Государственное бюджетное образовательноеучреждениесреднего профессионального образованияНовосибирской области“Новосибирский педагогический колледж №1 им. А.С.Макаренко”Реферат по теме:“Особенности общения дошкольников с взрослыми”2009 год
План
Введение
Параграф 1. Значимостьвзрослого для ребенка
Параграф 2. Особенностиобщения ребёнка с взрослым
Заключение
Список литературы
Введение
Общение является связующим звеном между людьми, способствуетнахождению и передачи общего между ними (или может быть). Причем это общееможет быть как что-то возникшее, только что, в процессе совместнойдеятельности, так и передаваемым через многие века знания. Развитие ребёнка вомногом зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только напсихическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. С точкизрения психологии (например, А.А. Леонтьев) общение понимается как процессустановления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного темиили иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными междусобою впсихологическом отношении. Более простое определение дается М.И.Лисиной:общение -это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласованиеи объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общегорезультата. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый видсоциальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которомуребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.Только в общение со взрослыми людьми ребенок может получитьобщественно-исторический опыт человечества. Первые годы жизни ребенка являютсяпериодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладываетсяфундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условияхоно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Л.С. Выготский считал,что отношение ребенка к миру — зависимая и производная величина от самыхнепосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Если бычеловек был с рождения лишен общения, то он никогда не стал бы цивилизованным,культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен,оставаться полуживотным, лишь внешне, анатома — физиологически напоминающимчеловека. Ребенок в процессе общения развивается, приобретает психические иповеденческие качества.
Дошкольник не может прочитать в книге ответы на все егоинтересующие вопросы, поэтому ему так важно общаться с взрослыми, благодаря нимдошкольник раскрываем мир для себя и познает всё лучшее и отрицательное, чтоесть у человечества.
Параграф 1. Понятие общение ребенка с взрослым
Одна из наиболее важных и оригинальных для психологии идей Л.С. Выготскогозаключается в том, что источник психического развития находиться не внутриребенка, а в его отношениях со взрослым. Общение со взрослыми выступает каквнешний фактор, способствующий развитию, но не как его источник и начало.Отношение взрослого к ребенку облегчает понимание социальных норм, подкрепляетсоответствующее поведение и помогает ребенку подчиниться социальным влияниям.Психическое развитие при этом рассматривается как процесс постепеннойсоциализации-адаптации ребенка к внешним для него социальным условиям.
Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающиевзрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являютсяорганически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не можетжить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественныеотношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является.
Такое понимание процесса психического развития выдвигает на первыйплан роль общения со взрослым. Процесс интериоризации (формирование структурчеловеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальнойдеятельности) внешних средств рассматривался Л.С. Выготским и егопоследователями вне зависимости от характера взаимоотношений и взаимодействияребенка со взрослым. Взрослый выступал как абстрактный и формальный носительзнаков, сенсорных эталонов, интеллектуальных операции, правил поведения, т.е.как посредник между ребенком и культурой, но не как живой конкретный человек.
Отечественный психолог М.И. Лисина рассматривает общение ребенкасо взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другойчеловек. Подобно всякой другой деятельности, общение направлено наудовлетворение особой потребности. Потребность в общении нельзя свести к другимнуждам человека (например, в пище, во впечатлениях, в безопасности, вактивности и т. д.). Психологическая сущность потребности в общении состоит встремлении к познанию самого себя и других людей. Такое познание включает двапути или аспекта.
Первый путь заключается в том, что человек стремиться узнать иоценить свои отдельные качества и способности (что он может, умеет, знает).
Сделать это он может только с помощью других людей. Первый путьпознания предполагает отстраненный, объективный анализ отдельных качеств — их обнаружение,оценку и сравнение путь познания себя и другого заключается в соединении, вприобщенности к другим людям. Пережив определенную связь с другим человеком(любовь, дружбу, уважение), мы как бы проникаем в его сущность, и здесьстремление к познанию удовлетворяется путем соединения, приобщенности. В такомсоединение не приобретаются новые знания, но именно в отношениях с другимчеловеком осознает себя, открывает и понимает других во всей их целостности иуникальности и в этом смысле познает себя и другого.
Общение всякий раз имеет определенные мотивы, ради которых онопроисходит. В широком смысле мотивом для общения является человек, а дляребенка – взрослый. М.И.Лисиной было выделено три группы качеств и трикатегории мотивов общения – деловые, познавательные и личностные.
Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре,к общей активности. В общение с ребенком взрослый выступает как партнер, какучастник совместной деятельности. Ребенку важно, как взрослый умеет играть,какие у него есть интересные предметы, что он может показать и т.д.
Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворенияпотребности в новых впечатлениях, в познание нового. Взрослый выступает какисточник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять иоценить суждения и вопросы ребенка. Личностные мотивы характерны толькодля общения как самостоятельного вида деятельности, в это случае общениепобуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностныекачества, а могут быть отношения с другим человеком как целостной личностью.
Деловые и познавательные мотивы общения включаются еще в другуюдеятельность (практическую или познавательную) и играют в ней служебную роль.Общение составляет лишь часть широкого взаимодействия ребенка и взрослого.
У младенцев общение со взрослыми играет как бы пусковую роль вразвитии реагирования на важные раздражители. М.И.Лисина пишет, что младенецначинает реагировать на голос матери(взрослого) раньше, чем на другиепервосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдаетсязамедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Психологическиеисследования показывают что общение ребенка со взрослым является главным ирешающим условием становления всех психологических способностей и качествребенка: мышление, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. Отколичества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, егохарактер, его будущее. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, егосознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Безлюбви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценнымчеловеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить, преждевсего, в семье. Когда люди общаются, друг с другом внешне видно поверхностнуюкартину их общения – кто что говорит, кто как смотрит и т. д. Но есть ивнутренняя картина, очень важная – межличностные отношения, т. е. то, чтопобуждает одного человека тянуться к другому. Когда ребенок задает вопроснельзя точно сказать, что было мотивом к этому вопросу. Он может задать вопросдля того что бы обратить на себя внимание или действительно его интересуетпредмет о котором он спрашивает или ребенок хочет показать свои познания передсверстниками. Если ребенок жалуется на поведение другого ребенка как на этонадо реагировать, взрослому нет точного ответа, видь, мотивация неизвестна.
Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание исамосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви,внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценнымчеловеком. Такое внимание ребенок может, прежде всего, получить в семье. Семьядля ребенка становится первой, с кем он начинает общаться, именно тамзакладываются основы общения, которые в будущем ребенок будет развивать.
Ребенок не рождается с потребностью в общении. Она развивается впроцессе общения с родителями, когда родители разговаривают с ним, лакают.Именно их в первые месяцы своей жизни видят дети.
На протяжении детства появляются и развиваются четыре различныхформы общения, по которым можно судить о характере происходящего психическогоразвития ребенка. Важной задачей является умение правильно определить иправильно развить ту или иную форму общения соответственно возрасту и индивидуальнымвозможностям малыша.
Параграф 2. Формы общения ребенка с взрослым
Первая форма общения ребенка со взрослым была названаситуативно-личностной, которое протекает в период от одного до шести месяцевжизни. Сначала это общение выглядит как ответ на воздействие взрослого, потомребенок начинает активно двигаться, привлекая к себе внимание, даже когдавзрослый ругается, ребенок радуется потому что – это внимание к ребенку,обращенность к нему. Потребность во внимании взрослого – первая и основная потребностьв общении – остается на всю жизнь. Зародыши всех важных качеств (развитиеличности, активное, деятельное отношение к окружающему, интерес к предметам,способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе и т.д.) появляютсяв общении матери с младенцем. Младенец не выделяет отдельных качеств взрослого.Для него не является главным уровень знаний и умений взрослого, его социальноеи имущественное положение, то как он выглядит и во что одет. Малыша привлекаетличность взрослого его отношение к нему. Средством общения для данной формыявляется обмен взглядами, улыбками, вскриками и гулениями ребенка, ласковымразговором взрослого и носят исключительно экспрессивно – мимический характер.В этот период общение младенца со взрослым протекает вне какой – либо другойдеятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка. Дляситуативно–личностного общения характерны потребность во внимании идоброжелательности, личностные мотивы и экспрессивно – мимические средстваобщения.
Следующей формой общения ребенка со взрослым – ситуативно-деловая– и связанная с ним потребность в деловом сотрудничестве. Взрослый становитьсянужный и интересный ребенку не сам по себе, а тем, что у него есть разныепредметы и он умеет что-то с ними делать. К экспрессивно — мимическим средствамдобавляются предметно — действенные – дети активно пользуются жестами, позами,выразительными движениями. Но предмет сам по себе ребенку не интересен, емуинтересно как этим предметом можно пользоваться. Это происходит по двумпричинам. Во-первых, для ребенка взрослый остается центром предпочтений, в силучего он наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается. Этипредметы становятся нужными и предпочтительными потому, что они в рукахвзрослого. Во-вторых, взрослый показывает детям, как можно играть в этиигрушки. Для того что бы дети начали играть с игрушками, взрослый обязательнодолжен сначала показать и рассказать, что можно с ними и как играть. Толькопосле этого игра детей становится содержательной и осмысленной. Такиесовместные игры представляю собой деловое общение или сотрудничестворебенка со взрослым. Потребность в сотрудничестве является основной дляситуативно-делового общения. Для неё характерны потребность в сотрудничестве,деловые мотивы и предметно-действенные средства общения. В таком общенииребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовымипредметами (ложкой, вилкой, горшком, расческой, одеваться, умываться, играть сигрушкой и т.д.). Также здесь начинают проявляться активность исамостоятельность ребенка. Он становиться субъектом своей деятельности исамостоятельным партнером по общению. Появляются первые слова, ведь для того,чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку нужно назвать его. Причемэту задачу — сказать то или иное слово — ставит перед ребенком, тольковзрослый. Так во взаимодействии со взрослым по поводу предметов возникает иразвивается главное – общение, мышление, речь.
Следующей формой общения ребенка со взрослым являетсявнеситуативное общение то есть общение содержание которого выходит за пределывоспринимаемой ситуации. Внеситуативное общение становиться возможным толькоблагодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Такое общениепредъявляет новые требования к поведению взрослого, ему нужно разговаривать,рассказывать дошкольнику о том чего тот не видел и не знает, расширять егопредставление о мире. Существует две формы внеситуативного общения –познавательная и — личностная. Для внеситуативно-познавательного общенияребенка со взрослым характерно: хорошее владение речью, которое позволяетразговаривать со взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;познавательные мотивы общения, любознательность, стремление объяснить мир, чтопроявляется в детских вопросах; потребность в уважение взрослого, котораявыражается в обиде на замечания и отрицательные оценки. Ребенку нужносерьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям.Потребность в уважении, в признании становиться основной потребностью,побуждающей ребенка к общению часто говорят детям как надо себя вести и чтонадо делать и дети выбирают подчиняться, или не подчиняться, но к шести годам,правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют самихдетей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Этоначало внеситуативно-личностной формы общения самого сложного и высшего вдошкольном возрасте. Для него характерны: потребность во взаимопонимании исопереживании; личностные мотивы; речевые средства общения. Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личностиребенка. Во-первых, он сознательно нормы и правела поведения и начинаетсознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, черезличностное общение дети учатся видеть себя со стороны, что является необходимымусловием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностномобщении дети учатся различать роли разных взрослых и в соответствии с этимпо-разному строить свои отношения в общении с ними. Общение предполагаетвзаимность и обоюдность. В процессе общения складываются определенные взаимоотношения.От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именноличностные качества сформируются у него, они могут быть приязненными,доверчивыми, заинтересованными, равнодушными, спокойными, неспокойными и т.д.Именно взрослый становиться первым собеседником ребенка и от того как будетобщаться взрослым во многом будет зависеть как будут развиваться ребенок. Есливзрослый, выполняя свои обязанности по уходу за ребенком, делает это “сухо”ограничиваясь несколькими словами, то ребенок не сможет полностью удовлетворитьсвою потребность в общение. Ребенок который задает вопросы и не получает на нихответы, который стремиться познать мир вокруг но не находит поддержки и помощитеряет интерес к знаниям и такому ребенку в дальнейшем очень трудно учится вшколе. Взрослый должен помогать формированию всех видов общения, тем самымпомогая формированию личности ребенка. Общаясь взрослый должен говорить всевремя правду так как ребенок запоминает все и в будущем “нестыковка” информацииможет сильно подорвать доверие ребенка ко взрослому, что в будущем приведет ктому что все слова сказанные взрослым ребенок будет ставить под сомнения.
Заключение
Жизнь каждого нормального человека пронизана контактами с другимилюдьми. Потребность в общении — одно из самых важных человеческих потребностей.Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью,непонетостью другими людьми. Наиболее радостные и светлые чувства человекпереживает в понимании другими, любви, дружбе все это рождает близость исвязанность с другими. Только в общении и в отношениях с другими людьми человекможет понять и почувствовать самого себя, найти свое место в мире. Общение- этовсегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленностьпартнеров. Любой акт, нельзя считать общением (даже если он напоминает повнешним признакам взаимодействие), если предметом является тело, лишенноеспособности восприятия или ответной психической активности.
Взрослым иногда кажется, что психическое развитие ребенкапроисходит как бы само собой, но это не так. Взрослые являются не толькоусловием для создания детям нормальной жизни, но источникам, двигателемпсихического развития.
Многочисленные психологические исследования показывают, чтообщение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становлениявсех психических способностей и качеств ребенка.
Именно взрослый открывает ребенку все разнообразие эмоции, речи,восприятия и т.д. и если взрослый не объяснит ребенку что снег белый, а землячерная, то ребенок сам этого так и не узнает.
Список литературы
Л.С. Выготский. Младенческий возраст//Собр. соч.: В 6 т.М.:Педагогика, 1982-1984.
О.Е. Смирнова. Особенности общения с дошкольниками: Учебноепособие для студ. сред. педаг. учеб. заведений – М.: Издательский центр“Академия”.2000.
Л.Ф. Обухова, доктор психологических наук. Детская (возрастная)психология. Учебник.- М., Российское педагогическое агенство.1996 М.И. ЛисинаПотребность в общении//Лисина М.И.Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика,1986(в сокращении)