Реферат по предмету "Психология"


Мотивы личности

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«КРЫМСКИЙИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психолого-педагогический
Кафедра психологии
Контрольнаяработа
/>По Психология личности
Мотивыличности
Студентки Микульските С.И.
г.Симферополь
2008 – 2009уч. год.

План
1. Понятие мотиваличности
2. Структура,характеристики и функции мотива
3. Классификациямотивов
4. Мотивационныеобразования и мотивационные черты личности
5. Мотивация личности
Литература
 

1.Понятие мотива личности
 
Проблемамотивов личности является сложной психологической темой, в ней можно выделитьследующие основные проблемы. Проблема собственно мотивов, мотивации имотивационной сферы личности.
Вообще,проблема мотивов и мотивации поведения — одна из стержневых и наиболее трудныхв психологии. «Трудность здесь состоит в том, — писал Б. Ф. Ломов, — что вмотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического;они выступают как интегральные формы психического отражения». В свое времяГегель так выразил свое понимание человека: «Субъект есть деятельностьудовлетворения влечений». Не случайно поэтому многие психологиподчеркивали, что потребности и мотивы составляют ядро личности человека.
Несмотряна выдающуюся значимость самой проблемы, психологи по сей день не способны дажеопределиться в понятиях и соотношениях между ними. Дело порой доходит до того,что предлагается вообще снять с повестки дня ту или иную психологическуюкатегорию. Поэтому А, Н, Леонтьев с грустью констатировал в свое время, чтопроблема мотивации и мотивов напоминает ему мешок, куда ссыпали самые разныепонятия.
Когдаищут ответ на вопрос, «что же такое мотивы», нужно помнить, что этоодновременно ответ на вопросы: «зачем», «для чего»,«почему», «отчего человек ведет себя именно так, а неиначе»? Чаще всего бывает так, что то, что принимают за мотив, позволяетответить только на один или два из перечисленных вопросов, но никогда на все.Это снижает объяснительный потенциал даваемого определения, и психологиприступают к поиску другого, более адекватного поставленной задаче.
Действительно,в качестве мотива назывались самые различные психологические феномены. Это — намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л. И. Божович);потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения,привычки, мысли, чувство долга (П. А. Рудик); морально-политические установки ипомыслы (Г. А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности(К. К. Платонов); предметы внешнего мира (А. Н. Леонтьев); установки (А,Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависитцеленаправленный характер действий (В, С. Мерлин); соображение, по которомусубъект должен действовать (Ф. Годфруа),
Темне менее большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив — этолибо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либосвойство личности, либо ее состояние.
Мотивкак цель (предмет). Распространенность этой точки зренияобусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает навопросы «зачем» и «для чего» осуществляется поведение, т.е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.
Именнопредмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениямсмысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А. Н. Леонтьев).Однако, как подчеркивает Л. И. Божович, если и можно согласиться с этой точкойзрения, то только в той ее части, что предмет может стать побудителемпотребности, но не деятельности человека, Кроме того, этот взгляд на мотив наотвечает на вопрос: «почему выбрана именно эта цель и этот способ ее достижения?»
Мотивкак потребность. Эта точка зрения на мотив, высказаннаяЛ. И. Божович, А, Г. Ковалевым, К. К. Платоновым, С. Л, Рубинштейном, даетответ на вопрос «почему осуществляется активность человека»,поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека напреобразование среды с целью удовлетворения нужды. Таким образом, объясняетсяисточник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы навопросы «зачем» и «для чего» человек проявляет этуактивность.
Мотивкак намерение. Зная намерения человека, можноответить на вопросы: «чего он хочет достичь?», «что и как хочетсделать?» и тем самым понять основания поведения. Намерения тогдавыступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когдацель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В намерении присутствуетвлияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанная сосознанием средств достижения цели. То, что намерение обладает побудительнойсилой — очевидно, однако оно не раскрывает причины поведения.
Мотивкак устойчивое свойство личности. Подобный взгляд намотив особенно характерен для западных психологов, которые полагают, чтоустойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека тойже мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личноститревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации.Подобной точки зрения придерживается и ряд отечественных психологов, вчастности, К. К. Платонов, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин. Однако, принятиеза мотив устойчивых свойств личности не решает проблему целиком, поскольку вэтом случае можно получить ответ на вопрос: почему выбрана именно эта цель,этот способ достижения, но нельзя получить ответы на другие, сформулированные вышевопросы.
Мотивкак побуждение. Наиболее распространенной ипринимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения.Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколькопсихические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием емукакой-либо значимости. Поэтому большинство психологов считают, что мотив — этоне любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действиюили поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителемпоступка — внутреннее осознанное побуждение. В этой связи В. И. Ковалев такопределяет мотив: мотивы — это осознанные побуждения поведения и деятельности,возникающие при высшей форме отражения потребностей, т.е. их осознании.
Изданного определения вытекает, что мотив — это осознанная потребность.Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности.
Понятно,что принятие в качестве мотива побуждения раскрывает его энергетическуюсторону, но не дает ответы на иные вопросы. Понятно и то, что попытка найти приопределении мотива одну единственную детерминанту — это тупиковый путь,поскольку поведение как системное образование обусловлено системой детерминант,в том числе и на уровне мотивации. Поэтому монистические подходы к пониманию сущностимотива не оправдывают себя, что вынуждает заменить его плюралистическим,
Вэтой связи, как подчеркивает Е. П. Ильин, «все перечисленныепсихологические феномены… могут влиять на формирование конкретного мотива,но ни один из них не может подменить мотив в целом, так как они являются лишьего компонентами». Неслучайно поэтому в последнее время все чаще звучитмысль о том, что детерминация поведения человека осуществляется не отдельными,пусть и весьма существенными, но разрозненными факторами, а их совокупностью.
Поэтомудля правильного понимания психологического содержания мотива необходимоиспользовать все перечисленные выше психологические феномены.
Следовательно,мотив личности — это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, исвойство личности, детерминирующие поведение человека.

2.Структура, характеристики и функции мотива
 
Структуракаждого конкретного мотива выступает как основание действия, поступка человека,Е. П, Ильин выделяет в структуре мотива 3 блока:
-    потребностныйблок, включающий в себя биологические, социальные потребности и долженствование;
-    блоквнутреннего фильтра, который включает в себя предпочтение по внешним признакам,предпочтение внутреннее (интересы и склонности), декларируемый нравственныйконтроль (убеждения, идеалы, ценности, установки), недекларируемый нравственныйконтроль (уровень притязаний), оценку своих возможностей (т. е. своих знаний,умений, качеств), оценку своего состояния в данный момент, учет условий своихдостижения своих целей, предвидение последствий своих действий, поступков,деятельности в целом;
-    целевойблок, куда входят потребностная цель, опредмеченное действие и сам процессудовлетворения потребности.
Всостав мотива могут входить один или несколько компонентов из того или иногоблока, один из которых может играть главную роль, а другие — вспомогательную,сопутствующую. Таким образом, в структуре мотива находят отражение несколькопричин и целей. Кроме того, такое понимание мотива позволяет по новомувзглянуть на так называемое полимотивированное поведение человека. По сути, восновании такого поведения лежит не одна, а несколько причин, несколькокомпонентов, входящих в структуру мотива.
Важнейшимихарактеристиками мотива являются сила и устойчивость мотива. Сила мотивавыступает показателем непреодолимого стремления личности и оценивается постепени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности.Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами.К первым следует отнести силу мотивационного возбуждения, а ко вторым — знаниерезультатов деятельности, понимание ее смысла, свобода творчества. Кроме тогосила мотива определяется и эмоциями, что особенно ярко проявляется в детскомвозрасте.
Всвое время Дж. Аткинсон предложил формулу для подсчета силы мотива(стремления): М= П х В х 3, где; М — сила мотива, П — мотив достижения успехакак личностное свойство, В — субъективно оцениваемая вероятность достиженияпоставленной цели, 3 — личностное значение достижения этой цели.
Устойчивостьмотива оценивается по его наличию во всех основных видах деятельности человека,по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по егосохранению во времени. По сути, речь идет об устойчивости (ригидности)установок, ценностных ориентации, намерений"
Вкачестве основных функций мотивов выделяют следующие:
-    побуждающуюфункцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызываети обусловливает активность человека, его поведение и деятельность;
-    направляющуюфункцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект,т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личностьвсегда стремится к достижение конкретных целей. Направляющая функция тесносвязана с устойчивостью мотива;
-    регулирующуюфункцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведенияи деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении идеятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественнозначимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегдасвязана с иерархией мотивов Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываютсянаиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведениеличности.
Нарядус указанными выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е. П. Ильин),структурирующую (О. К. Тихомиров), смыслообразующую (А. Н. Лентьев), контролирующую(А. В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции мотива.
3.Классификациямотивов
 
Общепризнаноотсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Классификациймотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации.
Однимиз таких оснований может быть содержание потребностей. С этой точки зрения выделяютбиологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи,самоуважения и самоактуализации.
Выделениеличных и общественных мотивов, эгоистических и общественно-значимых, идейных инравственных значимо связано с установками личности.
Различаютмотивы по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональнойдеятельности; по времени проявления: постоянные (действующие на протяжениидлительного отрезка жизни), ситуативные (обусловленные содержанием идлительностью ситуации) и кратковременные (в течение ограниченного интервалавремени).
Посиле проявления мотивы разделяют на сильные, умеренные и слабые, а по степени устойчивостина сильно-, средне- и слабоустойчивые.
4.Мотивационныеобразования и мотивационные черты личности
Ив обыденной жизни, и в психологической литературе наряду с понятием мотивы мычасто говорим о наших желаниях, влечениях, намерениях, различных интересахличности, которые также побуждают человека к деятельности и нередко принимаютсяза мотивы его поведения. Все они так или иначе характеризуют мотивационнуюсферу личности и входят в группу так называемых мотивационных образованийличности.
Помнению Е. П. Ильина, мотивационные образования представляют собой результат степениосознания причин возникшего побуждения, а также степени удовлетворенияпотребности (достижения цели) поскольку и то и другое может быть разной степенивыраженности, постольку и существуют различные мотивационные образования личности.
Кним относят мотивационные установки (намерения), влечения желания и хотения, атакже разнообразные интересы личности.
«Мотивационнаяустановка — это запланированное, но отсроченное намерение, которое будетосуществлено при появлении нужной ситуации, повода». По сути — это«латентное состояние доминанты, готовность к удовлетворению потребности,реализации намерения» (Е. П. Ильин). Ее отличительными чертами являютсяотдаленность цели деятельности и невозможность непосредственного ееудовлетворения. Вот почему понятие мотивационной установки спадает с намерением.
Влечения,желания, хотения. Существует два подхода к определению этих понятий. Первый изних пытается отдифференцировать их друг от друга, найти в каждом своесобственное психологическое содержание. В наиболее яркой форме этот подходпредставлен в работах С. Л. Рубинштейна.
Поего мнению «влечение — это органическая потребность, отраженная ворганической (интероцептивной) чувствительности». Оно имеет соматическийисточник — раздражение, идущее «изнутри организма». Таким образом,влечение — это одна из форм проявления потребностей, начальный этап в ееосознании,
Помере осознания субъектом своей потребности, потребность переходит в желание. С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что в желании отражается его предметнаяопределенность, т. е. происходит осознание предмета удовлетворения потребности,Таким образом, желание включает в себя знания субъекта о цели действия.
Хотение- это устремленность субъекта на овладение предметом желания, т. е. надостижение цели. Хотение, по мнению С. Л. Рубинштейна, возникает тогда, когдажеланна не только цель, но и действие, которое к ней приводит. Эта точка зренияразделяется другими психологами: П. И. Ивановым, К. К. Платоновым, П. А.Рудиком.
Другиеисследователи считают, что влечение, желание, хотение — это скорее синонимы, выражающиеразличные стороны и оттенки одних и тех же переживаний, и поэтому предлагаютпользоваться термином — влечение (В. С. Дерябин). Е. П. Ильин, подытоживаярезультаты анализа этих понятий, заключает, что попытки разграничения этихпонятий не очень продуктивны, особенно в отношении желаний и хотений. Болеетого, по его мнению «желание (хотение) скорее всего выступает каксобирательный, обобщенный термин для обозначения различных мотивационныхобразований». Влечение же можно рассматривать как разновидность желания.
Мотивационныесвойства (черты) личности
Подмотивационнымии свойствами (чертами) личности принято понимать закрепившиеся ипредпочитаемые способы формирования мотивов.
Уровеньпритязаний определяется степенью достижения субъектом целей, которые он самставит перед собой и которых стремится достичь. Уровень притязаний побуждаетактивность субъекта, с ним связана его самооценка, он обусловливает не толькоповедение, но и влияет на формирование характера.
Впервыеэто психологический феномен был обнаружен Фердинандом Хоппе в школе К. Левина.Им был обнаружен ряд определенных закономерностей:
1)деятельность прекращается после успеха, если нарастание уровня притязаний из-задостигнутой границы возможностей или из-за структуры самого задания невозможно;
2)деятельность прекращается после ряда неудач, если потеряна малейшая возможностьприйти к успеху;
3)единичный успех после многих неудач ведет к прекращению деятельности, еслинеудачи доказали невозможность успеха при более высоких уровнях притязания.
Вцелом, было показано, что уровень притязаний повышается после успеха иснижается после неудачи. Экспериментально показано, что у тревожных(интровертированных) людей уровень притязаний соответствует их реальномуинтеллектуальному уровню.
Ригидные,мало пластичные, а также экстравертированные личности чаще неадекватнооценивают свои способности, склонны либо завышать, либо занижать свой уровеньпритязаний. Например, неврастеники, в сравнении с нормальными людьми, ставятперед собой более высокие задачи, а истероидные личности — минимальные, всравнении со средним уровнем своих достижений.
Мотивдостижения как устойчивое стремление личности достичь максимально высокогорезультата, желание выполнить работу хорошо и быстро. Впервые был выделенМюрреем. Впоследствии он был дифференцирован на мотив успеха и мотив избеганиянеудачи.
Привыраженном мотиве успеха люди, как правило, ориентируются на успех, предпочитаяпри этом средние по трудности задания, т. е. рискуют весьма расчетливо. Такимлюдям присущи: большая активность, уверенность в себе, высокая самооценка,женщины более высоко ценят свои деловые качества и стремятся к достижению взначимой для них деятельности, а мужчины больше ценят качества общественногодеятеля и стремятся к признанию и соперничеству.
Вслучае выраженности мотива избегания неудачи люди выбирают либо легкие для себязадания, гарантирующие им успех, либо очень трудные (в этом случае неудача невоспринимается как личный неуспех, а как следствие привходящих и независящих отличности обстоятельств).
Мотиваффиляции (стремление человека быть в обществе других людей). Высокая степеньвыраженности этого мотива формирует непринужденный, уверенный, открытый стильобщения. Этот мотив положительно связан со стремлением человека к одобрению состороны окружающих, с желанием самоутверждения. Такие люди активны иинициативны в общении, отношения с другими строятся на основе взаимногодоверия.
Обратнойстороной этого мотива является мотив отвергания, т. е. боязнь человека бытьотвергнутым другими людьми, вследствие чего у человека преобладаютнеуверенность, скованность, неловкость.
Мотиввласти, понимаемый как потенциал влияния, О доминировании этого мотива говоряттогда, когда человек получает удовлетворение от контроля над другими людьми, отвозможности судить, устанавливать нормы и правила поведения.
Воснове этого мотива лежит комплекс превосходства, который, по мнению А. Адлера,является врожденным и фундаментальным мотивом человеческой жизни. Впервые этостремление к превосходству начинает осознаваться ребенком на 5-м году жизни,когда начинает формироваться жизненная цель. Будучи неясной и, в основном,неосознанной в начале жизни, эта цель со временем становится источникоммотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл. По мнению А.Адлера, превосходство как цель может принимать как деструктивное, так иконструктивное направление. Деструктивное направление характерно для плохоадаптирующихся к обществу людей, что вынуждает их в борьбе за превосходство наддругими прибегать к эгоистичному поведению. Хорошо приспосабливающиеся людипроявляют свое превосходство в конструктивном направлении, так, чтобы оносоотносилось с благополучием других людей.
Некоторыеисследователи, в частности Р. Мейли, к мотивационным чертам личности относяттревожность, агрессивность и сопротивляемость фрустрации. Строго говоря, всеэти свойства скорее относятся к психодинамическим параметрам индивида,поскольку они определяют динамику психической деятельности. Тем не менее труднооспаривать их мощное влияние на поведение человека, особенно в детском,подростковом и юношеском возрасте, когда психической деятельности все ещеприсущи черты непроизвольности.
Тревожностьличности понимается как повышенная склонность испытывать беспокойство вразличных жизненных ситуациях. Для тревожной личности характерно постоянноиспытываемое чувство напряженности и тяжелые предчувствия, представления освоей социальной неспособности, приниженности по отношению к другим, повышеннаяозабоченность критикой в свой адрес, нежелание вступать в социальные контактыбез гарантий понравиться, уклонение от социальной или профессиональнойдеятельности, связанной с интенсивными и значимыми социальными контактами,сверх чувствительность в отношении отвержения и критики.
Тесносвязана с тревожностью другая мотивационная черта личности — агрессивность, рассматриваемаякак реакция человека на фрустрацию.
5.Мотивация личности
Внастоящее время существуют два подхода к определению мотивации.
Первыйиз них рассматривает мотивацию как структурное образование, как совокупностьфакторов или мотивов. Его придерживаются многие психологи как отечественные,так и иностранные. «Мотивация — это совокупность факторов, определяющихповедение. Это понятие описывает отношение, существующее между действием ипричинами, которые его объясняют или оправдывают» (Ж. Годфруа).
Болееопределенно высказывается В. И, Ковалев: «Под мотивацией нами понимаетсясовокупность мотивов поведения и деятельности». Все точки над 1 в рамкахэтого подхода расставляет В. Д. Шадриков. Согласно его схеме мотивацияобусловлена потребностями, целями личности, уровнем притязаний, идеалами,условиями деятельности (как объективными, так и субъективными — знаниями,умениями, способностями, характером), мировоззрением, убеждениями, направленностьюличности и т. д. С учетом этих факторов человек принимает решение.
Врамках второго подхода мотивация рассматривается как динамичное образование,как процесс, поддерживающий психическую активность человека на определенномуровне. Он также имеет своих многочисленных сторонников.
«Мотивация- это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности иколичество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности», — пишет В.Н. Куницына.
Помнению В. И. Ковалева, процесс возникновения мотива разворачивается следующимобразом, Возникновение потребности => осознание потребности => встречапотребности со стимулом => трансформирование (обычно посредством стимула)потребности в мотив => осознание мотива. В процессе осознания мотивыповедения выстраиваются в определенную иерархию. Одни их них занимают болеезначимое, другие — менее значимое положение.
А,Г. Ковалев следующим образом описывает процесс мотивации. Ощущение голодавызывает в сознании образ предмета, который бы мог стимулировать потребность.Под влиянием этого образа у субъекта возникает побуждение (импульс) к действию,которое соотносится с ситуацией (внешними условиями), с установками личности(внутренние условия), что, в конечном счете, приводит к постановке цели ивыработке плана действия.
Е.П. Ильин предлагает более развернутую схему мотивационного процесса (когдастимулом является нужда организма), результатом которого оказывается мотив.
1стадия — это стадия формирования первичного (абстрактного) мотива. Суть ее вформировании потребности личности и побуждения к поисковой деятельности.
Длятого, чтобы органическая потребность (нужда) превратилась в потребностьличности, субъект должен ее принять как личностно значимую. В этом случае онаначнет переживаться человеком, что выражается во внутреннем напряжении истремлении человека от него избавиться.
Наэтой стадии предмет удовлетворения потребности максимально обобщен (например,мне нужно поесть, но пока не знаю, что конкретно я хочу или буду есть), т. е.возникает так называемая абстрактная цель.
Еепоявление ведет к формированию побуждения и поиску конкретного предмета удовлетворенияпотребности. Появление побуждения означает окончание формирования первичного мотива,в структуру которого входят потребность, цель, побуждение к поиску конкретнойцели.
2стадия — это поисковая внешняя или внутренняя активность. В случае, есличеловек попадает в незнакомую обстановку или не обладает требуемой информацией,он вынужден заняться поиском реального объекта во внешней среде («чтоподвернется, то и съем»).
Внутренняяпоисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметовудовлетворения потребности. По сути, это стадия интеллектуальной обработкипотребности и воплощения ее в план, цель. Задача этой стадии — в определениисубъективной вероятности достижения успеха.
На3-й стадии осуществляется выбор конкретной цели и формирование намерения еедостижения. На предыдущей стадии цель была определена. При этом она предстает ввиде образа будущего результата. Хорошо известно, что самая мучительная длячеловека процедура — это процедура выбора. Поскольку любая цель характеризуетсяи своим уровнем (каким должен быть результат: высоким или низким), то выборцели обусловлен уровнем притязания, в частности, потребностью достижения илиизбегания неудачи,
Такимобразом, на этой стадии возникает намерение достичь цели, выражающееся всознательном преднамеренном побуждении к действию. Именно это побуждениеприводит к действию человека и с; его возникновением заканчивается формированиеконкретного мотива.
Такимобразом, в представлении Е. П. Ильина мотивация предстает как процесс формированиямотива.
Однако,наряду с таким пониманием возможно и другое — мотивация — это совокупностьмотивов поведения и деятельности. В этом случае для оценки мотивациииспользуются те же параметры — сила и устойчивость, что и при оценке мотива.Наряду с ними используются и другие — множественность, структурность,иерархичность.
Множественностьхарактеризует развитость содержания, т. е. достаточное число мотивов. Структурамотивации оценивается по тому, как эти мотивы связаны между собой в рамкаходного уровня. Иерархичность определяется на основе доминирования разных группмотивов.
Выразительнымпримером тому служит известная иерархия мотивов А. Маслоу, которая открываетсяфизиологическими потребностями, включает в себя потребность безопасности,потребность любви, самоуважения и завершается потребностями самоактуализации.

Литература
1.Аверин В.А.Психология личности: Учебное пособие. — СПб,. 2001.
2.Ильин Е. П. Мотивычеловека: теория и методы изучения. — Киев, 1998.
3.Ильин Е.П. Мотивацияи мотивы. СПб., 2000.
4.Психология. Учебник.Под ред. А. А. Крылова. — СПб., 1998.
5.Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. В 2-х т. — М., 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.