Реферат по предмету "Психология"


Мария Монтессори о сенсорном развитии детей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ «ПЕТРОЗАВОДСКОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПОДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИИ»
НА ТЕМУ:
Мария Монтессори осенсорном развитии детей
Выполнила: студентка
3-го курса, 512 группы
«Дошкольное образование»
Пахомова АнастасияСергеевна
Преподаватель: ВасильеваВ.П.
ПЕТРОЗАВОДСК 2009

План
 
Введение
Мария Монтессори осенсорном развитие детей. Из биографии Марии Монтессори
Сенсорное воспитание
Основные требования МарииМонтессори
Материалы для развитиячувств
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ
 
МарияМонтессори первая женщина врач в Италии, блестящий философ, психолог, педагог,борец за свободу и права детей.
Я считаю, чтоэта тема актуальна в наше время. Ведь сенсорное воспитание очень важно вразвитии, детей особенно дошкольного возраста. Воспитание дошкольника посистеме Марии Монтессори имеет такие цели, как:
1)Способствовать выработке координированных психофизических реакций;
2) Развиватьвсе внешние чувства, а через них все психические функции;
3)Воспитывать высшие интеллектуальные эмоции, этические и эстетические чувства;
4) Развиватьречь (владение речевым аппаратом, обогащение запаса слов);
5) Развиватьнавыки и потребность в самостоятельной работе и в самообслуживании в пределах,соответствующих возможностях ребёнка.
Дляреализации этих целей Монтессори разработала метод самовоспитания ребёнка ворганизованной педагогом обстановке.
МатериалыМарии Монтессори можно разделить на несколько групп.
1) Материалыпрактической жизни, которые учат ребёнка быть независимым, помогают заботитьсяо себе и окружающим миром.
2) Материалыпо сенсорике развивают органы чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и т.д.

МарияМонтессори о сенсорном развитии детей. Из биографии Марии Монтессори
МарияМонтессори (1870- 1952)
Мария былаединственным ребёнком в семье, которая родилась 31 августа в 1870 году вИталии, в маленьком провинциальном городе Чиаравалле. Её отец былвысокопоставленным, государственным чиновником, а мать происходила из старейшегоИтальянского рода Стопани, в котором преобладали учённые. О детстве Марииизвестно не много. Но, будучи ещё в начальной школе, она заметила, что обучениеи экзамены ей даются легко. Особую старательность Мария проявила в математике.Она даже в театр брала учебник и решала в полутемноте задачки, радуясьнайденному неординарному решению.
В 12 лет онамечтает учиться в гимназии, которую посещать лицам женского пола былозапрещено. Но со своей настойчивостью она победила все преграды и была принятав техническую школу для юношей. Здесь Мария решает, что сделает всё зависящееот неё, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося. Она сделала свойпрофессиональный выбор — детский врач. Но в тогдашней Италии это было невозможно.
Медицина былапривилегией мужской половины. Но упорство опять дало результаты, и принесли своиплоды — она стала первой женщиной получившей степень доктора медицины. Онастала ассистентом психиатрической клиники университета, где работала со слабоумнымидетьми. Там она впервые увидела, как дети с ограниченными возможностям, послеприёма пищи ползают по полу, собирают хлебные крошки и лепят из них шарики. Иникто не способствовал продвижению этих детей вперёд, они были предоставлены самисебе. Ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Наблюдая заэтими несчастными, Монтессори, укрепилась в мысли, что для детей, как больных,так и здоровых — необходима специальная развивающая среда, в которой будут всезнания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческоймысли, а ребёнок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольномвозрасте. Именно это стало отправным пунктом её педагогической системы.
В 1904 годуона получила кафедру антропологии в Римском университете и начала проводитьразличные антропологические исследования в педагогической области. Прежде всего,Мария раскрыла свой талант педагога в обучении детей моторике, сенсорике, атакже в развитии у них навыков письма, чтения и счёта.
На это времяприходится формулировка основ её собственной педагогики. Она много работает сдидактическими материалами Эдуарда Сегена и Гаспара Итара совершенствует идополняет их, пробует развивать свою собственную методику обучения детей письмуи чтению. Её заявление о первичности письма, а не чтения у дошкольников сталанастоящей революцией. И она начинает интересоваться методикой работы с нормальнымидетьми. Монтессори, изучив, труды Сегена и Итара приходила к выводу: чтослабоумие- это проблема педагогическая, нежели медицинская. И её следует решатьв детских садах и школах, а не в больницах и клиниках.
Своипедагогические идеи Монтессори начала применять на практике в 1907 году. 6января 1907 года открылся первый «Дом ребёнка», работа в котором была построенапо принципам Монтессори.
Итак, методМонтессори — это в основе своей метод Итара и Сегена, применяемый к воспитаниюнормальных детей.
Сенсорноевоспитание
Сенсорноевоспитание – целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов(ощущение, восприятие, представлений). Поскольку сенсорные процессыпредставляют собой первую ступень познания, образуют область чувственногопознания, сенсорное воспитание выступает как исходное звено умственноговоспитания. Поэтому основная задача сенсорного воспитания заключается в созданииосновы умственного развития. В качестве других важных задач сенсорноговоспитания можно выделить формирование сенсорных основ музыкальнойдеятельности, изобразительной деятельности и т. п. В этом случае сенсорноевоспитание выступает также как составная часть эстетического воспитания.
В процессесенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональномупознанию, от восприятия к мышлению. Формируется определённая основа,необходимая для последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с темразвитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствованиипрактической деятельности ребёнка.
Сенсорноевоспитание включает в себя формирование восприятия формы, величины,пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха,совершенствование звукового анализа родной речи, развитие мышечного чувства идр.
В связи стем, что в дошкольном детстве сенсорные процессы интенсивно развиваются,сенсорное воспитание приобретает, особенно, играет большую роль в этот период.Именно поэтому сенсорное воспитание являлось ведущей проблемой на протяжениивсей истории развития дошкольной педагогики.
Восприятиеявляется активным процессом, представляя собой своеобразное действие,направленное на обследование предмета и выявление его особенностей. Длявосприятия любой незнакомой формы важное, значение имеет последовательноеобведение контура предмета ощупывающей рукой или взором; для выделения любогозвука в слове необходимо его подчёркнутое произнесение, интонирование. Такогорода обобщённые способы восприятия не даны ребёнку в готовом виде от рождения.У маленького ребёнка сенсорные действия весьма несовершенны, в результате чеговозникающие у него образы окружающих предметов и явлений часто оказываютсявесьма неточными. Их необходимо формировать путём специально организованноговоспитания, т. е. сенсорного воспитания.
Период жизнимежду тремя и семью годами есть период быстрого физического развития. Это времяобразования различных видов психосенсорной деятельности, когда ребёноквоспитывает свои ощущения. Внимание ребёнка в это время привлекают стимулы, и,следовательно, это период, когда мы должны методически регулировать чувственныестимулы, чтобы ощущения получаемые ребёнком, развивались рационально. Такоевоспитание ощущений и подготовит тот фундамент, на котором ведётся ясный исильный дух. Кроме того, при воспитании ощущений открывается возможностьобнаруживать и исправлять недостатки, которые ныне остаются незамеченными. Вобщем, это воспитание — физиологическое. Оно готовит к психическому воспитанию,совершенствуя органы чувств, и всякое правильное воспитание должно идти отвоспитания ощущений к воспитанию ума. В настоящем, люди являютсяпреимущественно наблюдателями; современное искусство и современная наука основанына наблюдении. Но именно воспитание ощущений делает людей наблюдательными, ичасто неумение взрослых справляться с практическим выполнением понятий идеиобусловливается именно отсутствием воспитания ощущений. Разум в очень многихслучаях бесполезен при отсутствии практики, но эта практика почти всегда естьвоспитание ощущений, умение точно определять разницу между стимулами. Однаковоспитание ощущений затруднительно для взрослых; его надо начинать методическис младенческого возраста и продолжать во весь период подготовки ребёнка к жизнив обществе. Но и умножение ощущений, и уточнение их подготавливает также кэстетическому и нравственному воспитанию, предохраняя от грубых удовольствий.
Основнымметодом педагогики Марии Монтессори и является — метод наблюдения, и этот методнаблюдения в его усовершенствованной форме, в форме эксперимента, применяется ипри воспитании ощущений. В то время как другие педагоги строят педагогику навыводах экспериментальной педагогики, Монтессори строит свою педагогику на методееё. Дети любят повторения и прекращают занятия тогда, когда его потребностьудовлетворенна. При этом они в равной мере тренирует свою моторику и сенсорику.Всё воспитание ощущений сводится к тому, что производится эксперимент припомощи соответствующего дидактического материала и затем ожидаетсянепосредственная, самопроизвольная реакция ребёнка. Это то же самое, что делаети психолог, давая испытуемому различные раздражения и наблюдая реакциииспытуемого на эти раздражения. Выбор этих раздражений был намечен Сегеном, иМонтессори лишь совершенствует его, ища минимум, необходимый для практическоговоспитания ощущений.
Основныетребования Марии Монтессори
1)        Надовыбирать такой материал, который бы вызвал активность и упражнения.Соответствующие предметы должны быть устроены так, чтобы давать возможность ребёнкузамечать и исправлять свои ошибки самостоятельно. Только лишь при таком условиивоспитание внешних ощущений будет самовоспитанием.
2)        Сводитсяк тому, чтобы посредством повторных упражнений происходило постепенноеутончение различающего восприятия. Например, детям предлагают, разместить попорядку восемь различных цветов в восьми различных оттенках речь, идёт не отом, чтобы сразу же дать ребёнку знание чувственно воспринимаемых явлений; нет,всё дело состоит лишь в упражнении ребёнка в чувственном различении.
3)        Этотребование настаивает на изолировании воспитуемого ощущения, если это возможно.Так, например, упражнения со слуховыми ощущениями проходят гораздо успешнее,если будут не только тишина, но и мрак. Поэтому для воспитания ощущений надозавязывать ребёнку глаза: это повышает внимание и интерес ребёнка к данномуощущению.
4)        Надоначинать упражнения с немногих резко контрастирующих предметов, цветов и т. п.и лишь постепенно переходит к множеству стимулов, причём разница между нимистановится всё более тонкой и незаметной.
Последлительной и интенсивной работы с материалом нужно закрепить приобретённыенавыки и ввести новые понятия. Это происходит на устных уроках. Подобные урокидолжны быть трёхступенчатыми.
ПЕРВАЯСТУПЕНЬ:
Учительустанавливает связь между предметом и его названием, то есть он указывает напредмет и ясно, четко произносит его название. Так вещь и название прочноассоциируются друг с другом. Название связывается с конкретной вещью.
ВТОРАЯСТУПЕНЬ:
Учительпроизносит название предмета, ребёнок должен указать соответствующий предмет идать его учителю, положить его на стол или отнести обратно на место. Из-зачастой смены поручений ребёнок постепенно учится быстро наводить порядок, нетеряя интереса к этому занятию. Повторения должны быть многочисленными,интересными для ребёнка и учитывающими его сильное стремление к движению.
ТРЕТЯЯСТУПЕНЬ:
Учительуказывает на предмет и просит ребёнка назвать его. Пассивный словарь становитсяактивным. Теперь ребёнок знает и предмет, и его название. Третья ступеньпредставляет собой контроль второй ступени. Таким образом, ребёнок расширяетсвой активный словарь.
Итак, мы знаемтеперь технику воспитания ощущений, знаем и те принципы, которыми надоруководиться при выборе соответствующего материала для упражнений.

Материалыдля развития чувст
Эти материалыразвивают различные сферы чувств, такие, как осязание, вкус, обоняние.
На этихматериалах ребёнок учится слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и формупредметов.
Материал дляразличения размеров.
Розоваябашня.
Материал:
Розовая башнясостоит из 10 кубиков (тяжёлое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длинаребра наименьшего кубика 1 см., длина ребра наибольшего кубика 10 см.
Прямаяцель:
Формированиепонятий «большой» — «маленький».
Косвеннаяцель:
Развитиемоторики, координации движений, умения упорядочивать предметы.
Возраст:
Около трёхлет.
Какработать с материалом.
Место дляработы — ковёр, на котором лежат в беспорядке кубики. Ковёр должен отличатьсяпо цвету материала. Учитель берёт одной рукой самый большой куб и ставит егоперед ребёнком, берёт следующий по величине куб и ставит точно сверху напервый. Младшие дети берут большой куб обеими руками. Обхватывая и сжимая кубикив руках, дети учатся различать размеры. При этом надо обратить внимание наравные промежутки между боковыми гранями меньшего и большего кубов и нацеленаправленность действий при построении башни. Так, по порядку уменьшенияразмеров, кубики ставятся друг на друга, и получается башня. Мы можем рукамипровести по боковым граням башни снизу вверх и сверху вниз. После этого ребёнкустановится понятной закономерность изменения величин. Башню разбирают кубик закубиком. Ребёнок может повторить упражнение. Этим завершается весь ходупражнения. Оно закончено, когда материал возвращён на своё место.
Контрольнад ошибками:
Если заданныйпорядок построения башни не соблюдён, то ошибка определяется зрительно или спомощью рук.
Дальнейшиеупражнения:
-Вариации основногоупражнения в вертикальном и горизонтальном направлениях;
-Кубики нужнотак поставить друг на друга или положить друг за другом, чтобы угол и двестороны каждого кубика совпали. Самый маленький кубик ставится, наобразовавшемся, свободное место. Самый маленький кубик можно считатьвоплощённой мерой изменения величин;
-Кубики такраскладывают один за другим, чтобы последующий меньший куб приставлялся ксередине грани предыдущего поочерёдно то слева, то справа от её средней линии.При этом будет понятна статическая закономерность;
-Кубикиставятся друг за другом по диагонали;
-Изменениезаданного порядка 10 -1 с учётом гармонии, в вертикальном и горизонтальномнаправлениях; 10-5-9-4-8-3-7-2-6-1 или 10-1-9-2-8-3-7-4-6-5
Черезподобную закономерность ребёнок может найти много вариаций работы с материалом.
-Ряд кубиковпрерывают, вынимая из него один кубик, и ребёнку становится очевиднойдисгармония.
-Башнястроится с закрытыми глазами.
Словесныйурок:
большой — маленький,
большой — больше — самый большой,
маленький — меньше — самый маленький,
самый большойсамый маленький,
больше, чем — меньше, чем (трёхступенчатый урок).
Применение: — Предложитьнайти кубы равного размера;
-Переноспонятия «большой — маленький» на предметы;
-Предложитьнайти градации величин других предметов.
Материал дляразличения цвета.
Цветныетаблички.
Материал:
Ящик 1содержит по 2 таблички жёлтого, красного и голубого цвета. Короткие сторонытабличек снабжены планками.
Прямаяцель:
Различениеосновных цветов.
Косвеннаяцель:
Развитие тонкоймоторики.
Возраст:
Около трёхлет.
Какработать с материалом.
Учительвынимает из ящика таблички и перемещает их. Он выбирает две таблички одногоцвета и кладёт их одну рядом с другой. При работе с этим материалом требуетсяхорошее освещение. Как обращаться с табличками, ясно по их внешнему виду. Длятого чтобы лучше рассмотреть цветовую поверхность, нужно взяться за верхнюю инижнюю планку таблички. Затем учитель берёт другую табличку и кладёт её рядом сней. Последняя пара табличек кладётся под первыми двумя парами. Парыупорядоченных по цвету табличек ясно отделяются друг от друга планками. Ребёнокповторяет упражнение по выбору пар.
Контрольнад ошибками:
Контрольребёнок может провести при помощи зрительного сравнения.
Дальнейшиеупражнения:
-Раскладываютпо табличке жёлтого, красного и голубого цвета, а остальные таблички ребёноккладёт в разные места комнаты. Теперь учитель указывает ребёнку на одну изтабличек на его рабочем месте и просит принести из комнаты табличку такого жецвета.
Упражнение назапоминание. Так поступают со всеми табличками, лежащими на рабочем местеребёнка.
Устныйурок:
Он посвящённазванием цветов жёлтый, красный, голубой (трёхступенчатый урок).
Применение:
Ребёнок,выбирает один, какой-нибудь цвет и ищет в комнате предметы того же цвета.
Материал дляразличения структуры поверхностей и материалов.
Клавишнаядоска (шероховатый — гладкий)
Материал:
Доска (24 см.Х 12 см.), которая разделена на 2 квадрата. Один квадрат гладко отлакирован,другой обтянут шершавой бумагой. Доска(24см. Х 12 см.), которая разделена на 9равных полос. Они поперечно отлакированы или обтянуты шершавой бумагой.
Прямаяцель:
Развитиеосязания. Узнать различные качества поверхностей.
Возраст:
Около трёхлет.
Какработать с материалом.
Учитель берётпервую доску. Он показывает, как пальцами одной руки с расслабленным запястьеммедленно и легко сверху вниз проводят сначала по одной, потом по другойповерхности. Делает это несколько раз. Ребёнок повторяет упражнение. Затемучитель берёт вторую доску, снова легко касается поверхности, но теперь ужетолько указательным и средним пальцами, так как промежуток очень узок. Начинаетс одного края доски и переходит затем от одного к другому промежутку.Чувствительность концов пальцев можно повысить с помощью мытья рук в тёплойводе. Касание должно быть таким лёгким, словно пальцы парят над поверхностью.
Контрольнад ошибками:
Различныекачества шершавой и гладкой поверхностей.
Дальнейшиеупражнения:
Прикоснутьсясначала ко всем шершавым, затем ко всем гладким поверхностям.
Устныйурок:
Шершавый – гладкий.Учитель закрывает глаза, касается пальцами шершавой поверхности и говорит:«Шершавая». Лучшая концентрация при касании. Затем он касается гладкойповерхности и говорит: «Гладкая». Он делает это несколько раз и побуждаетповторить ребёнка (1-я ступень). «Покажи мне шершавую поверхность, покажи мнегладкую!» Ребёнок отвечает: «шершавая». Какая на ощупь другая поверхность?»-«Гладкая» (3-я ступень).
Применение:
Учительпредлагает ребёнку: «Найди в комнате что-нибудь шершавое!»; «Найди что-нибудьгладкое!»
Материалдля различения вкусовых качеств.
Вкусовыебанки.
Материал:
8 баночек, 8пипеток, маленькая ложечка. Готовят 4 раствора: сладкий (раствор сахара),солёный (раствор соли), кислый (раствор уксуса или лимона), горький раствор.
Цель:
Дифференциациявосприятия с помощью вкусовых ощущений, различение вкусовых качеств.
Возраст:
Около четырёхлет.
Как работатьс материалом.
В присутствииребёнка учитель готовит 4 раствора: сладкий, солёный, кислый и горький.
Каждые 2 банкион заполняет одинаковым раствором. Берёт одну банку с раствором и чёткопоказывает, как с помощью пипетки нужно взять из банки несколько капель инакапать их на ложку. Важно чётко показать, как обращаться с пипеткой, так какэто действие непривычно. Ребёнок пробует. Точно так же учитель поступает сдругими банками. Ребёнок узнаёт, что, содержимое, которое одинаково по вкусу,ставятся рядом друг с другом.
Контроль надошибками происходит посредством повторного сравнения.
Устный урок:
Назвать вкусжидкостей: сладкий — солёный — кислый — горький. Название связывается со вкусомжидкости.
Применение:
-Определитьзнакомые вкусовые качества пищевых продуктов;
-Установитьразличный вкус сортов хлеба, сортов фруктов, сортов орехов.
Материалдля восприятия температурных различий.
Тёплыекувшины.
Материал:
8металлических кувшинов.
Цель:
Дифференциациявосприятия температурных различий.
Возраст:
Около трёхлет.
Как работатьс материалом.
Учительнаполняет кувшины водой различной температуры. Каждая пара кувшинов содержитводу одинаковой температуры. Вода должна быть не горячее 45 градусов Цельсия.Это упражнение можно проводить в течение короткого времени, так как вода быстроостывает, поэтому оно предлагается сначала маленькой группе. Упражнение поспариванию выполнимо не всегда, так как в процессе сравнивания кувшины и рукасоприкасаются и их температуры выравниваются. Поэтому устный урок полезнопровести при вводном упражнении. Учитель берёт 2 кувшина с самым большимперепадом температур. Он показывает, как охватить кувшин рукой, и даёт его вруку ребёнку. Точно так же он поступает с другим кувшином и предлагает ребёнкусравнить их. Затем он констатирует различие температур кувшинов: Холодный — горячий. О температуре судят по собственному впечатлению. Упражнение проводитсядо конца в виде трёхступенчатого урока. То же самое предлагается сделать спарой кувшинов, имеющих меньший перепад температур: чуть тёплый и тёплый.
Контроль надошибками:
Происходитчерез повторное сравнение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Из написанноймною работы на тему: «Мария Монтессори о сенсорном развитии детей» я узналамного нового, интересного и полезного для себя и для своей дальнейшей работы.Изучение этой темы поможет мне в дальнейшей работе, так как сенсорноевоспитание включает в себя формирование восприятия формы, величины, цвета,пространственных отношений между предметами, а также музыкального слуха,совершенствование звукового анализа родной речи, развитие мышечного чувства идр., Что необходимо знать воспитателю.
Монтессори — материалыслужат важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое составляетоснову обучения ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Эти материалыустроены так, чтобы ребёнок мог с их помощью совершенствовать, прежде всего,свои практические умения и сенсорику.
Однако методМарии Монтессори требует постоянного предельного напряжения сил каждоговоспитателя работающего по её системе, каждодневного, кропотливого труда,понимая психологию ребёнка, умения найти к нему индивидуальный подход. Крометого, необходимо просто иметь «золотые – материалы», а также уметь ихиспользовать в процессе воспитания и обучения детей.

ЛИТЕРАТУРА
1)   Журнал: Школьныетехнологии- 2002-№6
2)   Журнал: Дошкольноевоспитание-1994-№10
3)   М.Буторина, Е.Хилтунен.Монтессори – материал, (часть1) Школа для малышей.
4)   Журнал: Дошкольноевоспитание-1994-№4
5)   Журнал: Дошкольноевоспитание-2000-№12


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.