СДВГневрологами, психиатрами, нейропсихологами, психотерапевтами. Медикаментознаятерапия должна быть направлена на коррекцию медико-биологических влияний,психолого-психотерапевтическая работа — на улучшение адаптации ребенка вокружающей среде, создание необходимых условий для его дальнейшего развития.
Проявления СДВГ очень разнообразны. Большинствоисследователей отмечают три основных блока проявления этого синдрома:
Нарушение внимания;
Гиперактивность;
Импульсивность.
Нарушения внимания могут проявляться в неспособности сохранятьвнимание, ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при еговыполнении, снижение избирательного внимания, неспособность надолгососредоточиться на предмете, частые забывания того, что нужно сделать,повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость, дети суетливы, неусидчивы,часто переключаются с одного занятия на другое, еще большее снижение внимания внепривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
Учителя и родители жалуются, что ребенок нигде непроявляет упорства — ни в учебе, ни в играх. Некоторые дети не могут досмотретьдо конца любимую телепередачу, даже если она длится всего полчаса [9].
Гиперактивность проявляется в дошкольном и раннемшкольном возрасте – дети непрерывно или импульсивно бегают, ползают, карабкаются.В старшем детском и подростковом возрасте они неусидчивы, постоянно вскакиваюти опять садятся, суетливы. Двигательная активность и качественно, иколичественно отличается от возрастной нормы. С возрастом гиперактивность частоуменьшается, иногда исчезая вовсе, хотя другие симптомы СНВГ могут оставаться.Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них,по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе — школьныхнавыков [9].
Импульсивность выражается в том, что ребенок неряшливовыполняет школьные задания, несмотря на усилия все делать правильно, часто выкрикиваетс места, и в других шумных выходках во время уроков; "”влезаниями” вразговор или работу других детей; в неспособности ждать своей очереди в играх,во время занятий и т.д.; в частых драках с другими детьми (причина — не дурныенамерения или жестокость, а неумение проигрывать). С возрастом проявленияимпульсивности могут меняться. У детей раннего и дошкольного возраста это можетбыть недержание мочи и кала; в начальных классах — излишняя активность вотстаивании собственных интересов, невзирая на требования учителя (при том, чтопротиворечия между учеником и учителем вполне естественны), крайняянетерпеливость; в старшем детском и подростковом возрасте — хулиганские выходкии асоциальное поведение (кражи, употребление наркотиков, беспорядочные половыесвязи). Чем ребенок старше, тем импульсивность выраженнее и заметнее дляокружающих [9].
В зависимости от присутствия или отсутствия специфическихпризнаков Клафлин Эдвард синдром дефицита внимания с гиперактивностью разделилна три подтипа: дефицит внимания, гиперактивность, смешанный.
Для диагностики СДВГ необходимо наличие шести из девятипризнаков нижеупомянутых категорий.
Признаки для трех первичных подтипов:
А. Дефицит внимания:
Снижено избирательное внимание, не способен надолгососредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнитьзадание до конца, несобран при его выполнении.
Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаютсянепосредственно.
Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.
Имеет трудность с организацией своей деятельности, частопереключаются с одного занятия на другое.
Избегает или не любит задачи, требующих длительногоумственного напряжения.
Часто теряет вещи, в которых он нуждается.
Легко отвлекается посторонним шумом.
Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.
В. Гиперактивность и импульсивность:
При волнении интенсивные движения руками или ногами или“поёживаниями” в стуле.
Должен часто вставать с места.
Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
Трудность участвовать в тихих действиях досуга.
Действует, как будто «заведенный».
Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятийи т.д..
Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.
Неспособностью ждать своей очереди в играх, во времязанятий и т.д..
Вмешивается в разговор или деятельность других.
С. Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания игиперактивности [4].
При диагностике СДВГ следует помнить, что всем детямсвойственна более высокая, по сравнению со взрослыми, двигательная активность.Внимание детей становится относительно устойчивым к 4 – 5 годам. Для детейдошкольного возраста характерно непроизвольное внимание и слаборазвитоераспределение внимания. У младших школьников объем внимания в 2 – 3 разаменьше, чем у взрослых. Полное внимание на уроке дети могут сохранять не более12 – 15 минут. Кроме того, следует помнить, что процесс созревания лобныхструктур в онтогенезе продолжается до 12 – 15 лет. Также следует иметь ввиду,что СДВГ настолько часто встречается на фоне задержки психического развития,что не диагностируется как самостоятельная патология.
Для постановки диагноза необходимо прослеживание симптомовСДВГ на протяжении 6 месяцев. Симптомы должны проявиться до 8 лет исопровождаться психологической дезадаптацией. Поставить диагноз и определитьформу лечения может только специалист.
1.2 Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания сгиперактивностью в семье
Воспитание — многоаспектный процесс совершенствованияличности; результат влияния которого на личность обусловлен сочетаниеммножества факторов: наследственностью, окружающей средой, интересами ипотребностями самой личности. Значительную роль в воспитании играет личностьродителя как носителя исторического опыта, социальных смыслов ценностей. Вместес тем, воспитание — это двусторонний объект-субъектный процесс, в которомосуществляется взаимодействие родителя и ребенка, в результате чего происходятизменения как личности родителя, так и ребенка.
Воспитание ребенка с СДВГ требует от родителей особогоподхода. Как правило, родители не понимают, что происходит с их ребенком, ноего поведение их раздражает. Объясняя все “неправильным воспитанием”, ониначинают обвинять сами себя и друг друга. Эти обвинения еще больше усиливаютсяпосле общения с малоинформированным врачом, не знающим о наследственной природесиндрома нарушения внимания с гиперактивностью и относящим заболевание ребенкацеликом на счет ошибок родителей.
Гиперактивный ребенок излишне подвижен, невнимателен,шумен; ему свойственно “плохое” поведение. В первую очередь, нужно относиться кпроявлениям поведения такого ребенка с пониманием.
Необходимо знать, что ребенок ведет себя “плохо” неоттого, что хочет быть таким. Он просто не осознает всего “неправильного” всвоем поведении. На вопрос: “Зачем ты это делаешь?” такие дети искренне отвечают:“Не знаю”. Чаще всего дети с СДВГ очень хотят быть “послушными”, но в силусвоей особенности им это не удается. Для того, чтобы адаптировать такогоребенка в этом мире для начала необходимо ни в коем случае не паниковать приребенке и создать условия смены взрослого, кто будет сидеть с ребенком. Необходимовоспитывать ребенка, но и держать себя в руках. Необходимо помнить о том, чтонаказанием и криком на гиперактивного ребенка не подействуешь, зато итакповрежденная психика такого человека будет еще более повреждена. Для этого Выможете посадить ребенка возле себя или присесть перед ним на корточки. В такихусловиях общение, а также критика, будут восприниматься ребенком с наибольшейпользой.
Самое страшное наказание для гиперактивного ребенка –постановка в угол. В таком положении он ограничен физически и пространственно,что отрицательно сказывается на его психическом состоянии. Такая мера наказанияможет развить в гиперактивном ребенке фобии, комплексы, снизить самооценку и т.д. Поэтому старайтесь избегать такого вида наказания при взаимодействии сгиперактивными малышами.
Самый лучший способ взаимодействия с таким ребенком –сотрудничество. Если ребенок “пакостит” и вам кажется, что он делает этоспециально – поговорите с ним. Попытайтесь вместе определить причины егопоступка. Ни в коем случае нельзя повышать голос и уж тем более бить ребенка. Дайтевозможность ему осознать свою неправоту, попросить прощения и разработатьдальнейший план действий. В этот план будут входить способы ликвидациипоследствий “плохого” поступка. Например, если ребенок разбросал вещи илиигрушки по квартире, то помогите ему разработать план уборки и т.д. Так же вэтот план будут входить меры наказания в случае повтора рецидива. При этомразработкой плана вы должны заниматься вместе, и он обязательно должен бытьсогласован и утвержден и вами и ребенком.
Гиперактивному ребенку необходимо признание его важности.Как можно чаще показывайте ребенку свои чувства к нему. Обнимайте его, целуйте,говорите о том, как вы его любите, и как он Вам дорог.
При взаимодействии с таким ребенком необходимо помнить отом, что ему сложно концентрировать внимание на чем-то одном. Его интереспостоянно “скачет” с одного объекта на другой, он не может закончить начатоедело. Поэтому одной из первых задач воспитания и общения с таким ребенком стоитзадача обучения ребенка завершать начатое дело. Для этого во время любыхзанятий с одной стороны необходимо следить за тем, чтобы в каждом элементе игрыили действия было логическое завершение, а с другой – следить за вниманиемребенка. При этом Вы должны быть готовы переключаться вслед за интересами ребенка.Но обязательно возвращаться к предыдущему занятию и заканчивать его. Например, идетвыполнение задания по рисованию, и вдруг ребенок вскочил и подбежал к окну.Необходимо выяснить, что именно ребенка столь сильно заинтересовало. Обсудить сним это, ответить на все его возникшие вопросы. После того, как интерес к окнуу ребенка пропадет, вернуться к окончанию недоделанного рисунка и обязательнозавершите его.
У ребенка с такими сложностями, как гиперактивность,обязательно должна быть возможность эмоциональной и физической “разрядки”.Такому ребенку просто необходимо бегать, прыгать, кричать и бурно реагировать.Задача взрослых, которые окружают такого ребенка – дать ему возможность такойразрядки без ущерба для обучения и отношений с окружающими. Поэтому необходимопозаботиться о том, чтобы у ребенка было выделено место и время для таких “разгрузок”.Это могут быть более частые прогулки, особенно перед сном или любой спокойнойдеятельностью; личное место в квартире, которое оснащено всевозможными лесенкамии горками или посещение активных кружков, например активный спорт или танцы.При этом главное, чтобы выбранное занятие ребенку нравилось и было интересно.
В жизни ребенка игра занимает большую часть. Игра – этоведущая деятельность ребенка. Играя, дети отдыхают, учатся, развиваются,адаптируются, социализируются и т. д. При помощи игры они входят в наш взрослыймир посредством моделирования его элементов.
Как же играет гиперактивный ребенок? Из-за сложностей сконцентрацией внимания ребенок с СДВГ редко доводит начатую игру до конца. Онможет перескакивать от одного действия к другому, ему сложно дождаться своейочереди при совместной групповой игре, ему трудно придерживаться всех правил,особенно, если игра достаточно сложная.
Следует обратить внимание на то, что в играх ребенок избегает,что у него получается хуже всего. Обсудить с ним наблюдения. С помощью игры можнонаучить ребенка концентрировать свое внимание и доводить начатое дело до конца.Для этого начинать следует с простых игр, с небольшим количеством правил. Еслиребенок отвлекся – позволить ему это стоит, но потом обязательно вернуться кигре и закончите ее. Когда у ребенка это будет получаться самостоятельно –можно переходить к сложным играм.
Очень полезно играть с ребенком в ролевые игры. Следуетпредлагать ему на выбор роли, но при этом следить, чтобы ребенок в игре бывалкак в активных, так и в пассивных позициях. Например, играя с ним в школу,предлагать ему поочередно бывать в роли ученика и в роли учителя. Предложитьребенку один день в неделю побывать в роли папы или мамы. Такие игры научат гиперактивногоребенка планировать и нести ответственность, что с таким трудом дается ему вповседневной жизни.
Необходимо помнить о том, что у гиперактивных детокзачастую занижена самооценка. Поэтому особое внимание при воспитании такогоребенка следует уделить формированию адекватной самооценки. Для этого нужностараться придерживаться следующих правил. Не ругать ребенка при ком-то, всеспорные вопросы выяснять с ним наедине. Не прибегать к физическому наказанию.При общении с ребенком избегать оценивания его личности. Если ребенок поступилплохо, не говорить, что он плохой ребенок – нужно сказать, что это был плохойпоступок. При этом не следует использовать и позитивное оценивание. Оцениватьне личность, а поступки. Не прибегать к сравниванию ребенка с другими детьми. Также необходимо уметь признавать свои ошибки при ребенке. Этим Вы покажетемалышу, что любой человек имеет право на ошибку и идеальных людей не бывает.Такой опыт поможет ребенку легче справляться с собственными ошибками, чтоблагоприятно повлияет на формировании адекватной самооценки.
Гиперактивному ребенку очень сложно сконцентрироваться насоблюдении определенных норм и правил. Самые первые нормы, с которымивстречается в своей жизни маленький человечек – это распорядок дня. Есливзрослые члены семьи возьмут на себя обязанности по четкому соблюдению режима,то из этого процесса можно извлечь следующую пользу. Во-первых, жесткоеследование порядку в доме будет постепенно, но ежедневно обучать ребенка структуре,что будет развивать его концентрацию на своих обязанностях. Во-вторых,соблюдение строгого режима дня позволит ребенку не переутомляться, вовремя естьи вовремя отдыхать.
Такие дети обычно поздно засыпают. Им свойственно долгокрутиться в кровате. Они могут становиться “мостиком”, петь песни, играть,задавать массу вопросов и долго не засыпать. Поэтому такого ребенка бываетсложно добудиться утром. А если все-таки Вам это удалось, то полдня он можетбыть раздраженным и агрессивным. Чтобы этого избежать, для начала постаратьсянужно установить оптимальное время подъема. Если ребенок посещает садик илишколу, то это должно быть максимальное время для того, чтобы успеть собраться ине опоздать (такого ребенка необходимо с раннего детства приучать кпунктуальности). Если же ребенок после просыпания остается дома, то времяподъема должно быть разумным. Не будите ребенка громкими призывами вставать, невынимайте его из постели, пока он сам этого не захочет. Идеальный вариантпробуждения такой. Подойдите к кровате, погладьте его по голове, поцелуйте,пожелайте доброго утра. Только после этого переходите к тому, что уже поравставать. Хорошо, если у вас выработается определенная система просыпания скакими-нибудь символами. Это может быть утренний расслабляющий массаж; просмотрлюбимого мультфильма; 15 минут лежания в родительской постели и др.
В распорядке дня ребенка должно быть четко установленовремя еды. Для того чтобы определить время первого приема пищи (завтрака)следует пронаблюдать за ребенком. Обратить внимание на то, какие у негосуточные биоритмы. Если он долго отходит ото сна, с утра вялый и менееподвижный, то, скорее всего, его организм будет готов к первому приему пищи нераньше, чем через 1 – 1,5 часа. Так же симптомами неготовности к приему пищимогут быть тошнота во время завтрака, полное отсутствие аппетита. В такомслучае не заставлять ни в коем случае его есть раньше этого времени. Если естьвозможность, чтобы такой ребенок первый прием пищи получал в садике или школе –это будет лучшим решением этого вопроса. Если же ребенок остается дома, займитеего на этот час каким-нибудь спокойным, но обязательно интересным делом. Еслиже напротив, ребенок с раннего утра проявляет максимум активности, то егопервый прием пищи должен быть в первые полчаса после просыпания.
Для такого ребенка большую роль играют ежедневныедлительные прогулки на свежем воздухе. Свежий воздух способствует улучшениюработоспособности мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти ребенка, аэто так необходимо гиперактивному! Дайте ребенку на улице максимум свободы.Пусть он бегает и прыгает, пачкается, ходит по лужам (в резиновых сапогах),стучит палкой по столбу. Если ему свойственны агрессивные состояния, то лучшевсего разряжать агрессию на улице. Чаще всего дети сами выдумывают способыснятия своих напряженных состояний. Но если у Вашего это не получается –подскажите ему. При этом не упустите возможности поговорить с ним о том, чторазряжать агрессивные состояния можно только на неживых предметах (детскойгорке, фонарном столбе, камнях, асфальте и т. д.). При этом нельзя причинятьвред другим детям, замахиваться (даже в шутку) на взрослых, бить и ломатьрастения и обижать животных.
Во время прогулки следует преследовать несколько целей:обогащение кислородом, разрядка напряжения, удовлетворение гиперактивныхпроцессов, социализация ребенка в естественных условиях – на детской площадке. Наобратном пути стоит предложить ребенку прогулку в том направлении, которое онвыберет сам. А потом с любого места пусть он, руководя родителем, отыщет дорогудомой. Нужно стараться переключать ребенка с активных игр на более спокойные иобратно с частотой в 15 – 30 минут.
Даже в младшем школьном возрасте гиперактивным детямобязательно нужен дневной сон. Его продолжительность должна составлять от 2-хдо 4-х часов. Для того чтобы процесс укладывания такого ребенка проходил снаименьшими сложностями, нужно постараться выработать определенный ритуал.Например, после обеда отнесите ребенка на руках в ванную, где вместе вымытьруки. Позволить ему самому закрыть кран и выключить свет. Расстелить вместе егопостель. Пока он засыпает, посидеть рядом, почитать сказку, погладить по руке,взять с собой спать любимую игрушку. Можно сделать перед сном расслабляющиймассаж.
Разрабатывая режим дня для ребенка, надо учитыватьнесколько моментов: этот режим не должен меняться длительное время; он долженбыть удобен ребенку и не мешать посещать детские учреждения; режим долженучитывать индивидуальные биоритмы ребенка и его интересы.
Для гиперактивных детей особенно важно полноценноесбалансированное питание. В их рацион обязательно должны входитьвитаминосодержащие продукты. Во времена недостатка естественных витаминов в питаниитаким детям нужно принимать витаминные комплексы. Для выбора витаминногокомплекса обязательно обратитесь к врачу. Помните, что многие гиперактивныедети имеют предрасположенность к аллергиям.
В меню ребенка должны входить продукты, в которыхсодержаться необходимые микроэлементы (калий, кальций, магний и т. д.).Обязательные продукты: мясо (телятина, птица), говяжья печень, гречневая крупа,морепродукты, творог, овощи, фрукты, натуральные соки.
Желательно избегать таких продуктов питания: шоколад,конфеты, лимонады, белые мучные изделия, пирожные, торты, консервы, сухиеколбасы. И осторожно вводить в пищу аллергеносодержащие продукты: яйца, жирныемолочные изделия, продукты, содержащие консерванты, красные и желтые фрукты иовощи.
Таким образом, дети с СДВГ абсолютно уникальны и к нимдолжен быть особый подход. Как в плане воспитания, так и в обучении. Необходимововремя выявить у ребенка наличие синдрома и быть готовым к его проявлению, нои не стоит любому активному ребенку приписывать заболевание. Нужно адекватновоспринимать особенности ребенка, медленно, но верно помогать ему излечиться.

Глава II. Эмпирическое исследование особенностейвоспитания ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания игиперактивностью в семье
2.1 Цель, задачи и методика исследования
Цель исследования явилось изучение особенностей семейноговоспитания ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующиезадачи:
Разработать методику диагностики особенностей семейного воспитаниямладшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Изучить особенности воспитания ребенка младшего школьноговозраста в семье: стили воспитания, отношение родителей к особенностям ребенка.
Определить факторы, влияющие на отношение ребенка кокружающим его людям, и отношение окружающих к ребенку с СДВГ.
Основными методами исследования были:
Наблюдение.
Беседа с учителем.
Беседа с родителями младших школьников с СДВГ.
Рассмотрим их в той последовательности, в которойиспользовали для обследования испытуемых.
1). Наблюдение.
Цель: Выявить младших школьников с СДВГ, изучитьособенности их поведения, учебной деятельности и общения с одноклассниками ипедагогом.
Процедура обследования. Наблюдение проводилось в течениенедели по заранее разработанной программе во время осуществления младшимишкольниками как учебной, так и других видов деятельности. Результатыобследования фиксировались в специальных протоколах:
Протокол обследования
Имя, фамилия _________________________________________________
Возраст ______________________________________________________
Дата обследования _____________________________________________Показатели Критерии Их наличие (“+” или “-“) А) Дефицит внимания
Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемых заданиях и других видах деятельности.
Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры.
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков или домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения внимания.
Часто теряет вещи (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
Легко отвлекается.
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях. В) Гиперактивность
Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
Часто встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
Часто ведет себя так, “как будто к нему прикрепили
мотор”.
Часто бывает болтливым.   Импульсивность
Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Обработка и интерпретация данных. Наличие шести и болеесимптомов по каждой из двух составляющих СДВГ — дефицита внимания и гиперактивности- импульсивности – позволило нам предположить о возможном СДВГ у дошкольников.Так как наличие положительных ответов на задаваемые вопросы у данных школьниковприсутствовало практически во всех ответах, то мы с уверенностью можем сказать,что данные дети с СДВГ.
2). Беседа с учителем.
Цель – изучить отношение гиперактивных к окружающим ихдетям и отношение детей к гиперактивным ребятам.
Процедура исследования. Беседа проводилась в устной форме.Учителю предлагалось ответить на следующие вопросы:
Как складываются взаимоотношения двух гиперактивныхмальчиков друг с другом и с коллективом?
Как складываются отношения гиперактивной девочки сколлективом?
Какие отношения у Алины с Ваней и Егором?
3). Беседа с родителями младших школьников с СДВГ.
Цель — выяснить стиль воспитания родителей, обстановку всемье, влияние родителей на поведение гиперактивного ребенка.
Процедура исследования. Беседа проводилась устно.Родителям нужно было ответить на несколько вопросов, связанных со стилемвоспитания.
Вопросы:
Какой стиль воспитания вы предпочитаете?
Какими методами вы справляетесь с его гиперактивностью?
2.2 Результаты исследования особенностей семейноговоспитания младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Из 28 наблюдаемых учеников прогимназии № 1728 с СДВГоказались 3 ребенка. Два мальчика и девочка. (Протоколы обследованияпредставлены в приложении.)
Обработка и интерпретация данных. Наличие шести и болеесимптомов по каждой из двух составляющих СДВГ — дефицита внимания и гиперактивности- импульсивности – есть симптомы СДВГ у детей.
Как показало наблюдение, фиксируя попутно данные впротокол, у Страхова Егора по всем показателям положительные результаты. Из 9пунктов по критерию дефицита внимания у него все 9 положительны, по критериюгиперактивности и импульсивности – 9 из 9. У Белова Ивана точно такие жепоказатели. У Алины Леготской так же по дефициту внимания, по гиперактивности иимпульсивности 8 из 9 возможных. Так как СДВГ устанавливается по 6 признакам из9, а у этих детей 9 из 9 и 8 из 9, можно с уверенностью говорить о синдроме вданном случае.
После того, как в результате наблюдения нами быловыявлено трое детей с СДВГ, с классным руководителем была проведена беседа овзаимоотношениях этих детей с классом и об их общении между собой.
В результате беседы было установлено, что Ваня с Егоромпостоянно находят повод для ссоры. Постоянные драки, ругательства. Вместе онидолго находиться не могут, но и друг без друга им становится скучно. Бываютситуации, когда они заняты каким либо интересным делом вместе – тогда процессих весьма продуктивен. По сути своей они представляют собой лидеров. Они всегдапривлекают к себе внимание и удерживают его на себе. Но в Ване присутствуетнемалая доля агрессии (ее корни мы будем искать в воспитании дома), что мешаетему долго сохранять положительные отношения с другими ребятами. К тому же, онсклонен ко лжи. Замечены частые случаи вранья как ровесникам, так и учителям.
Настя агрессивна по отношению к окружающим, это толкаетлюдей на ссоры, обиды и жалобы изначально. При этом в ней так же присутствуютлидерские задатки и когда она доброжелательна, вокруг нее всегда есть ведомыеребята.
У этих детей тяга к неспокойной жизни. С их приходом,спокойно играющие дети, под влиянием гиперактивных, становятся взбудораженными,принимаются за активную деятельность и начинается всеобщий хаос. Успокоить всехстановится трудно и зачастую учителя не справляются с таким напором активности.Вместе, Алина, Ваня и Егор становятся неуправляемыми, при этом могут направлятьсвою агрессию и активность как друг на друга, так и на окружающих. Друг бездруга им становится не по себе, скучно и не интересно, зато в классе царитспокойствие.
Таким образом, из беседы с учителем можно с уверенностьюсказать, что гиперактивные дети, выявленные по итогам наблюдения, являютсялидерами в классе, не смотря на их агрессию, они задают тон в классе. При этомбывают вспышки агрессии, которые отталкивают остальных детей. В отсутствии“гиперактивной тройки”, класс спокоен и внимателен. Когда приходят дети с СДВГ,привлекая внимание остальной части класса, они тем самым “заводят их” иобразуется хаос. Необходимо по возможности занимать детей с СДВГ каким либоделом, интересным им самим – их деятельность будет очень продуктивной, будеттренироваться память и концентрация внимания.
На заключительном этапе исследования была проведенабеседа с родителями детей с СДВГ. Вопросы задавались с целью изучения стиля семейноговоспитания, а также выявления зависимости взаимоотношений ребенка с СДВГ сокружающими от выбора стиля воспитания родителей.
Мама Егора С.: “Я всегда распределяю домашние полномочиямежду собой и детьми. Привлекаю Егора с взрослой деятельности, чтобы ончувствовал себя нужным. Повышаю голос только в очень редких случаях, когда самасильно устаю, понимая, что это бесполезно. В семейных вопросах Егор принимаетактивное участие, так как любит быть в центре событий и чувствоватьответственность. Я стараюсь как можно чаще давать выход его необузданнойэнергии, отпуская его гулять надолго без особого контроля. Мы замечали не раз,что его гиперактивность не совместима с властным контролем взрослых (например,авторитарной бабушки). После столкновения его самостоятельности со строгимконтролем и властью характера старшего, он становится абсолютно не управляемым,неадекватно реагирует на замечания и просьбы. Мы стараемся как можно меньшесталкивать его с бабушкой, по возможности, давая ему больше свободы исамостоятельности, в пределах разумного. Иногда оставляя его дома одного,предоставляя полную свободу действий, при этом просим сделать какие либодомашние дела, делая акцент на то, что он уже взрослый и остается дома захозяина – такие дни сильно успокаивают его, давая выход энергии иудовлетворение самим собой. Таким образом, наблюдаем с каждым годом улучшениеобщего состояния – он становится более спокойным, внимательным, меньшезабывает, с ним становится легче найти компромисс и договориться без ущербасторонам”.
Мама Ивана Б.: “Я предпочитаю держать все в своих руках.Когда меня нет с ним рядом – с ним остается моя сестра, похожая сильно на меняхарактером. Мы всегда четко знаем где он, что делает. На мой взгляд этоприучает его к дисциплине. Кто-то всегда сопровождает его на прогулку – один онникогда не ходит гулять. Его активность мы с сестрой с самого раннего егодетства пытаемся погасить дисциплиной и строгостью. Что на мой взгляд емусильно помогает. Он хорошо, прилежно учится, выполняя все задания. Он почтивсегда выполняет то, что ему говорят взрослые, что не может ни радовать. Я хочувоспитать в нем прилежность, ответственность, мужественность, чтобы он вбудущем четко осознавал свои обязанности перед своей семьей и близкими. Ясчитаю, что без строго контроля эти качества ниоткуда не возьмутся, тем более сего особенностями. Своеволие с его стороны всегда жестко пресекалось. Мыстарались всегда не давать выходить этому за определенные рамки, которые былидостаточно узки”.
Мама Алины Л.: “В отношениях со своей дочерью, вотсутствии папы, я предпочитаю компромисс в решении возникающих проблем. Ястараюсь не повышать на нее голос, не запрещать как можно большее количествовещей, в рамках дозволенного. Стараюсь всегда объяснять, что именно она сделаланеправильно, чтобы в следующий раз такого не повторялось. Проблема в том, чтобольшую часть времени Алина проводит с бабушкой, чей характер гораздо болеесуровый, нежели мой. Ее стиль – авторитарен, а так как Алина по характеру“бунтарка” — им сложно ладить друг с другом. На этой почве, Алина никогда неприближает бабушку на близкое к себе расстояние, не позволяет командовать ей,что нередко ведет к скандалам и как следствие, к стрессу, как дочери, так ибабушки. Вечером она сильно возбуждена и требуется достаточно много времени,чтобы она угомонилась и легла спать. Успокаивается она, когда мы с ней вдвоемпроводим время на выходных. Нет особых поводов для ссоры, так как я всегдастараюсь сгладить назревающий конфликт и выйти из ситуации кротчайшим путем, неущемляя ничьи права”.
Таким образом, в результате исследования семейноговоспитания младшего школьника с СДВГ, было выяснено следующее. На характертакого ребенка очень сильно сказывается стиль воспитания в семье. Кто болеевсех проводит времени с таким ребенком, как к нему относятся в семье. Еслиродители подобрали неверный подход к своему ребенку – он становится болееагрессивным и неуправляемым, часто прибегает ко лжи, и к хитрым поступкам длясвоей выгоды. Мы проследили, что с такими детьми лучше находиться в состояниидружбы, находя компромиссы в трудных складывающихся ситуациях. Легче находитобщий язык со сверсниками тот ребенок, кому родители дают свободный выходэнергии. Напротив, если родители выбирают авторитарный стиль воспитания, детямсложно адаптироваться в коллективе, они стремятся завоевать доверие агрессией.В дальнейшем, таким детям будет сложно работать с людьми, особенно на начальныхэтапах карьеры, в отношениях с начальником.
На основании вышеизложенного можно сделать следующиевыводы:
Необходимо вовремя установить наличие СДВГ, обратившись кспециалисту в этой области.
Если же диагноз подтвердился – пересмотреть своеотношение к ребенку.
К детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностьюдолжен быть свой, особый подход к воспитанию.
Любое отступление от такого подхода может пагубно влиять напсихику ребенка, самооценку, самоотношение, что в свое время повлияет наповедение в обществе, на его отношение к окружающим.
2.3 Практические рекомендации для родителей по выборустиля воспитания и уменьшения агрессии ребенка с СДВГ
Как мы уже упоминали, к таким детям стоит относиться сособым вниманием. Главный упор сделать следует на “выплеск” энергии ребенка,без ущерба чьих либо интересов – лучше всего выделить ему место дома сразличными приспособлениями для активного отдыха. Как можно чаще выходить напрогулку, объясняя ему попутно технику безопасности.
Так же не стоит упускать из вида низкий уровень еговнимания. Необходимо с ранних лет приучать его, посредствам игры, к четкомураспорядку дня, что поможет ему научиться доводить начатые дела до конца.
Так же мы предлагаем завести домашнее животное, чтобыребенок привыкал к ответственности, важности дел, к распорядку дня, к уходу ипривязанности. Пусть не сразу ребенок будет полностью опекать животное, но вчем то помогать родителям по уходу. Со временем он привыкнет и это ему поможетв остальных начинаниях.
Ни в коем случае не ущемлять права такого ребенка иразговаривать с ним наравне. В пределах доступного, позволять быть емусамостоятельным, предоставляя его самому себе. Это позволит ему научитьсяраспоряжаться своим временем и возможностями, он будет чувствовать себявзрослым и ответственным за свои поступки и сблизит родителей с ребенком засчет доверия. Ребенок будет осознавать, что взрослые ему доверяют, что не можетне повлиять положительно на их отношения. Так же, следует распределять домашниеобязанности, ненавящиво приучая ребенка отвечать за какую либо сферу домашнихдел (например, за регулярный вынос мусора). Все это, со временем, разовьет вребенке лишь лучшие качества.
Все это и многое другое, описанное в первой главе, должноподтолкнуть родителей на выбор демократического стиля воспитания ребенка сСДВГ. Если правильно найти подход – всегда можно будет найти компромисс. Толькодолгим и упорным трудом, изо дня в день, набравшись терпения и выдержки,родители смогут справиться с особенностями своего ребенка, без ущерба егопсихике.

Заключение
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью –есть заболевание головного мозга ребенка. Сейчас это заболевание достаточнораспространено, чтобы мы обратили на него свое пристальное внимание и подробноизучили его. Причины его возникновения могут быть различны – как генетическаяпредрасположенность, какого либо рода травмы при беременности или родах идругие. Много факторов влияет на течение этой болезни, на ее развитие, укреплениеили гашение. Многое еще не изучено, но главное остается неизменным –игнорировать тот факт, что СДВГ возможно вылечить, оставлять без вниманиянельзя. Для начала не стоит спешить с определением диагноза, если ребенокактивен – это вовсе не значит, что он болен. Необходимо провести качественнуюдиагностику врачом специалистом в этом вопросе. Далее, необходимо рассмотретьсвой стиль воспитания ребенка с СДВГ и попытаться понять, что идет во вредребенку. Неправильный подход к поведению ребенка приведет к нарушению психики,самооценки, самоотношению и как следствие – к поведению. Таким детям итаксложно адаптироваться в обществе в силу своих особенностей. Им трудно принятьправила этого мира, а если на них еще оказывать при этом сильное давление – ихсознание придет в полную растерянность. Необходимо выстроить концепциюповедения с ребенком и стиль воспитания, подходящий под характер конкретногоребенка. Необходимо наблюдать за поведением ребенка, интересоваться, как онведет себя в отсутствии родителей. Нет ли у него излишней агрессивности илидругих последствий неправильного стиля воспитания. Необходимо так же, относитсяк такому ребенку как ко взрослому, давая понять ему, что он находиться наравнес родителем, полноправный член семьи и вправе принимать участие в решениисемейных вопросов. Таким образом, при правильном подходе к воспитанию ребенка сСДВГ, он вырастет полноценной личностью с завидным характером. Задатки лидера внем будут присутствовать и будут развиты. Самооценка будет адекватной. И в отношенияхс другими людьми он всегда сможет найти выход из сложной ситуации. Егоактивность будет привлекать внимание, а свойства характера позволят не рватьсвязи с людьми долгое время.
Перед нами стояла цель изучение особенностей семейноговоспитания ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания игиперактивностью. исследовали мы 1-й класс прогимназии №1728 и выявили троихдетей с СДВГ. Мы ставили задачи выявить связь между воспитанием родителей ивзаимоотношением гиперактивного ребенка с окружающими. Гипотеза состояла в том,что мы предположили пагубное влияние авторитарного стиля воспитания насамооценку, отношение ребенка к окружающим его людям и в следствии этого наотношение людей к ребенку с СДВГ. Проведенное нами исследование состояло изнаблюдения (в течение недели) за классом при разной их деятельности, беседы склассным руководителем и родителями детей с СДВГ. Мы выяснили, что отношениеребенка к другим детям и отношение детей к ребенку с СДВГ напрямую зависит от выборародителями стиля воспитания и обстановки в семье. При агрессивном, жесткомобращении с ребенком, подавляя его болезнь с помощью тотального контроля, вобществе других детей этот ребенок будет демонстрировать агрессию, помимо своейактивности. В противном случае, когда энергии ребенка дают полную свободу ивыход – в обществе он менее агрессивен и к нему больше тянутся другие дети. Вперспективе, можно будет глубже исследовать эту зависимость, проведятестирования и беседы непосредственно с самими гиперактивными детьми, выявляякартину мира с их точки зрения. Это будет более полное исследование данноговопроса, которое даст гораздо более обширную и точную информацию. По даннымэтих исследований, будет возможно дать более правдивые рекомендации родителямдетей с СДВГ по воспитанию, включить эти данные в учебники по педагогике ипсихологии для ВУЗов.

Библиографический список
1. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В. “Гиперактивность сдефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики”.Дефектология. — 2003 г.
2. Заваденко Н.Н., “Гиперактивность с дефицитом внимания у детей:диагностика и лечение”, РМЖ, Москва 2005 г.
3. Заломихина И.Ю., журнал “Логопед”, Синдром дефицита внимания сгиперактивностью у детей, 28 мая 2007 г., Рубрика: 2007 г. №3, Исследование
4. Клафлин Эдвард, “Домашний доктор для детей. Советы американских врачей”,изд-во “Крон-пресс”, Москва, 1997 г.
5. Ливинская А.М. “Расстройства развития речи у детей с синдромом дефицитавнимания с гиперактивностью”, Автореферат диссертации на соискание ученойстепени кандидата медицинских наук, Санкт-Петербург, 2007г.
6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. “Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционнаяработа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми”. — М.,2000 г.
7. Сиротюк А.Л. “Синдром дефицита внимания с гиперактивностью”. М., 2005 г.
8. Степанова Т.М., “Дети-непоседы. Синдром дефицита внимания сгиперактивностью (СДВГ)”, к.ф.н.
9. Шейдер Е. (ред.), “Психиатрия” Пер. с англ., Москва, “Практика”, 1998г.;
10. Barkley R.A., 1998;
11. Brown R.T. et al., 2004;
12. Biederman J., Faraone S., 2005;
13. Faraon S.V. et al., 2003;
14. Hill A., Volpe J.J., 1992;
15. Nelson K.V., Leviton A., 1991;
16. http://www.neuro.net.ru/bibliot/b004/n63.html
17. http://adhd-kids.narod.ru/links7.html
18. http://www.ihb.spb.ru/ntindex.htm
19. http://ktoeslineya.ru/biblioteka/giperchild/
20. http://www.eti-deti.ru/det-test/76.html
21. http://www.pedlib.ru/Books/3/0002/3_0002-55.shtml
22. http://www.practica.ru/BK5/18.htm
23. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/247140
24. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/991/Синдром
25. http://www.e-apteka.ru/ugolokpat/adhd.asp
26. http://www.nevromed.ru/zabol/sdv1.htm

Приложение
Протоколы наблюдений
Имя, фамилия Георгий С .
Возраст 8 лет
Дата обследования 18.05.09 – 22.05.09Показатели Критерии Их наличие (“+” или “-“) А) Дефицит внимания Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемых заданиях и других видах деятельности. + Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры. + Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. + Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков или домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание). + Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.Обычно избегает, выражает  недовольство и сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения внимания. + Часто теряет вещи (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты). + Легко отвлекается. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях. В) Гиперактивность Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится. +_+++++++ Часто встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. - Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. + Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. +
Часто ведет себя так, “как будто к нему прикрепили мотор”.
Часто бывает болтливым. + Импульсивность Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца. + Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. + Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры). +
Имя, фамилия Иван Б.
Возраст 8 лет
Дата обследования 18.05.09 – 22.05.09Показатели Критерии Их наличие (“+” или “-“) А) Дефицит внимания
Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемых заданиях и других видах деятельности.
Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры.
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков или домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения внимания.
Часто теряет вещи (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
Легко отвлекается.
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
+
+
+
+
+
+
-
+
- В) Гиперактивность
Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
Часто встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
Часто ведет себя так, “как будто к нему прикрепили мотор”.
Часто бывает болтливым.
+
+
+
+
+
+ Импульсивность
Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
+
+
+
Имя, фамилия Алина Л.
Возраст 8 лет
Дата обследования 18.05.09 – 22.05.09


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.