--PAGE_BREAK--
Символический интеракционизм дал начало потоку социологических исследований в области изучения идентичности и изменил парадигму изучения личности, а именно, сделал ее ближе анализу личности в социальном контексте [28, С. 180 – 188].
В рамках бихевиоризма личностный уровень анализа межгруппового взаимодействия был минимизирован, поскольку главный интерес исследователей сосредоточился на изучении роли ситуации в развитии межгрупповых процессов. Исследователь данного направления М. Шериф использовал понятие идентичность, чтобы определить групповую принадлежность. Он считал, что межгрупповое поведение как психологический феномен возникает, когда индивиды, принадлежащие к одной группе, взаимодействуют с другой группой или ее членами (индивидуально или коллективно) в терминах групповых идентичностей [45, с.18].
На основе анализа литературы, можно сделать вывод, что исследование проблемы идентичности развивается из направления вспомогательной области знания в предмет собственного теоретического и практического исследования. Мы выделили потребность исследователей синтезировать социально и личностные подходы к изучению идентичности.
Изучение идентичности проходило под большим влиянием когнитивного подхода в конце 50 – х начале 60 – х гг.
В когнитивной психологии идентичность рассматривается как важнейшая психологическая структура. Главная идея состоит в том, что впечатление о мире организуется в связные интерпретации – идеи, установки, стереотипы, которые выступают как регуляторы социального поведения. Теория социальной идентичности является комплексной концепцией, которая базируется психологии личности, социальной и когнитивной психологии. Более выраженную когнитивную направленность она получила благодаря исследованию процесса категоризации, в рамках теории сравнения Дж. Тернера, основанной на работах Л. Фестингера [45, с. 20].
За последние десятилетия этой концепции посвящены дебаты в философии, религии, идеологии [14, с. 64]. Они направлены на понимание центральной проблемы психологии – взаимосвязи между индивидуальным и коллективным: индивидуальное против коллективного, персональная идентичность против социальной идентичность. Изучение идентичности базируется на идее, что каждый индивид характеризуется социальными характеристиками, которые демонстрируют членство в группе, с одной стороны, и персональными или индивидуальными характеристиками, которые более специфичны, уникальны, с другой стороны. Это концепция межличностной и межгрупповой дифференциации.
Для современных исследований идентичности одной из центральной проблем выступает вопрос о закономерностях ее динамики, в частности о закономерностях достижения и поддержания человеком своей положительной идентичности [45, с. 27]. Тэшфел делает вывод о том, что у каждого человека есть стремление к положительному, «хорошему» образу себя, соответственно, одной из основных закономерностей в динамике идентичности будет стремление человека к достижению позитивной идентичности. Таким образом, сравнение «Я образа реального» и «Я образа идеального», запускает актуализацию и развитие идентичности, за которым не редко лежит конфликт (межличностный или межгрупповой).
Анализ теоретических и практических работ, посвященных изучению проблематики идентичности позволяет выделить следующие основные тенденции в направлении изучения идентификационных процессов: а) от персонально – ориентированных к социально – ориентированному; б) от описательного к экспериментальному изучению; в) от психологического и социального к междисциплинарному.
Одним из первых, кто понял идентичность невозможно исследовать в рамках одного теоретического направления и даже одной науки был Э. Эриксон, который писал, что традиционный психоанализ не в состоянии постичь идентичность, потому что не выработал соответствующей терминологии. В исследовании идентичности необходимо объединение усилий разных психологических направлений. Эриксон, придавший понятию идентичности статус самостоятельной научной категории, еще в 50 – е годы предположил, что идентичность, и более того, кризис идентичности, станет центральным понятием в психологии. Послевоенные события, а так же бурное социальное развитие в 60 – 70 – е годы придали особую актуальность теме идентичности и привлекли к ней внимание не только психологов, но и специалистов из других областей знания: социологов, педагогов, философов и других.
В начале 70 – х годов создатель структурной антропологии К. Леви — Строс подтвердил предположение Эриксона, отметив, что кризис идентичности станет новой бедой века, привлечет внимание многих ученых и превратиться из проблемы социально – философской и психологической в междисциплинарную [30, с. 45]. В рамках данного направления проводились кросс – культурные исследования идентичности [1, С. 7 — 38].
На протяжении последующих лет число работ, посвященных проблематике идентичности, неуклонно росло, и на состоявшемся в 1980 году первом мировом конгрессе, организованном Европейской Ассоциацией экспериментальной психологии, было представлено около двухсот междисциплинарных исследований персональной и социальной идентичности. Последнее двадцатилетие лишь подтвердило наметившуюся ранее тенденцию: проблема идентичности и сегодня продолжает оставаться актуальным интересом для исследователей в самых разных областях гуманитарного знания.
В современной отечественной психологии традиционно большинство исследований социальной идентичности связано с изучением отдельных ее видов по принципу их соответствия реальным группам: профессиональным, этническим, семейным и другим. Изучая теоретический аспект идентичности, более всего нас привлек феномен «Профессиональная идентичность» для дальнейшего теоретического и эмпирического изучения.
профессиональная идентичность педагог
1.2 Профессиональная идентичность как психологическая проблема
1.2.1 Подходы к изучению профессиональной идентичности в отечественной психологии
Профессиональная идентичность в последние годы интенсивно изучается в отечественной психологии, такими учеными как Л.Б. Шнейдер, Е.П. Ермолаевой, Д.И. Зевалишеной, Н.Л.Ивановой, Е.В. Коневой и другими.
Профессиональная идентичность наряду с этнической является наиболее востребованным видом социальной идентичности в современных условиях. Изменение социально — экономического уклада жизни общества сопровождается не только сменой социальных ролей, но и появлением новых требований к профессии, организации деятельности. Социально-экономические условия отражаются на всех сферах жизни общества. Поэтому появляются новые требования к профессионалу. В наиболее общем виде проблемы подготовки современных профессионалов можно обозначить двумя словами: «идентичность» и «развитие». Это значит, что для того, чтобы выжить в новых динамических социально-экономических условиях, выдержать конкуренцию, обеспечить благополучие своих близких и сохранить стабильность страны, современный профессионал должен быть способен к постоянному развитию и анализу своего места в социальной среде. Развитие предполагает постоянную направленность на профессиональный рост, новое качество работы, открытость информации, гибкость в целеполагании и принятии решений. Идентичность предполагает осознанное внимание к вопросу «Кто Я?», который сопровождает человека на протяжении всей его жизни и от ответа, на который многое зависит в профессиональной деятельности. Поэтому растущий интерес к проблеме профессиональной идентичности является реакцией на изменение социально — экономических условий и новые требования к подготовке профессионалов.
Важно отметить, что существует точка зрения, согласно которой термин «профессиональная идентичность» дублирует другие устоявшиеся, в отечественной психологии понятия. Например, профессиональное самоопределение, профессионализация, профессиональное саморазвитие, профессиональный статус и роль. Эти и другие, близкие им понятия, отражают суть личностного изменения в ходе профессиональной подготовки и деятельности. На самом деле это не совсем так. Безусловно, между всеми этими понятиями существует определенная близость, но в то же время каждое из них имеет свой содержательный пласт. Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которые выражено концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе или общности. Кроме того, это представление сопровождайся определенными ценностными и мотивационными ориентирами, а также субъективным отношением (принятием или нет) своей профессиональной принадлежности. Учитывая все что, профессиональная идентичность предстает как интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора.
В исследованиях профессиональной идентичности, которые достаточно интенсивно проводятся в последние годы отечественными психологами, проявилось некоторое невнимание к проблеме социальной идентичности в целом. Как было показано в предыдущей главе, проблематика социальной идентичности достаточно молодая область исследования в психологи, что отразилось на представлениях о структуре социальной идентичности и соотношении различных видов идентичности. Поэтому этническая, профессиональная, культурная, религиозная и другие виды социальной идентичности рассматривались изолированно, без анализа их взаимосвязи и общности в рамках целостного явления. Это отразилось на методологии изучения отдельных видов социальной идентичности, в частности идентичности профессиональной.
Представитель многочисленных публикаций — Е.П. Ермолаева исходит из того, чтопрофессиональная идентичность — это продукт длительного личностного и профессионального развития, который складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса, а именно, согласование реальных и идеальных профессиональных образов «Я» [11, С. 51—59].
С точки зрения данного автора, профессиональная идентичность выступает регулятором, выполняющим стабилизирующую и преобразующую функции [11, С. 51—59]. Основная стабилизирующая функция профессиональной идентичности — обеспечение необходимой степени профессионального центризма и устойчивой профессионально-ментальной позиции. Преобразующая функция профессиональной идентичности зависит от: 1) диапазона изменения профессионально важных качеств и степени идентификации себя с профессией — возможности адаптации выше у людей с широкой идентификацией; 2) дистанцирования образа своей профессии от других профессиональная самоизоляция затрудняет адаптацию в изменившихся условиях и «наведение мостов» при переходе в иное профессиональное пространство; 3) системности или ''рыхлости" структуры идентичности. Все это обеспечивает возможность и преобразования и саморазвития профессионала.
Исследователи данной проблемы подчеркивают, что формирование профессиональной идентичности — очень сложный процесс, который не всегда осознается человеком. Например, Климов Е.А. отмечает, что формирование идентичности у современного профессионала зачастую носит слабо осознанный характер, поскольку многие трудовые операции унифицированы в результате применения сходных технических средств деятельности в разных профессиях. Это замедляет формирование целостного представления человека о своей роли в профессиональном процессе, без которого невозможно понимание; своего места в профессиональной среде и достижение уровня профессионального мастерства [25, С. 47 — 59].
Профессиональная идентичность формируется целостными эталонами типичных профессиональных событий и индивидуализированных концептуальных схем профессионального поведения. Более глубокое усвоение профессиональных нормативов и стереотипов дифференцирует и упорядочивает образ «идеального профессионала», который дополняется образом «себя как профессионала», все более уточняющимся в ходе профессионального самопознания — от стереотипов поведения в непредсказуемых ситуациях, самореализации и развития личности в среде. В противном случае человек рискует остаться на уровне выполнения узкого набора функций, будучи неспособным, их трансформировать с учетом изменившихся обстоятельств [32].
Под профессиональной идентичностью Завалишена Д.И.понимает, характеристику субъекта, выбирающего и реализующего способ профессионального взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности [13, с. 110].
Профессиональная идентичность предполагает функциональное и экзистенциональное сопряжение человека и профессии. Это включает понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо и с пользой для других выполнять свои профессиональные функции [33,С. 20 — 25]. В этом определении также, на наш взгляд подразумевается наличие широкого когнитивного контекста профессиональной идентичности, без которого невозможно понимание своей профессии.
Сложным для отечественных психологов оказался вопрос о месте профессиональной идентичности в общей структуре идентификационных процессов. Автор ряда статей о соотношении социальной и личностной идентичности, Павленко В.И. считает, что профессиональная идентичность является частью идентичности личностной [35, С. 135 – 142]. В ряде концепций понятие «профессиональная идентичность»' является конкретизацией понятия «личностная идентичность'' применительно к содержанию и условиям профессионального становления личности. Необходимость введения понятия „профессиональная идентичность“, Пряжников Н.С. объясняет тем, что профессиональное становление личности является ведущей формой обретения (развития, формирования) идентичности [40, С. 37 — 46].
Важно отметить, что подобная точка зрения возникает именно из-за недостаточной проработанности в отечественной литературе вопроса о сути социальной идентичности. Профессиональная идентичность не может быть подвидом личностной идентичности, поскольку связана с определенным групповым членством. Тем компонентом идентичности, который придает ей личностный характер, является система ценностей, сопровождающая восприятие группового членства. Поскольку профессионализация основана на переоценке сложившейся системы ценностей и осознании собственных профессионально-важных качеств, возникает иллюзия, что профессиональная идентичность и личностная — явления одного порядка. Нам кажется более плодотворной точка зрения, в которой профессиональная идентичность рассматривается как подвид социальной идентичности, обладающий всеми общими признаками социальной идентичности и соответствующими закономерностями се формирования. В таком случае профессиональная идентичность обладает всеми основными качествами социальной идентичности, связанными с самоопределением в социальной группе, принятием группового членства, позитивным отношением к нему, ролью категоризации и сравнения, последствиями межгрупповой дискриминацией и т.д.
Профессиональная идентичность, будучи подвидом социальной идентичности, является личностным качеством, поэтому появляется в ходе личностного и профессионального становления показывает влияние, на многие аспекты, мышления человека.
Сущность профессиональной идентичности Шнейдер Л.Б. видит в самостоятельном и ответственном построении своего профессионального будущего, что предполагает высокую готовность смысловых и регуляторных основ поведения в ситуации неопределенности приближающегося профессионального будущего, осуществлять личностное самоопределение, интегрировать в профессиональное сообщество и формировать представление о себе как о специалисте.
Исследователи подчеркивают также, что формирование профессиональной идентичности — очень сложный процесс, который не всегда осознается человеком.
В психологии не существует единого подхода в определении профидентичности, поскольку авторы различных психологических школ вкладывают свой смысл в трактовку данного феномена. В настоящее время профидентичность исследуют А.В. Гузь, Д.Н. Завалишина, Е.П. Ермолаева, Шнейдер Л.Б.
На основе проведенного анализа различных подходов мы будим рассматривать профессиональную идентичность, как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии, и отражающийся в когнитивно – эмоционально – поведенческих самоописаниях. С точки зрения концепции Л.Б. Шнейдер Л.Б. [51].
1.2.2 Профессиональная идентичность и ее место в структуре социальной идентичности
В современной психологической литературе мы обнаружили разнообразие точек зрения относительно того, что подразумевается под видами идентичности, и какие критерии могут быть положены в основу их классификации.
Как известно, понятие вида относится к концептуальному аппарату логики и рассматривается в соотношении с родом. Эти понятия служат для выражения отношений между классами. В то же время род и вид обладают определенными признаками, причем характеристики вида соответствуют родовым, от рода возможны различные пути к виду, но от вида только один путь к роду.
При определении видов социальной идентичности в качестве родового признака выступает понятие социальной идентичности, взятое в широком смысле этого слова. Чаще всего за основу классификации различных видов социальной идентичности берут тип социальной общности, к которой может принадлежать человек, например, этническая, социальная, гражданская, профессиональная. Они отражают разные компоненты социальной отнесенности. Кроме того, выделяются компоненты структуры идентичности в зависимости от выраженности личных или социальных аспектов Я сознательных или бессознательных признаков, полного или частичного включения в группу.
Выделяются различные виды идентичности в зависимости от выраженности личных или социальных аспектов «Я» (личная или социальная идентичность), сознательных или бессознательных (сознательная или бессознательная), полного или частичного включения в группу и другие. Интересно, что бессознательная идентичность проявляется в ряде признаков, например, можно считать себя представителем одной группы, но при этом проявлять качества характерные для другой. Частичная идентичность проявляется при многогрупповом членстве, когда человек воспринимает себя членом нескольких общностей (семья, профессиональная, спортивная группа). Опосредованная идентичность осуществляется через группу близкую, к которой субъективно относит себя человек, но по каким то причинам не может ей принадлежать непосредственно.
Анализ современных исследований социальной идентичности позволил выделить следующие основные функции:
§ когнитивная: связана с конкретным знанием о себе как члене общностей, а также осознанием особенностей этих общностей и отличий «своих от чужих», «нас от них»; в этой функции идентичность представлена ключевым моментом в психологии социального познания;
§ смысловая (ценностная): заключается в различных ценностных представлениях о себе и своей группе, разрешениях и запретах, атрибутах должного, нормах и требованиях;
§ эмоциональная (аффективная): проявляется в оценке значимости своего членства, определенных установках по отношению к своим и чужим, можно выделить две группы установок позитивные, которые включают в себя различные виды удовлетворенности и принятия своей группы, например, желание быть в группе, чувство защищенности, удовлетворенности, гордость. И негативные, которые проявляются в чувстве неудовлетворенности от принадлежности к группе, переживании дискомфорта, стыда, унижения;
§ регулирующая (регулятивная): связана с опосредованием институциональных норм, влияние на поведение;
§ организующая (защитная): связана с упорядочиванием социального и сенсорного опыта как реакций на нестабильную социальную среду удовлетворением потребности в психологической стабильности и устойчивости.
В связи с анализом функций социальной идентичности уместно вспомнить слова Хога и Абрамса, которые писали, что основная человеческая потребность заключается в конструировании смыслов и порядка из шумного, необработанного сенсорного опыта. Поэтому наиболее важные функции процесса идентификации помогают людям найти их место в социальной структуре, обрести смысл и систематизировать сенсорный опыт.
Многие исследователи отмечают, что социальная идентичность обеспечивает одновременно следующие процессы:
· дифференциации, которые проявляются в определенности границ, целостности и независимости «Я», признание социальной принадлежности как личностно значимой ценности;
· интеграции «Я», которые проявляются в субъективном объединении себя с другими людьми, что осуществляется не спонтанно, на основе сравнения и оценивания других.
Учитывая сложную функциональность социальной идентичности, можно сказать, что это качество является средством не только интеграции, но и выбора путей этой интеграции с другими. Например, учитель, социальная функция которого связана с высокими моральными ценностями, определяя более широкую группу – педагогическое общество и еще более общую — человечество, будет при этом выстраивать ценностно значимые ниточки этой интеграции. Человек с низкими моральными ценностями идет другим путем, а именно, он выстраивает логику интеграции на основе потребления или истребления.
Таким образом, несмотря на различия в подходах к феноменологии и функциям идентичности, несомненным является то, что социальная идентичность функционально придает целостность, непрерывность и определенность личности, обеспечивает сходство с одними людьми и категории отличия от других. Изучение социальной идентичности в основной массе исследований направлено на понимание механизма отнесения человеком себя к какой — то социальной группе, а также природе межгрупповой дифференциации и внутригруппового фаворитизма. Этот общий подход к пониманию социальной идентичности нашел отражение в изучении конкретных ее видах, в частности, профессиональной идентичности.
1.2.3 «Я – образ» в контексте профессиональной идентичности продолжение
--PAGE_BREAK--
Анализ работ, посвященных изучению профессиональной идентичности (П. Бергер, Т. Лукман, Д. Сьюпер, Л. Тайлер, К. Хойсера), позволил установить, что идентичность отражается в профессиональном «Я образе». Это вывод был использован для формулирования требований к отбору методов исследования и включения в его программу тех, которые могли зафиксировать характеристики профессиональных «Я — образов» учителей.
Результаты теоретического анализа, являются основанием формулирования признаков профессиональной идентичности: становление «Я — образа», тождественного тем или иным представлением о себе как профессионале; отражение в профессиональном «Я — образе» как профессиональных стереотипов, так и уникальности собственного «Я»; осознание своей тождественности с профессиональным «Я — образом»; сочетание динамичности и устойчивости профессионального «Я — образа», которое отражается в соотношении «Я» профессионального реального и «Я» профессионального идеального.
«Я — образ» включает в себя ряд элементов, которые coставляют профессиональное сознание. В общем виде и очень сокращенно структуру профессионального самосознания Е.А. Климов характеризует следующими положениями:
· сознание своей принадлежности к профессиональной общности;
· знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных «ролей'' на ''шкале» общественных положений;
· знание человека о степени его признания в профессионал ной группе;
· знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своего наиболее успешного действия, своего наиболее Успешного «почерка», стиля в работе;
· представления о себе и своей работе в будущем.[25, С. 73-74]. С одной стороны, говоря о самосознании, допускали некоторую условность, представляя его как мысленную картину о себе — другой стороны, это скорее процесс, имеющий диалогическую форму, не всегда осознаваемого разговора с самим собой.
Один из выдающихся представителей психологического сообщества нас, Е. А. Климов, нас уверяет, что профессионала надо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функции («отдачу»), но и необходимейшие и, как правило, сложные и многообразные внутренние, в частности, психические функции. К этим внутренним функциям он относит и построение образа будущего результата деятельности. И некоторое «вынашивание» представлений о путях и способах, вариантах достижения этого результата, и эмоциональную преднастройку к работе. И общее сознание защищенности в обществе, уверенности в завтрашнем дне, и удовлетворенность ситуацией в семье, и многое другое, включая и некоторый образ окружающего мира вообще [25, С. 386-387].
Профессионализм, по Климову, — не просто некий высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а определенная системная организация сознания, психики человека [25, с. 387].
Профессиональное самосознание формируется на основе соотнесения образа профессии с теми знаниями, которые имеются у человека о самом себе.
По определению самосознание — это целостная оценка самого себя как деятеля. Самосознание формируется на определенной ступени развития личности под влиянием образа жизни, которое требует от человека самоконтроля собственных поступков и действии, принятия полной ответственности за них. На основе этого определения В. Г. Каташев [23,С. 192 – 206], рассматривая профессиональное самосознание как часть самосознания, включает в его определение осознание личностью своей физиологии, психики, умственного и физического развития, понимание требований различных профессии к человеку и адекватное соотнесение себя с конкретными профессиональными требованиями.
Таким образом, в реальности психологического сообщества вопрос о профидентичности не только признан, актуализирован, но и исследуется. И именно в терминах " профидентичность".
Профидентичность может быть описана через три составляющие Я -Концепции:
1. Когнитивная составляющая (профессиональные знания и профессиональные убеждения, осознание профессионального «Я — образа»).
2. Эмоциональная составляющая (эмоционально-оценочное отношение к профессиональным убеждениям и знаниям, к самому себе как «деятелю»).
3. Поведенческая составляющая (характер, который может выражаться в стиле взаимодействия в профессиональной среде).
Иными словами, образ «Я» — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность оценочных характеристик и связанных с ними поведенческих проявлений. Благодаря этой самонаправленности, все эмоции и оценки, связанные с образом «Я», являются очень сильными и устойчивыми.
В данном исследовании мы исходили из теоретических посылок, что устойчивая профидентичность реализуется посредством:
§ своей работы, которую специалист умеет делать хорошо, результаты которого приносят ему и другим удовлетворение (успешная профессиональная ситуация);
§ отождествлением (идентификацией) себя с профессиональной группой, которая оценивается позитивно, и дистанцирование (отчуждение) с другими, неблизкими профессиональными сообществами (успешные профессиональные отношения);
§ самого себя, раскрытия своего функционального потенциала, самоосуществления (позитивного образа профессионального «Я»).
1.2.4 Формирование профессиональной идентичности
Формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации. «Профессионализация — это процесс становления профессионала. Этот процесс включает выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей, освоение правил и норм профессии, формирование и осознание себя как профессионала, o6oбщение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии. В целом профессионализация это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала является одним из аспектов развития личности» [8, с. 10].
Важно выделить два основных аспекта в процессе формирования профессиональной идентичности: во – первых, уровни профидентичности; во – вторых, этапы профессионального становления специалиста.
Зарубежный автор А. Тэшфел, в рамках социально – психологических исследований выявил следующие этапы формирования профидентичности [37, с. 607]:
· этап социальной категоризации: упорядочивание социального окружения, способом, который имеет смысл для индивида;
· этап социальной идентификации: процесс помещения человеком себя в ту или иную категорию;
· этап социальной идентичности: полное социальное отождествление.
Особый интерес в русле нашей работы представляют данные о том, что значимой смысловой группой может являться профессиональное сообщество, процесс идентификации с которым может привести к достижению идеального профессионального образа «Я».
С точки зрения, отечественного исследователя Н.С. Пряжникова, возможна следующая иерархия в уровнях профидентичности:
1. Осознание дальней и ближней профессиональных целей, стремление понять свое дело, овладеть им в полном объеме, освоить все трудовые функции (профессиональный опыт = 0); определение структуры профессиональных отношений и поиск своего места в них (профессиональное общение = 0); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «хочу»; характеристика самого субъекта деятельности — мечтающий. Профидентичность — невыраженная.
2. Усвоение основных знаний, требований профессии к человеку осознавание своих возможностей, представление о выполнении данной деятельности, осуществление деятельности по образцу (профессиональный опыт не равен 0); установление профессиональных контактов, вхождение в профессиональное сообщество (профессиональное общение не равно 0); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «знаю», характеристика самого субъекта деятельности – осведомленный. Профидентичность выраженная, пассивная.
3. Практическая реализация выбранных профессиональных целей, самостоятельное и осознанное выполнение деятельности, формирование своего индивидуального стиля деятельности (профессиональный опыт =const); формирование определенного круга профессиональных контактов, интенсификация процесса профессионального общения (профессиональное общение = const); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «могу»; характеристика самого субъекта деятельности — умелый. Профидентичность — активная.
4. Свободное выполнение профессиональной деятельности, повышение уровня притязаний — поиск сложных профессиональных задач, профессиональное совершенствование, мастерство и творчество (профессиональный опыт стремиться к бесконечности);ощущение значимости профессиональных контактов, осознание своей профессиональное неповторимости, желание передавать свой опыт другим, делиться им (профессиональное общение стремиться к совершенству) соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «делаю'': характеристика самого субъекта деятельности — творческий. Профессиональная идентичность устойчивая.
Автор определяет профидентичность — как близкое понятие самоопределению, но содержание его все-таки другое. Профидентичность — это осознавание себя, выбирающего и реализующего способ взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности [40, с. 92].
Согласно концепции Э. Эриксона, при становлении профессиональной идентичности человек проходит те же этапы, что и при социализации — доверие, автономию, инициативность, достижение, идентичность, интимность, творчество, интеграцию.
Для становления профессиональной идентичности важное значение имеет ритуализация в профессиональном поведении, основанная на соглашении взаимодействия по меньшей мере двух людей, которые через определенные интервалы времени возобновляют его в повторяющихся обстоятельствах, например: защита дипломов, диссертаций, выступление на конференциях. Оно имеет важное значение для „Я“ всех участков. В обрядах социальная группа побуждает посвященного пройти через испытания, совершить деяния ради такого человека, уподобление с которым позволяет найти свое „Я“.
Профессиональная идентичность предполагает функциональное и экзистенциальное соответствие человека и профессии, которое включает в себя понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо выполнять свои профессиональные функции.
Если рассматривать развитие субъекта труда как процесс достижения профидентичности, тогда типы самоопределения (в конкретных трудовых функциях, в рамках определенного трудового процесса, специальности, профессии, в рамках жизни, в границах личностного бытия, самости, в рамках культуры) — это объективные или ситуативные слагающие профидентичности, а уровни реализации возможностей самоопределения — субъективные слагающие профидентичности.
Понятие „профессиональное самоопределение“ в одних отношениях шире понятия „профидентичность“, в других — уже. Шире, т.к. профессиональное самоопределение охватывает больший возрастной диапазон, уже — т.к. в основном относится к выбору, поиску (профессии, смыслов профессиональной деятельности, способов ее реализации). Профидентичность уже, т.к. является категорией профессионального самосознания, отражает единство человека и его дела, профессиональное мастерство, порождается профессиональным опытом и профессиональным общением. Профидентичность шире, т.к. выражается в речи, связывая воедино судьбу и истину, реальность и ментальность, относится и к выбору, и к принятию решения, и к кризисам профессионального самоосуществления.
Профессиональное самоопределение, понимаемое как нахождение смыслов выполняемой работы, предшествует профессиональной идентичности. В этой терминологии профидентичность — это самостоятельное и осознанное владение смыслами выполняемой работы.
1.3 Концепция профессионального становления как частная методология исследования профессиональной идентичности
Как было отмечено в 1.2.3., формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации параллельно с процессами профессионального самоопределения, становлением профидентичности в условиях выполнения профессиональной деятельности.
Термин «профессионализация» обычно используется как синоним понятия «профессиональное становление человека». Так А. К. Маркова, пишет о профессионализации как о восхождении человека к профессионализму [32, С. 98 – 101].
В понимании профессионализации важным является соединение личностных и деятельностных компонентов. Эту связь подчеркивает в частности В. Б. Григорьев, который определяет профессионализацию как целостный процесс соединения личности и профессии [45, С. 154 — 158]. Именно в процессе трудовой деятельности.
Данной проблемой в отечественной психологии занимались такие ученые как К.С. Абульханова – Славская, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников. В зарубежной науке: А. Маслоу, Дж. Сьпер, Дж. Холланд.
Процесс профессионального становления личности индивидуален, своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить определенные закономерности и особенности. Профессиональное становления личности позволяет человеку в наибольшей степени реализовать себя.
Данный процесс проходит ряд стадий, мы рассмотрим классификацию Э.Ф. Зеера. Основанием автор выделил социальную ситуацию и ведущую деятельность.
1. Аморфная оптация (0 – 12 лет). Профессионально ориентированные интересы и склонности.
2. Оптация (12 — 16 лет). Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования, учебно-профессиональное самоопределение.
3. Профессиональная подготовка (16 – 23 года). Профессиональная подготовленность, готовность к самостоятельному труду.
4. Профессиональная адаптация (18 – 25 лет). Освоение новой роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества.
5. Первичная профессионализация (26 – 33 года). Профессиональная позиция, индивидуальный стиль деятельности. Квалификационный труд.
6. Вторичная профессионализация (34 – 42 года). Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, гибкий стиль деятельности, корпоративность.
7. Профессиональное мастерство (42 – 60 лет). Творческая профессиональная деятельность, вершина профессионального развития.
Профессиональное становление педагога — один из аспектов теоретического анализа, необходимый для решения проблемы нашего исследования. В процессе этого анализа важно было увидеть стадии профессионального становления, поскольку предполагается изучение профессиональной идентичности педагогов с различным стажем работы (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Митина Л.М. и др.) [15; 32].
Выделенные стадии условно соотнесены нами со стажем профессиональной деятельности, что позволило условно разделить выборку на группы :
§ первая группа — стадия профессиональной адаптации (18 – 25 лет) педагоги со стажем работы 1 – 5 лет;
§ вторая группа – стадия первичной профессионализации (26 – 33 года) педагоги со стажем работы 6 –10 лет;
§ третья группа — стадия вторичной профессионализации (34 – 42 года) педагоги со стажем работы 11 –20 лет;
§ четвертая группа — стадия профессионального мастерства (42 – 60 лет) педагоги со стажем работы более 20 лет.
Влияние профессиональной деятельности на человека прослеживается в исследованиях, направленных на изучение личности профессионала и становление субъекта профессиональной деятельности (А.В. Брушлинский, Е.Н. Волкова, Н.С. Глуханюк, Т.Л. Миронова, Г.С. Никифоров, А.А. Реан, Э.Ф. Зеер). Как показали результаты этих работ, профессионализация для личности не является только фактором поступательного развития и самоактуализации. В этом процессе происходят как позитивные, так и деструктивные изменения. Эти изменения базируются на рефлексивных процессах, которые способствуют развитию идентичности и профессионального самосознания (В.Н. Козиев, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, Д.В. Ронзин).
Выводы по главе 1:
1. Идентичность выступает как сложный интегративный психологический феномен, который обсуждают и как чувство, и как сумму знаний о себе, и как поведенческое единство (прил.1, табл.1). Мы исходим из того, что идентичность есть синтез характеристик человека в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате субъективной прагматической ориентации в постоянно меняющейся среде.
2. Выделяются различные виды идентичности в зависимости от выраженности личных или социальных аспектов «Я» (личная или социальная идентичность), сознательных или бессознательных аспектов (сознательная или бессознательная идентичность), полного или частичного включения в группу (полная или частичная идентичность). Социальная идентичность характеризуется принадлежностью человека к определенной социальной группе (профессиональной, этнической, семейной, религиозной и др.).
3. Изучение социальной идентичности направлено на понимание механизма отнесения человеком себя к какой — либо социальной группе, в частности, профессиональной.
4. В психологии не существует единого подхода в определении профидентичности, поскольку авторы различных психологических школ вкладывают свой смысл в трактовку данного феномена. В настоящее время профидентичность исследуют А.В. Гузь, Д.Н. Завалишина, Е.П. Ермолаева, Шнейдер Л.Б. (приложение 2, табл. 2).
5. На основе проведенного анализа различных подходов мы будим рассматривать профессиональную идентичность, как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии, и отражающийся в когнитивно – эмоционально – поведенческих самоописаниях.
6. Профессиональная идентичность формируется в процессе профессионального становления личности.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
2.1 Описание выборки и организация исследования
Данное исследование проводилось на базе МОУ «СОШ №5» города Югорска. Общий объем выборки 61 человек в возрасте от 23 до 55 лет (из них трое мужчин остальные женщины), по национальности русские и татары, имеющие средний стабильный доход и пакет социальных льгот.
В исследовании принимали участие педагоги со стажем работы от года до 35- и лет, средний стаж педагогической деятельности 13,5 лет.
Исследование проводилось 23 марта 2005 г. с 11 утра до 13:00 согласно требованиям: по принципам сохранения тайны, не нанесения морального ущерба, на добровольной основе, анонимно.
Утренние часы, предоставленные для исследовательской работы, позитивно выгоднее тем, что психофизиологическое состояние в данный временной промежуток отличается работоспособностью, бодростью, отсутствием утомления, готовностью легко воспринимать и реагировать на получаемую информацию, что обуславливает объективность оценок и качество эксперимента в целом. продолжение
--PAGE_BREAK--
По указанию директора, было организовано собрание. Исследование проходило во фронтальной форме, в школьном классе, где не наблюдалось ничего, что могло бы стать причиной дискомфорта испытуемых. Освещенность соответствовала площади класса, внешних шумов не наблюдалось (транспорт, сильный ветер). Для получения наименьшего числа искажений в ходе исследования, испытуемый должен иметь личную заинтересованность в результатах диагностики. Данное исследование проходило в рамках аттестационной программы школы. Таким образом, мы достигли высокого уровня мотивации.
Каждому участнику исследования были предложены методики:
1. Лири Интерперсональный диагноз – опросник личностный. Адаптированный Реан А.А. для анализа профессиональной идентичности педагогов.
2. Личностный тест – опросник «Кто Я?», авторы М. Кун, Т. Макпартленд. Вариант обработки нестандаризированного самоотчета предложен Бурлачук Л.Ф., Морозовым С.М. [7, С.77-78].
Инструкция: «Уважаемые педагоги, в рамках аттестационной программы школы, вам предложено пройти тестирование. Для нас очень важно ваше мнение. Перед вами две методики. Прошу обратить внимание на лист, где представлены характеристики личности и два бланка ответов, необходимо указать ваш возраст и стаж, фамилию и имя отчество укажите сокращенно. Ваша задача внимательно прочесть характеристики личности и заполнить два бланка ответов. В первом случае укажите, пожалуйста, те характеристики, которые соответствуют вашему реальному профессиональному образу «Я». Во — втором случае укажите, пожалуйста, те характеристики, которые соответствуют вашему идеальному профессиональному образу «Я», к которому вы стремитесь в процессе профессиональной деятельности ». Время выполнения 45 минут.
«При выполнении второго задания, вам необходимо 10 раз ответить на вопрос «Кто Я?» ». Время выполнения 15 минут.
Не смотря на то, что перед началом исследования была дана четкая инструкция, в ходе диагностики задавались вопросы по поводу дальнейших действий, на все вопросы были даны исчерпывающие ответы.
После того как участники выполнили предложенные задания, мы произнесли слова благодарности, сделав акцент на важности проведенного мероприятия.
2.2 Методы и методики исследования
Анализ работ, посвященный изучению профессиональной идентичности (П. Бергер, Т. Лукман, Д. Сьюпер, Л. Тайлер и др.) позволил установить, что идентичность отражается в профессиональном «Я – образе». Этот вывод был использован для формулирования требований к отбору методов исследования и включение в его программу тех, которые могли фиксировать характеристики профессиональных «Я – образов педагогов».
Методы исследования: опрос, тестирование, контент – анализ, математической обработки. Методики:
1. Лири Интерперсональный диагноз – опросник личностный. Разработанный Т. Лири в 1957г. и направлен на диагностику межличностных взаимоотношений и анализа идентичности. Задача испытуемого при работе с опросником состоит в соотнесении каждой из 128 лаконичных характеристик с оценкой своего «Я реального образа» и «Я идеального образа» (приложение 3). Для проведения данной процедуры требуется около 45 минут. Согласно «ключу» определяются оценки первичные по 16 характеристикам, формирующим 8 октантов, отражающих тот или иной вариант межличностных отношений:
1. Властный – лидирующий.
2. Независимый – доминирующий.
3. Прямолинейный – агрессивный.
4. Недоверчивый – скептический.
5. Покорно – застенчивый.
6. Зависимый – послушный.
7. Сотрудничающий – конвенциальный.
8. Ответственный – великодушный.
Теоретической основой методики является концепция Г. Салливана, в которой раскрывается определяющее значение оценок и мнений значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых и происходит процесс персонификации, т.е. формирование личности.
Данную методику проверял автор русскоязычной версии Л. Н. Собчик в 1972г. на валидность конструктную путем сопоставления с данными обследования по Миннесотскому многоаспектному личностному опроснику. Была установлена достоверная связь между типами интерперсонального поведения, выделенными Т. Лири и характеристиками отраженными в профилях MMPI[7, с.160].
Надежность ретестовая от 0,63 до 0,81. Коэффициенты внутренней согласованности для факторов, полученных в ходе исследования при установке дать испытуемому оценку собственного «Я», имеют значения от 0,35 до 0,72.
В 1990г. вышло руководство к русскоязычной версии (Л. Н. Собчик) [7, с.158]. В 1999г. Реан А.А. адаптировал данную методику для анализа профессионального образа «Я».
2. Двадцати утверждений самоотношения тест – опросник личностный, вариант нестандаризированного самоотчета, сближающийся с проективными методиками исследования личности. Предназначен для исследования самоотношения. Данная методика была предложена М. Куном, Т. Макпартлендом в 1954г. [29]. Теоретической основой является концепция М. Куна, согласно основным постулатам, сущность личности можно определить через ответы на вопрос: «Кто Я такой?», обращенный к самому к себе. Вариант обработки, нестандаризированного самоописания с последующим контент – анализом, предложен Бурлачук Л.Ф., Морозовым С.М. в справочнике по психодиагностике [7, С.77-78].
Испытуемый должен в течение 12 минут дать десять различных ответов на вопрос «Кто Я?». В инструкции говориться, что ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают.
Используемые в тесте категории контент – анализа были выделены на основе ряда исследований профессиональной идентичности Е.П. Ермолаевой. Таковыми являются: социальные группы (национальность, профессия, семья); личностные характеристики (физическое «Я», положительные качества «Я»); мировоззренческие позиции (философские, религиозные). Общая тенденция состоит в том, что различаются ответы по значимости, каких либо видов идентичности, для определенного профессионального сообщества.
Данную методику мы используем с целью выявления видов идентичности, включенных в структуру самосознания педагогов.
Важно отметить тот факт, что на данный момент не существует психодиагностического инструмента непосредственно направленного на измерение профессиональной идентичности. Изучение феномена возможно только через его составляющие компоненты: а) когнитивный (профессиональные знания и профессиональные убеждения, осознание профессионального «Я — образа»); б) эмоциональный (эмоционально-оценочное отношение к профессиональным убеждениям и знаниям, к самому себе как «деятелю»); в) поведенческий (стиль взаимодействия в профессиональной среде).
2.3 Результаты исследования профессиональной идентичности
Описание результатов по выделенным группам:
§ первая группа — педагоги в количестве 16 человек (от 23 до 25 -ти лет, средний возраст 24 года, со стажем работы 1 – 5 лет, средний стаж работы 2,7 года). Максимальное значение в образе «Я реальное» Х ср.= 9,9 по шкале «Альтруистичность». Максимальное значение в образе «Я идеальное» Х ср.= 10,3 по шкале «Авторитарность»;
§ вторая группа – педагоги в количестве 15 человек (от 26 до 33 — х лет, средний возраст 30,6 лет, со стажем работы 6 –10 лет, средний стаж работы 8,5 лет). Максимальное значение в образе «Я реальное» Х ср.= 11,8 по шкале «Независимо — Доминирующий». Максимальное значение в образе «Я идеальное» Х ср.= 8,8 по шкале «Авторитарность»;
§ третья группа — педагоги в количестве 16 человек (от 34 до 42 -х лет, средний возраст 37 лет, со стажем работы 11 –20 лет, средний стаж работы 16 лет). Максимальное значение в образе «Я реальное» Х ср.= 11 по шкале «Независимо — Доминирующий». Максимальное значение в образе «Я идеальное» Х ср.= 14 по шкале «Сотрудничающий»;
§ четвертая группа — педагоги в количестве 14 человек (от 42 до 55 — и лет средний возраст 49 лет, со стажем работы более 20 лет, средний стаж работы 27,4 года). Максимальное значение в образе «Я реальное» Х ср.= 9,6 по шкале «Альтруистичность». Максимальное значение в образе «Я идеальное» Х ср.= 9,6 по шкале «Альтруистичность ».
В процессе обработки полученных данных обнаружили незаполненные бланки ответов, таким образом, из 61 бланка, 2 забраковали, общая сумма категорий для контент – анализа n=590.
Таким образом, мы получили:
Профессиональная идентичность – количество выборов 147 (25%).
Семейная идентичность – количество выборов 137 (23%).
Личностная идентичность – количество выборов 104 (18%).
Частичная идентичность – количество выборов 71 (12%).
Полоролевая идентичность – количество выборов 61(10%).
Гражданская идентичность – количество выборов 48 (8%).
Этническая идентичность – количество выборов 22 (4%).
2.4 Обсуждение результатов и выводы
Полученные результаты исследования профессиональной идентичности педагогов с различным стажем работы, мы обработали, применяя методы математической статистики, программы Excel.
Результаты диагностики межличностных отношений педагогов с различным стажем работы по методике Лири.
Таблица 5 Результаты диагностики по методике Лири
Одной из задач данной работы, мы обозначили исследование стилей межличностного взаимодействия педагогов с различным стажем работы.
Педагоги со стажем работы до пяти лет, видят себя ответственными по отношению к людям, деликатными, мягкими, добрыми, эмоциональными в отношениях к людям, проявляющими сострадание, симпатию. Предпочитают альтруистический стиль взаимодействия. Но в идеале педагоги до 10 – и лет работы стремятся к авторитарности.
Педагоги со стажем работы от 6 до 20- и лет, выделяют такие особенности, как черты самодовольства, дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в коллективе. Стиль мышления творческий. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное мнение возводится в ранг догмы или достаточно категорически отстаивается. Эмоциям недостает тепла, поступкам — конформности. Высокая поисковая активность сочетается с рассудочностью в независимо – доминирующем стиле межличностного взаимодействия. В этой возрастной группе мы обнаружили изменения, педагоги до 10 – и лет работы стремятся к авторитарности, после 11- и лет работы видят идеальным взаимодействием – сотрудничающий стиль.
Важно обратить внимание на результаты педагогов со стажем педагогической деятельности более 20-и лет, у них одинаковые представления о реальном и идеальном типе педагогического взаимодействия. Альтруистическийтип межличностных отношений сочетается с такими личностными особенностями, как выраженная потребность соответствовать социальным нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, выраженная эмоциональная вовлеченность, художественный тип восприятия, стиль мышления – целостный, образный. Легкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, потребность производить приятное впечатление.
Мы предполагаем, что по мере увеличения стажа работы происходят изменения в качественных характеристиках профессиональной идентичности (изменении внешних и внутренних ориентиров тождественности, степени осознанности профессиональной идентичности).
Гипотеза исследования: существуют значимые различия в содержании профессиональной идентичности между группами педагогов с различным стажем педагогической деятельности.
В норме обычно нет значительных расхождений между «Я» актуальным и идеальным. Умеренное расхождение или, неполное совпадение является условием роста личности, ее самосовершенствования.
Изучение тенденций изменения профессиональной идентичности у педагогов с различным стажем работы выявило, что идеальное «Я» служит эталоном, к тождественности с которым стремятся педагоги. Об этом свидетельствует расхождение «Я реального» и «Я идеального». Однако это расхождение говорит о неоднозначных тенденциях. Одна из них состоит в том, что педагоги со стажем работы до 5- и лет хотели бы в идеальном образе усилить черты авторитарности. Но если учесть, что авторитарный педагог не вписывается в идеи гуманистической и личностно – ориентированной педагогики, то такое устремление противоречит запросам сегодняшнего дня и ожиданиям детей. А сама эта тенденция может рассматриваться как достаточно деструктивная.
Обнаружено, что профессиональная идентичность претерпевает следующие изменения в связи с изменением стажа работы:
§ по мере увеличения стажа идентификация себя как авторитарного учителя ослабевает, причем скачек наблюдается при переходе от 11-20- и лет к 20 –35 — и лет работы;
§ проявились тенденции профессиональных ориентиров у учителей, имеющих различный стаж работы, в том, что: молодые педагоги хотели бы усилить профессиональные качества, определяющие авторитарность, в то время как опытные педагоги стремятся идентифицироваться с эталонами профессионально привлекательных образов: способных к сотрудничеству, великодушию и альтруизму.
Мы предполагаем, что: 1) с увеличением стажа работы, уменьшается рассогласованность между образами «Я реальный» и «Я идеальный» по шкале авторитарность у педагогов с различным стажем профессиональной деятельности; 2) увеличение стажа работы влияет на появление тенденции сближения идеального и реального профессиональных «Я — образов» педагогов.
Применяя непараметрические методы математической обработки (в силу ненормального распределения), мы проверили наши предположения.
Педагоги со стажем педагогической деятельности от года до 10 – лет, имеют одинаковый уровень выраженности авторитарности в образе «Я реальный». Применяя критерии Манна – Уитни, мы обнаружили статистически значимые различия в уровне выраженности авторитарности у педагогов с различным стажем профессиональной деятельности. Мы выявили следующие тенденции: в образе «Я идеальный» уровень выраженности авторитарности снижается с увеличение стажа работы: группа 1 превосходит группу 2 и группу 4 по уровню выраженности авторитарности в образе «Я реальный»; в образе «Я идеальный».
Педагоги со стажем работы 6 – 10 лет и 11- 20 лет не различаются по уровню выраженности авторитарности в образах «Я реальный» и «Я идеальный».
Применяя метод Манна Уитни, обнаружили, что у педагогов со стажем работы более 20 – и лет, отсутствует значимое статистическое различие между показателями средних значений по шкале авторитарность в образах «Я реальный», «Я идеальный».
Применяя метод Т. Вилкоксона, мы выдвинули гипотезу: увеличение стажа работы влияет на появление тенденции сближения идеального и реального профессиональных «Я — образов» педагогов. Так как мы обнаружили, у педагогов с различным стажем работы, 4 типа межличностного взаимодействия, то именно для них проверим гипотезу, применяя критерий Т. Вилкоксона..
На основании полученных результатов мы делаем выводы: 1) выявлены тенденции влияния роста стажа работы, на сближение идеального и реального профессиональных «Я — образов» педагогов по шкалам авторитарность, альтруистичность, сотрудничество; 2) по шкале независимо – доминирующий, тенденция сближения идеального и реального профессиональных «Я — образов» педагогов является доминирующей после 11- и лет работы и выше.
Таким образом, наше предположение статистически подтвердилось. Выявлена тенденция, что с увеличением стажа работа, «Я идеальный образ» приближается к «Я реальному».
Итак, делаем вывод о том, что профессиональная идентичность является продуктом длительного личностного и профессионального развития, который складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией (согласно концепции Е.П. Ермолаевой, см. п. 1.2.).
Критерием анализа текстов личностного опросника М. Куна, мы выделили частоту встречаемости идентичности «Я» педагогов и соотнесли с семью идами идентичности.
В настоящей степени педагоги идентифицируют себя как профессионалы — учитель, руководитель, педагог, профессионал, мастер своего дела (подобных высказываний – 25%). Семейная идентичность (23%) также занимает важное место в структуре самосознания педагога, скорее всего это объясняется тем, что среди испытуемых 95% женщины. Как известно в России с древних времен женщина олицетворяет собой хранительницу «домашнего очага», и ее основная функция воспитание детей и забота о семье (Я – мать, дочь, сестра). В настоящее время профессиональная деятельность и семейная сфера жизни доминируют над остальными. Личностная идентичность занимает 18% высказываний (Я – любимая женщина, кошка, красавица), то есть педагоги идентифицируют себя как личность, осознают, понимают и принимают особенности проявления своего «Я» в мыслях, чувствах, поступках, деятельности. Частичная идентичность (12% высказываний) отражает не полную идентификацию человека с другой группой или деятельностью, например, Я — водитель, покупатель, повар, клиент салона. Полоролевая идентичность (10%) показывает, что педагоги помимо доминирующей профессиональной сферы идентифицируют себя как жены, подруги. Также педагоги воспринимают себя как граждане Росси (8%), русские по национальности (4%).
Полученные данные, мы обработали, применяя методы математической статистики. И сделали следующие выводы:распределение частоты ответов педагогов по семи типам идентичности отличается от равномерного распределения (Хи2эмп.= 154,42; при Хи2кр. = 16,812; p
В таблице 10 представлены результаты попарного сопоставления семи видов идентичности, по частоте встречаемости в ответах испытуемых, имеющие достоверные различия между процентарными долями. Например, при парном сопоставлении профессиональной идентичности с другими видами (см. табл.10), а именно, частичной идентичностью (Фэм.=1,67; р
В процессе изучения профессиональной идентичности установлено, что структура самосознания педагогов включает такие виды идентичности, как социальную идентичность (профессиональное «Я», семейное «Я», полоролевое «Я»), личностную идентичность (физическое «Я», положительно характеризуемое «Я»), гражданскую идентичность и этническую идентичность.
Важно отметить, что профессиональная, семейная и личностная виды идентичности занимают значимое место в структуре самосознании педагогов, но профессиональная идентичность наиболее представлена. продолжение
--PAGE_BREAK--