СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
§ 1. ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГОИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Определениепредмета и задач социально-психологических исследований
1.2. Базовыепсихологические установки общения
ВЫВОДЫ К § 1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,ИСПОЛЬЗОВАННОЙ В § 1
§ 2. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ВСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
2.1. Характеристикапроблем общения
2.2. Психологическиеаспекты эффективного общения: как надо и как не надо слушать
2.3. Диагностикаконфликта в социальной психологии. Методика разрешения конфликта
ВЫВОДЫ К § 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,ИСПОЛЬЗОВАННОЙ В § 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ/>
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время уже неприходится доказывать, что межличностное общение — совершенно необходимоеусловие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование учеловека ни одной психической функции или психического процесса, ни одногоблока психических свойств, личности в целом.
Актуальность темы. Поскольку общение — этовзаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопониманиеими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет местоопределенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими вобщении людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказываетсятаким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, долженрассматриваться как система человек — человек во всей многоаспектной динамикеее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы:общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей междусобой).
Для межличностногообщения типична такая ситуация, когда участники общения, вступая в контакты,преследуют по отношению друг к другу более или менее значимые для них цели,которые могут совпадать по своему содержанию, а могут и отличаться друг отдруга. Цели эти — следствие действия определенных мотивов, имеющихся уучастников общения, их достижение постоянно предполагает использованиеразнообразных способов поведения, которые у каждого человека формируются помере развития у него качеств объекта и субъекта общения. Все это означает, чтомежличностное общение по основным своим характеристикам всегда является видомдеятельности, суть которого составляет взаимодействие человека с человеком. Этимобусловлена актуальность данной темы – общение неизбежно в обществе,следовательно, его исследование также необходимо. Именно об общении, как ободном из главных факторов формирования личности предметесоциально-психологических исследований, пойдет речь в данной работе.
Цель данной работы – рассмотреть теоретические ипрактические аспекты общения как предмета социально-психологическогоисследования.
Цель обусловливает задачиработы. Рассмотрим их:
1. Определение предмета и задачсоциально-психологического исследования.
2. Характеристика базовыхпсихологических установок общения.
3. Исследование эффективного общения.
4. Диагностика конфликта как результатаобщения. Исследование методик разрешения конфликта.
Предметом исследования в данной работеявляется межличностное общение в системе социально-психологическогоисследования.
Практическаязначимость.Эффективное исследование общения как предмета социально-психологическогоисследования позволяет осуществить важные практически применимые выводы иразработать методики эффективного общения в различных группах или коллективах.Также исследования общения позволяют выяснить причины наиболее часто возникающихконфликтных ситуаций.
§ 1. ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГОИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Определение предмета и задач социально-психологическихисследований
На сегодняшний день существует 4 основныхточки зрения, лежащие в основе рассмотрения предмета «социальная психология»различными авторами[1]:
1) Характеристика индивида какучастника социальных отношений (что изменяется в человеке, когда онвклинивается в различные социальные группы).
Пример: На работе человек — жесткий,требовательный, ведущий, а дома — ведомый. Объектом исследования в такомпонимании становится личность в группе (Большинство психологов придерживаетсяэтой точки зрения).
2) Механизмы социальных влияний начеловека (индивида) как участника социального процесса (социальной жизни).Акцент делается на влияние окружающей среды на индивида. Центром считаютсямеханизмы влияния (Этой точки зрения придерживаются социологи и психологи,пришедшие из социологии, главная проблема — социологизация, очеловечиваниерожденного индивида).
3) Общение между людьми, ихвзаимодействие (Этой точки зрения придерживается ряд петербургских и московскихавторов отечественной психологии).
4) Характеристика группы илиобщностей, как целостных образований.
Социальная психология (а,следовательно, и социально-психологические исследования) возникла на стыкесоциологии и психологии.
Общая психология изучает общиезакономерности человеческой психики. Общую психологию интересует вопрос овлиянии социальной среды на развитие психики. Социальная психология являетсячастью общей психологи, но по особой задаче.[2]
Соотношение социологии и социальнойпсихологии (нормативная академическая сторона): социологию интересуетсоциально-типичное (личность интеллигента личность крестьянина), т.е.обезличенного человека; социологию не интересует конкретная личность:социальная психология должна заняться изучением психических характеристикконкретных людей, входящих в социальную среду; в данную группу[3].
Происходит очевидное сближениесоциальной психологии с социологией (в последние три десятилетия). 3объективные причины интеграции социальной психологии и социологии:
1) общие объекты исследования;
2) много общего в методахисследования;
3) достаточно близкое содержаниеподготовки специалистов (Тарыгин, Ядов, Кон, Здравомыслов, Шерковин, Андреева,Делигенский — социологическая социальная психология) (Шорохова, Кузьмин,Бодолев, Платонов, Петровский и др. — психологическая социальная психология).[4]
В настоящее время есть однасоциальная психология, а не две как было раньше. За рубежом интеграциянаступила раньше, и была она более интенсивной. Огалвин — программа “Ценности иобразы жизни” предложил в этой программе интеграцию социальной психологии исоциологических критериев. Психологические референты: отношение к себе, кдругим людям и т.д. Благодаря этому программа имеет большой успех[5].
1.2. Базовыепсихологические установки общения
Психика человека крайнесложна, и достаточно полных теорий мотиваций человека, лежащих в основе его поведения,еще не построено. Считается, что мотивация является результатом постоянноговзаимовлияния сложного комплекса сознательных и бессознательных, чувственных,интеллектуальных, а также культурных и физиологических потребностей,находящихся под воздействием социальных факторов и параметров среды обитания.
Тем не менее, сейчассуществует ряд теорий, описывающих виды поведения людей, на основании которыхработник может действовать достаточно уверенно и добиваться хорошихпрактических результатов.
Одной из таких теорийявляется теория Шострема – Маслоу (Маслов), которая рассматривает две базовыепсихологические установки современного человека:
Манипуляторы – это люди, основная цель (сознательнаяили бессознательная) для которых – контроль над ситуацией; для манипуляторадеятельность, которой он занимается, играет второстепенную роль, главное – этороль, которую он играет в этой деятельности; манипулятор фактически непринимает себя как личность, не ценит себя и видит вокруг только «вещи», т.е.объекты для манипуляции;
Актуализаторы – это индивиды, которые относятся ксебе – как к неповторимой личности и потому ощущают других людей также какнеповторимые личности; для них первична деятельность и вторична та роль,которую они играют в этой деятельности[6].
Некоторыечерты личности манипуляторов и актуализаторов приведены ниже в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Чертыличности манипуляторов и актуализаторов[7].
Манипуляторы
Актуализаторы Ложь (фальшь, мошенничество). Манипуляторы используют приемы, методы, маневры. Они ломают комедию и разыгрывают роли, которые должны произвести впечатление. Выражаемые ими чувства выбираюся в зависимости от обстоятельств Честность (прозрачность, искренность, застенчивость). Актуализатор способен к честному проявлению своих чувств, какими бы они ни были. Ему присуща чистосердечность, выразительность, он понастоящему бывает самим собой.
Неосознанность (апатия, скука).
Манипулятор не осознает действительного значения жизни. Он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать. Осознание (жизненаполненность, интерес). Актуализатор хорошо видит и слышит себя и других людей. Он восприимчив к искусству, музыке и другим проявлениям жизни.
Контроль (закрытость, нарочитость).
Для манипулятора жизнь подобна шахматной доске. Он кажется спокойным, однако он держит себя под постоянным контролем (и других тоже, скрывая от них свои мотивы).
Свобода (спонтанность, открытость).
Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению присущих ему возможностей. Он – хозяин своей жизни – субъект, а не объект.
Цинизм (безверие).
Манипулятор не доверяет себе и другим, он испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Он полагает, что в отношениях между людьми существуют только две возможности управлять или быть управляемым.
Доверие (вера, убежденность).
Актуализатор обладает глубокой верой в себя и других, в возможность установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и сейчас.
По теории Шострема –Маслоу и манипуляторы, и актуализаторы образуют несколько психологическихтипов. Практически каждый тип имеет своего антагониста, который отмечен надиаграмме в диаметрально противоположной позиции. Поэтому описывать их будемпарами[8].Рассмотрим сначала типы манипуляторов.
1. Диктатор. Он, как правило,преувеличивает свою силу и власть. Он доминирует, приказывает, любит цитироватьавторитеты и делает все, чтобы управлять своими жертвами. Существуютразновидности диктаторов – Настоятель, Настоятельница, Начальник, Босс, младшийБосс.
2. Тряпка (слабак). Это – прямая противоположностьДиктатора и обычно его жертва. Тряпка развивает большое мастерство вовзаимодействии с Диктатором. Он преувеличивает свою чувствительность, онзабывает, не слышит, пассивно молчит. Существуют разновидности Тряпки –Мнительный, Глупец, «Хамелеон», Конформист, Стеснительный, Уступающий.
3. Вычислитель. Это – человек, который гордится своимумением вычислять сильные и слабые стороны других и контролировать их, не вступая,в отличие от Диктатора, в открытое столкновение. Он обманывает, увиливает,лжет, старается перехитрить и проверить других людей. Вариации Вычислителя –Делец, Аферист, Игрок, Рекламщик, Шантажист, Шахматист.
4. Прилипала. Являетсяантагонистом Вычислителя. Он преувеличивает свою контролируемость. Это –личность, которая демонстрирует свою жажду быть ведомой, дурачимой, предметомзабот окружающих. Он охотно позволяет другим делать за него его работу.Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный ребенок, Ипохондрик, Иждивенец,Беспомощный.
5. Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность,жестокость, грубость, недоброжелательность. Его разновидности – Оскорбитель,Ненавистник, Братан, Угрожающий. Женская разновидность – Сварливая баба(рыба-Пила).
6. Рубаха-парень. Он – антагонист Хулигана.Преувеличивает свою заботливость, любовь, он буквально убивает людей своейзаботой. В некотором смысле он может оказать гораздо более разрушающеевоздействие на личность, нежели Хулиган. При взаимодействии он практически всегдавыигрывает. Разновидности – Угодливый, Добродетельный моралист, Свой Человек(парень из нашей команды).
7. Судья (Инквизитор).Преувеличивает своюкритичность, Он никому не верит, преисполнен обвинений, негодования, с трудомпрощает. Разновидности: Всезнайка, Обличитель, Следователь, Судебный пристав,Позорящий, Оценщик, Мститель, Палач.
8. Защитник (Адвокат).ПротивоположностьСудье. Чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибкедругого, но дает понять, что сам не ошибается никогда. Он портит других,сочувствуя сверх всякой меры и не давая подзащитным избавиться от опеки идвигаться самостоятельно.
В реальном человеке-манипулятореможно встретить как один выраженный тип, так и их комбинацию. Если это выраженныйтип, то он практически навязывает другим людям роль своего антагониста и делаеттакого человека целью своих манипуляций. Например, выраженный Диктатор будетстараться рассматривать окружающих как людей – Тряпок и соответственно строитьсвои взаимоотношения с ними.
Безусловно,манипулятивные установки зависят от ситуации. Так, в одной ситуации человекможет вести себя как Диктатор, в другой – как Судья, в третей – как Хулиган.Все эти типы относятся к категории активных манипуляторов, в то время,как такие типы как Тряпка, Прилипала, Славный парень, Защитник – к категории пассивныхманипуляторов. Изменение категории, в отличие от типа, происходитдостаточно редко. Кроме активных и пассивных, выделяют категории манипуляторов– соревнователей (для них любая ситуация – матч, в котором они могут либовыиграть, либо проиграть, – третьего не дано, а все остальные люди – либосоперники, либо враги, реальные или потенциальные) и безразличныхманипуляторов. Последний вид встречается наиболее часто. В этом случаеманипулятор играет роль безразлично, нина что не надеясь и пытаясьускользнуть, устраниться от контакта с партнером. Он относится к другомучеловеку, как к неживой кукле. Такое отношение к окружающим взращиваетаналогичное отношение к себе самому.
Типы актуализаторов. Актуализаторы – это или достаточносильные и нестандартные личности, которым понимание своей неповторимости инеповторимости других людей было дано с детства, или бывшие манипуляторы,которым удалось избавиться от своих комплексов путем бескомпромиссной работы надсобой. По Шострему, в то время, как манипулятор – это многогранная личность сантагонистическими противоречиями, актуализатор – многогранная личность,противоположности в котором взаимно дополняют друг друга». К сожалению, всовременной цивилизации вообще, и в деловом мире в частности, актуализаторы — гораздо более редкий тип людей, нежели манипуляторы. Типы актуализаторов можновыделить по аналогии с типами манипуляторов.
1. Руководитель. Этот типсоответствует эволюционирующему Диктатору. В отличие от последнего,Руководитель ведет людей за собой, а не стремится их подчинять.
2. Сочувствующий. Антагонист Руководителя исоответствует манипулятору – Тряпке. Вотличие от последнего, он невымогает заботу от других, а признает свою (и других) способность ошибаться.
3. Внимательный. Этот тип соответствует Вычислителю,но не стремится эксплуатировать промахи и слабости других, а уважает себя идругих в качестве людей, а не вещей.
4. Признательный. Это –дополнение Внимательного. Данный тип развивается из Прилипалы. Он нетолько зависит от других людей, но дает высокую оценку различным видаммастерства, которыми эти люди обладают. Он относится с уважением к точкамзрения, которые отличаются от его собственной, и не испытывает потребности,чтобы другие думали также, как и он.
5. Напористый. Онсоответствует манипулятору– Хулигану. Напористый рад стоящему противнику, он прям и откровенен, он нежесток и не стремится доминировать, подобно Хулигану.
6. Заботливый – взаимодополняющая противоположностьНапористому. Это – не раболепный Славный парень, а расположенный, дружелюбный илюбящий человек.
7. Выразитель. Этот тип актуализатора соответствуетСудье. Выразитель не критикует других, но способен твердо выражать своиубеждения.
8. Проводник. Дополняющий тип для Выразителя.Проводник не защищает и не учит других, но мягко помогает каждому найти свойсобственный путь. Он помогает людям помочь себе самим, выражая собственнуюточку зрения, после чего предоставляет каждому право найти свое собственноерешение.
В отличие отманипуляторов, выраженный актуализатор способен сочетать, интегрироватьразличные роли в различных ситуациях. Он ценит эти многие стороны своейличности. Чем менее человек способен принять какие-либо стороны своей личности,чем меньше он их ценит, тем в большей степени он ощущает себя «вещью» (от такойпозиции – один шаг к признанию других бездушными вещами, которыми не толькоможно, но и можно манипулировать).
Э. Шострем приводит такойпример: «Когда мы недовольны собой или своими поступками, мы говорим: «Это наменя нашло» или же: «Это мне не нравится». Вскоре тенденция отрекагься от себяи черт своей личности распространяется на все области нашей жизни. И мыстановимся манипуляторами»[9].Принимая себя, человек исходит из полноценности себя и других, так что необходимостьв манипуляции, контроле, приведении в норму и т.д. просто отпадает. Напротив,манипулятор исходит из допущения собственной неполноценности, распространяя еена всех представителей рода человеческого, он полагает, что эта неполноценностьможет быть преодолена путем борьбы с собой и другими людьми.[10]
ВЫВОДЫ К §1
В данном параграферассмотрены теоретические основы общения в социально-психологическихисследованиях.
Рассматривая предметсоциально-психологических исследований (а, следовательно, и общение в контекстеисследования предмета), было выделено 4 основных точки зрения, определяющиепредмет социально-психологических исследований:
1) Характеристика индивида какучастника социальных отношений.
2) Механизмы социальных влияний начеловека (индивида) как участника социального процесса (социальной жизни).Акцент делается на влияние окружающей среды на индивида. Центром считаютсямеханизмы влияния.
3) Общение между людьми, ихвзаимодействие (Этой точки зрения придерживается ряд петербургских и московскихавторов отечественной психологии).
4) Характеристика группыили общностей как целостных образований.
Теория Шострема – Маслоу(Маслов) рассматривает две базовые психологические установки современногочеловека: манипуляторы и актуализаторы. В процессе общения манипуляторы иактуализаторы образуют еще несколько психологических типов: манипуляторы –Диктатор, Тряпка (слабак), Вычислитель, Прилипала, Хулиган, Рубаха-парень, Судья(Инквизитор), Защитник (Адвокат); актуализаторы – Руководитель, Сочувствующий,Внимательный, Признательный, Напористый, Заботливый, Выразитель, Проводник. Каждыйиз указанных психологических типов имеет свою характеристику и стиль общения,при этом каждому типу манипулятора соответствует (а точнее противопоставлен)соответствующий тип актуализатора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ В § 1
1. Агеев В.С. Межгрупповоевзаимодействие. М., Изд-во МГУ, 2000
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н.,Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., Изд-во МГУ,1998.
3. Войкунский А.Е. Я говорю, мыговорим...: Очерки о человеческом общении. — 2-е изд., дораб. и дополн. — М.:Знание, 2000.
4. Донцов А.И. Психология коллектива.М., Изд-во МГУ, 2001.
5. Егидес А. П. Психогигиенический клубпсихотерапевтического кабинета.— В кн.: Вопросы внебольничной психиатрическойпомощи. М., 2000.
6. Иствуд Атватер.Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильнослушать собеседника. — М., Экономика. 2004.
7. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М.Психология малой группы. М., Изд-во МГУ. 2001.
8. Петровская Л. А. Теоретические иметодические проблемы социально-психологического тренинга. М., 2002.
9. Петровская Л.А. Компетентность вобщении. М., Изд-во МГУ, 2000.
§ 2. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХИССЛЕДОВАНИЯХ
2.1. Характеристика проблем общения
И в процессе работы, и вличной жизни мы постоянно общаемся, или, говоря языком психологии, вступаем вмежличностные коммуникации. Коммуникации – это средство обоюдного воздействиялюдей друг на друга. Коммуникация возникает тогда, когда один человек оказываетвлияние на поведение другого человека. Это может происходить даже тогда, когдаони вообще не разговаривают. Но при этом важным моментом является существованиеобратной связи – то есть получатель коммуникационного сообщения должен иметьвозможность так или иначе отозваться на сообщение отправителя[11].
Для эксперта умениеправильно построить процесс межличностных коммуникаций имеет особое значение.Для понимания этого процесса крайне важно знать основные законы коммуникации[12]:
1-й закон: Правда не втом, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель.
Этот закон основан населективном восприятии информации человеком. Такая селекция производится наоснове системы оценок этого человека. Если сообщение проходит через эту системуоценок, или если оно способствует повышению уровня самооценки данного человека,то это сообщение принимается, а его ценность преувеличивается. Если же оно непроходит по системе оценок, или если оно способствует снижению уровнясамооценки получателя, то оно полностью или частично отвергается, при этом егоценность преуменьшается. Стало быть, в процессе коммуникации существуетположительная обратная связь между отправителем и получателем сообщения.
2-й закон: Еслиполучатель не правильно трактует сообщение, то вину несет отправитель.
Таким образом, ответственность заточную коммуникацию всегда лежит на отправителе сообщения. 2-й закон имеет рядважных практических следствий:
Фразы: «Вы, наверное,не поняли», «как я уже Вам сказал», «Вы, кажется, не расслышали» и т.д. –запрещенные фразы. Раз Вас не поняли, значит – Вы не неправильно объяснили, и сердитьсяздесь можно только на себя.
Кроме двух основныхзаконов, ученые установили ряд правил, или аксиом коммуникации[13]:
1. Невозможно некоммуницировать.
Следствие 1.1: хочешь добиться успеха – учисьправильно строить процесс коммуникации[14].
2. Любая коммуникацияимеет содержательный аспект (уровень понимания) и аспект чувств (уровеньотношений. Последний уровень определяет первый.
Следствие 2.1: Успех коммуникации определяется нестолько процессом обмена информацией, сколько теми взаимоотношениями междуличностями, которые сложились в процессе коммуникации.
Следствие 2.2: В процессе коммуникации люди играютроли, которые определяются их базовыми психологическими установками (см.предыдущий раздел).
Следствие 2.3: То, КАК говорится, важнее, чем то,ЧТО говорится. Интересный собеседник – это не тот человек, который говоритинтересные вещи, а тот человек, который Вам интересен. Это правило справедливодля обоих партнеров по коммуникации – Вас будут оценивать так же[15].
3. Структура отношенийв процессе коммуникации зависит от того, какие фазы проходит этот процесс.
Следствие 3.1: Способ разбиения процессакоммуникации на фазы, то есть повторение определенной последовательностиразговора, изменение значимости сообщений в ходе разговора – влияют решающимобразом на ход процесса коммуникации.
Следствие 3.2: Качество восприятия информациизависит от степени внимания собеседника, а оно изменяется. Наиболее высокийуровень внимания – в начале и в конце разговора, поэтому правильное вступлениеи заключение беседы – решающий фактор успеха процесса коммуникации[16].
4. На уровнесодержания и на уровне отношений используются разные языки и разные способы восприятияинформации.
Следствие 4.1: Передаваемая в процессе коммуникацийна уровне содержания информация всегда содержит текст (то, что сообщено) иконтекст (то, что подразумевалось).
Следствие 4.2: Вы должны всегда учитывать, чтоиспользуемый Вами контекст может быть не ясен партнеру по коммуникации.Непонимание не должно вызывать у Вас раздражения – и Ваш партнер, да, кстати, иВы сами, просто подчиняетесь закону природы.
Следствие 4.3: Если коммуникация опосредованная(т.е. происходит обмен документами, а не беседа между людьми), контекст, какправило, теряется, и информация передается с ошибками. Поэтому, если ошибки недопустимы, стоит предпочесть личную беседу обмену документами.
Следствие 4.4: Вкоммуникационной цепочкеинформация искажается и из-за искажений текста, и из-за потери контекста. Такоеискажение – не злой умысел, а свойство человеческой природы. Хотите избежатьискажений – укорачивайте цепочку передачи информации.
Следствие 4.5: Степень искажения зависит и от формыинформации. Образ, рисунок искажаются меньше, чем текст, поэтому используйтеграфическую форму для снижения искажения.
Следствие 4.6: Текст воспринимается на логическомуровне, а контекст – на ассоциативном, образном уровне[17].
5. Процесскоммуникации может быть симметричным (когда оба партнера имеют, или оба считают,что оба имеют, одинаковый статус) или комплиментарным (когда статусы обоих партнеровнеравноправны).
Следствие 5.1: В ходе коммуникаций формируетсясоглашение о статусах. Это соглашение формируется на уровне отношений, а не науровне содержания.
Следствие 5.2: Ход процесса формирования соглашениязависит от базовых психологических установок участников. В ходе успешнойкоммуникации первоначальное различие между самооценкой статуса и оценкой егопартнером – сгладилось, в ходе неудачной коммуникации – осталось или усилилось.
Следствие 5.3: Успешная коммуникация – такая,которая завершается как симметричная, пусть даже она начиналась, каккомплиментарная[18].
Понятно, что такойсложный процесс, как процесс межличностных коммуникаций, часто сопровождаетсяконфликтами. Эти конфликты можно условно разделит на 2 основные группы:
1-я группа: конфликты,вызванные неадекватными базовыми психологическими установками участников.
Например, один или обаучастника конфликта являются манипуляторами. Для предотвращения конфликта приобщении с манипулятором следует стараться избежать навязывание себеантагонистической манипулятивной роли – т.е. постараться не выглядеть Тряпкойпри общении с Диктатором, Прилипалой – при общении с Вычислителем и т.д.
2-и группа: конфликты,вызванные несоблюдением законов и аксиом коммуникации.
Понятно – чтобыпредотвратить или сгладить конфликт, хотя бы одна из сторон должна хотя быстремиться соблюдать эти законы и правила. Поэтому эксперт должен не толькохорошо знать эти законы, но и стараться постоянно и повсеместно их вьполнять.
В любом случае экспертдолжен стремиться сгладить, а еще лучше – предотвратить конфликт, но,безусловно, не любой ценой. Именно поэтому к личным качествам эксперта предъявляютсядостаточно высокие требования.
2.2. Психологические аспекты эффективного общения: как надо икак не надо слушать
Какова бы нибыла цель общения, всегда полезно знать приемы правильного слушания. ПсихологиИнститута психологии Чикаго разработали ряд практических советов и рекомендацийэффективного общения. Это следующие правила[19].
1. Выяснитесвои привычки слушать. Каковы Ваши сильные стороны? Какие Вы делаете ошибки?Может, Вы судите о людях поспешно? Часто ли Вы перебиваете собеседника? Какиепомехи общения наиболее вероятны в Ваших ответах? Какие из них используютсяВами чаще всего? Лучшее знание своих привычек слушать является первым этапом вих изменении.
2. Не уходитеот ответственности за общение. Помните, что в общении участвуют два человека:один — говорит, другой — слушает, причем в роли слушающего каждый долженвыступать попеременно. Когда бы это ни случилось, но если Вам не ясно, о чемговорит собеседник, Вы должны дать ему это понять — или путем постановкиуточняющих вопросов, или активным отражением того, что Вы слышите, и просьбойпоправить Вас. Как может кто-нибудь узнать, что Вы его не понимаете, пока Высами не скажете об этом?
3. Будьтефизически внимательными. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с нимвизуальный контакт. Убедитесь в том, что Ваша поза и жесты говорят о том, чтоВы слушаете. Сидите или стойте на таком расстоянии от собеседника, котороеобеспечивает удобное общение обоим. Помните, что говорящий хочет общаться свнимательным, живым собеседником, а не с каменной стеной.
4. Сосредоточьтесьна том, что говорит собеседник. Поскольку сосредоточенным внимание может бытьнедолго (менее одной минуты), слушание требует сознательной концентрациивнимания. Стремитесь свести к минимуму ситуационные помехи, например, телевизорили телефон. Не допускайте «блуждания» мыслей. Помочь сконцентрироваться натом, о чем говорит собеседник, вероятнее всего, может Ваше физическое вниманиеи речевая активность.
5. Старайтесьпонять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что людипередают свои мысли и чувства «закодированными» — в соответствии с социальнопринятыми нормами. Слушайте не только информацию, но и передаваемые чувства.Например, работник, который говорит: «Я закончил работу с этими письмами»,передает иную мысль, чем работник, который говорит: «Слава богу, наконец-то япокончил с этими проклятыми письмами!» Хотя содержание этих сообщенийодинаковое, последнее сообщение в отличие от первого выражает еще и чувства.Внимательный руководитель, который слушает не только содержание сообщенияработника, но и понимает его чувства, прежде чем дать новое задание, добьетсяболее высокой эффективности общения, чем тот, который просто поручит другуюработу.
6. Наблюдайтеза невербальными сигналами говорящего. Поскольку большая часть общения являетсяневербальной, будьте внимательными не только к словам, но и к невербальнымвыражениям. Следите за выражением лица говорящего и за тем, как часто онсмотрит на Вас пристально и как он поддерживает с Вами визуальный контакт.Следите за тоном голоса и скоростью речи. Обратите внимание на то, как близкоили как далеко от Вас сидит или стоит говорящий, способствуют ли невербальныесигналы усилению речи говорящего или они противоречат высказываемому словами.
7. Придерживайтесьодобрительной установки по отношению к собеседнику. Это создает благоприятнуюатмосферу для общения. Чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее онвыразит то, что хочет сказать. Любая отрицательная установка со стороныслушающего вызывает защитную реакцию, чувство неуверенности и настороженность вобщении.
8. Старайтесьвыразить понимание. Пользуйтесь приемами рефлексивного слушания, чтобы понять,что в действительности чувствует собеседник и что он пытается сказать. _мфатическийобщение означает не только одобрение говорящего, но позволяет точнее понятьсообщение.
9. Слушайтесамого себя. Слушать самого себя особенно важно для выработки умения слушатьдругих. Когда Вы озабочены или эмоционально возбуждены, то меньше всегоспособны слушать то, что говорят другие. Если же чье-то сообщение затронет Вашичувства, выразите их собеседнику: это прояснит ситуацию и поможет Вам слушатьдругих лучше.
10. Отвечайтена просьбы соответствующими действиями. Помните, что часто цель собеседника —получить что-либо реально ощутимое, например, информацию, или изменить мнение,или заставить сделать что-либо. В этом случае адекватное действие — лучшийответ собеседнику.
Основноевнимание в процессе совершенствования своих привычек слушать следует уделитьположительным рекомендациям, однако полезно помнить и о типичных ошибках. Слушаясобеседника, никогда[20]:
1) непринимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это еще неозначает, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли. Встречаютсяи такие, которые могут одновременно пространно излагать, обрабатыватьинформацию и отлично слушать. В идеале нужно уметь переходить от высказывания кслушанию легко и естественно;
2) непритворяйтесь, что слушаете. Это бесполезно: как бы Вы ни притворялись,отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица или в жестах.Притворство обычно воспринимается как оскорбление. Лучше уж признаться в том,что в данный момент Вы слушать не можете, сославшись, например, на занятость;
3) не перебивайтебез надобности. Большинство из нас в социальном общении перебивают друг друга,делая это подчас неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, чемнаоборот. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Если Вам необходимо перебитького-либо в серьезной беседе, помогите затем восстановить прерванный Вами ходмыслей собеседника;
4) не делайтепоспешных выводов. Как мы уже выяснили, каждый неосознанно склонен судить,оценивать, одобрять или не одобрять то, о чем говорится. Но именно такиесубъективные оценки заставляют собеседника занять оборонительную позицию.Помните, такие оценки — барьер содержательного общения;
5) не дайте«поймать» сами себя в споре. Когда Вы мысленно не соглашаетесь с говорящим, то,как правило, прекращаете слушать и ждете своей очереди высказаться. А уж когданачинаете спорить, то настолько увлекаетесь обоснованием свое точки зрения, чтоподчас уже не слышите собеседника. А ведь он уже давно говорит Вам: «Это и естьто, что я пытаюсь Вам сказать!» Если возникнет настоящее несогласие, следуетобязательно выслушать собеседника внимательно и до конца, с тем чтобы понять, счем именно Вы не согласны, а уж после этого излагать свою точку зрения;
6) незадавайте слишком много вопросов. Полезно задать вопрос для уточнениясказанного. Но закрытые вопросы, требующие конкретного, определенного ответа,необходимо сводить до минимума. Однако и открытыми вопросами, которые поощряютговорящего подробно высказать свои мысли, следует пользоваться осторожно.Чрезмерно большое количество вопросов в известной степени подавляетсобеседника, отнимает у него инициативу и ставит в оборонительную позицию;
7) никогда неговорите собеседнику: «Я хорошо понимаю Ваши чувства». Такое заявление служитбольше для оправдания собственных (и безуспешных) попыток убедить собеседника втом, что Вы слушаете. В действительности узнать, что и как именно чувствуетсобеседник, очень трудно. К тому же такое общение поставит под сомнение довериек Вам, и беседа скорее всего вообще прекратится. В таком случае следует дать собеседникупонять, что Вы его слушаете, задав, например, такой эмфатический вопрос: «Вычем-то разочарованы?» или «Я чувствую, что Вас кто-то обидел», или любым другимзамечанием соответствующим обстановке;
8) не будьтеизлишне чувствительными к эмоциональным словам. Слушая сильно взволнованногособеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначеможно пропустить смысл сообщения. Будьте настороже к эмоционально заряженнымсловам и выражениям, слушайте только их смысл. Ваши собственные чувства могутблокировать понимание того, что Вам действительно необходимо узнать;
9) не давайтесовета, пока не просят. Непрошеный дает, как правило, тот, кто никогда непоможет. Но в тех случаях, когда у Вас действительно просят совета, применитприемы рефлексивного слушания, чтобы установить, что собеседник хочет узнать насамом деле. Иначе можно допустить такую же ошибку, какую сделала молодая мать вразговоре со своим маленьким сыном. В ответ на вопрос сына: «Откуда я появился,— она разразилась лекцией о воспроизводстве человеческого рода, и все этотолько для того, чтобы в конце услышать: «А Билли сказал, что он из Чикаго. Яхотел узнать, откуда появились мы»;
10) неприкрывайтесь слушанием как убежищем. Пассивные, неуверенные в себе люди иногдаиспользуют слушание как возможность избежать общения и самовыражения. Они нетолько не говорят, но на самом деле и не слушают. Они воздерживаются отвысказывания своих мнений и чувств из-за боязни неодобрения или критики. Как нипарадоксально, но молчание тем самым мешает эффективному общению.
2.3. Диагностика конфликта всоциальной психологии. Методика разрешения конфликта
Можно лидостичь такого уровня личностного развития, когда человек сам, без чьей либопомощи может справиться со своими трудностями и обучиться методам эффективного разрешенияконфликтов? Психолог А. Минделл считает, что да. Он предлагает использоватьследующие стадии и методы разрешенияконфликта[21].
1. Избежание конфликта или его понимание. Первая стадия разрешения конфликта —это поступить так, как поступает большинство из нас, сталкиваясь с ним, —постараться избежать его. Забыть о нем. Постараться проигнорировать его и вестисебя миролюбиво. Если это не помогает, а обычно так и происходит, следующиеидеи дополнительно помогут желанию избежать конфликта. Человек не одинок всвоем желании избежать конфликта. Многие из нас стараются сделать это. Но верав то, что в конфликте заложена возможность роста и раскрытия своего «я»,возможность лучше узнать еще неизведанные свои стороны, позволит преодолетьстрах перед конфликтом и вызываемый им дискомфорт, побуждая к личному развитию.
Конфликт — это нормально. Каждый неоднократно переживаетвнутренний или внешний конфликты. Направленность на разрешение конфликтов — этонормальное явление и признак стремления к внутреннему равновесию, признакразвития и роста[22].
Конфликтимеет много уровней. И, соответственно, путей разрешения. Конфликт — это нетолько выражение собственных трудностей, комплексов или личной психологии. Этосочетание внутренней напряженности, трудностей во взаимоотношениях с людьми,групповых и мировых проблем. Он содержит в себе потенциал для личного развитияи взаимоотношения с людьми.
Конфликтможет породить общность. Она же может эффективно разрешить конфликт. Когда мыработаем над конфликтом в группе, для нее может оказаться полезной такаяустановка, что конфликт необходим для того, чтобы лучше понять себя. Бытьможет, разрешение конфликта — это способ, с помощью которого социальная группапознает и признает все свои стороны, способ полного ее самовыражения.
2. Признаки конфликта. После первых попыток избежатьконфликта, следующей стадией работы по его разрешению является выделение егопризнаков. Иногда конфликт нелегко заметить, иногда он может быть скрытым. Вотнекоторые характерные признаки и симптомы конфликта:
— словесноенесогласие;
— отсутствиеоткрытого и доверительного общения;
— сохраняющеесяразделение во времени или пространстве;
— сплетничаньео противнике;
— негативныеобразы или фантазии о противнике;
— подозрительностьи недоверчивость по отношению к другому.
3. Степеньзлокачественности конфликта. Некоторые конфликты серьезны, некоторые — не очень.Конфликты, которые угрожают разрушить чей-то дом, жизнь, бизнес, семью и т. п.—это злокачественные конфликты. Необходимо сразу же попытаться определитьзлокачественность возникшего конфликта.
4. Сделать сознательный выбор о своем вступлении вконфликт. Еслиесть желание попытаться решить данный конфликт, то к нему необходимо подготовиться.Момент вступления в конфликт — это дело личного выбора. Тот, кто вступает вконфликт неподготовленным, может действовать хорошо, но тот, кто принялсознательное решение о своем вступлении в злокачественный конфликт, несомненно,будет действовать более успешно и большего в нем добьется. Далее, если вконфликт вовлекаются другие люди, не следует принуждать их к этому. Им тоженужно время для подготовки.
5. Обращениек партеру конфликта. Если замечен злокачественный конфликти имеется подготовка ко вступлению в него, то можно обнаружить, что теперь естьготовность обратиться и к решению проблемы. Необходимо проверить своюготовность к разрешению конфликта.
Организация конфликта. Если нет готовности ко вступлению вконфликт, нужно организовать его. Не следует бросаться в него сломя голову, апостараться организовать церемонию, ритуал конфликта. необходимо помнитьустановку боевых искусств на тщательность подготовки к конфликту и егоосознание. Установить место и время для разрешения конфликта, удобное для обеихсторон. Если начинать конфликт немедленно, не советуясь со своим оппонентом, тооба в конечном итоге будут препираться о методах его разрешения и никогда не добьютсярезультата. Если противник не придет, можно поработать над проблемойсамостоятельно. Следует о том, что все конфликты — это социальные феномены итолько конкретная ситуация может подсказать, когда работать с напряженностьюсамостоятельно, вместе с противником или в групповом процессе. В любом случаебудем считать, что партнер готов сесть за стол переговоров.[23]
6. Осознание конфликта. Предположим, что оба партнера поконфликту (конфликтующие) готовы приступить к вашему способу разрешенияконфликта, принадлежащему одной из сторон конфликта. Следующим шагом будетосознание этой стороной того, в какой из стадий конфликта находятся стороны —нейтральны, на стороне противника или отстаивают собственную позицию?
7. Стоятьна своем. Многиепропускают эту стадию конфликта и сразу принимают чью-либо сторону или выражаютсвой нейтралитет. Однако, рано или поздно, независимо от того, что происходит,почувствуется необходимость отстоять свою позицию.
Осознать свои ощущения. Многим из нас следует научитьсяраспознавать свои чувства. Необходимо констатировать свои ощущения немедленно. Приэтом следует быть точным в оценке своих эмоциональных переживаний. Если вырасстроены — расстраивайтесь. Не следует пытаться справиться с этим чувством. Следуетпоказать его, проявить и затем дать ему уйти, когда это происходит. Следуетбыть земными, насколько это возможно в выражении своих потребностей, боли,страха, гнева, обиды или ревности.[24]
8. Отход на нейтральную позицию. Необходимо отметить возникающеечувство дискомфорта при разрешении конфликта. После того как занята своя позицияи выражены свои чувства полно и искренне, можно почувствовать себя в этойпозиции неуютно из-за того, что чувствуется своя вина перед партнером, илииз-за того, что чувствуется ограниченность своей позиции или возможно замечено,что больше не находитесь в согласии с самим собой.
Когда людизастревают на своих точках зрения, это происходит обычно из-за того, что илиони не до конца выразили их, или потому, что оказались прикованными к ним иотождествились с ними, потеряв информацию о возникающих сигналах к отступлению.
9. Врожденный нейтралитет. Некоторые люди обнаруживают себя впозиции нейтралитета. Для этого имеется немало причин. Бывают люди, нейтральныепо своей природе. Часто вы чувствуете себя безразличным к происходящему, таккак ваши эмоции по этому поводу уже перегорели? Когда вы это почувствуете,остановитесь и признайтесь в этом; иначе ваш партнер заметит это и обвинит васв равнодушии.
Нейтралитет —это все же позиция в поле взаимоотношений. Если вы стали нейтральным, оставьтесвою позицию. В буквальном смысле оставьте, чтобы не быть связанным с прежнимместом или чувствами. Посмотрите на себя и своего противника с нейтральнойточки зрения. Помните ту женщину из приводимого примера? После того как онавстала на место своего мужа и посмотрела на себя со стороны, она поняла, чтонадо делать дальше. Так что выйдите из своей роли, внимательно взгляните насебя и своего партнера со стороны и сообщите о том, как вы оба выглядите приэтом.[25]
10. Занять позицию своего партнера. Этот прием будет работать как методразрешения конфликта в том случае, если вы при этом будете искренни. Многие изнас принимали сторону другого, когда не чувствовали, что делают это искренне. Мыможем слишком быстро подчиниться и приспособиться к другому или же статьвеликодушным покровителем. Если вы несовместимым образом становитесь на сторонусвоего партнера, то рано или поздно обнаружите, что или остаетесь на своейпозиции, или почувствуете себя нейтральным.
Сочувствие.Возможно, в процессе разрешения конфликта, вы почувствуете сострадание к вашемуоппоненту. Если это происходит не из чувства долга, а совершенно искренне,оставьте свою позицию и спросите, не могли бы вы чем-нибудь ему помочь. Пустьваше сочувствие поможет ему лучше выразить свою позицию.
Читайте егосигналы. Стать на сторону другого значит больше, чем просто действовать ссочувствием. Наблюдайте за своим оппонентом. Посмотрите, как он стоит, каксмотрит на вас. и постарайтесь представить, какие чувства он при этомиспытывает. Помогите ему их выразить.
Не пытайтесьпри случае передразнивать своего оппонента. Не провоцируйте его, а используйтесвое осознание и сострадание для того, чтобы понять и почувствовать, кто он вданный момент. Без такого понимания разрешение конфликта невозможно. Если выпочувствуете, что провоцируете или передразниваете его, делайте этонепосредственно.[26]
Проверяйтеобратную связь. Мерой того, насколько правильно вы поступаете, являетсяобратная связь с вашим оппонентом. Вы правильно прочитали его сигналы, если вашпротивник откинулся на спинку стула и расслабился или если он тронут тем, чтовы делаете, и благодарен вам за это.
Однако,неправильное прочтение сигналов противника тоже можно обратить на пользу. Есливы ошиблись в своем представлении о том, что чувствует или думает ваш противникво время конфликта, то вам надо попросить его поправить вас.[27]
11. Пересмотр позиции при разрешении конфликтов. После того как вы использовали своезнание, чтобы отстоять свою позицию, встать на сторону противника или занятьнейтральную позицию, конфликт приостанавливается или возобновляется и переходитна новый уровень. Возможно, вы или ваш противник извинитесь за нанесеннуюобиду. Появляются новые проблемы, новые реакции или новые чувства. На этойстадии конфликта работа продолжается как и раньше. Применяйте свое знание,прислушиваясь к себе, проверяя свои чувства и то, чью сторону вы занимаете вконфликте Если вы не уверены в своих чувствах или вам кажется, что вы ведетесебя бессознательно и неконгруэнтно, отступите на нейтральную позицию.Хорошенько посмотрите на себя со стороны и подскажите себе с этой позиции, какпоступить.
12. Выход из поля конфликта. Отступление. Если вы правильноопределили, на чьей вы стороне, выразили эту позицию и следовали всемизменениям, то вы и ваш партнер можете обнаружить, что автоматически отступаете.Надо не пропустить этот тонкий момент. Используйте свое знание, чтобы увидетьлегкий момент расслабления, тень улыбки, тихий вздох облегчения. Если так, топокиньте поле.
13. Групповая работа во время разрешения конфликта
Простейшая ситуация — это когда стороны конфликта расходятся и всеналаживается. Обычная ситуация — когда друзья или соседи продолжают обсуждатьконфликт даже после того, как обе стороны закончили свою работу. Это означает,что еще присутствуют проявления, отличные от тех, над которыми в основномработали конфликтующие стороны. Конфликт становится социальной проблемой и требуетдля своего разрешения обращения к групповой работе. Наступает моментустановления ролей и требование от членов группы их исполнения до тех пор, покаконфликт не будет разрешен на общественном уровне.
14. Индивидуальная работа. Если работа в большой группе поразрешению конфликта не достигает успеха, тогда проблема должна быть решена наиндивидуальном уровне. Каждый, имеющий к этому отношение, должен рассматриватьконфликтующие стороны как две внутренние части своего «я», которые требуютиндивидуального решения.
ВЫВОДЫ К § 2
В данномпараграфе рассмотрены основные проблемы общения и пути их разрешения всоциально-психологических исследования.
Установленопять основных правил – аксиом общения, следствиями из которых являютсявозникающие проблемы (или их причины):
1. Невозможно некоммуницировать.
2. Любая коммуникацияимеет содержательный аспект (уровень понимания) и аспект чувств (уровень отношений.Последний уровень определяет первый.
3. Структура отношений впроцессе коммуникации зависит от того, какие фазы проходит этот процесс.
4. На уровне содержания ина уровне отношений используются разные языки и разные способы восприятияинформации.
5. Процесскоммуникации может быть симметричным (когда оба партнера имеют, или оба считают,что оба имеют, одинаковый статус) или комплиментарным (когда статусы обоих партнеровнеравноправны).
Рассмотренытакже психологические аспекты общения с рекомендациями различных известныхавторов о том, как необходимо вести общение, чтобы оно стало эффективным.
Исследованыпричины возникновения конфликта и рассмотрены методы диагностики и избежанияконфликта. Конфликт – это нормальное явление в процессе общения, когда интересысторон расходятся. Конфликт может быть как внутренним (не видимым или неощущаемым для окружающих), так и межличностным. Задача в процессе общения – неизбежать конфликта, а разумно к нему подойти, удовлетворив обе конфликтующиестороны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ В § 2
1. Андреева Г.М. Социальная психология.М., Изд-во МГУ, 1998.
2. Богомолова Н.Н. Социальная психологияпечати, радио и телевидения. М., Изд-во МГУ, 2001.
3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональныхотношений. М., Изд-во МГУ, 2002.
4. Егидес А. П. Опыт построения моделислужбы знакомств. — Психологический Журнал, 2002, т. 3, № 4, с. 115—123.
5. Жуков Ю.М. Эффективность деловогообщения. М., Знание, 1998
6. Конечный Р., Боухал М. Психология вмедицине. Прага, 2004.
7. Лабунская В.А. Невербальноеповедение. Ростов, Изд-во РГУ, 2000.
8. Методы социальной психологии // Подред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л., Изд-во ЛГУ, 2000.
9. Петровский А.В. Личность.Деятельность. Коллектив. М., Политиздат, 2002
10.Рудестам К. Групповая психотерапия.М., Прогресс, 2000
11.Сближает дело. — Клуб ихудожественная самодеятельность, 1999, № 16.
12.Сухомлинский В. А. Мудрая властьколлектива. Киев, 2006.
13.Совместная деятельность. // Под ред.А.Л.Журавлева, П.Н.Шихерева, Е.В.Шороховой. М., Наука, 1998
14.Социальная психология. // Под ред.Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л., Изд-во ЛГУ, 2000
15.Шихирев П.Н. Современная социальнаяпсихология в Западной Европе. М., Наука, 2005.
16.Шмелев А.Г. Острые углы семейногокруга (Психология обыденной жизни) — М.: Знание, 2006.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработаем планэмпирического исследования относительно темы данной работы.
Тема исследования: «Общение как предметсоциально-психологического исследования».
Цель исследования: исследование общения как предметасоциально-психологического исследования.
Задачи исследования:
1. Исследование психологических характеристикобщения.
2. Оценка общения различныхпсихологических типов участников исследования.
3. Апробация методик, разработанных всфере исследования общения, диагностики и разрешения конфликтов.
Объект исследования: группа из 8 – 10 человек. Меньшееколичество не даст объективных результатов исследования, а большее – затруднитисследование. Группу желательно подобрать таким образом, чтобы по 4 – 5 человекбыли знакомы между собой (коллеги по работе, друзья и т.д.). Таким образом,создаются подгруппы, в которых участники знакомы только между собой вподгруппе.
Методики, применяемыедля исследования. Входе исследования возможно применение следующих методик:
1. Теория Шострема – Маслоу (авторы: Э.Шострем,А.Маслоу). Диагностируются психологические типы в группе, определяемые по стилюобщения.
2. Методика эффективного общения (авторы:М. Холланд, И.Эштон, Институт психологии Чикаго). Диагностируется наиболееэффективный стиль общения в определенной группе.
3. Методика эффективного разрешенияконфликта (автор: А.Минделл). Диагностируется ряд методов, позволяющихэффективно разрешить конфликт в конкретной ситуации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеев В.С. Межгрупповоевзаимодействие. М., Изд-во МГУ, 2000
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н.,Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., Изд-во МГУ,1998.
3. Андреева Г.М. Социальная психология.М., Изд-во МГУ, 1998.
4. Богомолова Н.Н. Социальная психологияпечати, радио и телевидения. М., Изд-во МГУ, 2001.
5. Войкунский А.Е. Я говорю, мыговорим...: Очерки о человеческом общении. — 2-е изд., дораб. и дополн. — М.:Знание, 2000.
6. Гозман Л.Я. Психология эмоциональныхотношений. М., Изд-во МГУ, 2002.
7. Донцов А.И. Психология коллектива.М., Изд-во МГУ, 2001.
8. Егидес А. П. Опыт построения моделислужбы знакомств. — Психологический Журнал, 2002, т. 3, № 4, с. 115—123.
9. Егидес А. П. Психогигиенический клубпсихотерапевтического кабинета.— В кн.: Вопросы внебольничной психиатрическойпомощи. М., 2000.
10.Жуков Ю.М. Эффективность деловогообщения. М., Знание, 1998
11.Иствуд Атватер.Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильнослушать собеседника. — М., Экономика. 2004.
12.Конечный Р., Боухал М. Психология вмедицине. Прага, 2004.
13.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М.Психология малой группы. М., Изд-во МГУ. 2001.
14.Лабунская В.А. Невербальное поведение.Ростов, Изд-во РГУ, 2000.
15.Методы социальной психологии // Подред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л., Изд-во ЛГУ, 2000.
16.Петровская Л. А. Теоретические иметодические проблемы социально-психологического тренинга. М., 2002.
17.Петровская Л.А. Компетентность вобщении. М., Изд-во МГУ, 2000.
18.Петровский А.В. Личность.Деятельность. Коллектив. М., Политиздат, 2002
19.Рудестам К. Групповая психотерапия.М., Прогресс, 2000
20.Сближает дело. — Клуб ихудожественная самодеятельность, 1999, № 16.
21.Сухомлинский В. А. Мудрая властьколлектива. Киев, 2006.
22.Совместная деятельность. // Под ред.А.Л.Журавлева, П.Н.Шихерева, Е.В.Шороховой. М., Наука, 1998
23.Социальная психология. // Под ред.Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л., Изд-во ЛГУ, 2000
24.Шихирев П.Н. Современная социальнаяпсихология в Западной Европе. М., Наука, 2005.
25.Шмелев А.Г. Острые углы семейногокруга (Психология обыденной жизни) — М.: Знание, 2006.