КалужскийГосударственный Педагогический Университет им. К.Э. Циолковского
Институтсоциальных отношений
Кафедрасоциальной педагогики и организации работы с молодежью
Курсоваяработа
натему:
«Особенностиобщения в молодежной сфере»
г.Калуга
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие общения. Роль общения в жизни подростков
1.1 Понятиеобщения, его особенности в подростковом возрасте
1.2 Рольгруппы в социализации подростков
1.3 Гендерныеразличия стилей общения. Роль электронной коммуникации в построениивзаимоотношений
Глава 2. Исследование молодежного общения и анализ экспериментальныхданных
2.1 Историяисследований в сфере общения подростков
2.2Экспериментальное исследование методом анкетирования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Переходные процессы, начавшиеся в конце 80-хгодов, востребовали новый уровень социализации молодежи, связанный с включениемее в совершенно не свойственные предыдущим поколениям общественно-экономическиеотношения, новые ценности. В этих условиях более отчетливо обозначаетсяпроблема роли молодежи как субъекта перемен. Личность здесь рассматривается нетолько и не столько как продукт, сколько как субъект свободной деятельности.
Человек –существо социальное. Включенность личности в общественные отношенияобуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе.Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательномотношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половымсозреванием. В решении сложных задач воспитания личности значительная рольпринадлежит изучению умения личности общаться. На наш взгляд, развитиеорганизаторских и коммуникативных качеств очень важно именно в подростковомвозрасте. В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в общениисреди подростков, наряду с низкими коммуникативными и организаторскиминавыками. Поэтому, для того чтобы в будущем личность была всесторонне развита,необходимо развивать навыки общения.
В отечественной социологии особое вниманиеуделялось исследованию молодежи как общественной группы, ее места и роли всоциальной структуре (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, Е.М. Бабосов, Волков К.Н., Коломинский Я. Л.), процессов становления личности молодого человека (И.С.Кон, Ананьев В. Г., Андреева Г. М., Божович Л. И., Петровская Л. А.).
В современной западной социологии молодежи большевнимания уделяется социально-психологическому анализу взаимоотношений поколений(К. Аллербег, Ф. Тенбрук), молодежным субкультурам (С. Эйзенштадт, А. Коэн),изменению ценностей (Р. Инглехард) и др. [18, с. 380-389].
У всякого индивида есть его отдельные потребности– физиологические, такие, как голод, и психологические, такие, как потребностьв положительных эмоциях. И во все времена удовлетворение человеком этихпотребностей происходило с использованием общения.
Потребность в общении со сверстниками, которых немогут заменить родители, возникает очень рано и с возрастом усиливается.Отсутствие общества сверстников у дошкольников отрицательно сказывается наразвитии коммуникативных способностей и самосознания [5, с. 8-14].
Актуальность темы обусловлена тем, что впоследние годы тревожит существенное углубление кризиса самооценки детейподросткового возраста. Рост негативной самооценки отражается в тяге подростковк стихийно-групповому общению со сверстниками, в появлении разного рода уличныхкомпаний, неформальных и антисоциальных групп.
Причина роста негативной самооценки кроется вотсутствии возможности удовлетворить обостренную потребность подростка вобщественном признании, что задерживает его личностное самоопределение,интенсифицирует квазипотребности, квазиинтересы. Не случайно от 11 до 15 летнаблюдается отчетливая тенденция предпочитать социально-ориентированную формуобщения, создающую для подростков действительные условия их признания каксоциально значимых лиц, утверждения во взрослом мире [15, с.266-270].
В настоящее время подростки и молодежь нуждаютсяв получении информации, касающейся вопросов психологии и этики общения.
Гипотеза – девочки-подростки свободное времяпредпочитают проводить в компании друзей.
Цель работы – изучить современное состояние сферыобщения в молодежной среде, различные варианты общения, его особенности,влияние на развитие подростков, на их личностное самоопределение; провестиисследование сферы общения в подростковой среде.
Объект исследования – сфера общения в молодежнойсреде.
Предмет исследования – психологические особенностиобщения в подростковой среде, его виды и формы.
Методы исследования: наблюдение, беседа,сравнительный анализ, анкетирование, опрос.
Задачи:
1. Теоретическоеобоснование понятия «общение»;
2. Изучениероли общения в жизни подростков и молодежи;
3. Изучениеи анализ современного состояния сферы общения молодежи, характеристика видов иформ общения;
4. Изучениегендерных различий стилей общения;
5. Выявлениеположительных и отрицательных сторон влияния общения на развитие и процессы социализациимолодежи;
6. Проведениеисследования, изучение и анализ предпочтений подростков в сфере общения.
Даннаякурсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературыиз 19 источников.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ. РОЛЬОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие общения, егоособенности в подростковом возрасте
Первейшаячеловеческая функция общения – это регуляция совместной деятельности, безкоторой люди не стали бы людьми несколько миллионов лет назад. В холоде иголоде ледникового периода человек-одиночка, не располагая ни когтями тигра, нишерстью медведя, ни мышцами мамонта, попросту не уцелел бы без общей работы илиохоты. Корень слова «общение» тот же, что и слова «сообща».Объединение усилий заменило людям недостающую физическую мощь.
Внутривидовоеобщение – это, прежде всего, решающее условие выживания любого вида животных.Как ни велико отличие человека от животных, эта функция общения – установлениеобщности – остается немаловажной функцией и нашей коммуникации.
Привлечь к себевнимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, призвать их к себе напомощь, вызвать их сочувствие – все это поистине вечные задачи общения. Итак,еще одна его функция – самоопределение индивида в его мыслях и поступках.
Много летназад ученых интересовал вопрос: способность к общению является врожденной илиприобретенной?
Природапредусмотрела весьма высокий уровень коммуникативной «готовности» длячеловеческих существ. Еще Л. С. Выготский обратил внимание исследователей нато, что, не достигнув и месяца от роду, младенец прерывает сосание груди назвук материнского голоса. Именно на звук голоса, а не на звук вообще. Спустя неделю-другуюон начинает давать ответную голосовую реакцию не только на материнскую, но и налюбую человеческую речь. К двум месяцам он способен отличить «добрую»мимику или интонацию взрослого от «злой», и на «добрую» унего появляется так называемая реакция оживления: он поворачивает голову изстороны в сторону, открывает и закрывает рот, перебирает ножками и ручками, пытаетсяулыбаться.
Московскийпсихолог О.В. Баженова провела такой эксперимент: взрослый наклоняется надмладенцем со специально отрепетированным «индифферентным» выражениемлица. Делая это первый раз, экспериментатор, как правило, встречает обычнуюреакцию оживления со стороны младенца, но намеренно сохраняет безучастный вид.Во второй или последующие разы проведение такого эксперимента вызывает плачмладенца: он протестует против «необщения» с ним. Кто научил егоэтому? Должно быть, сама природа. Способность к общению у человека,по-видимому, врожденна. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием[5, с. 8-14].
Теперь дадимопределение понятию «общение».
Общение –сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обменеинформацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Общениехарактерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общениястановится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек,передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.Структура общения состоит из трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной,интерактивной и перцептивной.
Коммуникативнаясторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия междуобщающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общенияозначает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению иустановления на этой основе взаимопонимания [14, с. 511-519].
Потребность вобщении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает оченьрано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствиеобщества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативныхспособностей и самосознания.
Во-первых,общение со сверстниками – это очень важный специфический канал информации; понему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или инымпричинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации повопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие можетзадержать психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.
Во-вторых, это специфический вид межличностныхотношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатываютнеобходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективнойдисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы собщественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиальнона разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок неможет выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательностьгрупповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служитценной жизненной школой.
В-третьих, общение со сверстниками – этоспецифический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности,солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подросткуавтономизацию от взрослых, но и дает ему чувство эмоционального благополучия иустойчивости. Для самоуважения подростка решающее значение имеет то, сумел лион заслужить уважение и любовь равных, товарищей [15, с. 266-267].
Специфика общения подростков характеризуется впервую очередь необходимостью преодолевать коммуникативные трудности, самойраспространенной среди которых является застенчивость. Психологическиеисследование показали, что те, кто считает себя застенчивым, действительноотличаются пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать инаправлять свое социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму.Неудивительно, что застенчивость считается нежелательным качеством и людистремятся от нее избавиться (например, при помощи психотерапии) [5, с. 35-39].
Из 2500 опрошенных американских студентов ввозрасте от 18 лет до 21 года 42% считают себя застенчивыми (с учетом тех, ктопреодолел эту черту, цифра повышается до 73%), причем 60% из них рассматриваютзастенчивость как серьезную трудность. Особенно тяжело переживают ее юноши, посколькузастенчивость считается «немужским» качеством [15, с. 273].
Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности,подростки и юноши используют целый ряд хитростей, приемов. Понятиестратегического взаимодействия введено в науку известным американским социологомЭрвином Гоффманом (1969) для обозначения ситуаций, в которых партнеры пообщению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию осебе не прямо, а косвенно, с помощью специальных приемов и ухищрений. Совместивэти идеи с теорией Пиаже, Дэвид Элкинд (1980) отметил в общении подростков рядособенностей:
во-первых, будучи постоянно озабочены собой ипредполагая, что другие разделяют эту их озабоченность, подростки и юношиобычно действуют в расчете на некую «воображаемую аудиторию» (одно изследствий этого – застенчивость). Совершение запрещенных действий, начиная спрогуливания уроков и кончая выпивкой и приемом наркотиков, также имеет свойвторой план, рассчитанный на воображаемую аудиторию [17, с. 69-75];
во-вторых, преувеличивая свою уникальность иособенность, подростки часто создают себе «личный мир», вымышленнуюбиографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковоеобщение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план.
То есть, нельзя сказать, что застенчивость –отрицательное качество. Каждый человек – индивидуальность, интроверт илиэкстраверт. Подростки и юноши используют целый ряд хитростей, чтобы облегчитьсвои коммуникативные трудности, и часто это выходит за рамки норм социальногоповедения. Можно совершенствовать свои коммуникативные навыки, но радикальноизменять стиль своего общения так же трудно, как тип личности.
Психология общения в подростковом и юношескомвозрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей:обособления (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности,включенности в какую-то группу или общность.
Обособление чаще всего проявляется в эмансипацииот контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками (желаниеуединиться). Усиливается потребность не только в социальной, но ипространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личногопространства. «Как только у меня появилась своя комната, у меня появиласьи внутренняя жизнь, – пишет Анатоль Франс. – Я получил возможность думать,размышлять… Она отделяла меня от вселенной, и в ней я обретал вселенную»(А. Франс «Маленький Пьер»).
В переходном возрасте меняются представления осодержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение».Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша, тем сильнее у него потребность испособность быть одному.
Кроме спокойного, умиротворенного уединениясуществует мучительное и напряженное одиночество – тоска, субъективноесостояние духовной и душевной изоляции, непонятости, чувство неудовлетвореннойпотребности в общении, человеческой близости.
Напряженная потребность в общении и аффилиациипревращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут нетолько дня, но и часа пробыть вне своей, а если своей нет – какой угоднокомпании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.
При сходстве внешних контуров социальногоповедения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью ваффилиации, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстниковподкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности, другому важночувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой, третий черпаетнедостающую информацию и коммуникативные навыки, четвертый удовлетворяетпотребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивыпереплетаются и не осознаются [10, с.198-199].
От 11 до 15 лет наблюдается отчетливая тенденцияпредпочитать социально-ориентированную форму общения, создающую для подростковдействительные условия их признания как социально значимых лиц.
Данная тенденция тесно связана со свойственнымподростку активным стремлением к занятию новой социальной позиции, с осознаниемим своего «Я» и утверждением во взрослом мире. При этом речь идет нео желании ребенка подражать взрослым, а о том, что он жаждет приобщиться к ихделам и отношениям; у подростка появляется чувство социальной ответственностикак возможность и необходимость отвечать за себя и других на уровне взрослогочеловека.
Одна изглавных особенностей подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройкавзаимоотношений с взрослыми. Одна из самых важных потребностей переходноговозраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей,учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.Причина этого кроется, прежде всего, в психологии взрослых, родителей, нежелающих замечать изменения внутреннего мира подростка. Рассуждая абстрактно,родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто-либо другой, даже онсам. Но изменения, происходящие с ребенком, происходят слишком быстро, ародители все еще видят его таким, каким он был несколько лет назад. Спешканеумение и нежелание выслушать и понять то, что происходит в сложном юношескоммире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, уверенность всобственной непогрешимости – вот что в первую очередь создает психологическийбарьер между растущими детьми. Еще на один момент исследователи обращаютвнимание. Взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают в этомпроцессе только негативные стороны: подросток стал «непослушным»,«скрытным» – и совершенно не замечают позитивного нового. Одним изтаких ростков является развитие в подростковом возрасте способности подростка кэмпатии по отношению к взрослым, стремление помочь им, поддержать их горе илирадость. Взрослые, в лучшем случае, готовы сами проявить сочувствие исопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять этоотношение подростка, как раз и необходимо быть с ним на равных.
Таким образом, одна из главныхтенденций переходного возраста – переориентация общения с родителями,учителями, вообще со старшими, на более или менее равных по положению. Рольэмоциональной функции общения проявляется в двух аспектах: в приобретении опытаэмоциональных отношений с людьми и в развитии эмоционального приятия окружающейдействительности.
Общение сосверстниками очень важный специфический канал информации (позволяющий частьинформации по вопросам пола подросток получать от сверстников, поэтому ихотсутствие может задержать его психосексуальное развитие или предать емунездоровый характер). Это специфический вид межличностных отношений. Положениепринципиального равенства детей-сверстников делает эту сферу отношений особеннопривлекательной для подростка: это положение соответствует этическомусодержанию возникающего у подростка чувства собственной взрослости.Происходящие в начале подросткового возраста специфические сдвиги в развитииопределяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений,переживаний, требований к отношениям с взрослыми и товарищами. Это способствуетразвитию отношений со сверстниками вглубь. У подростка формируются ценности,которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение с взрослымиуже не может целиком заменить общения со сверстниками. Сознание групповойпринадлежности, товарищеской взаимопомощи дает чувство эмоциональногоблагополучия и устойчивости. Хотя общение подростков часто бывает эгоистичным,а потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний – выше интереса кчувствам и переживаниям другого.
В современной ситуации потребность подростков вприобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению сталкивается,во-первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества,которое не подчеркивает самостоятельность, общественную ценность растущегочеловека; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода подростка насерьезные дела общества. Данное противоречие приводит к острому внутреннемуконфликту и искусственной задержке личностного развития подростков, лишая ихвозможности занять активную социальную позицию[15, с. 114-116].
Таким образом, общение с товарищами – источник нетолько появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связанос тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружескимотношениям: к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать исопереживать [16, с. 146].
1.2 Роль группы всоциализации подростков
Принадлежность к группе позволяет удовлетворитьмногие потребности юного человека. Для подростков младшего возраста большоезначение имеет возможность разделить с друзьями общие интересы и увлечения,очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Позднее подростки ищут такогоконтакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам,мыслям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников [16,75-84].
В первобытном обществе важную роль в социализацииподростков и юношей играли так называемые «мужские дома» и возрастныесоюзы, которые зачастую охватывали и предподростковый возраст (8-12 лет).Сознание своей принадлежности и эмоциональная привязанность к возрастной группепредшествуют образованию более тесных и индивидуализированных дружескихотношений, которые нередко поддерживаются всю жизнь [17, с. 14-17].
Чувство принадлежности к группе сверстников иобщение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин. Ина первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самогораннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми,затевают совместные игры и т. д.
Любое общество дифференцируется на группы иподгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам.
Во-первых, существует социальное расслоение,особенно заметное в больших городах и проявляющееся как в неравенствематериальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровнепритязаний и способов их реализации.
Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутрикласснаяиерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их успеваемости илипринадлежности к «активу».
В-третьих, происходит дифференциация авторитетов,статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самойподростковой среде. В старших классах дифференциация межличностных отношенийстановится более заметной, чем раньше. Как показывают социометрическиеисследования Я.Л. Коломинского (1976), А.В. Киричука (1970) и др., более резкойстановится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» («изолированных»).
Типичное для подросткового возраста стремление кобъединению в группы получило название реакции группирования (Личко А.Е., 1983)[1, с. 212].
Социальная перцепция
Критерии, определяющие социометрический статусподростка, очень многообразны.
Чем бы ни определялся статус подростка вколлективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание.Неблагоприятное положение в классном коллективе – одна из главных причинпреждевременного ухода старшеклассников из школы. Девять десятых обследованныхМ.Л. Алемаскиным (1971) правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях поделам несовершеннолетних, были в своих школьных классах «изолированными».Около половины обследованных Г.Г. Бочкаревой (1972) несовершеннолетних правонарушителейотносились к одноклассникам безразлично или враждебно.
Я.Л. Коломинский установил ряд закономерностейсоциальной перцепции у подростков:
– тенденция к завышенной самооценкесоциометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;
– эгоцентрическая нивелировка – тенденцияприписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;
– ретроспективная оптимизация – тенденция болееблагоприятно оценивать свой статус в прежних группах (1976).
Чем критичнее к себе подросток и чем выше егосамооценка, тем выше его положительный социометрический статус. Очевидно,существует и обратная связь – социометрический статус зависит и отповеденческих особенностей подростка, проявляющихся по отношению к группе:склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых»,склонные к нонконформизму – в группу «отвергаемых» (Коломинский Я.Л.,1976). Изолированность трудного подростка в классе может быть не толькопричиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива,пренебрегает его целями и нормами поведения.
Сравнив реальную статусную структуру классов и ееоценку работающими в этих классах учителями, Я.Л. Коломинский нашел, чтоучителя невольно сглаживают статусную дифференциацию, преуменьшая значениекрайних категорий. А без умения оценить статус ученика в системе коллективныхвзаимоотношений учителю трудно найти индивидуальный подход к нему.
Юношеские группы и их соперничество – всеобщийфакт человеческой истории. Как уже говорилось, в первобытном обществесуществовали «мужские дома», в феодальном – «королевства шутов»,в деревнях «левобережные» враждовали (когда условно, а когда ивсерьез) с «правобережными». В городе возникали «клики», «шайки»и «ганги». В послевоенном Ленинграде одно время происходили серьезныестычки между ребятами с Петроградской и с Выборгской стороны [17, с. 14-17].
В группах подростки приобретают умения разрешатьконфликтные ситуации.
Основа этогоявления – противопоставление «Мы» и «Они» потерриториальному принципу – существует практически везде.
Ослабление влияниясемьи создает так называемый «эффект стаи» – повышение степениидентификации мальчика-подростка с группой сверстников, вызываемое ослаблениемвлияния семьи, особенно отцовского начала.
Параметры групп
Юношеские (ишире – молодежные) группы и объединения можно сравнивать и оценивать по различнымпараметрам: по их юридическому статусу (официальные и неофициальные,институционализированные и спонтанно-стихийные), по социально-психологическомустатусу (группы принадлежности и референтные группы), по численности (большие ималые), по степени стабильности (постоянные, временные, эфемерные, одноразовые,случайные), по социально-пространственной локализации (внутришкольными,внешкольными, дворовыми, уличными), по типу лидерства (демократические иавторитарные), по идейной направленности (просоциальными, асоциальными иантисоциальными) [2, 135-143].
Одно из наиболее обширных исследований молодежныхгрупп в России было проведено И.С. Полонским в Курске. По его данным, стихийно-групповоеобщение охватывало не менее 80-85% всех подростков и юношей. На 9/10 эти группыбыли разновозрастными, включающими в себя и подростков, и юношей. Социальныйсостав также обычно был смешанным (школьники, молодые рабочие и учащиеся ПТУ).Численность колебалась от 5 до 15 человек. Больше трети групп былиисключительно мужскими; остальные объединяли юношей и девушек. Примернополовина обследованных И.С. Полонским компаний – постоянные, стабильные,остальные – временные, ситуативные.
Обнаружив, что лидерами в стихийных группах чащевсего становятся подростки и юноши, не нашедшие применения своиморганизаторским способностям в школе, И. С. Полонский изучил с помощьюсоциометрии положение 30 неформальных лидеров (имеющих самый высокий статус насвоих улицах) в тех классах, где они учатся. Выяснилось, что у младшихподростков сколько-нибудь резких расхождений между позицией в школе и на улицееще не наблюдается, но к 9-10-му классу ощутимо просматривается тенденциярасхождения статусов: чем выше статус юноши в стихийной группе, тем ниже он вофициальном классном коллективе. Этот разрыв в статусе и критериях оценокшкольных и внешкольных лидеров создает сложную психолого-педагогическуюпроблему.
Будучи основаны, прежде всего, на межличностныхотношениях, стихийные группы не знают того резкого расхождения междуофициальной структурой и структурой личных взаимоотношений, которое наблюдаетсяв организованных коллективах [15, с. 275-286].
Конформность
Типичная черта подростковых и юношеских групп –чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость отстарших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениямсобственной группы и её лидеров. Неокрепшее, диффузное «Я» нуждаетсяв сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность«Они».
Страстное желание быть «как все» (а «все»– это исключительно «свои») распространяется и на одежду, и наэстетические вкусы, и на стиль поведения. То есть, индивидуальность утверждаетсячерез единообразие, которое тщательно поддерживается. Чем примитивнеесообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообщенепохожести [5, с.98-104].
Таким образом, коллективно-групповое поведениеподростков и общение со сверстниками принимает в этом возрасте характерпервоочередной необходимости. Юношеские группы удовлетворяют в первую очередьпотребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободноеобщение – не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения,установления новых человеческих контактов. Принадлежность к компании повышаетуверенность подростка, юноши в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.Для подростковой среды характерна дифференциация авторитетов, статусов ипрестижа на основе неофициальных ценностей. В старших классах дифференциациямежличностных отношений становится более заметной.
1.3 Гендерные различиястилей общения. Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений
Среди юношей и девушек наблюдаются различия вкоммуникативных чертах и стилях общения. Гендерные различия в общении вызваныкак врожденными психологическими характеристиками, соответствующими полу, так ивлиянием социализации [9, с. 17-27].
Однако различия между полами в уровнеобщительности не столько количественны, сколько качественны. Содержаниесовместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше,чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам, обычно присутствуетдух соревнования. Мужское общество, как и весь стиль жизни, скорее предметны иинструментальны, чем экспрессивны.
С ранних возрастов мальчики тяготеют к болееэкстенсивному, а девочки – к интенсивному общению; мальчики чаще играютбольшими группами, а девочки – по двое или по трое.
Общение девочек выглядит более пассивным, затоболее дружественным и избирательным. По данным психологических исследований,мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходеигрового или делового взаимодействия, у них складывается положительнаяустановка, появляется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают вконтакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместнойдеятельности для них сравнительно второстепенно.
Социометрическое лонгитюдное исследование (ЭдерД. и Халлинэн М., 1978) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12лет) показало, что диады девочек являются более закрытыми для посторонних,нежели мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными сродительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и устойчивыйиерархический порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых, нередковедут себя антисоциально.
Разные способы социализации мальчиков и девочек,существующие во всех человеческих обществах (количественные и качественныеразличия в структуре и содержании их общения и жизнедеятельности), с однойстороны, отражают, а с другой – создают и воспроизводят психологические половыеразличия: в уровне эмпатии (постижение эмоциональных состояний другого человекапутем сопереживания ему) и самораскрытия. Девушки в среднем эмоциональночувствительнее и восприимчивее юношей, во всех возрастах превосходят их попотребности и способности к самораскрытию, передаче другим интимной иличностно-значимой информации о себе и своем внутреннем мире.
Конфликты со сверстниками в основном являютсяпроявлением борьбы: у мальчиков – за лидерство, за успехи в интеллектуальной ифизической областях или за чью-то дружбу, у девочек – за представителяпротивоположного пола [17, с. 77-83].
Стиль общения тесно связан с необходимостьюподдерживать принятый культурой нормативный канон маскулинности или феминности.Мужской стиль обязывает скрывать свои слабости и подчеркивать достижения ивысокие притязания. Женский стиль рассчитан на уменьшение социальногорасстояния и установление психологической близости с другими. Такая нормативнаяустановка заставляет мальчиков-подростков скрывать такие свои черты и проблемы,которые выглядят феминными (например, застенчивость), что уменьшает степень ихобщего самораскрытия.
Нужно уже в младшем дошкольном возрасте обращатьособое внимание на детей, игровое поведение или телосложение которых несоответствует стереотипам маскулинности и фемининности, и которые из-за этогоподвергаются насмешкам сверстников. Это внимание должно быть тактичным,незаметным и направленным на повышение самоуважения ребенка и улучшениекоммуникативных навыков.
Взрослые должны полностью отдавать себе отчет втом, что интимные эротические переживания подростков находятся практически внесферы педагогического контроля, а повышенный интерес к ним со стороны взрослыхбольшей частью имеет отрицательные последствия. Сексуальные игры подростков июношей следует прекращать тактично, апеллируя к правилам приличия, но, незапугивая и не наклеивая страшных ярлыков, не допускать унижения человеческогодостоинства.
Ухаживание, дружба и любовь
Юношеская сексуальность и ее конкретныепроявления тесно связаны с коммуникативными чертами личности и специфическиминормами социальной среды, субкультуры. Как субъективные ожидания, так ирегулирующие взаимоотношения юношей и девушек нормативные предписаниянеоднозначны и противоречивы.
Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего,жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости [15, с. 354-358].
Отмеченная 3. Фрейдом разобщенность чувственно-эротическогои нежного влечений, их направленность на разные объекты особенно типична длямальчиков. У многих из них бурный темп полового созревания опережает развитиетонких коммуникативных качеств. Кроме того, сказывается влияние традиционногостереотипа маскулинности, согласно которому мужчина подходит к женщине с «позициисилы». А старшеклассник этой силы в себе еще не ощущает. Жажда любвинередко сочетается со страхом «потерять себя», «подчиниться».
Девочки, которым «сила» не предписана,свободны от этой заботы, зато они вынуждены скрывать увлечения, оберегая своедостоинство и репутацию.
Разрешение этих внутриличностных противоречий вомногом зависит от того, как складываются взаимоотношения юношей и девушек вболее широком кругу общения. Обособление мальчиков и девочек в той или инойформе – универсальное явление в истории культуры. В современном обществесегрегация полов выражена менее резко и осуществляется стихийно, самими детьми.Это создает определенную психологическую дистанцию между мальчиками идевочками, преодолеть которую не так просто.
Лосенковым В.А. и Коном И.С. было проведеноисследование. Ответы старшеклассников на вопрос: «В общении с кем вычувствуете себя наиболее уверенно и свободно?» – показали, что общение сосверстниками противоположного пола является значительно более напряженным, чемсо всеми остальными лицами, за исключением учителей. С человеком собственногопола подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая иэротические. Причем напряженность у мальчиков возрастает от 7-го класса к 8-му,а у девочек – от 8-го к 9-му [8, с.110-115].
Соотношение дружбы и любви представляет в юностисложную проблему. По имеющимся данным [8], юноши-девятиклассники не выбирают вкачестве близкого друга девушку, и в первом круге их реального общенияпреобладают юноши. Напротив, тот, кто в качестве идеального друга предпочитаетдевушку, обычно имеет меньше друзей своего пола и отличается повышеннойрефлексивностью.
Любовь предполагает большую степень интимности,чем дружба. Юноша 16-18 лет может довольствоваться обществом друзей своегопола. В более старшем возрасте отсутствие интимного контакта с девушкой уже некомпенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этомотношении от сверстников, юноша замыкается в себе.
Психосексуальные трудности – одна из главныхпричин юношеского одиночества. Старшеклассники остро нуждаются в помощистарших. Но одновременно они хотят оградить свой интимный круг отбесцеремонного вторжения и подглядывания. В.А. Сухомлинский совершенносправедливо требовал «гнать из школы нескромные и ненужные разговоры олюбви воспитанников. Ни малейшего намека на то, что один пятнадцатилетнийподросток назвал „ощупыванием сердца железными рукавицами“. Любовьдолжна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшими неприкосновенным» [15, с. 358-361].
Несмотря на демократизацию и упрощениевзаимоотношений между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны.Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде некодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, чтобольшая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столькопсихофизиологии половой жизни, сколько ее нормативной стороны: как надо вестисебя в ситуации ухаживания, во время свидания, как можно выражать свои чувства.
Роль электронной коммуникации в построениивзаимоотношений
Новые методы коммуникации изменяют способыустановления и поддержания отношений. Сегодня человек благодаря новинкамтехнологии, через Интернет, может всего за несколько секунд завести знакомствос другим человеком, живущим в любой части света.
Многие люди, ведущие переписку по электроннойпочте, полностью удовлетворены уже тем, что имеют возможность знакомиться иразговаривать друг с другом. В исследовании общения, проведенном Парксом иФлойдом в 1996 году, было обнаружено, что около четверти (23,7%) испытуемыхобщались со своими партнерами, по крайней мере, три или четыре раза в неделю иоколо половины (55,4%) переписывались, по крайней мере, раз в неделю.Взаимоотношения по электронной почте привлекательны для некоторых деловых людейпотому, что у них нет времени на «свидание в кафе». Люди, которые ужевстречаются, поддерживают отношения при помощи электронной коммуникации, когдапо работе или из-за учебы им приходится находиться далеко друг от друга.
Однако отношения с использованием электронныхсредств, по-видимому, лишены многих преимуществ традиционных отношений: люди неиспытывают ощущения физической близости, чаще они ничего не знают о том, каквыглядит их партнер, к какой группе или слою общества он принадлежит.
Критикуя общение через Интернет, некоторыеуказывают на то, что при личном контакте большую роль играет эффект присутствияи имеется возможность непосредственной обратной связи. Кроме того, вбольшинстве электронных форм общения у людей нет возможности восприниматьневербальные сообщения.
Общение по электронной почте привлекательно длятех, кому трудно по тем или иным причинам установить прочные межличностныеотношения. Поскольку человек планирует общение по электронной почте, у негоесть возможность проявить вербальные навыки и чувство юмора в написании писем,не стесняясь своей внешности.
Многие исследователи, в том числе Маркхам, приводятпримеры отношений, когда переписка по электронной почте переросла в любовь ибрак (1998 год).
Однако есть важные различия между личной иэлектронной коммуникацией, и эти различия могут препятствовать развитиюотношений. Дж.Д. Бигелоу (1999 год) из Государственного университета в Бойсевыделяет три такие проблемы:
1. Электронная коммуникация не столь интенсивна,потому что люди обмениваются только вербальными посланиями. Поскольку они невидят и не слышат своих партнеров по переписке, не воспринимают невербальныесигналы, сообщения можно неправильно интерпретировать.
2. Электронная коммуникация протекает медленнее,чем личный разговор, и поэтому у человека может быть больше времени подумать. Этолишает взаимодействие спонтанности, обычной для личного общения.
3. Участники электронной коммуникации не могутвидеть друг друга. Электронные знакомые часто сохраняют свое имя в тайне,придумывают псевдонимы или новые имена.
В личных отношениях доверие устанавливается несразу: мы знакомимся с человеком, начинаем с ним общаться, на основании его поведениямы принимаем решение, хотим ли мы перейти к более близким отношениям.
А в отношениях, которые мы устанавливаем поэлектронной почте, труднее оценить, можно доверять человеку или нет. Так какздесь утрачивается спонтанность и невербальная информация.
Кроме того, использование электронных средствсвязи для формирования отношений иногда провоцирует неэтичное поведение.
1. Злоупотребление анонимностью. Довольно частолюди выдумывают вместо себя вымышленного персонажа. У электронных друзей изнакомых нет ни ответственности, ни обязательств, а без них невозможны никакиесерьезные отношения.
2. Обман. Люди дают неправильную информацию освоей половой принадлежности, физических качествах и пишут о вымышленнойкарьере, социальном статусе. Как указывает Дженни Прис, «любой электронныйроман может прекратиться, когда встреча в реальной жизни разрушит иллюзии»(2000 год).
Правильнее будет на ранней стадии отношенийвыдавать информацию о себе ограниченно. В любом общении самораскрытие должнобыть только взаимным.
Особую опасность представляет злоупотреблениеанонимностью и обманом, когда по электронной почте переписываются дети. Многочисленныеисследования показали, что в настоящее время более сорока миллионов детей иподростков до 18 лет поддерживают переписку по электронной почте. К сожалению,очень часто это перерастает в зависимость. Родители должны следить за тем, скем общаются дети по электронной почте и с помощью специальных программблокировать доступ к нежелательным сайтам.
3. Зависимость. Третья потенциальная проблема длядетей и подростков – это зависимость от технических средств, то естьповеденческая зависимость, связанная с взаимодействием человека и машины.Соблазны электронного общения могут повлиять на ухудшение «обычных»межличностных отношений [4, с. 132-134].
Выводы по главе I
Таким образом, в I главе былираскрыты проблемы общения в подростковом возрасте.
1) Отмечено, что в подростковомвозрасте проявляется более острая необходимость в межличностном общении.Общение становится самоцелью, в которой подростки реализуют свои интересы,формируют представления о себе и об окружающем мире;
2) Основной тенденциейподросткового возраста является переориентация на общение со сверстниками. Дляподросткового возраста характерно создание собственного мнения на основесравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка являетсявовлеченность в сам процесс общения. Именно в нем подросток реализует себя какличность, формирует суждения о себе и окружающем мире;
3) Необходимо отметить, что общениеоказывает огромное влияние на становление личности подростка. Так как общение –это не только обмен информацией (например, между учителем и учеником), но ивзаимодействие, взаимовлияние. Подросток «переживает» общение не только наинтеллектуальном, но и на физиологическом и эмоциональном уровнях;
4) Возникают проблемы с родителями,главным образом связанные с недопониманием (некоторые родители не успевают заизменениями, стремительно происходящими с их детьми). С одной стороны ребенокпривязан к своим родителям и ждет от них понимания, с другой стороны онпретендует на большую самостоятельность в решении каких-то дел и проблем;
5) Отмечено, что в подростковомвозрасте при высокой потребности в общении, уровень коммуникативных навыков икачеств, достаточно низок у подавляющего большинства подростков.
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ МЕТОДОМАНКЕТИРОВАНИЯ.
2.1 История исследованийв сфере общения подростков
За последние тридцать лет в России и за рубежомбыло проведено множество исследований, касающихся различных сторон общенияподростков. Возраст испытуемых – 9-17 лет.
Согласно данным статистики, среди важнейшихжизненных ценностей 15-17-летние подростки называют желание иметь верных друзей(дружбу как главную ценность в жизни выделили 97,7% опрошенных, любовь – 90,8%)[15, с.269].
Общение с товарищами – источник не толькопоявления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем,что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям:к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать [16, с.146].
Английский психолог Джон Коулмен (1984) предлагал11-13-летним и 15-17-летним мальчикам и девочкам дописать неоконченные фразы «Когданет никого вокруг…» и «Если человек один…». Их ответы затемклассифицировались на положительные (например: «Когда нет никого вокруг, ясчастлив, потому что могу делать, что хочу») и отрицательные (например: «Есличеловек один, он начинает нервничать»). Оказалось, что от подростковоговозраста к юношескому число положительных суждений растет, а негативных –уменьшается. Если подросток боится остаться один, то юноша ценит уединение.
В целях изучения потребности подростков вразличных формах общения был проведен содержательный анализ писем детей врубрику «Алый парус» газеты «Комсомольская правда». Возраставторов писем – от 11 до 15 лет.
Как показывает проведенное исследование,наблюдается существенное расхождение между выраженной потребностью 11-15-летнихдетей в тех или иных формах общения и реализацией этой потребности в жизни. Напотребность в интимно-личном общении указывают около 34% подростков, а вреальном общении подростков эта форма составляет около 30%. О потребности всоциально-ориентированной форме общения заявили 56% подростков, а случаиреального общения отмечены лишь у 13%: "… иногда ощущаешь своюненужность, думаешь, почему не поручат дело, которым бы увлеклась, которое быприносило пользу людям… а ведь так хочется что-то сделать для людей, принестипользу, что-то хорошее..." (Галя С., 14 лет. Новгородская область).Потребность подростка в социально-ориентированной форме остаетсянеудовлетворенной в 43% случаев. Фрустрированность подростков порождаетпотребность в стихийно-групповом общении (наличие этой формы зафиксировано у56% детей 11-15 лет), хотя изначально она выражена у незначительного числадетей (14,5%) [15, с. 114-116].
У подростков первичными ячейками общения являютсяоднополые группы. Затем две такие группы образуют смешанную компанию, внутринее складываются пары, которые становятся все более устойчивыми, а прежняябольшая компания распадается или отходит на задний план. Разумеется, эта схемане универсальна.
В жизни мужчин однополая группа значит гораздобольше, чем в жизни женщин, привязанность к ней сохраняется и поддерживаетсядаже после возникновения смешанной компании.
В обширной литературе по приматологии нет ниодного примера устойчивых, долгосрочных групп подростков-самок, в то время каку самцов такие группы существуют повсеместно [11, с. 157-160].
Социометрическое лонгитюдное исследование (ЭдерД. и Халлинэн М., 1978) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12лет) показало, что диады девочек являются более закрытыми для посторонних,нежели мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными сродительской семьей.
Социальный психолог Леон Фестингер (1919-1989)выдвинул гипотезу о том, что членство в группе удовлетворяет потребность всоциальном сравнении (сравнении собственных действий, чувств, взглядов,способностей с действиями, чувствами, взглядами, способностями других людей).Когда нет объективных стандартов, нам приходится использовать других людей вкачестве образцов для оценки этих сторон своей личности [15, с. 266-267].
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное свозрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимуюжажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятили надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность,эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.
Как показывают данные зарубежных массовых опросов(Бреннан Т., Остров Э., Оффер Д., 1980) и клинических исследований, подростки июноши значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими инепонятыми: «У меня стоит телефон, но он постоянно молчит, а так хочетсяслышать знакомый голос, знать, что ты кому-то нужен...». Девушкизначительно чаще юношей жалуются на одиночество и непонятость, отсутствиеподдержки, неудовлетворенность собой, нерешительность, вдвое чаще переживаютсостояние депрессии.
Согласно данным исследования Лосенкова В.А. иКона И.С., в целом девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно иуверенно, чем юноши с девушками. Характерно в этой связи отношение юношей и девушекк разнополой дружбе. На вопрос: «Возможна ли, по-вашему, настоящая дружба(без влюбленности) между юношей и девушкой?» – утвердительно отвечаютсвыше трех четвертей учащихся 7-10-х классов. С возрастом сомнения усиливаются,свыше половины ленинградских юношей-студентов ответили на этот вопросотрицательно. При ответах на вопрос: «Кого вы предпочли бы иметь своимдругом – юношу или девушку?» – доля девушек, выбравших идеального другапротивоположного пола, во всех возрастах выше, чем доля юношей, причем свозрастом эта разница увеличивается. 57% ленинградских девятиклассниковговорили, что вообще не имеют друзей-девушек, а 46% девятиклассниц –друзей-юношей [8, с. 110-115].
2.2 Экспериментальноеисследование методом анкетирования
В качестве методов исследования мы выбрали методынаблюдения и анкетирования, потому что данные методы здесь оптимальны.
Выборка сформировалась исходя из данной гипотезы.
В течение трех недель мы наблюдали за учащимися(девочками) 8-х классов лицея № 48 города Калуги. Мы беседовали с класснымируководителями и преподавателями, чтобы сформировалась картина взаимоотношенийв классах, чтобы иметь общее представление об особенностях личности каждойдевушки, об их интересах, взглядах и предпочтениях. Мы присутствовали науроках, просматривали учебные журналы, собирая таким образом общую информациюоб учащихся.
Нами была разработана анкета, состоящая из 15вопросов. Для данной возрастной категории (13-15 лет) мы считаем эти вопросыактуальными, потому что основной вид деятельности подростков (помимоучебно-трудовой деятельности) – это интимно-личностное общение. Основная цель данноговида общения – понимание и самораскрытие. В этом возрасте заметно возрастаетпотребность в общении, и растет его избирательность. Общение занимает особоеместо в жизни подростков: они ищут компании, сравнивают и отождествляют себя сдругими, находят образцы для усвоения, строят свои отношения. Подросток хочетосознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности вжизни. Характерно постоянное сравнение себя и своих чувств с принятыми в средесверстников.
Анкета составлялась на основе методикиисследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) и методикимногофакторного исследования личности Кеттела.
Целью исследования методики КОС-1 являетсявыявление уровня коммуникативных и организаторских способностей. Этиспособности проявляются в умении четко и быстро устанавливать деловые итоварищеские контакты с людьми, в стремлении расширять контакты, участвовать вгрупповых мероприятиях, в стремлении проявлять инициативу, смекалку,находчивость. Методика рассчитана на подростков в возрасте 12-16 лет. Онавключает в себя 40 вопросов, на которые испытуемые дают ответы «ДА-НЕТ».Затем с помощью дешифратора определяется оценочный коэффициент коммуникативныхи организаторских способностей. Максимальное количество баллов отдельно покаждому параметру – 20. Пользуясь оценочной шкалой, экспериментатор определяету школьников уровень коммуникативных и организаторских способностей. Экспериментальноустановлено 5 уровней (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий)[7, с.281-283].
Масштабы, средства и время на создание методикиКеттела были затрачены огромные. Изо всех словарей выбрали слова, описывающиесостояния человека. По ним выявили основные качества личности и сформулироваливопросы, описывающие психические состояния. Кеттел выявил 16 различных личностныхчерт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степеньразвитости – сильную и слабую (конформность – доминантность, алаксия(доверчивость) – протенсия (подозрительность) и т.д.). Опросник Кеттела 16PF содержит 105 вопросов, накоторые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. По окончаниитестирования подсчитываются баллы по каждому из 16-ти личностных факторов. Поданным тестирования вычерчивается профиль личности испытуемого, строитсяграфик, на котором отмечаются крайние значения каждого фактора. Приинтерпретации уделяют особое внимание самым высоким и самым низким показателям.Данные тестирования анализируются и интерпретируются. Тест исследуетинтеллектуальные, коммуникативные, эмоционально-волевые способности, а такжетревожность, интроверсию (экстраверсию), чувствительность. Существуетсокращенный вариант теста Кеттела. Он содержит 79 утверждений.
Также при составлении анкеты мы опирались наданные теста Т. Лири. Его цель – проследить степень выраженностикоммуникативных и организаторских качеств личности в межличностных отношениях.Тест-опросник Т. Лири представляет собой 128 характерологических утверждений. Сего помощью определяется степень выраженности свойств личности, которые могутбыть сгруппированы в 8 психологических тенденций, определяющих различныеличностные черты (доминантность, уверенность в себе, настойчивость,независимость – холодность, зависимость – подчиняемость, несамостоятельность,общительность, отзывчивость) [3, с.59-83].
Разработанная нами анкета направлена наисследование среди девочек- подростков в возрасте 13-15 лет коммуникативных,лидерских качеств и степени уверенности в себе. Анкета позволяет выявить,насколько коммуникабельны испытуемые, выявить предпочитаемые среды общенияиспытуемых, значение и роль общения в их жизни, трудности общения смалознакомыми людьми, значение для них общения с товарищами, умение включитьсяв новую для них компанию.
В анкетировании участвовали 23 ученицы восьмыхклассов. Исследование показало, что:
– общительнымисебя считают 100% испытуемых;
– приятнееи проще проводить время с людьми, а не с книгами или за каким-либо занятием 100%испытуемых;
– 100%испытуемых предпочитают проводить свободное время в компании друзей;
– большинствоиспытуемых стремятся к новым знакомствам, к общению с различными людьми;
– тольконебольшой процент (17%) составляют те, кому трудно включиться в новую компанию,кому хочется побыть в одиночестве (26%);
– околочетверти испытуемых (22%) неуверенно чувствуют себя в окружении большой группытоварищей;
– необходимоподчеркнуть достаточно большую долю тех, кто неуверенно чувствует себя средималознакомых людей (48%);
– околополовины испытуемых (43,5%) отметили, что им трудно внести оживление вмалознакомую компанию.
Исследование подтвердило нашу гипотезу.
Экспериментальные данные, полученные в результатеанкетирования, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Ответы испытуемых
№ вопроса
№ испыт. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 15 + – + + + – + + – – – – – – 2 14 + – + + + – + + – – + – – – 3 14 + – + + + – + + – – – + – – 4 15 + – + + + – + + – – + – – – 5 15 + – + + – – + – – – + – – – 6 14 + – + + + – + + – – + + – + 7 14 + – + + + – + – – – – – – – 8 15 + – + + + – + + – – – + – – 9 14 + – – + – – + + + – – + – – 10 15 + – + + + – + + + – + + – – 11 15 + – + + + – + + – – + – – – 12 15 + – + + + + + + – – + – – + 13 14 + – – + + – + + – – – + – – 14 15 + – + + + – + + – – – – – + 15 13 + – + + + – + + + – – – – – 16 14 + – – + – + + – + – + – – + 17 15 + – + + + – + + – – – + – – 18 15 + – + + + – + – – – + – – – 19 14 + – + + + – + + – – – + – – 20 13 + – – + – + + – + – + – – + 21 14 + – + + + – + + – – – + – – 22 15 + – + + – + + + + – + – – – 23 15 + – + + + – + + – – – + – –
Обобщенные экспериментальные данные выглядят так,как показано в таблице 2.
Таблица 2. Результаты анкетирования
№ вопроса
Ответы 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ДА 23 19 23 18 4 23 18 6 11 10 5 НЕТ 23 4 5 19 5 17 23 12 13 23 18
Наглядно данные, представленные в таблицах 1 и 2,показаны в виде диаграммы на рис. 1.
/>
Рис. 1. Графическое представлениеэкспериментальных данных таблиц 1 и 2.
Выводы по главе II
Во II главе было проведено эмпирическое исследование,которое подтвердило первоначальную гипотезу – девочки-подростки свободное времяпредпочитают проводить в компании друзей.
Полагаясь на данные этогоисследования, мы можем сделать следующие выводы:
– всеученицы, участвовавшие в эксперименте, считают себя общительными;
– вседевочки-подростки предпочитают дружную компанию учебе или какому-либо занятию;
– всешкольницы, принимавшие участие в анкетировании, стремятся завести новыезнакомства;
– лишьнекоторые ученицы (17%) испытывают коммуникационные трудности при попадании вновую компанию;
– околочетверти испытуемых (22%) неуверенно чувствуют себя в окружении большой группытоварищей;
– необходимоподчеркнуть достаточно большую долю тех, кто неуверенно чувствует себя средималознакомых людей (48%);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменения, происходящие в нашей стране, – это реальность,обусловленная общественными потребностями.
Так как вподростковом возрасте общение выдвигается на первое место, оно играет важнуюроль в формировании личности. Отсутствие навыков общения заставляет подросткабыть угрюмым, недовольным собой. Такие подростки заметно отстают в учебе,нередко конфликтуют со взрослыми и со сверстниками. Не успешность в общении сосверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниямподростка. Для того, чтобы избежать, такого рода переживаний, необходимо,именно, в подростковом возрасте развивать коммуникативные и организаторскиенавыки. Так как, от общения все в большей мере зависит успешностьпрофессиональной деятельности, активности в общественной жизни, наконец, личноесчастье каждого.
В подростковом возрасте возникаютпроблемы с родителям, главным образом связанные с недопониманием (некоторыеродители не успевают за изменениями, стремительно происходящими с их детьми). Содной стороны ребенок привязан к своим родителям и ждет от них понимания, сдругой стороны он претендует на большую самостоятельность в решении каких-тодел и проблем. Исходя из этого нужно; участвовать в жизни подростка, помогать врешении его проблем, быть для него другом и товарищем.
Потребность в общении со сверстниками, которых немогут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастомусиливается.
Поведение подростков по самой сути своей являетсяколлективно-групповым, и общение со сверстниками принимает в это возрастехарактер первоочередной необходимости.
Половое созревание – центральныйпсихофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. Сроки началаи завершения пубертата (периода полового созревания), равно как и формы егопротекания, чрезвычайно изменчивы и индивидуальны. Эти индивидуальные различияочень велики, поэтому они диктуют необходимость дифференцированного,индивидуального подхода к подросткам и юношам.
Подростки не удовлетворены преобладанием в ихобщении стихийно-групповой и интимно-личной форм. В 11-15 лет наблюдаетсяотчетливая тенденция предпочитать социально-ориентированную фору общения,создающую для подростков действительные условия их признания как социальнозначимых лиц.
Нами было проведено исследование на выявлениепредпочитаемых сред общения девочек-подростков. Выборку составили 23 ученицывосьмых классов лицея города Калуги в возрасте 13-15 лет. В исследованиииспользовались методы наблюдения и анкетирования.
Гипотеза исследования подтвердилась, но для болеедостоверного результата необходима большая выборка для проведения исследования.
Необходимо отметить, что ценным дляподростка является вовлеченность в сам процесс общения. Именно в нем подростокреализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире.Следовательно, не нужно ограждать ребёнка от общения со сверстниками. Ведьтолько в ситуации общения появляется чувство эмоционального благополучия иустойчивости. А всё это чрезвычайно важно для их будущей жизни.
Списокиспользованной литературы
1. АндрееваГ.М. Социальная психология: Учебник для вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.:Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
2. АндриенкоЕ.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр«Академия», 2000. – 264 с.
3. БатаршевА.В. Психодиагностика способности к общению. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001. – 176 с.
4. ВердерберР., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: «прайм-Еврознак», 2003.– 320 с.
5. ДобровичА.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.:«Просвещение», 1987. – 207 с.
6. ДобровичА.Б. Общение: наука и искусство, изд. 2-е. – М.: «Знание», 1980. –160 с.
7. Рабочаякнига практического психолога / Под ред. Ежовой Н.Н. – 3-е изд. – Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 315 с.
8. КонИ.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М.:«Просвещение», 1980. – 192 с.
9. КонИ.С. Психология юношеской дружбы. – М.: «Знание», 1973. – 96 с.
10. КраковскийА.П. О подростках. – М.: «Педагогика», 1970. – 272 с.
11. ЛеонтьевА.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
12. ЛисовскийВ.Т. О чем спорят старшеклассники. – М.: «Педагогика», 1990. – 192 с.
13. МухинаВ.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – 2-еизд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия». – 456 с.
14. НемовР.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1.– 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. –688 с.
15. Психологияподростка. Учебник / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «прайм-Еврознак»,2003. – 480 с.
16. РеанА.А. Психология человека от рождения до смерти. — СПб, 2001.
17. РемшмидтХ. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М.: Мир,1994. – 320 с.
18. Социология:Учеб. пособие для студ. Вузов / Под ред. А.Н. Елсукова, Е.М. Бабосова, А.Н.Данилова. – 2-е изд., испр. – Мн.: Тетрасистемс, 2000. – 544 с.
19. ШаповаленкоИ.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004. – 349 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
1. Возраст
2. Считаетели Вы себя общительным человеком?
— Да
— Нет
3. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводитьвремя с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?
— Да
— Нет
4. Верно ли, что у Вас много друзей?
— Да
— Нет
5. Правда ли, что Вы предпочитаете проводитьсвободное время в компании друзей?
— Да
— Нет
6. Есть ли у Вас стремление к установлениюзнакомств с различными людьми?
— Да
— Нет
7. Трудно ли Вам включиться в новую для Васкомпанию?
— Да
— Нет
8. Нравится ли Вам находиться среди людей?
— Да
— Нет
9. Стремитесь ли вы при удобном случаепознакомиться и побеседовать с новым человеком?
— Да
— Нет
10. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочетсяли вам побыть одному?
— Да
— Нет
11. Правда ли, что вы утомляетесь от частогообщения с товарищами?
— Да
— Нет
12. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенносреди малознакомых вам людей?
— Да
— Нет
13. Правда ли, что Вам не представляет особоготруда внести оживление в малознакомую компанию?
— Да
— Нет
14. Стремитесь ли вы ограничить круг своихзнакомых небольшим количеством людей?
— Да
— Нет
15. Правда ли, что вы не очень уверенночувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
— Да
— Нет