СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……..3
1. Формализованныеметодики: …………………………….…….…5
а) форма и содержание психологическоготестирования; ….………...5
б) опросники;………………………………………………...………….12
в) проективная техника;…………………………………….…………..14
г) психофизиологическиеметоды. …………………………………….15
2. Малоформализованныеметодики: …………………….………..16
а) метод наблюдения;……………………………………………………16
б) беседа;…………………………………………………………….……21
в) анализ продуктовдеятельности (контент-анализ)………………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ …………………………26
ВВЕДЕНИЕ
Средства, которымирасполагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежатразделению на две группы: формализованные и малоформализованные методики. Кформализованным методикам относятся тесты, опросники, методы проективнойтехники и психофизиологические методы. Для них характерны определеннаярегламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точноесоблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульногоматериала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое),стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представлениярезультатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Этиметодики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткиесроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественносравнивать индивидов между собой.
К малоформализованнымметодикам следует отнести наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности. Этиметоды дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметомизучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаютсяобъективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания,личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамикацелей, состояний, настроений и так далее). Следует иметь в виду, чтомалоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения заобследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большейстепени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленностисамого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведенияпсихологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных ипобочных факторов на результаты обследования или испытания.
Малоформализованныедиагностические методики не следует противопоставлять фомализованным методикам.Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическомобследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сборуданных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления собследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями, мотивациейдеятельности и так далее). С этой целью могут быть использованы интервью,беседы, наблюдения.
Формализованныеметодики
Формализованные методикивключают в себя четыре главных класса методов: тесты (которые, в свою очередь,делятся на несколько подклассов), опросники, методы проективной техники ипсихофизиологические методы.
В литературе нередко всеметоды определения индивидуально-психологических различий именуются тестами, апособия по диагностике называются пособиями по тестологии. Однако по своейпсихологической сущности тесты и, например, опросники очень несходны между собой.Методы проективного характера также представляют собой особый инструмент, непохожий ни на один из перечисленных. Поэтому для лучшего понимания того, чтодает диагностирование, их, следует отделить друг от друга по названию. Особоеместо должны занять в этой классификации психофизиологические методы. Этооригинальные средства диагностики, возникшие в нашей стране.
а) форма исодержание психологического тестирования
Тесты (в переводе санглийского – «испытание», «проверка», «проба») – это стандартизированные иобычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные дляустановления количественных индивидуально-психологических различий междулюдьми.[[1]]Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, накоторые от испытуемого нужно получить правильный ответ. В опросниках, впроективных и психофизиологических методах правильных ответов не существует.
Тесты можноклассифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основаниеделения. Наиболее значительными представляются классификации тестов по форме ипо содержанию.
По форме тесты могут бытьиндивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные,аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).
Индивидуальные тестыпредусматривают, что взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходитодин на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможностьнаблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать ификсировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оцениватьотношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого и другое.Кроме того, опираясь на уровень подготовленности испытуемого, можно по ходуэксперимента заменить один текст другим. Индивидуальная диагностика необходимапри работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинике – длятестирования лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей сфизическими недостатками и так далее. Необходима она и в тех случаях, когданужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизациидеятельности испытуемого. Однако индивидуальные тесты требуют, как правило,много времени на проведение эксперимента и в этом смысле менее экономичны посравнению с групповыми.
Групповые тесты позволяютодновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до несколькихсот человек). Поскольку инструкции и процедура проведения детально разработаны,экспериментатор должен неукоснительно их выполнять. При групповом тестированииособенно строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента.Обработка результатов объективизирована и не требует высокой квалификации.Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться на ЭВМ.
Однако следует отметить иопределенные недостатки группового тестирования. Так, у экспериментаторагораздо меньше возможностей установить взаимопонимание с испытуемым, пробудитьего интерес и заручиться его сотрудничеством. Любые случайные состоянияиспытуемого, такие как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которыемогут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее выявить в групповомтестировании. В целом лица, незнакомые с такой процедурой, скорее покажут болеенизкие результаты при групповом тестировании, нежели при индивидуальном.Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирования решение важнодля испытуемого, желательно дополнить результаты группового тестирования либоиндивидуальной проверкой неясных случаев, либо информацией, полученной издругих источников.[1]
Устные и письменные тестыразличаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты,письменными – групповые. У с т н ы е ответы в одних случаях могутформулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других – ондолжен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, которыйсчитает правильным (закрытые ответы). В п и с ь м е н н ы х тестах ответыдаются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанномбланке ответов. Письменные ответы также могут носить открытый или закрытыйхарактер.
Бланковые, предметные,аппаратурные, компьютерные тесты различаются по материалу, который используетсяпри тестировании. Б л а н к о в ы е тесты (другое широкое известное название –тесты «Карандаш и бумага») представлены в виде отдельных бланков или тетрадей,брошюр, в которых содержатся инструкция по применению, примеры решения, самизадания и графы для ответов. Предусмотрены формы, при которых ответы заносятсяне в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни ите же тестовые тетради многократно. Бланковые тесты могут применяться как прииндивидуальном, так и при групповом тестировании.
В п р е д м е т н ы х тестахматериал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек,деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и томуподобное. Наиболее известные из них – кубики Кооса, тест сложения фигур изнабора Векслера, тест Выготского-Сахарова. Предметные тесты чаще всегопроводятся индивидуально.
А п п а р а т у р н ы е тестытребуют применения специальных технических средств или специальногооборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных.Широко известны приборы для исследования показателей времени реакции(реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия,памяти, мышления. В последние годы аппаратурные тесты широко используютсякомпьютерные усторойства. В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятсяиндивидуально.
К о м п ь ю т е р н ы е тестыпроводятся в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются наэкране дисплея, а советы испытуемый вводит в память ЭВМ с клавиатуры; такимобразом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитномносителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводитьматематико-статистическую обработку полученных результатов по разнымнаправлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц,диаграмм, профилей.
С помощью компьютераэкспериментатор получает для анализа такие данные, которые без ЭВМ получитьпрактически невозможно: время выполнения отдельных заданий теста, времяполучения правильных ответов, количество отказов от решения и обращений запомощью, время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе отрешения, время ввода ответа (если он сложен) в ЭВМ и так далее. Эти особенностииспытуемых можно использовать для углубленного психологического анализарезультатов, полученных в процессе тестирования.[1]
Вербальные и невербальныетесты различаются по характеру стимульного материала. В в е р б а л ь н ы х тестахосновным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями,мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Составляющиеэти методы задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в ихопосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковойкультуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный типзаданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, приоценке специальных способностей.
В н е в е р б а л ь н ы хтестах материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей,графических изображений и тому подобное). От испытуемых требуется пониманиевербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные имоторные функции. Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицыРавена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результатиспытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушениемречи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широкоиспользуются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качествеотдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих испециальных способностей, тесты достижений.
По содержанию тестыобычно делятся на следующие классы, или направления: тесты интеллекта, тестыспособностей, тесты личности; особое место в этом делении занимают тестыдостижений, непредназначенные для решения собственно психологических проблем.
Тесты интеллектапредназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развитиячеловека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическимиметодами. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любыепроявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение кпознавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию).По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными иписьменными, бланковыми, предметными и компьютерными. Каждое задание такихтестов имеет правильное решение и, следовательно, об успешности их выполнениясудят по числу правильных или неправильных ответов. В последние 30 – 35 летуспешно разрабатываются вербальные критериально-ориентированные тестыинтеллекта.[1]Их принципиальное отличие от традиционных тестов состоит в том, что в заданиях,в которых испытуемый должен найти свое решение определенной логической задачи,используются не любые понятия и термины, а только те, которые составляютсодержание учебных программ. Включение подобных понятий и терминов позволяетустановить, насколько они стали предметом мыслительной деятельности учащихся.
Тесты способностейпредназначены для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками,умениями в различных областях – математике, технике, литературе, вразнообразных видах художественной деятельности.
Принято выделять общие испециальные способности. Общие способности обеспечивают овладение разнымивидами занятий и умений, которые человек реализует во многих видахдеятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому частоони называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.
В отличие от общихспециальные способности рассматриваются в отношении к отдельным, специальнымобластям деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тестыобщих и специальных способностей.
По своей форме тестыспособностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный иписьменный, бланковый, предметный, аппаратурный и так далее). Ответы испытуемыхздесь также оцениваются по типу правильно – неправильно.
Тесты личности направленына оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности –мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а такжеособенностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тестыличности диагностируют неинтеллектуальные проявления испытуемых.
Тесты личности можноподразделить на тесты действия и ситуационные тесты. Тесты действияпредставляют собой относительно простые, четко структурированные процедуры, вкоторых возможен правильный ответ (например, тест замаскированных фигурУиткина, тест ригидности Лачинса и другие).
Особенностью ситуационныхтестов является то, что испытуемому предлагается выбрать образ поведения всложной социальной ситуации, близкой к реальной. С их помощью диагностируются,в частности, такие аспекты личности, как склонность к асоциальному поведению, атакже к стабильным, устойчивым решениям и действиям.
Неинтеллектуальныеличностные особенности измеряются также с помощью опросников и проективнойтехники.
Тесты достижений (тестыобъективного контроля успешности – школьной, профессиональной, спортивной)предназначены для оценки степени продвинутости знаний, навыков, умений послепрохождения человеком соответствующего обучения, общей и профессиональнойподготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние,которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный наборвоздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а такжепрофессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество иразнообразие.
Тесты школьных достиженийявляются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и вкомпьютерном варианте.
Профессиональные тестыдостижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения илидействия), письменные и устные.
б) опросники
Это такая группадиагностических методов, в которой задания представлены в виде вопросов иутверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого.[1]Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментови могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличиеот тестов в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Онилишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру егосогласия или несогласия.
Личностные опросникимогут рассматриваться как стандартизированные самоотчеты, которые по формебывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми иликомпьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписаннымиответами (закрытые опросники) и со сводными ответами (открытые опросники).
В закрытых опросникахзаранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемыйдолжен выбрать один из них. Наиболее распространенным является двух- илитрехальтернативный выбор ответов (например, «да, нет»; «да, нет, затрудняюсьответить»). Достоинствами закрытых опросников являются простота процедурырегистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно примассовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию.Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принятькатегоричное решение.
Открытые опросникипредусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемыедают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путемотнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Открытые опросникинаряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом,проведение качественного анализа ответов) имеют и определенные недостатки:сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретациирезультатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.
Форма ответов вличностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. Вэтом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности вних качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (например,двухполюсная шкала: трудный – легкий, хороший – плохой). Обычно используютсяшкалы с тремя, пятью или семью подразделениями, обозначенными на отрезкепрямой. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.
По содержанию личностныеопросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросникитипологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей,опросники установок.
Опросники-анкеты служатдля получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения кего психологическим особенностям (например, для получения данных об истории егожизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и формувопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемымнаедине с самим собой (заочный опрос) либо в присутствии экспериментатора(прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию иконструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми, закрытыми иполузакрытыми вопросами (в последних отвечающий может выбрать ответ из числаприведенных или дать свой собственный). В анкетных опросах часто комбинируютвсе три варианта вопросов. Это повышает обоснованность и полноту информации.
Среди опросников-анкет впсиходиагностических целях широко используются биографические анкеты,предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всегоэти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровняи характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и другихотносительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию,необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.
в)проективная техника
Это группа методов,предназначенных для диагностики личности. Для них характерен в большей мереглобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболеесущественным признаком проективных методов является использование в нихнеопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять,интерпретировать, развивать и так далее. Так, испытуемым предлагаетсяинтерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченныепредложения, давать толкование неопределенных очертаний и тому подобное. В этойгруппе методов ответы на задания также не могут быть правильными илинеправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этомпредполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностямиего личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методовотносительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такиеответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.
Эти методы носят восновном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными илибланковыми.
Принято различатьследующие группы проективных методов:
· методструктурирования: формирование стимулов, придание им смысла;
· методконструирования: создание из деталей осмысленного целого;
· методинтерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;
· метод дополнения:завершение предложения, рассказа, истории;
· метод катарсиса:осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;
· метод изученияэкспрессии: рисование на свободную или заданную тему;
· метод изученияимпрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.
г)психофизиологические методы
Психофизиологическиеметоды диагностируют природные особенности человека, обусловлены основнымисвойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школойТеплова – Небылицына и их последователями в рамках научного направления,получившего название дифференциальная психофизиология.[1]Эти методы имеют ясное теоретическое обоснование – психофизиологическуюконцепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.
Индивидуальные различия,обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержанияпсихического. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностяхпсихики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости и так далее).
Одна из чертпсихофизиологических методов, диагностирующих индивидуальные различия: онилишены оценочного подхода к индивиду. Проводя тесты интеллекта илиспособностей, исследователь дает в конечном счете оценочное заключение: одиниспытуемый выше или лучше другого, один ближе к нормативу, другой дальше.Оценочный подход имеет место и в некоторых личностных тестах, опросниках,правда, не во всех, а только в тех, где ставится цель выявить некоторыеобщепризнанные человеческие достоинства или констатировать их отсутствие.Диагностические психофизиологические методы не претендуют на оценку, посколькунельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В однихобстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, вдругих – с другими.
По своей формебольшинство психофизиологических методов являются аппаратурными: используютсякак электроэнцефалографы, так и специальная аппаратура. Но в последние двадесятилетия были разработаны методы типа «Карандаш и бумага» (бланковые методы).Для практического психолога они представляют собой интерес, поскольку их можношироко использовать в школьной практике и непосредственно на производстве. Какаппаратурные, так и бланковые методы носят индивидуальный характер.
Малоформализованныеметодики
Теперь рассмотримнекоторые методы, которые включаются в понятие малоформализованная диагностика.Как уже говорилось, к числу таких приемов относятся наблюдение, беседа, анализпродуктов деятельности.
а) методнаблюдения
Это старейший методпсихологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию очеловеке.
Особо важное значениеметод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей,поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментальногоизучения, чем взрослый человек. Научное наблюдение как психодиагностическийметод характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения,определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должныстать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записирезультатов. Другими словами, наблюдение как метод включает в себя цельнаблюдения и схему наблюдения.
Цель наблюдения.Наблюдение может носить поисковый и конкретный, строго определенный характер.Цель поискового наблюдения, которое обычно проводится на начальном этаперазработки какой-либо проблемы, — получить наиболее полное описание всехсвойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее целиком. Для этогонужно наблюдать все, чем проявляется объект, без отбора каких-либо определенныхего проявлений.
Если цель наблюденияконкретна и определена, то в этом случае производится отбор только нужныхфактов и явлений. Такое наблюдение называется исследующим, или выбирающим.Здесь заранее определено предметное содержание наблюдения (что наблюдать) ипроведено расчленение наблюдаемого на единицы.
Предметное содержаниенаблюдения может быть достаточно общим, широким, а может быть узким и частным.
Проводить наблюдения,преследующие узкоограниченные цели, значительно проще и легче (по сравнению стеми, где цель носит общий характер), если наблюдатель знает, в каких видахповедения, в каких видах занятий интересующие его стороны могут проявиться.Если же наблюдателю это неизвестно, потребуются специальные исследования, чтобыэто выявить. К примеру, в таком случае целью наблюдения будет не личностьребенка в целом или отдельные ее стороны, а различные виды деятельностиребенка, его занятий с точки зрения их психологического состава.
Схема наблюдения. Независимоот того, какой характер носит наблюдение – поисковый или исследующий,наблюдатель должен иметь определенную программ, схему действий. Схеманаблюдений включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описаниянаблюдаемого явления. Прежде чем наблюдать, надо выделить из общей картиныповедения определенные его стороны, отдельные акты, доступные прямомунаблюдению (единицы поведения), которые и есть единицы наблюдения. Единицынаблюдения могут сильно различаться по величине и сложности выделенногофрагмента поведения, а также по содержанию.
Способы и формы описаниянаблюдения зависят от того, каков его характер – поисковый или исследующий.Однако имеются некоторые общие требования к записи наблюдения.
1. Запись должнафиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, неподменяя его описанием личных впечатлений и разнообразных суждений самогонаблюдателя. Другими словами, записывать нужно только что происходило и какимобразом («фотографическая запись»).
2. Запись должна фиксироватьне только наблюдаемый факт, но и ту окружающую обстановку (фон), в которой онпроисходил.
3. Запись должна повозможности полно в соответствии с поставленной целью отражать изучаемуюреальность.
При поисковом наблюденииобычно используются формы записей в виде сплошного протокола или дневника(можно прибегать к таким формам, как кино-, фото-, видеорегистрация).
Сплошной протоколпредставляет собой обычную форму записи без каких-либо рубрикаций. Он пишетсяво время наблюдения, поэтому желательно для ускорения записи использоватьусловные обозначения или стенографию.
Дневник используется примногодневных наблюдениях, иногда длящихся месяцы и годы. Дневник ведется втетради с пронумерованными страницами и большими полями для обработки записей.Вести запись желательно во время наблюдения. Если это не всегда возможно, тоследует хотя бы зафиксировать существенные моменты, а подробности – сразу жепосле окончания наблюдений.
При исследующемнаблюдении способ записи существенно отличается. Если в поисковом наблюдениисписок признаков, единиц поведения открыт и туда могут добавляться все новые иновые признаки, то в исследующем наблюдении часто уже заранее перечисленыкатегории, в которых будет осуществляться запись единиц наблюдения. Добавлять вэту систему что-то новое нельзя. Иногда категории могут содержать только однуединицу наблюдения, но чаще всего несколько разных единиц наблюдения,относящихся к одной категории.
В этом случае наиболеераспространенными способами записи наблюдения являются запись в символах(пиктограммы, буквенные обозначения, математические знаки и сочетания двухпоследних) и стандартный протокол, который имеет вид таблицы. Здесь уже непредусматривается содержательного описания единиц поведения, а эти единицысразу подводятся под ту или иную категорию и фиксируются в протоколенаблюдения.
При наблюдении можнопользоваться как качественным описанием событий, так и количественным. Анализрезультатов также может быть качественным и количественным. Для того чтобы вкакой-то мере уменьшить субъективизм наблюдателя при описании и обработкерезультатов, широко используется психологическое шкалирование. Оно направленона оценку степени выраженности наблюдаемых признаков.
Шкалированиеосуществляется в основном с помощью бальных оценок. Степень выраженностипризнака растет пропорционально количеству баллов в шкале. Обычно используются3 – 10 –бальные шкалы. Такие шкалы называют числовыми.
Примеры. 1. Активность 01 2 3 4 5.
2.Какой интерес проявляетребенок во время занятий:
совсем не проявляет (1балл);
едва проявляет (2 балла);
проявляет какой-тоинтерес (3 балла);
проявляет большой интерес(4 балла);
проявляет жгучий интерес(5 баллов).1
Другой вариант представляютшкалы прилагательных, которые выражают либо интенсивность, либо частотуисследуемого признака.
Например, общительный:вполне – средне – умеренно – вовсе нет;
пунктуальный: всегда –обыкновенно – средне – иногда – никогда.
Применяется и графическаяформа шкалы, при которой оценка выражается величиной части отрезка прямой,крайние точки которого отмечают нижний и верхний баллы.
Виды наблюдений. Впсихологических исследованиях применяется широкое разнообразие видов, формнаблюдений. К числу наиболее распространенных видов можно отнести следующие.
1. Наблюдения хронологические: лонгитюдные, или«продольные» (проводят в течение длительного времени, обычно ряда лет ипредполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения);периодические (проводятся в течение определенных, обычно точно заданныхпромежутков времени); единичные, или однократные (обычно представлены в видеописания отдельного случая).
2. В зависимости от ситуации наблюдения могут бытьполевые (естественные для жизни наблюдаемого условия), лабораторные (объектнаблюдается в искусственных условиях) и спровоцированные в естественныхусловиях.
3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению кобъекту наблюдение может быть открытым или скрытым (например, через стеклоГезелла), наблюдением со стороны или включенным (исследователь является членомгруппы, полноправным ее участником). Включенное наблюдение, как и наблюдение состороны, может быть открытым или скрытым (когда наблюдатель действуетинкогнито).
Перечисленныеклассификации не противостоят друг другу, и в реальном конкретном исследовании могутсочетаться их разные виды.
б) беседа
Беседа как методпсиходиагностики имеет некоторые различия по форме и характеру организации.
Одним из наиболеераспространенных видов беседы является интервью. Интервью – это проводимая поопределенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера среспондентом (опрашиваемым). По форме оно бывает свободное (беседа без строгойдетализации вопросов, но по общей программе); стандартизованное (с детальнойразработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательностьвопросов, варианты возможных ответов: стойкие стратегия и тактика) и частичностандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).Стандартизованное интервью следует применять только тогда, когда отвечающийохотно идет на это. Интервью не должно быть продолжительным и скучным.Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего.
В зависимости от целевогоназначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическоеинтервью – это метод получения информации общего содержания и направлен на«зондирование» различных аспектов поведения, свойств личности, характера, атакже жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, положения в семье,отношения к родителям, братьям и сестрам и так далее. Оно может бытьуправляемым и неуправляемым («исповедальным»). Клиническое интервью – это методтерапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренниезатруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.
Определенные трудности вприменении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми. В этомслучае стандартизованное интервью пользуется редко. Психолог стремится к болееестественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей чаще всего отсутствуеткакая-либо мотивация общения с психологом и поэтому не всегда удается сразуустановить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы. В этихслучаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши,бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняютего к общению. В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как пауза,интонации, тон, темп речи и так далее.
в) анализпродуктов деятельности (контент – анализ)
В психодиагностике существуетеще один способ получения информации о человеке – этоколичественно-качественный анализ документальных и материальных источников,позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием«документальный источник» понимаются письма, автобиографии, дневники,фотографии, записи на кинопленке, творческие результаты в разных видахискусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и томуподобное).
Для того чтобы приизучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявитьдостоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработанспециальный метод, получивший название «контент – анализ» (буквально «анализсодержания»). Впервые он начал применяться начиная с 1920-х годов для обработкиматериалов средств массовой информации. Это более или менее формализованныйметод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя вдокументальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затемподсчитывается частота их употребления.
Таким образом, основнаяпроцедура контент – анализа связана с переводом качественной информации на языксчета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые, или качественные,единицы анализа и единицы счета, то есть выделить смысловые единицы. Это во многомзависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческихвозможностей.
Так как контент – анализоснован на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловыхединиц (например определенных понятий, суждений, образов и тому подобное), егоследует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала дляанализа.
В психологическойдиагностике контент – анализ наиболее часто используется в качествевспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при другихисследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщенияиспытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования,особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно контент – анализ можетприменяться при обработке методов (например, ТАТ, методика Роршаха, методика«Завершение предложения»); интервью, содержания бесед, другой речевой иписьменной продукции испытуемого и тому подобное. Так, например, в методахдиагностики личностных особенностей (тревожности, невротицизма и других)проводится контент – анализ грамматических и стилистических конструкций речииспытуемого: количество «тематических» высказываний (болезнь, страх и такдалее), глаголов, логических блоков и тому подобное. Такой анализ нередкопозволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось быотметить, что приведенная в данной главе классификация психодиагностическихметодов не является исчерпывающей. Ее можно расширить за счет использованиядругих принципов деления методов на классы. Класс психодиагностических методов,где ответы испытуемых всегда оцениваются как правильные или неправильные,составляют тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и некоторыеличностные тесты действия (например, замаскированных фигур Уиткина). К классуметодов, в которых понятие правильного или неправильного ответа не существует,относятся большинство личностных опросников, проективные техники ипсихофизиологические методы.
Еще одним основанием дляклассификации методов может быть мера включенности в диагностическую процедурусамого психодиагноста и степень его влияния на результаты эксперимента. Этотпринцип позволяет разделить психодиагностические методы на следующие группы: 1)влияние психодиагноста выражено минимально, 2) влияние психодиагноста выраженомаксимально и 3) влияние психодиагноста выражено в средней степени(промежуточное положение между двумя полюсами). В первую группу входят тестыинтеллекта, способностей, достижений, многие опросники и психофизиологические методы.В них и процедура эксперимента, и фиксация результатов являются рутиннойоперацией и могут быть доверены лаборанту или компьютеру. Вторую группусоставляют различные виды интервью, бесед, наблюдений. Здесь, напротив,психодиагност своими реакциями, репликами, манерой поведения может создатьтакие условия работы, в которых получение нужной информации будет затрудненоили даже искажено. В третью группу входят многомерные опросники, опросники соткрытыми ответами, проективные техники, в которых велика степень включенностипсиходиагноста на этапе интерпретации полученных результатов.Психодиагностическое заключение, которое делается на основании этих методов, несвободно от влияния личности диагноста, его профессиональной компетентности.
Перечень оснований дляклассификации психодиагностических методов может быть продолжен.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аронсон Э.Социальная психология. – Москва. 2004 г.
2. Бурлачук Л.Ф.Психодиагностика. – Питер. 2006 г.
3. Гуревич К.М.,Акимова М.К. Основы психологической диагностики. – Москва. 2003 г.
4. Романова Е.С.Психодиагностика. – Питер. 2006 г.
5. Суслова В.Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. – Москва. 1993 г.
6. Тейлор Ш.Е.Социальная психология. – Москва. 2004 г.
7. Шаповал И.А.Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. – Москва. 2005 г.
8. Шевандрин Н.И.Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – Москва. 1999 г.