Северо-ЗападнаяАкадемия государственной службы
РЕФЕРАТ
по дисциплине: « Русский язык и культура речи»
специальность: «Государственное и муниципальное управление».
Тема:«Основные качества речи оратора»
Выполнила: Савенко Е.А.
Санкт-Петербург 2001г.
План:
Введение.
1. Ораторская речь, как искусство слова.
2. Роды и виды ораторской речи.
3. Функционально-смысловые типы речи.
4. Структура ораторской речи.
5. Подготовка речи и выступление.
Заключение.
Списоклитературы.
Введение
Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное иактивное средство воспитания и обучения, распространения философских,эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижениякультурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданскиечувства, служит целям прогресса.
Ораторобращается с людьми непосредственно, и это позволяет ему быстро реагировать наактуальные жизненные вопросы, активно распространять, пропагандировать передовыемысли, стремительно откликаться на события, учитывать многочисленные интересыслушателей, комментировать известные факты, разъяснять политику государства.Оратор обращается к совести людей, их памяти, их национальным, патриотическим,интернациональным чувствам. Он поднимает в человеке духовность, благородноедвижение разума, ставит на первый план общечеловеческие заботы, интересы, идеи.Благородные цели познания, проповедь гуманизма и милосердия, «открытие» правдывозвышают речь, влияют на духовный мир слушателей. Подлинный оратор, вкладываяв речь всю глубину своего интеллекта и страсть своей души, действует на умы исердца людей.
Демократияпредполагает открытость, гласность, широкие ответственные дискуссии, публичныевыступления, которые играют огромную роль в возможности высказывания самыхразных точек зрения, в оздоровлении общественной атмосферы в умножениидуховного богатства жизни, в объединении всех прогрессивных сил общества. Однаиз главных особенностей демократии – возможность убеждать правдивым, свободнымсловом. Это требует от выступающего в разнообразных аудиториях, порой весьмасложных, высокого мастерства, основанного на хорошем знании материала иактивном владении действительной речью – оружием оратора. Это требуетколоссальной ответственности за сказанное слово и предельной взыскательности ксвоей речи.
Русские ораторывписали яркие страницы в историю мирового красноречия. Блестящие речиполитических деятелей и деятелей культуры прошлого и настоящего, многочисленныевыдающиеся работы по теории красноречия – наше наследие, наше национальноебогатство, достижение нашей цивилизации. Мы должны изучать это богатство иактивно овладевать им. Д.С.Лихачев справедливо заметил, что ценности прошлогодолжны стать активными участниками жизни настоящего, нашими боевымисоратниками, в произведениях гуманистических, человеческих в высшем смыслеэтого слова культура не знает старения, мы открываем новое в старом. Лучшиепроизведения ораторского искусства продолжают участвовать в жизни человека, ихпродолжают читать, они воздействуют на нас.
Речь ораторапередает его личность, его индивидуальность, его духовность, его связь сполитической и культурной жизнью народа. Всесторонний анализ речей яркихораторов показывает нам глубину и оригинальность из идей. Многообразие жанров итематики, которая отражает круг их интересов, логику развития их мысли,языковые и композиционные особенности их выступлений.
Сейчас многиевыступают с речами и докладами, читают лекции, проводят беседы. Речеваяактивность людей значительно возросла. И это радует. Но для повышениямастерства, конечно, необходимо изучать теорию ораторского искусства, глубокоанализировать речи выдающихся ораторов, переносить теоретические знания всобственную практику.
1. Ораторская речь, как искусство слова.
Античные теории красноречиявходят в золотой фонд риторической науки. И, естественно, для пониманиясущности красноречия необходимо, прежде всего, познакомиться со взглядамидревних риторов.
В древнейриторической науке можно назвать имена исследователей, которые занимали ведущееместо в разработке теории красноречия. Это Платон, Аристотель, Цицерон,Квинтилиан и некоторые другие. Именно их теоретические изыскания составляют туплатформу, на которой основывались дальнейшие исследования.
Родиной красноречиясчитается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии,Вавилоне, Индии. Но именно в античное Греции оно стремительно развивается, ивпервые появляются систематические работы по его теории. В государстверабовладельческой демократии создалась особая атмосфера для расцветакрасноречия. Оно становится существенным моментом общественной жизни и орудиемполитической борьбы. Владеть им считалось необходимостью. Постепенноскладывалось практическое направление – составление речей для нужд граждан. Появлялисьвысказывания практиков о языке и стиле выступлений, которые послужили затемПлатону, Аристотелю и другим теоретикам основой для систематизации, дальнейшегоразвития и углубления этих суждений, превращения их в теорию.
Еще Платон –древнегреческий философ – подчеркивал, что риторика, как и всякое подлинноеискусство, есть творческая деятельность. Эта творческая деятельность, однако,требует тщательной подготовки. Риторика (греч – ораторское искусство) –филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия,ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех отрасляхречевой деятельности (т.е. в разных жанрах письменной и устной речи). Хорошемуоратору необходимо много работать над самоусовершенствованием и своими речами.По мнению Платона, он должен проходить особую школу ораторского искусства,которая научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи. АЦицерон, римский теоретик, важнейшими условиями для формирования настоящегооратора считал не только природное дарование, но и, что самое важное, изучениеораторского искусства (теория) и упражнения (практика). Поскольку теориякрасноречия – важное философско-психологическое учение, утверждал Цицерон, онатребует е себе серьезного отношения.
Большую рольотводили слову софисты, которые были риторами – платными учителями философии иораторского искусства. Они принадлежали к сложившейся в Афинах во второйполовине V в. до н.э. школе философов-просветителей,создавших невиданный культ слова и риторики. Софисты мастерски владели всемиформами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умениемвоздействовать на аудиторию. Слово, речь (логос) становится объектом изучения,а риторика – «царицей всех искусств», обучение которой стало высшей степеньюантичного образования.
Софистыпостоянно подчеркивали силу слова. Так, древнегреческий ритор Горгий в «ПохвалеЕлене» пишет: «Слово есть, велики властелин, которые, обладая весьма малым исовершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела, ибо оно может и страхнагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и страдание пробудить» (Лосев,1969, 29). Такова, по мнению Горгия, сила слова. Но над словом красноречиетребует огромного труда. Протагор прекрасно это разъясняет: «Труд, работа,обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается изцветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден,правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы. И рукоплещут зрители и учителярадуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся, — или может быть,(иногда) они и не сердятся, т.к. они не достаточно проницательны» (Лосев, 1969,30).
Такая высокаякультура речи в широком понимании этого термина не могла возникнуть сама посебе. Естественно, она стимулировалась теоретическими разысканиями в областиораторского искусства.
Основателемриторического искусства считается Протагор. А.Ф.Лосев пишет, что у Диогена мынаходим сообщение о разделении у Протагора всякой речи на четыре части:просьбу, вопрос, ответ и приказание.
Но самым главнымпредставителем софистической риторики считают Горгия. А.Ф.Лосев ссылается наФилострата, который отметил, что Горгий сделал очень много: «Он первый ввелэтот вид образования, который готовит ораторов, (специальное обучение) способностии искусству говорить и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории,превратное соединение слов, применение слов в несобственном смысле, инверсии,вторичные удвоения, повторения…» (Лосев, 1969, 34-35).
Успехи вкрасноречии, по мнению софистов, связаны с огромной работой над техникой речи,над культурой речи, наконец, речь – это нечто индивидуальное, имеющеесвоеобразные признаки, связанные с учебой, талантом, душевными свойствами.Качества речи и строгая композиция ассоциировались с гармонией человека, асемантика, значение слова – с субъективными, индивидуальными началами, духовныммиром.
Как считаетПлатон, оратор не должен гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичьистину того, о чем он собирается говорить; правильная, истинная, точная речьдолжна исходить из подлинного определения своего объекта, предмета речи «Тот,кто намерен заняться ораторским искусством должен, прежде всего, определитьсвой путь в нем и уловить, в чем признак каждой его разновидности» (Платон,т.2, 1970, 202).
По мнениюПлатона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватываявсе общим взглядом, возводить к единой общей идее, разрозненные объекты речи иразделять все на виды, на естественные составные части, а также умениевозводить частное к общему и из общего получать частное.
Риторика, каквсякое подлинное искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность, онаприводит эмоции, страсти в системное, упорядоченное состояние, воплощая темсамым высшую справедливость. Эта творческая деятельность, однако, требуеттщательной подготовки оратора. И здесь Платон поддерживает идею софистов,которые тоже считали, что хороший оратор должен много работать надсамоусовершенствованием и речами. Рассуждения Платона свидетельствуют о том,что он придавал огромное значение именно технической стороне речи, понимаясовершенную технику речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считаянауку о красноречии важным философско-психологическим учением.
Большимкультурным и научным событием было появление «Риторики» Аристотеля (384-322г.г. до н.э.), который значительно развил учение Платона об ораторскомискусстве. Аристотель критиковал платоновскую теорию бестелесных форм («идей»),но полностью преодолеть платоновский идеализм не смог.
Аристотель считает,что риторика – искусство, соответствующее диалектике, ибо обе они касаютсятаких предметов, знакомство с которыми может считаться достоянием всех. Это исближает оба искусства. Он определяет риторику как искусство убеждения, котороеиспользует возможное и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверностьоказывается недостаточной. Риторика занимается выделением способов убеждения,теоретическим осмыслением этих способов. Как отмечает Аристотель, действиеубеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного характера говорящего,качества самой речи, настроения слушателей. Уже в учении Аристотеля выделяетсятриада: отправитель речи-речь-получатель речи, которая находит свое развитие всовременных исследованиях.
Основываясь насвоей философской концепции, Аристотель в риторике много места отводит индукциии дедукции, силлогизму и энтимеме (умозаключение, в котором не выражена однапосылка). Однако его риторика не ограничивается строгим достоверным знанием, аиспользует нелогические, иррациональные моменты, что отражает многообразиежизненных ситуаций. Таким образом, риторика неразрывно связна с силлогистикой,которую следует понимать широко, т.е. выводы делаются не только относительнополной достоверности, но и относительно кажущегося возможного и вероятногобытия, что вытекало из самой философской концепции Аристотеля.
Аристотельвыделяет три рода речей, которые возникли в результате развитиясоциально-политической жизни Греции: совещательные, судебные и эпидейктические.Цель речей совещательных – «склонять или отклонять», судебных – обвинить илиоправдать, эпидейктических – хвалить или порицать.
Аристотельсчитает, что оратор должен привести слушателей в такое состояние, котороепозволит ему легко убедить аудиторию. Он подробно останавливается на роли вречи гнева, пренебрежения, милости, вражды и ненависти, страха и смелости,стыда, благодеяния (услуги), сострадания, негодования, зависти. Он говориттакже о воздействии речи на людей различных возрастных и социальных групп, каквидим, философ намечает разработку проблем психологии воздействия на различныегруппы слушателей.
Временем Платонаи Аристотеля в истории греческой культуры заканчивается период классики. Совторой половины IV в. до н.э. начинается новый периодантичной культуры, называемый эллинизмом (эллин – грек). Эллинистическаяриторика анализировала большое число стилистических явлений. Она изучаласочетания слов, разрабатывала учение о качествах речи, продолжала заниматьсяпроблемами тропов, фигур, стилей. В некоторых трактатах, однако, на первыхпорах мы находим увлечение риторизмом изысканностью выражений, сложнымиобразами, «цветами красноречия». Эта манера речи стала называться «азиатскимстилем» по месту его возникновения и процветания Малой Азии. Азиатский стильизучали Гермоген, Феодор Годарский (учитель Тиберия), анонимный автор,именовавшийся Лонгином, который написал трактат «О возвышенном». Представителиэтого стиля проповедовали пафос, подъем, экзальтацию.
Однако не всетеоретики и практики были сторонниками азиатского стиля, его противники стоялиза классические образцы и строгость речи. Этот стиль, в противоположностьазиатскому, стал называться аттическим, а его представители – аттицистами. Онипроповедовали утонченную образность и интеллектуальность речи, которые вызывалиу слушателей определенные ассоциации, тем самым, воздействуя на них. Аттицистыбыли сторонниками чистоты речи, под которой подразумевалась ее нормативность,сводившаяся к правильному выбору слова и морфологической формы. Если ораторследовал этим требованиям, он мог считаться образцовым оратором, а его речиизучались как образцы.
Представителямиаттического направления были, например, Аполлодор Пергамский, наставникримского императора Октавиана Августа, придерживающийся строгих и точных правилриторики; Цицелий, о котором упоминает Дионисий Галикарнасский, — сам сторонникаттического направления, а также Деметрий.
Крупнейшимклассиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства былдревнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106 – 43 г.г. до н.э.). Тритрактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и егособственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти трактаты – «Обораторе», «Брут, или о знаменитых ораторах», «Оратор» — памятники античнойтеории словесности, античного гуманизма, имевшие глубокое влияние на всюевропейскую культуру (Цицерон, 1972). В теории познания Цицерон склоняется кскептицизму, считая, что нет критерия для отличия реальных представлений отнереальных. Он рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях какединственном источнике счастья, стремится е совершенству. Такому стремлениюсовершенствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество,умеренность. Его философские воззрения легли в основу взглядов на ораторское искусство.
Каковы жевзгляды Цицерона на ораторское искусство? Теория красноречия Цицерона занимаетсреднее положение между азианизмом и умеренным классическим аттицизмом.
Какие же условиядля оратора важнейшие? Во-первых, природное дарование, живость ума и чувства,развитие и запоминание; во-вторых, изучение ораторского искусства (теория);в-третьих, упражнения (практика). Собственно, в данных утверждениях нет ничегонового, поскольку об этом писал еще Аристотель. Тем не менее, Цицерон стараетсясинтезировать предшествующие теории, осмыслить их ин на их основе создатьобобщенную теорию ораторского искусства.
Обязанностьоратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить попорядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести.Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложитьсущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение;опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям иокончательно низвергнуть положения противника.
2. Роды и виды ораторской речи.
Роды и видыораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII-XVIII веков, авторы риториквыделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающеесяв высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военноекрасноречие – обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народноекрасноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во времякоторой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу.
Роды и виды красноречия выделяются в зависимости отсферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению,сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая,информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой, например, можноотнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй – дипломатическую речьили выступление на съезде, к третьей – военно-патриотическую речь или речьмитинговую, к четвертой – юбилейную (похвальную) речь или речь застольную(тост). Конечно, такое деление не имеет абсолютного характера. Например,выступление на социально-экономическую тему может обслуживать научную сферу(научный доклад), деловую сферу (выступление пропагандиста в группеслушателей). По форме они также будут иметь общие черты.
В современнойпрактике публичного общения выделяют следующие роды красноречия:социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное(церковно-богословское). Род красноречия – это область ораторского искусства,характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системойего разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации на основании болееконкретных признаков являются виды или жанры. Эта классификация носитситуационно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуациявыступления, во-вторых, тема и цель выступления.
Ксоциально-политическому красноречию относятся выступления насоциально-политические, политико-экономические, социально-культурные,этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса,отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические,политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.
Некоторые жанрыкрасноречия носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку воснове их лежат официальные документы. В таких речах анализируются положение встране, события в мире, основная их цель – дать слушателям конкретнуюинформацию. В этих публичных выступлениях содержатся факты политического,экономического характера, оцениваются текущие события, даются рекомендации,делается отчет о проделанной работе. Эти речи могут быть посвящены актуальнымпроблемам или могут носить призывной, разъяснительный, программно-теоретическийхарактер. Выбор и использование языковых средств зависит в первую очередь оттемы и целевой установки выступления.
Политическоекрасноречие в России в целом было развито слабо. Лишь военное ораторскоеискусство достигло сравнительно высокого уровня. Не раз обращался к воинам ПетрI.
В начале XIX в. развернулась кипучая деятельность революционныхораторов. Они в основном выступали на митингах. Эти ораторы несли в массы новыеидеи, о жизни и светлом будущем. К первым годам установления советской властиотносятся выступления таких сложившихся еще до революции ораторов, какН.И.Бухарин, Г.Е.Зиновьев, С.М.Киров, А.М.Коллонтай, В.И.Ленин,А.В.Луначарский, Л.Д.Троцкий, Г.В.Чичерин и другие.
Стремительноразвивается парламентское красноречие и сегодня. В нем отражается столкновениеразличных точек зрения, проявляется дискуссионная направленность речи.
Академическоекрасноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения,отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логическойкультурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научныйобзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, академическоекрасноречие близко научному стилю речи, но в то же время в нем нередко используютсявыразительные, изобразительные средства.
В Россииакадемическое красноречие сложилось в первой половине XIXв. с пробуждение общественно-политического сознания. Университетские кафедрыстановятся трибуной для передовой мысли. Ведь в 40-60 г.г. на многие из нихпришли работать молодые ученые, воспитанные на прогрессивных европейских идеях.Можно назвать таких ученых XIX-XXв.в., как Т.Н.Грановский, С.М.Соловьев, И.М.Сеченов, Д.И.Менделеев,А.Г.Столетов, К.А.Тимирязев, В.И.Вернадский, А.Е.Ферсман, Н.И.Вавилов –прекрасных лекторов, которые завораживали аудиторию.
Судебноекрасноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективноевоздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей иприсутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, илиобвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.
Русское судебноекрасноречие начинает развиваться во второй половине XIXв. после судебной реформы 1864 г., с введением суда присяжных. Судебный процесс– это разбирательство уголовного или гражданского дела, исследование всехматериалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поисков истины,борьбы мнений процессуальных оппонентов. Конечная цель данного процесса –вынести законный и обоснованный приговор, чтобы каждый совершивший преступлениебыл, подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен кответственности и осужден. Достижению этой цели способствуют обвинительная изащитительная речи.
Судебные речиталантливых русских юристов дореволюционного периода С.А.Андреевского.А.Ф.Кони, В.Д.Спасовича, К.К.Арсеньева, А.И.Урусова, Н.И.Холева,Н.П.Карабчевского, Ф.Н.Плевако с полным правом называют образцами судебногокрасноречия.
Разумеется, в судебных речах подробно анализируютсяфактический материал, данные судебной экспертизы, все доводы за и против,показания свидетелей и т.д. Выяснить, доказать, убедить – вот тривзаимосвязанные цели, определяющие содержание судебного красноречия.
Ксоциально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященнаязнаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящаяторжественный характер; приветственная речь, посвященная ушедшему из жизни.
Одним из видовсоциально-бытового красноречия было придворное. Для него характерно пристрастиек высокому слогу, пышным, искусственным метафорам и сравнениям.
Духовное(церковно-богословское) красноречие – древний род красноречия, имеющий богатыйопыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковногоалевона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковнымдействием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другимлицам, связанным с официальным действием.
После того каккнязь Владимир Святославович в 988 году крестил Русь, в истории древнерусскойкультуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран,главным образом Византии, создания оригинальных памятников искусства.
Уже в ораторскойречи Киевской Руси выделяют два подвида: красноречие дидактическое, илиучительное, которое преследовало цели морального наставления, воспитания, ипанегирическое, или торжественное, которое посвящено знаменательным церковнымдатам или государственным событиям. В речах отражается интерес к внутреннемумиру человека, источнику его дурных и хороших привычек. Осуждаются болтливость,лицемерие, гнев, сребролюбие, гордыня, пьянство. Прославляются мудрость,милосердие, трудолюбие, чувство любви к Родине, чувство национальногосамосознания. Духовное красноречие изучает наука о христианском церковномпроповедничестве – гомилетика.
Вот отрывок изнаказа-поучения «12-го слова» митрополита Московского Даниила (XVI в.): «Возвысь свой ум и обрати его к началу пути твоего,от чрева матери твоей, вспомни годы и месяцы, дни и часы, и минуты – какие добрыедела успел совершить ты? Укрепи себя смирением и кротостью, чтобы не рассыпалвраг добродетели твоей и не лишил бы тебя царского чертога! А если же ты назлое и пагубное для души творил – кайся, исповедуйся, плачь и рыдай: в одиндень по блуду согрешил ты, в другой – злопамятством, в третий – пьянством иобжорством, потом еще и подмигиванием и еще – клеветой и осуждением, иоболганием, и роптанием, и укорами. И сколько дней еще проживешь – всеприлагаешь к старым грехам новые грехи.
Больше всегопозаботься о том, чтобы избегать греха. Возьми себе за правило: заставь себя несогрешить ни в чем, один только день. Вытерпев первый, и другой прибавь к нему,потом третий, и мало-помалу обычным это станет – не грешить. И уклоняясь, бежатьот греха, как убегают от змеи».
Как видим,основу речей любого рода составляют, общеязыковые и межстилевые средства.Однако каждый род красноречия имеет специфические, языковые черты, которыеобразуют микросистему с одинаковой стилистической окраской.
Форма выраженияв ораторской речи может не отрабатываться с той степенью полноты итщательности, как это бывает в речи письменной. Но нельзя согласиться и с тем,что ораторская речь спонтанна. Ораторы готовятся к выступлению, хотя и в разнойстепени. Это зависит от их опыта, мастерства, квалификации и, наконец, от темывыступления и ситуации, в которой произносится речь. Одно дело – речь на фермеили конференции, а другое – на митинге: разные формы речи, разное времяпроизнесение, разная аудитория.
Ораторская речь– речь подготовленная. И готовится она, естественно, по книжно-письменнымисточникам, которые оказывают прямое и непосредственное влияние на структуруречи.
Стили,выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связаны с той или инойсферой и условиями человеческой деятельности. Они отличаются системой языковыхсредств. Именно эти средства образуют определенную стилевую окраску, отличающуюданный стиль от всех других.
Официально-деловойстиль обслуживает сферу официальных деловых отношений; основная его функция –информативная (передача информации). Научный стиль обслуживает сферу научногознания; основная его функция – сообщение информации, а также доказательство ееистинности; для него характерно наличие терминов, общенаучных слов, абстрактнойлексики. Публицистический стиль обслуживает сферу общественно-экономических,социально-культурных и других общественных отношений; основные его функции –сообщение и воздействие; в этом стиле используются все языковые средства; длянего характерна экономия языковых средств, лаконичность и популярностьизложения при информативной насыщенности.
Художественно-беллетристическийстиль имеет функцию воздействия и эстетическую; в нем наиболее полно и яркоотражается литературный и, шире, общенародный язык во всем его многообразии ибогатстве, становясь явлением искусства, средством создания художественнойобразности.
Разговорныйстиль обслуживает сферу бытовых и профессиональных (но только неподготовленных,неофициальных) отношений. Основная его функция – общение; проявляется в устнойформе; имеет две разновидности: литературно-разговорную и обиходно-бытовуюречь.
Использованиестилистических элементов зависит от вида, темы и целей речи.
3. Функционально-смысловые типы речи.
Ораторская речьпо своему составу неоднородна, поскольку в процессе мышления человекусвойственно отражать различные, объективно существующие связи, между объектами,событиями, отдельными суждениями, что в свою очередь, находит выражение вразличных функционально-смысловых типах речи: описании, повествовании, рассуждении(размышлении). Монологические типы речи строятся на основе отражениямыслительных диахронических, синхронических, причинно-следственных процессов.Ораторская речь в связи с этим представляет собой монологическое повествование– информацию о развивающихся действиях, монологическое описание – информацию ободновременных признаках объекта, монологическое рассуждение –причинно-следственных отношениях. Смысловые типы присутствуют в речи взависимости от ее вида, цели и от концептуального замысла оратора, чем обусловленовключение или невключение того или иного смыслового типа в общую тканьораторской речи; смена этих типов вызвана стремлением оратора полнее выразитьсвою мысль, отразить свою позицию, помочь слушателям воспринять выступление инаиболее эффективно повлиять на аудиторию, а также придать речи динамическийхарактер. При этом в различных видах ораторской речи будет разное соотношениеуказанных типов, ибо в реальности все они смешиваются, взаимодействуют, ивычленение их весьма условно.
Повествование –это динамический функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение оразвивающихся во временной последовательности действиях или состояниях иимеющий специфические языковые средства. Повествование передает сменяющиесядействия или состояния, развертывающиеся во времени. Этот тип речи, в отличиеот описания, динамичен, поэтом в нем могут постоянно меняться временные планы.
К данному типуприбегают в том случае, если требуется подтвердить высказанные ораторомположения конкретными примерами или при анализе некоторых ситуаций. Задачаоратора – изобразить последовательность событий, с необходимой точностьюпередать эту последовательность. Таким образом, передаетсясодержательно-фактуальная информация, причем она облекается в разные формы.Во-первых, оратор может говорить как участник событий, во-вторых, излагатьсобытия со слов третьего лица, в-третьих, моделировать событийный ряд, неуказывая на источник информации. Оратор передает события, которые совершаютсякак бы на глазах слушателей, или вводит воспоминания о событиях, развивающихсяв прошлом.
Можно выделитьконкретное, обобщенное и информационное повествование. Конкретное – этоповествование о расчлененных, хронологически последовательных конкретныхдействиях одного или нескольких действующих лиц, например в судебной речи;обобщенное – о конкретных действиях, но характерных для многих ситуаций,типичных для определенной обстановки, например в научном изложении;информационное – сообщение о каких-либо действиях или состояниях без ихконкретизации и детальной, хронологической последовательности; оно чаще всегоимеет форму пересказа о действиях субъекта или форму косвенной речи.
Повествование вречах может быть построено по схеме традиционного трехчасового членения, т.е. внем есть своя завязка, вводящая в сущность дела и предопределяющая движениесюжета, развертывание действия и развязка, содержащая явную или скрытуюэмоциональную оценку события оратором.
Обычно выделяютразвернутое и неразвернутое повествование. Развернутое повествованиепредставляет собой речь, отражающую последовательные, иногда одновременные, норазвивающиеся действия или состояния. Неразвернутое повествование иливыражается отдельной репликой в диалоге, или, будучи использовано вмикротематическом контексте, выполняет роль введения к описанию илирассуждению.
Описание – этоконстатирующая часть, как правило, дающая статическую картину, представление охарактере, составе, структуре, свойствах, качествах объекта путем перечислениякак существенных, и несущественных его признаков в данный момент.
Описание можетбыть двух видов: статическое и динамическое. Первое дает объект в статике,указанные в речи признаки объекта, могут означать его временные или постоянныесвойства, качества и состояния. Например, описание места, действия в судебнойречи или описание объекта в политической речи. Реже встречается описаниевторого вида; так, какой-либо опыт в научной речи обычно предстает в развитии,динамике.
Описания весьмаразнообразны и по содержанию, и по форме. Они могут быть, к примеру, образными.Оратор, стремясь сообщить слушателям, необходимое количество информации, даетне только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку,воссоздавая определенную картину, что сближает речь с описанием вхудожественной литературе.
Центром описанияявляются существительные с предметным значением, которые рождают в сознаниислушателей конкретный образ, причем информативно оно может быть весьманасыщенным, поскольку существительные с предметным значением вызывают целый рядассоциаций.
В описании, какправило, употребляются формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Длясудебной речи наиболее типично использование прошедшего времени, дляакадемической – настоящего.
Описания болееили менее однородны по своей синтаксической структуре. Как видно из предыдущихпримеров, она обычно представляет собой перечисление опорных слов или слов,обозначающих признаки описывающего объекта, в прямом или переносном значении,что обуславливает перечислительную интонацию, в результате чего создаетсяцелостный образ объекта.
В динамическомсобытийном описании изображаются относительно равноправные, законченныедействия или факты в виде сменяющихся частей, что придает высказываниюперечислительный характер. Описание такого типа имеет обозначенное начало иконец.
Описание можетбыть развернутым, подробным и сжатым, кратким; объективированным, например,описание опыта в академической речи или места преступления в судебной речи, исубъективированным, в котором оратор выражает к объекту свое отношение,например, описание ситуации в политической речи. Чаще всего, конечно, оратор нескрывает своего отношения к объекту, давая ему скрытую или явную оценку.
Рассуждение (илиразмышление) – это тип речи, в котором исследуются предметы или явления,раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения.Рассуждение характеризуется особыми логическими отношениями между входящими вего состав суждениями, которые образуют умозаключения или цепь умозаключений накакую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме. Этот тип речиимеет специфическую языковую структуру, зависящую от логической основырассуждения и от смысла высказывания, и характеризуется причинно-следственнымиотношениями. Он связан с передачей содержательно-концептуальной информации.
В «Логическомсловаре» Н.И.Кондакова дается следующее определение: «Рассуждение – цепьумозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательнойформе. Рассуждением называется и ряд суждений, относящихся к какому-либовопросу, которые идут одно за другим, таким образом, что из предшествующихсуждений необходимо вытекают или следуют другие, а в результате получаетсяответ на поставленный вопрос». При рассуждении говорящий приходит к новомусуждению.
Рассуждая,позволяют вовлекать в процесс речи слушателей, что приводит к активизации ихвнимания, вызывая интерес к тому, о чем сообщается.
Можно выделитьсобственно рассуждение – цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных влогически последовательной форме, его цель – выведение нового значения (чащевсего вначале идет комментирующая часть, затем ключевая, или основная часть);доказательство, цель которого обоснование истинности или ложности высказанныхположений (ключевая часть обычно предшествует комментирующей); объяснение, целькоторого – раскрытие, конкретизация изложенного содержания, установлениедостоверности суждений относительно какого-либо неясного дела (как правило,вначале также идет ключевая часть, затем комментирующая). Приведем примерсобственно рассуждения из слова В.С.Соловьева, сказанного на могилеФ.М.Достоевского: «Все мы сошлись здесь ради общей нашей любви к Достоевскому.Но если Достоевский всем нам так дорог, значит, все мы любим то, что он самболее всего любил, что ему было всего дороже; значит, мы верим в то, во что онверил и что проповедовал. А то зачем бы приходить нам сюда чествовать егокончину, если бы нам было чуждо то, ради чего он жил и действовал? А любилДостоевский, прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он,что все мы – род Божий, верил в божественную бесконечную силу человеческойдуши, торжественную над всяким внешним насилием и над всяким внутреннимпадением». Начинается это рассуждение комментирующей частью: раскрываютсяпричины, которые привели всех на могилу; затем идет основная (ключевая) часть:каким был Достоевский, во что он верил, и, следовательно, что побудило прийти сним проститься.
Частным случаемрассуждения являются общие места – отвлеченные рассуждения, навеянные темой,речи, незакрепленные за определенной ситуацией, которые усиливают аргументациюосновного изложения, используются для эмоционального усиления доводов иположений. Это рассуждения на общие темы, например, о честности и порядочности,справедливости и гуманности, об отношении к людям и т.д.
Удачно выбраннаяобщая мысль служит одним из основных элементов композиции и опорой дляконкретного материала; связь общих мест с конкретным материалом повышаетсодержательную направленность речи. Таким образом, общие места есть видрассуждения.
Итак,функционально-смысловые типы речи в выступлении обычно чередуются, так илииначе сменяя друг друга, что создает особую композиционно-стилистическую динамику.Скажем, в академической лекции может преобладать рассуждение, в речиюридической большое место занимает описание и повествование.
Как мы видим,описание, повествование и рассуждение имеют конструктивно-стилистические исмысловые различия, которые обуславливают употребление этих типов в речи.
Вфункционально-смысловом отношении ораторская речь регламентирована исистематизирована; выбор того или иного функционально-смыслового типа зависитот объекта речи и цели высказывания.
Ораторская речьпо природе своей полемична, поскольку она отражает противоречия современнойжизни и коллизии общения.
Можно выделитьдва вида полемичности: имплицитную (или скрытую, внутреннюю) и эксплицитную(или открытую, внешнюю). Первый вид полемичности проявляется практически вовсех речах, поскольку оратору приходится убеждать аудиторию в своей правоте, неназывая возможных несогласных слушателей или оппонентов, которые могут быть вданной аудитории или вне неё.
Эксплицитнаяполемичность связана с открытой защитой своих взглядов и опровержениемоппонентов. Об ирреальном оппоненте можно говорить тогда, когда оратор,стремясь высказать свои взгляды, опровергает существующие, борется своображаемым противником. О реальном – если оппонент персонифицирован, от егоимени формулируются смыслы, подлежащие опровержению.
Посколькуэксплицитная полемичность направлена на определенное, реальное лицо, можетвозникнуть полемика между оратором и этим лицом, если последнее публично выступаетв защиту своих взглядов. Полемика – это двухстороннее (многостороннее)публичное общение ораторов, обмен мнениями, спор в процессе обсуждениякакого-либо вопроса на собрании, конференции, а также в печати в целяхнаилучшего решения рассматриваемых проблем.
Полемическаяформа речи предполагает тщательный анализ исходного фактического материала,статистических данных, научных проблем, мнений различных людей и т.д.,основанную на этом строгую аргументацию, а также эмоциональное воздействие наслушателя, необходимые в процессе убеждения.
4. Структура ораторской речи.
Целостность ораторской речи заключается в единстве еетемы – главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, — исмысловых частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует лишь в томслучае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражаютпоследовательность в изложении мысли. Путанное, непоследовательное высказываниене достигает цели, но вызывает у слушателей запланированной оратором реакции. Влучшем случае они остаются равнодушными, в худшем – не понимают, о чем идет речь.
Когда ораторначинает говорить, мы, слушатели, как бы стенографируем и комментируем егослова: начинает говорить…, сообщает, о чем будет говорить…, делает оговорку…,переходит к основной теме…, делает отступление…, повторяет…, дискутирует…,опровергает мнение ученого…, не соглашается…, подчеркивает…, повторяет…,добавляет…, перечисляет…, отвечает на вопросы…, делает выводы. Этот комментарийстрого отражает связь оратора с аудиторией, а, прежде всего, последовательностьрасположения материала, композицию речи.
Композиция речи– это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположения всехчастей выступления и целесообразное их соотношение, система организацииматериала.
В композицииможно выделить пять частей: зачин речи, выступление, основная часть(содержание), заключение, концовка речи. Это, так сказать, классическая схема.Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме,разумеется, основной (ведь без содержания нет и речи).
Все частиораторской речи переплетены и взаимосвязаны. Объединение всех частей речи вцелях достижения ее целостности называется интеграцией. Необратимость речиопределяет многое в ее построении. Ведь трудно удерживать в оперативной памятивсе выступление целиком. Это и диктует принципиально иное его построение посравнению с письменной речью. Связанность ораторской речи обеспечиваетсякогезией, ретроспекцией и проспекцией.
Когезия – этоособые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность ивзаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которая позволяет глубжепроникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные ее фрагменты,расположенные на некотором (и даже значительном) расстоянии друг от друга, но втой или иной степени связанные между собой. Этот тип связи может, выражаетсяразличными повторами, словами, обозначающими временные, пространственные ипричинно-следственные отношения: таким образом, итак, во-первых, во-вторых,в-третьих, следующий вопрос, в настоящее время, совершенно очевидно, посмотримдалее, перейдем к следующему. Связующую роль выполняют и такие слова исловосочетания: принимая во внимание, с одной стороны, с другой стороны, междутем, несмотря на это, как оказывается, по всей вероятности, как оказалось впоследствии.
Ретроспекция –это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующейсодержательной информации. Оратор может ссылаться на информацию, котораяимеется помимо его выступления (таким образом, происходит связь данной речи собщим информационным контекстом), отсылать слушателей к информации, котораясодержится в предыдущих его выступлениях или в данном выступлении, но изложенаранее (так осуществляется связь речи с предыдущими речами).
Проспекция – этоодин из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будетговориться в последующих частях выступления. Проспекция дает возможностьслушателю яснее представить себе связь и взаимообусловленность мыслей и идей,изложенных в речи. Вначале оратор может обещать слушателям дать некоторуюинформацию о данном выступлении, а также говорить и о своих будущихвыступлениях или о выступлениях других ораторов. Это и будет проспекция.
В заключениепоговорим об этикетных речевых формулах, которые входят в зачин и концовкуречи. Этикет ораторской речи – это устойчивые специфические единицы общения,принятые в ораторской практике и необходимые для установления контакта саудиторией, поддерживания общения в избранной тональности, передачи другойинформации. Помимо основной функции – поддержания контакта – указанные речевыеформулы выполняют функцию вежливости, регулирующую функцию, благодаря которойустанавливается характер отношений между оратором и слушателями и восприятияречи, а также эмоционально-экспрессивную.
Чаще всего вречевом этикете используют обращение. Распространены также приветствиеаудитории, т.е. выражение дружеских чувств, дружеского расположения,доброжелательности. Следующая группа – формулы «прощания» и «благодарности завнимание». Выделяется также группа речевых клеше, относящихся к знакомству.Оратор обязательно должен быть представлен или должен представиться сам. Вораторской речи используется высокая, нейтральная и эмоциональная тональность,т.к. благодаря ей устанавливается благоприятный контакт со слушателями.
5. Подготовка речи и выступления.
Ораторпользуется оптимальной формой подготовленной речи, которая эффективновоздействует на аудиторию в соответствие с поставленной им задачей. А задача,естественно, — убедить слушателей, обращаясь к их разуму и эмоциям, и добитьсянужной их реакции. Поэтому предполагается изучение ораторской речи на трехуровнях: на уровне замысла и содержания, то есть определения темы, цели, речи,отбора фактического материала; на уровне стиля, то есть использования языковыхсредств в системе; на уровне композиции, то есть расположения и порядкаследования смысловых частей речи. И все эти уровни связаны с психологиейвоздействия на аудиторию, с процессом общения с нею.
Ораторская речь, является сложным творческимпроцессом, — речь подготовленная и требует большой, упорной работы. Конечно, этаработа у каждого оратора индивидуальна и зависит от особенностей его психики,опыта, аудитории, вида красноречия. Скажем, чтобы произнести митинговую речь,нужна одна система подготовки, а для чтения научно-популярной лекции – другая.После выступления на митинге вопросы не задают, а на научно-популярной лекцииих задают всегда. Однако существуют общие принципы работы оратора, которыемогут учитываться, конечно, в разной степени при подготовке разных видов речи. Подготовка(докоммуникативная фаза) включает в себя два этапа: первый – определение вида,темы, цели, названия выступления и оценка состава слушателей, обстановки, вкоторой будет произноситься речь; второй – составление плана, отбортеоретического, фактического материала, работа над ним и одновременно работа надязыком, стилем речи, композиционно-логическим расположением ее частей. Такимобразом, перед оратором встает три взаимосвязанных вопроса, что сказать, гдесказать и как сказать. Следует выделить репетицию (предкоммуникативная фаза),собственно произнесение (коммуникативная фаза), куда входят также ответы навопросы, если необходимо или запланировано, ведение дискуссии, а затем –последующий анализ и оценка своего выступления (посткоммуникативная фаза), длятого чтобы учесть его достоинства и недостатки, скорректировать дальнейшиевыступления.
Как правило,тему определяет не сам оратор, а те, кто приглашает его выступить. Иногда онаопределяется ситуационно. В некоторых же случаях оратор имеет возможность самназвать тему. Конечно, тема должна быть актуальной, интересной, конкретной,вызванной потребностями жизни; она должна быть четко сформулирована, бытьдоступной и привлекать внимание слушателей. Тема не должна быть перегруженапроблемами, слишком широкой: достаточно взять для освещения два- три вопроса,объединенных одной идеей.
Направленностьречи зависит от ее целевой установки, точное определение которой позволяетоказывать воздействие на аудиторию. Цели могут быть разными. Например, налекции по математике мы ставим перед собой основную цель – информироватьслушателей, то есть научить их, дать им определенные сведения по интересующимих математическим проблемам. В речи на митинге мы стараемся воздействовать наслушателей, сформировать у них убеждения, представления, знания идей, которые станутмотивами поведения людей, определение их отношения к действительности. Большуюроль в речи играет внимание – различные способы словесного эмоциональноокрашенного воздействия на слушателей для создания у них определенногосостояния или побуждения к определенным действиям. Чаще всего целиперекрещиваются, то есть выступление преследует цель – информировать слушателейи воздействовать на них. Отсюда и задачи оратора: привлечь внимание слушателей,удержать это внимание на протяжении всей речи, увлечь своей речью, зажечь их,дать информацию, знания, призвать слушателей к действию, а в итоге –сформировать стереотип поведения.
Итак, задачиназвания речи можно определить следующим образом: сжато сообщить основноесодержание речи, отделить ее от других однотипных выступлений, привлечьвнимание слушателей и заинтриговать их, оказать на них определенноеэмоциональное воздействие.
Следующийвопрос, который возникает перед оратором: оценка состава слушателей иобстановки. Неожиданная, непривычная обстановка может вызвать дискомфортноеощущение оратора, если он психологически не подготовит себя к ней. Поэтому повозможности следует обстоятельнее выяснить, где будет происходить выступление,вплоть до таких, казалось бы, мелочей, как количество слушателей, наличие микрофона,трибуна, стола, размер и интерьер зала, а также время выступления (утро,вечер), отношение выступления к другим выступлениям, если их несколько. Отвремени зависит самочувствие слушателей: вечером они придут после работыуставшие. Это следует иметь в виду и постараться по ходу выступления снять или,по крайней мере, уменьшить утомление, за счет повышения интереса. Не можем мыигнорировать и предшествующие выступления: каждое последующее должно бытьинтереснее по содержанию и форме предыдущего, что связано с законамивосприятия.
Готовя речь,необходимо представить себе, как воспримут ее слушатели, и что им будетнепонятно. Широко известны слова В.И.Ленина, опытного оратора, что «нельзяговорить одинаково на заводском митинге и казачьей деревне, на студенческомсобрании и в крестьянской избе».
Успехвоздействия оратора на аудиторию зависит не только от его личных качеств, но иот состава слушателей и особенностей их восприятия. Оратору необходимо повозможности учитывать особенности конкретной аудитории и в процессе подготовкик речи, и во время ее произнесения, постоянно корректируя ее в зависимости отреакции слушателей.
Эффективностьречи возрастает, если она предназначена не аудитории вообще, а определеннымгруппам людей, которые имеют свои интересы, цели. Поэтому следует, преждевсего, учитывать мотивы, которые привели слушателей в аудиторию:интеллектуальные, моральные, эстетические. Необходимо учитывать такженастроение слушателей, их физическое состояние, отношение к теме выступления ик оратору, их знакомство с данным вопросом.
Практикапоказывает, что весьма сложная аудитория – молодежная. Ведь, интеллектуальные ифизические изменения, которые происходят в этом возрасте, противоречивы: содной стороны, проявляется объективное отношение к действительности,положительная оценка людей, удовлетворенность своим положением, с другой –крайний субъективизм, отрицание всего, болезненное самолюбование. Поэтомунаиболее эффективны для молодежи эмоциональные речи, хотя для всех возрастныхгрупп необходима и логическая убедительность речи, лаконичность и точностьизложения мысли. Взрослые же предпочитают логическое развитие мысли, на первомместе у них аргументированность, доказательность изложения, хотя ценят они иэмоциональность изложения, которая, правда, уходит на второй план.
Условия, необходимые для обеспечения убедительности,доходчивости и яркости выступления:
1. Хорошееосвоение темы предстоящего публичного выступления, ясное понимание его задач,отчетливое и глубокое осмысление сути вопросов, которые предстоит поставить ина которые надо будет ответить слушателям.
2. Заинтересованностьличная в том, чтобы избранная тема была правильно осмыслена и доказательнораскрыта для слушателей и ради них. Неравнодушие к своей теме, ее освещению, клюдям, с которыми говоришь.
3. волеваяпсихологическая установка на воздействие. Если ты выступаешь, выступай затем,чтобы слушатели тебе поверили, чтобы они в чем-то тебе подчинились, чтобы пошлиза тобой в твоих поисках, нужных решениях, в твоем обдумывании вслух тех илииных вопросов и тем, событий и явлений.
4. Продумываниеплана предстоящего выступления: с чего начать, в какой последовательностиизлагать главные подтемы и вопросы, как их между собой связывать, чемвыступление завершить?
5. Фиксирование,закрепление на бумаге предстоящего выступления в форме плана, плана-конспекта,тезисов, свободных записей или полного конспекта.
6. Правильное,обеспечивающее действенность поведение в процессе выступления –логико-психологическое, нравственное, речевое, внешнее.
Слово «оратор»(от лат – «говорить») применяется в двух значениях:
1. человек,произносящий речь, выступающий публично;
2. человек,умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющиймастерством слова.
Так вот, еслислово «оратор» применять хотя бы только в первом значении, то и в этом случаеот оратора можно и нужно требовать уважения к языку и людям, для которых ораторвыступает. Если же оратор – во втором значении слова, то значит, с культуройречи связаны вся его деятельность, все его поведение во время публичноговыступления, все его радости и огорчения, вызванные таким выступлением. Ораторвоздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевойкультурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропагандуубедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но иэмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос.
По мнениюЦицерона, самое важное для оратора – это словесное выражение мысли ипроизнесение речи. Первое требование к речи – чистота и ясность языка (выражениемысли). Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуютсяпосредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Для чистоты речи необходимобезупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами.Ясность речи связана с правильным, нормативным произношением: ораторунеобходимо правильно управлять органами речи, дыханием и самими звуками речи.«Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо также,когда их затемняет излишняя небрежность, нехорошо, когда слово произноситсяслабым, умирающим голосом, нехорошо также, когда их произносят, пыхтя, как водышке.
Философ подробноговорит о красоте речи, считая, что красота речи состоит, прежде всего, как быиз некой общей ее свежести и сочности: ее нежность, ее ученость, ееблагородство, ее пленительность, ее изящество, ее чувствительность илистрастность, если нужно – все это относится не к отдельным ее частям, а ко всейее совокупности. А вот цветы слов и мыслей, как бы усиливающие речь, должны нерассыпаться по ней равномерно, а располагаться с разбором так, как накаком-нибудь наряде располагаются украшения и блестки. Общий тон речи следуетизбирать такой, какой в наибольшей степени удерживает внимание слушателей икакой не только их услаждает, но услаждает без пресыщения (Цицерон, 1972, 224).Цицерон против слащавости и вялости ораторской речи, — за то, чтобы она была идинамична, и красива, и приятна, но ее приятность должна быть строгой.
Автор в трактате«Об ораторе» основывался на некоторых теоретических исследованиях своихпредшественников и на практических школьных учебниках, на греческой и римскойораторской традиции и лучших образцах ораторского искусства, на своемпрактическом опыте. Цицерона можно считать создателем своей риторическойтеории, которую он наиболее полно изложил в этом трактате.
При подготовке речи можно написать ее полный текст,конспект, тезисы, развернутый план или краткий план. Опытный оратор можеттолько в общих чертах продумать свою речь, наметить ее общуюкомпозиционно-смысловую линию.
Работа над речьюневозможна без тщательного отбора и осмысления разнообразной информации. Ученыевыделяют несколько типов информации, в том числе содержательно-фактуальную исодержательно-концептуальную (Гальперин, 1981). Содержательно-фактуальная информация– это сообщение о фактах, событиях, процессах, явлениях, которые имели, имеютили будут иметь место в действительном или воображаемом мире, отношение к нимсо стороны других людей. Содержателно-концептуальная информация – это выражениеиндивидуального личного понимания отношений между фактами, явлениями,событиями, понимание их причинно-следственных связей, их значимости в нашейжизни, их взаимодействия, то есть концептуальный подход к фактам.
Факты должныбыть яркими, но не случайными, а типичными, отражающими суть явлений. К нимпредъявляется также требование актуальности, практической направленности изначимости, достоверности и абсолютной точности, системности и связи с общейидеей речи, направленности на учет интересов и потребностей аудитории.
При подготовке кораторской речи необходимо работать с разными источниками: трудами философов,социологов, историков, экономистов, документами, архивными материалами,различной специальной литературой, журналами и газетами, энциклопедиями исправочниками. Умелый отбор, систематизация и организация фактического итеоретического материала, выражение личного отношения к нему, оригинальностьего интерпретации дают хорошие результаты: ораторская речь становитсядейственной, то есть активизируется внимание слушателей, влияет на их чувства,вызывает эмоциональное отношение к материалу, способствует эффективному егозаполнению, будит их творческую мысль.
Таким образом,заканчивается докоммуникативная фаза, которую иногда называют «речь в себе»,поскольку оратор накапливает необходимый материал, фиксируя его письменно или всвоем сознании, осмысливает его, пропускает материал через свой интеллект,оформляет его в виде текста, частично или полностью проговаривая (как правило,внутренний монолог).
Закончивподготовку материала, полезно прочитать его, уточнить время его звучания,ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп. Этопромежуточная (предкоммуникативная) фаза, которую иногда называют «речь длясебя», то есть произнесение текста либо мысленно (внутренний монолог), либовслух (внешний монолог). На этом этапе следует обратить внимание на техникупроизношения. Прежде всего, на орфоэпию – образцовое литературное произношение,соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение всловах. Следует иметь в виду, сто только читая книги, нельзя, овладетьправильным русским произношением. Литературному произношению нужно учиться,внимательно вслушиваясь в произношение культурных высокообразованных людей,владеющих правильной литературной речью, в речь дикторов радио и телевидения,наконец, специально изучать нормы и пользоваться словарями и справочниками.Важно уметь слышать звучание своей речи, чтобы иметь возможность корректироватьи совершенствовать ее. Следует обратить внимание и на дикцию – ясное, четкое,«чистое» произношение звуков. Имеет значение также интонация, т.е.ритмикомелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражениясинтаксических отношений во фразе и эмоционально-экспрессивной окраски.Составными частями интонации являются мелодика, осуществляемая повышением ипонижением голоса, например, при произнесении вопросительного, восклицательногопредложения; ритм – чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов;интенсивность – сила или слабость произнесения, связанные с усилением илиослаблением выдыхания, например, разная речь по интенсивности будет в комнатнойобстановке и в большой аудитории. К интонации относится и темп – скоростьпротекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками. Слишком быстраяречь не позволяет слушателям вникнуть в содержание высказывания, слишкоммедленная речь также вызывает их раздражение. Большую роль играют паузы: ониоблегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее. Тембр –звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивныеоттенки, например, интимный, веселы, иронический. Фразовое и логическоеударения служат средством выделения речевых отрезков или отдельных слов вофразе и также повышают выразительность речи.
Существуют триспособа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтениемотдельных фрагментов, свободная импровизация. Читают текст в следующих случаях:если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержаниякоторого нельзя отступать; если оратор «не в форме» (болен, плохо себячувствует); если материал большого объема и совершенно новый для выступающего.Вообще же чтение по тексту не производит такого сильного впечатления, как живаяречь, во время которой оратор смотрит на слушателей, а не на бумажки. Нетничего более утомительного для слушателей, когда оратор, читая речь, перестаетконтролировать реакцию аудитории. Конечно, искусство свободной речиприобретается не сразу, а в процессе длительной работы и необходимых тренировок.
После речи могутбыть вопросы, в которых иногда заключается прямая или скрытая полемика. Этонаиболее трудная часть выступления, поскольку требует быстрой реакции оратора.Вопросы могут быть связаны с уточнением какого-либо факта или теоретическогоположения, с целью дополнения или разъяснения содержания, с оценкой ораторомфактов или с его мнением относительно данной проблемы. Большое количествовопросов свидетельствует об интересе слушателей к выступлению.
Заключительныйэтап – тщательный анализ своего выступления. Эта самоучёба позволяет придостаточно критическом отношении к речи вскрыть ее недостатки, отметитьдостоинства, с тем, чтобы учесть все это в последующей работе.
Список литературы:Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. Виноградов С.И., Граудина Л.К., Даниленко В.П. Культура русской речи. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления-М: Знание,1989г. Михайличенко Н.А. Риторика-М: Новая школа, 1994г. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону: Феникс,1995г. Головин Б.Н. Основы культуры речи-М. 1990г.