Оглавление
Введение
1. Анализ основныхтеоретических подходов к определению сущности феномена эмпатии
1.1 История становления понятияэмпатии
1.2 Феномен эмпатии в современнойпсихологии
1.3 Виды и функции эмпатии
2. Особенности проявленияэмпатии у студентов
2.1 Особенности эмпатии устудентов
2.2 Роль эмпатии в развитииличности студента
2.3 Социально-психологическийтренинг как средство повышения эмпатии студентов
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Актуальность. В настоящеевремя одной из важнейших задач развития России является гуманизация общества,которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, отношений,построенных на гуманистической основе, на уважении к индивидуальности каждого.Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной изкоторых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частьюкоторой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность ксопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Но те нравственные,эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитоговзрослого человека, не даны ребенку от рождения. Они возникают и формируются,согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, подвлиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений,в процессе развития активности личности. По мнению многих исследователей,наиболее важным и значимым в воспитании ребенка, развитии его эмоциональнойсферы является формирование социальных эмоций и чувств, которые способствуют процессусоциализации человека, становлению его отношений с окружающими.
Резкие изменения вполитической и социально-экономической структуре нашего государства выдвинулиновые требования в системе воспитания подрастающего поколения. Изменения всистемах ценностей и отношений людей сказываются на изменениисоциально-психологического климата в семье. Экономические сложности,возникающие у взрослых, неуверенность в завтрашнем дне, бытовая неустроенность,снижение нравственного и морального уровня общества становятся причинамисемейной дисгармонии. Все чаще мы видим примеры равнодушия, кощунства,безнравственности, душевной глухоты. Но это лишь морально-этическая сторонарассматриваемого нами вопроса, есть еще и практическая. Проблемы эмпатии внастоящее время разрабатываются для решения таких практических задач: какоблегчение взаимодействия людей в группе, эффективность управления различнымисоциальными группами, усовершенствование техники психотерапии, адаптацияребенка к миру взрослых.
Традиционно в искусстве,литературе и повседневной жизни гуманизация отношений между людьми связываетсяс сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться егогорестями и радостями. В психологии эти важнейшие способности обобщаютсяпонятием «эмпатия».
Эмпатия является ведущейсоциальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивидаэмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагаетсубъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир,понимание его переживаний, мыслей и чувств. Понятие «эмпатия» какпсихологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XXвека, где в философских дисциплинах (этика, эстетика) ей был тождествененсмысловой эквивалент «симпатия».
Эмпатия каккоммуникативное свойство личности студента способствует разрешению глубокихчеловеческих вопросов и открывает новые возможности для более эффективноговоздействия на личность в общении. Она является одним из регуляторов взаимоотношений междулюдьми. Проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям.Ведёт к развитию гуманистических ценностей личности студента.
Цель курсовой работы: изучение психологическихособенностей проявления эмпатии современного студента.
Задачи исследования:
1. Рассмотретьразвитие представлений об эмпатии и современные подходы к определению природы иформ проявления эмпатии личности.
2. Проанализироватьособенности эмпатии у студентов.
3. Определить рольэмпатии в развитии личности студента.
4. Обосноватьзначение социально-психологического тренинга как как средства повышения эмпатиистудентов.
Объектом курсовой работы является эмпатия каксобственно психологическое образование личности.
Предмет курсового исследования — механизмы эмпатийноговзаимодействия и функции эмпатии в межличностном общении студентов.
Структура работы: работасостоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основойданной работы послужили работы таких авторов, как: Гаврилова Т.П., ПоляковаВ.В., Самыгин С.И., Никуленко Т.Г., Сущенко С.А. и других.
1. Анализ основных теоретических подходов к определению сущностифеномена эмпатии1.1 История становления понятия эмпатии
В современной психологиивсякое проявление эмоциональной активности ребенка, по существу являющеесясопереживанием, сочувствием, внутренним содействием, рассматривается в рамкахединой проблемы эмпатии.
Эмпатию принятотрактовать либо как способность человека понимать мир переживаний другого, либокак способность соучаствовать в эмоциональной жизни другого. Как правило, вкачестве объекта эмпатии рассматривается другой человек, но в ряде исследованийв качестве объекта эмпатии выступает нейтральный предмет, природа или образискусства, антропоморфизированные наблюдателем в процессе восприятия. Понятиеэмпатии относят и к чисто рефлексивным (осознаваемым) процессам понимания, и кявлениям чувственного познания, а иногда обнаруживают в эмпатии признаки итого, и другого.
История становленияпонятия эмпатии восходит к этическому понятию симпатии (А. Смит, Спенсер,Шопенгауэр) и понятию вчувствования (Фишер, Лотце, Липпс).
Понятие симпатиисуществовало еще в древнегреческой философии и трактовалось у стоиков какдуховная объективная общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют другдругу. В этических системах Смита (1895), Спенсера (1876), Шопенгауэра (1896)симпатия понимается как естественное свойство человеческой души сочувствовать,сострадать другому человеку, регулирующее взаимоотношения между людьми, какоснове совести, справедливости и альтруизма.
Теория симпатии наиболееполно и последовательно была разработана Шелером (1926). Для него симпатия нетолько соучастие в эмоциональной жизни другого, разделение его чувств. Этоинтенциональный акт, направленный на познание личности другого как высшейценности. В акте симпатии реализуются потенциальные возможности человека, накаком бы уровне не осуществлялась симпатия — на органическом или духовном. Всоответствии с уровнями соучастия Шелер разработал классификацию форм симпатииот низших (подражание, вчувствование) к высшим, вплоть до космического чувства.
Помимо теории симпатиипроблема эмпатии в значительной мере связана с теорией вчувствования,разработанной в эстетике и психологии Липпса (1907).По Липпсу вчувствование — это специфический вид познания сущности предмета или объекта. Индивид осознаетсебя и свои переживания через содержание предмета или объекта, проецируя в негосвое «Я». Вчувствование есть как бы усвоение воспринятого предмета: впроцессе восприятия через проекцию индивид постигает общность между собой ипредметом, и в результате предмет «возникает сам собой», «самсебя вызывает благодаря такой деятельности».
Вчувствование в другогочеловека основано на желании обнаружить в нем собственные переживания. Наблюдаямимику чужого лица, субъект подражает ей инстинктивно, подражание мимикевызывает соответствующее ей чувство, уже знакомое субъекту. Происходит«вчувствование аффекта». Таким образом, всякий акт познания (включаяобъекты природы, искусства) сводится к самопознанию через объективацию своего«Я».
Как Липпс, так иисследователи симпатии показали, что и вчувствование, и симпатия направлены напознание внутреннего мира других людей, предполагают наличие собственного опытапереживаний, которые по-разному осуществляются в процессе вчувствования исимпатии, соотнесение этого опыта с воспринимаемым эмоциональным состояниемдругого.
Понятие эмпатии было введенов психологию в 1903 году Титчером для обозначения процесса вчувствования(1909). Если симпатия обозначает соучастие в переживаниях другого (syn + pathos- чувствовать «с»), то эмпатия подразумевает направленность навнутренний мир другого человека (en + pathos -чувствовать «в»).
Современнымиисследователями эмпатия рассматривается и как эмоциональное явление, и какпроцесс понимания, и как вчувствование в другого, в его мысли и переживания.
Значительная частьпсихологов, изучающих эмпатию в лабораторном эксперименте, понимают эмпатию какэмоциональный ответ на переживания другого (Стотлэнд, 1971; Бергер, 1962;Хэнер, 1960), разделение чувств другого на любом аффективном уровне (Мехребиэни Эпстейн, 1972), способность разделять и облегчать переживания других людей(Л. Мерфи, 1973; Ленроу, 1965).
Отражая наиболеераспространенное толкование эмпатии, Шибутани (1969) определяет эмпатию какпонимание аффективных ориентации другого, соучастие в его переживаниях.
В других концепцияхэмпатия рассматривается как осмысление внутренней жизни человека, несопровождающееся переживаниями (В.М. Банщиков, В.Ю. Завьялов, У.П. Короленко,1975), то есть как чисто интеллектуальный процесс, или понимание.
Однако психологамиДаймонд и Бронфебреннер, исследующими эмпатию как понимание, была показанасвязь этого процесса с эмоциональными сторонами личности. В их трактовкеэмпатия — это социальная сензитивность или социальный инсайт, то естьспособность индивида распознавать мысли и чувства другого человека. Этиисследователи строят свои эксперименты на предиктивном типе эмпатии. Ихинтересует, как незнакомые люди предсказывают ответы друг друга в специальноорганизованной ситуации. По словам Даймонд, эмпатия осуществляется в данномслучае как «интеллектуальная репродукция внутреннего мира человека».
Несмотря на то, чтоДаймонд и Бронфенбреннер рассматривают эмпатию как когнитивную способностьпонимать людей, среди выделенных ими свойств, ведущими оказались свойства,облегчающие процесс понимания, связанные с эмоциональностью и мотивацией.«Понимающие» по Даймонд и Бронфебреннер оказались так же иэмпатийными, то есть сочувствующими, общительными, помогающими и т.д.
Рядом авторов быливыделены признаки понимания индивидом другого человека как когнитивногопроцесса, отличного от эмпатии. Для Мид (1934) этот процесс означаетпредставление установок другого, его позиций, принятие его роли. По мнению Кули(1922) чувства недостаточно, чтобы понять другого; «надо достичь широкогоранга мысли». Г. Олпорт (1961) выделил ряд процессов, необходимых дляпонимания: распознавание и воспроизведение сенсорных знаков, интуиция, мышлениепо аналогии, умозаключение.
По модели Флейвелла(1974), для понимания свойств другого человека необходимо знание осуществовании этих свойств, умение использовать эти знания, способность кумозаключению о его свойствах, осознание потребностей другого, а так же умениепредставить и предсказать опыт другого человека. Питере (1974) подчеркиваетроль опыта общения человека для адекватного понимания им других людей.
Разнобой трактовокэмпатии как когнитивного и эмоционального явлений в значительной степени вызвантем, что и процесс понимания, и эмпатия связаны как с теми, так и с другимисторонами познания. Оба эти процесса являются на только разными способамипознания внутреннего мира человека, но и имеют различную структуру и функцию вповедении. Если понимание — это процесс интеллектуального анализа индивидомповедения другого человека, то эмпатия — это процесс эмоционального соучастия впереживаниях других людей.
1.2 Феномен эмпатии в современнойпсихологии
Эмпатический процесс, такили иначе, выступает во всех трактовках как отклик одного субъекта на чувства ипереживания другого. Но как бы не казалось данное понятие, универсальнообъединяющим определенные эмоциональные состояния личности, некоторыезарубежные авторы разделяют сопереживание и сочувствие как различные способыэмоционального реагирования: слияние с объектом, отождествление своих чувств сего переживаниями или соучастие в переживаниях другого при сохранениинезависимых чувств субъекта.
В современнойотечественной психологии эмпатия рассматривается по следующим направлениям:определение качественной природы эмпатии (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер,Р.Б. Карамуратова, М.М. Муканов, Н.Н. Обозов, А.Б. Орлов, Н.И. Сарджвеладзе идр.); изучение связи структурных характеристик эмпатии с разными психическимипроцессами и психологическими особенностями личности (А.А. Бодалев, Л.П.Выговская, О.В. Дашкевич, С.А. Ершов, Г.Ф. Михальченко, В.А. Микаелян, А.А.Рояк, Л.П. Стрелкова, О.П. Санникова, И.М. Юсупов и др.); исследованиепроцессуального характера эмпатии (В.С. Агеев, С.Б. Борисенко, А.Г. Ковалев,М.И. Пашукова, Л.П. Стрелкова и др.).
Отечественные психологинеоднозначно трактуют содержание понятия эмпатии, определяя ее либо какспособность, либо как процесс, либо как состояние, связывая ее с разнымипсихическими процессами и психологическими особенностями личности. В связи сэтим в работах многих исследователей эмпатия рассматривается под терминамисоциальная сензитивность, доброжелательность, чуткость, эмоциональнаяидентификация, гуманные отношения, сопереживание, сочувствие.
С.Л. Рубинштейнрассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, как эмоциональноопосредованное отношение к окружающим. Подлинно эмпатическим отношениям онпротивопоставляет феномен «расширенного эгоизма».
Д.Б. Эльконин считал, чтоспособность человека эмоционально отзываться на переживания другого являетсяодним из условий развития социальной децентрации. В связи с этим Д.Б. Эльконинотмечал влияние эмпатии на формирование когнитивной и эмоциональной децентрацииребенка в процессе преодоления «познавательного эгоцентризма».
П.М. Якобсон указывает надва вида проявления чувств: первый основывается на сопереживании и зависит отумения человека «входить в иллюзорную, воображаемую ситуацию», второй– основывается на реальных ситуациях, «имеющих жизненную основу».
Т.П. Гаврилова выделяетдва вида эмпатийных переживаний (сопереживание и сочувствие) и утверждает, чтов случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции, а в случаесочувствия – альтруистические.
Кроме того, Т.П.Гаврилова считает сопереживание более простой формой эмпатии, а сочувствие –более сложной. Проведя серию экспериментов по методике проективного типа, онаустановила, что сопереживание характерно для младшего школьного возраста, асочувствие – для подростков.
Критикуя положениявыдвинутые Т.П. Гавриловой, А.В. Запорожец, А.З. Неверович и ряд другихсотрудников института дошкольного воспитания АПН ССР выдвинули свои положенияоб особенностях развития эмпатического процесса, они полагают, чтосопереживание и сочувствие являются звеньями одной единой эмпатической цепи иобладает свойством однонаправленности (а именно — от сопереживания ксочувствию). К этому выводу они пришли на основе анализа данных, полученных привосприятии детьми-дошкольниками художественного произведения, когда испытуемыебыли поставлены в определенные условия, требующие от них перехода от переживанияк проявлению сочувствия и даже содействия.
Как показали результатыэкспериментов создававшиеся при проведении их условия не всегда стимулировалииспытуемых на проявление не только содействия персонажам сказки, но и простосочувствия им. Наблюдались факты, когда даже при очень сильном сопереживаниидети не проявляли готовности к сочувствию тому или иному персонажу.
Они вызывали у испытуемыхсочувствие к персонажем, выражающееся более или менее определенно у разныхдетей. Однако многие из испытуемых, даже при наличии явного сочувствияперсонажам сказки, не проявляли никакого содействия тем, кому онисочувствовали: импульс к содействию был, вероятно, на столько слаб, что нереализовался в содействии.
Было предположено, чтоповторно инициированное взрослым переживание на основе возникшего сочувствиясможет вызвать не только появление импульса к содействию, но и, возможно, егореализацию. С этой целью были проведены повторные игры-драматизации сиспытуемыми, позволявшие как бы проигрывать роли именно положительногоперсонажа, моделировать повторную и более полную идентификацию их сположительным героем на фоне пережитого и выраженного сочувствия ему,появившегося в играх-беседах с персонажами. Все это побуждало испытуемыхстремиться к разрешению той или иной драматической ситуации, к выходу из неепутем оказания содействия персонажу (иначе говоря, импульс к содействиюреализовался здесь в реальном поступке оказания помощи и т.д.)
Однако импульс ксодействию может превратиться в мимолетный порыв и не реализоваться. В этомслучае основной причиной неосуществления такого прорыва может быть отсутствие уребенка (в его опыте) развитых способов сочувствовать и содействовать другим.
Итак, выявленная имидинамика эмпатийного процесса такова: сопереживание – сочувствие – импульс к содействию – реальноедействие.
Как уже подчеркивалось,эта динамика — однонаправленный процесс. И то, что в исследованииТ.П.Гавриловой утверждается, что он разнонаправленный, объясняется тем, чтонаблюдающий часто сталкивается в жизни не с законченными и полными эмпатийнымипроцессами, а с их укороченными модификациями, выступающими в виде оборванныхна каком-то звене эмпатийных цепочек. Чем изначально короче эта цепочка, темдальше стоит эмпатийный процесс от своего конечного звена — реальногосодействия другому, что собственно и является результатом эмпатийного процесса.1.3 Виды и функции эмпатии
В целом,эмпатия — это социально-психологическое свойство личности. Оно представляетсобой совокупность социально-психологических способностей индивида, посредствомкоторых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В рядтаких способностей входят:
· способностьэмоционально реагировать на переживания другого,
· способностьраспознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя вмысли, чувства и действия другого,
· способностьиспользовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.
Существуютразличные критерии выделения видов и форм эмпатии. В качестве примеров такихкритериев можно назвать:
1) модальность ведущегокомпонента в структуре эмпатии. Согласно данному критерию различаютэмоциональную, когнитивную и поведенческую эмпатию. К. Роджерс, Труаксопределили обязательный коммуникативный компонент эмпатии как способностьпередавать партнёру понимание его переживания или внутренней ситуации. Киф иБаррет-Леннард включили в свои модели эмпатии фазу выражения, передачипонимания на доступном языке, вербально или невербально.
2)генезис эмпатии (на основе этого критерия выделяют глобальную, эгоцентрическуюи просоциальную эмпатию);
3)критерий диспозиционности эмпатии (личностная и ситуативная эмпатия);
4)критерий уровня развития эмпатии (элементарно-рефлекторные и личностные формыэмпатии).
Один изпримеров использования первого основания для выделения видов эмпатии,содержится в работе А. П. Сопикова. По его мнению, существует три вида эмпатии:
1)эмоциональная, если доминирует эмоциональность в процессе моделированиясубъектом объекта эмпатии;
2)познавательная, если доминирует информативность в процессе моделированиясубъектом объекта эмпатии;
3) поведенческая если доминирует волевойаспект в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии, что выражается в понужденииобъекта эмпатии к чему-либо и, в свою очередь расчет на его ответную эмпатию.
В своюочередь, В. В. Бойко различает следующие этапы эмпатии по критерию модальностиведущего компонента эмпатии:
1)рациональная эмпатия, которая осуществляется посредством сопричастности,внимания к другому интенсивной аналитической переработки информации о нем;
2)эмоциональная эмпатия, реализуемая посредством эмоционального опыта(переживаний, чувств) в процессе отражения состояний другого;
3)интуитивная эмпатия, включающая в себя в качестве средств отражения другогоинтуитивность, позволяющую обрабатывать информацию о партнере набессознательном уровне.
Существует еще один критерийопределения форм эмпатии — это направление эмпатических переживаний. Данныйпоказатель эмпатии связан с общей направленностью личности и ее ценностнымиориентациями. Согласно этому критерию эмпатия делится на сочувствие исопереживание. Первое, считает Т. П. Гаврилова, основано в большей мере насвоем прошлом опыте и связано с потребностью в собственном благополучии, ссобственными интересами. Второе основано на понимании неблагополучия другогочеловека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание болееимпульсивно, более интенсивно, чем сочувствие.
Кроме того, Л. П. Калининский ссоавторами считают, что при разделении эмпатических реакций вернее было быговорить не столько о критерии разнонаправленности потребностей сколько остепени эмоциональной вовлеченности своего Я во время такой реакции. Ониполагают, что сопереживание является больше индивидным свойством, так каксвязано с такой типологической особенностью, как слабость нервной системы, асочувствие — личностным свойством, которое формируется в условиях социальногообучения.
Т. П.Гаврилова обнаружила, что сопереживание, как более непосредственнаяконцентрированная форма эмпатии, характерно в большей степени для младшихшкольников, а сочувствие, как более сложная, опосредованная нравственнымзнанием форма эмпатического переживания, — для подростков. Чаще выражаетсясочувствие, чем сопереживание.
Всовременной психологии уже не оспаривается тот факт, что эмпатия может бытьнаправлена как на самого себя, так и на другого человека. Форму эмпатии,направленную на себя, обозначают как сопереживание, чувство дискомфорта илиличностный дистресс. Она возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояниепартнера вызывает напряжение и фрустрацию собственных межличностныхпотребностей субъекта эмпатии, и он оказывается эмоционально уязвим. При этоминдивид испытывает сходные с объектом эмпатии переживания, но они обращены насебя. Это выражается в их содержании: индивид переживает или то, что могло быслучиться с ним в будущем, или то, что произошло с ним в прошлом. Переживания,направленные на себя, способствуют снижению личностного дистресса и восстанавливаютпсихологическое благополучие индивида. Они несут охранную функцию.
Формуэмпатии, направленную на другого, обозначают, как сострадание, сочувствие илиэмпатическая забота. В сочувствии отражается переживание индивидомнеблагополучия другого как таковое безотносительно к собственному благополучию.Оно возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера актуализируетнравственные побуждения в его пользу и вызывает потребность помочь ему.
Названныевиды эмпатии рождают разное поведение по отношению к другому и его нуждам. Вслучае личностного дискомфорта или дистресса человек предпринимает усилия,направленные на преодоление своего негативного состояния, стремится избежатьтравмирующих впечатлений, строит стратегию взаимодействия «за себя».Сочувствие или эмпатическая забота, с другой стороны, порождаетальтруистические действия в адрес другого и стремление преодолеть егонегативное состояние, что находит выражение в стратегии взаимодействия,именуемой «за другого».
2. Особенности проявления эмпатии у студентов2.1 Особенности эмпатии у студентов
Наличиеу человека потребности в общении делает общение и связанное с ним отношение клюдям одной из ведущих ценностей человека. При этом, чем ниже уровень группы всоциальной иерархии, тем больше присутствие ценностей духовных взаимоотношений.
Несмотряна то, что в последние годы у россиян возросли прагматические ценности,обнаруживается тенденция возрастания значимости и таких альтруистическихценностей как терпимость, чуткость, счастье других.
Эмпатияприсутствует во всех видах межличностного общения. Оно является той базовойсоциально-психологической средой, в которой эмпатия зарождается, развивается ипроявляется. Взаимосвязь между общением и эмпатией прослеживается в техфункциях, которые эмпатия, как свойство личности, выполняет в общении.Рассмотрение функций эмпатии в общении в студченской группе может бытьосуществлено:
1. Во-первых, опираясь на пониманиетрехсторонней структуры общения.
2. Во-вторых, обозначая участниковобщения как субъекта и объекта эмпатии.
Впсихологических исследованиях традиционно обращаются к анализу роли эмпатии всоциально-перцептивной стороне общения. В них указывается, что эмпатия устудентов способствует более эффективному познанию людьми друг друга и, в частности,их эмоциональных состояний и переживаний. Эмпатия у студентов уменьшает эффектискажения восприятия другого, рождаемый атрибутивными процессами, исопровождает формирование более точного первого впечатления.
Рольэмпатии в организации коммуникативной стороны общения в студенческой группезаключается в предоставлении особого, основанного на вчувствовании, способаполучения, обработки и проверки достоверности информации. Эмпатия влияет насбор и анализ информации двумя способами:
1)мотивируя индивида на получение какой-либо информации с целью усилениясобственной вовлеченности в процесс общения;
2)действуя в качестве обратной связи на уже собранную информацию.
Винтерактивной стороне общения эмпатия выступает как регулятор взаимодействия,обеспечивая оценки и прогноз наиболее адекватных способов поведения всоответствии с эмоциональным состоянием участников.
Эмпатияу студентов также выполняет функцию корректировки выбранных способоввзаимодействия на основе эмпатийной обратной связи. Корректировка осуществляетсяв сторону наиболее комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения.
Функцииэмпатии в жизни студентов следующие:
1)эмпатия, исходящая от субъекта эмпатии, увеличивает его способность убеждать;
2) онапомогает преодолеть психологическую защиту другого;
3)расширяет представление о жизни других;
4)обогащает собственный эмоциональный опыт;
5)развивает личность и систему ее ценностей;
6) несетохранные функции, если воспринимаемый опыт угрожает психическому равновесиюиндивида.
Эмпатия,воспринимаемая объектом эмпатии, несет в себе функцию подтверждения еголичности, выражающуюся в признании, принятии и одобрении неповторимости исамоценности его «Я». Эмпатия дает возможность для самораскрытияличности студента и получения поддержки.
Многимиисследователями, независимо от того, какой они следуют теоретической моделиобъяснения насилия и агрессии, указывается на низкий уровень эмпатии как наодну из причин проявления агрессии. Группа американских психологов, опираясь нарезультаты серии экспериментов, пришла к выводу, что наличие способности ккогнитивной эмпатии, под которой они понимали способность индивида к оценкеперспективы происходящего с другим человеком и к ориентации на эту перспективу,отрицательно коррелирует с выбором конфликтных стратегий взаимодействия и такойчертой личности, как агрессивность.
Способностьориентироваться на перспективу положительно коррелирует со склонностью субъектаконструктивным образом решать конфликтные ситуации. В ситуации очень высокойили очень низкой степени вероятности проявления агрессии, способность индивидак оценке перспективы не может предотвратить или затормозить собственныеагрессивные действия. Только в случае, когда степень вероятности осуществлениядеструктивных действий приближается к неким средним величинам, когнитивнаяэмпатия может выступать как механизм торможения агрессии. 2.2 Роль эмпатии в развитии личности студента
Вид,форма проявления эмпатии обусловлены ценностными ориентациями, системойотношений и особенностями мировоззрения личности. Индивид, характеризующийсяэгоцентрической мотивацией, ценностными ориентациями, ядро которых состоит изценностей собственного блага за счет блага других, будет склонен испытыватьличностный дистресс при виде несчастий другого. Индивид с просоциальноймотивацией и приоритетом ценностей благополучия другого с большей долейвероятности и частоты будет испытывать сочувствие, оказавшись свидетелемнеприятных переживаний другого.
Эмпатийнымчеловеком можно назвать индивида, у которого эмпатия отличаетсясбалансированностью и высокой степенью выраженности ее эмоциональных,когнитивных и поведенческих компонентов. Эмпатийный человек характеризуетсяразвитым умением чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояниядругих, выражать свое сочувствие в действиях, направленных на усилениеблагополучия людей. Описывая личностные черты человека, с высоким уровнемразвития эмпатии, исследователи указывают на ценностные и мотивационныеустановки такого индивида. Ими отмечается, что эмпатичный человек отличается отдругих людей позитивным видением окружающих. У него позитивная системаотношений к другим, преобладает направленность на партнера по общению, и онумеет стать на его точку зрения. Например, известно, что эмпатийные лидерыстуденческих групп умеют быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей, беззатруднений находят общий язык с другими в разнообразных ситуациях, пользуютсясимпатией, стремятся к демократическому стилю управления.
Эмпатийныйчеловек отличается высоким уровнем развития социальных эмоций и высокойчувствительностью к моральным чувствам вины, стыда. Он также хорошоориентируется в том, что есть верно, и что есть должно во взаимодействии сдругими с точки зрения принятых общественных норм. Способность к эмпатиизначимо коррелирует с такими качествами, как терпимость к недостаткам других,низкая эмоциональная уязвимость, альтруизм и открытость в общении.
Какотмечает А. П. Василькова, для проявляющих высокую степень эмпатии характернымягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, а длядемонстрирующих низкую степень эмпатии — замкнутость, недоброжелательность.
Поданным Дж. Сальзера и Р. Бергласа, субъекты, которым свойственна высшая степеньэмпатии, менее склонны приписывать людям вину за неблагоприятные события и нетребуют особых наказаний за их проступки, т. е. проявляют снисходительность. П.Мартин и Т. Туми выявили, что такие люди проявляют себя как поленезависимые. Утех, кто более склонен к эмпатии, меньше проявляется агрессивность.
Есликоснуться гендерных различий, то по некоторым данным, женщины более склонны кэмпатии, чем мужчины. Т. П. Гаврилова отмечает, что сопереживание взрослым иживотным наблюдалось у мальчиков, а сочувствие – у девочек. По отношению же ксверстникам все оказалось наоборот: сопереживание чаще выражалось девочками, асочувствие – мальчиками.
Такимобразом, эмпатийный человек отличается от других людей тем, что у него развиты:
· способность кдецентрации;
· позитивноевидение других;
· быстраяориентация в ситуациях взаимодействия;
· преобладаниедемократических и альтруистических стратегий взаимодействия.
Емуприсущи:
· открытость;
· сензитивность кневербальному поведению другого;
· чувствительностьк социальным эмоциям и моральным чувствам;
· чуткость к нормамповедения, одобряемым обществом.
Для негохарактерны:
· эмоциональнаястабильность;
· терпимость вадрес недостатков других.
Системаотношений к другому эмпатийного человека включает неподдельный интерес,понимание значимости и ценности личности другого, не допускает отчужденности ибезразличия в адрес переживаний другого.
2.3 Социально-психологический тренинг как средство повышения эмпатиистудентов
Формированию эмпатическойкультуры студентов способствует социально-психологический тренинг, позволяющийповысить компетентность в области общения и приобрести навыки межличностногообщения. Социально-психологический тренинг, безусловно, представляется нам какметод формирования эмпатической культуры студентов, внутри которого можноавтономно использовать и другие методы, в частности, деловые и ролевые игры,дискуссию и т.п. Эффективность тренинга определяется тем, что его участникупредоставляется возможность непосредственно в самом процессе общения оценитьсвою индивидуальность, навыки общения, скорректировать их.Социально-психологический тренинг позволяет:
· приобрестипсихолого-педагогические знания в сфере общения;
· приобрестиэффективные навыки общения, например, умение войти в контакт, слушать, убеждатьи т.п.;
· сформироватьустановки, необходимые для успешного общения, например, готовность, рассмотретьпроблему под «другим углом»;
· развиватьспособности к самоанализу, к пониманию других людей;
· скорректироватьсистему отношений к окружающему миру.
Основными элементами тренингатрадиционно считаются деловые, ролевые игры и дискуссия.
В основе деловой игрылежит проблемная ситуация, которая должна с высокой степенью реальностиимитировать конкретные условия и динамику действий, обеспечивающих включениеиграющих в конкретную ситуацию и освоение ими профессиональных ролей. Деловыеигры позволяют взглянуть на ситуацию и на самого себя глазами партнера пообщению. Способность постичь чужой прогноз и через него мотив чужого поведения- необходимое условие взаимопонимания, что в какой-то степени реализуется черезролевое взаимодействие. Основными признаками учебной деловой игры являются:
· моделированиепроцесса деятельности преподавателя и студентов в аспекте разрешаемой проблемы;
· распределениеролей между участниками игры.
В рамках тренингаразвивается диалоговое общение, которое, несомненно, способствует формированиюэмпатии как личностного, профессионально-значимого качества студентов.
Диалоговое общение какметод располагает богатым арсеналом эмоционально-интеллектуальных приемов,способствующих становлению и развитию эмпатической культуры. Кратко раскроемсуть данных приемов.
Идентификация (от лат.identificare — отождествление) — это способ понимания другого человека черезосознанное или неосознанное уподобление его характеристикам самого субъекта. Врамках нашего исследования представляет интерес рассмотрение идентификации какмеханизма переноса себя в ситуацию, позицию другого человека. В процессе этогопроникновения усваиваются личностные смыслы, что помогает понять внутреннеесостояние, намерения, мотивы, чувства другого человека, а это, в свою очередь,обеспечивает эффективность процесса формирования эмпатической культуры педагога.
Когнитивная интерпретация- это объяснение того, что пытается выразить собеседник, но пока не можетсделать это достаточно ясно. Он еще полностью не осознает свои чувства исостояние. Использование данного приема наиболее оправдано тогда, когдаустановился хороший психологический контакт. Основная цель — помочь собеседникуувидеть связи или какие-то аспекты ситуации, которые он полностью не осознает.
Резюмирование — прием,похожий на интерпретацию; только в этом случае подытоживаются основные идеи ичувства собеседника, высказанные им открыто в конкретном фрагменте разговора.Здесь точка зрения слушающего в понимании участника диалога присутствует вбольшей степени, чем в простом перефразировании. Резюмирующие реакции помогаютсоединить фрагменты разговора в смысловое единство. Они дают уверенность в точностивосприятия сообщения собеседника и помогают студенту понять, насколько хорошоему удалось передать свою мысль.
«Зеркало» — прием повторения последней фразы с изменением порядка слов. Этот приемпредполагает только отражение высказывания студента. «Зеркало»помогает осмыслить собеседнику его же высказывание, тон и манеру произношения.Данный прием направлен на установление взаимопонимания.
Разновидность приема «Зеркало»- «Эхо». Это повторение последних слов собеседника. Выполняет функциюуточнения высказывания и не предполагает продолжения и развития мысли студентаи приписывания ему того, что не было сказано.
«Имя собственное»- при взаимодействии со студентом следует чаще обращаться к нему по имени, чтовызывает не всегда осознанное им чувство удовлетворения.
Подбадривания и заверения- это приемы подтверждения того, что педагог хочет принять мысли и чувствастудента безотносительно к тому, какими бы они не оказались. Приведем примерыреакций такого типа: «Да, я понимаю твое состояние», «Продолжайте,продолжайте. Это интересно», «Приятно слышать».
Иногда подобные реакциимы использовали в нашей опытно-экспериментальной работе в самом началедиалогического общения. Их чаще всего называют открывающими, т.е. такими,которые способствуют открытию диалога, особенно в самом начале. Эти реакцииснижают напряженность собеседника, возникающую из-за боязни быть непонятым илиполучить молчаливый отказ.
Вопросы, проясняющиепозицию студента (т.е. вопросы с его точки зрения). Это такие неоценочныевопросы, которые являются реакцией педагога на высказанное и выраженноестудентом мнение в диалоге. Основная цель таких вопросов — стремление прояснитьмысли, чувства и представления студента.
Ими можно направлять его,но в то же время привлекать внимание к определенным аспектам его собственныхпереживаний, мыслей и представлений. Проясняющие вопросы — это обращение кговорящему за уточнением. Они помогают сделать его высказывание более понятным,способствуют более точному его восприятию педагогом. В качестве ключевых фраз,используемых как выясняющие, уточняющие вопросы, побуждающие к дальнейшимвысказываниям, могут быть: «Тебя что-нибудь беспокоит?», «Неповторишь ли ты еще раз то, что сказал?», «Я не понимаю, что тыимеешь в виду?», «Так что же главное?».
Самораскрытие — иллюстрация на конкретном примере того, как у других людей протекают процессы,подобные тем, которые переживает студент. Подобие должно заключаться не всходстве внешних обстоятельств, ситуаций, а в глубокой идентичности значений ичувств. Конкретные иллюстрации должны быть безоценочными, т.е. не иметьхарактер моральных оценок и поучений. Это не идеализированный образ (так должнобыть), а бывший в действительности инцидент с различными проявлениями особогосостояния, через которые проходит человек. Приводимые данные должны бытьдостаточно подробными и точными, чтобы студент имел возможность самостоятельносделать вывод. Самораскрытие, являясь полезным эмоционально-интеллектуальнымприемом стимулирования развития эмпатической культуры студентов, не меньшепользы приносит и для личностного роста педагога.
Эмоциональный отклик — это отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла, явленияи ситуации. Внешне эмоциональный отклик выражается в мимике, речи ипантомимике. Он выступает в роли регулятора общения и определяет его способы исредства. Данный прием может оказать влияние не только на отдельные действиястудента, но и на его эмоциональное состояние в целом.
Предлагаемыеэмоционально-интеллектуальные приемы стимулирования процесса формированияэмпатической культуры студентов в границах диалогового общения способствуютиспользованию другого приема — установление личного контакта. Этот приемсодействует обнаружению связи между двумя лицами, вступающими во взаимодействиеи общение.
Личный контакт может бытьразных видов. Это физический (тактильный) контакт, который устанавливаетсяпосредством прикосновения; визуальный — посредством взгляда; вербальный — спомощью слов; пластический — выраженный жестом; предметно-действенный — когдапредмет и действие выступают средством установления связи. Наибольшую ценностьдля воспитания эмпатической культуры студентов представляет визуальный контакт- взгляд глаза в глаза. Р.Кэмпбелл пишет: «Открытый, естественный, доброжелательныйвзгляд прямо в глаза ребенку существенно важен не только для установленияхорошего коммуникативного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения егоэмоциональных потребностей». То есть, с точки зрения формированияэмпатической культуры студентов, важно вырабатывать данное умение: «невзглядывать» на студента, выходя на общение с ним, а «смотреть»в его глаза, посылая через свой взгляд эмпатию и веру в него.
Визуальный контактустанавливается нами сразу с каждым студентом группы. Постепенно он дополняетсявербальным, тактильным, предметно-действенным контактом. В процессе отработкиданного приема формирования эмпатии у студентов участники общения учатсяустанавливать различного вида личные контакты.
Шутка и юмор — оченьэффектный и эффективный прием формирования эмпатической культуры студентоввуза. Шутка снимает психологическое напряжение, подчеркивает доброжелательныеотношения, снимает унылое или агрессивное состояние духа, а, следовательно,высвобождает активный разум и помогает решать ясно какой-либо вопрос. Шуткаактивизирует, отвлекает, расслабляет, рождает эмпатию. Проблема данного приемане в его признании, а в его организации. Как научить студента шутить? Мысленноподняться над ситуацией и посмотреть на нее со стороны, попытаться обнаружитьсмешную сторону в противостоянии двух партнеров, при этом обозначить словесно,что видится со стороны.
Заключение
Источником эмпатииявляется двойное противоречие в эмоциональном мире человека между собственнымипереживаниями и воспринятыми переживаниями другого лица. Содержанием жепроцесса эмпатии является встреча двух людей, двух миров, двух душ.Противоречие между данными разнонаправленными явлениями рождает насущнуюпотребность в восстановлении комфорта чувств у человека через проявлениеэмпатии.
Структура эмпатии состоитиз трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Каждый изкомпонентов имеет свои показатели сформированности. Они определяют проявлениеэмпатии на разных уровнях ее развития.
При изучениисодержательной стороны эмпатии ученые акцентируют внимание на разных аспектах ееформирования:
· эмпатиярассматривается как качество личности и как процесс;
· исследуютсяуровни развития эмпатии;
· изучаются этапыее становления;
· отрабатываютсямеханизмы формирования эмпатии;
· определяютсяфакторы эмпатийного процесса.
Таким образом, налицоширокая палитра взглядов и мнений.
Общим же элементомпризнается идентификация с другим, которая помогает понять, «предсказать»другого в результате «вчувствования».
Различия же вупотреблении термина эмпатии чаще связаны с тем, на каком аспекте делаетсяакцент: на идентификации с аффективным (эмоциональным), когнитивным(познавательным) или коммуникативным (поведенческим) аспектом. Эмпатия можетформироваться при условии общей положительной установки его на других людей.Предпосылками для воспитания эмпатии являются развитость эмоциональнойидентификации, качество восприятия эмоционального конфликта (личностнаярефлексия), стабильность альтруистических форм поведения. Проявление эмпатиитесно связано с определенным уровнем развития нравственного сознания человека.
Вмежличностном общении эмпатия выполняет:
1)коммуникативные, регулятивные эмотивные, социально-перцептивные функции впроцессе общения;
2)эмпатия опосредует личностное развитие участников общения — снимаетэмоциональный дистресс, помогает субъекту эмпатии ориентироваться в ситуации иадаптироваться к партнеру по взаимодействию;
3)способствует подтверждению, самораскрытию, поддержке и облегчению страданийобъекта эмпатии;
4)эмпатия может выполнять функцию сдерживания агрессии личности, если она имеетвысокий уровень развития (например, просоциальная эмпатия). Если же уровеньразвития эмпатии отличается примитивностью, субъект не способен в эмоциональномотклике на переживания других, не способен прогнозировать действия другого ираспознавать его эмоциональные состояния, то эмпатия теряет функциюпредотвращения агрессии. В этом случае она бессильна.
Таким образом, эмпатия в современной психологической наукеявляется объектом пристального изучения ученых. Данное психическое явлениерассматривается и как процесс, и как состояние, и как психическое свойство. Приэтом эмпатия с одной стороны выступает как условие продуктивнойпрофессиональной деятельности в тех областях, где объектом деятельностивыступает другой человек, а с другой стороны, она предстает как объектформирования.
Анализ различных подходовк трактовке сущности и становлению эмпатии у студентов позволяет выявитьосновные ее компоненты.
1. Произвольнаядецентрация, перенос своего «Я» в другого человека, сонастроенность сним на одну «эмоциональную волну».
2. Сопереживание исочувствие как формы соучастия в эмоциональном состоянии партнера по общению.
3. Постижениеэмоционального состояния другого через осознание собственных переживаний,перевоплощение, интроекцию (рефлексия).
4. Активное эмпатическоеслушание.
5. Конгруэнтностьвыражения своего собственного подлинного «Я».
6. Передача партнеру пообщению понимания его переживаний с помощью вербальных и невербальных средств.
Достаточная развитостьуказанных выше компонентов, выраженность их в целостном единстве — признаквысокого уровня сформированности эмпатии у студентов.
Список использованной литературы
1. Акрушенко А.В.,Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология.Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.
2. Алтухова Е.В.Психолого-акмеологический механизм формирования эмпатии в отношенияхпреподаватель-студент // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарныенауки. — 2007. — № 1. — С. 270-274.
3. Бондаренко И.В.Формирование эмпатии у специалистов в условиях высшего профессиональногообразования // Социально-экономические и технические системы: Исследование,проектирование, оптимизация. — 2007.
4. Ванершот Г.Эмпатия как совокупность микропроцессов // К. Роджерс и его последователи:психотерапия на пороге XXI века (под ред. Д. Брэзиера). М., «Когито-центр»,2005.
5. Гаврилова Т.П.Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1975. — № 2. –С. 147–157.
6. Гаврилова Т.П.Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. Дис.…канд. псих. наук. – М., 1977.
7. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. – М.: АСТ, Астрель, 2008.
8. Иган Дж. Базиснаяэмпатия как коммуникативный навык. Журнал практической психологии ипсихоанализа / Пер. О. Исаковой, М. Глущенко, 2000. — № 1.
9. Ильин Е.П.Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009.
10. Казанская К.О.Возрастная психология. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2008.
11. Кузьмина В.П.Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости отдетско-родительских отношений в семье. Дис. …канд. псих. наук. – Н. Новгород,1999.
12. Курпатов А.,Алехин А.Н. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии. – М.: ОлмаМедиа Групп, 2007.
13. Мухина В.С. Возрастнаяпсихология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2009.
14. Носкова Н.В.Лонгитюдное исследование эмпатии и рефлексии у студентов- психологов в процессеобучения // Психология обучения. — 2009.
15. Орлов А. Б.,Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтность // Вопросы психологии. — 1993.- №4. – С. 42-49.
16. Полякова В.В.Формирование социально-ориентированных признаков эмпатии и временнойперспективы как профилактика отклонений в поведении подростков // Сибирскийпедагогический журнал. — 2008. — № 3.
17. Психологияличности. Учебное пособие / Под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А.Лабунской, — М.: Эксмо, 2007.
18. Райгородский Д.Я.Самосознание и защитные механизмы личности. – М.: Бахрах-М, 2006.
19. Самыгин С.И.,Никуленко Т.Г., Сущенко С.А. Возрастная психология для студентов вузов. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
20. Сутурина Ю.В.Эмпатия как профессионально значимое свойство личности // Вестник Бурятскогогосударственного университета. — 2008. — № 5. — С. 108-113.
21. Хилько М.Е.,Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций. – М.: Юрайт, Высшееобразование, 2009.
22. Хусаинова Ф.Б.Роль эмпатии в профессионально-педагогическом общении // Вестник Казанскоготехнологического университета. — 2006. — № 6. — С. 271-274.
23. Эльконин Б.Д. Психологияразвития. – М.: Академия, 2008.
24. Этчегоен Г.Эмпатия // Журнал практической психологии и психоанализа – 2003. — №1. – С.61-64.
25. Юсупов И. М.Психология эмпатии. Теоретические и прикладные аспекты. Автореф. дис. д-ра пс.наук. — СПб., 1995.