Реферат по предмету "Психология"


Л.С. Выготский и Т. Бауэр. Сравнение представлений о восприятии и его развитии

Аналитическаяработа
Л.С.Выготский и Т. Бауэр.Сравнение представлений о восприятии и его развитии
Л.С. Выготскийи Т. Бауэр – представители разных теоретических направлений. Л.С. Выготский –это автор культурно-исторической парадигмы, которую еще называютсоциально-когнитивной теорией. Т. Бауэр же относится к представителямкогнитивных психологов, так называемых структуралистов. Безусловно, идеи двухавторов, стоящих на разных позициях, не могут не различаться, но в них есть инечто общее.
Так,например, общей идеей и у Выготского, и у Бауэра является идея о целостности восприятия,характерной для ребенка уже с момента его рождения. Восприятие для них – этогораздо более сложный и глубокий процесс, чем просто суммирование отдельныхощущений. Л.С. Выготский пишет «…структурный характер восприятия первичный,возникает он в самом начале, а не в результате длительного развития». А Т.Бауэр на основе своих опытов с младенцами делает вывод о том, что «…у человекаесть примитивное единство сенсорных модальностей… Это примитивное единствогенетически детерминировано структурой нервной системы человека». Такимобразом, оба автора отрицают то, что структурный характер восприятиеприобретает в процессе развития (Л.С. Выготский) или научения (Т. Бауэр). Издесь оба они ставят перед собой схожий вопрос: в чем же тогда заключаетсяпроцесс развития детского восприятия?
Ход развитияавторы видят уже по-разному, хотя некоторые черты сходства все же имеются. Л.С.Выготский характеризует процесс детского развития «изменением межфункциональныхсвязей и отношений». Он пишет: «В процессе детского развития возникает связьфункции восприятия с функциями эйдетической памяти и тем самым возникает новоеединое целое, в составе которого восприятие действует как его внутренняя часть.Возникает непосредственное слияние функций наглядного мышления с функциямивосприятия, и это слияние оказывается таким, что мы не в состоянии отделитькатегориальное восприятие от непосредственного восприятия, т.е. восприятиепредмета как такового от значения, смысла этого предмета». Это новое единствоЛ.С. Выготский называет психологическими системами. Таким образом, он видитразвитие восприятия во включении его в систему других функций, внутри которыхвосприятие начинает действовать по-иному, «получает ряд свойств, не присущихему вне этой системы развития».
Далее Л.С.Выготский отмечает, что «…наряду с образованием новых межфункциональных связейвосприятие в процессе развития… освобождается от целого ряда связей,характерных для него на ранних этапах развития». Здесь можно заметить сходствос идеей Т.Бауэра о том, что «…при рождении ребенок имеет высокий уровеньинтеграции сенсорных процессов, который снижается в ходе прогрессивнойсенсорной дифференциации». Т.е. Бауэр тоже говорит о разрушении связей – толькомежду отдельными сенсорными системами, – а именно об исчезновении межсенсорнойкоординации. Он видит развитие детского восприятия именно в этом внутреннемпроцессе дифференциации, который, по его мнению, «…облегчает адаптацию путемрасширения диапазона возможных ответов».
Еще однимобщим моментом и для Л.С. Выготского, и для Т. Бауэра является признаниеавторами связи восприятия с моторикой. Л.С. Выготский пишет: «…на раннихступенях развития восприятие непосредственно связано с моторикой, оносоставляет только один из моментов в целостном сенсомоторном процессе и лишь постепенно,с годами, начинает приобретать значительную самостоятельность и отрешаться отэтой частичной связи с моторикой». В экспериментах Бауэра мы так же видимвзаимосвязь сенсорных проявлений с моторным поведением.
Кроме того,оба автора выделяют такие свойства восприятия, как постоянство (константность уБауэра) величины, постоянство (константность) формы, осмысленность. Разница втом, что Т. Бауэр на основе экспериментов делает попытку описать проявлениеэтих свойств у младенцев, а Л.С. Выготский приводит общие примеры, раскрывающиетеоретическую суть этих свойств.
Что касаетсяосмысленности, то Л.С. Выготский отмечает это – «свойство восприятия взрослого,не присущее ребенку, что оно возникает на известной ступени, является продуктомразвития, а не дано с самого начала». В целом позиция Бауэра сходна с позициейВыготского, но Бауэр экспериментально устанавливает более ранний возрастпоявления признаков осмысленности. Он описывает опыт, когда пятимесячному младенцупредъявляют искаженное человеческое лицо и в ответ получают отрицательнуюреакцию, т.е. ребенок замечает отсутствие некоторых признаков, чтосвидетельствует о наличии у ребенка осмысленности воспринимаемого.
В своейработе Т. Бауэр пишет: « Неспособность учитывать всю предъявленную сенсорнуюинформацию является характерной чертой младенцев». Вслед за этим утверждениемон ставит перед собой такой вопрос: «…каким образом расширяется объемодновременно перерабатываемой информации по мере развития?». И дает на негоответ: «Одна из возможностей состоит в том, что физический рост мозга и егосвязей позволяет одновременно обрабатывать все большее количество информации. Сдругой стороны, конечно же, решающую роль в развитии может играть опыт». Т.Бауэр экспериментально подтверждает обе эти гипотезы. В лекции Л.С. Выготскогони подобных, ни противоречащих размышлений нет.
Кроме того,отличительной чертой в работе Т. Бауэра является то, что он говорит овозможности качественного развития восприятия у детей вне зависимости от стадииих созревания: «…в области избирательного внимания – минимализации внимания кнесущественным признакам предметов – содержатся самые большие резервы дляулучшения восприятия», — пишет он.
Итак, можносделать вывод о похожести и непохожести работ этих двух авторов одновременно. Ноя думаю, что подходы Л.С. Выготского и Т. Бауэра не противоречат, а, наоборотдополняют друг друга в понимании целостного развития восприятия, раскрываякаждый свою сторону в этом сложном процессе. Так Т. Бауэр на основемногочисленных экспериментов характеризует внутреннюю динамику развитиявосприятия у детей, а Л.С. Выготский делает акцент на то, каким образом, спомощью чего и кого ребенок извлекает смысл из окружающего мира.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Профилактика йоддефицитных заболеваний основные направления и методы мониторинга
Реферат Автономной Республики Крым Феодосийский политехнический техникум методические рекомендации
Реферат Фoрмування мнoжини oптимальних рiшень за критерiєм БайєcаЛаплаcа при екcпoненцiйнo рoзпoдiлених
Реферат Полководец и военноначальник Великой Отечественной войны К. К. Рокоссовский
Реферат Аблация при лечении фибрилляции предсердий с использованием аппарата AtriCure™ во время оперативного лечения митрального клапана
Реферат Аполлион. Правитель Фурий, сеятелей бед, раздоров и войн
Реферат К истории церкви Иоанна Воина
Реферат Внематочная беременность, начавшийся самопроизвольный аборт
Реферат Преступления против государственной власти Анализ проблем
Реферат Авторські права на текст програми "Трудове навчання, 5-12 кл." належать Міністерству освіти І науки України та авторам програми
Реферат Особливості справляння ПДВ в деяких зарубіжних країнах
Реферат Совершенствование организационно-правового статуса главы администрации муниципального образования
Реферат Особенности манипулятивного общения
Реферат Особливості інтелектуальної власності в Україні
Реферат Tyranny Or Ideal Society Essay Research Paper