Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Дальневосточный Государственный Аграрный УниверситетБиробиджанский филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАПо дисциплине: «Психология ипедагогика»
Тема: «Образованиекак целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, обществаи государства»
Выполнил: БылинкинПавел Валерьевич
Специальность:Электрификация и
автоматизациясельского хозяйства
Курс: 2 с/ф
Группа ЭЛс-51
Зачетная книжка№ 001881
Адрес: г. Биробиджан,ул.Юбилейная 5/104
Проверил: ____________________
Биробиджан 2007
План:
Введение
1. Сущность содержания образования и егокомпоненты
1.1. Понятие содержания образования
1.2. Основные компоненты содержанияобразования
2. Сущность воспитания как педагогическогопроцесса
3. Обучение как способ организации педагогическогопроцесса
Список литературы
Введение
История человечествасвидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы(экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологическиеи др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе, сказываются на сфере образования.Например, в связи с экономическими трудностями, переживаемыми многими странами,в том числе и Российской Федерацией, уменьшается государственное финансированиесистемы образования, что ведет к ослаблению материально-технического оснащения учебно-воспитательныхучреждений, к снижению качества подготовки педагогических кадров. Или неблагоприятнаяэкологическая обстановка, царящая на планете, разрушающе действует на здоровье человекаеще до его рождения. В результате снижаются способности к обучению; возникает потребностьв создании образовательных учреждений коррекционного, компенсаторного, оздоровительногохарактера. В период войн, этнических конфликтов, которые вспыхивают то в одной,то в другой точке планеты, проблемы образования уходят на последний план перед угрозойсмертельной опасности, катастрофически падает сама возможность учиться в школе,посещать детский сад.
Но, с другойстороны, образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальноезначение образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что длявыхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимыглубокие изменения в сознании, поведении людей. Преобразовывать внутренний мир индивидана основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества,повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека – таковы функциисовременного образования. Социальная роль образования заключается в возможностиоказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовитьподрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности,учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.
Для каждогоотдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность.Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненногопути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашиваетее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении.В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности,осуществляется ее самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образованиячеловек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знанияи умения.
Отмечая особуюроль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорято несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнегоэтапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различныхсоциально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономическогопрогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки,техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимыйатрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характери содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже нестолько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность иответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребностьв образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизациясоциальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в томчисле для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.
Измененияв социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира,в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы.Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены:
на обновлениевсех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;
совершенствованиесодержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;
-улучшениеподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
В основугосударственной политики Российской Федерации в области образования положены идеигуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), ЗаконеРФ «Об образовании» (1992). В документах отмечается, что образование должно осуществлятьсяв интересах личности, общества и государства. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается,что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станетвысшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализацииэтой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности.
В качествеведущих принципов государственной политики в области образования в России законутверждает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей,жизни и здоровья человека, свободы развития личности; защиту национальных культур,культурных традиций народов России; общедоступность и др.
1. Сущность содержания образования и его компоненты
1.1. Понятие содержания образования
В процессеобучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основныхсредств и факторов развития. Оно представляет собой особый «разрез» образования,не затрагивающий технологию.
Традиционнаяпедагогика ориентирована на реализацию преимущественно образовательных функций школы.Содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний,умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательныхсил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержанияобразования.
При такомподходе в центре внимания находятся знания как результаты духовного богатства человечества,накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Знаниево-ориентированноесодержание образования способствует социализации личностного вхождению человекав социум. С этой точки зрения содержание образования является жизнеобеспечивающейсистемой.
Однако признаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания выступают абсолютнойценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентациинаучного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднегоученика и другим негативным последствиям.
В последнеедесятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированныйподход к выявлению сущности содержания образования.
При личностно-ориентированномподходе к сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденныеот личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержанияобразования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненныхпотребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становлениеее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.
Личностно-ориентированноесодержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья,способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином,семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности,творчества). При этом развитие природных, социальных и культурных начал осуществляетсяв контексте общечеловеческих, национальных и региональных ценностей.
Смена подходовк сущности содержания образования показывает, что содержание образования имеет историческийхарактер. Определяется оно целями и задачами образования на том или ином этапе развитияобщества. Под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научногознания меняется и содержание образования.
Известно,что образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людейв знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности. Накоплениеи углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологическойфункции знания, связанной с представлениями о вселенной, человеке, искусстве и др.Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направленияв различных культурах и цивилизациях.
В эпоху Возрожденияи в XVIII—XIX вв. в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепциицелостного развития личности и осуществляются попытки их реализации. Это подтверждаютШкола радости В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободногофизического и умственного развития; теория свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, предлагавшегов развитии ребенка следовать за спонтанными проявления его совершенной природы;идея И.Г. Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человекапутем вовлечения их в активную жизнедеятельность. Эти прогрессивные идеи явилисьтеоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как «новые школы» во Франции,в Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии, связывающие образование ивоспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных,отношениями между детьми и взрослыми. Постепенно идея развития целостной человеческойличности, возвращения человека к самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческуюценность, становится доминирующей в педагогике.
1.2. Основные компоненты содержания образования
Понятие содержанияобразования включает ряд компонентов. Можно выделить следующие компоненты содержанияобразования: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчестваи опыт отношений личности.
Когнитивныйопыт личности. Этот компонентвключает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности,усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира,вооружает диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности.Он по праву считается основным, поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленноедействие.
Знания какосновной элемент содержания общего образования – это результат познания действительности,законов развития природы, общества и мышления. В них выражается обобщенный опытлюдей, накопленный в процессе социально-исторической практики. Знания – это отражениясвойств вещей, предметов и явлений действительности, переработанные в категорияхчеловеческого опыта.
Содержаниеобразования включает в себя следующие знаний:
основныепонятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;
факты повседневнойдействительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;
основныезаконы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениямидействительности;
теории, содержащиесистему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях междуними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;
знания оспособах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;
оценочныезнания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.
Названныевиды знаний отличаются друг от друга функциями в обучении, а также используемымитехнологиями. Основные функции знаний могут быть сведены к следующим: средство созданияобщей картины мира, инструмент познавательной и практической деятельности, основацелостного научного мировоззрения.
Опыт осуществленияспособов деятельности (практический опыт). Знания о способах осуществления деятельности содержатся уже впервом компоненте содержания общего образования и базовой культуры личности. Ноодних знаний недостаточно. Нужно усвоить опыт их применения, т.е. умения и навыки,выработанные человечеством.
Внешние (практические)и внутренние (интеллектуальные) навыки и умения могут быть общими для всех учебныхпредметов (составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы и т.п.)и специфическими, формирующимися и проявляющимися только в рамках учебных предметов(решение физических или математических задач, постановка опытов по химии и т.п.).
К общеинтеллектуальнымумениям и навыкам вплотную примыкают общеучебные: конспектирование, аннотирование,работа с учебником, словарями, справочниками и т.п.
Таким образом,практический компонент содержания образования составляет система общих интеллектуальныхи практически умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельностейи обеспечивающих способность молодых людей к о хранению культуры. К этим видам деятельностиотносятся познавательная, трудовая, художественная, общественная, ценностно-ориентационная,коммуникативная.
Познавательная(учебная и внеучебная) деятельность расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению как одномуиз важнейших средств познания мира, развивает любознательность и формирует потребностьв самообразовании, способствует интеллектуальному развитию и систематическому овладениюнаучными знаниями.
Трудоваядеятельность направлена насоздание, сохранение и приумножение материальных ценностей (предметов культуры).Это может быть самообслуживающий, общественно полезный и производительный труд.Организация трудовой деятельности предполагает сочетание бескорыстной и оплачиваемойработы, что необходимо для формирования уважительного отношения к материальным ценностямкак средствам существования человека.
Художественнаядеятельность развивает эстетическоемироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению итонким эмоциональным отношениям, стимулирует художественную самодеятельность учащегося.
Общественнаядеятельность содействуетсоциализации личности, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активномупреобразованию действительности.
Ценностно-ориентационнаядеятельность направлена нарациональное осмысление учащимся общечеловеческих и этнических ценностей, осознаниеличной причастности к миру во всех его проявлениях, становление их как субъектовсоциальных отношений.
Коммуникативнаядеятельность представляетсобой, прежде всего, свободное общение в виде специально организованного досугаучащихся, когда их общение освобождено от предметной цели и когда содержанием ицелью деятельности становится общение с другим человеком как ценностью.
Важно заметить,что перечисленные виды деятельности оказывают и обратное влияние на содержание общегообразования, т.е., в свою очередь, выступают существенным источником его предметногонаполнения.
Опыт творческойдеятельности. Этот компонентсодержания общего образования и базовой культуры личности призван обеспечить готовностьшкольника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности.
Конкретноесодержание опыта творческой деятельности и ее основные черты проявляются в следующем:
самостоятельныйперенос знаний и умений в новую ситуацию;
видение новойпроблемы в знакомой ситуации;
видение структурыобъекта и его новой функции;
самостоятельноекомбинирование известных способов деятельности в новый;
нахождениеразличных способов решения проблемы и альтернативных доказательств;
построениепринципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных.
Черты творческойдеятельности проявляются не одновременно при решении той или иной проблемы, а вразличном сочетании с разной силой. В самом характере творческой деятельности заключената особенность содержания данного элемента базовой культуры личности, которая состоитв том, что для осуществления ее процедуры нельзя указать систему действий. Эти системысоздаютсясамим индивидом.
Опыт отношенийличности. Данный компонентпредставляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений.Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям.
Культурачувств – особый феномен, являющийся следствием социального развития человека. Опытотношений человека вместе со знаниями и умениями является условием формированиясистемы ценностей, идеалов, а в конечном итоге и мировоззрения личности. Все компонентысодержания общего образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умениябез знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенныхзнаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которойустанавливается то или иное отношение, о той деятельности, которая вызывает те илидругие эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.
Пока человек,зная нормы поведения, ведет себя как принято, но делает это равнодушно, его нельзясчитать воспитанным. Пока человек осведомлен о мировоззренческой идее, используетее для объяснения каких-либо явлений действительности, но не убежден в истинностиидеи и, следовательно, эта идея не вызывает в нем эмоционального отношения, до техпор она не является частью его мировоззрения, выступающего критерием образованностии воспитанности личности.
Предметныециклы содержания образования. Долгое время общееобразование понималось упрощенно, лишь как звено, предшествующее профессиональномуобразованию и являющееся базой последнего. Введение общеобразовательных предметовв профессиональных учебных заведениях (естественно-научных и гуманитарных, в томчисле физической культуры и иностранных языков) должным образом в теории содержанияобразования не рассматривалось.
Сегодня общееобразование может быть представлено, с одной стороны, как сквозная линия всей системынепрерывного образования, а с другой – как общеобразовательная подготовка человека,предшествующая профессиональной.
В последнемслучае в содержание общего образования входят основных цикла учебных предметов:естественнонаучный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки.
Предметыестественно-научного цикла (биология, физика, химия, математика и др.) дают знаниеосновных закономерностей развития природы, способов и средств их использования насамого человека. Математика, кроме того, вооружает формализованным языком выражениязависимостей в виде формул, чертежей, графиков. Это является действенным средствомразвития логического мышления учащихся.
Гуманитарныепредметы (история, литература,обществоведение, география, родной и иностранный языки и др.) помогают постичь законыобщественного развития, социальную природу самого человека. Важная роль в гуманитарномобразовании принадлежит художественным дисциплинам: изобразительному искусству,музыке и пению, ритмике. Они формируют эстетические и нравственные чувства, приобщаютк миру прекрасного, к творчеству по законам и нормам красоты.
Трудовоеобучение, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности укрепляют здоровье, формируют умения инавыки, необходимые будущему труженику и защитнику.
2. Сущность воспитания как педагогического процесса
Цель воспитанияреализуется, прежде всего, через содержание общего образования и содержание воспитаниякак специально организованной воспитательной работы, осуществляемой педагогами иродителями.
Содержаниевнеклассной воспитательной работы осуществляется на основе научных рекомендаций,разрабатываемых учеными в соответствии с социальным заказом. До 90-х гг. воспитательнаяработа в школах планировалась по направлениям: физическое воспитание (укреплениездоровья и привитие санитарно-гигиенической культуры), умственное воспитание (воспитаниесознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культурыумственного труда), формирование основ научного мировоззрения, политической сознательностии развитие общественной активности, нравственное воспитание, трудовое воспитание,формирование правосознания и гражданской ответственности, воспитание основ эстетическойкультуры и развитие художественных способностей. Такой подход был в 90-е гг. подвернутКритике за функционализм – искусственное разделение целостного Процесса формированияличности на деятельность по разным направлениям.
Однако вусловиях массового воспитания, каковым является учебно-воспитательный процесс вшколе, придумать что-то более рациональное чрезвычайно трудно. Тем более что разделениевоспитания на направления – всего лишь мысленная, умозрительная процедура. Ее задача– облегчить планирование воспитательной работы, при котором необходимо учесть повозможности все многообразие видов деятельности с воспитанниками, обеспечивающейразностороннее их развитие. Практическая работа по любому из направлений подразумеваетучет всех остальных, комплексное решение задач воспитания на каждом воспитательноммероприятии лишь с акцентом на какой-то одной, главной задаче.
Главный недостатокопределения содержания воспитания по направлениям все же не в функционализме, ав отсутствии личностной направленности. При таком походе индивидуальная цель воспитанияфактически утрачивает свою актуальность. В системе целей воспитания приоритет явноотдается общей цели, а не формированию индивидуальности. Поэтому в 90-е гг. в связис обострением внимания к проблемам развития индивидуальности при определении содержаниявоспитательной работы большое внимание стали обращать на совокупность личностныхкачеств воспитанника, которые необходимо формировать у него в соответствии с общейцелью воспитания.
Еще Я.А.Коменский утверждал, что все добродетели должны быть внедряемы воспитанникам. И,прежде всего основные, «кардинальные»: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.С позиций современных представлений о человеке как существе социальном и субъектеобщественных отношений можно условно выделить пять интегративных свойств личности,определяющих своеобразие характера человека. На них можно ориентироваться при конструированиисодержания воспитания. Это такие свойства, как активность (смелость, инициативность,трудолюбие, чувство долга, воля, принципиальность, дисциплинированность), чуткость(сочувствие, милосердие, сознательность, щедрость, честность, доброта), скромность(вежливость, выдержка, терпимость, смирение, совестливость, бережливость), образованность(любознательность, эрудиция, сообразительность, эстетичность, культура поведенияи труда), благородство (достоинство, мужество, великодушие, верность, честь, стойкость).
Следует отметить,что до самого последнего времени ни в планировании, ни в практике воспитания фактическине было прямого обращения к чертам характера, которые определяют своеобразие личности– индивидуальности, хотя развитие индивидуальности на основе личностного подхода(личностно-ориентированного воспитания) и провозглашается приоритетным направлениемв воспитании, несмотря на то, что в свое время А.С. Макаренко и особенно В.А. Сухомлинскийв своих трудах настойчиво обращали на это внимание.
В конце 90-хгг. Н.Е. Щуркова разработала общую модель программы воспитания, которая состоитиз шести разделов:
формированиеценностного отношения к Природе как общему дому человечества;
формированиеценностных отношений к нормам культурной жизни (гигиена, право, экономика, экологияи т.д.);
формированиепредставлений о человеке как субъекте жизни и высшей ценности на Земле (виды деятельности,профессии, семья, общение, достоинство и др.);
формированиеценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (Родина, государство,прошлое и настоящее);
формированиеобраза жизни, достойной Человека (ориентация на истину, добро, красоту);
формированиежизненной позиции, развитие способности индивидуального выбора жизненного пути.
В настоящеевремя в воспитательной практике конкретные программы воспитательной работы разрабатываютсявесьма индивидуально: нет единой установки в виде определенного плана. В педагогическихколлективах школ принимается та или иная схема плана воспитательной работы. В неми раскрывается содержание воспитательной деятельности с учащимися. Однако традиционныенаправления, предусматривающие формирование положительных качеств личности и определенныхотношений к различным сферам деятельности, сохраняются в явной или завуалированнойформе. Изменяется их соотношение в каждом отдельном случае. В планах и на практикенеизбежно предусматривается работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся,воспитанию нравственности, приобщению их к миру прекрасного, экологическому, экономическомуи правовому воспитанию, профессиональной ориентации.
Воспитаниев процессе обучения и воспитание во внеурочное время тесно связаны между собой.Отдельно, вне тесной связиэтих процессов и их взаимного влияния процесс воспитания в целом и его содержаниене существуют. Главная сфера их непрерывного взаимного влияния и взаимообусловленности– чувства, эмоции воспитанника, его психика, сознание. Сознание воспитанника – этоне кладовая, в которую складываются знания, умения, впечатления, получаемые в разныхсферах жизни и деятельности. Сознание формируется в деятельности на уроках и внеих, отбирает и перерабатывает фрагменты содержания, предлагаемые разными источниками,трансформируя и превращая их в содержание «для себя» или игнорируя и отвергая их,оставляя лишь формально существующими (на бумаге, в планах воспитателей). В этом,в частности, проявляется субъектность воспитанника. Эмоции, чувства и знания, актуальныево внеурочное время, – не посторонние во время урочной работы. Точно так же, каки знания, и эмоции, вызванные в процессе обучения, актуальны для личности в сферахее внеучебной жизнедеятельности.
Поэтому,рассматривая содержание воспитания, следует иметь в виду, что это – содержание всегопедагогического процесса, выражение общей цели воспитания, которая достигается врезультате реализации системы частных целей, тесно связанных между собой. Возможно,что четыре элемента содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творчества,отношения), дополненные еще одним – воспитательной работой по формированию характера,будут в достаточной мере отражать ту цель воспитания, которая соответствует современнойсоциальной ситуации: воспитывать личность – индивидуальность с присущим ей характером,волевыми качествами, особенностями восприятия окружающей действительности и участияв ее преобразовании и в то же время воспитывать ответственного гражданина, отвечающеготребованиям условий социальной жизни.
3. Обучение как способ организации педагогического процесса
Обучение— самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражаявсе существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленностьна всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон),обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложными многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальнойдействительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания,управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценноеусвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческихспособностей.
Познавательнаядеятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практическойдеятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельностии социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд,ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), атакже путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе(экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущейтолько человеку учебно-познавательной деятельности или учении.
Обучениевсегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе.Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления,орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников.Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своейцелью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов,процессов и явлений окружающей действительности.
Обучение,как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогическийпроцесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обученияидет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания:от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение несводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс,в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся):преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, таккак учитель не может ограничиться только изложением знаний — он развивает и воспитывает,т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.
Успех обученияв конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию,осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемогопознания, субъект педагогического процесса.
Список литературы:
1.Лихачев Б.Т. Воспитательные аспектыобучения. – М., 1979.
2.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций.– М.: Прометей, Юрайт, 1998.
3.Педагогика. Учебное пособие для студ.пед. вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: РПА, 1996.
4.Педагогика: Учебное пособие для студентовпедагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко,Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 2000.
5.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс:Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1: Общие основы.Процесс обучения.
6.Психология и педагогика. Учебное посбиедля вузов / Под ред. А.А. Радугина, Е.А. Кроткова – М., 1996.
7.Российская педагогическая энциклопедия– М., Т 1, 2, 1993 – 1999 гг.
8.Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие.– М.: Юристъ, 1997.