Реферат по предмету "Психология"


Личность в психологии

Содержание работы
Введение
1. Понятия «личность», «человек», «индивид»,«индивидуальность»
2. Свойства личности
2.1 Способности
2.2 Темперамент
2.3 Характер
2.4 Воля
2.5 Эмоции
2.6 Мотивация
3. Биологическое и социальное вструктуре личности
4. Структура личности
5. Потребность как источникактивности личности
Список литературы

Введение
Психология – это наука,изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Изучаетвнутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний,осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.
Слово «личность»происходит от слова «личина», которое в старые времена обозначало маску,надеваемую на себя актером во время спектакля, и соответствующие особенностихарактера того человека, которого актер в маске должен был играть. Через этуроль выражалась психология человека.
Современные ученые на вопросо том, что такое личность, отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, аотчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самогофеномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в научнойлитературе, заслуживает того, чтобы его учесть в поисках наиболее полногоопределения личности.
Данная тема актуальна дляее изучения, так со временем наряду с основными направлениями изучения понятия«личность», появляются все более новые направления изучения ее сторон, еесвойств, способов изучения. Даются новые определения самого понятия ивыделяются новые уровни ее структуры.
В данной контрольнойработе будут рассмотрены основные элементы, связанные с понятием личность.Будет дано ее определение и сравнение с такими понятиями, как «индивид»,«индивидуальность», «человек». Определим основные свойства личности и ееструктуру. Выделим взаимосвязь биологического и социального в феномене«личность». Определим источник активности личности через ее потребности.
В практической частибудут изучены свойства личности на нескольких объектах (Екатерина, Виталий,Денис).

1.Понятия «личность»,«человек», «индивид», «индивидуальность»
Личность чаще всегоопределяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологическихсвойств, определяющих социально-значимые поступки человека. Во многихопределениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятсяпсихологические качества человека, характеризующие его познавательные процессыили изменчивые психические состояния, за исключением тех, которые проявляются вотношении к людям и к обществу. В понятие «личность» обычно включают такиесвойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют обиндивидуальности данного человека.
«Личность» – этоконкретный человек, взятый в системе таких его психологических характеристик,которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях человека,являются устойчивыми и определяют поступки, имеющие существенное значение, длянего самого и для окружающих людей.
«Личность» – этосоциальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности иобщении, характеризующие меру представленности общественных отношений виндивиде.
Наряду с понятием «личность»в науке используются такие понятия, как «человек», «индивид» и «индивидуальность».Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем:
Термин «человек»относится не к отдельно взятому человеку (в том случае, когда сравниваются егообъем и содержание с объемом и содержанием других понятий), а ко всемучеловеческому роду. Поэтому понятие «человек» иногда называют родовым ивключают в его содержание все свойства, присущие людям в отличие от животных.Сюда кроме собственно психологических свойств также входят физическиеособенности человека, его образ жизни, культура и т.п.
Человек на свет рождаетсячеловеком. Еще в зародыше он обладает природными предпосылками для развитиесобственно человеческих свойств и качеств. Конфигурация тела новорожденногопредполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечиваетвозможность развития интеллекта, строение руки – перспективу использованияорудий труда и т.д., и этим младенец – уже человек по сумме своих возможностей– отличается от детеныша животного. Таким образом доказывается фактпринадлежности младенца к человеческому роду, что закрепляется в понятии «индивид»(у животных – особь). Появляясь на свет, как индивид, человек постепеннообретает особое социальное качество, становиться личностью.
Термин «индивидуальность»имеет два близких друг к другу, но различных значения. Одно из значений этогослова указывает на своеобразное сочетание человеческих свойств у данногоиндивида, таких как темперамент, характер, привычки, преобладающие интересы,качество познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), способностии т.д. Другое значение термина подчеркивает то, чем данный человек как индивидотличается от других людей (индивидов). В первое понимание термина могутвходить и общие свойства, присущие сравниваемым друг с другом людям, а второеопределение термина предполагает указание лишь на то, чем один человек отличаетот другого.
Слово «личность» — самоеузкое из всех сравниваемых здесь по своему объёму и содержанию:
·      Во-первых, в неговключаются только психологические свойства человека;
·      Во-вторых, вобъём и содержание понятия «личность» не входят многие, собственнопсихологические свойства, например, такие как познавательные процессы,психологические состояния человека. Таким образом, термин «личность» охватываетдаже не всю психологию человека.
·      

2. Свойства личности
2.1 Способности
Когда мы пытаемся понять,почему разные люди, поставленные в одинаковые условия жизни, добиваются неодинаковых успехов, мы пользуемся понятием «способности», полагая, что разницув успехах этих людей можно объяснить именно различиями их способностей. Это жепонятие используется тогда, когда необходимо выяснить в силу чего одни людибыстрее, чем другие, обучаются, лучше усваивают новые знания, умения и навыки.
Способности – свойствадуши человека, понимаемые как совокупность его психических процессов исостояний. Это наиболее широкое и старое из всех имеющихся определенийспособностей.
Способности – высокийуровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающихуспешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определениепоявилось в психологии ΧVII — ΧIΧ вв. и употребляется внастоящее время.
Способности – это то, чтоне сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их приобретение,закрепление и использование. Данное определение принято сейчас и наиболеераспространено в отечественной психологии. Оно вместе с тем является наиболееточным из всех.
У человека имеетсямножество самых разных способностей. В первую очередь необходимо различатьэлементарные и сложные потребности.
Элементарными, илипростейшими, называются способности, связанные с работой органов чувств или сосравнительно простыми движениями, например, способность различать цвета, звуки,запахи, скорость и точность простых двигательных реакций. Эти способностиобычно имеются у человека с рождения, но могут совершенствоваться в процессеего жизни и деятельности.
Сложными называютспособности в различным видам деятельности, связанных с человеческой культурой,например, технические, математические, музыкальные и т.п. Все эти способностине являются врожденными, поэтому их называют социально обусловленными.
Способности такжеразделяют на общие и специальные.
Общие – это способности,которые имеются у всех людей (но развиты в различной степени) и которымиопределяются успехи во многих различных видах деятельности. К ним, например,относятся умственные или общие двигательные способности.
Специальные способностивстречаются не у всех людей и определяют успехи в отдельных, специфическихвидах деятельности. Это, как правило способности, для которых необходимоналичие особых задатков. К таким способностям можно отнести музыкальные,литературные, художественно-изобретательные и т.п. наличие у человека общихспособностей не исключает развитие специальных, и наоборот.
Способности разделяют натеоретические и практические.
Теоретические способностипредполагают склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, умениеставить и успешно решать теоретические задачи.
Практические способностипроявляются в умении ставить и решать практические задачи, связанные сконкретными действиями в определенной жизненной ситуации.
Выделяются также учебныеи творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первыеопределяют успешность обучения, усвоения знаний, умений и навыков, в то времякак вторые проявляются в создании человеком предметов материальной и духовнойкультуры, в производстве новых идей, в открытиях и изобретениях, т.е. втворчестве в различных видах деятельностью.
Наконец, выделяюткоммуникативные и предметно-деятельностные способности.
Коммуникативными называютспособности, которые включают в себя знания, умения и навыки, связанные собщением с людьми, с взаимодействием человека с людьми, с межличностнымвосприятием и оцениванием, с установлением контактов, расположением людей ксебе, оказанием на них влияния.
Предметно-деятельностныеспособности проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами.
И те, и другиеспособности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их оптимальному сочетаниючеловек получает возможность полноценно и гармонично развиваться.
Способности человека нетолько совместно определяют успешность деятельности и общения, но ивзаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние.
Кроме понятия«способности» в психологии для характеристики способности человека справлятьсяс той или иной деятельностью используют понятия «одаренность», «талант»,«гениальность».
Одаренным называютчеловека, который с рождения обладает хорошими задатками к развитиюспособностей.
Талантливый – эточеловек, который благодаря своим высокоразвитым способностям может добитьсявысоких результатов в том или ином виде деятельности.
Гениальный – это человек,уже добившийся выдающихся, признанных успехов в определенном виде деятельности.
2.2 Темперамент
Темпераментом называетсясовокупность свойств, характеризующих динамические особенности психическихпроцессов, состояний и поведения человека, их силу, скорость, возникновение,прекращение и изменение.
Идея и учение отемпераментах – одни из самых древних в психологии. В своих истоках онивосходят к работам древнегреческого врача Гиппократа, жившего в V веке до н. э.
Гиппократ дал определениетемпераменту и связал его с соотношением разных жидкостей в организме: крови,лимфы и желчи. По древнегреческим названиям этих жидкостей («сангва» — кровь;«флегма» — лимфа или слизь; «хоул» — желтая желчь; «мелан хоул» — черная желчь)получили свои названия введенные Гиппократом типы темпераментов:сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический. Сангвиническийтемперамент характеризует человека веселого нрава. Он окружающим людямпредставляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником и балагуром.Такой человек быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряетинтерес к тому, что недавно его волновало и притягивало. Сангвиник многообещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствиемвступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, ковсем людям относится хорошо. Его отличают доброта, готовность прийти на помощь.Однако напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляют. Меланхолическийтемперамент свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя.Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, предаетбольшое значение всему, что лично его касается, обладает повышеннойтревожностью и ранимой душой. Такой человек не редко бывает сдержанным иособенно тщательно контролирует себя при даче обещаний. Он никогда не обещаеттого, что не в состоянии сделать, и весьма страдает от того, что не можетвыполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнениенепосредственно от него самого не зависит. Холерический темпераментхарактеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он сильногоряч и не сдержан. Вместе с тем такой человек быстро остывает и успокаивается,если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.Флегматический темперамент относится к хладнокровному человеку. Он выражаетсобой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе.Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Этозамедляет ему медлительность вхождения в работу.
Каждый из описанных вышетипов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим, если не связыватьего с требованиями, предъявляемыми выполняемой человеком деятельностью к еготемпераменту. Проявляясь в динамических особенностях психики и поведениячеловека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки.Люди сангвинического типа темперамента, например, обладают быстрой реакцией,легко приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, особенно в начальныйпериод работы, но зато к ее концу снижают работоспособность из-за быстройутомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темпераментмеланхолического типа, отличаются медлительным вхождением в работу, но зато ибольшей выдержкой. Их работоспособность обычно выше к середине или к концуработы, а не в ее начале. В целом же продуктивность и качество работы у сангвиникови меланхоликов примерно одинаковые, а различия касаются в основном динамикиработы. Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяетсосредоточить значительное усилие и реализовать их в короткий промежутоквремени. Однако при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегдахватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться исконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго иупорно работать. Тип темперамента человека не обходимо принимать в расчет там,где работа предъявляет особые требования именно к динамическим особенностямпсихических процессов, движений или действий человека.

2.3 Характер
Характер – приобретенныев конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности сосредой, составляющие тип её жизнедеятельности. Характер выступает как формапроявления личности, её готовности осуществлять в более или менее типичныхситуациях при определенных условиях те или иные фиксированные формы/способыповедения. В практике общения людей между собой их характер может проявляться вманере поведения, способах реагирования человека на действия и поступки другихлюдей. Манера общения может быть деликатной, тактичной или же грубой,бесцеремонной. Это также объясняется различиями в характерах людей. Человека свыраженным, сильным или слабым характером всегда можно выделить среди остальныхлюдей. Поступки человека с сильным характером отличаются настойчивостью, целенаправленностью,упорством, а поступки человека со слабым характером отличаются прямопротивоположными свойствами: слабоволием, случайностью, непредсказуемостью ит.п.
Характер имеет многоразличных черт. С научной точки зрения их около 150. Но если подходить к этомувопросу не столь строго, то их более 500. Чаще всего черты характера человекаделят на три группы: волевые, деловые и коммуникативные. Волевыми называютчерты характера, связанные с волей человека. К ним можно отнестицелеустремлённость, настойчивость, упорство или противоположные им чертыхарактера типа уступчивости и безволия. Деловые – это черты характера, которыепроявляются у человека в труде, такие как трудолюбие, аккуратность,ответственность, а также безответственность, лень, недобросовестность.Коммуникативными называют черты характера, которые проявляются в общениичеловека с другими людьми. Это, например, общительность, замкнутость,доброжелательность, злость, отзывчивость и т.д.
Существует так жеразделение черт характера человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационныечерты характера – это такие, которые побуждают, направляют и поддерживаютактивность человека, то есть выступают как мотивы его поведения.
Инструментальные чертыхарактера самостоятельными мотивами поведения не являются, но придают емуопределенный стиль.
2.4 Воля
Волю можно определить какнекоторый до сих пор до конца не познанный по своей природе вид энергии, спомощью которого человек может разумно и сознательно управлять своимповедением, а также собственными психическими процессами и состояниями. Воля — это также то, с помощью чего человек на сознательной и разумной основеоказывает влияние на окружающий мир, изменяя его по своему разумению.
Существенный признак волисвязан с тем, что воля практически всегда связана с принятием человекомсознательного, разумного решения, преодолением препятствий и с приложениемусилий для его выполнения (реализации). Волевое решение, кроме того,принимается и реализуется человеком в условиях конкурирующих друг с другомразнонаправленных потребностей, мотивов или влечений, которые примерноодинаковы по своей побудительной силе. Т.к. разница побудительной силы междуними не велика, человеку приходится проявлять волю и выбирать одно из двух.
Воля всегда предполагаетсамоограничение человека: поступая волевым образом, добиваясь поставленнойцели, реализуя какую-либо актуальную потребность, человек, действующий по своейволе, всегда сознательно лишает себя чего-то другого, привлекательного ижелательного для него. Еще один признак участия воли в регуляции поведениячеловека – это наличие продуманного плана для его выполнения. Волевое действие– это акт, направленный на достижение какой-либо конкретной цели.
Существенным признакомволевого действия является то, что оно обычно сопровождается отсутствиемнепосредственного эмоционального удовлетворения, но зато наличием отсроченного,морального удовлетворения, которое возникает не входе выполнения волевогодействия, а в результате его осуществления. Нередко усилия воли направляются нена то, чтобы победить или овладеть обстоятельствами, а на то, чтобы преодолетьсамого себя, т.е. действовать вопреки своим естественным желаниям. Особенно этохарактерно для импульсивных, эмоциональных людей.
2.5 Эмоции
Под эмоциями можнопонимать специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона исвязанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека, выполняющиев его жизни мотивационно – регулирующие, коммуникативную, сигнальную и защитнуюфункции.
Под основными видамиэмоций выделяют: настроение (слабо выраженная, но долго действующая эмоция.Отражает общее состояние человека в данный момент времени); простейшие эмоции(переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей); аффекты(сильные кратковременные бурные эмоции, которые отчетливо проявляются в жестах,мимике человека); чувства (представляют собой комплекс эмоциональныхпереживаний, связанных у человека с теми или иными конкретными объектами);страсть (сильные, чрезмерно выраженные чувства, которыми не способен управлятьчеловек); стресс (не чистая эмоция, а соединение эмоции с определеннымфизическим состоянием организма).
Эмоции, особенно такиекак аффекты, чувства, страсти, не отделимы от личности человека. С.Л. Рубинштейнсчитал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ееорганическую жизнь, ее интересы материального порядка и духовные, нравственныепотребности. Он обозначил их соответственно как органическую чувствительность,предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К первой относятся,по его мнению, удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные судовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны свладением каким-либо предметом. Они подразделяются на материальные,интеллектуальные и эстетические. Мировоззренческие чувства связаны с моралью ис отношением человека к миру, к людям, к социальным событиям, к нравственнымценностям и категориям. В структуре личности эмоции теснее всего связаны спотребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворенияпотребностей.
Люди, как личности, вэмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам. В частности:по эмоциональной возбудимости; по длительности и устойчивости возникших у нихэмоциональных переживаний; по доминированию положительных и отрицательныхэмоций. Но самый важный признак – это сила и глубина переживаемых чувств, атакже содержание и предметная отнесенность.
2.6 Мотивация
В поведении человека естьдве взаимно связанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждениеобеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает зато, как оно складывается в конкретной ситуации. Мотивация связана такимипонятиями, как потребность, мотив, намерения, побуждения и др. В узком смыслепод мотивацией понимается совокупность причин, объясняющих поведение человека. Мотив– это любой внутренний психологический или физиологический по своей природеисточник поведения, отвечающий за его активность и целенаправленность. Мотивыповедения могут быть осознанными и неосознанными, реально действующими и мнимыми,побудительными и смыслообразующими. Потребностью называется состояние нуждычеловека или животного в чем-либо, что необходимо для его нормальногосуществования, физического или психического развития.
Стимулом можно назватьлюбой внешний или внутренний фактор, который на ряду с мотивом управляетповедением, направляя его на достижение связанной с данным мотивом цели.
Намерение — этосознательно принятое, продуманное решение, связанное с желанием что-либосделать.
Побуждение – это не волнеосознанное, неопределенное стремление человека к чему-либо.
Влечением называютцеленаправленное побуждение.

3. Биологическое исоциальное в структуре личности
Проблема соотношениябиологического и социального начал в структуре личности является одной изнаиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное местозанимают теории, которые выделяют в личности человека две основныеподструктуры, сформерованные под воздействием двух различных факторов –биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что личность человекараспадается на эндопсихическую и экзопсихическую организации. Эндопсихика какподструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психическихэлементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности,отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзопсихикаопределяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, чтопротивостоит личности, к чему личность может так или иначе относиться. Перваявключает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышленияи воображения, а вторая – систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы,склонности, идеалы и др. Эндопсихика, имеющая природную основу, обусловленабиологически, в противоположность, экзопсихике, которая определяется социальнымфактором. Личность человека, являющаяся и продуктом, и субъектом историческогопроцесса, не могла сохранять биологическую структуру, рядоположенную иравноправную структуре социальной. Природные предпосылки развития индивида, еготелесная организация, его нервная и эндокринная системы, преимущества и дефектыего физической организации властно влияют на формирование егоиндивидуально-психологических особенностей. Однако биологическое, входя вличность человека, становиться социальным.
Природные органическиестороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личностикак социально обусловленные ее элементы. Природное и социальное образуетединство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, каксамостоятельные подструктуры личности.

4. Структура личности
Структура личности – этосвязь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности:способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
Элементамипсихологической структуры личности являются ее психологические свойства иособенности, которые обычно называют «чертами личности». Их очень много, нопсихологи их пытаются объединить в несколько подструктур. Низшим уровнемличности является биологически обусловленная подструктура, в которую входятвозрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системыи темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальныеособенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявленияпамяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как отврожденных факторов, так и от тренировки, развития этих качеств. Далее, такжеуровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входятприобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Это подструктураформируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения,желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрения,особенности характера, самооценку. Подструктура направленности личностинаиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе,наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Различие людей междусобой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений иинтересов, опыта и знаний, способности и умений, темперамента и характера.Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегатьнесовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы болееглубоко понять себя и других, нужны определенный психологические знания всочетании с наблюдательностью.
Иерархическая структураличности (по К.К. Платонову)Уровень (подструктура) содержание Соотношение биологического и социального Подструктура биологических, конституционных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения, половые, возрастные особенности Биологический уровень Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (ощущения, восприятие, мышление, память, внимание, эмоции)
Биосоциальный уровень
(биологического больше чем социального) Подструктура опыта Знания, умения, навыки привычки Социобиологический уровень Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы Социальный уровень

5. Потребность какисточник активности личности
Потребность понимаетсякак необходимость, нужда, но не всякую нужду можно назвать потребностью. Длятого, чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для субъектаактуальной в данный момент, чтобы человек хотел того, что ему необходимо. Т.е.потребность как нужда организма отражает его объективное состояние и связана сосознанием нужды, имеет субъективную сторону. Ильин дает определениепотребности личности как «переживаемое человеком состояние внутреннегонапряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающеепсихологическую активность, связанную с целеполаганием».
Потребность выступает какисточник активности человека. По источнику формирования все потребности делятсяна первичные (биологические), вторичные (социальные) и духовные. Первичныепотребности – потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне,сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечиваетиндивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных ичеловека. Однако биологические потребности преобразуются под влиянием жизни вобществе, проявляются и развиваются иначе, чем у животных. В ходе развитиячеловеческого общества возникают и развиваются специфические человеческие (социальныеи духовные) потребности. Социальные потребности включают потребностьпринадлежности к группе, в признании, в уважении и любви, самоутверждении.Духовные потребности – это потребности в познании мира, самоуважении исамореализации, эстетические потребности.
Маслоу обосновалиерархическую структуру потребностей человека, выделив в ней пять уровней.
V. потребностисамоактуализации (реализация своих потенциалов, понимание смысла жизни)
IV. потребности всамоуважении (потребности в достижении, одобрении, признании, принятии себя,положительной самооценки)
III. потребности всоциальных связях (потребность в социальной включенности, принадлежности кгруппе, любви и доверии)
II. потребности вбезопасности (защита от страдания, боли, разрушения, неустроенности)
I.    физиологические потребности (голод,жажда, сон, активность, секс)
потребности более высоких уровнейвозникают тогда, когда удовлетворены потребности низших уровней, которыеявляются генетически более ранними и имеют большее значение для выживания.Неудовлетворение потребностей низших уровней тормозит проявление другихпотребностей.

Список литературы
1. Немов Р.С. Общая психология. — изд. Питер, 2007
2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.,2000
3. Столяренко Л.Д. Психология. – Ростов-на-Дону, 2004
4. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. – М., 2007
5. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М.,1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :