Реферат по предмету "Психология"


Особенности эмоционального развития в подростковом возрасте

Содержание
Введение
Глава I Проблема эмоционального развития в подростковом возрасте
1.1.     Эмоции: понятие,сущность и значимость в развитии личности
1.2.    Особенностиэмоционального развития подростков
1.3.    Причины нарушенийэмоционального развития
Глава II Исследование эмоционального развития подростков
2.1. Описание методик дляисследования
2.2. Результаты исследования
Заключение
Литература

Введение
Подростковыйвозраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря наотносительную кратковременность, он во многом определяет всю дальнейшую жизньиндивидуума.
Переходк подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющихна личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихсяу подростков сл взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательныхпроцессов, интеллекта и способностей. И конечно же эмоциональное развитиепретерпевает в это время существенное изменение.
Подростковыйвозраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляетсяв легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности,агрессивности и других бурных реакций.
Подростковыйвозраст считается особенно «эмоционально насыщенным» и поэтому изучениеэмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. Впоследнее время интерес к проблеме эмоционального развития значительно возрос.
Эмоциональныенарушения, возникающие в этот период, имеют далеко идущие последствия. Многиеисследователи связывают некоторые типы нарушения поведения у детей с различнымиформами эмоциональных нарушений. Неоднократно демонстрируется связьэмоционального неблагополучия с неуспеваемостью, трудностями общения сосверстниками и взрослыми и т.д.
Даннаяпроблема достаточно полно отражена в работах отечественных зарубежных авторовтаких как Анохин П.К,. Грецов А.Г., Дерманова И.Б., Ильин Е.П.,. КазанскаяВ.Г., Лафренье П., Райс Ф., Реан А.А., Рубинштейн С.Л и др.
Объектисследования:эмоциональное развитие
Предметисследования:эмоциональное развитие подростков
Цельисследования:Изучения эмоционального развития подростков.
Задачиисследования:
1.  Анализпрактической и теоретической литературы по проблеме.
2.  Раскрыть понятиеэмоции, функции и значение.
3.  Рассмотретьособенности эмоционального развития в подростковом возрасте.
4.  Изучитьпрактические методы исследования эмоционального развития подростков.

ГлаваIПроблема эмоционального развития вподростковом возрасте
 
1.1Эмоции: понятие, функции и значимость в развитии личности
Всовременной психологии предлагается множество самых разнообразных определенийпонятия «эмоции». Эмоциями как правило называют такие явления душевной жизни, которыевыражаются в переживании человеком своего отношения к окружающейдействительности. В переводе с латинского языка emotio- означает «волную», «потрясаю». Наряду с нимивыделяются чувства- устойчивые эмоциональные отношения к людям, к различнымпредметам и явлениям.
 Рассмотримосновные функции и характеристики эмоций в современном их понимании. Преждевсего следует отметитькогнитивно-оценочную функцию эмоций. Какуказывает В.К.Вилюнас, «независимо от того, как в истории психологической мыслитрактовались эмоциональные явления… за ними всегда признавалась способностьоценивать, хотя существовали различные точки зрения о том,что именно(вещи, действия, внутренние отношения; их полезность, достоинство или гармонию)икак именно (сознательно — бессознательно, абсолютно — относительно)оценивают эмоции. Такое же положение сохраняется и в психологических теорияхэмоций XX в. В советской литературе способность эмоций оценивать отражаемыеявления подчеркивается П.К.Анохиным, П.В.Симоновым, С.Х. Рапопортом, А.Н.Леонтьевыми рядом других авторов».
 Типичныйпредставитель социально-когнитивного направления Р. Плутчик рассматриваетэмоции как адаптивные механизмы, способствующие выживанию индивида на всехуровнях, т.е. эмоция определяется как зафиксированная телесная реакция,соответствующая одному из базовых адаптивных биологических процессов.
Вряде современных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания. Так, Р.Бак, цитируя высказывание Гегеля «Все, что реально, рационально», выдвигаетположение о том, что на самом деле все, что реально, — эмоционально;рациональна лишь последующая лингвистическая проработка этой реальности. Р. Бакговорит об «эмоциональных фильтрах», приписывающих событиям эмоциональноезначение; одни из них сформировались в ходе эволюции, другие — в ходеиндивидуального развития. В связи с той исключительной ролью, которую эмоциииграют в человеческой жизни, по аналогии с широко используемым понятием«социальная компетентность» (способность эффективно взаимодействовать с другимилюдьми), Р. Бак выдвигает понятие «эмоциональная компетентность», которое онопределяет как способность действовать с внутренней средой своих чувств ижеланий. Р. Бак указывает, что эмоциональная и социальная компетентностьвзаимно поддерживают друг друга; точное эмоциональное общение с окружающимиусиливает способность действовать как с другими людьми, так и со своимичувствами и желаниями.
П.Эллсуортуказывает, что раньше эмоциональная оценка рассматривалась как«накладывающаяся», или «прибавляющаяся» к познанию; но уже в 1962 г. С.Шехтер иДж.Сингер выдвинули положение о том, что познание является компонентом эмоции.
Рядавторов указывали на роль эмоций в процессах межличностной оценки, во взаимнойрегуляции поведения. Так, Р.Клиннертом было введено понятие «социальнойреферентности», указывающее на тенденцию человека искать эмоциональнуюинформацию от значимых других и использовать ее для осмысления происходящего.
Практическив настоящее время общепризнанным является то, что эмоция представляет собойрезультат оценки людьми своего окружения.
Влитературе неоднократно отмечалась функция эмоций какадаптивного механизма,прежде всего — их связь с потребностями. «Потребности чаще всего указываются вкачестве тех факторов, которые лежат в основе выполняемых эмоциями функцийоценки и побуждения»
С.Л.Рубинштейн подчеркивает, что в эмоции представлено целостное отношение человекак миру и соответствие его поведения (или того, что с ним происходит) егопотребностям. «Чувство человека — этоотношение его к миру, к тому,что он испытывает и делает, в форме непосредственногопереживания». []
Насвязи эмоций с потребностями основано понятие «эмоциональной коррекции»,«… при посредстве которой направленность и динамика деятельности ребенкаприводятся в соответствие с имеющимися у него потребностями и интересами»
В.Гэйлинвыделяет три основные функции эмоций: 1) обеспечение выживания индивида игруппы, 2) указание на недостаточно эффективное функционирование человека, 3)указание на жизненные смыслы — как индивидуальные, так и групповые
Садаптивной функцией эмоций тесно связана ихпобуждающая функция.«Продолжительное время, начиная с момента своего возникновения, учение обэмоциях прочно включало в себя побуждающие эмоциональные явления». Напобуждающую функцию эмоций неоднократно указывал и С.Л.Рубинштейн: «… эмоцииили потребности, переживаемые в форме эмоций, являются вместе с темпобуждениями к деятельности». К. Изард в своей теории дифференциальных эмоцийвыдвигает положение о том, что эмоции образуют основную мотивационную системучеловека. Аналогичных взглядов на мотивирующую функцию эмоций придерживаетсяДж. Сингер. Р. Бак указывает, что «мотивация и эмоция — это две стороны одногои того же процесса — первичных мотивационно-эмоциональных систем». Дж. Вейнрихопределяет эмоции как результат сознательного или бессознательного принятиярешения.
Существенноевнимание разные авторы уделяют социальной обусловленности эмоций.Социально-культурный подход рассматривает социальную регуляцию эмоций черезнормативные спецификации (на свадьбе следует быть счастливым, на похоронах —грустным и т.д.). С этой точки зрения «культура может так регулировать эмоций,что они становятся не тем, чем были вначале… Культурное давление толкаетэмоции в направлениях, в которых они ни в коем случае не пошли бы...»… Культура указывает, какие чувстваподходят к ситуации, и предусматривает санкции за не предписанные чувства.
Такимобразом, эмоции помогают осуществлять социальный контроль. К. Изард, описываясоциализацию различных эмоций, отмечает, что одним из наиболее частоприменяемых родителями способов является использование одной эмоции длявоздействия на другую (например, смягчение страха обращением к стыду). То,каким образом социализируются эмоции, играет очень большую роль в личностномразвитии ребенка. Так, рассматривая социализацию интереса, К. Изард отмечает:«… если родители позволяют и поощряют игру и исследование, интерес можетразвиваться. Еслиже озабоченность родителей собственными нуждами делаетих нетерпеливыми к мотивируемым интересом поступкам ребенка, еголюбопытство и потребность исследовать будут наказываться, а вследствие этого —подавляться».
Известно,что эмоциональные процессы сопровождаются разнообразными изменениями вдеятельности внутренних органов; причем эмоциональные реакции вызывают измененияв организме посредством не только нервных, но и гормональных механизмов.Механизм воздействия эмоций на физиологические реакции детально рассматриваетЭ.Росси в более широком контексте воздействия «духа» на «тело». «Новое ичрезвычайно глубокое понимание, которое делает возможной современную науку овзаимодействии между духом и телом, заключается в следующем:молекулы-посредники являются конечным общим звеном психосоматическоговзаимодействия между психикой, эмоциями, поведением и проявлениями генов вздоровье и болезни».
Итак,эмоции имеют адаптивную функцию, они связаны с потребностями человека,выполняют функции оценки и побуждения, в них представлено соответствиеповедения человека и испытываемых им воздействий его основным потребностям,интересам и ценностям. В эмоциях представлено целостное отношение человека кмиру, они тесно связаны с центральными личностными образованиями, самосознаниеми личностной идентичностью, представляют собой основную мотивационную системучеловека, в них представлены личностные смыслы. Эмоциональность признаетсяключевым фактором, обусловливающим жизненный успех, более существенным, чеминтеллект.
Поэтомупредполагается, что эмоциональные реакции и эмоциональные состояния человекаявляются основной формой осознания им своей собственной индивидуальности.
Осознаниесобственных эмоциональных реакций и состояний не приходит к человекуавтоматически; как и все другие аспекты человеческого развития, оно развиваетсяво взаимодействии ребенка со взрослым (причем взрослый своим поведением можеткак способствовать, так и препятствовать этому).
Так,важным моментом в осознании ребенком собственных эмоциональных реакций исостояний является ихназывание взрослым; как известно, вербализацияявляется важнейшим инструментом осознания. Однако называние может как адекватноотражать состояние ребенка — и тогда оно способствует осознанию ребенкомсобственных эмоциональных переживаний, способствуя тем самым индивидуализацииразвития, так и неадекватно отражать его, тем самым препятствуя осознаниюребенком своих эмоциональных переживаний и блокируя развитие индивидуальности.
Дляосознания ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний важнымявляетсяпринятие или непринятие взрослым этих реакций исостояний. Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослыйпризнает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, чтов еще большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций. Непринимая эмоциональных реакций и состояний ребенка, т.е. не признавая за нимправо испытывать эти эмоции, взрослый препятствует развитию индивидуальностиребенка.
Другимсущественным моментом в осознании ребенком своих эмоциональных реакций исостояний является ихподдержка со стороны взрослого. Поддерживаяэмоциональную реакцию ребенка, взрослый не только признает за ним право наданную эмоцию, но и признает также адекватность реакции ребенка на даннуюситуацию. Но взрослый может также и отвергать эмоциональную реакцию ребенка,т.е., признавая за ребенком право на эмоцию, не считать ее адекватной в даннойситуации.
Осознаниеребенком своей индивидуальности предполагает ее выражение.
Такимобразом, основным условием осознания и проявления ребенком своейиндивидуальности является называние, принятие и поддержка взрослым егоэмоциональных проявлений. Ранее мы обосновывали положение о том, что реализациячеловеком собственной индивидуальности является проявлением творческости. Следовательно,роль взрослого в развитии творческого потенциала ребенка заключается вобеспечении его эмоционального самовыражения.
 
1.2      Особенностиэмоционального развития подростков
Психологическимаспектам становления личности подростка посвящено множество работ. В этомвозрасте окончательно формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможнымосмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальнойсистемы ценностей и Я-концепции. Образ Я в это время нестабилен, менеепозитивен по сравнению с младшим школьным возрастом, пик этих измененийприходится примерно на 12–13 лет. Именно в этот период начинается интеграция иосмысление всей информации, относящейся к Я. В эпигенетической концепции Э.Эриксона подростковый возраст занимает центральное место, подросток решаетбазовую задачу, заключающуюся в развитии чувства ролевой идентичности, котороевбирает в себя не только систему актуальных ролевых идентификаций, но и опыт,накопленный на предыдущих этапах становления, синтезирует его и становитсябазой для дальнейшего развития личности взрослого человека.
Вподростковый период жизни человека, конечно же, и эмоциональная сферапретерпевает значительные изменения. Что же происходит с развитиемэмоциональной сферы подростка?
Установлено, что с возрастом дети начинают лучшеидентифицировать эмоции, в подростковом возрасте границы «эмоциональных»понятий становятся более четкими: так, маленькие дети применяют один и тот жетермин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем болеестаршие дети. У подростков зафиксировано значительное расширение словаря эмоцийпо мере взросления и увеличение числа параметров, по которым различаютсяэмоции.
Исследованияпоказали, что подростки переживают по поводу самых разных жизненных событийболее ярко и интенсивно по сравнению не только со взрослыми, но и с детьми. Этокасается как и положительных так и отрицательных эмоций. Если подростоксчастлив, так «на все сто», но сели его что- то расстроило, то он чувствуетсебя жутко несчастным. Эти состояния безудержной радости и глубокого отчаяниямогут быстро сменять друг друга, преобладающее даже на протяжении одного днянастроение подростка редко бывает «черным» или «белым», но обычно «полосатоекак зебра».
Порезультатам исследования П. Лафренье, подростки чувствовали себя оченьсчастливыми в шесть раз чаще родителей, а очень несчастными- в три раза чаще.Кроме этого, подростки, по их словам, гораздо чаще, чем взрослые чувствовалисебя неловкими и волновались, а также скучали и испытывали апатию.
 Такойвсплеск в эмоциональной жизни подростков многие авторы прежде всего связывают сбалансом двух основных видов нервных процессов- возбуждения и торможения. Вподростковом возрасте, по сравнению со «средним детством» (возрастом 7-11 лет)и с взрослостью, общее возбуждение нарастает, а все виды торможения-ослабевают. Таким образом получается, что одни и те же жизненные событиявызывают у подростков более яркий эмоциональный        отклик и успокоится имгораздо сложнее.
Междутем, эмоции и чувства подростков в большей степени относятся к их внутреннейжизни. Внешне же они выражаются в меньшей степени, чем у детей. И даже в самыхдоверительных беседах подростки зачастую говорят не обо всех своихпереживаниях.
Ещеодна важная особенность эмоциональной сферы подростков- возможностьсосуществования эмоций и чувств противоположной направленности. Например,молодые люди могут любить и ненавидеть кого- то одновременно, и при этом обачувства могут быть совершенно искренними.
Эмоцииобычно делят на положительные ( радость, интерес и т.п.) и отрицательные (страх, гнев, отвращение и т.д.). Все эти эмоциональные переживания полезные,поскольку они помогаю человеку регулировать свое поведение, и наполняют егосуществование личностным смыслом. Но любые эмоции могут превратиться изполезных во вредные и происходит это тогда когда они становятся слишком интенсивнымиили неадекватными.
Помнению Е.П. Ильина, подростки более склонны к проявлению радости, чем гнева,страха и печали. Склонность к гневу выражена несколько ярче, чем к страху ипечали. Радость, гнев и печаль наиболее интенсивно переживаются в возрасте 12-13лет, а выраженность страха в этот период, напротив, уменьшается.
Нарядус положительными и отрицательными эмоциями существует и состояние такназываемого «эмоционального нуля»- скука. Его опасность состоит в том, что уподростков оно положительными эмоциями сменяется с трудом, а отрицательными-очень легко. Если подросток, которому стало скучно, не сумеет быстро найти длясебя увлекательное дело, то его скука усугубиться раздражением, злостью илитоской. Когда человек в таком состоянии отправляется «искать приключении», ни кчему хорошему это не приведет. Очень многие агрессивные действия, поражающиесвоей нелепостью и бессмысленностью, совершаются как раз под влиянием скуки.
Имеютсяданные (Л.А. Регуш, А.А.Реан), что так называемые «трудные» неблагополучныеподростки (склонные к нарушениям дисциплины, противоправным поступкам) яркоотличаются от своих благополучных сверстников в том числе и тем, что особенночасто и интенсивно переживают скуку. То есть не умеют сделать свою жизнь яркой,разнообразной и интересной.
Эмоциональноеразвитие мальчиков- подростков отличается от девочек. Считается, что девочкиболее эмоциональны и они интенсивнее, чем мальчики переживают по самым разнымповодам, больше любят разговаривать о своих чувствах. Вот только связано это стем, что в нашем обществе проявления и эмоций и чувств приветствуется удевочек, а у мальчиков – нет.
Однакоу них различаются эмоциональные реакции на сложные ситуации. У девочек чащепроисходят «сбои» в эмоциональной сфере- резко меняется настроение, появляютсяслезы и т.п. Мальчики же в большей степени реагируют изменением поведения-например, могут вспылить, нагрубить. Эмоции же как таковые они проявлять чащевсего избегают. Зато ведут себя более шумно, многие их действия сопровождаютсяненужными движениями (не могут усидеть на месте, вертят что- нибудь в руках ит.п._ Подобные бурные реакции- попытка переложить ответственность за неудачи ссебя на окружающие обстоятельства или просто «сбросить» внутренне напряжение вкриках и ненужных движениях.
Поданным Л.А. Регуша, пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится навозраст 11-13 лет, а у девочек – 13-15 лет. Получается, что 13 лет- возрастпика эмоциональной неустойчивости и у тех и у других. Именно в этом возрастебольше всего сложностей во взаимодействии между подростками и взрослыми. Так,учителя отмечают, что дисциплина чаще всего нарушается учениками 7-х классов,т.е. в возрасте 13 лет. Многие взрослые отмечают и всплеск своеобразногозлорадства у 13-летних подростков: например, они находят смешными неприятностидругих людей, враждебно относятся к пожилым и инвалидам и т.п.
Каксчитает В.Г. Казанская, подросткам свойственно застревать на своих эмоциях, какположительных, так и отрицательных. В результате подростки, особенно девочки,иногда буквально «купаются в своих переживаниях» И без особого энтузиазмареагируют на попытки окружающих помочь им, увлечь каким-нибудь конкретнымделом.
Вчисло наиболее значимых для подростков областей проблемных переживаний входятотношения с родителями и со сверстниками. Такие жизненные области, как досуг ишкола, тоже вызывают у них беспокойство, хотя и в меньшей степени. Апереживания, связанные с собственной персоной и противоположным полом обычноуступают по значимости отмеченным выше жизненным сферам. Кроме этого, какпоказали исследования (А.И. Подольский, О.А. Идобаева) на первом месте убольшинства подростков источником переживаний является жизненная сфера«будущего». Что ожидает их дальше, как сложится последующая жизнь, удастся лиосуществить свои планы и воплотить мечты. Причем больше переживаний, связанныхс будущим, отмечается у тех подростков, у которых выше общая тревожность и утех, кто более интеллектуально развит.
Подводяитоги, необходимо отметить, что помимо усиления эмоций и чувств, и даже впротивовес им, в подростковом возрасте развиваются способности к ихсаморегуляции. Подросток, более способный к интенсивным и разнообразнымэмоциям, становится также более способным к их торможению волевым усилием.
Учитывая,что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности,что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетанииполярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, чтонекоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся вгормональных и физиологических процессах, следует предположить, что в этотпериод жизни подрастающего человека с легкостью могут возникнуть повышеннаятревожность, агрессивность, различные страхи и тревоги.
Болееподробно о видах эмоциональных нарушений и причинах их возникновения мырассмотрим в следующей части нашей работы.
/>1.3 Виды эмоциональных нарушений и причины их возникновения
Эмоциональноенеблагополучие подростков –один из объектов внимания школьных психологов, педагогов,родителей.
Эмоциональныенарушения представляют, с одной стороны, отклонения от нормы, а с другойстороны приводят к возникновению нарушений социальных контактов подростка.
Одноиз наиболее ярких проявлений эмоционального неблагополучия- депрессивныесостояния подростков. Психологическое неблагополучие подростков, в том числе икасающееся эмоциональной сферы, имеет далеко идущие последствия. Многиеисследователи (А.М.Прихожан, В.Н.Синицкий) связывают некоторые типы нарушенийповедения у детей ( побеги, школьные прогулы, бродяжничество, воровство.Убийства) с различными формами психогенных расстройств, в частности сдепрессивным состоянием.
Депрессияв психологии- это аффективное состояние, характеризующиеся отрицательнымэмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представленийи общей пассивностью поведения.
Страданияи ощущение печали, потеря аппетита, бессонница, уход от социальных контактов,раздражительность, ослабление интересов и способности к концентрации, а такжеозабоченность жалобами на физическое состояние являются обычными длядепрессивных расстройств подростков.
Вподростковом возрасте депрессивные симптомы в большинстве случаев сходны ссимптомами у взрослых. Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего неможет измениться, ведут в этот период жизни к повышенному риску суицида. Иногдатакие подростки пытаются улучшиться свое состояние с помощью алкоголя илинаркотиков, что в свою очередь может привести к алкогольной или наркотическойзависимости.
Удетей, так же как и у взрослых, в возникновении депрессивных состояний важнуюроль играют генетические факторы, но влияние факторов среды не менеесущественно. Наиболее существенным обстоятельством, которое способствуетвозникновению депрессии, представляется прекращение близких связей илиотношений.
Связанныес разрывом переживания могут возникать непосредственно в момент разрыва иприводить к немедленному возникновению депрессии.
Кромеэтого в подростковом возрасте большую роль в возникновении депрессивных состоянийиграет и ощущение невозможности реализовать себя, свое понимание отношений слюдьми в сложной и быстро меняющейся ситуации.
Ещеодин вид эмоциональных расстройств- страхи и тревога. Страхи и фобии могутвстречаться у детей, находящихся на любой стадии развития, но их частотаособенно велика среди подростков. Это может быть специфический страхопределенных ситуаций или объектов, или же это может быть весьмагенерализированное и расплывчатое состояние. Дети также как и взрослые, легко«заражаются страхами» и это может быть усвоено от других членов семьи.
ИсследованияН.М. Иовчук и А.А. Северного показали, что младшего подростка появляютсяспецифические страхи. Они- продукт воображения (страх перед ведьмами, чертями,монстрами), страх перед животными. У старших подростков на первый планвыступает страх перед авторитарными личностями ( учителем, директором),социальные страхи ( страх не соответствовать стандартам или субкультуререферентной группы), страх в ситуациях с высокими требованиями. Исследователитакже отмечают зависимость страхов детей от страхов их родителей. Напоявляющиеся страхи влияют стили взаимоотношений в семье (гиперопека, симбиозмежду матерью и ребенком).
Страхимогут также возникать из-за неуверенности подростка в собственных межличностныхотношениях с другими людьми.
 Школьныестрахи свидетельствуют о появляющейся дезорганизованности личности вследствиеизлишней тревожности, ее неустойчивости. Школьные страхи- постоянный спутникобучения, возникающие из-за чрезмерных требований учителя. Школьники не любятотвечать у доски, потому что на них смотрят сверстники, боятся, что скажутглупость, которая вызовет их смех.
Поданным исследования М.В. Оршанской, общая тревожность у подростков достигает 47баллов; страх самовыражения- 56 баллов; страх ситуации проверки знаний- 60баллов; страх несоответствия ожиданиям окружающих- 63 балла. Страхи вотношениях с учителем достигли 45 баллов.
Длятаких страхов в обучении характерно уклонение от посещения школы, привязанностьк одному из близких людей, уклонение от общественных обязанностей.
Наблюдаютсявполне обоснованные подростковые страхи быть покинутым, трудности или нарушенияпроцессов обучения, физическая слабость и недостаточно развитая совесть.Результатом всего этого становится девиантное поведение, проявляющеесяодновременно со страхом наказания.
Эмоциональныерасстройства могут существовать и во множестве других форм. К их числуотносятся ипохондрические состояния и реакции истерики.
Сейчасизвестны многочисленные данные о том, что полученный в детстве неадекватныйэмоциональный опыт (в неблагополучных семьях, при нарушении взаимоотношенийдетей с родителями и родителей между собой) отражается на общем эмоциональномразвитии ребенка.
Такжеэмоциональные нарушения у подростков тесно связаны с признаками семейногонеблагополучия, такими как невроз матери, супружеские ссоры, раздражительностьродителей и распад семей.

ГлаваIIИсследование эмоционального развитияподростков
 
2.1Описание методик для исследования
Диагностикавыступает как неотъемлемая часть психологического сопровождения, и от еекачества во многом зависит успешность деятельности всей системыпсихологического сопровождения.
Дляопределения эмоционального развития у подростков, выяснения причин возможныхотклонений можно использовать следующие методы диагностики:
— наблюдение;
— беседа и анкетирование подростков;
— проективные методики: «Несуществующее животное».
-тестовыеметодики: Опросник САН, цветовой дневник настроения, Опросник Баса- Дарки,Тест Кеттела_
Следуетотметить, что не обязательно применять все диагностические методики к одномуребенку. Методы диагностики следует выбирать в соответствии с условиями,возможностями, особенностями самого ребенка.
Наблюдение.
Взависимости от того, какой степени точности следует получить информацию,используются два вида наблюдения: неструктурализированное иструктурализированное []:
●Для неструктурализованного наблюдения характерно то, что:
— заранее не определяется, какие именно элементы поведения будут подвергнутынаблюдению;
— неимеется строгого плана.
●Структурализованное наблюдение:
— заранее определяется круг изучаемых элементов или ситуаций;
— составляется специальный план записи или фиксации результатов.
Наблюдениепозволяет выявить, какой вид агрессивного поведения свойственен данномуребенку, какие ситуации провоцируют появление агрессии; помогает установитьчастоту и легкость возникновения агрессивных проявлений, степень неадекватностиагрессии той ситуации, в которой она возникает, степень напряженности вагрессивных реакциях.
Беседаи анкетирование.
Беседаи анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительнымдиагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информацииили разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Проективныеметодики.
Использованиедетского рисунка в диагностике является очень интересным и информативным дляспециалиста, но вместе с тем, выводы будут объективнее, если наряду спроективными методиками специалист будет пользоваться и другими методами диагностики.
Тест«Несуществующее животное».
Методисследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состоянияпсихики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующейдоминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения,рисунка). По И.М.Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любаятенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально:«Всякая мысль заканчивается движением»).
Еслиреальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующихгруппах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой дляосуществления ответной энергии (на представление — мысль). Так, например,образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение вгруппах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым вслучае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук – ударить,заслониться.
Тенденциядвижения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление,подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины)представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксируетотношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию
Пространство,в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временнымпериодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью илиидеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзадии слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствиемактивной связи между мыслью-представлением, планированием и егоосуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны сбудущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторонаи низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, снеуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантнойправой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью,конкретностью действия.
 Посвоему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных.Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может бытьпредставлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный икак единственный метод исследования обычно не используется и требуетобъединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное иназовите его несуществующим названием».
Тестовыеметодики
ТестКеттелла. ТестКеттелла относится к многофакторным личностным опросникам. Был опубликованвпервые в 1049 и с тех пор широко используется в психодиагностической практике.Тест универсален практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности.Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.
Внастоящее время различные формы 16PF опросника являются популярным средством экспресс- диагностики личности.Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально –психологических особенностей человека.
Опросникдиагностирует черты личности, которые Р.Б. Кеттелл называет конституционнымифакторами. Изучение динамических факторов- мотивов, потребностей, интересов,ценностей- требует применения других методов. Это необходимо учитывать приинтерпретации, т.к. реализация в поведении личностных черт и установок зависитот потребностей и характеристик ситуаций.
Опросниксодержит следующие шкалы:
— «замкнутость- общительность»
— «интеллект»
— эмоциональная неустойчивость- эмоциональная устойчивость»
— «подчиненность- доминантность»
— «сдержанность- экспрессивность»
— «подверженность чувствам- высокая нормативность поведения»
— «робость- смелость»
— жесткость- чувствительность»
— «доверчивость- подозрительность»
— «практичность- развитое воображение»
— «прямолинейность- дипломатичность»
— «уверенность в себе- тревожность»
— «консерватизм-радикализм»
— «конформизм-нонконформизм»
-«низкийсамоконтроль- высокий самоконтроль»
— «расслабленность-напряженность»
— «адекватностьсамооценки».
Следующийтест- Опросник САН (самочувствие, активность, настроение).
Цельданной методики – оперативная оценка настроения, активности и самочувствия.
Опросниксостоит из 30 парных слов, характеризующих состояние человека. Характеристикивключают противоположные качества- от менее выраженных до ярко выраженных отположительных до отрицательных. Каждая пара состоит из шкалы, где испытуемыйотмечает выраженность того или иного качества.
Опросник«Басса- Дарки». Агрессивныепроявления разделяют на два основных типа: первый- мотивационная агрессия, каксамоценность, второй- инструментальная, как средство. Практических психологов вбольшей степени интересует мотивационная агрессия как прямое проявлениереализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивныхтенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможностьпроявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностическихпроцедур является Опросник Басса- Дарки.
Опросниквыявляет следующие формы агрессивных реакций:
— Физическая агрессия ( нападение)- использование физической силы против другоголица.
— Косвенная агрессия- окольным путем направленная на другое лицо или ни на когоне направленная.
— Раздражение- готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении(вспыльчивость, грубость).
— Негативизм- оппозиционная марена в поведении от пассивного сопротивления доактивной борьбы против установившихся обычаев и законов.
— Обида- зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.
— Подозрительность- в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людямдо убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
— Вербальная агрессия- выражение негативных чувств как через форму (крик, визг),так и через содержание словесных ответов ( проклятия, угрозы).
— Чувство вины- выражает возможное убеждение субъекта в том, что он являетсяплохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Тест«Цветовой дневник настроения» Целью данной методики является отслеживание эмоциональныхпереживаний у подростков. А также анализ причин возникновения причинвозникновения этих переживаний.
Дневникпредлагается заполнять по следующей схеме:Дни недели Что переживал? Почему? Как справился? Кому рассказал? пн вт ср чт пт сб вс
2.2Результаты исследования
Висследовании принимало участие 20 человек- учащиеся в возрасте 13 и 15 лет шк №
Участникибыли разбиты на две группы- в первую группу входили подростки 13 лет во второю– 15 лет.
Цельюисследования являлось определение уровня эмоционального развития учащихсяразных возрастных групп, их сравнение, а также определение степени тревожности,агрессивности и других эмоциональных неблагополучий.
Входе исследования нами были использованы следующие методики:
— Опросник САН
— цветовой дневник настроения:
— Опросник Баса- Дарки
— Тест Кеттела_
— Проективная методика «Несуществующее животное».
Входе предварительного наблюдения нами были замечены следующие проявления:
Впервой группе подростков в возрасте 13 лет наблюдались вспышки гнева ираздражительности чаще чем вол второй.
Вгруппе подростков 15 лет прослеживалась сдержанность в проявлении своих эмоций.
Предварительнаябеседа с подростками показала, что как правило, подростки и той и другой группыне любят говорить о своих эмоциональных переживаниях. Причем необходимоотметить, что подростки 13 лет не владеют достаточным запасом словарныхтерминов обозначающих чувства и эмоции человека. В более старшей группезамечено, что словарных запас терминов, обозначающих эмоциональные переживаниязначительно расширяется. Подростки достаточно хорошо используют широкий спектрназваний различных эмоций и чувств присущих человеку.
Следующимэтапом исследования явилась диагностика эмоционального состояния подростков.
Дляэтой цели использовалась методика «Цветовой дневник настроения» и Методика Сани в той и другой группе.
Методикацветовой дневник настроения (описание методик см. в предыдущей части работы).
Входе исследования мы получили следующие результаты:
— в группе подростков 13 лет преобладает раздражение ( 7 чел), т.е. в большинствеслучаев ( настроение оценивалось каждый день в течение недели) подростокиспытывал раздражение, причем указывались такие причины как непониманиеродителей- 4 чел; напряженные отношения со сверстниками – 2 чел.; ссоры сблизкими людьми) сестра, брат) – 1 чел. Чувство радости присутствовало у 4 чел.Чувство напряжения испытывали – 6 чел.
Вгруппе подростков 15 лет были получены следующие данные? Хорошее веселоенастроение испытывали 8 чел.; спокойствие – 2 чел., чувство гнева,раздражительности – 2 чел.
Каквидно из результатов, в младшей группе подростков общий эмоциональный фон неочень благоприятный. Подростки находятся в напряжении и особенно это касаетсявзаимоотношений с окружающими.
Болеестаршим подросткам свойственны более благоприятные эмоциональные переживания.
МетодикаСАН была направлена на выявление общего эмоционального фона у подростка и входе исследования получены следующие результаты, которые мы представляем втаблице.Оценка уровня эмоционального развития  Группы подростков 13 лет 15 лет Благоприятный эмоциональный фон ( высокий уровень) 4( 40%) 7 ( 70 %) Средний уровень 4 (40% ) 2 ( 20%) Низкий уровень 2 ( 20%) 1 ( 10%) /> /> /> />
Пообщему числу испытуемых можно увидеть, что благоприятный эмоциональный фонприсутствует у 11 чел ( из 20), что составляет 55 %, средний уровень- 6 чел.(из 20)- 30%, низкий уровень- 3 чел .(из 20)- — 15%.
Причемкак мы видим из таблицы, опять же у группы подростков 13 лет эмоциональный фонниже чем у старших подростков.
Необходимоотметить, что данные методики «Цветовой дневник настроения» и Методика САНЯвляются чаще всего ситуативными методиками и используются для исследованияэмоциональной сферы в настоящий момент.
Дляболе глубоко исследования был проведен тест Кеттела, Гед в большей степени насинтересовали шкалы «Эмоциональная неустойчивость- эмоциональная устойчивость»«Уверенность в себе – тревожность», «Расслабленность – напряженность».
Результатыисследования мы представили в таблице:Шкалы Подростки 13 лет Подростки 15 лет Эмоциональная устойчивость  2 чел 6 чел Эмоциональная неустойчивость 8 чел 4 чел Уверенность в себе 2 чел 7 чел Тревожность 8 чел 3 чел Расслабленность 3 чел 8 чел Напряженность 7 чел 2 чел
Входе исследования также выяснилось, что подростки младшей группы более склоннык частой смене настроения, переменчивости интересов, быстрой утомляемости,раздражительности.
Подросткистаршей группы более выдержаны, эмоциональны зрелы и оптимистично настроены.Также отмечены проявления постоянства интересов.
ОпросникБаса- Дарки был применен для оценки уровня агрессивных проявлений у подростковтой и другой группы.
Здесьв основном нас интересовали такие шкалы как «негативизм», обида»,«раздражение», «подозрительность», «чувство вины», т.е те аспекты, которыемогут сыграть свою роль в возникновении агрессии и которые могут явитьсядеструктивными тенденциями эмоционального развития личности подростка.
Ходеисследования были получены следующие результатыАгрессивные проявления Группа подростков 13 лет Группа подростков 15 лее Проявления физической агрессии  5 чел  1 чел Косвенная агрессия 5 1 Раздражение 7 5 Негативизм 6 3 Обида 6 4 Подозрительность 6 4 Вербальная агрессия 9 3 Чувство вины 4 2
Каквидно из таблицы, опять же подросткам 13 лет свойственно более негативноевыражение своих эмоций и чувств. Пятнадцатилетние подростки испытывают чувствонегативизма и раздражительности в меньшей степени и возможно это происходит засчет того, что к более старшему подростковому возрасту формируются регуляторныефункции. Подростки становится более спокойнее и рассудительнее. Соответственноналаживаются отношения с окружающими, общий эмоциональный фон становится болееблагоприятным.
Взаключении нами была использована Методика «Несуществ3ющее животное», где такженас интересовала проблема оценки эмоционального развития подростка.
Даннаяметодика является проективной, направлена на выявления личностных особенностейчеловека. Нами в первую очередь оценивалась цветовая гамма, выбраннаяподростком. Примечательно что в группе тринадцатилетних подростков пририсовании животного использовались черные, коричневые и синие цвета. Причемизображения самих животных было угрожающим, с признаками агрессии. Сила,нажима, штриховки свидетельствуют о состоянии тревоги и напряженности уподростков.
Итак,в ходе проведенного исследования мы получили следующие результаты: средиобследованных подростков более благоприятный эмоциональный фон присутствует уподростков 15- летнего возраста. 13- летним свойственно чаще испытыватьнегативные эмоции: раздражение обиду и т.п. Основной причиной возникновениянегативн6ых переживаний у подростков вызывают взаимоотношения с окружающими, вчастности со сверстниками и родителями.
Заключение
Человеквзаимодействует с внешней средой и другими людьми определенным образом к нимотносится и 2переживает то, что с ним происходит и им совершается. Переживаниеэтого отношения и составляет сферу чувств и эмоций человека.
Посиле и длительности эмоциональных переживаний часто выделяют несколько видовэмоций, которые образуют в совокупности эмоциональную сферу личности.
Эмоциональнаясфера претерпевает значительное изменение в ходе взросления человека.
Уподростков по сравнению с младшим школьным возрастом, характерно развитиекритичности, преднамеренности и до некоторой степени самостоятельности.Подростки в большей степени способны учитывать предыдущий эмоциональный опыт,на основании которого у них формируются устойчивые эмоциональные отношения. Вто же время свойственная подросткам повышенная возбудимость неуравновешенностьс преобладанием возбуждения над торможением, накладывают отпечаток на характерпротекания у них эмоциональных процессов. И тем не мене подростки способнысдерживать свои эмоции и управлять ими.
Нарядус этим у подростков возрасте отмечаются такие эмоциональные неблагополучия какдепрессия, различные страхи и тревога. Причины подобных нарушений в первуюочередь кроются в семейном воспитании и влиянии ближайшего окружения наребенка.
Проблемаэмоционального развития подростков наиболее полно отраженная в работах такихавторов как Анохин П.К,. Грецов А.Г., Дерманова И.Б., Ильин Е.П.,. КазанскаяВ.Г., Лафренье П., Райс Ф., Реан А.А., Рубинштейн С.Л и др.
Входе проведенного исследования мы получили следующие данные: средиобследованных подростков более благоприятный эмоциональный фон присутствует уподростков 15- летнего возраста. 13- летним свойственно чаще испытыватьнегативные эмоции: раздражение обиду и т.п. Младшие подростки чаще раздражаются,испытывают чувство гнева, в то время как старшие подростки стараются сдерживатьи управлять своими эмоциями. Основной причиной возникновения негативн6ыхпереживаний у подростков вызывают взаимоотношения с окружающими, в частности сосверстниками и родителями.

Литература
/>
1. Батаршев А.В.Психология индивидуальных различий.- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001
2. Валюте В.К.Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
3. Грецов А.Г.Практическая психология для подростков и родителей.- СПб.: Питер, 2006
/>4. Запорожец А.В., Неверович Я.З.Развитие социальныхэмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.
/>5. Изард К. Эмоции человека. М., 1999.
6. Ильин Е.П. Эмоции ичувства.- СПб., 2001
7. Казанская В.Г.Подросток и трудности взросления: кн. Для педагогов, психологов, родителей._СПб.: Питер, 2006
8. Лафренье П.Эмоциональное развитие детей и подростков.- СПб., 2004
9. Маклаков А.Г. Общаяпсихология: учебник для ВУЗов.- СПб.: Питер, 2006
10. Раттер М. Помощьтрудным детям.- М.: Прогресс, 1987
11.Ремшмидт Х.Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности.- М., 1994
/>/>12. Рубинштейн С.Л. Основы общейпсихологии: В 2 т. Т. 2. М., 1998.
13. Подольский А.И.Диагностика подростковой депрессивности.- СПб-.: Питер, 2004
14. Психологияподростка. Полное руководство / Под ред. А.А. Реана.- СПб., 2003
15. Райс Ф. Психологияподросткового и юношеского возраста.- СПб., 2000
16. Фельдштейн Д.И.Психология взросления: структурно- содержательные характеристики процессаразвития личности.- М., 1999
17. Хухлаева О.В.Психология подростка.- М., 2004
18. Дерманова И.Б.Диагностика эмоционально- нравственного развития.- СПБ.: 2002


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.