Содержание
Введение
1. Развитиекреативных способностей учащихся
2. Особенностикреативного обучения
3. Методы работы всинектических группах
Заключение
Список использованныхисточников
Введение
Посовременным представлениям, развитие креативных способностей у детей — одна изпринципиальных целей образования. Школа формирует и развивает общие способностиребенка. В течение длительного времени усилия педагогической науки, и системыобразования в целом преимущественно были сконцентрированы на точных науках:математике, физике, что в значительной мере диктовалось запросами ВПК. В этотпериод времени появились многочисленные публикации и методики, посвященныеразвитию физико-математических способностей у детей. Данное направление,конечно, не утратило своей значимости и по сей день.
Вместес тем, развитие у детей творческих способностей, проявляющихся в естественныхдисциплинах, оказалось явно недооценено. И сегодня в педагогической практикеразговор о способностях к химии, биологии, географии, вызывает недоумение,тогда как, например математические способности отмечаются и поощряются.
Таким образом, насущнойзадачей сейчас является воспитание такой личности, которая была бы способнапринимать самостоятельные умные решения, находить выход из разных ситуаций,личности, способной к творчеству. Формирование и развитие креативныхспособностей у детей очень важно, и формирование это должно быть основано насовременных подходах к организации процесса обучения в свете модернизацииобразования в целом.
Элементы творчества можнонаблюдать и в обычном школьном учебном процессе. Творчество школьника по самойприроде — деятельность кооперативная, которая осуществляется принепосредственном участии учителя. Подросток чувствует себя творцом. Он создаетпродукт своего творчества, который доставляет радость и ему и взрослым.Школьник видит, как серьезно оценивают его работу и серьезно относится к ней.Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у негознаний, эти знания он должен получить на уроке. Учитель обязан научить навыками приемам работы, которые нужны ему для создания запроектированных изделий. Отучителя требуются огромные усилия, такт, чтобы поддержать, не допустить отказаот творчества по «неумению». Желание творить приходит к ребенку рано.Не следует ждать, когда ученик получит большие знания и прочные навыки — этодело наживное. Для достижения результата первично творческое усилие, онодоступно всем.
Также создаютсяспециальные группу, в которых собираются творческие люди, для решенияопределенных проблем – синектические группы.
.
2. Развитие креативных способностей учащихся
Важнейшейзадачей в развитии творческих способностей учащихся является созданиекомфортной социально-гуманной среды. Благоприятный психологический климат характеризуетсяатмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности,создает комфорт и условия для творческой работы, раскрывает потенциальныевозможности личности. К средствам влияния на психологический климат относятсядемонстрация благожелательности классного воспитателя к своим воспитанникам,знаки внимания, интерьер классной комнаты, разнообразные формы работывоспитателя на классных часах, во внеурочное время, речевые, пластические,мимические средства и многое другое.
Создателитеории развивающего обучения выделяют несколько наиболее устойчивых позиций,которые будут способствовать созданию на уроке атмосферы творчества и развития:
Во-первых,учитель должен научиться демонстрировать детям живое мышление. Он выступает некак носитель некоторой готовой информации, а как человек, который знает, каквозникают знания.
Во-вторых,знания на уроках не предъявляются в готовом виде, они выводятся, формулируютсяпутем коллективного рассуждения, на основе уже имеющихся знаний, из прошлогоопыта детей.
В-третьих,основной целью урока является не поиск и решение определенной суммы учебныхзадач, не погоня за все более высокими показателями, а создание такихпедагогических ситуаций, такой атмосферы, в которой должна состояться мысль,где постоянно работает детская интуиция, догадка.
Главнойзадачей учителя является — не «донести», «объяснить» и «показать», аорганизовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Такиеусловия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих, встать напозицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и найти выходиз постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложениядетей и незаметно вести их к ответу.
Однимиз важных моментов, который нужно учитывать при организации обучения,направленного на развитие творческих способностей, является учебно-развивающаясреда. В качестве ее критерия рассматривается способность обеспечить всемсубъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития.При этом возможность понимается как особое единство свойств образовательнойсреды и самого субъекта, являясь в равной мере как фактором общеобразовательнойсреды, так и поведенческим фактором субъекта. Для того, чтобы использоватьвозможности среды, и возможности, отвечающие потребностям учащегося, и такимобразом, мотивирующие его деятельность, ребенок проявляет соответствующуюактивность.
Однаконе любая деятельность развивает творческие способности, а только та, в процессекоторой возникают положительные эмоции. Познавательная потребностьхарактеризуется чувством удовлетворения от умственной работы. Экспериментальнозарегистрировано, что умственная работа, выполняемая потому, что хочетсясамому, то есть по потребности, обязательно связана с выраженной деятельностьюцентра положительных эмоций. [6; 36]
Чтокасается учащихся младших классов, то их творческая (изобретательская)деятельность должна быть направлена не столько на решение технических учебныхзадач, сколько на решение и изобретение того, что реальнее и ближе к ним:придумывание примеров, задач, загадок; высказывание оригинальной гипотезы,сочинение сказки, метафоры, пословицы, задачи «да-нетки»; изобретение подвижнойили дидактической игры, придумывание нового свойства объекта и его практическоеприменение, обсуждение вариантов выполнения задания; генерирование способоврешения как технической, так и социальной проблем; изготовление игрушек,поделок, наглядностей и т.д.
Приорганизации работы по формированию креативности следует учитывать, что «детям сопережающим развитием интеллекта и творческими устремлениями необходима нетолько соответствующая умственная нагрузка, но и не меньше, чем любому другому,своевременное руководство учителя. Очень много для детей с высокими умственнымивозможностями может дать и обычная школа, только если там есть Учитель сбольшой буквы». [4; 72]
Ксожалению, до сих пор в традиционной школе сохраняется представление об «идеалеучителя» — как о «человеке, который очень много знает». В основе методикиначального обучения заложен так называемый «принцип подражания», которыйзаключается в том, что дети учатся по заранее подготовленным образцам, учительвыступает как человек, который все знает и должен всему этому научить ребенка.Ребенку нужно быть очень послушным и аккуратным исполнителем — и в этом залогего успеха.
Однакомир вокруг стремительно изменяется, и учитель оказался в довольно сложнойситуации: знания, информация, а вместе с ними и технология ее добычи меняютсясо стремительной скоростью, образование с трудом успевает отслеживать этиперемены. Именно такая стремительная динамика происходящих в обществе насовременной ступени развития социальных и культурных перемен, высочайшийуровень развития науки вызывает необходимость переноса внимания педагогов спроцесса передачи готовых знаний на процесс добывания знаний, то есть наразвитие мышления и творческих способностей.
Понятно,что немаловажным условием для решения обозначенной проблемы является воспитаниепедагогом собственной креативности. Чтобы развивать творческие способностиучеников, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться кпреодолению в себе силы инерции, шаблона, формальности в преподавании.
Статистикасвидетельствует: если создать для детей надлежащие условия, не менее 30% из нихдостигают в жизни вершин. Чем активнее учитель включится в проблемыинтеллектуальной одаренности, тем быстрее общество получит профессиональноориентированных и психологически устойчивых молодых людей, способныхплодотворно трудиться, сумевших реализовать свой творческий потенциал.
Дж.Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности:
1. Обеспечениеблагоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ отвыставления оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлениюдивергентного мышления.
2. Обогащениеокружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами сцелью развития его любознательности.
3. Поощрениевысказывания оригинальных идей.
4. Обеспечениевозможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросовдивергентного характера применительно к самым разнообразным областям какучебного, так и внеучебного характера.
5. Использованиеличного примера творческого подхода к решению проблем.
6. Предоставлениедетям возможности активно задавать вопросы. [1; 4]
ПсихологВ.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, котороеактуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Дляформирования креативности необходимы следующие условия:
- отсутствиеобразца регламентированного поведения;
- наличиепозитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитиеспособности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитымикреативными способностями);
- созданиеусловий для подражания творческому поведению;
- социальноеподкрепление творческого поведения. [5; 25]
Такимобразом, по мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию.Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды.Дошкольный и младший школьный возраст являются таковыми.
Крупнейшиедидакты И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин обратили внимание на то, что, несмотря наданную от природы способность к творчеству, каждый человек может реализовать еена разном уровне. Только целенаправленное обучение даст возможность обеспечитьвысокий уровень развития заложенных творческих способностей.
Приэтом подчеркивается, что традиции и установки в обучении могут либостимулировать, либо подавлять креативные способности. Это зависит от того, скакими типами задач ребенок будет встречаться в процессе обучения. Задачи«закрытого» типа с единственно правильным ответом не формируют таких важныхкачеств креативного мышления, как навык ухода от известных ответов,оригинальность и самостоятельность мысли. Эту функцию могут выполнить толькозадачи «открытого» типа, предполагающие полную самостоятельность в выбореспособа решения и большое число ответов.
Исключительноважно для развития креативности возможна ли многовариантность решения, а неодин заданный стереотип ответа и устоявшийся алгоритм решения, пусть даже исамый экономный, по мнению учителя. Естественно, что смелость учеников впредложении разных и оригинальных идей зависит от эмоционального комфортапроцесса обучения.
Выводыученых свидетельствуют о существенных преимуществах демократического типапреподавания по сравнению с авторитарным в отношении проявлений детскойлюбознательности. В условиях демократического типа общения дети большеспрашивают учителя, чем в условиях авторитарного типа, их вопросы отличаютсябольшей содержательностью.
Немаловажно,что создание благоприятного климата для творческих детей приводит к изменениюсоциального статуса как самого ученика, так и позволяет изменить «ценностнуюориентацию» всех учеников в классе, повысить престиж творческого мышления, что,в свою очередь, влияет на развитие творческих способностей всех учащихся.
Представляетсянесомненным, что развитие креативности учащихся в процессе обучения неразрывносвязано с содержанием учебного материала.
Подводяитог вышесказанному, следует отметить, что развитие творческой активностиучащихся будет осуществляться более эффективно, в сравнении с имеющейсяпрактикой, если выполняется ряд педагогических условий:
- совершенствованиесодержания образования осуществляется по многим направлениям, в том числепредполагает включение в учебный план факультативов и спецкурсов,способствующих развитию познавательных потребностей и творческой активностиучащихся;
- реализуютсяидеи профильного обучения, посредством вариативных учебных планов, учитывающихпознавательные возможности и потребности учащихся;
- организованосотворчество учителей и учащихся путем включения учителей и учащихся вучебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность.
2. Особенностикреативного обучения
Креативное обучениебазируется на следующих принципах:
принцип соответствиявнешнего образовательного продукта учащегося его внутренним потребностям;
принцип индивидуальнойобразовательной траектории учащегося в образовательном пространстве;
принцип интерактивностизанятий, осуществляемый при помощи телекоммуникаций;
принцип открытойкоммуникации по отношению к создаваемой учащимся образовательной продукции.
Креативное обучениепредполагает развитие творческого мышления, воображения, интуиции.
Для развития креативныхспособностей необходимы специальные условия: благоприятная атмосфера, знающиесвою работу преподаватели, вовремя замеченные особенности развития ребенка ит.д.
При обучении креативныхдетей необходимо учитывать личностные особенности каждого ребенка, учитыватьособенности их развития, относиться к ним как творческим детям, делать упор нате предметы, к которым у ребенка определенный «дар». Также необходимо проводитьразличные работы с родителями таких детей: просвещение, беседа и т.д.
Особенностью креативногообучения является то, что педагог должен проводить не стандартное занятие. Ондолжен «подогнать» программу под особенности детей.
Средиусловий, препятствующих развитию креативности, выделяют следующее:
- конформизм– желание быть похожим на других, не отличаться от них в своих суждениях ипоступках;
- цензура– неодобрение со стороны окружающих;
- ригидность– стремление пользоваться старыми знаниями; затруднённость (вплоть до полнойнеспособности) в изменении намеченной программы деятельности в условиях,объективно требующих её перестройки; недостаточная подвижность, переключаемостьмышления по отношению к меняющимся требованиям среды;
- желаниенайти ответ незамедлительно; чрезмерно высокая мотивация, часто способствующаяпринятию непродуманных решений;
- стремлениек успеху, во что бы то ни стало. [3; 30]
Для развития творческойактивности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельностьтаким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное иличастично-самостоятельное получение новой для них информации. Из анализанаучно-педагогической литературы следует, что одной из наиболее используемыхформ в организации самостоятельной работы учащихся, начиная с девятнадцатогостолетия, была и до сих пор есть учебно-научная и научно-исследовательскаяработа.
3. Методыработы в синектических группах
Синектические группы —группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попыткитворческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения иобъединения несовместимых элементов. [2; 11]
Впервые о таких группахзаговорил У. Гордон в своей книге «Синектика: развитие творческоговоображения».
Важным критерием дляотбора членов группы является учет эмоционального типа. Он влияет на то, какчеловек подходит к проблеме.
Пытается ли он сразудокопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около?
Ведет ли он себя пассивноперед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха?
Когда он не прав,связывает это со своими действиями или оправдывается, ищет причины вовне?
Может ли он использоватьэффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает рукив самый критический момент?
Критерии конечного выбораследующие:
1.Способность к метафорам,
2. Отношение к помощи,
3. Координация движений,
4. Риск,
5. Эмоциональноесовершенство,
6. Способность кобобщению,
7. Самоограничение,
8. Не ориентирование наобщественное положение,
9. Аспектукомплектованности.
Работа по подготовкесинектических групп идет с 1955 года.
Оптимальная численностьгруппы — 5-7 человек. В течение 8-12 мес. группу готовят к работе. Подготовкаведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлениях. Цельюдеятельности таких объединений является попытка нахождения творческого решенияпроблемы. Реализуется она на сессии синекторов.
В синектических группахроль лидера выполняют все члены группы поочередно в зависимости от особенностейситуации.
В образовательныхучреждениях при создании синектической группы процесс может быть построенследующим образом. Вначале преподаватель дает определенную проблему. Затемпроцесс проходит как и в обычных синектических группах.
Структурасовременного синектического процесса:
1.Формулирование проблемы в общем виде. Особенностью этого этапа является то, чтов ряде случаев никого из сннекторов, кроме руководителя сессии, не посвящают вконкретные условия изобретательской задачи (считается, что преждевременноечеткое формулирование задачи затрудняет абстрагирование, уход от привычногохода мышления). Сессия начинается с обсуждения некоторых признаков задачи,например с рассмотрения физического принципа процесса. Оно охватывает широкийдиапазон общих проблем и постепенно сужается под влиянием вопросов руководителясессии, который должен направлять обсуждение в желаемое русло. На синектическиезаседания приглашаются эксперты (специалисты в области данных проблем), которыепоясняют проблемную ситуацию. Эксперт должен быть подготовлен к обсуждению изнаком с основами синектики. Он является помощником руководителя, может даватьпояснения в области технической политики в данной отрасли, задавать наводящиевопросы. Главная задача эксперта — выявление полезных и конструктивных идейпутем оперативного анализа высказываний. В начальной стадии обсужденияучастники стремятся немедленно, без соблюдения синектических процедур, найтирешение проблемы. Путем анализа первых решений эксперт обязан показать ихслабые стороны (первые идеи зачастую тормозят творческое мышление участников) иразъяснить сущность действительной проблемы. Сннекторы называют этот этапформулировкой «проблемы как она дана».
2.Начинают анализ проблемы. Этот этап синекторы проводят совместно с экспертом.Изыскиваются возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в некоторыепривычные. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и оригинальносформулировать одну цель решения. После объяснения сути проблемы и ее целейчленам сннектической группы дается возможность сформулировать ее так, как ониее понимают, или как она им представляется. Здесь выявляются привычныенаправления (концепции), по которым можно было бы осуществить поиск решениязадачи. По существу, в большинстве случаев этот этап означает дроблениепроблемы на части, на подпроблемы. Одну из наиболее удачных формулировоквыбирает эксперт или руководитель. Этот этап синекторы называют формулировкой«проблемы как ее понимают».
3. Ведутгенерирование идей решений проблемы в той ее формулировке, на которойостановлен выбор. Для этого начинают экскурсию по различным областям техники,живой природы, политики, психологии, религии и т. п. с целью выявления того,как подобные (аналогичные) проблемы могли бы быть решены в этих далеких отданной областях. Основная цель экскурсии — найти новую точку зрения на рассматриваемуюпроблему. Такой подход позволяет мысли уйти далеко в сторону от обсуждаемойтемы и, по мнению синекторов, способствует активизации творческого мышления. Экскурсияначинается с того, что руководитель просит привести примеры-прецеденты, вкоторых имела бы место ситуация, аналогичная обсуждаемой, задает вопросы,вызывающие аналогии. Дляэтого в синектике используют четыре вида аналогий.
Прямаяаналогия —рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным объектом издругой отрасли техники или с объектом из живой природы. Например, если мы хотимусовершенствовать процесс окраски мебели, то применение прямой аналогии будет состоять в том, чтобырассмотреть, как окрашиваются минералы, цветы, птицы и т. д. Или — какокрашивают бумагу, как «окрашивают» телеизображение.
Личнаяаналогия — ее называюттакже эмпатией: решающий задачу человек вживается в образ совершенствуемогообъекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства, ощущения. Например, впредыдущем случае можно представить себя белой вороной, которая хочет как-тоокраситься.
Символическаяаналогия — обобщенная,абстрактная аналогия. Например, для шлифовального круга символическая аналогиябудет «точная шероховатость».
Фантастическаяаналогия — в задачувводятся какие-нибудь фантастические существа, выполняющие то, что требуется поусловиям задачи. Или какие-нибудь фантастические средства (шапка-невидимка,сапоги-скороходы и т. п.). [2; 68]
В образовательныхучреждениях можно использовать частично синектический метод. Такой метод можноиспользовать при работе, например, с командой клуба «Что? Где? Когда?». Работа направлена на развитие мышления, воображения.
Заключение
Важнейшей задачей вразвитии творческих способностей учащихся является создание комфортнойсоциально-гуманной среды. Благоприятный психологический климат характеризуетсяатмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности,создает комфорт и условия для творческой работы, раскрывает потенциальныевозможности личности. К средствам влияния на психологический климат относятсядемонстрация благожелательности классного воспитателя к своим воспитанникам,знаки внимания, интерьер классной комнаты, разнообразные формы работывоспитателя на классных часах, во внеурочное время, речевые, пластические,мимические средства и многое другое.
С целью формированиякреативных способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетатьпредметно – познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленнаятренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии,интуиции, воображения, исследовательских методов обучения – всё этоспособствует развитию креативных способностей учащихся. В постановке проблем,выдвижении гипотез решения и их исследований проявляется такая характеристикакреативного мышления, как самостоятельность при приобретении и оперированииновыми знаниями.
Дж.Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности:
7. Обеспечениеблагоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ отвыставления оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлениюдивергентного мышления.
8. Обогащениеокружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами сцелью развития его любознательности.
9. Поощрениевысказывания оригинальных идей.
10. Обеспечениевозможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросовдивергентного характера применительно к самым разнообразным областям какучебного, так и внеучебного характера.
11. Использованиеличного примера творческого подхода к решению проблем.
12. Предоставлениедетям возможности активно задавать вопросы.
Креативное обучениебазируется на следующих принципах:
· принципсоответствия внешнего образовательного продукта учащегося его внутреннимпотребностям;
· принцип индивидуальнойобразовательной траектории учащегося в образовательном пространстве;
· принципинтерактивности занятий, осуществляемый при помощи телекоммуникаций;
· принцип открытойкоммуникации по отношению к создаваемой учащимся образовательной продукции.
Средиусловий, препятствующих развитию креативности, выделяют следующее:
- конформизм– желание быть похожим на других, не отличаться от них в своих суждениях ипоступках;
- цензура– неодобрение со стороны окружающих;
- ригидность– стремление пользоваться старыми знаниями; затруднённость (вплоть до полнойнеспособности) в изменении намеченной программы деятельности в условиях,объективно требующих её перестройки; недостаточная подвижность, переключаемостьмышления по отношению к меняющимся требованиям среды;
- желаниенайти ответ незамедлительно; чрезмерно высокая мотивация, часто способствующаяпринятию непродуманных решений;
- стремлениек успеху, во что бы то ни стало.
Для развития творческойактивности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельностьтаким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное иличастично-самостоятельное получение новой для них информации. Из анализанаучно-педагогической литературы следует, что одной из наиболее используемыхформ в организации самостоятельной работы учащихся, начиная с девятнадцатогостолетия, была и до сих пор есть учебно-научная и научно-исследовательскаяработа.
Синектические группы —группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попыткитворческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения иобъединения несовместимых элементов.
Впервые о таких группахзаговорил У. Гордон в своей книге «Синектика: развитие творческоговоображения».
Оптимальная численностьгруппы — 5-7 человек. В течение 8-12 мес. группу готовят к работе. Подготовкаведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлениях. Цельюдеятельности таких объединений является попытка нахождения творческого решенияпроблемы.
Структура современногосинектического процесса:
1.Формулирование проблемы в общем виде.
2.Анализ проблемы.
3. Генерирование идейрешения проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор.
В синектике используютчетыре вида аналогий: прямая аналогия; личная аналогия; символическая аналогия;фантастическая аналогия.
В образовательныхучреждениях можно использовать частично синектический метод. Такой метод можноиспользовать при подборе например, команды в клуб «Что? Где? Когда?».
Списокиспользованной литературы
1. Гатанов Ю.Б. Курсразвития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первыйгод обучения (для детей 6-10 лет). — СПб: ГП «Иматон», 1996. — 84 с.
2. Гордон У. Синектика:развитие творческого воображения. — М., 1961.
3. Клышев Н.Ю.Креативность: научный конструкт или жизненная необходимость// Праблемывыхавання. — 2004. — №6(41). — С.30.
4. Лейтес Н.С.Способность и одаренность в детские годы. — М., 1984. — 96 с.
5. Понасенкова С.В.Одаренные дети: формирование и развитие способностей (психологический аспект)// Праблемы выхавання. — 2003. — №2. — С.21-35.
6. Чудновский В.Э.,Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. — М.: Знание, 1990. — 122 с.