Реферат по предмету "Психология"


Национальное самосознание белорусской молодежи

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Средняя общеобразовательная школа № 22
Национальное самосознание белорусской молодежи
Выполнил:
Суворова Иванна Васильевна,
ученица 11 «Б» класса
Руководитель:
Говоровская Елена Владимировна,
Педагог-психолог
Гомель 2008

Оглавление
Введение
1. Национальное самосознание белорусской молодежи какпсихологическая проблема
1.1 Понятие самосознания
1.2 Национальное самосознание как фактор становленияличности
2. Исследование национального самосознания белорусскоймолодежи
2.1 Методология исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список использованных источников и литература
Приложения
Приложение 1
Введение
В условиях нарастания международных коммуникаций, развитиясредств массовой информации, роста миграции населения, актуальным является изучениепсихологии этничности как одного из смыслообразующих факторов поведениячеловека. Одной из самых уязвимых сфер человеческих взаимоотношений втрансформирующемся поликультурном обществе является национальное самосознание.Установлено, что именно подростковый возраст является ключевым моментомформирования национального самосознания.
Современной молодежи уже в недалеком будущем придется братьна себя ответственность за судьбу Беларуси, искать оптимальные пути преодолениявозникающих трудностей, решать важнейшие проблемы экономического,политического, и культурного развития государства. На современном этаперазвития белорусского общества среди молодежи прослеживается невысокий уровеньразвития национальной самооценки, чувство национального достоинства, отсутствиеинтереса к историко-культурной самобытности своего народа. Сложностьисторической судьбы, протекания политических, экономических,социально-культурных процессов в нашей республике определяет факторы, влияющиена национальное самосознание современной молодежи.
Осознание себя как индивида в определенной этнической группеприводит не только к интерпретации конкретной этнической общности, но иобеспечивает личности развитие особенностей дифференцировать и выделять свое«Я» в этнической группе. Именно сравнение, нахождение сходныхпризнаков (внешности, языка, обычаев), то есть выполнение простейшихпознавательных операций укрепляет национальное самосознание на основемежличностного отношения в многонациональной группе.
Разработкой теоретических аспектов национальногосамосознания занимались такие социальные психологи, как Н.П. Белинский, Н.А. Бердяев,Я.Н. Коломинский, О.П. Смолин, В.А. Сосин, А.Г. Спиркин, М.Г. Тайчинов, А.В. Сухарев,С.Л. Бухарева, Т.Г. Стефаненко, Л.Н. Иванова, А.Н. Гуревич.
В процессе изучения национального самосознания намивыделялись такие его основные компоненты:
Когнитивный компонент (объективные знания и субъективныепредставления об этнических группах).
Эмоционально-оценочный компонент (отношение к своейэтнической группе).
Поведенческий компонент (использование языка, поддержаниекультурных традиций, участие в социальных организациях).
Задачами работы стали:
Провести анализ литературных источников по данной тематикеотечественных и зарубежных авторов.
Изучить сформированность национального самосознаниябелорусской молодежи методом анкетирования.
Анализ и интерпретация полученных результатов.
В ходе исследования компонентов национального самосознаниянами были выдвинута следующая гипотеза: белорусской молодежи присущ низкийуровень сформированности национального самосознания.
Объектом исследования является личность юношеского возраста.
Предмет исследования — национальное самосознание.
Целью данной работы стало изучение национальногосамосознания белорусской молодежи.
1. Национальное самосознание белорусской молодежикак психологическая проблема1.1 Понятие самосознания
Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себяиз окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психическихсостояний, действий и процессов, выступает для самого себя как Я, противостоящеедругим и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживаниесобственного Я выражается прежде всего в том, что человек понимает своютождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.
Одним из симптомов некоторых психических заболеваний состоитв утрате человеком тождественности с самим собой, потере собственного Я. Всоциальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление,формирование личности: деятельность, общение, самосознание.
В ходе социализации расширяются и углубляются связи общениячеловека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление вчеловеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представлениео себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяженииего жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4компонента (по В.С. Мерлину):
сознание отличия себя от остального мира;
сознание «Я» как активного начала субъектадеятельности;
сознание своих психических свойств, эмоциональныесамооценки;
социально-нравственная самооценка, самоуважение, котороеформируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
В современной науке существуют различные точки зрения нагенезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходнойгенетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся насамоощущениях, самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве формируетсяу ребенка целостное представление о своем физическом теле, о различении себя ивсего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается,что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной сторонойсамосознания, которая его порождает.
Существует и противоположная точка зрения (Л.Л. Рубинштейн)согласно которой самосознание — высший вид сознания, возникший как результатразвития сознания. Не сознание рождается из самопознания, из «Я», асамосознание возникает к ходе развития сознания личности.
Третье направление психологической науки исходит из того,что осознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно,едино и взаимообусловлено. По мере объединения «предметных» ощущенийскладывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтезасамоощущений — о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить дваосновных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела иформируется «чувство Я», Затем по мере совершенствования интеллектуальныхвозможностей и становления понятийного мышления самосознание достигаетрефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие впонятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознаниявсегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В.П. Зинченко).Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга,а рефлексивные механизмы самосознания — левым полушарием.
Критерии самосознания:
выделение себя из среды, сознание себя как субъекта,автономного от среды (физической среды, социальной среды);
осознание своей активности — «Я, управляю собой»;
осознание себя «через другого» («То, что явижу в других, это может быть и мое качество»);
моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своеговнутреннего опыта.
Ощущение человеком своей единственности поддерживаетсянепрерывностью его переживаний во времени; помнит о прошлом, переживаетнастоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний идает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.
При анализе динамической структуры самосознания используютдва понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я»обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т.е.непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я»,В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания исамопереживания.
Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постолькучеловек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственнуюпсихическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.
В структуре самосознания можно выделить:
осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я»(«Я как действующий субъект»);
осознание своих реальных и желаемых качеств («РеальноеЯ» и «Идеальное Я»);
познавательные, когнитивные представления о себе («Якак наблюдаемый объект»);
эмоциональное, чувственное представление о себе.
Таким образом, самосознание включает в себя:
самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
В целом можно выделить три пласта сознания человека:
отношение к себе;
отношение к другим людям;
ожидание отношения других людей к себе (атрибутивнаяпроекция).1.2 Национальное самосознание как факторстановления личности
Национальность, как характеристика личности, являетсянеуловимым феноменом этничности и представляет собой совокупность особенностейличности, складывающихся в определенных социокультурных условиях, деятельностии общения и обусловливает способы поведения. Говоря о межнациональныхотношениях, мы имеем в виду характеристики, присущие данной этнической группе,которые создают национальную субстанцию.
Изучение этнической самоидентификации начавшееся еще вработах западных психологов З. Фрейда и Э. Эриксона, было продолжено затем К.Левином и С. Московичи. В России вопросы национальной психологии, психологиивзаимодействия народов начали подниматься в работах русских философов В.С. Соловьева,Н.А. Бердяева, изучались П.А. Сорокиным, Л.Н. Гумелевым, в советский период — С.М.Арутюняном, Ю.В. Бромлеем, Л.М. Дробижевой, В.И. Козловым, И.С. Коном, В.В. Пименовым,Б.Ф. Поршневым. Сегодня эта тема в различных аспектах разрабатывается Л.Г. Почебут,Ю.П. Платоновым, О.С. Михалюк, В.Н. Куницыной, В.Ю. Хотинец, Н.М. Лебедевой иих учениками.
Вопросы национального самосознания стали предметомспециального изучения в различных науках, определивших данный феномен соследующих точек зрения.
Н.К. Милютников рассматривает национальное самосознание какколлективное сознание, где каждый член единого коллектива воспринимает себя науровне нахождения сходства и различия себя с другими. Однако этот же авторутверждает, что формирование социального самосознания не в полной мере зависитот поиска сходных и различных характеристик. По его мнению, носителемнационального самосознания выступает язык, выражающий чувства и стремленияпредставителя конкретной нации.
Вопросы национального самосознания были предметом изучения Н.Л.Бердяева, который понимал нацию как единство исторических судеб, а национальноесамосознание связывал с осознанием религиозно-нравственного идеала. Факторомстановления национального самосознания определял изучение истории, которуюрассматривал ядром национального сознания. Именно история обеспечивает единствоисторических судеб народа и непрерывную связь одного поколения с другим.
С.Л. Франк национальное самосознание считал универсальнойвсечеловеческой категорией. Понимая его как национальный дух, в которомраскрывалось своеобразие духовных тенденций. Факторами развития национальногосамосознания он определят культурный и жизненный опыт, формирующийся напринципах общности, единства и переплетения духовных ценностей. Исходя изэтого, можно предположить, что национальное самосознание складывается каксистема ценностей, осмысленных личностью с точки зрения своей национальнойсамобытности.
С.Н. Булгаков рассматривает национальное самосознание какпризнак нации, имеющий историческое происхождение, особое бытие и самобытность.По его мнению, формирование национального самосознания возможно путем изучениянационального творчества, объективированною в отдельных ею продуктах.
Национальное самосознание — это особый социокультурный исоциально — психологический феномен, результат сложного процессасамоопределения человека в социальном пространстве относительно многих другихэтносов. Национальное самосознание — это не только осознание и понимание, но ивосприятие, эмоциональное оценивание, переживание своей принадлежности к этойэтнической общности.
Для большинства людей в неустойчивой ситуации переходногообщества семейная и национальная принадлежность (восприятие себя членом «семьи»- маленькой или большой) становится наиболее приемлемым способом вновь ощутитьсебя частью некоего целого, найти психологическую поддержку в традиции. Отсюдаповышенное внимание к национальному самосознанию. Национальное самосознаниевключает в себя весь набор представлений человека о своем этносе, а такжечувства и намерения, связанные с этими представлениями.
Определение национального самосознания позволяет выделить вего структуре три основных компонента.
Когнитивныйкомпонент включает в себяэтническую осведомленность (объективные знания и субъективные представления обэтнических группах — своей и чужих, их истории и традициях, а также различияхмежду ними) и этническую самоидентификацию (использование этнических «ярлыков»- этнонимов).
Эмоционально-оценочный компонент — это оценкакачеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость для человекаэтого членства.
Поведенческий компонент этническойидентичности — реальный механизм не только осознания, но и проявления себячленом определенного этноса, как вовлеченность в его социальную жизнь, «построениесистемы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях».
Таким образом, национальное самосознание — это, в первуюочередь, результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себяпредставителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним иобособления от других этносов.
2. Исследование национального самосознаниябелорусской молодежи2.1 Методология исследования
Изучение национального самосознания проводилось в несколькоэтапов:
1-ый этап — анализ литературных источников по проблематикенационального самосознания;
2-ой этап — на основе теоретических аспектов и на базеопросника, разработанного А.Н. Гуревич составление анкеты;
3-ий этап — проведение анкетирования с целью выявлениясформированности когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческогокомпонентов национального самосознания.
4-ый этап — обработка и анализ, полученных в ходеисследования данных.
Объект исследования — личность юношеского возраста.
Предмет исследования — национальное самосознание.
Цель исследования: изучить национальное самосознаниебелорусской молодежи.
Гипотеза: белорусской молодежи присущ низкий уровеньсформированности национального самосознания.
В качестве методического инструмента выступилоанкетирование.
Метод анкетирования в психологии используется с цельюполучения психологической информации, а социологические и демографическиеданные играют лишь вспомогательную роль. При помощи метода анкетирования можно снаименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования.Особенностью этого метода можно назвать анонимность (личность респондента нефиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основномв случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам иохватить большое число людей за короткий срок.
Анкета состояла из 20 вопросов, в которой были примененыполузакрытые вопросы, то есть варианты ответов были заранее предусмотрены,кроме того, в отношении некоторых вопросах опрашиваемые могли высказываться всвободной форме. Национальное самосознание изучалось исходя из его составныхкомпонентов.
Сформированность когнитивного компонента позволили раскрытьвопросы № 1, 3, 4, 9, 11, 15, 16.
Эмоционально-оценочный — вопросы № 5, 8, 12, 13, 18, 19, 20.
Поведенческий компонент — вопросы № 6, 7, 10, 14, 17.2.2 Результаты исследования
Процедура исследования: исследование проходило на базе СОШ №22 г. Гомеля на выборке учащихся 10-11 классов. Общее количество участниковсоставило 103 человека, среди которых 57 девушек, что составляет 55% от числавсех испытуемых и 46 юношей (45%). Средний возраст респондентов составил 16-17лет. Исследование проводилось анонимно.
Когнитивный компонент.
На вопрос «Ваша национальность (по документам)?» 100%респондентов дали ответ «белорус». На вопрос «Кем понациональности Вы себя считаете?» 93% ответили «белорус», остальные7% дали ответ «россиянин». Очевидным остается тот факт, что 7 человекбелорусской национальности отнесли себя к русскоэтничным.
Ответы на вопросы, отражающие отличительные признакибелорусского народа и соответствие этим признакам отображены в таблице.

Таблица 2.1«Какие признаки, по Вашему мнению, объединяю людей белорусской национальности?» «Каким признакам Вы соответствуете?» Язык — 50% Язык — 29% Общее историческое прошлое — 57% Общее историческое прошлое — 35% Общность территории — 64% Общность территории — 47% Общее будущее — 71% Общее будущее — 17% Религия — 21% Религия — 5% Черты внешнего облика — 35% Черты внешнего облика — 23% Черты характера — 7% Черты характера — 23% Ничто не сближает — 7% Ничто не сближает — 0%
По полученным результатам последних двух вопросов можносделать вывод о субъективном несоответствии отличительным чертам белорусскойнациональности белорусской молодежи.
Ответы на вопрос «Какие сугубо белорусские обычаи итрадиции Вам известны?» содержал далеко не весь перечень, однако 51%отметили «Каляды», 42% «Масленицу», 35% «Купалье».35%респондентов не дали ответ.
42% учащихся ответили положительно на вопрос «Считаетели Вы необходимым знать историю Беларуси?», 35% затруднились с ответом и15% дали ответ «Нет, не считаю».
На вопрос «Как Вы считаете, присуще ли современнымподросткам чувство исторической ответственности за судьбу страны?» 15%ответили положительно, 64% отрицательно и 28% не задумывались.35% учащимся, поих мнению, присуще чувство исторической ответственности за судьбу страны, 8% неприсуще это чувство, 57% учащихся не задумывались на этот вопрос.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделатьвывод, что когнитивный компонент национального самосознания не сформирован.
Эмоционально-оценочный компонент.
На вопрос «Причисляете ли Вы себя к представителямбелорусского народа?» 93% ответили положительно и 7% не причисляет себя кэтой группе.
На вопрос «Как Вы относитесь к тому, что большинствобелорусов использует вместо белорусского языка русский?» 64% респондентовответило «Положительно», 36% ответило «Безразлично» и небыло получено ни одного ответа «Отрицательно».
На вопрос «Относитесь ли Вы с уважением к историческомупрошлому нашего государства?» 78% учащихся дали ответ «Да» исоответственно 22% ответ «Нет».
На вопрос «Интересно ли Вам изучать природу родногокрая?» 72% ответили положительно и соответственно 28% отрицательно.
65% респондентов дали ответ «Да» на вопрос «Возникаетли у Вас чувство гордости за участие белорусов в международных конкурсах (спортивных,музыкальных)?» и 35% этого чувства не возникает.
На вопрос «Какое чувство возникает у Вас при встречебелоруса, пребывая за рубежом?» ответы были получены в свободной форме.16%указали «гордость» и 54% указали «радость».
И на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом своей страны?»71% посчитал себя таковыми, 21% дали ответ «Нет» и 8% «Не знаю».
Подведя итог, можно сказать, что эмоционально-оценочныйкомпонент не сформирован в достаточной мере.
Поведенческий компонент.
На вопрос «Свободно ли Вы владеете белорусским языком?»только 36% ответили положительно и соответственно 64% ответили «Нет».15%респондентов никогда не используют белорусский язык в разговорной речи, 57% — только на уроках белорусского языка и литературы, 28% — иногда употребляютбелорусский язык и 0% не используют родной язык ежедневно.
На вопрос «Соблюдаете ли Вы белорусские обычаи итрадиции в повседневной жизни?» дали ответ «Да» лишь 22%, ответ«Иногда» 42% и ответ «Нет» зафиксирован у 35% учащихся.
На вопрос «Бережно ли Вы относитесь к родной природе?»ответы распределились следующим образом: «Всегда» — 78%, «Иногда»- 22% и «Никогда» — 0%.
На поставленный в анкете вопрос «Согласились бы Выпоменять место жительства с Беларуси на другую страну?» 72% респондентовдали ответ «Да» и соответственно 28% — «Нет».
Исходя из результатов анкетирования, нельзя говорить осформированности поведенческого компонента национального самосознания.
Итак, подведя итог, можно сформулировать следующий вывод:гипотеза о том, что белорусской молодежи присущ низкий уровень сформированностинационального самосознания подтвердилась, поскольку не один компонент не развитв достаточной степени.
Заключение
На современном этапе развития белорусского общества вмолодежной среде прослеживается невысокий уровень развития национальнойсамооценки, чувства национального достоинства, не выраженность интереса кистории культурной самобытности своего народа.
Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, чтобелорусской молодежи присущ низкий уровень национального самосознания,подтвердилась.
Необходимо отметить, что Гомельская область расположена награнице с Россией и Украиной и в различные времена часть ее принадлежала тоодному, то другому государству. Это обстоятельство не может не сказываться наособенностях национального самосознания молодежи гомельского региона.
Полученные данные могут носить практический характер и статьосновой для разработки мероприятий на повышение уровня национальногосамосознания.
Список использованных источников и литература
1.   Гуревич А.М. Мотивация эмиграции. — СПб.: Речь, 2005. — 272 с.
2.   Сухарев А.В., Бухарева С.Л. Особенности этнической идентичностиподростков в этнически ориентированных научных центрах // Вопросы психологии. — 2005. — №6. — С.82-91.
3.   Стефаненко Т.Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный,аффективный, поведенческий // Мир психологии. — 2005. — №2. — С.38-42.
4.   Иванова Н.Л. Социальная идентичность в различных социокультурныхусловиях // Вопросы психологии. — 2004. — №4. — С.65-75.
ПриложенияПриложение 1
Класс____ "____" Возраст _____ (количество полныхлет)
Пол М/Ж (подчеркнуть нужное)
1. Ваша национальность (по документам)?
□ белорус (ка)
□ россиянин (ка)
□ украинец (ка)
□ другая (указать) _____________________________________________
2. Кем по национальности Вы себя считаете?
□ ___________________________________________________________
3. Какие признаки, по Вашему мнению, объединяют людейбелорусской национальности?
□ язык
□ традиции
□ общее историческое прошлое
□ общность территории
□ общее будущее
□ религия
□ черты внешнего облика
□ черты характера
□ ничто не сближает
□ другое (указать) _____________________________________________
4. Каким выше указанным признакам Вы соответствуете?
□____________________________________________________________
5. Причисляете ли Вы себя к представителям белорусскогонарода?
□ Да
□ Нет
□ Причисляю к группе безэтничных
6. Свободно ли Вы владеете белорусским языком?
□ Да
□ Нет
7. Часто ли Вы используете его в разговорной речи?
□ Каждый день
□ Иногда
□ Только на уроках белорусского языка и литературы
□ Не использую
8. Как Вы относитесь к тому, что большинство белорусовиспользует вместо белорусского языка русский?
□ Отрицательно
□ Положительно
□ Безразлично
9. Какие сугубо белорусские обычаи и традиции Вамизвестны?
□ ___________________________________________________________
10. Соблюдаете ли Вы белорусские обычаи и традиции вповседневной жизни?
□ Да
□ Иногда
□ Нет
11. Считаете ли Вы необходимым знать историю Беларуси?
□ Да, считаю необходимым
□ Нет, не считаю
□ Затрудняюсь ответить
12. Относитесь ли Вы с уважением к историческому прошломунашего государства?
□ Да
□ Нет
13. Интересно ли Вам изучать природу родного края?
□ Да
□ Нет
14. Бережно ли Вы относитесь к родной природе?
□ Всегда
□ Редко
□ Никогда
15. Как Вы считаете, присуще ли современным подросткамчувство исторической ответственности за судьбу страны?
□ Да
□ Нет
□ Не знаю
16. А лично Вам присуще это чувство?
□ Да
□ Нет
□ Не задумывался
17. Вы бы согласились поменять место жительства сБеларуси на другую страну?
□ Да
□ Нет
18. Возникает ли у Вас чувство гордости за участиебелорусов в международных конкурсах (спортивных, музыкальных)?
□ Да
□ Нет
19. Какое чувство возникает у Вас при встрече белоруса,пребывая за рубежом?
□ ___________________________________________________________
20. Считаете ли Вы себя патриотом (своей страны)?
□ Да
□ Нет
□ Не знаю


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат A Booming End To The 19Th Century
Реферат Essay "Main forms of literature in America at the beginning of the XIX century"
Реферат Образование Русского централизованного государства 5
Реферат Отчёт о производственной практике
Реферат Віденський конгрес. "Священній союз". Монархічна реакція в Європі у 1815—1819 рр.
Реферат Особливості процесуального становища Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини
Реферат Поволжский экономический район Территориальная организация строительного комплекса России
Реферат Экосистема жигулевских гор
Реферат Международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом
Реферат Изучение основных закономерностей протекания химических реакций
Реферат A Hobby Of Murder Essay Research Paper
Реферат Чужого горя не бывает...
Реферат Власть и проблемы ее легитимности
Реферат Герой времени в «Горе от ума» Грибоедова
Реферат Особенности политического имиджа