Реферат по предмету "Психология"


Особенности неречевого общения

План
Введение
1.   Особенностинеречевого общения
2.   Знаковые системынеречевого общения
3.   Взгляд – зеркалодуши
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Первые средства коммуникации возникают из инстинктивного поведения,которые могут варьироваться под воздействием условий и коррекции поведения впроцессе взаимного общения. Это поведение фиксируется в памяти и, освобождаясьот влияния наследственных факторов, приобретает новое значение и относительносамостоятельное существование (наскок – имитация наскока – намек на имитацию;случайно показанные зубы во время зевка могут быть приняты за знак угрозы).Память животного хранит не только модели поведения, но и реакцию среды, то естьсобратьев.
В дальнейшем малоэффективные моменты поведенческого актасокращаются, а существенные для изменения поведения других коммуникантов акцентируются.Поведенческий акт становится коммуникативным актом. Коммуникация, такимобразом, это обособившаяся часть совместной деятельности, направленная нарегуляцию самой этой деятельности (мета-деятельность).
Человек не так далеко ушел от своих собратьев из животногомира. У человека также обнаруживается стадное поведение, группы людей могутдействовать и как стая волков, и как стадо баранов; многие люди делят окружающихна своих и врагов. Неуверенные и нестабильные лидеры, как правило, проявляют инервозную коммуникацию, требуют знаков внимания.
Малыши бросаются песком в песочнице; маленькие дети могут вестисебя вызывающе по отношению к взрослым, не опасаясь наказания; в мальчишескойподростковой среде существует особый ритуал приветствия в виде пожатия рук покругу; нередко социальное доминирование или самоутверждение у молодых человеческихособей выражается в жестах и криках, напоминающих приматов, у подростковнаблюдаются драки и имитация драки, случаи вандализма (немотивированноеразрушение общественных зданий и сооружений, например, фанатами футбольныхклубов) и т.п.
В представленной работе рассматриваются актуальные вопросынеречевого общения. Это особенности неречевого общения, его знаковые системы иболее подробно одна из важнейших знаковых систем – зрительный контакт вобщении, взгляд, как зеркало души.

1.Особенностинеречевого общения
Неречевое общение (невербальная коммуникация) осуществляетсявсегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождатьречь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Невербальныезнаки могут быть разделены на три основные группы: язык тела, паралингвистическиесредства, одежда и украшения.
Язык тела может многое рассказать о чувствах и намеренияхкоммуникантов. Биологические корни языка тела лежат в различных позах животных,изучаемых этологией (поза устрашения, примирения, любовных намерений и т.п.).Значения позы, положения конечностей, пальцев рук и т.п. не всегда точно определеныизначально, они зависят от контекста. Более того, человеческое тело достаточноподвижно, чтобы принимать почти любое положение.
В то же время, исследователи человеческой биосемиотикиотмечают ряд типичных поз, наборы которых (парадигмы) носят культурный оттенок:скрещенные ноги при сидении с пятками сверху – Индия, сидение на корточках сосвешенными руками – «зона» и т.п. У этих знаков есть вариации: первый примерможно встретить не только в Индии, но и в Западном Самоа, второй – не только назоне, но и у современных подростков. В обоих случаях можно говорить о влиянииконтактов и субстрата. Контакты и субстрат – термины, заимствованные изареальной лингвистики и сравнительной культурологии. Под субстратом понимаетсяместный язык или местная культура, или более древний слой языка или культуры,на который наслаивается суперстрат – внешние язык или культура, оказывающиевлияние на субстрат.
Таким образом, как и у животных, позы человека, точнее ихсемиотическая интерпретация, не являются полностью врожденными: они усваиваютсяв процессе общения с себе подобными. Практический вывод из этого положения:можно учиться и переучиваться (создавая заданный определенными параметрамиличностный образ коммуникатора), и переучивать других (создавать образ другогочеловека, заниматься имиджмейкерством).
Язык тела включает пять составляющих: жесты: способ знаковогоиспользования рук. Можно, например, махать рукой из другого конца зала,привлекая внимание; показывать рост и другие размеры рукой от пола или двумяруками – размер пойманной рыбы. Можно указывать пальцем на предмет, хотя это ине считается приличным в обычном контексте. Но если это делается в контекстепрофессионального дискурса, то это вполне приемлемо и даже необходимо:футбольные арбитры указывают на центр поля или в сторону ворот.
Использование жестов для человека становится необходимым,когда другие средства недоступны или мало выразительны: тренеры во время гоноксообщают промежуточные результаты лыжнику или конькобежцу, слов было бы простоне слышно. Как уже говорилось, особый случай – языки глухонемых. С однойстороны, использование визуального канала неизбежно, с другой – это не дополнительный,а основной язык для слабослышащих, поэтому его нельзя включить в даннуюклассификацию.
Жестовый язык глухонемых замещает обычный язык. Он состоит изединиц двух уровней членения, минимальной билатеральной единицей считается херема,психологический аналог фонемы. Он не совпадает с национальным! Так амслен(American Sign Language) близок языку глухих Франции, но не являетсяродственным языку глухих Англии.
Мимика:способ использования выражения лица. В первую очередь мы смотрим человеку вглаза – зеркало души. Инструментом мимики является и рот. Мы можем наблюдатьтончайшие различия в улыбке и взгляде. Положение деталей лица выполняетзнаковые функции: поднятые брови в удивлении, гневе, страхе или приветствии.Чтением лица – физиогномикой – занимался еще Аристотель. Считается, что можнораспознать характер человека по лицу. В древнем мире проводили аналогии сживотными: густая грива, широкий нос и большой рот (лев) = смелость инастойчивость; лицо лисы = лисья натура, голова овцы = безобидный и смиренныйхарактер, бычья наружность = неоправданное упорство. Эти свойства выделялись вДревней Греции и на Древнем Востоке, далее об этом писали врачи иестествоиспытатели Иоганн Лафатер (1741-1803), Франц Галль (1758-1828), нашисоотечественники И.Сикорский, М.Владиславлев, П.Лесгафт. Последний выделил типылица: лицо интеллигента, чиновника, военного, купца и т.п.
Китайцы условно делят лицо на три зоны: верхнюю, среднюю инижнюю. Верхняя зона (лоб) показывает жизненный путь человека от 15 до 30 лет ив глубокой старости, средняя (от бровей до кончика носа) – от 35 до 50 лет, нижняя(от верхней губы до подбородка) – от 51 года до 77 лет. Идеальный лоб(учитываются его форма и цвет кожи) свидетельствует о прекрасном состоянии телаи духа. Гармоничная средняя зона – о сбалансированности психики. Правильныеформы нижней зоны – об уравновешенности характера.
Как видим, в мимике два слоя: естественный и культурный. Приэтом человек склонен интерпретировать с помощью культурных семиотических кодовдаже сугубо природные особенности лица.
Положение тела: способ держать себя (наше тело). Считается, чторасслабленное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Многое в семиотикетела восходит к природным инстинктам. Напряженность в стрессовой ситуации(например, наедине с преступником) напоминает поведение животного по отношениюк хищнику. Семиотика тела весьма важна при первой встрече, ведь собственночеловеческие моменты личности еще не успели проявиться. Так, во времясобеседования при приеме на работу рекомендуют сидеть прямо, не развалившись настуле, чтобы продемонстрировать заинтересованность, смотреть в глазасобеседнику, но не очень настойчиво. Действительно, конфронтация – в прямомсмысле стычка – начинается с определенного взгляда на собеседника и с положениятела «с глазу на глаз». Есть различия в культурах: например, американцыпредпочитают стоять боком друг к другу во время обычного разговора, у нас жеэто считается неуважительным.
/>Проксемика: способ использованияпространства. Расстояние между собеседниками зависит и от возраста, и от полакоммуникантов, и от степени знакомства между ними. Здесь также видныбиологические корни (любовь – дружба – доброжелательность –недоброжелательность – вражда). Обычно недостаточно знакомого человека «держат»на расстоянии вытянутой руки. «Втереться в доверие» можно, подсаживаясь всеближе и ближе: вспомните поведение Маленького Принца по отношению к Лису уЭкзюпери. Практический вывод для коммуникатора: необходимо, одновременно синостранным языком изучать и неявную культуру этого народа, иначе даже в позахтела будет виден «акцент».
Тактильная коммуникация: прикосновения, похлопывания и т.п. Использование тактильныхэлементов коммуникации говорит о взаимных отношениях, статусе, степени дружбымежду коммуникантами. Этот способ в большей степени наблюдается у приматов, вчеловеческом обществе – у женщин и детей: хождение под руку и в обнимку, рукана плече, похлопывание по плечу, по щеке, тычок в бок. Здесь также имеютсясерьезные межкультурные различия. Например, китайцы и британцы считаютсянаименее «трогательными» народами, поэтому неумело использованный тактильныйкоммуникативный акт в отношении представителя этих народов может быть дажевоспринят как оскорбление.
Фонетико-физиологический континуум и континуум телодвиженийпохожи. Однако для первого расчленение его на фонемы произошло не только на имплицитномуровне наивного пользователя, но и на исследовательском уровне. Членение жетелодвижений на кинемы пока достаточно условно. В то же время видны аналогии свербальным языком. Есть явные знаковые различия поз тела и позиций его органов(рука, голова, пальцы, например: бинарное противопоставление большой палецвверх, большой палец вниз). В то же время исследование, по-видимому, затрудненотем, что дифференциальные признаки кинесического языка не до конца удалось покаотделить от конститутивных. Наблюдаются также территориальные и социальныеразличия в употреблении языка тела (подобно диалектам и социолектам обычногоязыка, а также различиям общенациональных языков). Выделяются при этом общие иуниверсальные элементы телодвижений. Так, Г.Хьюзом был составлен словарьчеловеческих поз.
Параязык говорит о том, как интерпретировать слова, даетдополнительную информацию к интерпретации, иногда переворачивая знаки на прямопротивоположные. Паралингвистические элементы – в отличие от собственно жестов– сопровождают речь, дополняют эмоциональную стороны коммуникации (присвистнутьв удивлении, вздохнуть от отчаяния или от восхищения: в Финляндии даженекоторые междометия произносят на вдохе). К паралингвистическим моментам можноотнести и языковые супрасегментные средства: интонацию, тональный уровеньголоса, даже громкость, выражающую, например, гнев. Паралингвистическиесредства многое могут сказать о сиюминутном состоянии собеседника (спокойствие,взволнованность, уверенность, усталость и т.п.).
Одежда и внешний вид (прическа, украшения, косметика и т.п.)говорит о более стабильных вещах, таких как личность коммуниканта, его или еесоциальный статус, роль, работа. Недаром герои мыльных опер одеты символично,отражая свойства определенной социальной группы. Так же точно и в рекламныхроликах: домохозяйка, учительница, мать двоих детей, бизнесмен и т.п. Всовременной реальности вырабатываются определенные стереотипы, характеризующиесяименно одеждой: бизнесмен в красном пиджаке и кроссовках.
Характер человека отражается и в цветовых предпочтениях.Считается, что экстраверт предпочитает более яркие цвета. Но цвет может бытьсвязан и с контекстом общения: свадьба или похороны, лекция или защитадиссертации, ролью: жених или невеста, политик или журналист. И в этом слоенеявной культуры существуют межкультурные различия. Так, в Африке знаком траурасчитается белый цвет, а не черный. Цветовые предпочтения могут многое сказать очеловеке. В психологии известен тест Люшера, интересны исследования цвета Гетеи др.
С древних времен человек украшает одежду или тело различнымипредметами. Однако эстетическая функция не всегда является ведущей. В основном,перед нами знаки культурного кода, как явные (корона у короля или обручальноекольцо у супруга), так и неявные (предпочтение того или иного рода украшениймногое говорит о социальном статусе: Дурачок любит красненький клочок). Естьукрашения, которые и в обыденной жизни называются знаками: знаки различия в армии,политические знаки или значки (красная гвоздика, синяя гвоздика, яблоко),памятные знаки и медали. Основные функции этих знаков невербальной коммуникациисвязаны с объединением людей в группы и дифференциацией их социального статуса.
2. Знаковые системы неречевого общения
Неречевойвид общения включает следующие основные знаковые системы:
1.        Оптико-кинетическая.
2.        Пара- иэкстралингвистическая.
3.        Организацияпространства и времени коммуникативного процесса.
4.        Визуальныйконтакт.
5.        Ольфакторная(обонятельная, запаховая)
Совокупностьэтих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещениеречи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативномупроцессу.Оптико-кинетическая система знаков включает всебя жесты мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает какболее или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различныхчастей тела (рук, и тогда мы имеем дело с жестикуляцией; лица, и тогда мыимеем дело с мимикой; позы, и тогда мы говорим о пантомимике).Паралингвистическая и экстралингвистическаясистемы знаковпредставляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическаясистема — это система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон,тональность. Паузы, покашливания, темп, ритм, высота голоса и ее изменениямногое могут нам сказать об эмоциональном состоянии человека, о том, что он насамом деле хочет сказать (в содержательном плане он может говорить абсолютнопротивоположные вещи).Организация пространства и временикоммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несёт смысловуюнагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Экспериментально доказанопреимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двухпартнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. Нормамипространственной и временной организации общения занимается специальная областьнауки проксемика. Например, регулярно опаздывающий партнер бессознательно нехочет идти на встречу с Вами, а во время экзамена лучше сесть не прямонапротив, а по диагонали от экспериментатора (чтобы не вызывать ощущениеконфронтации).
Следующаяспецифическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, — это «контактглаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесносвязаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия-движения глаз. Человек что-то вспоминает (если смотрит вверх), или скрывает отвас (избегает взгляда) и др. Ольфакторная система представляетсобой совокупность запахов, оказывающих влияние на коммуникацию. В жизниживотных запах играет особенную роль: обеспечивает брачные игры, имобозначается социальный статус особи (начальники пахнут по-особому),принадлежность территории (самцы метят территорию особым пахучим секретом), тоу людей роль запаха значительно менее выражена. Тем не менее, запах срабатываетдаже биологически: известно, что некоторые вещества — половые аттрактанты — способны возбуждать необъяснимое половое влечение к персоне, пользующейсясоответствующим ароматом. Ребенок узнает мать по запаху и на начальных этапахпривязанность формируется именно за счет обоняния. Наконец, естественные иискусственные ароматы в какой-то мере помогают нам определить социальный и профессиональныйстатус человека: вспомните, чем пахнут бомжи и состоятельные дамы, врачи иповара.
3. Взгляд – зеркало души
Исследователи утверждают, что Лев Толстой описал 85 оттенковвыражения глаз. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы извсех сигналов человеческой коммуникации. Поэтому очень важно во время разговораконтролировать поведение своих глаз. Для того, чтобы построить хорошиеотношения с вашим собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядомоколо 60-70% всего времени общения. Неудивительно, что скованный собеседник,который встречается с вами взглядом менее трети времени общения, редкопользуется доверием.
Взгляд человека почти не поддается тренировке и поэтомунаиболее адекватно выражает эмоционально-психическое состояние партнера.Человек может скрыть на словах что угодно (горе, страдание, радость, гнев), ночтобы скрыть это во взгляде, требуется либо огромная сила воли, либоспециальная тренировка.
Взгляд является наиболее естественным средством неречевогообщения. Он может говорить о многом, что видно из нижеприводимой таблицы.Взгляд и сопутствующие движения Значение Подъем головы и взгляд вверх Подожди минуту, подумаю Улыбка, возможно, легкий наклон головы Понимаю, мне нечего добавить Ритмичное кивание головой Ясно, понял, что тебе нужно Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Хочу подчинить себе Взгляд в сторону Пренебрежение Взгляд в пол Страх и/или желание уйти Движение головой и насупленные брови Не понял, повтори
Взгляд может выражать отношение к собеседнику. Мы большесмотрим на близких и на тех, кем восхищаемся. Долгий пристальный взгляд можетвыдать чувства смотрящего. Любопытно, что женщины дольше смотрят на тех, комусимпатизируют, а мужчины — на тех, кто симпатизирует им.
Люди смотрят друг на друга от 30 до 60% времени беседы.Установлено, что если собеседники смотрят друг на друга еще чаще, то они большезаинтересованы в самом собеседнике, нежели в том, что он говорит.
Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу. Но неболее 10 секунд. И даже такой непродолжительный, но для визуального контактарастянувшийся на вечность «взаимный взгляд» крайне редок — в самом начале,после первых фраз разговора. В дальнейшем общении этот период все уменьшается,причем, тем более чем неприятнее разговор.
Настойчивый, назойливый взгляд вызывает у людей чувствопротеста, как вторжение в сферу личных переживаний. Более того, слишкомпристальный взгляд многими воспринимается как признак враждебности.
Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводитглаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По завершениисвоей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бысообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».
Выступая перед аудиторией, необходимо поддерживать контактглазами с каждым, кто в ней присутствует. Если вы выступаете перед небольшойгруппой людей, достаточно периодически внимательно смотреть на каждого присутствующегов течение примерно пяти секунд. Если перед вами большая аудитория, попробуйтесмотреть на какую-либо группу людей так, чтобы у каждого из ее членовсоздавалось впечатление, что вы смотрите в глаза только ему.
Если собеседник избегает прямого взгляда, любой из насчувствует себя неуютно. Когда такой человек начинает говорить, у нас возникаетощущение, что он либо не уверен в своих словах, либо откровенно лжет. Есличеловек, не желающий поддерживать контакт глазами, выступает в роли слушателя,нам кажется, что ему неинтересны наши слова.
Когда человек пытается скрыть какую-нибудь информацию илилжет, то его глаза встречаются с глазами партнера по переговорам менее однойтрети всего времени их разговора.
Когда человек смотрит на вас более двух третей всего времениразговора, то это значит одно из двух: или ваш собеседник находит вас весьмаинтересным и привлекательным, и в этом случае его зрачки увеличены, или жечувствует враждебность к вам и невербально бросает вам вызов. В этом случае егозрачки сокращены.
Неудивительно, что нервным и застенчивым людям, которыесмотрят в глаза менее одной трети времени разговора, очень редко доверяют. Вовремя переговоров старайтесь избегать темных очков, так как партнер может подумать,что вы разглядываете его исподтишка.
Если мы слушаем кого-нибудь, мы должны периодически смотретьему прямо в глаза в течение примерно пяти секунд. Если контакт глазами для васзатруднителен, смотрите просто на точку на переносице собеседника, который несможет понять, куда именно обращен ваш взгляд.
Надо учитывать еще один фактор — где воспитывался человек.Например, японцы практически никогда не смотрят в глаза, но они предпочитают вовремя разговора смотреть на шею. Для того чтобы принять правильное решение оботношении собеседника к вам, надо учитывать и культурную среду, в которой онвырос.Перечислим основные разновидности взгляда.
Деловой взгляд. Ведя деловой разговор, представьте, что налбу вашего собеседника находится треугольник с вершинами в его глазах. Направивсвой взгляд на этот треугольник, вы создаете серьезную атмосферу, и собеседникбудет чувствовать, что вы настроены по-деловому, правда, при условии, что Вашвзгляд не будет опускаться ниже его глаз. Этим сможете контролировать ходбеседы при помощи взгляда.
Социальный взгляд. Когда взгляд опускается ниже уровня глазсобеседника, создаются условия для атмосферы непринужденного общения на социальномуровне. Взгляд при этом концентрируется в треугольнике между глазами и ртом.
Дружеский взгляд. Если глаза движутся внутри треугольника,образованного глазами собеседника и центром его груди, можно говорить онеофициальных взаимоотношениях, об определенной сердечной близости.
Интимный взгляд. Если взор перемещается по всему телусобеседника противоположного пола, если мы оглядываем его «с головы до пят», мызнаем, что за ним кроется. Мужчины и женщины используют такой взгляд, чтобыпоказать свою заинтересованность друг в друге, и тот человек, который воспринимаетэтот взгляд, как правило, смотрит таким же взглядом в ответ.
Прощальный взгляд. Если при беседе с глазу на глаз вы хотитепоказать другому человеку, что вы неуютно чувствуете себя в его присутствии ихотите побыстрее закончить разговор, попробуйте уставиться неподвижным взоромна середину его лба.Защитные взгляды.
Если вы заметили, что вами пытаются манипулировать,используйте один из нижеприведенных взглядов.
Взгляд поверх очков. Человек, на которого смотрят подобнымобразом, может подумать, что к нему относятся весьма критически и пытаютсякаким-то образом оценить. Взгляд поверх очков может быть весьма сильнойошибкой, так как слушатель при этом немедленно отвечает следующими жестами: онскрещивает на груди руки, закладывает одну ногу на другую и идет целая серияжестов, говорящих о негативном отношении. Люди, которые носят очки, должныснимать их, когда говорят, и надевать снова, когда слушают. Это не толькосмягчает собеседника, но и позволяет человеку, который носит очки, держатьразговор под контролем.
Взгляд искоса говорит или об интересе, или о враждебности.Когда он соединяется со слегка поднятыми бровями или улыбкой, то это говорит обинтересе и очень часто используется как сигнал ухаживания. Если же он соединяетсяс опущенными, нахмуренными бровями, или же уголки рта опущены, то это говорит оподозрительном или критическом отношении.
Взгляд сбоку (контакт с глазами партнера углами глаз)выражает скепсис, цинизм, незаметное, тайное наблюдение, скрываемый интерес,дистанцию, недоверие, озабоченность.
Взгляд, направленный вдаль, чаще всего говорит озадумчивости, сосредоточенности, сомнении и колебании.
Взгляд, направленный «сквозь» партнера, означает подчеркнутоенеуважение, возможную агрессивную реакцию.
«Пустой» взгляд, уставленный при этом в какую-то определеннуюточку, выражает смущение, стеснение, стыд, недостаток знаний, уверенности. Приэтом часто «собачий», с признанием вины, взгляд снизу вверх. При твердомведении взгляда в игру проявляется скрытность, коварство, незаметное подглядываниеснизу.
Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды – сигнал кустановлению контакта. Стремление избежать взгляда – один из признаковзатруднений и барьеров в общении. Пристальный, неподвижный взгляд тоже можетхарактеризовать возникшие трудности.
Суженный или прищуренный взгляд (круговая мышца лицасокращается так, что остается лишь щелочка для зрения, при этом зрительные осипересекаются в точке, на которую направлен взгляд) чаще означает пристальноенаблюдение, напряженное внимание. А если это взгляд сбоку, то еще хитрость и коварство.Для большинства людей такой взгляд выражает высокую степень душевнойконцентрации. Вкупе с другими признаками в этом взгляде можно увидетьчрезмерную критичность, черствость и недоброжелательность.
Жесткий (слишком фиксированный) взгляд, сопровождающийсясужением сектора обзора, означает бесцеремонность, недоверие. Взгляд сверхувниз выражает чувство превосходства, гордость, высокомерие, презрение.
Оценивающе-блуждающий взгляд при движении снизу вверх и встороны говорит о восхищении и даже почитании. При движении сверху вниз и встороны — означает критическое рассмотрение, а подчас и пренебрежение.
Спокойный взгляд выражает удовлетворенность восприятия,вдумчивость, рассудительность. Спокойный вялый взгляд говорит озаторможенности, «стопорах» реакций, оцепенении.
Беспокойный взгляд свидетельствует о возбудимости,непостоянстве, замешательстве, отвлекающих факторах, отсутствии определеннойнаправленности на восприятие слов партнера по общению.

Заключение
На выбор метода воздействия на людейоказывают влияние разнообразные факторы, в том числе характер, содержание иситуация общения (обычная, экстремальная), общественное или служебное положение(властные полномочия) и личностные качества субъектов общения.
Не следует забывать биологических корней общения, забывать,откуда человек вышел, но следует – и в практическом поведении также – помнить ио том, что человек все же вышел как вид из первобытного состояния. Куда же емуидти: назад или вперед? Коммуникация способствует его развитию как социальногосущества, развитию человека как вида в целом, так и отдельных представителейэтого вида. Именно поэтому уровень коммуникативной компетентности соотносится суровнем социализованности индивида, с уровнем проявления им интеллекта и другихчеловеческих качеств.
Мимика, жест, поза, запах, взгляд – всеэто знаковые системы коммуникации. Неречевое общение гораздо древнее речевого,однако второе является более универсальным.
В представленной работе были рассмотрены различные аспектынеречевого общения. На мой взгляд, они сегодня чрезвычайно актуальны, но до сихпор недостаточно исследованы.

Список использованной литературы
1.   Аристотель. Одуше / Соч. Т.1. М.: Мысль, 1976.
2.   Биркенбил В. Языкинтонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.
3.   Бороздина Г.В.Психология делового общения. М.: Деловая книга, 1998.
4.   Горелов И.Н.,Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 1998.
5.   Зверинцев А.Коммуникационный менеджмент. СПб.: Изд-во Буковского, 1997.
6.   Кашкин В.Б.Введение в теорию коммуникации. Учебное пособие. Воронеж, 2000.
7.   Конецкая В.П.Социология коммуникации. М., 1997.
8.   Почепцов Г.Г.Теория и практика коммуникации. Глава 4. Методы анализа текстов политическихлидеров. М.: Центр, 1998. С. 205 сл.
9.   Пронников В.А.,Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. М., 1998.
10.  Сорины Е. и Н. Язык одежды или какпонять человека по его одежде. М.: Тандем, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Силы средства и ресурсы обеспечивающие пожарную безопасность гостиничного предприятия
Реферат Учет затрат
Реферат Учет заработной платы в бюджетных организациях на примере Управлени
Реферат Уч т движения основных средств
Реферат Учет и контроль оплаты труда на предприятии
Реферат Учет заработной платы на коммунальном предприятии
Реферат Учетная политика для целей бухгалтерского учета на примере ООО ТЕМПЕРА
Реферат Учет заработной платы Характеристика и
Реферат Учет расходов индивидуального предпринимателя без образования юридического лица
Реферат Мобільний термінал охоронної системи для автомобіля
Реферат Учет затрат на производство 2
Реферат Учет и анализ доходов от торговой деятельности
Реферат Учет труда и заработной платы 2
Реферат Учет капитала и резервов на примере ООО Багульник г. Бийск
Реферат Учет на забалансовых счетах 2