Реферат по предмету "Психология"


Методы судебно-психологической экспертизы

Содержание
Введение. 3
1. Понятие и содержание методов судебно-психологическойэкспертизы… 4
2. Назначение судебно-психологической экспертизы… 7
3. Метод психологической экспертизы… 11
Заключение. 15
Литература. 17

Введение
Понятие судебно-психологической экспертизы может быть дано посредствомконкретизации общего определения судебной экспертизы, с учетом ее родовыхпризнаков.
Судебно-психологическая экспертиза — это специальное психологическоеисследование, проводимое сведущим лицом — экспертом в отношении человека — субъекта процесса или ситуации, назначаемое определением суда (судьи) приналичии общего (процессуального) и специального (психологического) основанийдля получения судебного доказательства по делу заключения эксперта-психолога
Понятно, что специфика данной экспертизы обусловливается характером иособенностями науки психологии — как отрасли знания, теоретически иэкспериментально разрабатываемой основные психологические проблемы (т. е.такие, основным объектом которых является человек, его психика).
В начале 70-х годов в области судебной экспертизы возникло новоенаправление, основывавшееся на достижениях и исследованиях психиатриии ипсихологии –  комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.
Сегодня такая экспертиза имеет огромное значение для юриспруденции. Онасочетает в себе использование научных и методических возможностей судебно-психиатрическойи судебно-психологической экспертиз, результаты исследований проблем человекаи, таким образом, является одной из наиболее эффективных форм экспертногоисследования.
1. Понятие и содержание методовсудебно-психологической экспертизы
Современной психологии свойственна «разветвленность»; сложились целыеподотрасли психологической науки — инженерная психология, геронтопсихология,клиническая, педагогическая, социальная, юридическая (в том числе судебная)психология и целый ряд других. Каждой такой подотрасли свойствен свой частныйпредмет, выработаны специальные методы исследования. В то же времятеоретической и методологической базой для всех подотраслей психологии являетсяобщая психология, разработанный ею категориальный и понятийный аппарат, общиеметоды психологического исследования. Данный тезис справедлив и в отношениитеории судебно-психологической экспертизы.
Постулаты общей психологии важны для построения специальных методовпсихологического исследования. В качестве постулатов выделяют: соответствиевыводов фактам реальной действительности, проверяемость выводов,прогностическую функцию психологического исследования.
Соответствие психологической экспертизы постулатам означает, что любойспециальный метод, применяемый в ходе исследования, должен быть апробирован,научно обоснован, а используемая экспертом методика позволяла бы не тольковыявить свойства, состояние личности в момент исследования, но и датьпрофессиональную оценку на будущее или прошедшее время (последнее особенноактуально для судебно-психологической экспертизы — в большинстве случаевэксперт вынужден исследовать событие, действие, имевшее место в прошлом).
Таким образом, для содержания судебно-психологической экспертизы — какспециального психологического исследования — важнейшей характеристикой являетсясоответствие разработанным общей психологией категориям, постулатам, принципам.В ходе любого психологического исследования (экспертизы в том числе)применяются психологические законы и закономерности, а общий объект и общийпредмет произведен от объекта и предмета общей психологии.
Подчеркнем, что понятия психологического исследования исудебно-психологической экспертизы не совпадают. Всякая судебно-психологическаяэкспертиза есть специально психологическое исследование, но не всякоепсихологическое исследование является судебной экспертизой. Психологическоеисследование составляет ядро экспертизы и подчинено принципам, законам изакономерностям науки психологии.
В ходе психологической экспертизы, как и при производстве иной судебнойэкспертизы, эксперт при помощи специальных методов устанавливает различныефакты психологической природы (свойства личности, установки, доминантыповедения, особенности познавательных процессов и т. д.). Такие факты являютсяпромежуточными и сами по себе — в отрыве от вывода эксперта — никакогодоказательственного значения в судебном процессе не имеют. Суд не вправе,ссылаясь, например, на выявленное экспертом свойство внушаемости, сделать выводо неспособности субъекта к свободному принятию решения в заданной ситуации. Дляэтого необходима профессиональная оценка специальных фактов в их совокупности.Выявление промежуточных фактов — необходимый этап специального исследования,позволяющий эксперту сделать окончательный вывод на поставленный судом вопрос.
2. Назначение судебно-психологической экспертизы
 
Определяя круг гражданских дел, при судебном рассмотрении которых возможноиспользование психиатрической экспертизы, следует исходить из общих критериев,а именно специфики подлежащих установлению юридических фактов, содержащихмедицинский (психиатрический) критерий. Возможность применения психиатрическойэкспертизы обусловлена потребностью в установлении определенного — болезненного— психического состояния гражданина, когда норма материального права связываетс этим обстоятельством наступление конкретных юридических последствий.
Обязательность назначения психиатрической экспертизы по данной категориидел обусловлена включением медицинского критерия в норму материального права,подлежащую применению.
Так, если будет выявлено, что гражданин страдает психическим заболеванием,но оно не влечет за собой неспособности понимать смысл совершаемых действий илируководить ими, то это не может служить основанием для признания гражданинанедееспособным.
Психиатрическая экспертиза может быть использована в гражданском процессепри рассмотрении тех дел, правильное разрешение которых зависит отопределенного психического состояния лица в момент совершения юридическизначимых действий. Причем такое состояние должно быть обусловлено факторамимедицинского (болезненного) характера.
Психическое расстройство по современным представлениям характеризуетсянарушенностью связей в механизме психического отражения, которое являетсяфункцией мозга. Нарушение психического отражения, его неполнота или искажение — вот характерные признаки болезненного состояния. Болезнь является следствиемпсихического процесса и одновременно деформирует его. Душевное расстройствопонимается как болезненное нарушение восприятия, поведения, переработкипереживаний, телесных функций[[1]]
Таким образом, психиатрическая экспертиза направлена на определениестепени осознанности или полноценности волеизъявления в тех случаях, когдаимеются данные, позволяющие предположить наличие у лица болезненногопсихического расстройства, и когда данный фактор имеет юридическое значение
Следует отличать содержащийся в нормах материального права медицинский(психиатрический) критерий от психологического. О психиатрическом критерии всобственном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда юридическиепоследствия связываются именно с психическим расстройством (как это имеет местов рассмотренной ст. 29 ГК РФ), а не просто с полноценностью осознания иволеизъявления.
Однако критерии осознанности и полноценности волеизъявления сами по себеимеют психологическую природу и если законодатель не указывает их причинойболезненное психическое состояние, их недопустимо связывать только с такимсостоянием.
Поясним на примере. Гражданское законодательство предусматриваетвозможность признания судом недействительной сделки, совершенной дееспособным,гражданином, но находящимся в состоянии, исключающем способность пониматьзначение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК). Здесь юридическоезначение имеет психологический критерий, заключающийся в деформацииосознанности и/или волеизъявления. Причины такой деформации могут быть какчисто психологическими (состояние аффекта), так и медицинскими —психиатрическими (психическая болезнь, иное болезненное состояние). Длявыяснения обстоятельств, указанных в гипотезе ст. 177 ГК, необходимпсихологический анализ поведения в момент заключения сделки. В случае, если усуда есть сомнения в психической полноценности действующего субъекта, необходимкомплексный психолого-психиатрический анализ. Одного психиатрическогоисследования недостаточно, ибо, помимо выявления патологических изменений,необходимо определить, как они повлияли на психологический механизм поведения,а это сфера психологического анализа.
Таким образом, психиатрическая экспертиза в «чистом виде» используется прирассмотрении гражданских дел только тогда, когда подлежащая применению по нимнорма материального права содержит медицинский (психиатрический) критерий,связывая определенные юридические последствия с состоянием психическогоздоровья.
На наш взгляд, психиатрическая экспертиза может применяться в отдельныхслучаях и по другим категориям семейных дел, в которых суду надлежит применитьнорму оценочного характера. Это возможно лишь тогда, когда имеются поводы иобщие основания к назначению такой экспертизы, а ее результаты, с учетомконкретных обстоятельств, способны дать доказательственную информацию. Кпримеру, ст. 22 СК РФ связывает расторжение брака с установлением фактаневозможности дальнейшей совместной жизни и сохранения семьи. Бывают ситуации,когда невозможность сохранения семьи обусловлена психическим заболеваниемодного из супругов. Подтверждение данного обстоятельства, которое оценивается всовокупности с другими доказательствами, может иметь доказательственноезначение для установления, препятствует или нет психическое расстройствопродолжению нормальных семейных отношений.
Законодатель допускает лишь один случай принудительного направления напсихиатрическую экспертизу. Более того, законодательно определены условия, прикоторых это возможно. Во-первых, принять решение о принудительном направлении —право, но не обязанность суда. Даже если налицо имеются все условия, с которымизакон связывает возможность принудительного направления, суд может и неприбегать к такой мере. Во-вторых, принудительное направление допускается, какподчеркивает законодатель, в исключительных случаях, при явном уклонении лица,в отношении которого возбуждено дело о признании его недееспособным, отпрохождения экспертизы. В-третьих, вопрос о принудительном направлении решаетсяв судебном заседании при участии прокурора и психиатра с тем, чтобы обеспечитьправа личности, гарантировать недопустимость необоснованного и незаконногоущемления свободы личности посредством процессуального принуждения.
3. Метод психологической экспертизы
 
Метод экспертного исследования является, наряду с предметом, важнейшейотличительной чертой вида экспертизы.
При производстве психологической экспертизы используется методпсихологического исследования, при помощи которого изучаются механизм,структура, функционирование и различные качественные характеристики психическойдеятельности.
Метод психологического исследования предполагает использование длядостижения экспертных целей психологических законов и закономерностей, которыемогут быть «приложимы» к качественно различным объектам. Так, психологическоеисследование возможно и в отношении психически больного человека. При этомзадачей психолога будет являться не диагностика патологии (это сферакомпетенции психиатра), а оценка того, как вскрытые психиатром патологическиеизменения личности повлияли на изменение психологического поведения личности,как патология «скорректировала» действие психологических механизмов.
Метод психологического исследования включает в себя общие и специальныеметоды; совокупность специальных методов образует методики.
К общим методам психологического исследования можно отнести:психологическую диагностику, прогнозирование, проектирование, методывоздействия. Не все из них в равной степени допустимы при производстве судебнойэкспертизы. В частности, метод воздействия имеет ограниченную сферу. То жеможно сказать в отношении метода психологического эксперимента (не всякуюситуацию можно и этично моделировать для достижения экспертных целей).
Общие методы модифицируются через специальные методики в зависимости отспецифики экспертных задач и целей.
Например, метод психологической диагностики реализуется через специальныеметоды: биографический, наблюдения, беседу, инструментальные личностныеметодики, методики изучения особенностей отдельных сфер психическойдеятельности. Довольно широко используется тестирование (например, тесты MMPI,ТАТ, Розенцвейга, Ророшаха и др.). Обычно для диагностики применяется комплексспециальных методов в зависимости от цели. Допустим, исследование измененийсостояния человека в нестандартной ситуации проводится при помощипсихофизиологического метода, психометрических проб, метода операторских задач,личностных тестов. В некоторых случаях необходим психолингвистический методисследования (исследование содержательной стороны документа, письма с цельюустановления отобразившихся в нем навыков мышления, особенностей памяти,восприятия).
Именно метод играет важную роль для разграничения компетенции психологии ипсихиатрии, психологической и психиатрической экспертиз. В отличие отпсихологии, психиатрия изучает причины и сущность психических заболеваний.Однако такого предметного различения недостаточно. Психолог и психиатр могутизучать один и тот же объект, но с различных сторон. Способ изученияпредопределяется спецификой метода.
Психиатрическая экспертиза характеризуется методом психиатрическогоанализа, посредством которого выявляются искажения, отклонения вфункционировании психологических законов и закономерностей, диагностика такихотклонений, как патологических или непатологических. Если выявленные экспертомявления не подпадают под психиатрическую диагностику (не могут быть определеныкак патологические), то этой констатацией компетенция психиатра иограничивается. Психологическая диагностика и психологический анализ —компетенция психолога. При выявлении патологии психиатр производит диагностику,определяет степень деформированности эмоциональной, интеллектуальной и волевойсфер, констатирует степень сохранности тех или иных качеств личности, объясняетпсихопатологическое поведение в категориях психиатрии.
Однако на практике нередки случаи, когда, с одной стороны, необходимоустановить обстоятельства психологической природы (например, способность лица вполной мере осознавать фактическое содержание своих действий), с другой —имеются сведения об отклонениях в психике непсихотического характера (т е несвязанных с психическим заболеванием) В подобных ситуациях при производствеэкспертного исследования необходимо взаимодействие специалистов как в областипсихологии, так и психиатрии. Иначе говоря, возникает потребность в проведениикомплексной психолого-психиатрической экспертизы
Окончательно вопросы предмета и метода комплексной экспертизы неразрешены, дискусионна проблема пределов научных компетенции психолога ипсихиатра [Подробнее об этом см.: Кудрявцев И. А Судебная психолого-психиатрическаяэкспертиза. М., 1988.]. Можно сказать, что общим предметом комплекснойэкспертизы является такая психическая деятельность, которая в целом подчиняетсяпсихологическим законам и закономерностям, но последние «отягощены» определеннымиизменениями психики непсихотического характера. Большинство ученых полагают,что психолого-психиатрическая экспертиза необходима, когда речь идет о такназываемых пограничных состояниях, олигофрении, неврозах, психопатиях, обустановлении аффекта (непатологического) у психически больных, а также овыявлении психологических факторов поведения (действий) психически больных,находящихся в стадии ремиссии. При производстве комплексной экспертизы наразных этапах используются оба метода психиатрического и психологическогоисследования.
Заключение
 
Результаты данного исследования могут иметь определенноедоказательственное значение при выявлении судом форм гражданско-правовой вины иих отграничении друг от друга (что особенно актуально для форм неосторожнойвины).
Подчеркнем, что речь идет именно о психологической, а не юридическоймотивации (которую вправе установить только суд); эти понятия не синонимичны. Вюриспруденции мотив — всегда социально-оценочная категория, при помощи которойповедение (уже совершенные действия) оценивается в ретроспективе как позитивноеили негативное (с юридической точки зрения). В психологии мотив такжерассматривается как побуждающий к действию фактор, но его содержаниераскрывается через психологические категории, а не социально-оценочные (черезструктуру личности, ее потребности, установки). Это дает возможность в принципепроектировать данные качества на конкретную ситуацию Психологический мотив — это определенная реальность, объект, который отвечает той или иной потребностии который, в той или иной форме отражаясь объектом, ведет его деятельность (А.Н. Леонтьев). Иначе говоря, мотив означает то объективное, в чем этапотребность конкретизируется в данных условиях и на что направляетсядеятельность как на побуждающее ее. В юриспруденции же понимание мотивазачастую соответствует психологическому понятию цели действия.
Поводами к назначению психологической экспертизы по определению основныхмотивационных линий личности и их иерархии можно назвать данные, вызывающиесомнения относительно мотивов того или иного поведения, необычность,причудливость мотивации, несоответствие характера поведения целям,противоречивость в объяснении причин собственного поведения и т п. Это могутбыть, например, сведения о конфликтах в семье при рассмотрении дела, возникшегоиз брачно-семейных отношений, о «жестком» поведении супругов, их непониманиидруг друга или детей.
Литература
1.        Белкин Р.С. «Криминалистика».МГУ. Москва, 1995 г.
2.        Виноградов Е.В.Экспертизы напредварительном следствии. – М.: Госиздат, 1959 г.
3.        Коченов М. М. Введение всудебно-психологическую экспертизу. М., 1980. С. 16
4.        Кудрявцев М.А.Судебнаяпсихолго-психиатрическая экспертиза. – М.: Юридическая литература, 1988.
5.        Судебная медицина». «Юридическая      литература»Москва, 1974 г.
6.        Экспертизы в судебной практике.Изд-во при Киевском университете. 1987 г.
7.        Яковлев Я.Л. Подготовка инаправление следователем материалов на криминалистическую экспертизу. — Душанбе, 1989 г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.