Реферат по предмету "Психология"


Межгрупповые отношения: психологический аспект

Оглавление/>/>/>
Введение
История возникновения межгрупповых отношений
Межгрупповые отношения
Теория групповой идентичности
Заключение
Список литературы
Введение
Психология межгрупповоговзаимодействия раскрывает особенности поведения, деятельности индивидов, их принадлежностьк определенным группам, ситуации межгруппового воздействия.
Межгрупповые отношения — совокупность социально-психологическихявлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей,возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействиягрупп.
Общество можно образно сравнить с «живым организмом»,балансирующим на точке справедливости межгрупповых воздействий в процессе постоянногообмена социально-психологическими отношениями между его элементами, то есть такогообмена, в каждом акте которого в виде побочного продукта воссоздается сущность,то есть принцип устройства, участвующих в нем социальных групп.
Взаимоотношения групп становятся звеном социальной системы и основойкультуры сообщества, позволяющей ему сохранять себя и развиваться в соответствиис социальным контекстом.
Производственно-экономические и общественно-политические отношения,обусловливающие необходимость объединения и взаимодействия между людьми для выполнениясовместной деятельности, а также необходимость взаимодействия между этими группамилюдей, служат объективной основой, базисом, на котором действует механизм межгрупповых отношении.
/>История возникновения межгрупповыхотношений
Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее молодыхи быстро развивающихся направлений в психологии. Первые попытки описания и анализамежгруппового взаимодействия и прежде всего — межгрупповой агрессии — представленыуже в работах таких классиков, как Г. Лебон и У. Макдугалл. Однако регулярные эмпирические(в том числе — экспериментальные) исследования в этой области начались только послеВторой мировой войны. Одну из причин этого специалисты видят в специфике самогообъекта исследований, который является традиционным для социологической науки. Междутем постановка проблемы межгрупповых отношений как социально-психологической имеетисключительное значение для теории и методологии. Рассматривая специфику предметасоциальной психологии, Б.Ф. Поршнев отмечает, что социальная психология только тогдаможет претендовать на статус самостоятельной научной дисциплины, когда исходнойединицей психологического знал и за становятся не отношения между индивидами, аотношения между общностями[1].
Б.Ф. Поршнев считает, что специфическим объектом социально-психологическойнауки, изучение которого предполагает выход за рамки индивидуально-психологическогоисследования, является общность, понимаемая не только как социальное объективное,но и как субъективное психологическое объединение людей. Общая теория социальнойпсихологии, по мнению Б.Ф. Поршнева, является не чем иным, как всесторонним психологическиманализом этого центрального понятия — понятия общности. В качестве психологическойпервопричины образования общности Б.Ф. Поршнев выделяет не межличностные отношенияи взаимодействия, складывающиеся между отдельными индивидами и объединяющие людейв группы, а межгрупповые отношения, строящиеся по типу противопоставления и обособления,на основе которого формируются групповое самосознание и чувство общности.
Обособление отдельной социальной общности, даже противопоставлениеее другим является, по мнению автора, необходимым условием и изначальным импульсомобъединения людей к их познанию себя как общности. Субъективная сторона всякой реальносуществующем общности, всякого коллектива конституируется путем этою двуединогоили двустороннего психологического явления, которое мы обозначили выражением«мы» и «они», путем отличения от других общностей, коллективов,групп вовне и одновременного уподобления в чем-либо людей друг другу внутри"Процесс уподобления и процесс обособления, по мнению Б Ф Поршнева, взаимно противоположны,но в то же время они взаимодействуют, находятся в разнообразнейших сочетаниях.
Объединение людей с общности, протекающее как процесс обособления ипротивопоставления внешнему социальному окружению с одновременным уподоблением иединением общности внутри, является универсальным социально-психологическим механизмом,посредством которого реализуются и воспроизводятся отношения между социальными группами- то есть общественные отношения. При этом социально-психологические общности или«сцепления» являются, по меткому определению автора, своеобразной формой,которая в конкретных экономических и общественно-исторических условиях наполняетсяобъективным общественным содержанием.
 Межгрупповые отношения
Производственно-экономические и общественно-политические отношения,обусловливающие необходимость объединения и взаимодействия между людьми для выполнениясовместной деятельности, а также необходимость взаимодействия между этими группамилюдей, служат объективной основой, базисом, на котором действует механизм межгрупповых отношении.
Отличительной особенностью постановки проблемы межгрупповых отношенийв западной социальной психологии является сочетание многообразия теоретических подходовс неизменностью тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старалисьобъяснить. Речь идет прежде всего о феномене внешнегрупповой враждебности, универсальностьи неизбежность которой в межгрупповом взаимодействии постулируют практически всезападные социальные психологи.
Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность,пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в такихфеноменах, как стереотипы и предрассудки.
Одним из первых ученых, обративших внимание на психологические закономерностиотношении между группами, был У. Самнер, описавший в опубликованной в 1906 г работе «Народные обычаи» феноменэтноцентризма. Этноцентризм проявляется в чувствепревосходства своей этнической и культурной группы и одновременной неприязни, враждебностипо отношению к другим.
В концепции этноцентризма У. Самнера преувеличение позитивных характеристик,приписываемых собственной этнической группе, и чувство превосходства своего этносанад другими неотделимо от проявлений негативного отношения и враждебности по отношениюк представителям других этносов. При этом собственная этническая группа, ее культура,традиции, ценности и другие психологические особенности выступают в качестве эталона,центра восприятия и оценки других этнических групп.У. Самнер рассматривал этноцентризмкак универсальным механизм взаимодействия между этническими группами, в соответствиис которым проявление негативизма и враждебности по отношению к другим этносам являетсянеобходимым условием поддержания внутригруппового единства в рамках собственногоэтноса. Изучению закономерностей и факторов, влияющих на проявление этноцентризмаво взаимоотношениях между этническими группами посвящено значительное число эмпирическихисследований[2].
Исследования, посвященные психологии межгрупповых отношении, можноусловно объединить в рамках основных подходов. Так, уже в поздних работах 3. Фрейдаизлагается система взглядов на природу и функции межгрупповой враждебности. Однозначносвязывая внешне труп новую враждебность и внутригрупповую сплоченность, источникиэтих явлений 3. Фрейд ищет в мотивационной сфере индивидов, привлекая в качествеобъяснительной схемы Эдипов комплекс.
Эмоциональные отношения в семье характеризуются Фрейдом как взаимосвязьлюбви и ненависти, которые одновременно испытывает ребенок по отношению к отцу,стремясь, с одной стороны, быть похожим на него, идентифицируя себя с ним, а с другой- испытывая ненависть и агрессивность, связанные с сексуальным соперничеством. Впроцессе социализации эти двойственные чувства проецируются индивидом на социальноеокружение в форме идентификации со «своей» группой и особенно с ее лидерамии враждебности по отношению к представителям других групп.
Внешнегрупповая враждебность и агрессивность как способ разрешениявнутриличностных конфликтов и фрустраций используется в качестве объяснительнойсхемы в целом ряде исследований: авторитарной или этноцентрической личности, генерализацииагрессии, возникающей в результате фрустрируюшего воздействия на личность, ролиэтнических стереотипов в регуляции отношений между представителями различных этносови рас.
Т. Адорно показал, что враждебное отношение к представителям другихэтнических групп связано с определенным набором психологических качеств, характерныхдля так называемой авторитарной или этноцентрической личности: установкана неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов, чрезмерная озабоченностьвопросами статуса и власти, стереотипность суждений и оценок, нетерпимость к неопределенности,склонность подчиняться людям, наделенным властью, и нетерпимость к тем, кто находитсяна более низком статусном уровне.И. Берковитц продемонстрировал в своих исследованияхфеноменгенерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценамижестокости приводит к усилению проявлении агрессивности в отношении представителейдругих групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвойдемонстрируемых актов жестокости. Эти исследования получили широкую известностья оказали значительное влияние на общественную жизнь стран Западной Европы и США.
С принципиально иных теоретических позиций подходит к проблеме межгрупповыхконфликтов М. Шериф. Истоки межгрупповой враждебности он видит в объективном конфликтецелей и интересов различных групп, неизбежно возникающем в ситуации конкурентноговзаимодействия представителей этих групп [3].
Эксперименты М. Шерифа проводились в середине 50-х годов в американскомместечке Роберс Кейве, в летнем лагере для подростков на протяжении нескольких лет.Основной целью исследовании было изучение влияния характера межгруппового взаимодействия(кооперативною или конкурентного) на характер взаимоотношений, складывающихся междугруппами и внутри групп. С этой целью администрация лагеря специально организовывалавзаимодействие между группами подростков таким образом, чтобы оно носило выраженныйхарактер соревнования, в котором только одна из соревнующихся групп могла одержатьпобеду. По результатам наблюдений и опросов исследователи зафиксировали проявлениемежгрупповой враждебности в отношениях между группами (агрессивность по отношениюк представителям других групп, негативные стереотипы в восприятии других групп)и одновременное усиление внутри групповой сплоченности.
Формирование групп на разных этапах эксперимента осуществлялось no-разному.В одном случае в начале эксперимента подростки занимались обшей деятельностью поуборке территории лагеря и исследователи не вмешивались в стихийный процесс установлениязнакомства и формирования взаимоотношении между подростками. Однако затем подростковразделили на две группы таким образом, чтобы разрушить дружеские связи, сложившиесяво время знакомства. При этом было зафиксировано отсутствие проявлений враждебностив отношениях между представителями разных групп до начала конкурентного взаимодействиямежду ними. В другом случае подростки, приезжавшие в лагерь, были заранее поделенына две группы, и в этом случае некоторые проявления межгрупповой враждебности илипо крайней мере различия в установках по отношению к «своим» и «чужим»отмечались в самом начале совместного проживания в лагере, т.е. в отсутствие конкурентноговзаимодействия между группами. В этот эксперимент исследователи ввели еще одну переменную:первоначально разделенные и конкурирующие группы были, затем поставлены в проблемнуюситуацию, преодоление которой требовало объединения усилии обеих групп (поломкаводопровода, неисправность грузовика, подвозившего продовольствие). На этом этапеисследования авторы зафиксировали снижение межгрупповой враждебности, хотя устранитьее полностью так и не удалось. На основании результатов этих экспериментов М. Шерифсделал вывод о том, что основной причиной возникновения межгрупповых конфликтовявляется характер взаимодействия — кооперативного или конкурентного — между группами.
Полевые эксперименты М. Шерифа положили начало экспериментальному направлениюв исследовании психологии межгрупповых отношений. В них впервые была сделана попытканаучного изучения межгрупповых отношений в естественных условиях межгруппового взаимодействияи в динамике их развития в зависимости от этих условий. Наконец, в исследованияхМ. Шерифа была теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность снижениямежгрупповой враждебности за счет изменения ситуации межгруппового взаимодействия(постановка общих целей, привлекательных для каждой из групп и требующих сотрудничествадля их достижения) [4].
Справедливо подчеркивая важную роль особенностей межгруппового взаимодействияв формировании межгрупповых отношений, концепция М. Шерифа не может объяснить многочисленныефакты, зафиксированные в экспериментальных исследованиях, не укладывающиеся в рамкиэтой теории. Речь идет о проявлениях внешнегрупповой враждебности и предубежденностив оценках своей и чужой группы, возникающих в отсутствие объективного конфликтаинтересов и вообще предшествующего опыта межгруппового взаимодействия.
Экспериментальные исследования и теоретическое осмысление этих феноменов(эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации} послужили основой созданияоригинальной теории межгрупповых отношений Г. Тэджфела и Дж. Тернера.Г. Тэджфел,его сотрудники и последователи провели серию лабораторных экспериментов, получившихв социальной психологии название «эксперименты с матрицами Тэджфела» или«эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации». В этих экспериментахиспытуемые — студенты — случайным образом делились на две группы, при этом отнесениеих к той или иной группе проводилось на основе частных, незначимых критериев (например,предпочтение одного из двух художников-абстракционистов и др.). Исследователи специальноисключали из ситуации эксперимента все факт, которые могли бы рассматриваться вкачестве объективных причин межгрупповой дискриминации: взаимодействие между испытуемыми,конфликт интересов, предшествующая враждебность и т.д. На втором этапе экспериментовиспытуемые индивидуально распределяли плату за участие в эксперименте между двумядругими участниками, о которых им было известно только то, к какой из двух группте принадлежали. Определение суммы, причитающейся другим участникам, производилосьс помощью специально разработанных таблиц, в которых фиксировались в различных вариантахабсолютные размеры сумм, причитающихся представителю «своей» и «другой»группы, и их соотношение. При этом испытуемые могли сделать выбор между различнымивариантами стратегий распределения: уравнительное (справедливое), максимальная суммадля обоих участников, максимальная выгода для представителя своей группы, максимальноеразличие в пользу представителя своей группы и, наконец, — интегральный ингрупповойфаворитизм как сочетание двух предыдущих стратегий. В результате этих экспериментовбыло зафиксировано преобладание у испытуемых стратегии, связанной с установлениеммаксимальных различий между суммами, выделяемыми для представителей своей и другойгруппы, в пользу первых. Причем эта стратегия выбиралась даже в тех случаях, когдаабсолютный размер суммы, причитающейся представителю своей группы, был меньше максимальновозможного. То есть главной целью испытуемых было установление максимальных различиймежду группами в пользу своей группы. Это явление, связанное с тенденцией оказыватьпредпочтение своей группе в противовес интересам другой группы, получило названиевнутригрупповой фаворитизм (от лат. favor — благосклонность). Тенденция к установлениюразличий в оценках своей и другой группы (как правило, в пользу первой) получиланазвание межгрупповой дискриминации. По мнению Г. Тэджфела внутригрупповой фаворитизми внешнегрупповая дискриминация являются универсальными феноменами психологии мсжгрупповыхотношений.
/>Теория групповой идентичности
Основатели этой теории Г. Тэджфелаи Д. Тернера объясняет феномены внутри группового фаворитизма и внешнегрупповойдискриминации как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлениемсходства и различий между представителями различных социальных групп.
Социальная категоризация — когнитивный процессупорядочивания индивидом своего социального окружения путем распределения социальныхобъектов (в том числе — окружающих людей и себя самого) по группам («категориям»),имеющим сходство по значимым для индивида критериям.
Социальная идентификация— процесс отнесенияиндивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание имсвоей групповой социальной принадлежности.
Социальное сравнение— процесс соотнесения качественныхпризнаков различных социальных групп, результатом которого является установлениеразличии между ними, т.е. межгрупповая дифференциация.
Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являютсязаключительным звеном в серии когнитивных процессов, их неизбежность диктуется потребностьюличности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивногообраза «Я».
Исходя из такого, по преимуществу когнитивного, понимания природымежгрупповой предубежденности и враждебности, по-новому ставится и вопрос о предотвращенииили уменьшении межгруппового конфликта. Так, С. Уорчел считает, что для улучшениямежгрупповых отношений важна не просто смена конкурентного взаимодействия на кооперативное,но устранение или уменьшение воспринимаемых различий между группами и максимизациясходства между представителями разных групп, позволяющего им воспринимать себя какчленов одной группы[5].
Теория групповой идентичности позволяет более конструктивно подойтик проблеме межгрупповой дифференциации и внутригрупповой интеграции в условиях социально-экономическихизменений, связанных с появлением новых социальных групп и изменениями в социальнойстратификации. Она, в частности, предполагает возможность несоответствия реальной,объективной принадлежности индивида к той или иной социальной группе и субъективногоосознания своего группового членства. При этом возможны ситуации кризиса социальнойидентичности, когда индивид затрудняется определить свою групповую идентичность(принадлежность к конкретной социальной категории) и свое отношение к представителямсвоей и других групп.
Подводя итоги анализа состояния проблемы межгрупповых отношенийв западной социальной психологии, можно сказать, что в ней накоплен большой опытисследований, выражающих различные теоретические и методические подходы. Они позволяютс разных точек зрения подойти к анализу теоретических проблем и наметить различныеподходы к разрешению практических задач. Вместе с тем в западной социальной психологиипроблема межгрупповых отношений в значительной степени ставится и решается именнокак проблема межгрупповой враждебности. В традиционных положениях западной социальнойпсихологии проявление негативных установок по отношению к другим группам, определяемоетерминами «межгрупповая дискриминация», «межгрупповая враждебность»,понимается как универсальная социально-психологическая закономерность, являющаясяобратной стороной проявления позитивного отношения к собственной группе. Существуютлишь расхождения во мнении о том, какие социально-психологические процессы (межгрупповыеили внутригрупповые) являются в данном случае исходными, определяющими, и о характеревзаимосвязи явления внутригруппового фаворитизма с объективными противоречиями,возникающими в процессе межгруппового взаимодействия. В одних случаях внутригрупповойфаворитизм трактуется как их следствие, в других — как причина.
Постановка и разработка теории межгрупповых отношений в западнойсоциальной психологии во многом была обусловлена содержанием реальностей и проблемобщественной жизни: экономической, политической и культурной дифференциации общества,социальных и этнических конфликтов. Именно этим во многом объясняется тот факт,что основное внимание в распространенных на Западе концепциях межгрупповых отношенийуделялось процессам, связанным с межгрупповой дифференциацией и дезинтеграцией,предубежденностью и враждебностью по отношению к представителям других групп, межгрупповымиконфликтами. В гораздо меньшей степени в этих исследованиях затрагиваются процессыи явления, выражающие тенденции к межгрупповой интеграции, т.е. установление связейи отношений между группами, способствующих их объединению в рамках более широкойобщности как единого целого. Вопрос о динамике межгрупповых отношений в рассматриваемыхисследованиях ставился лишь в плане изучения влияния той или иной переменной настепень выраженности эффекта внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации.Недостаточно исследован вопрос о соотношении процессов межгрупповой дифференциациии интеграции в динамике внутригрупповых и межгрупповых отношения.
 
Факторы детерминации межгрупповых отношений
Для исследований, выполненных в отечественной социальной психологии,характерно особое внимание к проблеме взаимосвязи и взаимной обусловленности субъективных,психологических аспектов межгрупповых отношений и объективных социальных условий,в которых эти отношения складываются. При этом в качестве главного фактора детерминациимежгруппового взаимодействия и восприятия рассматриваются характеристики совместнойдеятельности групп и возникающие на ее основе социальные связи и зависимости междуними. Такой подход предполагает выход за рамки лабораторного эксперимента и изучениевзаимоотношений, складывающихся между группами в реальных социальных общностях:учебных (B. C. Агеев) и трудовых (И.Р. Сушков, В.П. Позняков) коллективах. Результатыэмпирического исследования В.С. Агеева показали зависимость адекватности межгрупповоговосприятии от конкретных факторов межгруппового взаимодействия. В частности, былоотмечено, что межгрупповая дискриминация (в форме внутригруппового фаворитизма ивнешнегрупповой враждебности) может быть снята или существенно ослаблена в зависимостиот целей и характера организации межгруппового взаимодействия. Выбрав в качествеосновного предмета эмпирического исследования особенности межгруппового восприятия,В.С. Агеев не ограничивается анализом только перцептивных феноменов, но включаетв концептуальную схему исследования объективные условия совместной деятельностигрупп и характер непосредственного межгруппового взаимодействия.
И.Р. Сушков исследовал межгрупповые отношения в производственнойорганизации, возникающие в процессе совместной производственной деятельности и субъективноотражающиеся в системах групповых установок, ориентации, ожиданий. В результатепроведенного исследования автор делает вывод, что в условиях совместной деятельностив производственной организации у представителей различных групп подразделений этойорганизации формируются системы взаимных межгрупповых требовании к своей и другимгруппам как партнерам по совместной деятельности. На основании этих требований происходитсравнение и оценка своей группы и группы-партнера по совместной деятельности. Висследовании выявлена зависимость значимости ряда качеств и требований, предъявляемыхк: своей группе и другим группам, от характера распределения ответственности законечные результаты совместной деятельности.
В исследовании В.П. Познякова изучалась динамика межгрупповыхотношений трудовых коллективов в условиях организационно-экономического нововведения,связанного с изменением формы собственности на предприятии. Эмпирическое исследованиепроводилось в коллективах производственных подразделений одного из сельскохозяйственныхпредприятии в период перехода на арендный подряд.
Результаты исследования показали, что в условиях изменения формысобственности на предприятии происходят качественные изменения социально-психологическихотношений как внутри арендных подразделений, так и между ними[6].
/>Заключение
В заключение хотелось бы сказать, прежде всего, о том, что характеротношений групп между собой, прежде всего, зависит от качественных условий, в которыхгруппы на тот момент находятся. То есть, если в окружающей обстановке присутствуетнекий дух соревнования, то нередко может возникнуть легкая враждебность одной группыпо отношению к другой. Если же группы сотрудничают между собой, выполняют какую-либоработу вместе, то соответственно, уровень некой враждебности снижается или совсемисчезает. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что отношения между группамимогут складываться как по линии сотрудничества и взаимопомощи, так и по линии соперничестваи даже некоторой вражды.
Одной из задач исследования был анализ того, как сказываетсяизменение характера межгрупповых отношении на результатах межгруппового сравненияи оценки. Межгрупповое сравнение и оценка проводились в коллективах производственныхарендных подразделении в виде двух последовательных «срезов», на II этапеисследования, т.е. непосредственно после создания арендных коллективов и заключениядоговоров, и на III его этапе, т.е. через год после начала работы в новых условиях.Использовалась специально разработанная оригинальная методика, сочетающая техникупопарного сравнения и оценку групповых качеств (отношений) с помощью зрительно-аналоговойшкалы.
/>Список литературы
1. Агеев B. C. Психология межгрупповых отношений. — М., 1983
2. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2001
3. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. — М.,2001
4. Донцов А.И. Психология коллектива. — М., 1984
5. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. — М., 1982


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.