Содержание
Введение… 2
1. Особенности личностной сферы… 3
2. Особенности эмоционального развития… 5
3. Особенности волевого поведения… 11
Заключение… 14
Список литературы… 15
Введение
«Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, егонужно познать во всех отношениях» — писал К. Д. Ушинский.
Во всем мире растет число детей, нуждающихся в помощи состороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников. Полный анализпричин неблагоприятных тенденций и в соматическом, и в психологическом здоровьеи их социальных последствий можно будет дать лишь по прошествии ряда лет.Олигофренопедагогу необходимо знать психологию детей с отклонениями винтеллектуальном развитии.
В данной контрольной работе мы рассмотрим особенности эмоциональной,волевой и личностной сферы умственно отсталого ребенка.
1. Особенности личностной сферы
Личность – это конкретный человек, занимающийсяопределенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей средеи имеющий свои индивидуальные особенности. Личность развивается в процесседеятельности и общения с другими людьми, во взаимодействии с которыми онавключена социально необходимым образом. Другими словами личность формируется и проявляетсяв процессе непосредственного общения внутри сменяющихся в ходе индивидуальногоразвития ребенка микросоциальных групп и коллективов.
Развитие личности в онтогенезе происходит по двумвзаимодополняющим линиям: линии социализации и линии индивидуализации.
Уровень развития личности, степень ее зрелостиопределяется гармоничностью и возрастной нормативностью сочетания данных линийв процессе индивидуального развития человека.
Этапы развития личности – это этапы постепенноговключения ребенка в многообразные социальные отношения с одновременнымформированием целостной и иерархизированной структуры личности.
Условием нормального врастания ребенка в цивилизациюявляется единство двух планов развития – естественного и социального. Повыражению Л. С. Выготского, «оба ряда изменений взаимопроникают один в другой иобразуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личностиребенка». [6.С.77.]
К числу основных компонентов личности принято относитьсамооценку и уровень притязаний.
Уровень притязаний – это стремление к достижению целейтой или иной степени сложности. В основе лежит оценка своих возможностей. [5.С.79.]
Среди многих компонентов личности одним из основныхявляется самооценка, т. е. оценка самого себя. Самооценке принадлежит важнаяроль в процессе саморегуляции поведения индивида и его взаимодействия сокружающей средой. Она играет большую роль в формировании самосознания.
Самооценка во многом определяет уровень притязанийчеловека, т. е. задачи, которые он ставит перед собой и к разрешению которыхсчитает себя способным. От отношения самооценки и уровня притязаний взначительной мере зависит эмоциональное состояние человека. Адекватнаясамооценка и соответствующий ей уровень притязаний – необходимое условие егоуспешной социально-трудовой адаптации, безболезненной интеграции в окружающееобщество.
Выяснилось, что ученики младших классов в преобладающембольшинстве оценивают себя положительно. Они говорят о себе – «я хороший», «яумный». Нередко уточняют свои ответы, ссылаясь на школьные успехи – «умеючитать», «пишу красиво», «примеры решаю». Некоторые дети, давая себе высокуюсамооценку, приводят факты из домашней жизни: «Слушаюсь маму», «Не обижаюбрата». Иногда эти высказывания не вполне адекватны вопросу: «Хорошо кушаю»,«Люблю гулять».
Отдельные школьники называют себя плохими, мотивируя этоследующим образом: «Не знаю букв», «Разбил чашку».
Можно заметить, что на высказывания учеников решающеевлияние оказывают те оценки, которые им дают родители или учителя, т. е.значимые взрослые. Самостоятельно они затрудняются оценить личностные качествасвои и окружающих. [4.С.147.]
Самооценка умственно отсталого ребенка в обычных условияхвоспитания подвержена контрасным изменениям. Когда ребенок мал, когдаинтеллектуальный дефект незаметен, как правило создается постоянная ситуацияуспеха. У ребенка возникает неадекватный завышенный уровень притязаний,привычка к получению только положительных подкреплений. Но вот ребенок попадаетв образовательное учреждение или просто расширяет круг общения со сверстникамиво дворе, и высокой самооценке может быть нанесен серьезный удар. Кроме того,источником вторичной невротизации ребенка может быть семья, если родители не всилах скрыть досады на «неудачного ребенка» или психически нормальноразвивающийся брат или сестра постоянно подчеркивают свое превосходство.
У умственно отсталого ребенка завышенная самооценка, онасвязана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей незрелостью личности.Можно говорить о меньшей зависимости умственно отсталых детей от оценочнойситуации, чем это наблюдается у их нормально развивающихся сверстников. Однаконаблюдаемая тенденция не должна исключать дифференцированного подхода киспользованию оценки при обнаружении детей данной категории, так как унекоторых из них обнаруживается повышенная и очень хрупкая самооценка,полностью зависящая от внешней оценки. [5.С.81.]
Специальное исследование Р. Б. Стеркиной по выяснениюформирования уровня притязаний у умственно отсталых детей в двух видахдеятельности – учебной и практической показало, что формирование уровняпритязаний в конкретных видах деятельности зависит от предшествующего опытаребенка – его успешности или неуспешности в этих видах деятельности. Вдеятельности, обрекающей заранее на неуспех, выбор задач разной степенисложности осуществляется формально, т. е. у детей отсутствовали какие-либостремления, связанные с достижением успеха в данном виде деятельности.Результаты подобных исследований имеют большое практическое значение длясоздания адекватной мотивационной основы любой деятельности, особенно требующейот ребенка определенных волевых усилий. [5.С.82.]
2. Особенности эмоционального развития
Развитие личности является одной из наиболее важныхпроблем в теории воспитания и обучении. Под личностью в общей психологииподразумевается интегрирующее начало, связывающее воедино различные психическиепроцессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность иустойчивость.
Личность формируется в процессе многообразныхвзаимодействий с окружающей средой. Однако человек как личность формируется непутем простого усвоения общественных отношений и общественного опыта, а врезультате сложного взаимодействия социальных условий и психофизическихзадатков развития. [5.С.77.]
Развитие личности умственно отсталого ребенка происходитпо тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем всилу интеллектуальной неполноценности оно проходит в своеобразных условиях.
В общей совокупности многообразных черт личностисущественное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявлениечеловеческой активности. Какие бы факторы ни определяли жизнь и деятельностьчеловека, психологически действенными они становятся только тогда, когдапроникают в сферу эмоциональных отношений. [2.С.89.]
В психологии не существует единого представления обэмоциях. Многообразие классических и современных теорий и концепций обусловленокак неугасающим интересом к этой проблеме, так и сложностью и многогранностьюявления.
Под термином «эмоции» в психологии часто понимаютпсихические состояния, тесно связанные с мотивационно — потребностной сферой личностии проявляющиеся в субъективных переживаниях и экспрессивно – коммуникативномповедении. Эмоции отражают в форме непосредственных переживаний смысл явлений иситуаций и проявляются как удовольствие, радость, гнев, страх и т. п. Эмоциямив большей степени определяется отношение человека к другим людям, событиям, атакже оценка и регуляция собственных действий.
Сформировавшийся в отечественной психологии взгляд напроблему эмоций в самом общем виде сводится к разделению их на аффекты (бурные,кратковременные, ситуативные эмоциональные переживания, сопровождающиесявегетативными сдвигами), эмоции (более устойчивые, менее выраженные,сопровождающие и оценивающие деятельность переживания) и чувства (стабильные,устойчивые эмоциональные отношения, имеющие четко выраженный предметныйхарактер).
Начало теоретической разработки и изучения эмоциональнойсферы личности умственно отсталых детей в отечественной психологии связано сименем Л. С. Выготского, который высказал мысль о теснейшей взаимосвязиинтеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка. [4.С.138.]
Проявление эмоций у умственно отсталого ребенка зависитот глубины и качественного своеобразия структуры дефекта и, конечно, отсоциальной среды, в которой он находится. [3.С.45.]
Дети младшего дошкольного возраста отзывчивы на похвалу,одобрение, порицание. Различают ласковую и недовольную интонации. Они не могутвыражать свои эмоции вербально. Свое отношение к человеку они выявляютприкосновением к нему, улыбкой, заглядыванием в лицо. Некоторые дети при этом произносятотдельные звукосочетания или простые, не всегда правильно звучащие слова типа«мама», «любу».
Дети с видимым удовольствием играют со взрослыми впримитивные игры, сопровождая их в какой-то мере звукоподражанием или«детскими» словами.
Старшие дошкольники более активно понимают окружающую их обстановку.Они лучше, чем дети младшего дошкольного возраста, владеют речью и могут нетолько выразить свои эмоции криком или поведением, но и сказать, что имнравится или не нравится, пользуясь словом, объяснить, что они хотят получитьту или иную привлекательную для них игрушку. Эти дети с удовольствием слушаютвыразительно читаемые или рассказываемые доступные для них понимания простейшиетексты, включающие эмоционально окрашенные компоненты. Мимикой, жестами исловесными реакциями они выражают сочувствие добрым героям и отрицательноеотношение к их обидчикам. В понятной для них ситуации дошкольники способны ксопереживанию, к эмоциональному отклику на обстоятельства, в которых оказалсядругой человек. Как правило, дети проявляют отчетливо выраженное положительноеотношение к своим родным и близким. Они любят своих родителей и воспитателей иобнаруживают это со всей очевидностью. [6.С.69.]
В зависимости от клинического варианта дефектадошкольники ведут себя по–разному, проявляя свои эмоции. Возбудимые дети берутигрушку и тут же ее бросают. Движения у них быстрые, речевое сопровождениегромкое, эмоциональные реакции неустойчивы и поверхностны. Проявления гнева,обиды, радости выражаются бурно, импульсивно и не контролируются детьми.[1.С.146.]
Заторможенные умственно отсталые дошкольники действуютвяло, нерешительно. Они кажутся малоэмоциональными, хотя их переживания нередкобывают устойчивыми и достаточно глубокими.
Дети с сохранным поведением эмоционально несколько болееустойчивы, хотя их поведение и переживания отражают слабое осознание окружающейобстановки.
Развитие эмоций умственно отсталых дошкольников взначительной мере определяется правильной организацией всей их жизни, наличиемспециального, систематического педагогического воздействия, осуществляемого родителямив семье или педагогом в специальном учреждении. Дети из социальнонеблагоприятной среды значительно отличаются от тех, кто посещал специальныйдетский сад. Они менее организованны, несдержанны в проявлении своих эмоций.[6.С.69.]
В более старшем — школьном возрасте эмоциональная сфераумственно отсталых детей, особенно в младших классах, характеризуетсянезрелостью и недоразвитием. Дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенковэмоциям. Их эмоции поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и нередкорезким изменениям. У некоторых умственно отсталых школьников наблюдаетсязатянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих ярко выраженныйэгоцентрический характер. Не всегда возникающие у ребенка эмоции адекватныоказываемым на него внешним воздействиям. Учащиеся вспомогательной школы весьмаслабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются этогоделать.
Необходимо отметить, что учащиеся даже младших классов неостаются равнодушными при прослушивании доступных для понимания текстов,включающих эмоционально окрашенные компоненты, а в своих пересказах непропускают их, акцентируют на них внимание, воспроизводят с большейвыразительностью, чем другие части воспринятого.
Умственно отсталый ребенок, а тем более подросток,оказавшись в доступной его пониманию ситуации, способен к сопереживанию, кэмоциональному отклику на переживания другого человека и стремится оказать емуту или иную помощь. [6.С.70.]
Развитие эмоциональной сферы умственно отсталыхшкольников в большой мере определяется внешними условиями, важнейшими изкоторых являются специальное обучение и правильная организация всей жизнидетей. Присущие этим ученикам импульсивные проявления обиды, злости, радости ит. п. постепенно сглаживаются под воздействием обучения и воспитания. У детейпоявляется осмысливание своих действий и поступков, формируются положительныепривычки и правильное бытовое поведение, необходимые для их успешной социальнойадаптации.
Существенные трудности вызывает у умственно отсталыхучащихся, особенно младших лет обучения, понимание эмоциональных состоянийизображенных на картине персонажей. Так, школьники недостаточно соотносятдвижения и жесты персонажей картины с внутренним состоянием, передаваемым этимидвижениями. Дети допускают неточности, а иногда и искажения при толкованиимимики персонажей, неправильно определяют сложные переживания, сводя их к болеепростым. [6.С.71.]
Сложные эмоции социально-нравственного характера, тонкиеоттенки чувств остаются недоступными пониманию многих выпускников специальныхшкол. Вместе с тем часто переживаемые ими и окружающими их людьми состояниярадости, обиды почти все ученики правильно понимают и называют.
Учебная деятельность предъявляет к ребенку определенныетребования, а ее осуществление связано с переживанием им различных эмоций.Установлено, что на первом году обучения умственно отсталые учащиеся чаще всегоиспытывают потребности в чувстве покоя, безопасности, эмоционально насыщенныхположительных отношениях с окружающими. Дети стремятся быть вовлеченными вразные школьные события. Наряду с этим у них нередко наблюдается дефицитэмоциональных контактов, эмоционально-положительных отношений. Постоянноеподавление извне своеобразных проявлений нередко приводит учащихся к чувствунеполноценности, к потребности персонального внимания со стороны как взрослых,так и товарищей по классу.
К третьему году обучения у детей наблюдается активность,способствующая эмоциональной разрядке. В большем числе случаев, по сравнению спервым годом обучения, возможны агрессивные проявления. Школьники частоотрицательно реагируют на ограничения и запреты со стороны педагога. У нихотмечается стремление к положительным эмоционально окрашенным отношениям совзрослыми. [6.С.71.]
В целом на первых годах пребывания в условиях школьногообучения у учащихся прослеживается тенденция к эмоциональнойдезадаптированности, что является следствием недостаточной личностной иэмоциональной готовности этой категории аномальных детей к началу обучения. Встарших классах многие подростки успешно социально адаптируются, чтосказывается в их поведении и в школе, и в семье. Они трудятся в коллективесверстников, живут в семьях, заботясь о своих близких, сопереживая с ними теили иные события; хотя и не очень глубоко и четко, но адекватно понимают своичувства и чувства окружающих их людей, устанавливают определенные отношения иконтакты, в основном правильно ведут себя в коллективе. Все это свидетельствуето том, что в эмоциональном развитии умственно отсталых учеников в процессеспециального школьного обучения происходят определенные положительные сдвиги.[6.С.71.]
3. Особенности волевого поведения
Понятие «воля» определяется в психологии как одно извысших проявлений человеческой активности. Волевое поведение всегдапредполагает сознательное регулирование человеком своего поведения, чтопроявляется при определенной цели, составлении плана, выполнении задания,преодолении препятствий. Волевая регуляция осуществляется в течение всейдеятельности индивида с помощью волевых усилий, направленных на ее различныекомпоненты.
Действия, совершаемые человеком, обычно имеют своей цельюизменение или сохранение условий, в которые он поставлен. Их принятоподразделять на произвольные и непроизвольные. Непроизвольные действиясознательно не регулируются и не контролируются. Они осуществляются импульсивнои служат непосредственным ответом на вызывающее их побуждение. Произвольныедействия связаны с осознанием их цели и необходимых для ее достижения операций.Среди произвольных действий выделяются волевые действия. [4.С.142.]
Проблема воли относится к числу наиболее значимых дляпонимания личности и ее формирования. Благодаря волевым усилиям человекстановится способным изменять свое поведение, оказывать влияние на окружающее.У него вырабатывается активная жизненная позиция.
Проблема воли умственно отсталых привлекла к себевнимание, как только эту категорию стали выделять из всей массы детей сотклонениями в развитии. Зарубежные дефектологи, наблюдая за жизнью умственноотсталых в специальных больницах и приютах, за их повседневной деятельностью,анализируя многочисленные факты, подчеркивали грубую недостаточность воли этихдетей и делали вывод о том, что именно эта особенность характеризует сущностьумственной отсталости. [4.С.143.]
Постепенно накапливался сопоставительный материал,характеризующий становление волевого поведения у нормально развивающихся иумственно отсталых детей. Было показано, что у нормально развивающегосямаленького ребенка совершенствование воли происходит в ходе ведущей для негодеятельности – предметно-практической, выполняемой совместно со взрослыми, и в процессеигры. Большое значение при этом имеет речевая регуляция поведения.
У умственно отсталых детей словесная регуляция производимыхдействий формируется значительно позднее и с существенными отклонениями.Ученикам младших и даже средних классов трудно длительное время удерживать цельдействий, они не доводят начатое дело до конца, им требуется для этогонаправляющая помощь взрослого. [4.С.143.]
Волевая сфера умственно отсталых дошкольников находитсяна самых начальных этапах развития. Ее становление связано с появлением речи,которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия.[5.С.79.]
Однако формирование произвольной регуляции поведенияумственно отсталого ребенка затруднено. Дошкольники-олигофрены не могутконтролировать свои поступки, желания. Большинство из них не способны подчинитьсвое поведение требованиям, которые предъявляют родители, воспитатели, детскийколлектив. Действия детей нередко носят импульсивный характер, а их поведениечасто не соответствует общепринятым правилам и нормам.
Для умственно отсталых школьников также характернынарушения поведения. Им свойственны безынициативность, несамостоятельность,слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация, причем нетолько в учебной, но даже в игровой и трудовой деятельности. Их ставит взатруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могутпротивостоять возникающим желаниям. Однако дети способны проявлять волевоеусилие в тех случаях, когда знают, как надо действовать, и испытываютпотребность в этом действии. Тогда из вялых, безынициативных детей онипревращаются в настойчивых, безудержных. Такие резкие контрасты в проявленииволи есть результат незрелости личности школьников-олигофренов. [6.С.72.]
Обучение в специальной школе приводит к существеннымсдвигам в развитии у умственно отсталых детей волевой регуляции поведения:появляется умение сдерживать свои импульсивные реакции и подчинять ихтребованиям ситуации. [2.С.90.]
Волевая активность, формирующаяся под воздействиемкоррекционно-направленного обучения, в значительной мере способствуетумственному, речевому и в целом личностному развитию этой категории детей.Повышается объем внимания, его устойчивость; увеличивается объем памяти,возрастаете продуктивность. В свою очередь развитие мышления, речи, памятистимулирует формирование волевых качеств личности школьников-олигофренов. Отмладшего к старшему школьному возрасту у умственно отсталых учащихся отмечаетсяразвитие произвольных психических процессов. [6.С.72.]
Заключение
В данной контрольной работе мы рассмотрели особенностиэмоционально-волевой и личностной сферы умственно отсталого ребенка.
Без изучения психологии детей, имеющих недостаткиразвития, педагогическое образование нельзя считать полноценным. Знание даннойпроблемы важно как для педагогов общеобразовательных и дошкольных учреждений,так и для школьных психологов.
Список литературы
1.Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков.Руководство. – СПб.: Речь, 2003.
2.Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л.:Медицина, 1982.
3.Лебединский В. В. Нарушения психического развития вдетском возрасте: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / В. В. Лебединский.– 3-е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2006.
4.Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников:Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова.– 2-е изд., стереотип. – М.: издательский центр «Академия», 2004.
5.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ.сред. Пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева идр.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
6.Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.;Под ред. В. И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.