Реферат по предмету "Психология"


Личностные и ситуационные детерминанты в эмоционально мотивационной регуляции

Личностныеи ситуационные детерминанты в эмоционально мотивационной регуляции

Введение
В научных трудах ученых(В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов [], С.Л. Рубинштейн [], Г.М. Андреева []),занимающихся психологией личности и, особенно, ее развитием, так или иначе, нообязательно затрагивается вопрос эмоционально-волевой или/и мотивационнойсаморегуляции. Очевидно, это обусловлено тем, что для личностного илипрофессионального роста, для самоактуализации и самореализации личности,необходима определенная мобилизация внутренних сил, разумное, гармоничноерасходование и наращивание внутренних резервов, концентрация на поставленныхцелях, поиск стимулов, побуждений к действию, к некоторой направленной активности.На это указывали А.А. Бодалев [], А.Н. Леонтьев [], Д. Маерс [].
В отличие от неустойчивойситуационной детерминации к овладению техниками и технологиями саморегуляцииради интереса или под влиянием других людей, личностная детерминация связана соследующими субъективными моментами:
1) человек развивающийся(по В.П. Зинченко []) одновременно является человеком самопознающим и он желаетзнать свои внутренние резервы и возможности, поэтому старается познать основысамовлияния, саморазвития, овладеть умениями и развить способности ксаморегуляции;
2) человек, движущийся кцели и адаптирующийся в среде (в т.ч. и в социальной), стараетсярационализировать (оптимизировать) свою деятельность, затраты энергии, сил,времени, поэтому он овладевает знаниями в области самодетерминации и техникамисаморегуляции (В.Н. Ковалев []);
3) человек всегдастремился подняться над уровнем своих базовых потребностей (Ильин []), надуровнем возможного и овладеть экстраординарными способностями, и он понимает,что для этого нужно построить определенный базис — овладеть способностью кмотивационно-эмоциональной регуляции;
4) достигнувопределенного уровня сознания некоторые личности понимают, что не только мысуществуем в мире, но и мир существует в нас. Чтобы познать мир и властвоватьмиром, надо научиться властвовать собой (В. Леви []);
5) личностной детерминантойсаморегуляции нередко выступает познавательный интерес к психологическимметодам и техникам, дающим реальный «осязаемый» эффект и тогда, саморегуляциейчеловек занимается ради экспериментов над собой (Ф. Зимбардо []);
6) саморегуляцияявляется, по — мимо всего, частью человеческой культуры и, особенно, основойвсех духовных практик, спортивных и боевых искусств. Вхождение человека в этукультуру, детерминирует его к серьезной эмоционально-мотивационной регуляции(Г. Архангельский[]).
Существует еще один видличностной детерминации к мотивацонной и эмоционально-волевой регуляции,которую можно отнести одновременно и к ситуационной. Это так называемаякомпенсаторная детерминанта. Отличие ее от чисто ситуационной заключается втом, что сама ситуация сложилась не сегодня, а является достаточно длительной вжизненном пути человека. Так, например, длительная болезнь, или стабильныестрессовые условия жизнедеятельности, побуждающие человека находится всостоянии постоянной (или длительной) мобилизации могут стать той единственной,но мощной детерминантой к овладению способностями саморегуляции.
По мнению ученых (А.Лобзин, Н. Решетников []), несмотря на определенную общность, личностныедетерминанты мотивационной и эмоциональной регуляции имеют и некоторые отличия.Мотивационная регуляция не связана напрямую с регуляцией состояний. Она, помнению К. Хорни [], А.Я. Анцупова [], Н.В. Гришиной [], А.Т. Ишмуратова [] идругих ученых, обусловлена выбором наиболее значимого мотива и направлена наразрешение внутриличностного мотивационного конфликта или предотвращенияневроза в случае, если конфликт носит экзистенциальный характер. Эмоциональнаяже регуляция (или эмоционально-волевая), как отмечал Л.П. Гримак [], неспособна разрешить внутриличностную проблему. Но она, с точки зрения Б.И. Хасана[], в некоторой степени облегчает решение этой проблемы за счет снятияэмоциональной блокады когнитивной сферы человека, работающей над разрешениемвнутриличностного конфликта.
Чтобы более глубже понятьсуть детерминаты мотивационной регуляции обратимся к теории мотивционноговнутриличностного конфликта Н. Миллера []. С позиций Миллера тенденция кдостижению цели тем сильнее, чем ближе к ней субъект, что обозначается ученымкак градиент приближения. Тенденция к избеганию нежелательного объекта темсильнее, чем ближе к нему субъект, означает градиент избегания. По мереприближения объекта сила избегания увеличивается быстрее, чем сила достижения,т.е. градиент избегания имеет более крутой характер, чем градиент приближения.Сила тенденций достижения или избегания варьирует в зависимости от силы мотива,на котором они основываются, т.е. усиление мотива повышает общий уровеньградиента.
Рассмотрим, что стоит заэтими градиентами приближения и избегания для практического понимания поведениячеловека в ситуации конфликта. Градиент приближения, по Н.В. Гришиной []означает, что в чем ближе человек к выбранной им цели, тем больше возрастает еепривлекательность, и наоборот, уменьшается привлекательность другой извозможных целей, от которой он удаляется. Градиент избегания, напротив,проявляется в том. Что, когда человек покидает состояние некого равновесия,сохраняющееся до делаемого им выбора, он приближается к одному из объектов иэтот объект по мере приближения вызывает все более сильную реакцию отторжения,а второй, отвергнутый, кажется все менее неприятным, что побуждает человекавернуться к исходному состоянию.
Анализ ситуации, вкоторой индивид имеет сильные тенденции как к достижению, так и к избеганиюодного и того же объекта (возможности, ситуации и т.д.), имеет, по мнению Н.Миллера [], фундаментальное значение для понимания человеческих конфликтов.Кроме того, исходя из концепции Миллера, можно сделать вывод о том, чтоосновной личностной детерминантой саморегуляции человека, является стремлениеразрешить собственные внутриличностные конфликты, стоящие на пути личностногоразвития.

1. Ситуационныедетерминанты мотивационно-эмоциональной регуляции человека
 
Ситуационные детерминантымотивационно-эмоциональной регуляции человека специально в научныхисследованиях не рассматривались за исключением одной области — психологиисовладающего поведения. В качестве основных побуждающих к психическойсаморегуляции стимулов ученые (Л.Фестенгер [], Н. Миллер [], М. Е. Литвак [])выделяли следующие:
— подражание взрослым илисверстникам, занимающихся эмоционально-волевой регуляцией;
— печатное слово книги.Имеются в виду научные (чаще — научно-популярные) издания, в которыхпропагандируются различные техники саморегуляции. Как правило, это работы В.Леви [], М.Е. Литвака [], Н.М. Сытина [], А.А. Репина [], Л. П. Гримак [], А.Лобзина и Н. Решетникова [], Ш. Гавейн [], Л. Хей [], К. Томаса [] и некоторыхдругих ученых;
— познавательныетелепередачи по психологии или художественные фильмы с пропагандой восточныхединоборств;
— собственныенесдержанные поступки или поведение других людей, повлекшие за собой рождениемысли о том, что необходимо овладевать навыками психической регуляции;
— знания, полученные посоответствующей области психологии в ходе обучения в том или ином учебномзаведении;
— иные случайныеисточники (радиопередача, случайное общение и др.).
Следует отметить, что внезависимости от источника получения информационного стимула, в вышеперечисленныхпримерах стимулом к саморегуляции является случай, событие, не связанное ссистемой ценностей, целей, жизненно-важных установок, потребностей ксамосовершенствованию.
В случае с личностнымидетерминантами, мы имеем дело уже с устойчивой потребностью личности, сосформировавшимся у нее мотивом к самоизменению. Поэтому эта личность находиласьв активном поиске инструментария достижения цели, одним из которых является мотивационнаяи эмоциионально-волевая регуляция.
Когда же речь идет одетерминации ситуационной, то вполне ясно, что человек начинает проявлятьинтерес к саморегуляции случайно, безотносительно к какой-либо цели.Эмоциональная регуляция в этом случае сама по себе является объектом интереса,объектом направленной психической активности человека, а не инструментом. Можносказать так, что субъектом найден инструмент, а область применения его этим человекомне осознается или представляется смутно.
Ситуационные детерминантымогут быть достаточно мощны, и перерасти в устойчивые. Но, чаще всего,проявившиеся безотносительно к экзистенции личности, они теряют своюзначимость, и субъект не старается овладеть техниками и способностью к мотивационно-эмоциональнойрегуляции.
Иногда, повторяющиесяситуативные факторы, пробуждают личностную детерминанту. Однако это происходитв том случае, когда попытки индивида заниматься саморегуляцией под воздействиемситуативных стимулов, приводят к ощутимым результатам или входят в привычку.Роль ситуативных факторов немаловажна, так как они пробуждают интерес ипобуждают к овладении определенной суммой знаний в искомой области. На моментвозникновении личностных детерминант индивид уже будет иметь в своем потенциалепредставление об эффективном средстве достижения определенных целей.

2. Стабильные стрессовые условияжизнедеятельности, побуждающие человека находится в состоянии длительноймобилизации
Причины,вызывающие стрессовые нарушения очень разнообразны и охватывают множестворазличных ситуаций.
Например,особенности наиболее тяжелого стрессового нарушения, как травматическиестрессовые нарушения – это может быть причиной угрозы физическому здоровьючеловека, угроза жизни близкого, угроза как физическому, таки образу «Я», тоесть психическому состоянию личности.
Нарушения,которые возникают вследствие этого, затрагивают и влиянию на все уровничеловеческих функций:
Ø физиологический
Ø личностный
Ø уровеньмежличностного и социального взаимодействия личности.
Посттравматическиенарушения личности ведут к нарушению семейных отношений, особых жизненныхсценариев и могут влиять на всю деятельность человека.
Стрессовыеситуации могут быть вызваны чрезмерной перегрузкой личности, как привило,большее значение имеет психологическая перегрузка человека, неразрешенныеконфликтные ситуации, межличностные или внтуриличностные конфликты, также могутрассматриваться в психологии как причины стрессовых ситуаций.
Однако стрессоказывает как отрицательное, так и положительное воздействие на человека,поскольку он может оказывать мобилизацию внутренних резервов организма.
Частострессовые состояния оказывают влияние на психическое состояние человека,стресс, который характеризуется отрицательным воздействием обозначается какдистресс, то есть несчастье человека, недомогание.
Физическимипроявлениями стресса являются:
§ усталость
§ забывчивость
§ депрессия
§ проявлениебеспокойства человека
§ нарушениесна
§ трудностис питанием
§ плохойсон, бессонница, даже если человек очень устает на рабочем месте
§ проявлениеи обострение физических заболеваний человека
§ отсутствиеинтереса к жизни и окружающим в частности.
Стрессовые состояниятакже могут приводить к причине психических расстройств личности.
Эмоциональныестрессы ведут к нарушению работоспособности, например, они могут выражаться вдезорганизации организма, а также стрессовые состояния могут быть причинойневрозов личности, проявления психозов.
Силапсихотравмирующего воздействия проявляется в отношении человека к стрессору, тоесть фактору, который приносит стрессовое состояние человеку.
Экзаменационныйстресс — одно из сопутствующих состояний, с которым сталкивается каждый студентвовремя экзаменационной сессии. Авторы Леонова, Кузнецова предлагают следующиеспособы успокоения и избавления от стресса:
— общение с близким человеком, разрядить очаг возбуждения;
— переключиться на другую тематику;
— совместно отыскать путь к благополучному решению выход из проблемной ситуации,вызывающей стрессовое состояние или снизить его значимость.
Важнымспособом снятия психического напряжения является также активизация чувстваюмора. Суметь улыбнуться в трудной ситуации — это достаточно сложно в ситуацииэкзаменационного стресса для студента, но, тем не менее, по своейфункциональности «смех так могуществен, что его называют стационарным бегомтрусцой» [4].
Основныепричины стрессовых ситуаций. Существуют множество разных причин, которыевызывают состояние стресса у человека.
Кнаиболее распространенным можно отнести следующие: человеку чаше приходитьсяделать, не то, что хочется, а то, что нужно, что входит в основные обязанности(например, для студента — это сдача экзаменационной сессии).
Нехваткавременного ресурса на решение основных жизненно важных проблем; в связи свышеуказанным фактором нарастает ситуация угнетенности, зажатости в тискахвнутреннего напряжения; из-за нехватки временного ресурса и неумения, особеннона 1 курсе распределять свое рабочее время, возникает хроническое недосыпание[2].
Какследствие таких факторов, у человека возникают разного рода конфликтныеситуации в учебной деятельности, семейной ситуации и т.д., нередко молодыеначинают употреблять повышенное количество алкоголя, курят больше, какследствие, возникают ощущения неудовлетворенности жизнью, появляется комплекснеполноценности.

3. Рольсоциальных факторов в развитии личности. Место детства в становлении личности
Л.И. Божович выделяет адекватную и неадекватную тревожность. Согласноэтой точке зрения, критерием подлинной тревожности выступала ее неадекватностьреальной успешности, реальному положению индивида в той или иной области.Только в таком случае она рассматривалась как проявление общеличностнойтревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере.
Ф.Б. Березин (2) отметил, что состояние тревоги (тревожности) – этоэмоциональное состояние, ряд эмоциональных состояний, закономерно сменяющиедруг друга по мере возрастания, и выделил шесть уровней состояния тревоги.
1. Первый уровень – наименьшая интенсивность тревоги. Выражается впереживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта. Это ощущение не несетпризнака угрозы, а служит сигналом скорого наступления более выраженныхпроявлений тревоги. Данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивноезначение.
2. На втором уровне ощущение внутренней напряженности сменяютгиперостезические реакции или же они присоединяются к нему. Ранее нейтральныестимулы приобретают значимость, а при усилении – отрицательную эмоциональнуюокраску.
3. Третий уровень – собственно тревога. Проявляется в переживаниинеопределенной угрозы, чувства неясной опасности.
4. Четвертый уровень – страх. Возникает при нарастании тревоги ипроявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этомобъект, с которым связывается страх, не обязательно отражает реальную причинутревоги, действительную угрозу.
5. Пятый уровень – ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы,которая возникает в результате постепенного нарастания тревоги и выражается вчувстве ужаса. При этом данное переживание связано не с содержанием чувства, алишь с нарастанием тревоги. Подобное переживание может вызвать неопределенная,но очень сильная тревога.
3.1Факторы эмоциональной регуляции личности подростка
Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей — не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

4. Социальнаяадаптация, как фактор эмоционально — мотивационной регуляции
«Существенные дефекты семейноговоспитания проявляются в большинстве случаев искаженного формирования личностии последующего перехода на преступный путь конкретных подростков. По выборочнымданным, примерно каждая десятая семья оказалась криминогенно неблагополучной. В30-40% случаев преступлений, совершенных несовершеннолетними, установленоналичие прямого отрицательного влияния правонарушающего поведения со стороныродителей»
Социальная адаптациялюдей в обществе. Адаптивная стратегия в социальной активности индивиданаиболее изученная тема в психологии личности и социальной психологии. К этомуследует добавить один существенный момент: адаптивные процессы обычнорассматриваются в рамках изучения отношений человека к внешнему окружению и вдолжной степени не учитывается значение адаптивных процессов, направленных насамого себя. Адаптация к социальной среде, какстратегическая линия взаимодействия индивида с окружением, всегда имеет своевыражение в определенных когнитивных, эмоциональных и мотивационно-волитивныхпроцессах. Более того, она на них базируется. Во-первых, приспособление ксоциальному окружению зависит от того, как человек определяет ситуацию. Этоположение стало основополагающим в исследованиях когнитивистски ориентированныхсоциальных психологов. Во-вторых, эмоциональные состояния, связанные садаптированностью (удовлетворенность, положительные отношения к окружающим и ихприятие, чувство социальной защищенности и ощущение гарантированности.
4.1Социальное исследование личности преступника
Понятие «человек»включает неразрывное единство разных сторон его сути: социальной ибиологической. У понятии «личность» фиксируются только специфически социальныепризнаки. Личность – это социальная сущность человека, те кем он стал в процессесоциализации, своей деятельности в обществе. Социальные качества конкретноголица связаны с уровнем его осведомленности, содержанием внутреннего духовногомира. Обусловленная социальной средой и предыдущим опытом осведомленность становитсяактивным элементом личности, определяя в конкретных случаях выбор им той илииной социальной позиции, линии и формы поведения. Такое понимание личностипредусматривает диалектическое единство социального и психологического, ихвзаимную осведомленность.
Изучение личностипреступника в криминологии подчинено выявлению закономерностей преступногоповедения, преступности как массового явления, их детерминации и разработкенаучно обоснованных рекомендаций относительно борьбы с преступностью.
Поскольку понятие«личность преступника» имеет социально-правовой характер и объединяетобщесоциальное понятие «личность» и юридическое понятие «преступник», тоизучение преступления выявляет в себе только его антиобщественнуюнаправленность, но не раскрывает полностью его социальной сущности. Правильноесуждения о человеке в целом возможно только на основании всех его признаков какличности. Только по этому совокупность и соотношение социально-позитивных исоциально-негативных качеств дают полное представление о лицах, которые совершилипреступление. Личности преступника так же свойственна определенная системаморально-психологических убеждений, особенностей, установок, интеллектуальных,эмоциональных и волевых качеств. Морально-психологические особенности личностипреступника пребывают в диалектической связи с её социальными особенностями, апотому должны рассматриваться в этом единстве.
Личность преступника –это совокупность социально значимых особенностей, признаков, связей иотношений, которые характеризуют человека, виновного в нарушении уголовногозакона, в соединении с другими (неличностными) условиями и обстоятельствами,которые влияют на её преступное поведение.
Закономерно встаётвопрос: с какого времени можно говорить о личности преступника и когда такаявозможность отпадает, то есть в каких рамках существует личность преступника?Отвечая на него, нужно учитывать уголовно-правовой, социологический икриминологический аспекты понятия личности преступника. В уголовно-правовомаспекте личность преступника возникает после признания его судом виновным ивступления приговора суда в законную силу и длится до момента отбытия наказанияи погашения (снятия) судимости. Такое положение имеет важное значение,поскольку даёт возможность верно определить направления и рамки изученияличности преступника и именно тех особенностей, которые сыграли решающую роль всовершении преступления.

5. Эмоциональная регуляция деятельности
Эмоции- психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный начувственном отражении значимости внешних воздействий.
Неожиданнооказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха. Под влиянием этогоопасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация еще непричинила нам вреда, но через наше чувство она отразилась как угрожающая нашемусамосохранению. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательномзначении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение,побуждают или тормозят наши действия.
Эмоция- это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимыевоздействия (от лат. «emoveo» — волную).
Эмоциирегулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общиепсихические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
Особенностьюэмоций является их интегрированность — возникая при соответствующихэмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все егофункции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт.
Эмоцииявляются приспособительным продуктом эволюции — это эволюционно-обобщенныеспособы поведения в типичных ситуациях. «Именно благодаря эмоциям организмоказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям,поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметрывоздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определеннымэмоциональным состоянием, сведя его, так сказать, к общему биологическомузнаменателю, т.е. определить, полезно или вредно для него данное конкретноевоздействие».
Эмоциивозникают в ответ на ключевые для удовлетворения определенной потребностиособенности предметов. Отдельные биологически значимые свойства предметов иситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они сигнализируют о встречеорганизма с искомым или опасным свойством предметов. Эмоции и чувства этосубъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результатеотражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями. Всеэмоции предметно соотнесены и двухвалентны — они или положительные, илиотрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяютсоответствующие потребности). Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения.Однако особенности человеческих эмоций определяются общим законом психическогоразвития человека — высшие образования, высшие психические функции, формируясьна основе низших функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная деятельностьчеловека неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера самавлияет на эмоциональное состояние человека.
Сознательная,рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, сдругой стороны, она противостоит текущим эмоциям.

Библиографическийсписок
Немов Р. Психология
Вильнас В.Н. Мотивация
А. Элли, К Маккларен Рационально — поведенческая терапия
Коваленко О.И., Филонов В.П. Курслекций.
Общая психология. Учебное пособие длястудентов пед. ин-тов./ Под. ред. В.В. Богословского и др.- М.: Просвещение
К. Мюррей Ситуационные детерменантыповедения
Божович Л.И. Избранныепсихологические труды: Психология формирования личности. – М., 1995.
Аверин В.А. — Аверин В.А. — Психология Личности
Воронин Л.Г. Рубинштейн С. Л. Основыобщей психологии. – СПб., 1999.
Котова И.Б. Общая психология: учеб.пособие / И.Б. Котова, О.С.
Зелинский А.Ф.Криминология: Курс лекций. – Харьков, 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Пуни, Цезарь
Реферат О герпесе и цитомегалии
Реферат Чехарда
Реферат Предпереводческий анализ лигвокультурной специфики немецких рекламных текстов
Реферат Качественная оценка состояния эффективности маркетинговой деятельности предприятия
Реферат Приключения Гекльберри Финна
Реферат Разработка предложений и методов для улучшения экологической ситуации в Волго-Вятском районе
Реферат Диагностика учебной инициативы в конце младшего школьного возраста на материале незавершенных арифметических задач
Реферат Маркетингова діяльність Call-центру Окі-Токі ТОВ Масском
Реферат Невротичні розлади у жінок етіологія патогенез клініка терапія 2
Реферат Міжнародні валютні системи на сучасному етапі
Реферат Osi Model Essay Research Paper OSI is
Реферат Тревожность как фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи
Реферат Пейзаж в лирике Пушкина второй половины 1820-х - 30-х годов.
Реферат Adolescence Essay Research Paper Webster