Реферат по предмету "Психология"


Личностное развитие в родительстве

Кафедра общей психологии
Курсовая работа
Личностное развитие в родительстве
Москва, 2009 г.

Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного развитияв родительстве
1.1 Психологический анализпонятий «родительство», «готовность к родительству»
1.2 Феноменологический подход к пониманию сущностиродительства
1.3 Феномен отцовства. Личностное развитие мужчины вродительстве
1.4 Феномен материнства.Личностное развитие женщины в материнстве
1.5 Особенности влияния личностной зрелости родителей навоспитание ребенка и ребенка на личностное развитие изрелость родителей
1.6 Отношения между супругами на фоне родительства
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Практически каждыйчеловек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознаниесебя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом (супругой) формируетсяпод влиянием самых различных факторов. Качество воспитания, осознанноеисполнение родительской роли в свою очередь определяет состояние общества,института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.
Родительство играетзначительную роль в жизни конкретной личности. На протяжении всей жизниродитель остается значимой фигурой для человека. Родительство включает феноменыматеринства и отцовства, но не сводится к их простой совокупности. Однако приотносительно активной разработке отдельных проблем материнства (А.Я. Варга, Д. Винникотт,М. Мид, В.А. Рамих, Г.Г. Филиппова) отцовство является практически неизученным(Т.М. Афанасьева, К. Витакер, И.С. Кон, В.И. Кочетков, М. Мид, В.А. Сухомлинский).То же необходимо отметить и по отношению к родительству в целом — в психологиинет четкого определения родительства, нет обоснования этого феномена спсихологической точки зрения, за исключением исследования этнографическогоаспекта родительства (И.С. Кон, 1988). Это и определило выбор темы курсовойработы «Личностное развитие в родительстве».
Цель работы:изучить психологическую сущность родительства как интегральногопсихологического образования.
Объектисследования: родительство как интегральное психологическое образованиеличности.
Предметисследования: личностное развитие самих родителей в своем родительстве.
Задачиисследования:
Раскрыть понятие«родительство», особенности готовности к родительству.
Рассмотретьфеномены материнства и отцовства.
Изучить особенностивлияния личностной зрелости родителей на воспитание ребенка и ребенка наличностное развитие и зрелость родителей.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностногоразвития в родительстве
Родительствоявляется базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительнойсоциально-психологической функцией каждого человека. Характер родительстваотражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и егобессмертие. Можно сказать, что будущее общества — это сегодняшнее состояниеродительства.
Изучению семьи каквоспитательного института посвящено большое количество исследований — как вотечественной, так и в зарубежной специальной и научной литературе. В этихтрудах раскрыты различные характеристики семьи, оценена роль родителей ввоспитании ребенка, исследованы взаимоотношения детей и родителей, выявленыстили и стратегии семейного воспитания, а также многое другое, имеющееотношение к семье. При очень большом научном интересе к развитию детей в семьесамим родителям уделяется намного меньше внимания. А для того чтобы наиболееполно изучить детско-родительские отношения и их взаимовлияние, необходимо рассматриватьсемью не только со стороны ребенка, но и со стороны родителя.
 1.1 Психологический анализ понятий «родительство»,«готовность к родительству»
Рассматриваяфеномен родительства, рассмотрим вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятыйвзгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей.Семья представляет собой исторически конкретную систему взаимоотношений междусупругами, а также родителями и детьми. С учетом этой точки зрения родительствоможно включить как подсистему в систему семьи, в качестве относительносамостоятельного образования.
Мы понимаемродительствокаксоциально-психологический феномен, который представляет собойэмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, а также представлений иубеждений относительно себя как родителя, которая реализуется во всехпроявлениях поведенческой составляющей родительства. Оно включает обоихсупругов, которые решили дать начало новой жизни.
Родительство какпсихологическое явление является сложной структурой, которую Р.В. Овчарова предлагаетрассматривать с точки зрения системного и феноменологическогоподходов. [1]
Системный подходк пониманию сущности родительства.
Используя принципысистемного подхода можно констатировать следующие:
1) Феноменродительства представляет собой относительно самостоятельную систему,одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.
2) Феноменродительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях:
как сложнуюкомплексную структуру индивида;
какнадындивидуальное целое.
Оба этих уровняодновременно являются также и этапами формирования родительства.
3) Феноменродительства одновременно предстаёт в нескольких планах, разные стороны которыхраскрывают сложную структуру его организации:
планиндивидуально-личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих народительство;
план, охватывающийобоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств,то есть анализирует родительство по отношению к семейной системе;
план, фиксирующийродительство во взаимосвязи непосредственно с родительскими семьями;
план, раскрывающийродительство по отношению к системе обществ.
4) Факторы, которыевлияют на формирование родительства, можно представить на нескольких уровнях:
макроуровень — это уровеньобщества;
мезоуровень — это уровеньродительской семьи;
микроуровень — это уровеньсобственной семьи и уровень конкретной личности.
 1.2 Феноменологический подход к пониманию сущностиродительства
Феноменологическийподход используется для осмысления родительства как особого психологическогоявления. Этот подход использует принципы понимающей, а не объясняющейпсихологии:
1) Принциппонимания, требующий учитывания влияния субъективного фактора, определяющегопереживания и поведение человека. Этот принцип предполагает глубокоепроникновение в суть феномена.
2) Принцип «эпохе»,или принцип воздержания от суждений. Суть этого принципа заключается в том, чтово время феноменологического исследования нужно абстрагироваться от привычныхстереотипов и шаблонов, не пытаясь приписать наблюдающиеся проявления феноменаопределённым структурам, а стараться лишь вчувствоваться.
3) Принципбеспристрастности и точности описания требует исключить влияния субъективногоопыта исследователя.
4) Принципконтекстуальности подразумевает, что феномен родительства не существуетизолированно, а является составляющей частью общего восприятия и пониманиячеловеком окружающего мира и себя.
На мой взгляд,важно остановиться на понятии «готовность к родительству», подкоторой мы понимаем, в первую очередь, готовность к воспитанию ребенка послетого, как он родится, к тому, чтобы быть ему родителями в течение всей егожизни.
Но начинается этасовместная жизнь гораздо раньше самого акта рождения. Есть определенная, причемнеизменная последовательность событий, которая приводит к появлению и ребенка,и родителей. Причем на разных этапах этой последовательности соотношение ролей«природного обеспечения» и самостоятельных усилий самих родителей,как сознательных личностей, будет неодинакова. Но всегда будут обе составляющие.И одна, и другая сторона этого тандема могут обладать большей или меньшей«готовностью», могут быть «подкорректированы» и извне (помощьмедицинская, психологическая, педагогическая) и изнутри (с одной стороны,физиологические механизмы беременности, родов, грудного вскармливаниясущественно помогают формированию родительских чувств и родительскойкомпетентности, а с другой стороны, наши сознательные усилия помогаютсправиться с неполадками в физиологии). Одно всегда должно быть неизменно: обесоставляющие («природное обеспечение» и личность родителей) должнывзаимодействовать, а не конфликтовать.
Выделяют следующиекритерии, по которым можно определить степень этой готовности к родительству.
1. Должны хотетьребенка. Причем это должно быть на уровне потребности в заботе, в ухаживании,которая без труда будет удовлетворяться при появлении малыша в доме. Материнство(или отцовство) должно занять в системе ценностей достойное место, ведьродительство всегда требует чем-то поступиться, от чего-то отказаться радикрохи, особенно когда он полностью от вас зависит. Если вы не испытываетерадость, оставаясь дома с малышом вместо того, чтобы пойти с друзьями в кино,то рискуете своим позитивным отношением к нему, ведь в ваших глазах он начинаетвосприниматься как обуза и помеха вашей жизни.
2. Должны не толькохотеть, но и уметь заботиться о ребенке. Готовиться к родительству (не путать сподготовкой к родам) нужно заранее, после рождения будет уже не до этого.
3. Будущая мамадолжна достичь эмоциональной автономии от своих родителей, иметь собственныевзгляды и ценности. Иначе происходит подмена: молодая мама при воспитании ребенкаво всем ориентируется на своих родителей, и как результат — малыш получает«суррогатную» мать в виде бабушки.
4. Значимымкритерием готовности к родительству является способность самим обеспечитьребенка. В жизни может произойти всякое, поэтому полагаться лишь на своегопартнера — неоправданная стратегия. Конечно, во Дворце бракосочетания всевыходят замуж «навсегда», но ведь в жизни всякое бывает… Следовательно,без профессии — никуда.
5. Последнее, чтонемаловажно для родительской готовности, — иметь позитивный опыт любви,полученный в своей семье. Если же его нет, то нужно осознать и переработатьнегативный опыт, чтобы в душе не было обид на своих родителей. Итак, когдастать мамой (папой), решать, конечно же, только самим будущим родителям. Необходимопонимать, что с появлением малыша на свет забот существенно прибавится,придется полностью поменять ритм жизни (во всяком случае, в первое время), атакже отказаться от каких-то привычек, поступиться своими интересами во благокрохи. Однако, как бы там ни было, все трудности с лихвой окупятся счастьемродительства.
1.3 Феномен отцовства. Личностное развитие мужчиныв родительстве
На фонеотносительной изученности материнства в литературе отцу отводитсявторостепенная роль, идущая после матери. В частности, А.С. Спиваковская (2000),говорит о том, что если говорить о воспитательной позиции отца, то следуетотметить, что в своем формировании она немного отстает от позиции матери, посколькунаибольшую привязанность к своему ребенку отцы начинают чувствовать тогда,когда он уже подрос. [2]
Довольно частоутверждается то, что лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего,либо рожденного ребенка — это, прежде всего, очень любить свою жену (Т.М. Афанасьева,В.И. Кочетков, А.С. Спиваковская). К. Витакер, отводит отцу роль лишь стороннегонаблюдателя как во время беременности жены, так и во время ухода за младенцем. Этаего “невключенность" у мужчины вызывает ощущение одиночества, а такжепричиняет ему боль.
Однако, К. Флэйк-Хобсонполагает, что непосредственное участие отца в таких процессах, как рождение ивоспитание ребенка может оказать положительное воздействие и на супругов, и на ихмалыша, привнося что-то необычное в их взаимоотношения. [3]
Большинство ученых,исследующих родительство с точки зрения семейной психологии, таких как: И.С. Кон,В.В. Бочаров, S. Barth,подчеркивают, что, именно рождение ребенка и взаимоотношения с ним дают мужчинешанс саморазвития, социализации. Недаром, в древних культурах мужчина дорождения своего первого ребенка считался отроком.
Отцовство каксовокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающих всеуровни жизнедеятельности человека, связано и с объективными характеристикамиличности, такими как: потребности, влечения, желания, установки, и ссубъективными характеристиками личности — ценностными ориентациями,мировоззрением, а также с образом Я (реальным, идеальным, социальным),Я-концепцией личности и самооценкой. Для мужчины — это проблема личностногоразвития, проблема принятия своих чувств и их самоконтроля. Осознание себяотцом приводит к осознанию необходимости жить «правильно», то естьвыполнять определенные социальные нормы, предписываемые взрослому человеку. Подрастающийребенок становится продолжением мужчины, удовлетворяет потребность в ученике, всобственной значимости и нужности.
Многое зависит оттого, насколько данная роль принята мужчиной. В исследовании П. Поповой, быливыделены некоторые аспекты принятия роли отца мужчиной: уважение ипривязанность к отцу со стороны матери; особенности родительской семьи мужчиныи его отношений с отцом; немаловажным фактором является возраст мужчины; участиеотца в общении с ребенком до рождения и в период младенчества; участие отца вродах.
По мнению М. Уэст иМ. Коннера к числу элементов, от которых непосредственно зависит содержаниеотцовской роли, относятся:
1) общее количествожен и детей, которых имеет и за которых ответствен отец;
2) степень еговласти над ними;
3) количествовремени, которое отец проводит рядом с женой и детьми, а также качество данныхконтактов;
4) то, как онухаживает за детьми;
5) то, насколько онответствен как за непосредственное, так и за опосредованное обучение необходимымнавыкам, а также ценностям своих детей;
6) степень его личногоучастия в ритуальных событиях, которые связаны с детьми;
7) как много онтрудится для жизнеобеспечения своей семьи;
8) насколько многоему необходимо прилагать усилий для защиты или увеличения ресурсов своей семьи.
И.С. Кон обозначаетряд вопросов, которые возникают при исследовании феномена отцовства:
Чем отличается«современное» положение и поведение отцов от «традиционного»?
Чем отличается«современный» стереотип, нормативный образ отцовства от «традиционного»?
Какова степеньсовпадения стереотипа отцовства и реального поведения сегодняшних отцов? идругие. [4]
Феномен отцовства непосредственносвязан со следующими понятиями:
эмоциональная,мотивационная и ценностно-смысловая сферы,
самооценка,самосознание и Я-концепция,
удовлетворенностьжизнью, а также стиль жизни,
социальная роль папы,которая различается в зависимости от той общественной системы, а также социальной,экономической и политической сфер общества, непосредственно статуса мужчины вданном социуме и социальных стереотипов, которые предписывают определенныеправила выполнения данной роли.
С этих позицийопределение отцовства как врождённого чувства, побуждающего мужчинупоступать с опережающей ответственностью в отношении своего ребёнка (или своихдетей) не является удовлетворительным. Предлагается рассматривать отцовство какинтегральную совокупность социальных и индивидуальных характеристикличности, которая включает в себя все уровни жизнедеятельности человека, важнойхарактеристикой которой являются ее комплексность и социальнаядетерминированность.
После изученияработ Ш. Барта, Э. Фтенакиса, Г.Г. Филипповой структурную модель феноменаотцовства можно представить в следующем виде (рис.1).
/>
Можно предположить,что в структуру отцовства должны входить следующие компоненты:
потребностно-эмоциональныйкомпонент, который включает биологические, социальные аспекты мотивации, атакже потребность в контакте, эмоциональные реакции и переживания;
операциональныйкомпонент, который включает осведомленность и умения, а также операции поуходу за ребенком и общение с ним;
ценностно-смысловойкомпонент, который включает отношение отца к своему ребенку, включая также экзистенциальныепереживания.
Также, в этуструктуру необходимо включить интегральный сквозной компонент — оценочный,включающий в себя:
1) самооценку как частьЯ-концепции, принятие или непринятие роли отца, а также рациональная иэмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка;
2) социальную оценкуокружающих, которая базируется на принятых в конкретном обществе социальныхстереотипах и предписаниях по выполнению роли, а также требованиях, соблюдение которыхнеобходимо для соответствия статусу.
Социальная оценка становитсябазой для формирования собственной оценки, поскольку через социальныестереотипы формирует образы Я-идеального. Если говорить об оценочном компоненте,то он — интегральный, поскольку пронизывает и влияет на все остальныекомпоненты структуры.
Вышеперечисленныекомпоненты выделены нами на основе принципа психологической макроструктурыличности (Б.Г. Ананьев), следовательно, структурная модель отцовстваподчиняется следующим принципам построения структуры личности:
субординационному;
координационному.
Это говорит о том,что более сложные компоненты оказывают влияние на нижележащие уровни структуры,в то же время все компоненты имеют достаточную автономию.
Исследованиягерманских ученых (S. Barth, W. E. Fthenakis) показали, что отцовство, когдаоно интернализовано, влияет на собственную полоролевую идентификацию мужчины,его удовлетворенность жизнью, а также на его мировоззрение. Вовлеченные ввоспитание своих детей мужчины показывали менее ригидное понимание мужской ролии стереотипа мужественности, они рассматривали отцовство, как важнейший факторсвоей мужской роли, таким образом, идентифицируя себя с собственным отцом. Крометого, S. Barth выявил, что мужчины, принимающие значительное участие ввоспитании своих детей, обнаруживали большую удовлетворенность жизнью и самимсобой по сравнению с контрольной группой. Они имели более высокую самооценку ибыли более уверены в себе. Была обнаружена взаимосвязь между самоуважением ипринятием отцовской заботы о детях на себя. [5]
Таким образом,принятие роли отца играет важнейшую роль в выполнении отцовских функций,однако, несмотря на то, что осознание себя отцом происходит преимущественнопосле рождения ребенка, различные аспекты принятия ребенка и себя как отцаначинают складываться еще задолго до непосредственного взаимодействия сребенком.
 1.4 Феномен материнства. Личностное развитиеженщины в материнстве
Материнствоизучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии,биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяетматеринство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучениюматеринства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единогоопределения понятия «материнство» нет.
В словаре русскогоязыка С.И. Ожегова «материнство» трактуется как «состояниеженщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное материсознание родственной её связи с детьми».
В сексологическомсловаре материнство определяется как функция женского организма, направленнаяна продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание,рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты.
Филиппова Г.Г. рассматриваетматеринство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развитияребёнка, как часть личностной сферы женщины.
Представителифеминистского подхода (Е.А. Каплан, Э. Оаклей) объявляют материнствосущественной, хотя и необязательной, частью жизни женщины.
Большая же частьтеорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеиРуссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу.
Брутман В.И. определяетматеринство как одну из социальных женских ролей, на содержание которойдетерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности.
Таким образом, нетединого, однозначного понятия «материнство». Однако, важностьматеринского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путьразвития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а такжеогромное количество современных исследований в этой области позволяют говоритьо материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостногонаучного подхода для его исследования.
В психологическойлитературе (преимущественно зарубежной) много внимания уделяется биологическимосновам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его учеловека. В отечественной психологии в последнее время также появился рядработ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства,психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности иранних этапов материнства, девиантным материнством.
Если обобщать всеосновные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство какпсихосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций:
материнство какобеспечение условий для развития ребенка;
материнство как частьличностной сферы женщины. [6]
Материнство — этоодна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью изаложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказываютопределяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие «нормыматеринского отношения» не является постоянным, так как содержаниематеринских установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальнойустановке соответствует определенный образ ребенка. Отклоняющиеся проявленияматеринского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытыеили открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины взависимости от общественного отношения к этим актам.
В психологическихисследованиях феномена материнства существует много направлений, которые можнообъединить следующим образом.
Феноменологическое.[7]Выделяются и подробно описываются функции матери, особенности ее поведения,переживаний, установок, ожиданий и т.п. Популярным является выделение типов истилей материнского поведения, отношения, позиции и т.п. Именно в этихисследованиях наиболее ярко проявляется ориентация на возрастные особенностиребенка (и периода материнства), в зависимости от чего выделяются (иобъясняются) особенности матери. Поэтому целесообразно проанализировать такиеработы по критерию периода материнства, соотносимого с возрастом ребенка.
Беременность. Спозиций анализа беременности как условия развития ребенка исследуютсяособенности психического состояния женщины в беременности, влияющие на развитиеребенка. В первую очередь это наличие стрессов, депрессивных состояний,психопатологических особенностей, их возникновение и обострение в различныепериоды беременности.
Материнство какчасть личностной сферы женщины. В современной психологии личности ипсихотерапевтически ориентированных направлениях материнство изучается васпекте удовлетворенности женщины своей материнской ролью, как стадияличностной и половой идентификации (P. M Shereshefsky and L. J. Yarrow, G. Boheinand B. Hegekull, M. J. Gerson at all, W. B.miller и др.). Во всех этих случаяхвыделяются отдельные стороны материнства или отдельные его функции. В рамкахэтого направления можно выделить следующие аспекты.
Материнство какстадия половозрастной и личностной идентификации. В исследованиях этогонаправления материнство анализируется с точки зрения личностного развития женщины,психологических и физиологических особенностей разных периодов репродуктивногоцикла (в отличие от других периодов жизни) и т.п. Такие исследования проводятсяв рамках различных психологических подходов (психоанализ, гуманистическаяпсихология, другие личностные подходы, психиатрия, психофизиология, этология,кросскультурные исследования, сравнительная психология и т.д.) с использованиемразличных методов (опросники, интервью, беседа, психофизиологические ипроективные методы, наблюдение и т.д.).
Одной из наиболееважных фаз считается беременность, которая рассматривается как критическийпериод жизни женщины, стадия полоролевой идентификации, особая ситуация дляадаптации. В работах, посвященных этой проблеме, беременность понимается какострый переходный период, который нередко сопровождается кризиснымипереживаниями. В ходе беременности существенно изменяется сознание женщины и еевзаимоотношения с миром. Особенно стрессовой является первая беременность, таккак она означает окончание независимого первично целостного существования иначало «безвозвратных» материнско-детских отношений, поскольку отнынепсихическое равновесие матери становится связанным с запросами беспомощного изависимого существа. Ее можно считать критической точкой в развитии женскойидентичности. В этот период актуализируются неизжитые детские психологическиепроблемы, личностные конфликты, проблемы во взаимодействии со своей матерью, впереживаниях беременности играют роль особенности модели материнства своейматери, адаптация к супружеству и т.п. В динамике личностных измененийотмечается инфантилизация, обострение внутриличностных конфликтов, повышениезависимости, уровня тревожности.
Исследователиразных направлений в основном выделяют три этапа в развитии беременности. [8]
Первый относится кначалу беременности.
Второй обычносовпадает с началом шевелений.
Третий являетсязаключительной фазой подготовки к родам и захватывает ближайший послеродовойпериод.
В рамкахтрансперсонального подхода рассматривается актуализация в беременности своегопренатального опыта эмоционального взаимодействия с матерью, в первую очередь — эмоциональной конфронтации, проблемы идентификации с ключевой личностью,перенос на ребенка функций объекта влечения, объекта привязанности и т.п.,выделяется типология отношения к беременности по критерию сознательного — бессознательного принятия — отвержения.
В результатеуспешного завершения этого перехода женщина достигает внутренней и внешнейинтегрированности и обретает новый социальный статус.
1.5 Особенности влияния личностной зрелостиродителей на воспитание ребенка и ребенка на личностное развитие и зрелостьродителей
Согласнообщепринятым представлениям, зрелость — это период онтогенеза, условноопределяющийся возрастными границами от 23-25 до 55-60 лет (Хухлаева О. В) ихарактеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных,интеллектуальных и физических способностей человека.
По мнению О.В. Хухлаевой,основное новообразование этого периода — достижение личностной зрелости. Содержаниеэтого понятия часто используется в психологии, но несколько по-разномупонимается.
А.А. Реан (2004) отмечает,что можно с достаточным основанием полагать, что самым сложным и наименееисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость.Он выделяет: индивидную зрелость, личностную зрелость, зрелость субъектадеятельности и индивидуальности. А в качестве критериев рассматривает развитиеличности в период взрослости ответственность, терпимость (толерантность),саморазвитие и позитивное социальное мышление.
Согласно Д.А. Леонтьеву,основной критерий личностной зрелости — это «умение осуществлять своюжизненную стратегию, а не колебаться под ветрами стимулов. Покой и воля — это иесть формула личностной зрелости».
Кантор и Циркельпринимают за критерии личностного развития в период взрослости выполнениежизненных задач, возникающих в общественной жизни, просоциальное поведение,интимные отношения и родительство, с ними согласен П. Хейманс.
В. Франкл и Э. Фроммвыделяют в качестве важнейших критериев любовь, ответственность, заботу,уважение, знание, духовность и свободу, Э. Эриксон — достижение интимности,продуктивность, связь поколений и просоциальное поведение. Данная точка зренияподдерживается Г.С. Абрамовой, которая выделяет в данном возрасте следующиезадачи — построение интимных отношений, просоциальное поведение и выполнениеродительской функции.
И именнородительство позволяет решить не только социальные, но и экзистенциальныезадачи, являясь одной из важнейших задач развития в данный период. Оно связанос просоциальным поведением и ответственностью, толерантностью и заботой,невозможностью без любви к другому человеку, ребенку, позволяет достичьпродуктивности, кроме того, является реализацией потребностей человека.
Варга А.Я. [9] былиусловно выделены семь вариантов родительского стиля:
1. Строгий — родительдействует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свое мнение,систему требований и готовые решения ребенку. Родитель жестко направляетребенка по пути социальных успехов и достижений, при этом зачастую блокируясобственную активность и инициативность ребенка. Ребенок представляетсяродителю недостаточно зрелым, неспособным принимать самостоятельные решения,его мнение редко учитывается родителем. Данный стиль в целом соответствуетавторитарному стилю, неоднократно описанному в мировой психологическойлитературе.
2. Объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесномуобъяснению. По мнению родителя, ребенок достаточно развит и способен уловитьпричинно-следственные связи между явлениями, на основе которых родитель строитсвои объяснения
3. Автономный — родитель позволяет ребенку самому найти выход из сложившейсяситуации, предоставляет ему максимум свободы в выборе и принятии решения,максимум самостоятельности, независимости. Родитель спокойно относится кнарушениям правил и дисциплины ребенком, возлагая всю ответственность засовершенное ребенком на него же самого. Предполагается, что ребенок сам должениспытать все на собственном опыте.
4. Компромиссный — для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное вобмен на совершение ребенком непривлекательного или необходимого для негодействия, либо предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родительориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, его слабостях и сильныхсторонах, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить вниманиеребенка.
5. Содействующий — родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степенион может и должен ее оказать. Родитель сочувствует и сопереживает ребенку вконфликтной ситуации, реально участвует в жизни ребенка, ориентируется в егопотребностях, интересах, проблемах и конфликтах, стремится помочь ребенку,разделить с ним его трудности.
6. Потакающий — полная ориентация на потребности и интересы ребенка, которые ставятсявыше родительских, а порой и выше интересов семьи в целом. Родитель готовпредпринять любые действия, даже если это может принести какой-либо вред илиущерб ему, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка.
7. Ситуативный — родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, вкоторой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Родительскаястратегия складывается каждый раз заново из множества факторов: состоянияребенка, его точки зрения, его интересов на данный момент, своего собственногородительского состояния, потребностей и целей, а также контекста той ситуации,в которой они находятся.
Любовь, забота,внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребенка своеобразным«жизненно важным витамином», дающим ощущение защищенности,обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях,способствующим росту самооценки.
Ограниченностьэмоционального общения и активного доброжелательного внимания со стороныблизких взрослых приводит к появлению у ребенка невротизма, тревожности. М.И. Лисина[10]пишет, что «атмосфера общения с близкими людьми в семье во многомопределяет особенности социабильности и контактности ребенка».
Нарушениеэмоционального контакта ребенка с родителями представляет для него сильныйпсихотравмирующий фактор. Наличие полноценных контактов ребенка с родителями,активная и тактичная забота о малыше, чувство безопасности способствуют, содной стороны, развитию у маленького человека, так называемого базового доверияк миру, а с другой — повышению у него конструктивной активности в освоенииокружающего мира. [11] Теплые тесные связи ребенка сродителями (особенно с родителем того же пола, что и ребенок) способствуетразвитию у него гуманного отношения к другим.
 1.6 Отношения между супругами на фоне родительства
С появлением всемье ребёнка появляются и новые внутрисемейные роли — роли родителей, отца иматери. Каждый член семьи переживает этот процесс по-своему. Чувства, которыеиспытывают супруги, различны: от страха и беспомощности до радости и ответственности.Это зависит не только от личностных особенностей и возраста родителей, но и отпола. Мать и отец не всегда одинаково переживают момент рождения ребёнка, ихожидания в отношении новой роли, нового родного человека, друг друга не всегдаоправдываются, взгляд на новую ситуацию различен, различно и её понимание. Всвязи с этим ухудшается взаимопонимание супругов. Таким образом, ребёнок,который, по мнению некоторых женщин, должен был бы «привязать» мужа кжене, скрепить семью, становится почвой для разногласий, причиной дляобнаружения у своей второй половины новых характерологических, не всегдаприятных особенностей.
Зачастую отец нечувствует новой роли, стесняется или просто боится её, не чувствуетответственности и не осознаёт новых обязанностей. Часто его жена требуетслишком многого и её ожидания не соответствуют возможностям её мужа. Тем неменее, существует печальная статистика, по которой немалая часть разводовпроисходит сразу после или от 1 до 3 лет после рождения ребёнка, что не можетне сказаться негативно на личности ребёнка. В такой ситуации супруги считают,что именно ребёнок является причиной их раздора: новые обязанности, не совпавшиеожидания, тяжесть принятия новой роли и как следствие разочарование,непонимание, взаимные обвинения и упрёки.
Возможно, этопроисходит из-за того, что именно рождение ребёнка приходится на кризисныемоменты жизненного цикла семьи. Супруги оказываются не в силах справиться скризисом, происходящим в их взаимоотношениях, и с новыми обстоятельствами. Такжеодной из скрытых причин может стать и то, что феномен отцовства социален посвоей сущности и не имеет столь сильной биологической основы, как материнство. Отецне имеет той связи с ребёнком, какую имеет мать. У отца нет прямыхдоказательств о том, что именно он отец данного ребёнка, он не можетпочувствовать это.
Взгляд на роль отцав семье различен и зависит от условий меняющегося общества. В процессеобщественного развития роль отца изменяется в соответствии с нормами ипринципами социума от сверхдоминантной до пассивной или даже рудиментарной (отецнеобходим лишь для воспроизводства, но не воспитания). Взгляд на мать вобществе практически всегда остаётся неизменным, её значимость непреувеличивается и не преуменьшается, меняться может лишь её роль в конкретнойсемье, но не представление о матери в общем.
Также есть и другойодин фактор: чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувствоматеринства. Ещё Аристотель утверждал, что по-настоящему отцами мужчиныстановятся позже, чем женщины — матерями. Мужчине необходимо время, чтобыощутить, почувствовать себя в новой роли, осмыслить ситуацию. Тем более ребёнокне сразу бегает, говорит, всё умеет. Чувство отцовства возрастает по меревзросления ребёнка.
Становлениехарактеризуется согласованием представлений мужчины и женщины относительно ролиродителей, функций, распределений ответственности, обязанностей. Сначала этосогласование происходит на теоретическом уровне, а с появлением ребёнканачинает реализоваться на практике.
Развитая формародительства характеризуется устойчивостью и стабильностью и реализуется всогласованности представлений супругов о родительстве. На стадии развитой формыродительство включает в себя:
1. Родительскиеценности (особенности семейных ценностей состоят в том, что они представляютсплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений; они являютсяосновополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются внаправленности личности родителя и направленности его поведения)
2. Установки иожидания (родительские установки ожидания включают в себя три уровняпрезентации: репродуктивные установки, установки и ожидания вдетско-родительских отношениях, а также установки и ожидания в отношении образасобственного ребёнка. [12] По мнению Мэш Э., Вольфа Д.,[13]родительские установки зависят от тех традиций, ценностей, норм и ожиданий,которые свойственны социальной, культурной, национальной и религиозной среде, ккоторой принадлежит та или иная семья. Именно все эти факторы во многомопределяют особенности родительского поведения)
3. Родительскоеотношение (это относительно устойчивое явление, включающее в себяальтернативные элементы эмоционально — ценностного отношения и способногоизменяться в определённых пределах. Родительское отношение реализуется вподдержании контакта с ребёнком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями.По утверждению Варга А. Я.,[14] тип родительского отношения исоотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальнымиособенностями родителей, но и возрастом ребенка)
4. Родительскиечувства (этозначимая группа чувств, занимающих особое место в жизничеловека, они противоречивы, реализуются в родительском отношении иродительских позициях)
5. Родительскиепозиции (представляют собой реальную направленность взаимодействия сребёнком, в основе которой лежит сознательная и бессознательная оценка ребёнка;они реализуются в подвижных коммуникативных позициях)
6. Родительскуюответственность (это ответственность перед социумом и своей совестью; онавозникает в контроле своего поведения и семейной ситуации; характеризуетсязанимаемой ролью в семейном воспитании)
7. Стильсемейного воспитания (является выразителем взаимодействия перечисленныхвыше компонентов, его проявления наиболее очевидны. Стиль семейного воспитаниянамного обширнее, чем другие компоненты родительства) [15]
Связь компонентовмежду собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного,эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериямиреализации этих компонентов.
Заключение
Таким образом, психологиявнутрисемейных взаимоотношений непосредственно сопряжена с психологическимипроблемами развития каждого из составляющих семью индивидов, являясь не толькоперсонализированным детством, но и персонализированной зрелостью, старостью, — всеэтапы жизненного пути человека, все самые острые экзистенциальные проблемычеловечества в том или ином виде представлены в психологии внутрисемейных взаимоотношенийуже потому, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развитиякаждого человеческого индивида, а личностное и социальное представлены здесь всложных, противоречивых взаимоотношениях.
В своей курсовойработе я постаралась раскрыть понятие «родительство», понимая под нимсоциально-психологический феномен, который представляет собой эмоционально иоценочно окрашенную совокупность знаний, а также представлений и убежденийотносительно себя как родителя, которая реализуется во всех проявленияхповеденческой составляющей родительства. Одним из важных составляющихличностного развития в родительстве является готовность к нему как женщины, таки мужчины. Родительство — это не просто определённый этап в жизни человека,включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения ипозиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённыхтеоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичьвоспитательных целей.
Отцовство иматеринство определили как сложное интегральное психологическоеновообразование, а так же рассмотрели положительные и отрицательные моменты вразвитии отношений между супругами на фоне их родительства, а также влияниеличностной зрелости родителей на воспитание ребенка и наоборот, роль ребенка наличностное развитие родителей. Взрослый в своем взаимодействии с ребенкомспособствует его психическому, личностному развитию. Он, во-первых,обеспечивает благоприятные условия для формирования принципиальных личностныхчерт, во-вторых, влияет на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний,в-третьих, влияет на формирование мотивационной сферы и ценностных ориентаций. Инаоборот, появление ребенка в семье оказывает большой вклад на личностноеразвитие и зрелость родителей. А все это способствует личностному развитиюсамих родителей в своем родительстве.
Список использованной литературы
1.        Алфеева Е.В. Особенности работы психолога с семьёй. — Курган: Изд-воКурганского гос. ун-та, 2000.
2.        Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — 3-е изд. — СПб.: Питер,2002.
3.        Бодалёв А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. — М., 1989.
4.        Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Родительство в контексте личной зрелости// Семейная психология и семейная терапия. — 2008. — № 4. — С.41-57.
5.        Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол.наук/ МГУ, М., 1986.
6.        Дружинин В.Н. Психология семьи. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
7.        Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основесубъективно-психологических факторов: Автореф. дис…канд. психол. наук. — Казань:Изд-во КГТУ, 2004. — 22 с.
8.        Ильин. Археология детства. — М., 2002.
9.        Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер,2002.
10.     Капустин Д. Сексологический словарь. Изд-во: Мет, 2006 г.
11.     Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейногоконсультирования. — М.: Гардарики, 2004.
12.     Колосова С. Истоки детской агрессии // Школьный психолог. — 2000. — №12.
13.     Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). — М.:Наука, 1988.
14.     Кон И.С. Этнография родительства. — М., 2000.
15.     Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М. — Воронеж, 1997.
16.     Мэин Э. Вольф Д. Нарушение психики ребенка. — СПб., 2003.
17.     Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Гапошенко Н.И. Изучение психологическойготовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношенийребенка и матери // Соросовские лауреаты. Философия. Психология. Социология. — М., 1996.
18.     Мухина В.С. Типы материнского отношения к ребенку и психологическиепроблемы материнства // Психология родительства и семейного воспитания: МатериалыII международной конференции. — Курган: Изд-во КГУ,2004.
19.     Нартова-Бочавер.140 вопросов семейному психологу. — М., 2002.
20.     Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: Учебное пособие.- М., 2006.
21.     Овчарова Р.В. Психология родительства. — М.: Академия, 2005.
22.     Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Гардарики,2002.
23.     Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Скворцова Л.И. Изд.25-е,испр., доп. Изд-во: Оникс, 2008 г.
24.     Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамикиродительских отношений // Вопросы психологии. — 2002. — № 3.
25.     Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. — М.: ООО АпрельПресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — Том 2.
26.     Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологическийжурнал. — 1999. — № 5. — С.82 — 87.
27.     Филиппова Г.Г. Психология материнства. — М.: Изд-во ИнститутаПсихотерапии, 2002.
28.     Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс;Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000.
29.     Шапиро А.З. Психолого-гуманистическое проблемы позитивности-негативностивнутрисемейных взаимоотношений // Вопросы психологии. — 1994. — № 4. — С.45-56.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.