Реферат по предмету "Психология"


Основные категории общения и их характеристика

Министерство образования и науки Российской Федерации
Финансовая академия при правительстве РФ
Экономический факультет
Реферат поОбщей психологии
на тему
 
Основные категории общения и иххарактеристика
Москва 2007
 Введение
Человек — «существо социальное». Это означает, что он живет средилюдей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяетпотребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другимилюдьми — общение контактное, опосредственное или воображаемое.
В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие,взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий илиантипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическоевоздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми,приобретает практические навыки и умения в сфере общения.
Общение — это не просто действие, а именно взаимодействие: оноосуществляется между участниками, из которых каждый является носителемактивности и предполагает ее в своих партнерах.
Рассмотрим в этой работе вопрос основных категорий общения и иххарактеристики.

Основныекатегории общения и их характеристика
Прежде, чем проанализировать вопрос категорий общения и иххарактеристики, необходимо ответить на вопрос — что такое общение?
Одно из определений межличностного общения гласит, что общение —это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимноепознание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния насостояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности[1].
Общение порождается потребностями в совместной деятельности ивключает: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией,выработку единых структур взаимодействия.
Общение как деятельность представляет собой систему элементарныхактов. Каждый акт определяется: а) субъектом — инициатором общения, б)субъектом, которому адресована инициатива, в) нормами, по которым организуетсяобщение, г) целями, которые преследуют участники общения, д) ситуацией, вкоторой совершается взаимодействие.
Выделяют следующие виды общения: социально-ориентированное общение;2) групповое предметно ориентированное общение; 3) личностно ориентированноеобщение.
Категория общение относится к одной из коммуникативных категорий.Коммуникативные категории, по определению З.Д. Поповой и И.А. Стернина, —«самые общие коммуникативные (концепты) понятия, упорядочивающие знаниячеловека об общении и нормах его осуществления». Они содержат информацию о том,«как тот или иной носитель языка понимает категоризуемое явление, что онвключает в состав данного явления, какие нормы и правила связывает с даннымпонятием, как он «вписывает» данную категорию в состав других коммуникативных инекоммуникативных мыслительных категорий»[2].
Коммуникативные категории, как и любые мыслительные категории, темили иным образом упорядочивают ментальные представления о нормах и правилахкоммуникации. Это упорядочение осуществляется нежёстко, вероятностно, многиекатегории взаимно накладываются друг на друга и пересекаются друг с другом —явление, характерное для всех когнитивных категорий. Основное назначениекоммуникативных категорий — не упорядочение сведений о нормах и правилахобщения, а обеспечение, организация речевого общения индивида в обществе.
Содержание коммуникативной категории представляет собой некоторую(не очень жёстко) упорядоченную совокупность суждений, установок, ментальныхстереотипов, правил, касающихся общения.
К коммуникативным категориям относятся категория общения, категориивежливости, грубости, коммуникабельности, коммуникативной неприкосновенности,коммуникативной ответственность, эмоциональность, коммуникативной оценочности,коммуникативного доверия, коммуникативного давления, спора, конфликта,коммуникативной серьезности, реквестивности, коммуникативной эффективности,молчания, коммуникативной оптимизма/пессимизма, сохранения лица, категориятематики общения, грамотности, категория коммуникативного идеала и др.
Можно назвать следующие некоторые признаки категории общения:
¾  установление знакомства между людьми;
¾  поддержание определенных связей, отношений;
¾  связи могут быть поверхностными или более глубокими(приятельскими, дружескими и т.п.);
¾  общение может быть нежелательным, предосудительным, бесполезным.
Значение категории общения определяется тем, что оно позволяетвскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человекаи его личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путемприсвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения сдругими людьми, живыми носителями этого опыта.
Можно выделить три основных категории средств общения (техопераций, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения ивносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком)[3].Это экспрессивно-мимические, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика,выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации;предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы,используемые для целей общения; речевые средства: высказывания, вопросы,ответы, реплики.
Экспрессивно-мимические средства общения. Их своеобразие в том, чтоони служат проявлением эмоциональных состояний, и в этом их первая функция. Ноони одновременно используются как активные жесты, адресованные окружающимлюдям. В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальноепереживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком,понятным другим людям. Третья функция выразительных средств состоит в том, чтоони служат индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая ихрасположение или неприязнь друг к другу.
Предметно-действенные средства общения. Возникают в совместнойдеятельности и представляют собой преобразованные для целей коммуникации«эскизные» предметные движения и статичные позы.
С их помощью человек не только выражает свою готовность к общению сдругими, но и в своеобразной форме показывает, какого рода взаимодействие емужелательно.
Речевые средства общения. Использование речи для целей коммуникацииимеет принципиальное значение. Л.С. Выготский указывал, что «общение, неопосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения,возможно только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах»[4].А.А. Леонтьев подчеркивает, что речевая деятельность есть основной вид общения,в наибольшей мере воплощающий в себе ее специфику. Использование речинеобыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие видыдеятельности человека.
Все основные категории средств общения формируются у человекаприжизненно в процессе реальных контактов с окружающими людьми. Каждаякатегория средств имеет свои специфические возможности, определяющие их функциюи роль во взаимодействии.
В общении с окружающими людьми человек использует средства всехкатегорий, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них взависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальныхособенностей.
Байрон Люис, основываясь на работе Вирджинии Сатир, а такжеБэндлера и Гриндера, создал модель четырех основных категорий общения[5].Это модель организована вокруг четырех предпочитаемых репрезентативных систем.Это визуальная система, кинестетическая система, аудиальная система илогическая система.
Исследователь выделил определенные паттерны поведения, которыесогласуются с каждой из категорий общения, особенно в стрессовых ситуациях.Человек-визуал обращает больше внимания на визуальные аспекты взаимодействия.Они включают выражение лица и жесты, а также собственное визуальное воображениевнутреннего происхождения. Чтобы адекватно относиться к кому-либо, с кем онразговаривает, для визуала важно расположиться таким образом, чтобы он мог ясновидеть окружающее. Из-за этого визуалы обычно сохраняют расстояния между собойи другими.
Люди, действующие в кинестетической категории общения, взначительной степени полагаются на чувства, чтобы понять и осмыслить то, чтопроисходит вокруг них. Наиболее вероятно, что они обязательно по возможностизаймут такое место, которое позволит им буквально дотронуться до людей, скоторыми они разговаривают.
Аналогично и для аудиальной и дискретной категорий общения.
Хотя люди, действующие на основе какой-либо одной репрезентативнойсистемы, способны использовать любую другую систему, они обычно полагаются напредпочитаемую ими систему для получения большего количества информации.
Заключение
Общение — сложный, многофакторный и многофункциональный процесс,который представляет собой не только самостоятельную сферу жизнедеятельностичеловека, но и пронизывает прямо или косвенно все остальные сферы. Значениекатегории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественнуюсущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, атакже понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоенияобщественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другимилюдьми, живыми носителями этого опыта.
Общение возможно только между одушевленными существами.
Общение выполняет различные жизненно значимые функции: сообщениеили обмен информацией, мыслями, чувствами через язык, знаки и символы; передачасоциальных, культурных и нравственных ценностей для тех, кто вступает в контакти взаимодействие; воздействие на сознание и поведение людей; предпосылка исопровождение деятельности; способ взаимодействия; фактор поведения; формасамопознания личности; процесс узнавания себя в другом и другого в себе;условие регламентации межличностных отношений и др.
Средства общения — это те операции, с помощью которых каждыйучастник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие сдругим человеком. Можно выделить три основных категории средств общения:экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук итела, выразительные вокализации); предметно-действенные (локомоторные ипредметные движения, а также позы, используемые для целей общения); речевыесредства (высказывания, вопросы, ответы, реплики).
/>/>Литература
1.    АндрееваГ.М. Социальная психология. — М., 2001.
2.    БайронА. Люис, Р. Френк Пуселик. Магия Нейролигвистического программирования безтайн. — М., 2001.
3.    Коммуникативнаядеятельность педагога. Краткий курс: Учебное пособие в помощь студентам / Сост.Е.В. Яфарова. — Балашов, Изд-во «Николаев», 2004.
4.    КрижанскаяЮ.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — М., 1983.
5.    ЛеонтьевА.А. Психология общения. — М., 1997.
6.    ПоповаЗ.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. — Воронеж, 2002.
7.    Психологическиеисследования общения. — М., Наука, 1985.
8.    СоснинВ.А., Лунев П.А. Как стать хозяином положения. — М., 1992.
9.    Социальнаяпсихология личности / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. — М., 1979.
10.  Шаманова М.В. Категорияобщение как одна из коммуникативных категорий // pn.pglu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат База "Консультант плюс"
Реферат Московские газеты 19 века
Реферат Учет ТМЗ на складах организации и отчетность материально – ответственных лиц
Реферат Крестьянское восстание в Румынии 1907 года
Реферат 624260, Россия, Свердловская область, город Асбест, проспект Ленина, дом №36/1, тел. 2-33-26, факс 2-29-62
Реферат Соотношение интуитивного и логического в математике (философия)
Реферат Ученые степени и звания в странах Запада
Реферат Экономический анализ деятельности предприятия общественного питания
Реферат Japanese Education Reflecting Their Culture Essay Research
Реферат Методика тренировок по гиревому спорту
Реферат Проект студии лазерной гравировки "GraFFiti"
Реферат Проблемы бухгалтерского учета иностранных представительств и филиалов
Реферат Анализ модели дуополии
Реферат А.С. Хомяков: творческий портрет. Славянофилы и Тульский край
Реферат Советская внешняя политика в 1930-е годы