Реферат по предмету "Психология"


Направленность личности

Тема
Направленностьличности

План
1.   Мотивация,ее виды и волевые процессы
2.   Самооценкаи самоотношение
3.   Я-концепцияличности

1. Мотивация, ее виды и волевые процессы
Мотивация как ведущий фактор регуляции активностиличности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес длявсех людей. Но особенное значение в этом плане психология мотивации имеет дляпредставителей профессий так называемого социономического типа, где главнымобъектом труда является человек (врачи, педагоги, менеджеры, руководители ит.д.). По существу, никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком(в том числе социально-педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком,юношей) невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективноабсолютно одинаковыми поступками, действиями человека могут стоять совершенноразличные причины, т.е. побудительные источники этих действий, их мотивацияможет быть абсолютно разной.
Общее положение о связи мотивов с категорией«потребность» в большинстве случаев является не дискуссионным, хотя иногда издесь имеются разночтения. Так, радикальным, по первому впечатлению, являетсяутверждение о том, что потребности не являются мотивами. Однако раскрывая этоттезис, обычно настаивают на признании того, что мотивом являются не самипотребности, а предметы и явления объективной действительности. Это положение ужене кажется столь радикальным.
Мотив — внутреннее побуждение личности к тому илииному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной судовлетворением определенной потребности.
В теории мотивации, разрабатываемой в отечественнойпсихологии, принято считать, что, говоря о мотивах, следует иметь в виду именноопредмеченную потребность. Таким образом, резкое противопоставление категорий«потребность» и «предмет» в вопросе о мотивах вряд ли целесообразно. Авторпсихологической концепции деятельности А.Н. Леонтьев отмечал, что предметдеятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, ноглавное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той илииной потребности.
Желая поскорее подытожить всегда несколько скучноватыеобсуждения дефиниций, сформулируем простое рабочее определение. Итак, под мотивомбудем понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности(деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определеннойпотребности.
В качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересыличности, убеждения, социальные установки, ценности, но при этом мыпредполагаем, что за всеми этими причинами все равно стоят потребности личностиво всем их многообразии (от витальных, биологических до высших социальных).
Мотивационная сфера личности — совокупность стойкихмотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.
Известный американский психолог А.Маслоу сформулировалпозитивную теорию мотивации, при построении которой были учтены эмпирическиеданные, полученные как клиническим, так и экспериментальным путем. По мнениюсамого Маслоу, эта теория, продолжая функционалистскую традицию Джемса и Дьюи,вобрала в себя лучшие черты холизма Вертхаймера и Гольдштейна, а такжединамического подхода Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера.
В рамках своей теории Маслоу выделяет пять базовыхпотребностей. Между ними устанавливается достаточно четкая иерархия. Крометого, заметим, что выделяются еще две потребности, статус которых описываетсяне столь определенно, что дает основания различным авторам (Хекхаузен, 1986;Ильин Е.П., 2000; Квин, 2000) помещать их на разные ступени иерархии.
личностьпотребность мотивация

/>
Рисунок1 — Базовые потребности личности и иерархия (по А.Маслоу)
1. Физиологические потребности.
При выделении физиологических потребностей Маслоуопирается на концепцию гомеостаза, суть которой состоит в том, что организмсовершает определенные действия, направленные на поддержание определенноговнутреннего постоянства. Это постоянство связано, например, с необходимостьюподдержания солевого, белкового, кислотно-щелочного балансов, а также спостоянством температуры тела. Этот список можно, безусловно, продолжить,вспомнив о гормонах, витаминах и т.д. Таким образом, физиологическиепотребности связаны с удовлетворением потребности в пище, воде, с поддержаниемтемпературного баланса, удовлетворением сексуальных потребностей. По мнениюавтора теории, физиологические потребности — самые мощные, самые насущные извсех потребностей, и до тех пор, пока они не удовлетворены, потребности болеевысокого уровня, социальные потребности, как правило, не будут актуализированы.
2. Потребность в безопасности.
После удовлетворения физиологических потребностей напервый план выходит потребность в безопасности. Потребность в безопасности — это свобода от страха, тревоги и хаоса; это потребность в стабильности изащите; в структуре, порядке, законе. Актуализация потребности в безопасности,ее доминирование на конкретном этапе означает, что именно удовлетворению этойпотребности будет подчинено все поведение личности. Также как и в случае сфизиологическими потребностями, здесь можно сказать, что все будет инструментомобеспечения безопасности: ум, память и все прочие способности будут направленына достижение этой цели.
В нормальном обществе у человека (имеется в видуздоровая личность, без психопатологии) потребность в безопасности редковыступает как активная сила. Эта потребность доминирует лишь в критических,экстремальных ситуациях, каковыми являются войны, стихийные бедствия,социальные кризисы, вспышки преступности. В отсутствие таких экстремальныхобстоятельств, при нормальном течении событий потребность в безопасностипроявляется только в мягких формах, например в желании устроиться на работу всолидную, стабильную фирму или в откладывании денег на «черный день» и т.д.
3. Потребность в принадлежности и любви.
После того как удовлетворены потребности двухпредыдущих уровней, актуализируется потребность в принадлежности, любви,привязанности. Она включает в себя стремление к общению, принадлежности ксоциальной группе, желание дружеских отношений и любви. Существует мнение(Маслоу A., 1970), что стремительное развитие «групп встреч» идругих групп личностного роста как метода психологической помощи современному«цивилизованному» человеку, связано с неутоленной жаждой искреннего, открытогообщения, с потребностью в близости, в принадлежности, со стремлением преодолетьчувство одиночества и изоляции, преодолеть утрату глубины понятия «дружба».
4. Потребность в признании.
Эта потребность включает в себя как желания истремления, связанные с понятием «достижение» (рост личностной значимости,уверенности, самоуважения), так и достижение уважения других (завоеваниестатуса, признания, престижа). Удовлетворение этой потребности порождает уличности чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы,чувство собственной необходимости и полезности в этом мире. Неудовлетворениеэтой потребности вызывает чувство слабости, униженности, беспомощности. Врезультате запускаются компенсаторные и невротические механизмы (Шур Э., 1977;Реан А.А., 1993, 1999).
5. Потребность в самоактуализации.
Самоактуализация в рамках данной концепциирассматривается как стремление к самовоплощению человека, к актуализациизаложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением кидентичности. Почти в афористичной форме суть этой потребности можетформулироваться так (Маслоу, 1999): человек обязан быть тем, кем он может быть;человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе.Совершенно очевидно, что потребность в самоактуализации у разных людей можетвыражаться по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другойстремится достичь спортивных высот, третий актуализирует себя в научном илихудожественном творчестве и т.д. Общая тенденция состоит в том, что человекначинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, какудовлетворит потребности нижележащих уровней.
Позднее, уже вслед запредложенной пятистадиальной моделью потребностей и после описания потребностив самоактуализации, Маслоу представляет еще две потребности: потребность впознании и понимании, а также эстетические потребности. Эти две потребности онтакже относит к базовым, фундаментальным. Мы уже отмечали выше, что статус этихпотребностей описывается не столь определенно. Несмотря на то, что они описаныуже после потребности в самоактуализации, по своему смыслу в иерархическом рядуони, очевидно, занимают место, предшествующее самоактуализации. В интерпретациинекоторых авторов потребность в познании и понимании включается в составпотребности в самоактуализации.
Потребность в познании ипонимании. Стремление к познанию и пониманию есть когнитивная потребностьчеловека. Эта потребность связана со стремлением к истине, влечением к непознанному,таинственному, необъясненному. Реализация когнитивной потребности не сводитсятолько к приобретению новой информации. Человек стремится также к пониманию, ксистематизации, к анализу фактов и выявлению взаимосвязей между ними, кпостроению некой упорядоченной системы ценностей. Взаимоотношения междууказанными двумя стремлениями иерархичны, т.е. стремление к познанию всегдапредшествует стремлению к пониманию (Маслоу, 1970). Когнитивная потребностьотносится к базовым потребностям человека, на что указывают прямо или косвеннорезультаты различных исследований и клинические данные. Фрустрация когнитивныхпотребностей может стать причиной серьезной психопатологии (Маслоу, 1968,1970).
Эстетические потребности.Описание этой группы потребностей, в сравнении со всеми предыдущими, отличаетсянаибольшей диффузностью и неопределенностью. По мнению Маслоу, эстетическиепотребности обнаруживаются практически у любого здорового ребенка и взрослогочеловека. Свидетельства существования этих потребностей можно обнаружить влюбой культуре, на любой стадии развития человечества, начиная с первобытныхплемен.
С древнейших времен мыслителипытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Однисчитали, что стремление к удовольствию является основным побудителем (учениегедонизма). Другие находили, что исполнение долга составляет смысл жизни(И.Кант). Некоторые ученые пытались выводить, поведение человека избиологических влечении (3.Фрейд), другие из «социальных» стремлений кгосподству или подчинении (А.Адлер). Такое одностороннее понимание побужденийискажает картину человеческой личности.
Направленность — это сложноепсихическое свойство личности, представляющее собой систему побуждений, котораяопределяет избирательность отношений и активность человека.
Качественнымихарактеристиками направленности личности являются: уровень ее духовной иинтеллектуальной зрелости, широта, интенсивность, устойчивость, действенность.
Практически никто из исследователейне возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, еесистемообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность — система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей,убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д.), определяющая поведение личности визменяющихся внешних условиях. Направленность оказывает организующее влияние нетолько на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента),и на психические состояния (например, преодоление отрицательных психическихсостояний с помощью положительно доминирующей мотивации) и познавательные,эмоциональные, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивация вразвитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности).
Направленность наряду с доминирующимимотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности,симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различныхформах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можноговорить о направленности морально-политической (либеральной иликонсервативной), профессиональной («гуманитарной» или «технической») и бытовой (человекдля дома, для семьи или «для друзей и подруг»). Направленность личностихарактеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью идейственностью. Большинство психологов полагает, что человек личностью нерождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формированияи развития личности. Правильнее, видимо, считать, что личность — не просторезультаты биологического созревания или матрица специфических условий жизни,но субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенноприобретает (или не приобретает) личностные черты.
Сегодня вопрос о направленностиличности, ее потребностях, мотивах, интересах недаром ставится на первое место.Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольностремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер.Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы также как быспрашиваем: «Чего ты хочешь?», «Что ты можешь?», «Что ты есть?».
Направленность личности — этосовокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей иустремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность,достижение относительно сложных жизненных целей.
Направленность всегдасоциально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения ивоспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой,профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением,занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например,изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом идр.).
Во всех этих видахчеловеческой активности направленность проявляется в особенностях интересовличности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастияхи установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах идр.:
- влечение — недостаточно полноеосознанное стремление к достижению чего-либо. Нередко в основе влечения лежатбиологические потребности индивида;
- склонность — проявлениепотребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональномпредпочтении того или иного вида деятельности или ценности;
- идеал (от греч. идея, первообраз) — образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремленияхиндивида. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика,а также морфологические характеристики конкретного человека или черты еголичности;
- мировоззрение — система взглядов ипредставлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе.Мировоззрение каждого человека определяется его общественным бытием иоценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов иидеологических воззрений, принятых в обществе.
Сочетание мышления и воли,проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззренияв убеждения:
- убеждение — высшая форманаправленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать всоответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональныхпереживаний и волевых устремлений;
- установка — готовность индивида копределенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Онапроявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию,осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, еговзгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественнойжизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативнойили нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметоввоспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной — эти же признакивоспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемыедля данного человека.
Выделяют три основных виданаправленности личности: личная, коллективистическая и деловая.
Личная направленность — создается преобладанием мотивов собственного благополучия,стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает,занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, напотребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу,которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможностьудовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.
Направленность на взаимныедействия — имеет место тогда, когдапоступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживатьхорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляетинтерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешномувыполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповойзадачи и его фактическая помощь может быть минимальной.
Деловая направленность — отражает преобладание мотивов, порождаемых самойдеятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление кпознанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремитсяк сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтомустарается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполненияпоставленной задачи
Установлено что лица снаправленностью на себя имеют такие черты характера:
- больше заняты собой и своимичувствами, проблемами;
- делают необоснованные и поспешныевыводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях;
- пытаются навязать свою волю группе;
- окружающие в их присутствии нечувствуют себя свободно.
Люди с направленностью навзаимные действия:
- избегают прямого решения проблемы;
- уступают давлению группы;
- не высказывают оригинальных идей инелегко понять, что такой человек хочет выразить;
- не принимают на себя руководство,когда речь идет о выборе задач.
Люди с деловойнаправленностью:
- помогают отдельным членам группывыражать свои мысли;
- поддерживают группу, чтобы онадостигла поставленной цели;
- легко и доступно излагают своимысли и соображения;
- берут в свои руки руководство,когда речь идет о выборе задачи;
- не уклоняются от непосредственногорешения проблемы.
Характер — приобретенные вконкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой,составляющие тип ее жизнедеятельности.
Своеобразие характера каждогочеловека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферойличности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами.
Деятельность и поведениечеловека направляются устойчивой системой отношений. Если у животных мотивацияповедения постоянно изменяется в зависимости от состояния организма и внешнихусловий, то деятельность человека направляется устойчивой системой отношений.Поэтому черты характера определяются и классифицируются, прежде всего, взависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношенийчеловека к различным явлениям действительности.
Эта сфера личности объединяетв себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки,влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение. Системаотношений личности является основным ее качеством. Фундаментом, на которомнадстраивается система отношений человека, являются потребности.
Вся система отношенийличности, ее направленность являются мотивационно-регуляционной подструктуройличности, определяющей общие особенности ее поведения.
Система устойчивых отношенийличности подразделяется на следующие группы:
1. Отношение человека кобществу, микросреде, к отдельным людям.
2. Отношение человека ксамому себе — его самосознание.
Самосознание имеет своюструктуру — систему самоотношений, которая определяется способностью личности ксамопознанию.
3. Отношение к труду и другимвидам деятельности.
4. Отношение к вещам какпродуктам человеческого труда.
Наряду с вышеуказаннымподразделением отношений личности по содержанию различаются свойства этихотношений, которые также проявляются в виде отдельных качеств характераличности.
Различаются следующиесвойства отношений личности.
1. Социальная значимостьотношений человека, уровень их общественной ценности, который определяетморальные качества человека, нравственность его повседневного поведения,соответствие направленности личности прогрессивным социальным идеям.
2. Разнообразие потребностейличности, широта ее интересов и осознание центральных стержневых интересов,которые определяют целеустремленность личности.
3. Степень устойчивостиотношений, определяющая последовательность и настойчивость личности вдостижении цели — цельность характера.
Широкая система взглядов,представлений и понятий об окружающей действительности, знание основных еевзаимосвязей представляет собой высшую мотивационно-ориентировочную основуповедения личности — ее мировоззрение. Особенностями мировоззрения какважнейшего характерологического свойства личности является степень егоосознаваемости, целостность и научность. Развитое мировоззрение — показательзрелости личности.
С мировоззрением связаноформирование системы убеждений — устойчивого мотивационного образования, вкотором знания синтезируются с чувствами, с глубокой верой в них. Убеждения — это знания, ставшие принципом деятельности.
Отношения личностиформируются на основе ее знаний, представлений, жизненного опыта. Такимобразом, опыт личности, система ее знаний являются важнейшей подструктуройхарактера.
Другой подструктуройхарактера являются многообразные обобщенные навыки поведения и деятельности. Характерявляется индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентаций ирегуляционных особенностей личности.
Различаются черты характера итипы характеров. Черты характера выражаются в отдельных общих особенностяхповедения, а тип характера — в общих способах взаимодействия со средой.Многообразные черты характера объединяются в следующие группы.
1.  Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологическиеособенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности иповедения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность,решительность, настойчивость и др.
2.  Эмоциональные черты характера — устойчивыеиндивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанногорегулирования поведения.
3.  Интеллектуальные черты характера — устойчивыеиндивидуально-типологические особенности умственных способностей.
Характер каждого человекапредставляет собой богатейшую палитру красок, тонов и полутонов, неповторимое,уникальное своеобразие. Но главное в человеке — это его центральные жизненныеустремления и способности к их реализации.
Исполнительская же сфераличности — особенности ее сознательной саморегуляции, определяются волевымикачествами личности. Но различные волевые качества личности могут быть развитыв неодинаковой степени. Так, большая сила характера может сочетаться снекоторой его неуравновешенностью, твердость характера — с недостаточной егоцелеустремленностью и т.д. Это зависит от обстоятельств жизни, от техтребований, которые преимущественно предъявлялись к человеку на его жизненномпути.
Наряду с отдельными чертамихарактера можно выделить общий способ адаптации личности к действительности — тип характера человека. При определении типа характера выделяется тосущественно общее в характерах отдельных групп людей, которое определяет стильих жизнедеятельности, способ адаптации к окружающей среде.
Типы характера:
1. Гармонически целостный тип, хорошоадаптируемый в различных ситуациях. Этот тип характера отличается устойчивостьюотношений и в то же время высокой приспособляемостью к окружающей среде. Учеловека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желаниясовпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальныйчеловек.
2. Внутренне конфликтный тип, новнешне согласованный со средой. Этот тип характера отличается противоречивостьюмежду внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь стребованиями среды, осуществляется с большим напряжением.
3. Конфликтный тип с пониженнойадаптацией. Этот тип характера отличается конфликтностью между эмоциональнымипобуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладаниемотрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств.
4. Вариативный тип, адаптирующийся клюбым условиям в результате неустойчивости позиций, беспринципности. Этот типхарактера свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствииустойчивого общего способа поведения. Бесхарактерность, постоянноеприспособленчество к внешним обстоятельствам является суррогатом пластичностиповедения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, соспособностью учитывать обстоятельства. Для достижения своих основных целей, неотступая при этом от социально положительных норм и требований.
Чтобы узнать человека, оченьважно разобраться в том, что он успел сделать на своем жизненном пути как членобщества. Но еще важнее понять, к чему он стремится и во имя чего; чего, по егомнению, он не успел еще добиться и каким образом достичь поставленной цели. Всеэто определяет направленность личности, т.е. ее интересы и склонности, идеалы,мировоззрение и убеждения, являющиеся одновременно и мотивами деятельности. Всеэти виды направленности в своей структуре всегда содержат потребности,установки и отношения. Формирование коммунистической направленности учащегосядолжно пронизывать всю воспитательную работу с ним.
Характеризуя направленностьличности в целом, нужно обращать внимание на следующие ее общие качества.
Уровень — это общественнаязначимость направленности человека. Только общественно значимые цели,побуждающие его к деятельности, могут обеспечивать высокий уровеньнаправленности его личности и тем положительно влиять на другие ее качества. Вобщественной направленности человека проявляется его моральный облик. Высокийуровень общественной направленности называют идейностью личности, формируемой впроцессе коммунистического воспитания.
Широта направленности недолжна становиться дилетантством, разбросанностью, когда человек необоснованноначинает считать себя всезнайкой. Среди широкой направленности, большого кругаинтересов должен быть центральный, главный, интерес, направленный напрофессиональную деятельность, выполняемую личностью.
Интенсивность направленностисвязана с ее эмоциональной окраской. Она может иметь весьма большой диапазонвыраженности, колеблясь от смутных, нечетких влечений, через осознанные желанияи активные стремления до полной убежденности.
Устойчивость направленности личностихарактеризуется ее протяженностью во времена. Это качество направленностиличности в первую очередь связано с настойчивостью как проявлением воли. Действенностьнаправленности личности определяет активность реализации целей направленности вдеятельности.
Сочетание мышления и воли впоступках человека приводит к переходу мировоззрения в убеждения как высшуюформу направленности личности. Мировоззрение и убеждения учащегося определяютего моральные качества.
Мораль — понятие, обобщающееотражения в общественном и индивидуальном сознании нравственных явлений.Моральные свойства личности, моральные убеждения, моральные чувства — отражениенравственных норм и вместе с тем регулятор нравственных поступков даннойличности. Нашему обществу свойственна коммунистическая мораль, лежащая в основекоммунистического воспитания.
Моральные качества весьмаотчетливо проявляются, в совести личности. Совесть — нравственная самооценкачеловеком своих поступков. Спокойная совесть, угрызения совести — эти чувствавозникают у человека при сравнении своих поступков с принятыми им нравственнымипринципами и нормами поведения. Надо различать учащихся, морально невоспитанныхи неправильно морально воспитанных, аморальных.
Бессовестный в точном смыслеэтого слова — человек, знающий нравственные нормы общества, в котором он живет,считающий их правильными, но только для других, а не для себя, и потому неиспытывающий угрызений совести при самооценке своих поступков, противоречащихизвестным ему нравственным нормам. В отличие от бессовестного безнравственныйне считает эти нормы обязательными ни для себя, ни для других, хотятеоретически знает их.
Совесть тесно связана состыдом. Стыд — это моральное чувство, переживаемое как унижение, тягостноебеспокойство, неудовлетворенность собой, сожаление о совершенном поступке иосуждение его. Стыд может возникнуть и при воспоминании о содеянном, причем как«за себя», так и «за других». Чувство стыда наиболее отчетливо проявляется взастенчивости как черте личности, определяемой повышенной стыдливостью, аотсутствие его — в бесстыдности.
Моральный облик человекараскрывается в его поступках. Иногда одного поступка достаточно, чтобы увидетьморальный облик учащегося. Но, как правило, он раскрывается только всопоставлении поступков, совершаемых в различных областях деятельности.
Некоторые мотивы отличаютсяотносительной устойчивостью и, доминируя в мотивационной сфере личности,определяют ее направленность, которая во многом сказывается на судьбеконкретного человека.
Направленность всегда социальнообусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания,выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой,профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением,занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например,изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом идр.).
2. Самооценка и самоотношение
Психологический обликчеловека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так иприобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной идуховной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразиеличности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. [Дубровина И.В.,2001]
Если перед человеком встаютсложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственныхпереживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этихотношений. А это возможно сделать, только поняв всю сложность и тонкостьпсихического мира человека.
Наше умение разбираться всвоем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудные жизненныепроблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек, зная о своихположительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы инивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение, а такжеболее сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другогочеловека,
В индивидуальности личностивыделяются базовые свойства — ее самооценка, темперамент, характер, способностичеловека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных иприобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенныйстиль поведения и деятельности личности.
Самооценка — это нравственнаяоценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одноиз проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность ксамооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мересознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываютсяобществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам наоснове оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому в плане самооценкичеловек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своегоимени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой онпринадлежит и субъективно относит себя. В морали самооценка и оценка со стороныдругих неразрывно связаны между собой. Можно сказать так: самооценка естьоценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения,или, говоря по-другому, собственная оценка личности, которую она считаетнеобходимой возвести во всеобщий масштаб.
Благодаря способности ксамооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельнонаправлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя. Известныхавтор книг по психологии Т.А. Рытченко приводит такое определение самооценки;«На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностноеотношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагаетоценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненныхцелей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей».Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия ссобой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающиенашу жизнь, на самом деле определяются фундаментальными убеждениями человека осебе.
Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному,предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать наразвитие событий.
На основе завышеннойсамооценки у человека возникает идеализированное представление о своейличности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственныхошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становитсяжестким, агрессивным, неуживчивым.
Явно заниженная самооценкаведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможностиреализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собойболее низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значениенеудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе.Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновениюкомплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде — глаза отводит всторону, хмур, неулыбчив.
Причины подобной самооценкимогут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительскомвоспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека,рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу длянизкой самооценки.
Низкая самооценка имеет многоформ pi проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного,потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такогочеловека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии,разводы (многие из них — результат низкой самооценки одного или обоихпартнеров).
Адекватная же самооценкаличностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующийуровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению инеодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюдавывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основесамопознания.
Формирование и развитиепозитивной самооценки — это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь,Позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируему себя привычку ожидания негативных факторов,
Свою жизнь можноусовершенствовать только тогда, когда мы сами, а не случай программируем своеподсознание и мышление. Итак, формирование позитивной самооценки — главнаяжизненная установка для каждого из нас.
Первая составляющаясамоуважения — это чисто эмоциональный элемент, то, как и что вы чувствуете осамом себе, отдельно и вне зависимости от кого-либо или чего-либо еще. Втораясоставляющая вашего самоуважения определяется ощущаемым вами уровнемкомпетентности в том, что вы делаете. Это то, как вы представляете себе,насколько хорошо вы справляетесь с важными областями своей жизни. Этоназывается самоуважением, основывающимся на свершениях, и это является существеннымэлементом вашей личности.
Когда вы чувствуете, чтосильны в своей области, что хорошо с этим справляетесь, вы наслаждаетесьвысоким самоуважением. Это чувство укрепляет остальные составляющиесамоуважения, ваше ощущение собственной значимости. Если вы хорошо делаетедело, вы чувствуете себя хорошо; если вы чувствуете себя хорошо, вы хорошоделаете дело. Одно зависит от другого.
В силу того, что ваши личныевзаимоотношения являются основополагающими в вашей жизни для того, чтобы вымогли наслаждаться непреходящим чувством самоуважения, вы должны в своем сердцезнать, что способны вступить и поддерживать позитивные, здоровые иконструктивные, насыщенные любовью взаимоотношения с другим человеком.
Ощущение дефектности илинекомпетентности в своих взаимоотношениях с другими подрывает ваше самоуважениеи самоуверенность. Ваш успех во взаимоотношениях с важным для вас человекомукрепляет ваше самоуважение. Успешность общения с другими заставляет васчувствовать себя более компетентным и завершенным и высвобождает вас дляпреуспевания в других областях вашей жизни.
Существует прямая взаимосвязьмежду качеством ваших взаимоотношений и вашим уровнем самоуважения исамоодобрения. Вы можете нравиться себе самому только в такой степени, в какойвы полностью одобряете сами себя, а то, насколько вы нравитесь себе, в большойстепени определяется тем, насколько вы — как чувствуете — одобряетесь другимилюдьми.
Большинство из нас растет приусловном одобрении, а часто и при неприятии и осуждении со стороны наших родителей.Став взрослыми, мы ищем безусловной любви и одобрения со стороны других иглавным образом со стороны одного особенного человека, чтобы компенсировать то,чего, как мы чувствуем, были лишены в детстве. От этого зависит наше ментальноездоровье. Вы никогда не можете искренне испытывать симпатию к самому себе дотех пор, пока не одобрили себя полностью, пока не согласились со своими исильными чертами, и слабостями. А ключ к одобрению самого себя — в том, чтобыбыть безусловно одобренным по крайней мере еще одним человеком, которого выуважаете и которым восхищаетесь и даже, более того, — которого любите. Толькотогда, когда кто-то другой принимает вас «без прикрас и полностью», вы можетерасслабиться и принять самого себя как значительную и стоящую личность.
Для того чтобы испытыватьсамоодобрение, вы сначала должны развить самосознание. Вам нужно понять, почемувы думаете, чувствуете и действуете именно так, как это есть. Вам необходимоосознать влияние формирующего опыта вашей жизни. Вам необходимо понять, как ипочему вы стали такой личностью, которой являетесь сегодня. Только когда выдостигнете высокого уровня самосознания, вы сможете двигаться к более высокомууровню самоодобрения. Прежде чем сможете одобрить самих себя, вы должны лучшеосознать, кто вы есть на самом деле. И только обладая высоким уровнемсамоодобрения, вы можете наслаждаться самоуважением — ключом к тому, чтобы бытьсчастливой, здоровой личностью.
Самосознание, в свою очередь,основывается на самораскрытии. Вы можете правильно понимать самих себя только втакой степени, в какой способны раскрыться или поделиться о себе с еще покрайней мере одним человеком. Соответствующее самораскрытие означает, что выможете рассказать кому-то еще, кому вы полностью доверяете, то, что вы думаете ичувствуете, не опасаясь неодобрения или неприятия.
Для того чтобы честно раскрытьсебя другому человеку, мы должны доверять этому другому. Нам нужно знать, чтодругой человек заботится о нас и что он не будет осуждать нас или порицать зачто-то, что мы сказали или сделали в прошлом. Великая эмоциональная проблема XXвека — это вина. Чувство вины возникает от ощущения никчемности, появляющегосяв результате деструктивной критики и ошибок, которые, как вы чувствуете,сделали в прошлом. Большинство из нас сделали или сказали вещи, о которыхсожалеют. Мы причиняли боль другим людям, и мы сожалеем об этом. Мы можемначать освобождать себя от этих негативных ощущений тем, что расскажем кому-нибудьдругому о том, что мы делали или говорили. Эта форма очищения, освобождает наси позволяет нам ладить с самим собой весь остаток нашей жизни. Раскаяние нетолько полезно, но и существенно для души, для продолжительного счастья.
Честное самораскрытие иногдабывает жутким. Оно требует, чтобы мы предприняли усилие, которое делает васуязвимыми. Но это — базисное требование для ментального здоровья. Когда мыоткрыто и честно раскрываем свои мысли и чувства другому человеку, мы лучшепонимаем сами себя. Мы яснее осознаем, кто мы есть на самом деле, видим себя исвою жизнь в лучшей перспективе. Коль скоро мы становимся болеесамосознательным, мы становимся и более самоодобряющими. Когда мы безусловноодобряем сами себя, мы наслаждаемся более высоким уровнем самооценки исамоуважения. Мы лучше чувствуем себя во всем, что мы делаем. Мы освобождаемсебя от негативных ощущений, которые могут сдерживать нас и держать вподчинении. Благодаря caмopaскрытию мы можете снимать тяжесть с сердца и жить владу с самим собой.
3. Я-концепцияличности
 
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей. Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.
Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция — понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р. Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: Я-концепция — это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.
«Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:
1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.
2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.
3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти.
Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.
Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом, которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы.
На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой — осознает себя как один из элементов действительности, У. Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я (Self) рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Ясознающее (I) и Я-как-объект (Me). целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт, а другая — содержание этого опыта (Я-как-объект). Однако не следует забывать об условности такого разграничения, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью. Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти элементы настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое.
Я-как объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно. Как мы видим из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя.
В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:
1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая). Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).
Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:
1. Образ Я — представления индивида о самом себе.
2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие Я-концепции.
1. Когнитивная составляющая Я-концепции или Образ Я. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Конкретные способы самовосприятия, ведущие к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными. Описывая самого себя человек прибегает обычно к помощи прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «красивый» и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия. Эти характеристики: атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и т.п. можно перечислять до бесконечности. Все они составляют иерархию по значимости элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания — это способ охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого себя, насколько объективна его самооценка, об истинности образа Я правомерен относительно его когнитивного компонента, причем и здесь нужно учитывать, что всякая установка — не отражение объекта самого по себе, а систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий. Этим объясняется выделение второй составляющей Я-концепции.
2. Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции или самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Самооценка подразумевает под собой «известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам». Самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности: — оценка других людей; — круг значимых других или референтная группа; — актуальное сравнение с другими; — сравнение реального и идеального Я; — измерение результатов своей деятельности. Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.
3. Поведенческая составляющая Я-концепции заключается в потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Всякая установка это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом.
Особенность Я-концепции заключается в том, что, как в комплексе установок, объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми, что оказывает очень сильное влияние на деятельность человека, его поведение, взаимоотношения с окружающими. Выделив три основные составляющие Я-концепции не следует забывать о том, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно связаны. Образ и оценка своего «Я» предрасполагают человека к определенному поведению; потому глобальную Я-концепцию мы рассматриваем как совокупность установок человека, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы или модальности.
Обычно выделяют по крайней мере три основные модальности самоустановок.
1.  Реальное Я — установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени.
2.  Зеркальное Я — установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. Зеркальное Я выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Этот механизм обратной связи помогает удерживать Я-реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратный диалог с другими и с самим собой.
3.  Идеальное Я — установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть у себя, или ролей, которые он хотел бы исполнять. Причем идеальные элементы своего Я личность формирует по тем же основным аспектам, что и в структуре Я-реального. Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления человека. Эти представления бывают оторваны от реальности. Противоречия между реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших условий саморазвития личности. Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р. Бернсом многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.
4.  4. Конструктивное Я (Я в будущем). Именно ему свойственна обращенность в будущее и построение проективной модели «Я». Главное отличие конструктивного Я-проекта от идеального Я заключается в том, что он пронизан действенными мотивами и они больше соответствуют признаку «стремлюсь». В Я-конструктивное трансформируются те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.
Необходимо отметить, чтолюбой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему строениюпроисхождение, состоящее из трех аспектов отношения: физическое, эмоциональное,умственное и социальное «Я». Таким образом, Я-концепция представляет собойсовокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки итенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственныйкаждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепцияобразует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессахсаморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретациюопыта и служит источником ожиданий человека.
Понятие «Я — концепции»:осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми.
«Я-концепция» — этосовокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой.Установки, направленные на самого себя, составляют:
1) «образ Я» — представлениеиндивида о самом себе;
2) самооценку — эмоциональноокрашенную оценку этого представления;
3) потенциальнуюповеденческую реакцию — те конкретные действия, которые могут быть вызваны«образом Я» и самооценкой.
Представления человека осамом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того,основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются лиони истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственнойличности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласитьсядругие люди. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост иливозраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общейструктурой их «Я-концепции». Скажем, достижение сорокалетнего возраста одинсчитают порой расцвета, а другие — началом старения. Рост 170 см одни мужчинывоспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным.Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами,бытующими той или иной социальной среде.
Если человек обладаетнепривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социальнонеадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативныереакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любомвзаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной«Я-концепции» могут возникать серьезные затруднения
Позитивную «Я-концепцию»можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя,ощущению собственной ценности. Синонимами негативной «Я-концепции» становятсянегативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.
«Я-концепция» играет, посуществу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованностиличности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источникоможиданий относительно самого себя.
Человек стремится к достижению максимальной внутреннейсогласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие сдругими его представлениями, чувствами или идеями, приводят к дегармонизацииличности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность вовнутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которыеспособствовали бы восстановлению утраченного равновесия.
Если новый опыт, полученныйчеловеком, согласуется с существующими представлениями о себе, он легкоассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена «Я-концепция».Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречитуже имеющейся «Я-концепции», то оболочка срабатывает как защитный экран, недопуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма.
Противоречивый опыт, вносящийрассогласование в структуру личности, может усваиваться с помощью механизмовпсихологической защиты личности.
У человека существуетустойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только своеповедение, но и интерпретацию собственного опыта. «Я-концепция» здесь действуеткак своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятиячеловеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается,получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
«Я-концепция» определяет иожидания человека, т. е. его представления о том, что должно произойти. Так,например, дети, которым свойственно беспокоиться о своих успехах в школе, частоговорят: «Я знаю, что окажусь полным дураком» или «Я знаю, что плохо напишу этуконтрольную». Иногда с помощью таких суждений ребенок просто пытается себяподбодрить, иногда они отражают его реальную неуверенность. Ожидания ребенка иотвечающее им поведение определяются в конечном счете его представлениями осебе.
В «Я-концепции»запрограммировано, каким должно быть поведение человека. «Я-концепция» — этопредставление о «Я», которое может быть верным или неверным, искаженным. Оначастично осознана, но частично существует и в бессознательной форме,осознаваясь косвенно, через поведение. «Я-концепция» дает поведениюотносительно жесткий стержень и ориентирует его: если в моем «Я»запрограммировано, что я хороший ученик, то я могу преодолеть все соблазныразвлечений, свою слабость и лень для того, чтобы подтвердить свое «Я».
Однако если в моем «Я» жесткозаписано, что я «беспощадный и сильный», то мне трудно проявить человечность ивеликодушие, всякое проявление великодушия и любви я буду рассматривать какслабость, достойную презрения.
Самосознание работает путемпостоянного сравнения реального поведения с «Я-концепцией» и тем самымосуществляет регуляцию поведения. Рассогласование между «Я-концепцией» иреальным поведением порождает страдания. Чем значимей черта,запрограммированная в «Я», тем сильнее переживается рассогласование.Неподкрепление «Я-концепции» настолько мучительно, что человек реагирует нанего чувством вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Если бы воспоминание обэтом сохранилось в памяти, то человек был бы обречен на муки, если бы он не могзащищаться против них с помощью механизмов психологической защиты.
Слишком жесткая структура «Я-концепции»вначале кажется силой характера, а на поверку часто становится источникоммучительных рассогласований, которые могут довести до болезни.
С другой стороны, слишкомслабая «Я-концепция делает нас бесхарактерными и непригодными для длительных инапряженных усилий по достижению поставленной цели. Люди могут отличаться другот друга также тем, как они реагируют на рассогласование между «Я-концепцией» иреальным поведением.
Те, кто совершенно неспособны его выдержать, очень чувствительны к нему, кажутся людьми сильными, ана поверку жизнь ломает их быстро. Их жесткая структура не может «гнуться» иизменяться под влиянием обстоятельств, и в силу нетерпимости к рассогласованиюона ломается; личность переживает кризис, иногда необратимый.
В случае комплексанеполноценности, где нарушен процесс сличения между «Я-концепцней» и реальнымповедением, эта «Я-концепция» настолько искажена и деформирована, чтодостижение согласования невозможно. Когда мы говорим о низкой самооценкеличности, то под этим подразумеваем то, что рассогласование настолько сильно,что человек потерял всякую возможность достичь согласия с самим собой.
Хотя понятие «Я» предполагаетвнутреннее единство и тождественность личности, фактически индивид имеетмножество разных «образов Я».
«Образ Я» — одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытываютпотребность в положительном «образе Я»: отрицательное отношение к себе,неприятие собственного «Я», каковы бы ни были его истоки и причины, всегдапереживаются болезненно. «Образ Я» ассоциируется с такими специфическимичувствами, как гордость или унижение.
Вопрос об истинности «образаЯ» правомерен только относительно когнитивных его компонентов. Знание человекомсамого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочныххарактеристик и противоречий.

Литература
1. Макаров Н.И. Направленностьличности и проблемы ее воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Москва,1970.
2. Столин В.В. Самосознание личности.- Москва: Издательство Московского Университета, 1983.
3. Дубровина И.В. и др. Психология:Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова,A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. — Москва: Издательский центр«Академия», 1999.
4. Березовин Н.А. Основы психологии ипедагогики: учеб. пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. –Минск, 2004.
5. Вайнштейн Л.А. Общая психология:учеб. пособие /Л.А. Вайнтшейн и др. – Минск, 2005.
6. Козубовский В.М. Общая психология:личность: учеб. пособие/ В.М.Козубовский. – Минск, 2005.
7. Первин Л. Психология личности:теория и исследования /Л.Первин, О.Джон. – Москва, 2000.
8. Крысько В.Г. Психология ипедагогика: курс лекций/ В.Г. Крысько. – 3-е изд. – Москва, 2005.
9. Столяренко, А.М. Психология ипедагогика: учеб. пособие для студентов вузов/ А.М.Столяренко. – 2-е изд.,перераб. и доп. – Москва, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 5 2 Анализ воздействия по приземным концентрациям
Реферат Analysis of Sufism Through Art of Sufi Poetry.
Реферат Общие положения об обязательствах 2
Реферат Место реализации товаров работ услуг
Реферат Авторская программа по патриотическому воспитанию детей и подростков для 5-9 классов Цель
Реферат Извлечение таллия из растворов переработки пылей свинцового производства
Реферат Средства коммерческих организаций
Реферат Экономические, социальные и культурные права правового государства
Реферат Работник, коллектив, предприятие в новой системе трудовых правоотношений
Реферат "Маятниковый" - необходимый в лыжном ориентировании ход
Реферат Роль пейзажа в рассказе Тургенева Бежин луг
Реферат Ценности русской культуры
Реферат Thousand Acres Essay Research Paper A Thousand
Реферат Методы воздействия электропрогона и простукивания для поиска неисправностей РЭС
Реферат Методика использования электронного учебника на уроках физики