Федеральное агентство пообразованию РФ
Сочинский государственныйуниверситет туризма и курортного дела
Социально-педагогический факультет
Кафедра общей психологии
Курсовая работа
на тему:
Личностные особенностиподростков, увлекающихся компьютерными играми
Выполнил(а): студент 3 курса
ПутилинАртем Дмитриевич
Научныйруководитель:
БазалеваЛ.А.
Сочи 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ изученияличности и особенностей личности подростков, увлекающихся компьютерными играми
1.1 Понятие «личность»
1.2 Структура личности
1.3 Личностные особенности подростков,увлекающихся компьютерными играми
Глава 2. Эмпирическое исследованиеличностных особенностей подростков, увлекающихся компьютерными играми
2.1 Методология и организацияисследования
2.2 Обработка и интерпретация полученныхданных
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Целью данной работыявляется изучение личностных особенностей подростков, увлекающихсякомпьютерными играми.
Объектом данногоисследования являются личностные особенности.
Предметом данногоисследования являются личностные особенности подростков, увлекающихсякомпьютерными играми.
Гипотеза:Подростки, увлекающиеся компьютерными играми, по нашему мнению, должны обладатьследующими качествами:
· общительность
· абстрактноемышление
· эмоциональнаянестабильность
· подчиненность
· экспрессивность
· робость
· чувствительность
· доверчивость
· мечтательность
· прямолинейность(наивность)
· спокойствие
· конформизм(зависимость от группы)
· низкийсамоконтроль
· расслабленность
· консерватизм
· низкаянормативность поведения
В качестве специальнойисследовательской процедуры для диагностики личностных особенностей нами былаиспользована методика 16 – факторного опросника Кеттела. Использован методручной обработки ответных листов — на них поочередно накладываются «ключи».
Так же нами былиспользован арифметический метод: вычисление среднего арифметического, построениеграфиков, сравнительный анализ и статистическая обработка данных.
Глава 1. Теоретическийанализ изучения личности и особенностей личности подростков, увлекающихсякомпьютерными играми
1.1 Понятие «личность»
Личность являетсябазовой категорией и предметом изучения психологии личности [7].
Психология личностиинтересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов,занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чем они различаются.Почему одни достигают успеха, а другие — нет? Почему одни воспринимают вещиименно так, а другие — иначе? Почему одни страдают от сильных стрессов, адругие — нет?
Знание о личности — эточасть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человекуво всей его полноте — сложному человеческому существу и индивидуальности [4, с.35].
Настоящим камнемпреткновения в исследовании личности до сих пор остается вопрос о соотношении общейи дифференциальной психологии.
Большинство авторовизбирает дифференциально-психологическое направление. Беря свое начало от Ф.Гальтона и Ч.Э. Спирмена, направление это вначале ограничивалось исследованиемумственных способностей, впоследствии оно охватило изучение личности в целом.Уже Ч.Э. Спирмен распространил идею факторов на особенности воли и аффективности,выделив наряду с общим фактором «g» фактор «s» [3, с. 117].
Дальнейшие шаги былисделаны Р. Кеттелом, предложившим многомерную и иерархическую модель факторов(черт) личности, среди которых рассматриваются такие, как эмоциональная стабильность,экспансивность, самоуверенность [3, с.118].
Личность в общейпсихологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воединоразличные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимуюпоследовательность и устойчивость [1, с. 10].
Личность — относительноустойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основевключенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности являетсясамооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке,которую даёт себе сам человек.
Личность:
— Отличаетсясамостоятельностью в поступках;
— Способнанести ответственность и решать проблемы;
— Контролируетповедение, обладает силой воли;
— Способнаизменяться с течением времени.
В обыденном смысле под«личностью» понимают характер человека, отождествляют с человеком вообще [7].
В процессе воспитаниякак направленного воздействия общества на развитие человека формируетсяличность, сущностью которой, по классическому определению К.Г. Маркса, являетсясовокупность общественных отношений. В новейшей научной литературе исключительноевнимание уделяется исследованию процесса «социализации индивида», понимаемогокак становление личности [2, с. 72].
В изучении человека какличности особо выделяются статус личности, т. е. ее положение в обществе(экономическое, политическое, правовое и т. д.); общественные функции,осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохив форме различных ролей; мотивация ее поведения и деятельности в зависимости отцелей и ценностей, образующих ее внутренний мир; мировоззрение и всясовокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду,другим людям, самому себе); характер и склонности.
Все эти состояния иструктурные особенности человека как личности рассматриваются в развитии, впроцессе жизненного пути, на котором выделяются моменты старта и финишаосновной деятельности в обществе, этапы творческой эволюции личности, периодыподъема и упадка, главнейшие события личной жизни и деятельности, теснопереплетенные с важнейшими событиями эпохи и общественного развития страны [2,с. 72].
Личность — этосовокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус,социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт иособенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связьс обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления«поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных группвзаимодействия [7].
Личность— это техарактеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления егочувств, мышления и поведения [4, с. 36]. Личность — результатпроцесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» — А. Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за ихпоступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить двакритерия сформировавшейся личности:
1.Человека можносчитать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённомсмысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения радичего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен копосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которымпреодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.
2.Способность ксознательному руководству собственным поведением. Это руководствоосуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первогокритерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинениемотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своейоснове и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийнуюнравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило егопоступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Такимобразом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение,подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличиесамосознания как особой инстанции личности.
Личность — это индивид,осознающий свою индивидуальность [7].
Близкими к понятиюличности являются также индивид и индивидуальность. Индивид единичныйпредставитель какого-то целого (биологического рода или социальногосообщества). Каждый человек может быть назван индивидом как представительчеловеческого рода. Однако не каждого можно считать личностью. Кроме того,термином индивид не обозначаются специфические особенности реальной жизни идеятельности данного конкретного человека.
Индивидуальность этосовокупность специфических особенностей конкретного индивида, которое отличаетего от всех других людей. Сюда относятся и биологические, и социальные, ителесные, и психические, и унаследованные, и благоприобретенные свойства [8].
Качества личности –сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности,включающие психические процессы, свойства, состояния и определяющие спецификуобъяснения происходящих с человеком событий, познания, эмоциональногореагирования и поведения [6].
Резюмируя, выше написанное,можно сказать, что понятие личности формулируется следующим образом, личность –это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Из данного определенияследует, что личность представляет собой социальное качество индивида или совокупностьсоциально значимых черт, присущих ему как субъекту труда, познания и общения.
1.2 Структура личности
Когда в повседневнойжизни мы даем характеристику личности человека, то мы без особых колебанийвключаем в нее такие черты, как, например, силу воли («сильнаяличность», «слабохарактерный человек»), отношение к людям(«доброжелательный», «равнодушный») и т.п., но обычно неотносим к числу личностных такие особенности, как, например, разрез глаз или умениесчитать на счетах; мы делаем это, не пользуясь никаким разумным критерием дляразличения «личностных» и «неличностных» особенностей. Еслиидти путем перебора и сопоставления отдельных психологических и иныхособенностей, то такой критерий вообще не может быть найден. Дело в том, чтоодни и те же особенности человека могут стоять в разном отношении к еголичности. В одном случае они выступают как безразличные, в другом — те жеособенности существенно входят в ее характеристику [3, с. 122].
Понятия,характеризующие структуру, указывают на более стабильные и устойчивые аспектыличности, являющиеся строительными блоками ее теории. В этом смысле онисравнимы с частями тела или с такими понятиями, как атомы и молекулы в физике.В построении концепции человека наиболее популярны были такие структурообразующиепонятия, как реакция, привычка, черта или тип [4, с. 38].
Понятие «черта»относится к согласованности и устойчивости индивидуальных реакций наразнообразные ситуации и близко к таким понятиям, которыми пользуетсянеспециалист, чтобы охарактеризовать людей[4, с. 38].
Основную идею Д.П.Гилфорда можно выразить следующей, очень сжатой формулой: личность индивидаесть специфическое созвездие черт. С помощью факторного анализа Д.П. Гилфордклассифицировал черты личности по степени их генерализованности [5].
Г.Ю. Айзенк начал сочень обстоятельного исследования личности в целом и пытался найти методы(тесты), позволяющие измерять черты личности. Он обнаружил два главных фактора:нейротизм и экстраверсию-интроверсию, — которые в его концепции являются определяющимипараметрами структуры личности [5].
Г. Олпорт и Х. Одбертобнаружили в английском языке 18000 слов, которые описывают личность, из них4500 являются названиями черт личности [5].
Понятие «тип»обозначает объединение многих различных черт. По сравнению с понятием чертыпонятие типа предполагает гораздо большую обобщенность и повторяемостьповедения. Некоторые люди могут иметь много черт с разной степеньювыраженности, но все они в более общем плане могут быть отнесены к одномуопределенному типу. Например, индивиды могут быть типологизированы какэкстраверты или интроверты или, используя терминологию К. Хорни (Ногпеу, 1945),как движущиеся навстречу людям, против них или от них [4, с. 38].
Как отмечает К. К.Платонов за период с 1917 по 1970 годы в советской психологии можно выделить,по меньшей мере, четыре доминирующие теории личности:
· 1917-1936гг. — личность как профиль психических черт
· 1936-1950гг. — личность как опыт человека
· 1950-1962гг. — личность как темперамент и возраст
· 1962-1970гг. — личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности [1,с.13].
Теории личностиразличаются между собой по виду элементов, или структурных понятий, которые онииспользуют; они также различаются по способу концептуального осмысленияорганизации этих элементов. Некоторые теории выстраивают сложную структурнуюсистему, в которой много компонентов связано между собой множествомразнообразных связей. Другие теории предпочитают простую структурную систему, вкоторой имеется всего несколько компонентов, соединенных немногочисленнымисвязями.
Теории личностиразличаются и по тому, насколько структурные элементы представляются иморганизованными в иерархическую систему, т.е. организованными в такую систему,где одни структурные элементы располагаются на более высоких уровнях, чемдругие, и поэтому могут управлять функциями нижележащих элементов [4, с. 38].
Аналогичным образом итеории личности различаются по количеству и видам структурных элементов,которым они придают особое значение, а также по степени акцентированиясложности или организованности системы [4, с.39].
Б. Г. Ананьев считал,что для правильного понимания личности необходим анализ социальной ситуацииразвития личности, ее статуса и социальной позиции, которую она занимает. Действительно,если признать, что личность формируется в деятельности, то деятельность этаосуществляется в конкретной социальной ситуации. Но, действуя в ней, любойчеловек занимает определенный статус, который задается сложившейся системойобщественной отношений. Статус личности объективен и может осознаватьсяличностью адекватно или неадекватно, активно либо пассивно. Главное состоит втом, что он определяет место личности в социуме [1, с.44].
Наряду со статусомличности каждый человек занимает и определенную позицию, которая характеризуетсубъективную, деятельную сторону положения личности в той или иной социальнойструктуре. Уровень и содержание позиции обусловлены содержанием деятельностиличности.
Позиция личности, какдеятельная, субъективная сторона ее статуса, представляет собой системуотношений личности (к окружающим людям, объективной среде, самому себе) установоки мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей иценностей, на которые направлена эта деятельность. В свою очередь вся этасложная система свойств реализуется посредством исполняемых личностью ролей взаданных социальных ситуациях развития.
Таким образом, изучаядинамические тенденции личности – ее потребности, мотивы, интересы, желания,установки, ценностные ориентации, идеалы, наконец, ее направленность, т. е. то,что личность хочет, что для нее привлекательно, к чему она стремится – можнопонять и объяснить содержание выполняемых ею социальных ролей, статус ипозицию, которую она занимает [1, с.45].
Атрибуты личности:воля, свобода, разум, чувство.
Комплекс устойчивыхкомпонентов личности: темперамент, характер, способности, мотивация [7].
Итак, можноконстатировать, что сегодня в отечественной психологии широко распространенвзгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но приэтом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности. В построенииконцепции человека наиболее популярны были такие структурообразующие понятия,как реакция, привычка, черта или тип.
1.3 Личностныеособенности подростков, увлекающихся компьютерными играми
Личность— относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всегона основе включенности в социальный контекст.
Визучении человека как личности особо выделяются статус личности.
Личность—это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявленияего чувств, мышления и поведения.
Личностьв общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающеевоедино различные психические процессы индивида и придающее его поведениюнеобходимую последовательность и устойчивость.
Понятие личностиформулируется следующим образом, личность – это человек как субъект социальныхотношений и сознательной деятельности.
Из данного определенияследует, что личность представляет собой социальное качество индивида илисовокупность социально значимых черт, присущих ему как субъекту труда, познанияи общения.
Изучаядинамические тенденции личности – ее потребности, мотивы, интересы, желания,установки, ценностные ориентации, идеалы, наконец, ее направленность, т. е. точто личность хочет, что для нее привлекательно, к чему она стремится – можнопонять и объяснить содержание выполняемых ею социальных ролей, статус ипозицию, которую она занимает.
Сегодня в отечественнойпсихологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность исубъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятаяконцепция личности. В построении концепции человека наиболее популярны былитакие структурообразующие понятия, как реакция, привычка, черта или тип.
Глава 2. Эмпирическийанализ исследования личностных особенностей подростков, увлекающихсякомпьютерными играми
2.1 Описание методов иметодик и организация исследования
Гипотеза: Подростки,увлекающиеся компьютерными играми, по нашему мнению, должен обладать следующимикачествами:
· общительность
· абстрактноемышление
· эмоциональнаянестабильность
· подчиненность
· экспрессивность
· робость
· чувствительность
· доверчивость
· мечтательность
· прямолинейность(наивность)
· спокойствие
· конформизм(зависимость от группы)
· низкийсамоконтроль
· расслабленность
· консерватизм
· низкаянормативность поведения
В качестве специальнойисследовательской процедуры для диагностики личностных особенностей нами былаиспользована методика 16 – факторного опросника Кеттела. Использован методручной обработки ответных листов — на них поочередно накладываются «ключи». Также нами был использован арифметический метод: вычисление среднегоарифметического, построение графиков, сравнительный анализ и статистическаяобработка данных.
16 — факторныйличностный опросник Р.Кеттелла — одна из наиболее известных методик, созданныхв рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. Врамках данного подхода наиболее распространенной является «теорияличностных черт», согласно которой личность описывается как совокупностьустойчивых, взаимосвязанных элементов (основных первичных свойств личности),определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. На основании этой теории и построенданный тест. В ходе тестирования личность соотносится с готовой системойкоординат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств.
Необходимо подчеркнуть,что данный тест предназначен в первую очередь для оценивания нормальной личности,позволяя подробно описать личностную структуру, выявить скрытые личностныепроблемы, найти компенсаторные механизмы поддержания психического здоровья.Опросник представляет систему из 16 шкал, измеряющих различные полярныесвойства личности.
16 основныххарактеристик, представленных в тесте:
•сердечность
•интеллект
•эмоциональнаяучтойчивость
•доминантность
•беспечность
•совестливость
•смелость
•мягкосердечнсоть
•подозрительность
•мечтательность
•расчетливость
•чувство вины
•радикализм
•самодостаточность
•самоконтроль
•напряженность
В определении свойствличности выделяется направление, развивавшееся в рамках метода факторногоанализа личности. Наиболее ценный и систематический вклад в это направлениевнесли такие исследователи, как Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и Р. Кеттелл.
Тест впервые былопубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT).После первой публикации тест прошел сложный путь. В 1956-1957 гг. вышло второеиздание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 гг. -третье, котороеможно было использовать как самостоятельное руководство к тесту.
В 1970 году былоопубликовано пособие, с которым, по выражению Кеттелла, можно работать в полноймере. Автор утверждает, что за два десятилетия — с 1949 по 1970 год — произошелзначительный рост надежности и значимости теста.
Теоретической иметодологической основой разработанного теста является рассмотренный вышефакторный анализ личности.
В результатеисследования с помощью данного опросника личность описывается 16-юфундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждыйфактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связьмежду отдельными чертами личности.
Структура факторовопросника у каждого отдельного человека отражает вероятностную модельиндивидуально-психологических свойств его личности и при наложении на групповуюмодель той выборки, к которой принадлежит данный человек, демонстрируетиндивидуальное своеобразие конкретной личности и позволяет с большей долейвероятности прогнозировать ее реальное поведение в определенных жизненныхситуациях.
Многофакторнаяличностная методика Р.Кеттелла в настоящее время наиболее часто используется висследованиях личности и получила достаточно высокую оценку упсихологов-практиков. Характер представляет собой взаимосвязь обобщенных и ярковыраженных свойств, определяющих своеобразие психического облика иобщественного поведения человека. Среди этих свойств тест Р.Кеттелла выделяеткоммуникативные, интеллектуальные, эмоционально-мотивационные, основные общиечерты характера. Каждый фактор предполагает устойчивую вероятностную связьмежду отдельными чертами личности. 16-ти факторный опросник Р.Кеттела отражаетмодель индивидуально-психологических свойств личности и позволяетпрогнозировать ее реальное поведение.
Опросник Р.Кеттеллаобладает двумя важными преимуществами перед другими личностными методиками.Во-первых, с его помощью можно достаточно хорошо охватить личностную сферу, аво-вторых, — и это доказано статистическими методами, — в факторах, полученных Р.Кеттеллом,отсутствует априорная предвзятость, свойственная факторам, выделенным на базедругих теоретических концепций.
Методика относится кчислу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержитнеобходимые сведения об испытуемом и содержание методики.
В нашем исследовании вкачестве испытуемых выступили 20 подростков – ученики 9 класса «В» гимназии №8(10 человек, увлекающихся компьютерными играми, и 10 человек, не увлекающихсякомпьютерными играми)
Инструкция, с которой психологобращается к подросткам, такова:
«Не тратьте многовремени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит вголову. Если вопрос не очень конкретен, постарайтесь представить, что в среднемболее характерно для предложенной ситуации, и на основе этого выбирайте ответ.Старайтесь не слишком часто использовать промежуточные ответы типа «неуверен», «нечто среднее». Выбирайте их только тогда, когда вы неможете ответить иначе.
Отвечайте как можноискренней, не старайтесь произвести хорошее впечатление. Свободно выражайтесвое собственное мнение. Помните, что «плохих» и «хороших»ответов быть не может, верен каждый правдивый ответ».
2.2 Обработка иинтерпретация полученных данных
Сама методика состоитиз опросника, бланка для ответов и ключа. В нашем случае — ручной обработкиответных листов — на них поочередно накладываются «ключи» и записывается суммабаллов по каждой из 17 характеристик личности (16 личностных факторов + факторсамооценки). Далее «сырые» оценки переводятся в десятибалльную шкалу — такназываемые стены. Полученные данные анализируются по каждой характеристике. Вприложении № 1 представлены технические и бытовые названия выделенных факторов,которые Кеттелл называет нормальными первичными основными чертами. Все названияфакторов, технические и бытовые, даются в биполярной форме, тем самымустраняется неоднозначность в определении содержания фактора. При этом следуетиметь в виду, что в психологическом смысле полюса (низкие и высокие) одинаковоценны и не несут в себе положительного или отрицательного смысла. Положительноеили отрицательное смысловое содержание может быть определено психологом сучетом индивидуальных особенностей личности, ее трудовой (профессиональной)деятельности и ее отношений с группой в процессе общения.
После проведениядиагностической процедуры необходимо использовать арифметический метод:вычисление среднего арифметического, построить графики, провести сравнительныйанализ и статистическую обработку данных между двумя выборками испытуемых,условно назовем их «Увлекающиеся компьютерными играми» и «Не увлекающиесякомпьютерными играми».
/>
Данные исследованияпозволяют говорить о том, что у подростков, увлекающихся компьютерными играми:
1. ФакторА – находится на среднем уровне (=6);
2. ФакторВ – высокий уровень (=8), т.е. высокий уровень интеллектуального развития,быстро схватывающие новое, хорошо обучающиеся, абстрактно мыслящие, собранные;
3. ФакторС – низкий уровень (=3), т.е. эмоционально не стабильные, подверженныечувствам, легко теряющие самообладание, конфликтные, неспособные контролироватьэмоции и импульсивные влечения, неспособные выражать их в социально допустимойформе, отсутствие чувства ответственности, капризность, уход от реальности.Внутренне чувствуют себя беспомощными, усталыми и не способными справиться сжизненными трудностями;
4. ФакторЕ – высокий уровень (=9), т.е. властные, самоуверенные, стремящиеся ксамостоятельности, независимые, игнорирующие социальные условия и авторитеты,живущие по собственным законам, энергичные, активно действующие, настойчивые иагрессивные, требующие самостоятельности от других;
5. ФакторF – высокий уровень (=7), т.е.бодрые, активные, беззаботные, легко воспринимающие жизнь, верящие в удачу, всвою счастливую звезду. Живут по принципу: «авось пронесет», импульсивные,небрежные, невнимательные, веселые.
6. ФакторG – средний уровень (=6).
7. ФакторН – высокий уровень (=8), т.е. расторможенные, импульсивные, склонные к риску,бесцеремонные, не восприимчивые к угрозе, смелые, свободно вступающие вконтакт, не испытывающие трудностей в общении, охотно и много говорят, нетеряются при столкновении с неожиданностями, о неудачах быстро забывают, неделают надлежащих выводов из пережитых наказаний;
8. ФакторI – высокий уровень (=9), т.е.мягкосердечные, мечтательные, зависимые (ипохондрик), чувствительные кобзорно-художественному восприятию мира, внешний вид, манера держаться, стильповедения -все говорит об утонченности вкуса. Они не любят грубых людей игрубую работу, романтики. Обожают путешествия и новые впечатления, обладаютбогатым воображением и эстетическим вкусом, художественные произведения большевлияют на их жизнь, чем реальные события;
9. ФакторJ – высокий уровень (=10), т.е.подозрительные, с большим самомнением, ревнивые, склонные к парояльности. Такиелюди ко всем с самого начала подходят с предубеждением, они насторожены, вовсем, ищут тайны, подвохи, никому не доверяют, даже друзей считают способнымина подлость, нечестность и не открыты с ними. В коллективе держатсяобособленно, пекутся только о себе, завидуют успехам других, считают, что ихнедооценивают. В отношениях с людьми проявляют себя как настойчивые,раздражительные, нетерпящие конкуренции, неподдающиеся влиянию других,скептически относящиеся к моральным мотивам поведения окружающих, у них высокийуровень тревожности;
10. ФакторМ – высокий уровень (=8), т.е. богемные, поглощены собой, рассеяны, с богатымвоображением, витают в облаках, не обращают внимание на повседневную жизнь иобязанности. Поведение отличается эксцентричностью и своеобразием. Не озабоченытем, чтобы носить одежду, как у всех, или делать, как все. У таких людей своясобственная манера поведения. Основная черта — творческая одаренность, независимо от рода занятий;
11. ФакторN – высокий уровень (=7), т.е.хитрые, проницательные, расчетливые, скрытые, честолюбивые, умеющие вести себяхолодно и рационально, неподдающиеся эмоциональным порывам, склонные видеть зааффектом логику. Такие люди держатся всегда корректно, вежливо и отстраненно.Ко всему подходят разумно и не сентиментально. Прежде, чем предпринять что-то,с холодной аналитичностью оценивают возможные шансы, хитро и умело строят своеповедение, скептически относятся к лозунгам и призывам, склонны к интригам иутонченному коварству. В общении легки и аристократично — вежливы, следят засвоей речью и манерами;
12. ФакторО – высокий уровень (=7), т.е. тревожные, не уверенные в себе, подавленные,ранимые, болезненно относящиеся к критике. Высокие оценки свидетельствуют одоминировании тревожности и депрессивного фона настроения. Всегда озабочены,тяготеют дурными предчувствиями, склонны к самоупрекам, к недооценке своихвозможностей, компетентности, знаний и способностей. В обществе чувствуют себяне уютно и не очень уверенно, держатся излишне скромно, замкнуто, обособленно;
13. ФакторQ1 – средний уровень (=6);
14. ФакторQ2 – средний уровень (=6);
15. ФакторQ3 – низкий уровень (=4), т.е.низкий самоконтроль, небрежность, недисциплинированность, люди внутреннеконфликтные, подчиненные собственным страстям, не считающиеся с общественныммнением. Деятельность таких лиц неупорядочена и хаотична, они часто теряются,действуют неравномерно, безалаберно, не умеют организовать свое времяи порядоквыполнения дел. Нередко оставляют дело не законченным, чтобы взяться за другое.
16. ФакторQ4 – высокий уровень (=8), т.е.напряженные, взвинченные, раздражительные, беспокойные, с чувством усталости иразбитости. Активное неудовлетворение стремлений. Неусидчивые, не могутостаться без дела, даже в обстановке благоприятной для отдыха(так называемаяусталость, не ищущая покоя). Характерны эмоциональная неустойчивость спреобладанием пониженного настроения, раздражительность, нетерпеливость.
/>
Данные исследованияпозволяют говорить о том, что у подростков, не увлекающихся компьютернымииграми:
1. ФакторА – высокий уровень (=10), т.е. богатство и яркость эмоциональных проявлений,естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству,чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие, хорошоуживаются в коллективе, они активны в установлении контактов и любят работать слюдьми, с готовностью участвуют в общественных мероприятиях;
2. ФакторВ – средний уровень (=6);
3. ФакторС – низкий уровень (=4), т.е. эмоционально не стабильные, подверженныечувствам, легко теряющие самообладание, конфликтные, неспособные контролироватьэмоции и импульсивные влечения, неспособные выражать их в социально допустимойформе, отсутствие чувства ответственности, капризность, уход от реальности.Внутренне чувствуют себя беспомощными, усталыми и не способными справиться сжизненными трудностями;
4. ФакторЕ – высокий уровень (=9), т.е. властные, самоуверенные, стремящиеся ксамостоятельности, независимые, игнорирующие социальные условия и авторитеты,живущие по собственным законам, энергичные, активно действующие, настойчивые иагрессивные, требующие самостоятельности от других;
5. ФакторF – средний уровень (=6);
6. ФакторG – низкий уровень (=3), т.е.непостоянные, беспринципные, игнорирующие общепринятые нормы, легкомысленные,небрежные, ленивые, склонные к непостоянству, легко бросают начатое дело,недобросовестные, эгоистичные, не прилагающие усилий к выполнению общепринятыхнорм, презрительно относящиеся к моральным ценностям, ради собственной выгодыспособен на нечестность, обман;
7. ФакторН – низкий уровень (=4), т.е. личности с низкой самооценкой, сверхчувствительны,остро реагируют на любую угрозу, крайне робки. Они считают себя неполноценными,терзаются чувством неполноценности, не уверены в своих силах, медлительны исдержанны в выражении своих чувств, не любят работать в контакте с людьми,предпочитают иметь одного друга, не могут поддерживать контакт с широкимкругом;
8. ФакторI – низкий уровень (=4), т.е.мужествены, суровы, реалистичны, практичный, больше верят в рассудок, чем вчувства, не доверяют ощущениям и впечатлениям, основываются на фактах, логикадолжна быть во всем, интуиция всегда подменяется расчетом, а психотравмыизживаются за счет рационализма;
9. ФакторJ – средний уровень (=6);
10. ФакторМ – высокий уровень (=8), т.е. богемны, поглощены собой, рассеяны, с богатымвоображением, витают в облаках, не обращают внимание на повседневную жизнь иобязанности. Поведение отличается эксцентричностью и своеобразием. Не озабоченытем, чтобы носить одежду, как у всех, или делать, как все. У таких людей своясобственная манера поведения.
11. ФакторN – средний уровень (=5);
12. ФакторО – средний уровень (=5);
13. ФакторQ1 – высокий уровень (=10), т.е.аналитически мыслящие, экспериментирующие, либеральные, критически мыслящие,имеющие разнообразный интеллектуальный интерес, стремящиеся быть хорошо информированнымипо поводу научных, политических, даже житейских проблем, но никогда ничего непринимающие на веру, абсолютно ко всему относятся скептически, не доверяютавторитетам, до всего хотят дойти сами. Любят, когда эксперимент приноситчто-то новое, неожиданное. Они легко меняют свою точку зрения, спокойноотносятся к устоявшимся взглядам, хорошо воспринимают новые идеи. Отличаютсякритичностью и терпимостью к противоречиям и неясностям;
14. ФакторQ2 – низкий уровень (=4), т.е.комфортный тип, ориентирующийся на социальное одобрение, не самостоятельный,ведомый, зависимый, привязанный к другим, в своем поведении ориентированный нагрупповое мнение, нуждается в постоянной опоре, поддержке окружающих, совете иодобрении. Предпочитают жить и работать вместе с другими людьми не потому, чтоявляется очень общительным, а скорее потому, что у них отсутствует собственнаяинициатива и смелость в выборе собственной линии поведения;
15. ФакторQ3 – средний уровень (=5);
16. ФакторQ4 – средний уровень (=6).
Сравнительный анализмежду двумя выборками испытуемых:
/>
— увлекающиесякомпьютерными играми;
— не увлекающиесякомпьютерными играми.
Т.о. мы выявили какиефакторы присуще подросткам, увлекающихся компьютерными играми:
· интеллектуальноразвит, абстрактно мыслящий, разумный;
· эмоциональноне стабильный, подверженный чувствам;
· самоутверждающийся,независимый, упрямый (доминантный);
· веселый,активный, разговорчивый, беззаботный, может быть импульсивен;
· сознательный,настойчивый, на него можно положиться, степенный, обязательный;
· общительный,смелый, испытывает новые вещи; спонтанный и живой в эмоциональной сфере;
· мягкосердечный,мечтательный;
· подозрительный,с большим самомнением, ревнивые, склонный к парояльности;
· богемный,поглощен собой, рассеян, с богатым воображением;
· хитрый,проницательный, расчетливый, скрытый, честолюбивый;
· тревожный,не уверенный в себе, подавленный, ранимый, болезненно относящийся к критике;
· низкийсамоконтроль, небрежность, недисциплинированность;
· напряженный,взвинченный, раздражительный, беспокойный.
На основе проведенногоисследования можно сделать вывод, что подростки, увлекающиеся компьютернымииграми, в целом обладают положительными качествами, но с большим уровнемтревожности.
Заключение
В результатепроведенного исследования теоретического материала по исследованию личности иличностных особенностей подростков, увлекающихся компьютерными играми, намисформулированы следующие выводы.
Личность— относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всегона основе включенности в социальный контекст.
Визучении человека как личности особо выделяются статус личности.
Личность—это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявленияего чувств, мышления и поведения.
Личность представляет собойсоциальное качество индивида или совокупность социально значимых черт, присущихему как субъекту труда, познания и общения. Главные личностные качестваподростков, увлекающихся компьютерными играми: уверенность в себе,эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, креативность, стремление кдостижениям, предприимчивость, ответственность, общительность.
Применение объективныхтестов на практике сопряжено с большими временными затратами. Различие междуопросниками и объективными тестами заключается в степени детализации измерения,поэтому если испытуемые заинтересованы в получении объективных результатов, тоцелесообразнее использовать опросники (в том числе и методику Кеттелла).
Наша гипотезаподтвердилась частично: подростки, увлекающиеся компьютерными играми, обладаютабстрактным мышлением, эмоционально нестабильны, низкий самоконтроль,мечтательные, экспрессивные, чувствительные, доверчивые и прямолинейные, нотревожность, независимость, доминантность – находятся на среднем уровне,вопреки нашей гипотезе, а также общительность, нормативность поведения,ригидность и самоконтроль – резко ей противоречат.
Список литературы
1. АверинВ.А. «Психология личности: Учебное пособие»– СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.– 89 с.
2. АнаньевБ. Г. «Человек как предмет познания психологии» СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
3. ЛеонтьевА.Н. «Деятельность. Сознание. Личность» М., 1975.
4. Л.Первин, О. Джон «Психология личности: Теория и исследования» /Пер, с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна — М.: Аспект Пресс, 2001.— 607 с.
5. Психологическаялаборатория — vch.narod.ru/
6. http://asppsi.com/content/terminy
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/
8. http://www.psihozond.ru/ponjatie_lichnosti_v_psihologii
9. www.ipras.ru
Приложение
Индекс Техническое название Бытовое обозначение 1. А Шизотимия — аффектотимия Замкнутость — общительность 2. В Интеллект — высокий интеллект Конкретное мышление — абстрактное мышление 3. С Слабое «я» — сила «я» Эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность 4. Е Покорность — доминантность Подчиненность — доминантность 5. F Дисургензия — сургензия Сдержанность — экспрессивность 6. G «Сверх-я» — слабость «сверх-я» — сила Низкая нормативность поведения -высокая нормативность поведения 7. H Трекция — пармия Робость — смелость 8. J Харрея — премсия Реализм — чувствительность 9. L Алаксия — претензия Подозрительность — доверчивость 10. M Праксерния — аутия Практичность — мечтательность 11. N Натурал фортриднесс — ревднес Прямолинейность (наивность) — проницательность (искусственность) 12. О Гипертимия — гипотимия Спокойствие — тревожность 13. Q1 Ригидность — гибкость Консерватизм — радикализм 14. Q2 Социабельность — самодостаточность Конформизм (зависимость от группы) нонконформизм (самостоятельность) 15 Q3 Импульсивность — контроль желаний Низкий самоконтроль — высокий самоконтроль 16. Q4 Нефрустрированность — фрустрированность Расслабленность — эмоциональная напряженность