Реферат по предмету "Психология"


Межличностная аттракция 2

--PAGE_BREAK--
Пространственная близость


Пожалуй, наилучшим показателем, позволяющим предположить, дружат ли два человека, является то, насколько далеко они живут друг от друга. Если один жи­вет в Бразилии, а другой — в Китае, они почти наверняка не окажутся друзьями. Если один живет в Чикаго, а другой — в Фениксе или даже если они живут на противоположных концах одного и того же города, то маловероятно, что они ока­жутся друзьями. Фактически если два человека проживают на расстоянии лишь 10 кварталов друг от друга, вероятность того, что они окажутся друзьями, гораз­до меньше, чем если бы они жили в соседних квартирах. Пространственная бли­зость — чрезвычайно мощный фактор межличностной привлекательности.

В 1950-х годах группа социальных психологов изучала эффект пространствен­ной близости в Вестгейт-Весте, одном из крупных жилых комплексов. Вестгейт-Вест состоял из 17 отдельно расположенных двухэтажных домов, каждый из которых имел 10 квартир (по 5 на этаже). Кварти­ры были практически идентичными. Что еще более важно, жители не выбирали, где им предстоит жить; квартиры предоставлялись им по мере освобождения прежними жильцами. В результате Вестгейт-Вест оказался максимально приближен к требованиям полевого эксперимента со случайно распределенными жи­телями.

Всем респондентам задавался вопрос: «С какими тремя людьми в Вестгейт-Весте вы общаетесь чаще всего?» Результаты со всей очевидностью показали, что жители состояли в дружеских отношениях с теми, кто находился в непосредственной близости от них. Люди, жившие на одном этаже, упоминали сво­его ближайшего соседа чаще, чем соседа через дверь, а соседа через дверь чаще, чем соседа на другом конце лестничной площадки. Ближайшие соседи составля­ли 41% избранных в сравнении лишь с 22% соседей через дверь и 10% соседей в конце лестничной площадки. Кроме того, люди, жившие на разных этажах, ста­новились друзьями значительно реже, чем жившие на одном этаже, даже когда физическое расстояние между ними оставалось приблизительно одинаковым. Вероятно, это происходило потому, что подняться или спуститься по лестнице требовало больших усилий, чем просто пройти по лестничной площадке. Таким образом, люди на разных этажах ощущали большую психологическую дистанцию, (363) чем находившиеся на одном и том же этаже. Исследователи назвали данное расстояние функциональным, подразумевая, что вероятность возникновения об­щения определяется, помимо фактического расстояния, также планировкой мно­гоквартирного дома. Чем ближе люди живут друг к другу с точки зрения как фи­зического, так и функционального расстояния, тем выше вероятность того, что они подружатся.

В ходе исследований последних лет психологи пытались выяснить, как физи­ческая планировка общежитий колледжей влияет на социальное взаимодействие. Общежития колледжей обычно строятся по двум проектам. Одни общежития представляет собой комнаты, расположенные вдоль длинного коридора с комна­тами отдыха и ванными помещениями, используемыми всеми жителями данного коридора. Второй тип — это квартиры, состоящие из нескольких спален, располо­женных вокруг общей гостиной, при этом жильцы совместно используют ванные помещения. Величина доступного каждому жилого пространства в обоих случаях остается примерно одинаковой. Однако эти планировки, по-видимому, оказывают различное влияние на проживающих в общежитии студентов. Проводя исследо­вание, Баум и Дэйвис получили разрешение распределять студенток-первокурсниц в условия проживания случайным образом. Чтобы кон­тролировать окружение в дальнейшем, исследователи выбрали два одинаковых этажа с длинными коридорами в одном и том же общежитии. Планировка одного этажа была оставлена без изменений; другой этаж был переоборудован таким об­разом, чтобы разделить коридор на небольшие сектора с комнатами для отдыха. Исследователи предлагали студенткам заполнять опросники в начале учебного года и несколько раз в течение года. Они также вели систематические наблюде­ния за социальными взаимодействиями в общежитии. Результаты эксперимента были очевидными. После пребывания в общежитии в течение нескольких недель, студентки, жившие на этаже, разделенном на сектора, сообщали о больших успе­хах в приобретении новых друзей в общежитии и вступали в большее количество социальных взаимодействий в комнатах для отдыха и в коридорах. Компактное проживание по сравнению с более разрозненным в большей степени способство­вало формированию дружеских отношений.

Дополнительное подтверждение важности пространственной близости дает исследование, в ходе которого людей просили описать «памятные взаимодейст­вия» — то есть недавние случаи, когда они обсуждали что-либо важное в личном контакте с другим человеком. Участников просили также указать физическое расстояние, которое разделяло их и человека, участвовавшего в каждом запомнившемся им взаимодействии. Ре­зультаты представили убедительные доказательства важности физического рас­стояния. Хотя 10% запомнившихся взаимодействий происходило с людьми, про­живавшими на расстоянии свыше 50 миль, подавляющее большинство их было связано с людьми, проживавшими рядом, или в том же доме, или в пределах рас­стояния в 1 милю. Эти результаты были воспроизведены в повторных опросах на трех различных выборках в Соединенных Штатах и Китае.

Объяснение влияния пространственной близости


Люди, находящиеся в непосредственной близости, более доступны, чем те, кто на­ходится вдали от нас. Совершенно очевидно, что нам не могут понравиться или (364) стать друзьями люди, с которыми мы никогда не виделись. Мы выбираем друзей среди людей, которых знаем. Доступность находящихся поблизости людей также влияет на баланс вознаграждений и затрат в процессе взаимодействия — момент, особо выделяемый теорией социального обмена. Нам не приходится особенно на­прягаться для того, чтобы поболтать с соседкой или спросить ее об автобусном со­общении с аэропортом. Даже если компания соседа приятна лишь отчасти, мы мо­жем поддаваться на ее «дешевизну» и, таким образом, находить ее выгодной. В отличие от этого, взаимоотношения на большом расстоянии требуют времени, планирования и денег. Когда хорошие друзья разъезжаются, они обычно обещают регулярно поддерживать общение. Однако многие вскоре обнаруживают, что их контакты сводятся к посылке открытки ко дню рождения или телефонному звонку. Другое объяснение влияния пространственной близости основано на теории когнитивного диссонанса, описанной в главе 5. Согласно этой теории, люди стре­мятся поддерживать гармоничное соответствие или согласованность своих аттитюдов— согласованно выстраивать свои симпатии и антипатии, избегая противо­речий. Психологически очень сложно жить или работать бок о бок с кем-то, кто нам не нравится, и поэтому мы испытываем сильное когнитивное давление к то­му, чтобы симпатизировать людям, с которыми нам приходится общаться. У нас существует мотивация симпатизировать тем, с кем мы как-либо связаны, и искать возможность находиться рядом с теми, кто нам нравится. Например, предполо­жим, что вы приехали в колледж, чтобы познакомиться с будущим соседом по комнате, и сразу же невзлюбили его или ее. У вас есть два варианта, как попытать­ся снизить когнитивный диссонанс. Вы по возможности избегаете вашего соседа по комнате и пытаетесь перебраться в другую комнату. Или же вы можете пере­оценить соседа по комнате, попытавшись увидеть в нем какие-то хорошие качества для того, чтобы избежать конфликтов и улучшить ситуацию. Проблема сводится к тому, что именно оказывается легче изменить. Зачастую полностью прекратить взаимоотношения оказывается практически невозможно. Ваш куратор по обще­житию может настаивать на том, что вы не можете менять соседей по комнате до окончания семестра. Следовательно, вы будете испытывать давление в сторону увеличения симпатии к соседу по комнате.

Другие исследования также показали, что простое предвосхищение взаимо­действия увеличивает симпатию. В ходе одного исследования студенты колледжа согласились на предложение психологов в течение пяти недель ходить на свида­ния. Испытуемым были показаны видеозаписи различных людей, распределенных случайным образом на предпо­лагаемых партнеров по будущему свиданию, и тех, с кем свидания не планируют­ся. Партнеры по будущему свиданию нравились испытуемым значительно чаще. В целом если мы знаем, что нам предстоит взаимодействовать с кем-то в будущем, мы склонны усиливать позитивные качества этого человека и игнорировать или сводить к минимуму негативные. Стремление к когнитивной согласованности мотивирует нас симпатизировать своим соседям, товарищам по комнате и другим людям, находящимся в пространственной близости от нас.

Существуют, разумеется, исключения в отношении симпатии, связанной с пространственной близостью. Иногда никакое количество когнитивной пере­оценки не убедит нас в том, что грубая секретарша из нашего офиса в действи­тельности очень милая женщина или что наша дерзкая и упрямая сестренка (365) в действительности маленький ангел. Пространственная близость с наибольшей вероятностью способствует возникновению притяжения, когда взаимодействую­щие люди имеют сходные аттитюды и цели. На самом деле, когда между людьми присутствуют изначальные антагонизмы или конфликты, пространственное сбли­жение и увеличение количества контактов может, наоборот, усиливать негатив­ные чувства.

Знакомство


Люди, рядом с которыми мы живем или работаем, становятся нашими знакомы­ми, и это знакомство может усиливать межличностное притяжение. Даже сам по себе тот факт, что мы часто попадаемся на глаза другому человеку, может усили­вать для него нашу привлекательность. Этот эффект простого предъявления был продемонстрирован Робертом Зайонцом и его коллегами.

В одном из исследований Зайонц демонстрировал студентам колледжа фотографии людей. Некоторые лица показывались по 25 раз, другие только один или два раза. После этого испытуемые указывали, насколько им понравилось каждое лицо и насколько, по их мнению, им мог бы понравиться сам изображенный чело­век. Результаты представлены на рис. 8.1. Чем чаще испытуемые видели лицо, тем чаще они сообщали, что оно им нравилось, и полагали, что им бы понравился и этот человек. Такой же результат был получен в ситуации многократного предъявления испытуемым реальных людей. В другом исследовании Морленд и Бич привлекли четырех студенток колледжа в качестве по­мощниц в проведении полевого эксперимента. Предварительное тестирование показало, что все студентки оценивались как в равной степени привлекательные.

--PAGE_BREAK--
Ограничения влияния эффекта сходства


Хотя сходство, как правило, и приводит к возникновению симпатии, из этого об­щего правила существуют исключения. Иногда сходство таит в себе угрозу. Если кто-то похожий на нас перенес сердечный приступ или подвергся каким-то дру­гим ударам судьбы, нас может обеспокоить чувство собственной аналогичной уяз­вимости, что в свою очередь может заставить нас избегать этого человека. Этот момент подчеркнули в своем исследовании Новак и Лернер. В одной из модификаций использования техники «иллюзорного другого» испытуемые знакомились с ответами на вопросы, якобы данными другим студентом, чьи установки были или очень сходными, или расходились с их собственными. Исследователи также создавали у студентов убеждение, что этот человек был ли­бо нормальным, либо страдал эмоциональным расстройством.

В условиях экспериментальной переменной «с эмоциональным расстрой­ством» другой человек писал в конце опросника: «Я не знаю, уместно здесь это или нет, но прошлой осенью у меня произошел нервный срыв, в результате которо­го я на некоторое время попал в больницу. С тех пор я нахожусь под наблюдением психиатра. Как вы, возможно, заметили, я еще не вполне оправился». В экспериментальной ситуации «нормального человека» данная информация отсутствова­ла. У испытуемых, знакомившихся с ответами «нормального человека», сходство установок, как правило, усиливало симпатию. Однако у испытуемых, читавших ответы «человека с эмоциональным расстройством», сходство установок снижало симпатию; люди в большей степени сторонились другого человека, когда он был похож на них, чем когда он был не похож.

Другое исключение состоит в том, что различия между людьми приносят по­рой очень позитивный результат. Мало кому захочется иметь в качестве друзей клонов — людей, абсолютно во всем похожих на нас. Удовольствие от дружбы включает подражание и новизну — усвоение новых идей и наслаждение разнообразием человеческого опыта. Выгоды различий становятся наиболее доступными, когда мы чувствуем, что другой человек принимает нас. В одном из исследований Уолстер и Уолстер предположили, что студенты коллед­жа будут охотнее вступать в общение с непохожими на них людьми, если будут (372) знать заранее, что они им нравятся. Испытуемым предлагалось на выбор принять участие в дискуссии с людьми, которые были или очень похожими на них (другие студенты колледжа), или очень непохожими (психологи, заводские рабочие). Перед совершением выбора одним студентам сообщалось, что люди во всех группах были благожелательно настроены к ним; другим говорилось, что члены групп от­носились к ним с предубеждением. Когда студентов уверяли в том, что они нра­вятся, они демонстрировали предпочтение к выбору непохожих на них людей. Когда студенты считали, что к ним могут относиться неприязненно, они предпо­читали участвовать в дискуссии с похожими другими. Ощущение приятия может становиться предпосылкой игнорирования различий.

Еще одно преимущество наличия друзей с отличными интересами и умениями связано с тем, что это позволяет нам использовать наши совместные знания взаимовыгодным образом. Например, при планировании выезда на природу удобно иметь под рукой человека, который знает все о палатках и туристическом снаря­жении, кого-то, кто может организовать питание, а также человека, хорошо знаю­щего местность и способного выбрать подходящую стоянку для лагеря. В традици­онном браке, где жена — «специалист по домашнему хозяйству», а муж — «спе­циалист по зарабатыванию денег», супружеские роли оказываются различными, но взаимодополняющими. Когда мы говорим, что «противоположности притяги­ваются», мы часто подразумеваем под этим дополняющие друг друга ролевые взаимоотношения, когда люди с различными умениями и знаниями вносят со­вместный вклад в общие начинания. Однако в большинстве случаев взаимодо­полняемость требует от партнеров наличия сходных ценностей и целей, таких как желания проводить выходные на лоне природы или общих убеждений в отноше­нии того, как следует строить семейную жизнь.

В целом исследования показали, что сходство, знакомство и пространственная близость — чрезвычайно мощный фактор межличностного притяжения. Мы также рассказали о различных исключениях из этих правил для того, чтобы дать вам возможность составить более полное представление о межличностной привлека­тельности. Но эти второстепенные исключения не должны заслонять собой роль ведущих общих принципов.

Рассмотренные факторы являются не только причинами, но также и следствиями симпатии. Пространственная близость вызывает симпатию; однако, как только нам кто-то понравился, мы часто предпринимаем шаги, обеспечивающие возможность и в дальнейшем находиться вблизи этого человека. Поначалу сту­денты могут случайно оказаться соседями по комнате в общежитии. Если же их пространственная близость привела к дружбе, они, скорее всего, постараются по­селиться вместе и в следующем году. Точно так же может работать и сходство. В исследовании, длившемся 21 год, наблюдались супружеские пары. Предварительное тестирование показало сходство суп­ругов в отношении возраста, образования и интеллектуальных способностей, таких как скорость речи, индуктивное рассуждение и гибкость установок. Со временем супруги стали еще более похожи по ряду показателей интеллектуальных способ­ностей. Как свидетельствуют эти результаты, сходство может поначалу сводить людей, но, по мере продолжения взаимоотношений и возникновения общих идей и переживаний, у них, вследствие существующей связи, возникает тенденция ста­новиться еще более похожими друг на друга. (373)

Личностные характеристики


Что именно заставляет нас чувствовать большую симпатию к одному человеку, нежели к другому? На этот вопрос не существует однозначного ответа. Одни лю­ди находят рыжие волосы и веснушки неотразимыми; другие же их совершенно не переносят. Одни из нас высоко ценят в своих друзьях сочувствие, другие — ум. Люди разнятся в том, какие качества они находят наиболее привлекательными в других людях. Существуют также и значительные культурные различия, опреде­ляющие, какие личностные качества считаются социально желательными. Например, в Соединенных Штатах большинство людей связывают женскую красоту со стройной фигурой, однако в других обществах наиболее привлекательными счи­таются полные женщины. Исследователи попытались выявить некоторые общие характеристики, ассоциирующиеся у американцев с возникновением симпатии. Несколько лет назад Норман Андерсон составил список из 555 личностных качеств, используемых при описании людей. Затем он попросил студентов колледжа указать, насколько бы им понравился человек, обладающий каждой из этих характеристик. Обнаружилось, что большинство студентов схо­дились во мнении относительно того, какие качества считать желательными, а какие — нежелательными. Список желательных качеств возглавляли характери­стики, связанные с доверием, такие как искренность, честность, верность, правди­вость и надежность. Наиболее низкую оценку получили такие качества, как нече­стность и лживость. Высоко оценивались также сердечность и компетентность. Мы чувствуем расположение к людям, выражающим сердечную теплоту, мы ува­жаем людей, которых считаем компетентными.

Сердечность


Почему один человек производит на нас впечатление сердечного и дружелюбно­го, в то время как другой кажется нам неприветливым и холодным? Мы пока не располагаем исчерпывающим ответом на этот вопрос, однако важной составляю­щей первого впечатления является оптимистический взгляд на жизнь. Люди выглядят сердечными, когда им нравится окружающая действительность, когда они гордятся своим окружением и одобряют его — другими словами, когда они имеют позитивный аттитюд к людям и вещам. И наоборот, люди кажутся нам холодными, когда им не нравится то, что их окружает, когда они не ценят это, говорят, что мир ужасен, и оказываются в целом критически на­строенными к своему окружению.

Чтобы проверить данное предположение, исследователи давали испытуемым прочитать или прослушать запись интервью, в ходе которого интервьюируемого просили оценивать предметы и людей из длинного списка, например полити­ческих лидеров, города, фильмы, учебные курсы колледжа. В одних случаях интервьюируемые выражали преимущественно позитивные аттитюды — им нравились большинство политиков, городов, фильмов и учебных курсов. В других случаях интервьюируемые выражали главным образом нега­тивные аттитюды. Как и прогнозировалось, испытуемым больше понравились интервьюируемые, выражавшие больше позитивных, чем негативных аттитюдов. Исследователи пришли к выводу, что причина кроется в большей теплоте, передаваемой (374) позитивным аттитюдом. Данные других исследований свидетельствуют о том, что эффект симпатии не является результатом восприятия большего ума, знания или сходства аттитюдов со стороны оптимистично настроенных интер­вьюируемых. Помимо позитивных высказываний в отношении различных пред­метов и событий, люди могут выражать сердечность при помощи таких невер­бальных действий, как улыбка, внимание к собеседнику и выражение эмоций.

Компетентность


В целом нам нравятся умелые в общении, умные и компетентные люди. Конкретный, имеющий значение тип компетентности зависит от характера наших взаимо­отношений с человеком: нас привлекают интересные собеседники; механики, хорошо разбирающиеся в машинах; профессора, хорошо читающие лекции, и так далее. Общение с компетентными людьми приятно и полезно нам в большей степени, чем общение с несведущими людьми.

Иллюстрацией важности компетентности служат исследования восприятия лиц, являющихся интересными собеседниками. В первом исследовании студенты колледжа описывали скучных или инте­ресных, по их мнению, ораторов. Студенты сообщали, что испытывают скуку, слушая ораторов, которые слишком много говорят о себе или на тривиальные, ба­нальные темы. Студенты также указали, что испытывают скуку в компании лю­дей слишком пассивных, многословных и серьезных в своих беседах с аудитори­ей. Во втором исследовании студенты прослушивали записи бесед, подобранные таким образом, чтобы оратор в одних случаях казался скучным, а в других — инте­ресным. Студенты довольно негативно оценили скучных ораторов. Скучные ора­торы нравились гораздо меньше и воспринимались как менее дружелюбные, менее заинтересованные, менее понятные и более безликие. В отличие от этого, способ­ность быть интересным собеседником усиливала привлекательность человека.

Интересным исключением из принципа «компетентность-приводит-к-симпатии» является случай, когда кто-то оказывается уж «слишком совершенным» для того, чтобы уютно чувствовать себя рядом с ним. Участники одного из исследова­ний прослушивали аудиозапись выступления студента, участвовавшего в отбороч­ной викторине на кубок колледжа. В первом случае кандидат демонстрировал превосходные результаты и отвечал правильно практически на каждый вопрос. Во втором случае кандидат показывал посредственные результаты. В качестве дополнительного условия эксперимента испытуе­мые иногда слышали, как после завершения своего выступления кандидат проли­вал на свой костюм кофе.

Результаты засвидетельствовали обычный эффект «компетентность-приводит-к-симпатии»: кандидат, продемонстрировавший прекрасную подготовку, нра­вился больше, чем посредственный. Однако первый кандидат нравился людям еще больше, когда он допускал незначительную ошибку или оплошность, по срав­нению с тем, когда его исполнение было полностью безупречным. Очевидно, про­литый кофе делал умного студента более «человечным» в глазах аудитории, что в результате вызывало к нему большую симпатию. Напротив, оплошность, допущенная посредственным кандидатом, лишь понижала его оценки. Он нравился еще меньше, когда проливал свой кофе. (375)

Физическая привлекательность


Хотя мы и говорим, что не оцениваем книгу по ее обложке, на деле редко кому удается избежать формирования впечатления о людях на основании их внешно­сти. При прочих равных условиях, мы склонны чаще симпатизировать привлекательным людям, а не тем, кто «не дотягивает» до принятых стандартов красоты. Одна из причин этого стереотипа кроется в том, что физически привлекательный человек наделяется также други­ми положительными качествами. Более симпатичные люди воспринимаются на­ми как более дружелюбные и умелые в общении (но также и более тщеславные), чем менее привлекательные люди. И действительно, данные многих исследова­ний подтверждают, что привлекательные люди обычно увереннее чувствуют себя в обществе и обладают более совершенными навыками общения, нежели их менее привлекательные оппоненты.

Удивителен тот факт, что привлекательных людей также наделяют качества­ми, казалось бы, никак не связанными с внешностью, такими как психическое здоровье, доминантность и интеллект. Об этом свидетельствуют результаты многих исследований. Учителя оценивают привлекательных детей как более способных и более приятных в общении, чем непри­влекательных детей с такими же учебными показателями. Студенты считали лекцию женщины-преподавателя более интересной и давали этой женщине более высокую оценку как преподавателю, когда ее гримировали так, чтобы она выглядела более привлекательной, нежели в тех случаях, когда она читала лекцию без грима). Haмнения студентов о политических кандидатах влияет физическая привлекатель­ность кандидата. Даже в залах суда привлекательным обвиняемым иногда выносятся менее суровые приговоры. Данные исследований говорят о том, что стереотипы, касающиеся привле­кательности людей, являются необоснованными; по-видимому не существует эм­пирической связи между внешностью и интеллектом, счастьем, доминированием и психическим здоровьем.

Люди с физическими недостатками нередко оказываются мишенями стерео­типов, касающихся физической привлекательности. В ходе одного исследования студенты колледжа сообщали о том, что общая категория «женщина» ассоцииру­ется у них с такими понятиями, как «мягкая», «очаровательная», «замужняя» и «образованная», однако категория «женщина с физическим недостатком» ассо­циировалась у них с такими понятиями, как «некрасивая», «убогая», «увечная», «одинокая» и «вызывающая жалость». В другом иссле­довании школьники оценивали ученика со слуховым аппаратом как более интровертированного, робкого, озабоченного и неуверенного в себе, по сравнению с дру­гими школьниками.

Сходным образом, тучные люди часто воспринимаются очень негативно, от­части потому что их считают ответственными за свой лишний вес. Последствия негативных установок по отношению к тучным лю­дям могут быть довольно неприятными, варьируя от насмешек до дискримина­ции в заработной плате. Социальные установки особенно жестоки в отношении (376) женщин, страдающих лишним весом. В одном из исследований студенты коллед­жа оценили тучную женщину как менее сексуально привлекательную, умелую и сердечную, чем женщина с нормальным весом, при этом они не продемонстрировали различий в своем восприятии тучного мужчины и мужчины с нормальным весом. В ходе другого исследования было обнаружено, что полные студентки колледжа реже, чем их более стройные ровесницы, получали финансовую поддержку от собственных родителей. Социальное мнение, идеализирующее в женщинах стройность, также вносит свой вклад в возникнове­ние у молодых женщин таких опасных для здоровья пищевых расстройств, как анорексия и булимия.

Помимо стереотипа, согласно которому красивые люди обладают также други­ми позитивными качествами, существует еще одна причина возникновения сим­патии к привлекательным людям, и связана она с эффектом «облучения красо­той». Люди извлекают для себя преимущества из того, что их видят рядом с особенно привлекательным человеком, полагая, что это может улучшать их соб­ственный публичный имидж. Майкл Кернис и Лэдд Уилер высказали предположение, что эффект «облучения» возникает, когда привлекательный человек воспринимается как друг оцениваемого человека, а не про­сто как незнакомец, оказавшийся рядом.

Чтобы проверить эту идею, Кернис и Уилер разработали лабораторный эксперимент. Участникам показывали двух людей, человека со средней внешностью и человека того же пола, привлекательность которого оценивалась как выше сред­него или же ниже среднего уровня. В качестве дополнительного условия в одних случаях говорилось, что второй человек является другом, а в других — незнако­мым человеком. Как и прогнозировалось, условия, при которых второй человек оказывался другом или посторонним человеком, давали противоположные ре­зультаты. Когда двух людей считали друзьями, возникал эффект «облучения». Первый человек оценивался как более привлекательный, когда его видели с очень привлекательным другом, и как менее привлекательный, когда его видели с очень непривлекательным другом. Однако когда этих людей считали незнакомыми, возникал противоположный эффект. Человек со средней внешностью оценивал­ся менее благоприятно в паре с очень привлекательным незнакомцем. Пол не оказывал (377) влияния на оценки. Результаты были неизменными, независимо от того, являлись ли оцениваемые люди мужчинами или женщинами. В других исследованиях также было продемонстрировано, что как мужчины, так и женщины оце­нивались более благоприятно, когда их сопровождали привлекательные партнеры или друзья, по сравнению с теми случаями, когда их сопровождали непривлека­тельные партнеры (.

Общение разнополых людей является той частью нашей жизни, в которой физическая привлекательность особенно важна. В своем классическом исследовании Элейн Уолстер и ее коллеги устроили вечер «компью­терной танцевальной музыки», на время которого студентам колледжа случайным образом назначались постоянные партнеры. Исследователи незаметно оценили физическую привлекательность каждого участника. В заключение этого вечера студентов попросили оценить, насколько им понравился назначенный на вечер партнер. Более привлекательные, по оценкам исследователей, студенты вызвали большую симпатию.

Несмотря на столь широкую распространенность эффектов физической привлекательности, не следует переоценивать их важность. Подобно большинству стереотипов, их влияние на наши оценки значительно ослабевает, когда мы приобретаем более специфическую и индивидуальную информацию о конкретном человеке.

Половые различия в выборе супруга


До сих пор мы рассматривали три индивидуальных качества — сердечность, компетентность и физическую привлекательность, — которые могут влиять на межличностную привлекательность в широкой сфере социальных взаимоотношений. Эти факторы также влияют на выбор любовных партнеров и супругов. Кроме то­го, обширные исследования, касающиеся выбора партнеров противоположного пола, свидетельствуют о существовании некоторых устойчивых половых разли­чий, проявляющихся в предпочтении определенных качеств партнера. Во-пер­вых, многие исследования показывают, что хотя оба пола и относят физическую привлекательность к числу плюсов партнера, мужчины придают ей гораздо боль­шее значение, нежели это делают женщины. Так, в ходе национального опроса американцев женщины демонстрировали большую готовность, чем мужчины, к вступлению в брак с человеком, который не был бы «красив». Во-вторых, имеет значение возраст; женщины предпочитают партнеров старше себя, а мужчины предпочитают более молодых партнерш. В-третьих, женщины придают гораздо большее значение эко­номическому положению партнера, чем мужчины. Американские мужчины обна­руживали большую готовность вступить в брак с партнершей, которая бы меньше зарабатывала, не имела стабильной работы и имела более низкое образование. В противоположность этому, женщины были более заинтересованы во вступле­нии в брак с мужчиной, который бы больше зарабатывал, имел стабильную рабо­ту и более высокое образование. Подобные половые различия были обнаружены не только в Соединенных Штатах, но и среди представителей других культур.

Исследователи предлагают два противоположных объяснения существования этих устойчивых половых различий. Согласно социокультурной (378) точке зрения, мужчины и женщины традиционно имели различные соци­альные роли: мужчины были добытчиками, отвечавшими за экономический и социальный статус семьи, а женщины исполняли роль домохозяек, занимавшихся домом и детьми. К тому же женщины обычно обладали более низкими экономическими и образовательными возможностями, чем мужчины. Следовательно, впол­не объяснимо, что женщины ищут мужей, которые окажутся умелыми добытчи­ками, а мужчины ищут молодых жен, которые посвятят себя домашнему хозяйству. Теоретики-эволюционисты предлагают иную интерпретацию. Дэвид Басс и другие ученые высказали предположение, что мужчины и женщины раз­вили в ходе эволюции различные предпочтения в выборе супруга с целью макси­мизации своей репродуктивной успешности. Поскольку женщины много «вкла­дывают» в рождение и воспитание ребенка (9 месяцев беременности, период кормления, уход за беспомощным младенцем), они ищут партнеров, которые могли бы их обеспечить необходимыми материальными ресурсами. В условиях современ­ного общества это выражается в том, что они предпочитают мужчин с хорошим образованием и хорошей работой. Поскольку мужчины могут оплодотворять многих женщин и не вынуждены делать «крупные вложения» в производство де­тей, для них ключевым вопросом становится определение характеристик, сигна­лизирующих о репродуктивной способности женщин: мужчины предпочитают молодых и физически привлекательных женщин, поскольку в истории нашей эволюции именно эти качества традиционно указывали на здоровье и репродук­тивные способности. Если социокультурное объяснение верно, то по мере сбли­жения образовательных возможностей и трудовых умений обоих полов мы будем наблюдать сдвиги в мужских и женских предпочтениях в выборе супругов. Напротив, если верно эволюционное объяснение, тогда изменение социальных ро­лей мужчин и женщин должно оказывать сравнительно слабое влияние на супру­жеские предпочтения.

«Роковое влечение»


Наконец, личностные качества, изначально привлекающие нас в том или ином человеке, иногда могут оборачиваться роковыми ошибками для взаимоотноше­ний. Женщина, которую привлекают в мужчине его профессиональный успех и уверенность в себе, может впоследствии обнаружить, что он законченный трудоголик. Этот момент был проиллюстрирован в исследованиях по так называемым «роковым влечениям» в любовных перепетиях студентов колледжей. В одном из таких исследований студентов просили припомнить свою последнюю любовную связь, завершившуюся разрывом, и перечислить ка­чества бывшего партнера, которые их поначалу привлекли. Ответы, в порядке частотности, касались физической внешности партнера («сексуальный», «краси­вые глаза»); веселого времяпрепровождения с партнером («хорошее чувство юмора»); внимания, компетентности партнера и наличия сходных интересов. После этого студентов попросили подумать о качествах, которые оказались в ре­зультате наименее привлекательными в этом партнере. Ключевой момент данно­го исследования заключался в том, что некоторые из качеств, изначально привле­кавших в партнере, в конечном итоге побудили к расставанию с ним. Например, одной женщине нравилась позиция ее прежнего друга: «Все не важно… Главное, чтобы было весело». В ходе исследования она сообщила, что его наибольшим (379) недостатком оказалась незрелость. В другом случае изначальный «сильный интерес» со стороны партнера впоследствии ставился ему в вину как тенденция проявлять ревность и собственнические чувства. Компетентность также могла оказываться обузой. Одного мужчину привлекли в его подруге ум и уверенность в себе, однако впоследствии она разонравилась ему из-за своего чрезмерного самомнения. Примерно 30% разрывов, описанных студентами, содержали опреде­ленного рода «роковое влечение». В ходе исследований было также обнаружено, что роковые влечения чаще имеют место, когда индивида привлекает в партнере качество, которое является редким, ярко выраженным или отличающимся от его (или ее) собственного.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Любовь


Неистощимый источник вдохновения поэтов и авторов песен — любовь сегодня стала популярной темой научных исследований. Большинство людей в Соединенных Штатах считают любовь важным фактором успеха супружеской жизни. В 1960-х годах Кефарт про­водил опрос среди молодых людей с целью выяснить, что они думают о связи между любовью и браком. Более чем 1000 студентов колледжа предлагалось дать ответ на вопрос: «Если бы некий молодой человек (девушка) обладал всеми дру­гими ценными для вас качествами, вступили бы вы с ним (с ней) в брак, если бы вы не любили его (ее)?» Результаты опроса приведены в табл. 8.2. (380) В 1967 году большинство мужчин ответили «нет», они бы не женились на жен­щине, которую они не любят. Однако большинство женщин затруднились дать определенный ответ; лишь одна женщина из четырех однозначно ответила «нет». За последующие годы оба пола — но особенно женщины — стали более романтич­но относиться к супружеству. В 1976 и еще раз в 1984 году исследователи обрати­лись к новым поколениям студентов американских колледжей с тем же самым во­просом. В 1976 году 86% мужчин и 80% женщин ответили, что они не вступили бы в брак без любви; в 1984 году пропорция мужчин, ответивших отрицательно, осталась примерно такой же самой, однако доля женщин увеличилась почти до 85%. Для того чтобы получить представле­ние об отношении к данному вопросу обществ, где любовь не считается необхо­димым условием брака, смотрите раздел данной главы «В фокусе культуры».

Переживание романтической любви


Перед тем как обратиться к данным исследований, касающихся романтической любви, рассмотрим следующую газетную статью о зарождении любви.

В понедельник Флойд Джонсон (23 года), а затем и Элен Скиннер (19 лет), абсолютно незнакомые друг с другом, вошли в поезд, следующий до Сан-Франциско, и заняли свои места, находившиеся рядом, через вагонный проход. Джонсон не пересекал прохо­да до среды, однако его будущая невеста сообщила: «Внутренне я уже была готова со­гласиться, если бы он предложил мне выйти за него». «Большая часть нашего разговора велась одними глазами», — объяснял Джонсон. В четверг эта пара сошла с поезда в Омахе с твердым намерением пожениться. Поскольку для вступления в брак в Небра­ске им бы потребовалось согласие родителей невесты, они пересекли реку в Каунсил Блаффс, Айова, где и поженились в пятницу.

Эта история может напомнить вам персонажей классической литературы Ро­мео и Джульетту. Но испытали ли вы когда-нибудь сами подобное магическое чувство любви с первого взгляда?

Когда студентов университета просили указать, насколько близко их собственные наиболее яркие любовные переживания соответствовали этому романти­ческому примеру, лишь 40% отметили наличие значительного сходства. Другие 40% ответили, что они никогда не переживали чего-ли­бо подобного. Остальные сочли свои наиболее яркие любовные взаимоотноше­ния лишь отчасти напоминающими ее. Такой разброс в ответах подчеркивает одну из ключевых проблем, с которой сталкивается исследователь любви: как, с одной стороны, отразить сущностные черты любви и в то же время охватить все разно­образие переживаний влюбленных людей. Наиболее распространенные способы, которыми люди определяют любовь, приводятся в табл. 8.3.

Не смутившись этим обстоятельством, исследователи приступили к выявлению разнообразных мыслей, чувств и действий, которые обычно соотносятся с представлением о романтической любви. Большая часть информации, касающей­ся чувства любви, получена в ходе исследований белых молодых людей, представителей среднего класса Соединенных Штатов. Однако переживания чувства любви в разных культурах и в разные исторические времена существенно различаются. Поэтому следует остерегаться обобщения данных, получен­ных при опросах молодых американцев, и распространения выводов, сделанных на базе этих данных, на всех влюбленных. (381)

Таблица 8.3 Определения любви

Когда люди говорят «Я тебя люблю», они могут подразумевать под этим совершенно разные вещи. Исследователи выделили шесть различных способов, которыми люди обычно определяют любовь (Lee, 1973). Эти стили любви являются идеальными типа­ми; каждый человек может давать любви определение, в котором сочетаются сразу не­сколько таких стилей. Приводимые ниже высказывания взяты из опросника, касающе гося стилей любви, который разработали Клайд и Сьюзен Хендрики (Hendrick, Hendrick, 1989).

Романтическая любовь. Любовь — это всепоглощающее эмоциональное переживание. Любовь с первого взгляда выглядит естественной, физическое влечение является ее неотъемлемой частью. Романтический влюбленный мог бы согласиться с утверждени­ем: «Между моим любимым и мной существует поистине физическое «родство».

Собственническая любовь. Влюбленный-собственник эмоционально, глубоко и ревно стно одержим предметом своей любви. Собственническая любовь в высшей степени зависима от своего предмета и поэтому страшится отвержения. Влюбленный мог бы согласиться со следующим утверждением: «Когда мой партнер не уделяет мне внима­ния, я чувствую себя совершенно выбитым из колеи».

Любовь преданных друзей. Любовь является уютной и безмятежной близостью, кото­рая постепенно возникает из товарищества, взаимного участия и искренней откровен­ности. Любящий любовью преданных друзей внимателен, сердечен и по-дружески уча­стлив. Он или она могли бы согласиться с мыслью: «Моя самая счастливая любовь родилась из крепких дружеских взаимоотношений».

Прагматическая любовь. Это «любовь, которая выбирает супруга аналогично покупке в магазине, и все, что ей требуется, это чтобы взаимоотношения были хорошими, что­бы два партнера подходили друг к другу и удовлетворяли базовые потребности друг друга» (Lee, 1973, р. 124). Прагматический влюбленный ищет скорее удовлетворенно­сти, чем возбуждения. Он или она могли бы согласиться, что «один из факторов, кото­рые следует учитывать при выборе партнера, связан с тем, как он/она отразится на моей карьере».

Альтруистическая любовь. Этот стиль любви является безоговорочно любящим, да­рующим и прощающим. Под любовью понимается обязанность служить любимому че­ловеку без каких-либо предварительных условий. Альтруистический влюбленный мог бы сказать о себе: «Я не могу испытать счастья до тех пор, пока не поставлю счастье моего любимого превыше моего собственного».

Спортивная любовь. Этот человек играет в любовь подобно тому, как другие играют в теннис или шахматы: ради удовольствия от «любовной игры» и победы в ней. Взаимо­отношения не являются длительными и обычно заканчиваются, когда партнер стано­вится скучным или слишком серьезным. Игрок мог бы сказать: «Я получаю удовольст­вие, разыгрывая «любовные партии» с самыми различными партнерами».

Мысли влюбленных. В 1970-х годах Зик Рубин проводил исследования с це­лью понять типичные мысли влюбленных. Рубин (Rubin, 1970, 1973) определял любовь как аттитюд к другому человеку — т. е. специфический набор мыслей о любимом человеке. Опираясь на результаты исследований, проводившихся среди студентов колледжей, Рубин выделил три основные темы, на которых сосредоточены мысли влюбленного человека. Одна из тем, определенная Рубином как «привязанность», связана с ощущением необходимости данного партнера. Примером (382) может служить утверждение: «Мне было бы тяжело обходиться без...». По­добные высказывания отражают осознание человеком своей зависимости от дру­гого человека, обеспечивающего ему существенные блага и преимущества. Вторая тема касается заботы о другом человеке, что иллюстрируется следующим утвер­ждением: «Я бы почти все сделал для...». Центральным моментом этого отноше­ния является желание способствовать благополучию другого человека и чутко реагировать на его нужды. Третья тема связана с доверием и самораскрытием. Ру­бин использовал эти три темы для разработки Шкалы любви, измеряющей сте­пень выраженности мыслей о любви к другому человеку.

Действия влюбленных. В оценке того, любит ли нас другой человек, мы обыч­но опираемся не только на слова, но и на его поведение по отношению к нам. Если человек клянется вам в своей любви, но при этом забывает о дне вашего рождения, проводит время с другими, критикует вашу внешность и никогда не делится с вами своими секретами, вы можете усомниться в искренности слов этого чело­века. Свенсен (Swensen, 1972) просил людей различного возраста указать, какие действия они связывают с проявлениями любви к романтическому партнеру или супругу. Полученные ответы были разделены на семь категорий, или типов дей­ствий влюбленных людей:

1.  Произнесение слов «Я тебя люблю» и других нежных слов.

2.  Физические проявления любви, такие как объятия и поцелуи.

3.  Откровенные разговоры.

4.  Невербальные проявления чувств, например радость и раскованность в присутствии своего партнера.

5.  Материальные признаки любви, такие как преподнесение подарков или оказание помощи в решении проблем.

6.  Нематериальные признаки любви, такие как выражение интереса к делам
человека, уважение его мнений или оказание моральной поддержки.

7.  Проявление терпения и готовности приносить жертвы ради сохранения
взаимоотношений.

Свенсен обнаружил, что многие из этих признаков романтической любви расценивались также как проявления родительской, братской и дружеской любви.

Кинг и Кристенсен (King, Christensen, 1983) выделили ряд специфических действий и событий, показывающих, как далеко влюбленные или встречающиеся лю­ди продвинулись в направлении женитьбы (замужества). В большинстве случаев студенческие пары, принимавшие участие в этом исследовании, проходили через прогнозируемую последовательность событий, которые развивались в направле­нии принятия все больших обязательств по отношению друг к другу. К действи­ям, происходившим на ранних стадиях развития взаимоотношений, обычно отно­сились совместное проведение всего дня и называние партнера нежным именем. На следующей стадии партнеры начинали относиться друг к другу как к своему «любимому» и «любимой» и получать приглашения от других людей к участию в различных мероприятиях в качестве пары. Дальнейшее развитие событий было связано с признанием в любви и переходом на встречи исключительно друг с дру­гом. Типичным следующим шагом было обсуждение совместной жизни или свадь­бы и совместное проведение каникул. События, свидетельствующие о наибольшем (383) прогрессе, включали совместное проживание или заключение помолвки. Хотя студенческие пары и различались в том, насколько далеко они продвинулись в своих взаимоотношениях, а также в скорости своего продвижения в направлении их укрепления, большинство из них проходили подобную последовательность ключевых событий.

Чувства влюбленных. Романтическая любовь от дружбы отличается не только чувствами, но и наличием определенных физических симптомов ее проявления. Как поется в популярных песнях, сердце влюбленного начинает биться чаще, влюбленный теряет сон и становится рассеянным. Дабы изучить этот аспект любви, исследователи попросили 679 студентов университета оценить интенсивность различных чувств, которые они испытали в ходе своей нынешней или последней любовной связи (Kanin, Davidson& Scheck, 1970).

Наиболее частыми реакциями явились ощущение полноты жизни (указали 79% студентов) и невозможность сосредоточиться на чем-либо (указали 37% студентов). К другим реакциям относились «пребывание на седьмом небе» (29%), «желание бегать, скакать и кричать во все горло» (22%), переживание «острого возбуждения перед свиданиями» (22%) и ощущение «легкости и беспечности» (20%). На присутствие сильных физических ощущений, таких как холодные ру­ки, тошнота или мурашки, сослались 20%, а на бессонницу — 12% студентов.

Исследователи также обнаружили различия между любовными переживания­ми женщин и мужчин; женщины чаще сообщали о сильных эмоциональных реак­циях (Dion& Dion, 1973). Остается неизвестным, отражают ли эти реакции действительные половые различия в переживаниях любви или просто большую готовность женщин признаваться в таких чувствах.

В целом исследования выявили ряд мыслей, чувств и действий, которые люди, жители Соединенных Штатов, обычно связывают с любовью. Однако исследования также показали, что индивиды различаются в своих специфических любов­ных переживаниях. Это наводит на мысль о существовании разных типов любви. Следующий раздел нашей книги посвящен сравнению страстной и товарищеской любви.

Страстная любовь и товарищеская любовь


Страстная любовь (passionatelove) определяется как «необычайно бурное, эмоциональное состояние: нежность и плотское вожделение, восторг и боль, страх и умиротворение, альтруизм и ревность соседствуют рядом в смешении чувств» (Berscheid, Walster, 1978, p. 177). Эмоции занимают центральное место в страст­ной любви. Люди целиком оказываются во власти неуправляемых страстей, которые (385) неудержимо влекут их к любимому человеку. Элейн Хатфилд и ее коллеги разработали Шкалу страстной любви (PassionateLoveScale) для оценки интен­сивности переживания людьми этого типа любви (Hatfield, Rapson, 1987). Шкала включает такие утверждения, как «Иногда я чувствую, что не в состоянии контро­лировать свои мысли; я буквально одержим...» и «Я испытываю страстное влече­ние к...». По мнению Хатфилд, способность переживать страстную любовь уни­версальна, однако способы ее выражения могут формироваться под влиянием со­циокультурных факторов.

Физиологическое возбуждение, питающее страстную любовь, может иметь множество источников. Сексуальное влечение, страх перед возможным отвержением, волнение от узнавания другого человека, фрустрация, вызванная внешними препятствиями, создаваемыми родителями или соперничающим поклонником, ярость в результате ссоры с любимым — все это может способствовать возникно­вению сильных эмоций, характеризующих страстную любовь. Например, как и Шахтер (Schachter, 1959), обнаруживший, что страх усиливает стремление к аффилиации, Хатфилд и ее коллеги (Hatfield, 1989) показали, что переживание страха может приводить к возникновению страстной любви. В двух проведенных психологами исследованиях юноши и девушки, продемонстрировавшие более высокие показатели при измерении уровня страха, чаще сообщали о переживани­ях страстной любви. Каковыми бы ни были его источники, переживание страст­ной любви, по-видимому, характеризуется таким качеством, как неконтролируе­мость, что может служить известным оправданием поступков влюбленных, которые они в иных обстоятельствах посчитали бы для себя неприемлемыми, на­пример вступление во внебрачную связь (Berscheid, 1983). Их защитный аргу­мент состоит в том, что они «не владели собой».

Еще одним элементом страстной любви служит абсолютная поглощенность другим человеком. Влюбленный одержим мыслями о своей новой любовной свя­зи. Он склонен идеализировать любимого человека, рассматривать его как исключительного и совершенного во всех отношениях. О страстной любви часто гово­рят, что она внезапно вспыхивает и столь же быстро исчезает. Этот тип любви необычайно ярок, но очень хрупок и недолговечен. (386)

Товарищеская любовь (companionatelove) определяется как «привязанность, которую мы испытываем к тем людям, с кем тесно переплетены наши жизни» (Berscheid, Walster, 1978, p. 177). Это более практичный тип любви, в котором ак­цент делается на доверии, заботе и терпимости к ошибкам и слабостям партнера. Эмоциональный тон товарищеской любви более умеренный; для нее более харак­терны сердечность и привязанность, чем крайние страсти. Товарищеская любовь развивается постепенно, по мере того как двое людей выстраивают удовлетворяющие их обоих отношения. Люди весьма по-разному оценивают, какая из двух, страстная или товарищеская, любовь является лучшей или более подлинной фор­мой любви. Однако, по мнению многих исследователей семьи, товарищеская любовь обеспечивает наиболее прочную основу для длительных взаимоотношений.

Различия между страстной и товарищеской любовью порождают интересные вопросы о переживании эмоций в ходе близких взаимоотношений. Например, ранние стадии романтической связи часто отличаются крайними эмоциями, в то время как для более поздних стадий характерны эмоциональная умеренность и уравновешенность. Почему так происходит? Элен Бершейд (Berscheid, 1983) высказала предположение, что со временем исчезает новизна и свежесть взаимоот­ношений. Идеализация партнера сталкивается с реальностью человеческого несо­вершенства. Пара вырабатывает рутинные способы взаимодействия, в результате чего совместная жизнь становится более упорядоченной.

Бершейд также предположила, что по мере дальнейшего продолжения взаимоотношений и усиления взаимной зависимости партнеров потенциал для сильных эмоций на самом деле увеличивается. Чем выше наша зависимость от другого человека, тем большими возможностями влиять на нашу жизнь он обладает. Но парадокс заключается в том, что, поскольку пары, долго живущие вместе, науча­ются эффективно согласовывать свое поведение, действительная частота прояв­ления сильных эмоций имеет тенденцию к заметному снижению. Однако наличие скрытого потенциала сильных эмоций иногда все же дает о себе знать. Когда партнеры разлучаются вследствие длительной командировки или болезни, они часто испытывают острое чувство одиночество и тоски друг по другу. Другая си­туация, которая может пробудить сильные эмоции у находящихся в длительных взаимоотношениях людей, связана с угрозой, возникающей в результате увлече­ния партнера другим человеком.

Когда человек воспринимает реальное или потенциальное влечение между партнером и соперником, у него возникает ревность (DeSteno, Salovey, 1994). Ревность — это реакция на гипотетическую угрозу целостности или качеству цен­ных для человека взаимоотношений. Примером может служить обнаружение мужем, что его жена тайно встречается с другим. Ревность подразумевает реакцию на два типа угроз: угрозы нарушения взаимоотношений в результате возможной потери партнера и угрозы самооценке человека в результате отвержения партнером или проигрыша сопернику (Mathes, Adams& Davies, 1985). Наиболее распро­страненные проявления ревности — чувства гнева, страха и депрессии.

Возникновению ревности способствует ряд факторов. Более подвержен ревности человек, находящийся в значительной зависимости от отношений с партне­ром, глубоко заинтересованный в них и располагающий малым числом приемле­мых альтернатив (White, Mullen, 1989). Например, состоящие в браке супруги, считающие, что они вряд ли нашли бы достойную замену своему партнеру, если бы (387) он собрался их покинуть, оказываются более уязвимыми для ревности (Hansen, 1985). Существуют также свидетельства связи ревности с непрочностью отноше­ний. Люди, чувствующие изъяны во взаимоотношениях или полагающие, что со­стояние отношений с партнером не отвечает их собственными ожиданиям, с боль­шей вероятностью испытывают ревность (Attridge, Berscheid& Sprecher, 1998). Как можно догадаться, культурные различия также влияют на определение поводов для ревности (White, Mullen, 1989). Например, в Соединенных Штатах для жены не явилось бы необычным испытать чувство ревности в случае, если бы она узнала о сексуальной связи мужа с другой женщиной. В отличие от этого в об­ществах, где культурные традиции допускают возможность существования у мужчины нескольких жен, ревность среди последних является необычной. На­против, эти жены, как правило, поддерживают сердечные отношения друг с дру­гом, если их муж сам не проявляет фаворитизма в отношении одной жены или ее детей способами, которые каким-либо образом нарушают культурные нормы. Точно так же в культурах, позволяющих одной женщине иметь нескольких му­жей, не распространена ревность среди мужчин.

Теория «треугольник любви»


Пытаясь разработать исчерпывающую теорию любви во взаимоотношениях раз­личного рода, Роберт Стернберг (Sternberg, 1986) предположил, что все любов­ные переживания включают в себя три компонента, являющиеся вершинами уг­лов треугольника, изображенного на рис. 8.2.

Компонент «душевная близость» (intimacy) относится к ощущению единства, тесной связи и прочности взаимоотношений с партнером. Этот компонент вклю­чает в себя восхищение партнером и потребность заботиться о любимом человеке. Чрезвычайно важны доверительное общение и душевные отношения. Стернберг полагает, что этот компонент, оставаясь по существу в неизменном виде, присутствует (388) в любви к романтическому партнеру, ребенку или лучшему другу. В каж­дом из этих взаимоотношений общим ядром служит душевная близость.

Компонент «страсть» (passion) связан с побуждениями, вызывающими интен­сивные эмоции в любовных взаимоотношениях. В романтических взаимоотноше­ниях на передний план могут выступать физическое влечение и сексуальность. Однако этот компонент также может включать и другие мотивы, такие как потребность в заботе о ком-то или в заботе со стороны другого человека, потребность в самооценке или доминировании.

Компонент «преданность» (commitment) относится в краткосрочном плане к принятию решения о том, что человек любит кого-то, и в долгосрочном плане — к обязательству быть верным этой любви. Это наиболее когнитивный компонент любви.

На основе анализа этих трех компонентов Стренберг выделяет семь следующих типов любви, в зависимости от наличия или отсутствия какого-либо компо­нента.

1.  Симпатия, расположение является переживанием душевной близости без страсти или верности, как это происходит в дружбе.

2.  Страстная влюбленность является переживанием страсти без душевной
близости или верности, как это случается в юношеских увлечениях.

3.  Остывшая любовь является переживанием верности без страсти и душевной близости, что можно наблюдать в сохраняющихся по инерции или утративших свои былые отношения браках.

4.  Романтическая любовь является переживанием страсти и душевной близости без верности, как в романтической связи.

5.  Товарищеская любовь является переживанием душевной близости и верности без страсти, как у давно находящихся в браке супругов.

6.  Безрассудная любовь является переживанием страсти и верности без душевной близости, как в любви с первого взгляда.

7.  Зрелая любовь является предельным случаем любви, сочетающим в себе
все перечисленные элементы душевной близости, страсти и верности, что можно обнаружить в любовных взаимоотношениях у взрослых или в некоторых отношениях между родителями и детьми.

Теория Стернберга — интереснейшая попытка собрать воедино различные концепции и данные многих предыдущих исследований.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.