Реферат по предмету "Психология"


Кризис среднего возраста, гендерные отношения

/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> Кризис среднего возраста, гендерные отношения

Содержание
Введение
1.Теоретические подходы к проблеме кризиса середины жизни
1.1 Понятие исущность возрастных кризисов
1.2 Фазыкризиса
1.3Особенности кризисов взрослых
1.4 Особенностикризиса середины жизни
1.5 Изменениеобраза жизни в период кризиса
2.Эмпирическое исследование психологического состояния в период  кризиса среднеговозраста
2.1 Задачи игипотеза исследования
2.2 Анализ иинтерпретация результатов
Заключение
Списоклитературы
Приложение 1
Приложение 2
/>/>/>/>/>/>/>/>/>Введение
Актуальность темы работы обусловленатем, что психология возрастных кризисов является сегодня мало разработаннойобластью. В возрастной психологии наиболее подробно исследованы вопросыразвития детей и подростков. И это понятно, так как в эти периоды развитиепроисходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями.Оно во многом определяется внешними факторами, а промежуточные результаты доступнынаблюдению. Как правило, случаи трудно протекающих возрастных кризисов увзрослых людей рассматриваются просто как индивидуально-биографическиеосложнения без учета возрастной специфики.
Тем не менее, психологическиеисследования показывают, что кризис середины жизни является весьмараспространенным явлением. Главной особенностью прохождения кризиса являетсято, что человек всегда сам, и только сам может пережить события, обстоятельстваи изменения своей жизни, породившие кризис. Никто за него этого сделать неможет, как не может самый искушенный учитель понять за своего ученикаобъясняемый материал. Но процессом переживания можно в какой-то степениуправлять — стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятныедля него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованиюличности или, по крайней мере, не шел патологическим или социально неприемлемымпутем, таким как алкоголизм, наркомания, токсикомания, формированиелекарственной зависимости, невротизация, психопатизация, суицидальноеповедение. Таким образом, необходимо изучать особенности этого кризиса и искатьпути управления. Это обусловило актуальность темы работы и интерес к ееизучению.
Целью работы является изучениеособенностей кризиса середины жизни.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие и сущностьвозрастных кризисов
Выделить фазы кризиса
Проанализировать особенности кризисоввзрослых, в частности кризисов 40 -45 лет
Выделить основные изменения образажизни в четырех измерениях.
Составить анкету согласно выделеннымизменениям образа жизни,
Провести эмпирическое исследованиепсихологического состояния мужчин и женщин в 40-45-летнем возрасте.
Объект исследования: мужчины иженщины 40-45 лет
Предмет исследования: кризис серединыжизни
Гипотеза исследования: в возрасте40-45 лет мужчины и женщины переживают состояние которое можно назватькризисным, однако протекание этого состояния происходит по-разному.
/>/>/>1. Теоретические подходы к проблеме кризисасередины жизни1.1Понятие и сущность возрастных кризисов
Кризис, от греческого krineo,буквально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоитиз двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой —«возможность». Таким образом, слово «кризис» несет в себе оттенокчрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис»реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотныйпункт, важнейший момент.
Кризис определяется психологическикак ситуация невозможности, невозможности дальнейшего существования в прежнемстатусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностьюреализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей).При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние,возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на путиудовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое неможет быть устранено способами решения проблемы, известными личности из еепрошлого жизненного опыта. Психологический кризис — это внутреннее нарушениеэмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешнимиобстоятельствами.
В психологии обычно выделяют возрастныекризисы и ситуационные кризисы.
Возраст — качественно специфическаяступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в человеческойжизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценитьадекватность развития индивида и которые касаются психофизического,интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативыобозначаются также как задачи возрастного развития. Переход к следующему этапупроисходит в форме кризисов возрастного развития, или возрастных кризисов. Этоотносительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиесярезкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризисаможет значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологическихособенностей человека, социальных и микросоциальных условий.
В отечественной психологии термин«возрастной кризис» был введен Л.С. Выготским и определен как целостноеизменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильныхпериодов. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основныхновообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушениюодной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новомупсихологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций составляетпсихологическое содержание возрастного кризиса.
Ряд исследователей считаютвозрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации,обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основноговозрастного противоречия (3. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович).Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественноепроявление индивидуального развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец).
Выделяют восемь возрастных кризисов.Пять из них приходятся на детский возраст. Шестой свойствен молодым взрослымлюдям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус двагода). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается вовремя старения.
При описании развития взрослыхнеобходимо также учитывать внутриличностную и межличностную гетерохронность, т.е. несовпадение у одного человека темпов развития различных процессов(биологических, социальных, познавательных) и несовпадение этих темпов у разныхлюдей.
Кроме того, нужно помнить, чторазвитие взрослых, во время которого осуществляются важнейшие личностные выборы(профессиональные, отношение к любви, браку, семье, друзьям, ценностям, своемуобразу жизни), является суммой не только эволюционных, но и инволюционных процессов.
Помимо отмеченных факторов,осложняющих периодизацию взрослости, необходимо добавить еще один, может быть,наиболее существенный. Для описания развития взрослого человека недостаточновыделения только биологической и психической линий. Необходимо рассматривать идуховный аспект жизни, поскольку он не только существенно влияет на динамику развития,но и определяет качественные изменения.
Примем за исходную посылку, что припереходе от одной возрастной стадии развития к другой существуют критическиепериоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношенийчеловека с окружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений смиром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностямидля самого человека и его социального окружения.
Многие авторы (Ниемеля, 1982;Эриксон, 1996), рассматривая периодизацию жизни взрослого человека, пишут непросто о наличии в ней возрастных кризисов, но и об их необходимости дляпродолжения процесса развития. Действительно, в течение кризисных периодовчеловек совершает важную духовную работу: выявляет противоречия между тем, ктоон есть на самом деле и кем хотел бы быть, что имеет и что хотел бы иметь. Вэти периоды он начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни онпереоценивал, а другие — недооценивал. Человек может осознать, что не проявляетсвои способности, не реализует идеалы. При этом у него может появиться смутноечувство, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, чтоему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом, лишьтогда он начинает строить новую жизнь на реальной основе.
Сущностью каждого кризиса являетсявыбор, который человек должен сделать между двумя альтернативными вариантамирешения возрастных задач развития. Принятое решение сказывается на успешности иразвитии всей последующей жизни.
По мнению Выготского, кризис, иликритический период, — время качественных позитивных изменений, результатомкоторых является переход личности на новую, более высокую ступень развития.Содержание кризиса — это распад сложившейся социальной ситуации развития ивозникновение новой. Основными характеристиками кризисных периодов, по Выготскому,можно назвать:
• наличие резких изменений вкороткие отрезки времени;
• неотчетливость границ кризиса, т.е. трудность определения моментов его наступления и окончания;
• конфликты с окружающими итрудновоспитуемость ребенка, выпадение его из системы педагогическоговоздействия;
• наличие разрушения в развитии: «напервый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложениятого, что образовывалось на предшествующей стадии» (Выготский, 1984).
Положения Выготского применимы и дляпонимания закономерностей развития взрослых.
В отличие от Выготского и егопоследователей А.Н. Леонтьев разделяет понятия «критический период» и «кризис».Если критический период — неизбежный переход с одной стадии психическогоразвития на другую, то при адекватном управлении процессом развития извнекризисов может не быть (Леонтьев, 1981). Возникновение новой деятельностисвязано с механизмом возникновения новых мотивов, со «сдвигом мотива на цель».Кризис (болезненный, острый период в развитии) не есть необходимый симптомперехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей деятельностик другой (Леонтьев, 1983).
Д.Б. Эльконин определил кризисы какпереходы от одной системы к другой (от овладения мотивационно-потребностнойсферой к операционально-технической и наоборот). При этом переходы междуэпохами названы «большими» кризисами. В этот момент открывается новая эпоха иновый период развития мотивационно-потребностной сферы. Переход между периодамивнутри одной эпохи характеризуется как «малый» кризис.
Итак, в целом в отечественнойпсихологии существуют две принципиальные позиции в понимании критическихвозрастов.
1. Признание критических возрастовнеобходимыми моментами развития, в которых происходит особая психологическаяработа, состоящая из двух противонаправленных, но единых в своей основепреобразований: возникновение новообразования (преобразование структурыличности) и возникновение новой ситуации развития (преобразование социальнойситуации развития). Это позиция Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
2. Признание необходимостикачественных преобразований, которые состоят в смене ведущей деятельности иодновременном переходе в новую систему отношений. При этом акцент делается навнешних условиях, социальных, а не на психологических механизмах развития. Втаком виде позиция представлена А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович и др. В зарубежной,а в последние годы — и в отечественной психологии многие авторы исходят изпредставления о нормативности, необходимости кризисов. В настоящее время такойподход является общепризнанным, хотя и идут дискуссии по поводу механизмовкризисов, их привязанности к конкретным возрастам и событиям и т. д.
Д. Левинсон (Levinson, 1978; 1986)рассматривает развитие как регулярную последовательность стабильных ипереходных стадий. Примерно в 30 лет возникает необходимость пересмотра своихжизненных схем, причем, если обнаруживается их неправильность, возникаетпотребность в их изменении. При этом возможна дифференциация перехода пополовому признаку: мужчины чаще пересматривают собственные карьерные установкии способы их реализации, женщины — делают окончательный выбор между карьерой исемьей.1.2.Фазы кризиса
Л.С. Выготский (1984) ввел делениекризисного возраста на предкритическую, собственно критическую ипосткритическую фазы. В предкритической фазе возникает противоречие междуобъективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (средой иотношением человека к среде). В собственно критической фазе это противоречиеобостряется и проявляется, обнаруживая себя, и достигает своего апогея. Затем впосткритической фазе противоречие разрешается через образование новой социальнойситуации развития, через установление новой гармонии между ее составляющими.
Предкритическая фаза состоит в том,что человеку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет.Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной,новой идеальной форме. Человеку открылось нечто иное, ожидающее его в будущем,образ нового поведения. До подобного открытия человек довольствуется сегодняшнимипроблемами и их решениями. В переломные моменты жизни этого оказываетсянедостаточно. Иное, будущее, предстоящее оказывается привлекательным, притягивающим.Обнаружить это открытие будущего можно лишь косвенно, поскольку ононерефлексивно. Этот этап можно назвать этапом эмансипации: в предшествующийстабильный период ребенок был полностью погружен в текущую ситуацию, теперь этаситуация представляется ему пока еще как привлекательная, но уже лишь как однаиз многих.
Далее наступает собственнокритическая фаза, состоящая из трех этапов.
На первом этапе происходит попытканепосредственно реализовать наиболее общие представления об идеальной форме вреальных жизненных ситуациях. Открыв новое, иное, отсутствующее у него, человексразу же пытается «попасть» в это другое измерение. Специфика этого этапасвязана с особенностями самой идеальной формы, с тем, что идеальная форма существуетв культуре не обособленно, не сама по себе, а в разнообразных воплощениях.
Далее наступает этап конфликта —необходимое условие нормального развития в кризисе, позволяющее человеку иокружающим его людям предельно обнажить собственные позиции. Позитивный смыслэтого этапа состоит в том, что для человека раскрывается невозможность прямоговоплощения идеальной формы в реальную жизнь. До конфликта единственной преградойдля материализации идеальной формы остаются внешние ограничители — старые формыжизни и взаимоотношений. Конфликт создает условия для дифференциации этихограничителей. Посредством конфликта обнаруживается, что часть из них действительнобыла связана с теряющими свою актуальность табу (и они затем убираются), нокакая-то часть связана и с собственной недостаточностью (неумением, отсутствиемспособностей). В конфликте с предельной ясностью обнажаются и эмоциональнопереживаются преграды к реализации идеальной формы. Внешние преграды затемубираются, но остаются внутренние, связанные с недостаточностью собственныхспособностей. Именно в этот момент и возникает мотивация новой деятельности,создаются условия для преодоления кризиса. Именно в фазе конфликта происходитобнаружение человеком нового «жизненного значения» (Запорожец, 1986).
Прежде чем критическая фазазавершится, должен произойти третий этап — рефлексия собственных способностей,должно возникнуть новообразование кризиса. Здесь мы рассматриваем рефлексию какэтап кризиса, представляющий собой интерио-ризацию конфликта между желаемым иреальным. Интеллектуальная рефлексия может быть лишь одной из формрефлексивного отношения к собственным возможностям.
Кризис завершается посткритическойфазой, представляющей собой создание новой социальной ситуации развития. В этойфазе завершается переход «реальное-идеальное» и «свое-иное» (Эльконин, 1994),принимаются новые формы культурной трансляции идеальной формы (новая ведущая деятельность),происходит поиск нового «значимого другого». Реализуется новая форма —идеальная, а не идеализированная, полноценная, а не формальная.1.3Особенности кризисов взрослых
У взрослых большинствоисследователей выделяет три основных кризиса: кризис молодости, кризис«середины жизни» и кризис старости, а также ряд менее значимых критическихпериодов.
Стадия ранней зрелости, илимолодость (20—30 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личнуюжизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждениясебя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.
В зрелые годы выделяют также кризис(примерно в 33—35 лет), когда, достигнув определенного социального и семейногоположения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может датьмне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» Затем наступает недолгий (около десятилет) период стабилизации, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверенв своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемыйуровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье,положение в семье, сексе.
Вслед за периодом стабильностинаступает критическое десятилетие «среднего возраста» (45—55 лет), когдапоявляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физическойформы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходитопасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви. Врезультате возникает чувство усталости от надоевшей действительности,депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новыхлюбовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» черезлюбовные интриги или взлет карьеры.
Завершающий период зрелости (55—65лет) — период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуальногонапряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальнойжизни.1.4Особенности кризиса середины жизни
Предпосылки и протекание кризиса
Кризиссередины жизни, кризис 40-летия, получил наибольшую известность и одновременнонаиболее противоречивые оценки. Первые признаки кризиса, разлада внутреннегомира – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым,интересным, или напротив, отталкивающим. Кризис «идентичности выражается впереживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным.
Покрайней мере, один из моментов кризиса связан с проблемой убывающих физическихсил, привлекательности. Открытие убывающих жизненных сил – жестокий удар посамооценке и Я – концепции.
Это психологический феномен,переживаемый людьми, достигшими возраста 40—45 лет, и заключающийся вкритической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этомувремени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что«жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате доминирующими вобщем фоне настроений становятся депрессивные состояния.
Как считал К. Юнг, чем ближесередина жизни, тем сильнее человеку кажется, что найдены правильные идеалы,принципы поведения. Однако слишком часто социальное утверждение происходит засчет потери целостности личности, гипертрофированного развития той или иной еестороны. Кроме того, многие пытаются перенести психологию фазы молодости черезпорог зрелости. Поэтому в 35—40 лет учащаются депрессии, те или иныеневротические расстройства, которые и свидетельствуют о наступлении кризиса. Помнению Юнга, сущностью этого кризиса является встреча человека со своимбессознательным. Но для того чтобы человек мог встретиться со своимбессознательным, он должен осуществить переход от экстенсивной позиции кинтенсивной, от стремления расширить и завоевать жизненное пространство — кконцентрации внимания на своей самости. Тогда вторая половина жизни послужитдля достижения мудрости, кульминации творчества, а не невроза и отчаяния.Хочется особо подчеркнуть слова Юнга о том, что душа человека второй половиныжизни глубинно, удивительно изменяется. Но, к сожалению, пишет Юнг, большинствоумных и образованных людей не подозревают о возможности этих изменений ивследствие этого вступают во вторую половину жизни неподготовленными (Юнг,1993).
Близкие взгляды насущность кризиса«середины жизни» высказывал Б. Ливехуд. Он называл возраст 35—45 летсвоеобразной точкой расходящихся путей. Один из путей — это постепеннаяпсихическая инволюция человека в соответствии с его физической инволюцией.Другой — продолжение психической эволюции несмотря на физическую инволюцию.Следование первому или второму пути определяется степенью развитости в немдуховного начала. Поэтому итогом кризиса должно стать обращение человека ксвоему духовному развитию, и тогда по ту сторону кризиса он будет продолжатьинтенсивно развиваться, черпая силы из духовного источника. В противном случаеон становится «к середине пятого десятка трагической личностью, испытывающейгрусть по старым добрым временам, чувствующим угрозу для себя во всем новом»(Ливехуд, 1994).
Большое значение кризису «серединыжизни» придавал Э. Эриксон. Возраст 30—40 лет он называл «десятилетием роковойчерты», главными проблемами которого являются убывание физических сил,жизненной энергии и уменьшение сексуальной привлекательности. К этому возрасту,как правило, появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целямичеловека и его реальным положением. И если двадцатилетний человекрассматривается как многообещающий, то 40 лет — это время исполнения данныхкогда-то обещаний. Успешное разрешение кризиса, по Эриксону, приводит кформированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности),которая включает стремление человека к росту, заботу о следующем поколении и особственном вкладе в развитие жизни на Земле. В противном случае формируетсязастой, которому могут соответствовать чувство опустошения, регрессия. Человекможет начать потакать собственным желаниям и удовольствиям, как если бы былсобственным ребенком (Эриксон, 1996).
М. Пек (Пек, 1996) обращает особоевнимание на болезненность перехода от одной жизненной стадии к другой. Причинуэтого он видит в трудности расставания с выношенными идеями, привычнымиметодами работы, ракурсами, с которых привычно смотреть на мир. Многие люди, помнению Пека, не хотят или не способны выдерживать душевную боль, связанную спроцессом отказа от того, что они переросли. Поэтому они цепляются за старыестереотипы мышления и поведения, отказываясь разрешать кризис. Страх измененийзатрудняет или даже делает невозможным успешное разрешение кризиса.
В конце юности и начале взрослостимногие считают, что лучшие годы уже позади, а предстоящее время жизнипредставляется им в виде некой гигантской «черной дыры», в которой предстоитпровести по меньшей мере лет двадцать своей жизни.
По мнению лиц, придерживающихся этойточки зрения, рост и развитие человека прекращаются, когда он достигает среднейвзрослости. Человеку в этот период жизни придется распрощаться как со своимиюношескими мечтами, так и с планами в отношении профессиональной карьеры,семейной жизни и личного счастья. Если молодость — это надежды, то середина жизни— это застой и страхи, связанные с потерей здоровья и возможностью реализоватьсяв этой жизни.
Убывание физических сил ипривлекательности — одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек ив годы кризиса среднего возраста, и позже. Для тех, кто в молодости полагалсяна свои физические качества, средний возраст может стать периодом тяжелойдепрессии.
Второй главный вопрос среднеговозраста — это сексуальность. У человека среднего возраста часто изменяютсясексуальные интересы, потребности и возможности, особенно по мере того, какподрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играласексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе.
Удачное достижение зрелости всреднем возрасте требует значительной «эмоциональной гибкости» — способностиизменять эмоциональный вклад в отношения с разными людьми и разными видамидеятельности. Эмоциональная гибкость необходима в любом возрасте, но в среднемвозрасте, по мере того как умирают родители, подрастают и покидают дом дети,она становится особенно важной (Крайг, 2003).
Другой, тоже необходимый, видгибкости — это «духовная гибкость». Среди людей зрелого возраста существуеттенденция к росту ригидности во взглядах и действиях, к тому, чтобы сделатьсвои умы закрытыми для новых идей. Эту умственную закрытость следуетпреодолеть, иначе она перерастает в нетерпимость или фанатизм. Кроме того,жесткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческиерешения проблем. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировкуидей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознаниеограниченности времени жизни каждого человека. Супруг(а), друзья и детиприобретают все большее значение, тогда как собственное «Я» все более лишаетсясвоего исключительного положения. Все более усиливается тенденция довольствоватьсятем, что есть, и меньше думать о вещах, которых скорее всего никогда не удастсядостичь.
В среднем возрасте как мужчины, таки женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранеепоставленные перед собой задачи.
Моделиповедения мужчин
В работе (Farrell, Rosenberg, 1981)приведены результаты исследований того, как мужчины реагируют на достижениесередины жизни. В целом существуют 4 главных пути развития мужчины в среднемвозрасте, отражающих его мотивационную направленность.
Трансцендентно-генеративный мужчинапроходит мотивационный кризис практически незаметно, так как большая часть егожеланий и потребностей воплотилась в жизнь. Для такого человека середина жизниможет быть временем реализации своих возможностей и достижения новых целей.
Псевдоразвитый мужчина внешнесправляется со своими проблемами и делает вид, что все происходящее егоудовлетворяет или находится под его контролем. На самом деле он, как правило,чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему все осточертело.
Мужчина, находящийся взамешательстве. Ему кажется, что весь его мир рушится. С одной стороны, он не всостоянии соответствовать предъявляемым к нему требованиям, а с другой — егособственные потребности также остаются неудовлетворенными. Для одних мужчинэтот кризис может быть временным периодом неудач; для других он может статьначалом непрерывного падения.
Обездоленный судьбой. Такой человекбыл несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни. Обычно он не всостоянии справиться с кризисными проблемами (Крайг, 2003).
Фаррелл и Розенберг отмечают, чтообщество вынуждает мужчин соответствовать единому образцу успеха имужественности, и большинство мужчин пытаются соответствовать этому образцу.Ряд проблем возникает у мужчин в середине жизни как раз из-за того, что имприходится свыкнуться с мыслью, что они не соответствуют этому образцу, илииз-за того, что они вынуждены были отказываться от многих собственных желаний,пытаясь достичь соответствия ему. Лишь немногим мужчинам удается в это времяизбежать ощущения неудачи, внутреннего разлада или потери самоуважения.
Моделиповедения женщин
Кризис середины жизни у женщин такжеотличается своими особенностями. Этот важный переходный период примерно длятрети женщин приходится на постродительский отрезок жизни, когда дети ужевыросли.
Анализ структуры мотивационной сферыженщин среднего возраста показывает изменения в жизненных целях, установках иценностях, связанных прежде всего с семейным циклом, а не с предсказуемымивозрастными изменениями, а также с этапами профессионального пути. Этоозначает, что наступление ключевых событий именно в семейном и профессиональномциклах мотивирует выбор определенного статуса и образа жизни женщин среднеговозраста — их основных занятий, радостей и горестей, круга общения.
Так, женщина, которая откладываетрождение ребенка до сорока лет, часто делает это для того, чтобы преуспеть вкарьере; и, напротив, женщина, рано образовавшая семью и имеющая выросших,достаточно определившихся, возможно, уже вставших на ноги детей, получаетзначительное количество свободного времени, чтобы заниматься собой, своимсамосовершенствованием в личном и профессиональном плане.
Возрастные изменения не являютсястоль определяющими в формировании мотивационной структуры женщины, как семья иработа. Тем не менее для нее они представляются более значимыми, чем длямужчины. Женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение. Поэтомусохранение внешней привлекательности и поддержка физической формы такжеявляется одной из основных потребностей многих женщин после сорока лет (Крайг,2003).
Кризис «середины жизни», как идругие возрастные кризисы, сопровождают те или иные депрессивные переживания.Это может быть снижение интереса ко всем событиям или удовольствия от них,апатия; человек может чувствовать систематическое отсутствие или снижениеэнергии, так что приходится заставлять себя ходить на работу или выполнятьдомашние дела. Часто встречаются переживания по поводу собственной никчемности,беспомощности. Особое место в депрессивных переживаниях занимает тревога вотношении своего будущего, которая зачастую маскируется тревогой за детей илидаже за страну в целом. Нередко депрессивные переживания концентрируются вокругпотери смысла и интереса к жизни.
Часто можно встретить проекциювнутриличностного кризиса на свое окружение: социальную обстановку в стране,семейную ситуацию. Естественно, что проекция кризиса на окружение приводит кпопыткам, часто хаотичным, изменить именно окружение: страну, семью, работу.Некоторые женщины в этот период заполняют внутреннюю пустоту рождением еще одногоребенка. При достаточно высоком уровне развития рефлексии люди пытаютсяосмыслить свое состояние, понимают, что причина кроется не в окружении, а в нихсамих. В этом случае характерны размышления о собственных достижениях, сожаленияо том, что не получилось, но что хотелось бы иметь. Иногда происходитпереоценка ценностей.
В некоторых случаях переживаниекризиса происходит настолько остро, что может послужить причиной суицида. Какотмечал Э. Гроллман, для тех, кого опустошают отсутствие истинногосамоопределения, разлука с детством и страх перед грядущей старостью, «ктоиспытывает муку утраты собственного «Я», смерть может показатьсяосвобождением». И действительно, по его данным, уровень самоубийств в 40—45 летповышается (Су-ицидология..., 2001).
 
1.5 Изменение образа жизни впериод кризиса
B переходные моменты образ жизниподвергается внезапным изменениям в четырех измерениях.
Первое измерение: внутреннееощущение себя по отношению к другим
С возрастом возрастает значимостьдля человека притязания на признание ценности и уникальности своего внутреннегомира, а также духовной позиции. Многие представления о себе, которыеформировали Я-концепцию человека в период его взросления и продолжают обогащатьее уже у взрослой личности, по-прежнему основываются на собственноморганизмическом — в лексике К. Роджерса (1994) — оценочном процессе(здоровый-нездоровый, красивый-некрасивый, счастливый-несчастливый и т. д.).Этот процесс связан с тенденцией актуализации. Таким образом, Я-концепцияформируется в связи с самоактуализацией личности; стремление к актуализации —мотивирующий стимул развития Я-концепции.
Однако у взрослого человека этотпроцесс в большей мере контролируется принятыми личностью социальными(культурными, нравственными и др.) понятиями и ценностями. В соответствии спредставлениями, устремленностями, критериями оценки определенных социальныхгрупп, к которым относится личность, у нее возникают различные представленияотносительно личной направленности и способов самоактуализации. Следовательно,Я-концепция включает в себя и то, что связано с определенными стремлениями всамоактуализации. Таким образом возникает конфликт взаимообусловленности.
Самооценка личности зависит от того,кем ей хотелось бы стать, какое место занять в этом мире, какими методамиреализовать свои устремления, и индивидуальных критериев самооценки собственныхуспехов или неудач. На самооценку влияет уровень достижения личности: онаповышается, если притязания личности реализуются, и понижается, если цели неудается достигнуть.
В случаях неудачи личность имеетнесколько возможностей поддержания константности Я-концепции:
• каким-то образом объяснить свойнеуспех, используя рационализацию;
• отрицать неуспех;
• снизить уровень своих притязаний;
• заняться другой деятельностью, вкоторой возможна большая успешность.
Я-концепция индивидуализируетсамооценку. То, что для одного является безусловным успехом, другойвоспринимает как неудачу.
С возрастом самооценка становитсявсе более дифференцированной. Взрослый человек может очень высоко оцениватьодни свои качества, например свой интеллектуальный уровень, и очень низкодругие — уровень межличностных взаимодействий или физических возможностей. Этотфакт дифференциации самооценки некоторые исследователи объясняют тем, чтоединая Я-концепция с возрастом распадается на ряд независимых друг от друга Я-концепций.
Поскольку развитие человекапроисходит наряду с хронологическим еще и в психологическом времени, тоЯ-концепция личности имеет индивидуальный временной контекст.
В среднем возрасте взрослые людипытаются быть преуспевающими и состоятельными в самых разных направленияхжизни. Они проходят новые стадии развития вместе со своими взрослеющими детьми,меняются их формы взаимодействия и статус относительно стареющих родителей.Происходят изменения в их общесоциальном положении и в сфере профессиональнойдеятельности.
Второе измерение: чувствобезопасности и опасности
Достигнув среднего возраста,личность начинает испытывать какое-то беспокойное оживление. Почти каждый хочетвнести некоторые изменения в свою жизнь. Ограничения, которые человек ощущает приприближении к тридцати годам, — это отголоски выбора в двадцатилетнем возрасте,хотя выбор был необходим на том этапе развития. Но теперь человек чувствуетсебя по-другому. Он осознает сейчас, что какой-то аспект жизни не принимал доэтого во внимание. Это внезапное чувство нехватки становится все настойчивее.
Обычно в этом возрасте появляетсяощущение, что жизнь, которую вы налаживали с двадцати лет, разваливается. Этоозначает, что нужно найти другую дорогу, ведущую к новым представлениям.Возможен развод или, по крайней мере, серьезный анализ брачного союза. Люди,которые наслаждались одиночеством и отсутствием детей, внезапно ощущают желаниевступить в традиционный брачный союз, завести детей и сидеть с ними дома.
Третье измерение: восприятиевремени – достаточно ли у человека времени, или он начинает чувствовать егонехватку?
Большинство людей все чащезадумываются о том, что они смертны и что их время уходит. Еще в юностичеловеку необходимо научиться одновременно жить настоящим, опираться на богатствосвоего прошлого и вместе с этим устремляться в будущее. Однако достижение такойгармонии — непростая задача. У многих людей и в зрелости сохраняетсяподростковая устремленность в будущее, т. е. установка на то, что происходитеще не жизнь, а подготовка к жизни, а сама жизнь еще впереди. Время небережется, оно проводится различными способами, потому что кажется, что его ещеочень много. Но в какой-то момент человек начинает понимать, что будущеепреобразовалось в прошлое, а возможность настоящего потеряна. В этом случаедовольно рано может появиться ощущение законченности жизни, сожаление о несделанном.
В этом случае календарный возраствоспринимается с чувством грусти и тревоги, различными способами маскируется.Часто это проявляется в стиле одежды, который становится подчеркнуто молодежнымили спортивным. Как отмечал Б. Ливе-худ (Ливехуд, 1994), многие женщиныстараются выглядеть сестрами своих дочерей, желательно младшими.
В случае отсутствия контактачеловека со своим настоящим возможно искажение субъективных единиц измерениявремени. У мужчин такой единицей часто является количество достижений. У женщин— рост и взросление их детей. В этом случае перспективы для первых определяютсяпоследующими достижениями, у вторых — будущим их детей. Однако в последующиегоды, когда продолжение достижений станет невозможным, а дети начнут строитьсвою жизнь, у таких людей возможна полная потеря будущего и настоящего. Взаменэтого разовьется устремленность в прошлое, сопровождающаяся глубокими негативнымипереживаниями.
Четвертое измерение: ощущениефизического спада
С возрастом происходят изменения вполовой активности мужчин и женщин. Если же люди плохо информированы овозможных изменениях, у них могут возникнуть те или иные страхи, неправильнаяоценка действий партнера.
Все эти ощущения задают основной тонжизни и подталкивают его к тем или иным решениям. Выявление этих ощущений будетдоказывать прохождение респондентами через кризис среднего возраста, чтообусловило разработку соответствующего опросника и направление практическогоисследования.
2. Эмпирическое исследование психологического состояния впериод кризиса среднего возраста/>/>2.1 Задачи и гипотеза исследования
 
В ходепрактической работы проводился  анализ психологического состояния мужчин и женщин в период кризиса среднеговозраста.
Целью работы было показать, чтоособенности их психологического состояния соответствуют кризисной ситуации,характерной для данного возраста и выявить гендерные особенности протеканиякризиса.
Задачи работы:
На основе 4 критериев кризиса поШихи составить анкету и по ней провести исследование изменений образа жизни в четырехизмерениях.
При помощи методики Фанталовойпровести исследование рассогласования ценностных ориентаций и их доступности.
Гипотеза исследования: в возрасте 40-45лет мужчины и женщины переживают состояние которое можно назвать кризисным,однако протекание этого состояния происходит по-разному.
В работе использоваласьсамостоятельно сформированныйопросник по качествам изменения, выделенным Шихи, методика Фанталовой «уровеньсоотношения ценности и доступности».
В работе была исследована выборка 15мужчин и 15 женщин в возрасте от 40 до 45 полных лет.
Описание выборки приведено в Таблице1.

Таблица 1 — Описание выборкииспытуемых Семейное положение Количество детей Возраст Основные проблемы Мужчины 1.            Александр Г Женат 1 41 Переживает, что не может уделить достаточно времени семье и работе и из-за этого 2.            Алексей Б Холост 45 Имеет проблемы в общении с женщинами, т.к. мать авторитарна и возражает против женитьбы 3.            Алексей Г. Женат второй раз 2 40 Постоянно имел кратковременные романы с женщинами, один раз развелся и в настоящем браке имеет проблемы во взаимоотношениях с женой 4.            Андрей Н. В разводе 42 Проблемы с работой – работал на ней с 1 курса института, а сейчас фирма реорганизуется и его должность сокращается 5.            Артем Ж Женат 45 Достаточно долго был на первых ролях — институт с красным дипломом, аспирантура, однако сейчас интенсивный рост закончился, диссертацию защитить не удалось 6.            Артем З Холост 41 Принципиально не хочет жениться 7.            Виктор К. Холост 40 Все время уделял работе в ущерб личной жизни 8.            Владимир Е Женат второй раз 2 43 Постоянно меняет работу, однако если вначале это вело к увеличению зарплаты, то сейчас дважды его переводили с понижением 9.            Владимир П Женат второй раз 2 43 Достаточно долго считался лучшим сотрудником фирмы, однако сейчас пришло новое поколение программистов, и  над ним поставили начальника отдела моложе и менее опытного 10.         Вячеслав Ж Женат 2 42 Проблемы в браке 11.         Вячеслав К. Женат 2 44 «Свободный художник». Противоречие между потребностью к свободному творчеству и необходимостью зарабатывать на жизнь. 12.         Геннадий Б В разводе 1 45 Часто меняет работу, в ВУЗе недоучился, развелся после полугода брака, жалеет что не уделял ни одному из увлечений достаточно внимания 13.         Денис К В разводе 1 44 Считает, что выбранная им специальность – программирование – не его дело. Начал изучать восточные языки, жалеет о потраченном времени 14.         Дмитрий А В разводе 1 42 Проблемы отношений с бывшей женой, которая не дает видеться с сыном. Причина развода – «мало зарабатывал» 15.         Дмитрий З. Женат второй раз 1 42 Жалеет, что женился второй раз. Считает, что «все женщины одинаковые» 16.         Женщины 17.         Алина К. В разводе 1 40 Проблемы в отношениях с мужчинами 18.         Дина А Не замужем 43 Имеет проблемы в общении с мужчинами, т.к. мать авторитарна и возражает против замужества 19.         Светлана И Замужем 1 45 Проблемы в браке 20.         АннаД Замужем 2 45 Проблемы в браке 21.         Екатерина Е В разводе 1 40 Не работает. Живет на случайные заработки 22.         Алина К. В разводе 1 42 Проблемы в отношениях с мужчинами 23.         Дина А Не замужем 42 Не может найти работу 24.         Светлана И Замужем 1 43 Дети выросли, а с мужем нет общих интересов 25.         АннаД Замужем 2 44 Проблемы в браке 26.         Екатерина Е В разводе 1 41 Работа не удовлетворяет запросам 27.         Алина К. В разводе 1 40 Проблемы в отношениях с мужчинами 28.         Дина А Не замужем 45 Нет цели в жизни 29.         Светлана И Замужем 1 40 Проблемы в браке 30.         АннаД Замужем 2 43 Проблемы в браке 31.         Екатерина Е В разводе 1 40 Не может найти работу по душе
/>Анкета на выявление изменений в стиле жизни
Учитывая, что в переходные моментыобраз жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях:
внутреннее ощущение себя поотношению к другим.
чувство безопасности и опасности.
восприятие нехватки времени
ощущение физического спада
нами были разработаны по 10 вопросовна каждый из этих факторов кризиса.
Респондентам было предложеноответить на эти вопросы, «да, иногда, нет». При этом ответу «да» присваивалось2 балла, ответу «иногда» – 1 балл, ответу «нет» — 0 баллов. Таким образом,выраженность каждого  фактора кризиса могла быть от 0 до 20 баллов.
Значение факторов определяетсясуммой ответов на следующие вопросы:
внутреннее ощущение себя поотношению к другим: 1,5,9,13,17, 21,25, 29, 33, 37
чувство безопасности и опасности:2,6,10,14,18,22,26,30,34,38
восприятие нехватки времени:3,7,11,15,19,23,27,31,35,39
ощущение физического спада:4,8,12,16,20,24,28,32,26,40
Уровень от 0 до 6  — слабо выраженфактор кризиса
От 7 до 14 – средняя степеньвыраженности фактора кризиса
От 15 до 20 – фактор кризиса явновыражен.
Интегральный показатель уровнякризиса:
от 0 до 24  — слабо выражен факторкризиса
От 25 до 59 – средняя степеньвыраженности фактора кризиса
От 60 до 80 – фактор кризиса явновыражен.
Низкий уровень кризиса означаетотсутствие кризисного состояния. Ему соответствует адекватная самооценка,чувство безопасности, ощущение достаточности времени и нормальное физическоесамочувствие.
Средний уровень кризисасоответствует фазам входа и выхода из кризиса. Ему соответствует несколькопониженный уровень самооценки, легкое ощущение беспокойства и неопределеннойопасности, ощущение нехватки времени, физическое утомление.
Высокий уровень кризисасоответствует пику кризисного состояния. Ему соответствует неадекватнаясамооценка, сильное ощущение беспокойства и неопределенной опасности, ощущениецейтнота, сильное физическое утомление.
МетодикаЕ.Б.Фанталовой «Уровень соотношения ценности и доступности»
Методика «Уровень соотношения ценности и доступности  в различных жизненных сферах» предполагает выбориспытуемыми из списка из 18 понятий, каждое из которых означает одну изобщечеловеческих ценностей наиболее важные для них
Список ценностей и бланки таблиц дляих сравнения приведены в Приложении 2.
Сперва испытуемые сравнивают ценности по степени важности, затем — по степени доступности
Для вычисления степенивнутриличностной диссоциации R используется формула R=Σ|B-Д|(максимальная степень рассогласования R=108, минимальная R=0, граница нормыR=33). Это означает, что при значениях R, превышающих число 33, можноговорить о наличии изменений личности различной степени выраженности, чтоявляется основанием для включения испытуемого в группу «риска»./>/>/>/>2.2 Анализ и интерпретация результатов
На первом этапе исследования былопроведено анкетирование респондентов по разработанному опроснику.

Таблица 2. — Результаты внутреннее ощущение себя чувство безопасности и опасности. восприятие нехватки времени ощущение физического спада Уровень кризиса 1.            Александр Г 6 10 11 8 35 Средний уровень 2.            Алексей Б 18 17 9 12 56 Средний уровень 3.            Алексей Г. 10 6 17 6 39 Средний уровень 4.            Андрей Н. 12 12 10 12 46 Средний уровень 5.            Артем Ж 11 16 17 16 60 Сильно выражен 6.            Артем З 10 20 6 20 56 Средний уровень 7.            Виктор К. 17 3 12 3 35 Средний уровень 8.            Владимир Е 6 15 16 15 52 Средний уровень 9.            Владимир П 12 11 20 11 54 Средний уровень 10.         Вячеслав Ж 16 7 13 9 45 Средний уровень 11.         Вячеслав К. 20 15 15 15 65 Сильно выражен 12.         Геннадий Б 3 10 10 6 29 Средний уровень 13.         Денис К 15 17 13 17 62 Сильно выражен 14.         Дмитрий А 11 10 15 10 46 Средний уровень 15.         Дмитрий З. 17 10 11 10 48 Средний уровень Среднее 12,27 11,93 13 11,33 48,53 Средний уровень 16.         Алина К. 10 6 17 9 42 Средний уровень 17.         Дина А 9 12 16 7 44 Средний уровень 18.         Светлана Иван 17 16 12 9 54 Средний уровень 19.         АннаД 18 20 16 8 62 Сильно выражен 20.         Екатерина Е 12 13 20 11 56 Средний уровень 21.         Елена К. 20 15 15 5 55 Средний уровень 22.         Дарина С 17 16 10 6 49 Средний уровень 23.         Св Игнат 15 17 13 17 62 Сильно выражен 24.         ЮлияДм 16 15 15 7 53 Средний уровень 25.         Евгения Ж 20 11 11 10 52 Средний уровень 26.         Алена Д. 18 17 9 12 56 Средний уровень 27.         Диана П 11 10 15 9 45 Средний уровень 28.         Ольга А 17 10 11 11 49 Средний уровень 29.         Виктория 11 10 10 10 41 Средний уровень 30.         Екатерина Е 17 10 11 10 48 Средний уровень Среднее 15,2 13,2 13,4 9,4 51,2 Средний уровень

Такимобразом, в группе мужчин выявлено 3 человека с явно выраженным психологическимкризисов и 12 – со средним уровнем кризиса. Среди женщин выявлен только 1человек с явно выраженным психологическим кризисов и 14 – со средним уровнемкризиса. При этом среднее значение выраженности кризиса выше у женщин. Из этогоможно сделать вывод, что для мужчин более характерны полярные кризисныесостояния, а для женщин, при большей склонности к переживанию кризисасвойственно большая адаптация к ситуации и значит – менее полярные значенияуровня кризиса.
Это подтверждает нашу гипотезу, отом, что в возрасте 40- 45 лет мужчины и женщины переживают состояние котороеможно назвать кризисным.
Рассмотрим особенности протеканиякризиса женщин и мужчин. Проиллюстрируем различие на графике:
/>
Рис.1. Факторы кризиса у мужчин иженщин
Таким образом, данные показывают,что средние значения интегральных показателей кризиса выше у женщин (51, 2), у мужчин– 48, 2.
Значение факторов внутреннегоощущения себя по отношению к другим, чувства опасности, восприятия нехваткивремени – выше у женщин, а фактор ощущения физического спада выше в группемужчин.
Таким образом, можно сделать вывод,что кризис протекает по-разному у мужчин и женщин.
На втором этапе исследования былопроведено ранжирование наиболее значимых для респондентов ценностей по степениважности и по степени доступности. Значение рассогласования ценностей приведеныв таблице 3.
Таблица 3 — Значение рассогласованияценностей Степень рассогласования, R 1.            Александр Г 50 2.            Алексей Б 43 3.            Алексей Г. 69 4.            Андрей Н. 88 5.            Артем Ж 49 6.            Артем З 95 7.            Виктор К. 55 8.            Владимир Е 52 9.            Владимир П 54 10.         Вячеслав Ж 87 11.         Вячеслав К. 95 12.         Геннадий Б 69 13.         Денис К 88 14.         Дмитрий А 10 15.         Дмитрий З. 32 16.        
Среднее значение 62,4 17.         Алина К. 99 18.         Дина А 85 19.         Светлана Иван 90 20.         АннаД 52 21.         Екатерина Е 82 22.         Елена К. 69 23.         Дарина С 47 24.         Светлана Игнат 56 25.         ЮлияДм 58 26.         Евгения Ж 87 27.         Алена Д. 99 28.         Диана П 69 29.         Ольга А 83 30.         Виктория 64
Среднее значение 69,33
Практически у всех респондентовобнаружился высокий уровень рассогласования в ценностно-смысловой сфере,выражающийся в преобладании малодоступных для них ценностей иждивенческогоплана, потребительского подхода к жизни: не проявляя психической(интеллектуальной) активности и значительных трудовых усилий, они хотят хорошосебя чувствовать, «заниматься сексом», быть материально обеспеченными. У женщинуровень рассогласования несколько выше.
По результатам опроса были определенысредние значения ценностей и определено число респондентов, для которых каждаяиз ценностей является основной.
Таблица 4 — Сравнительнаяхарактеристика ценностей по важности№ Ценность Ранг 1.            здоровье 1.      2.            развлечения 2.      3.            любовь 3.      4.            наличие хороших и верных друзей 4.      5.            свобода 5.      6.            уверенность в себе 6.      7.            активная деятельная жизнь 7.      8.            Познание 8.      9.            материально обеспеченная жизнь 9.      10.         продуктивная жизнь 10.   11.         интересная работа 11.   12.         развитие 12.   13.         счастливая семейная жизнь 13.   14.         жизненная мудрость 14.   15.         красота природы и искусства 15.   16.         творчество 16.   17.         общественное призвание 17.   18.         счастье других 18.  
Ранжирование ценностей по доступностипредставлено в таблице 5.
Таблица 5. — Сравнительнаяхарактеристика ценностей по доступности№ Ценность Ранг наличие хороших и верных друзей развлечения счастье других жизненная мудрость активная деятельная жизнь уверенность в себе Познание свобода развитие продуктивная жизнь интересная работа материально обеспеченная жизнь счастливая семейная жизнь здоровье красота природы и искусства творчество общественное призвание любовь
/>Проведем корреляционный анализ рассогласованияценностей и уровня кризиса, выявленного по анкете.
Коэффициент линейнойкорреляции определяется при помощи следующей формулы:

/>
где r — коэффициент линейной корреляции;
х, у — средниевыборочные значения сравниваемых величин; х., у. — частные выборочные значениясравниваемых величин; n — общее число величин в сравниваемых рядахпоказателей (n=30); Sx, Sy — дисперсии, отклонениясравниваемых величин от средних значений.
Корреляционныйанализ рассчитан при помощи компьютерной программы Exel и представлен в Таблице 6.
Таблица 6. — Корреляционный анализ Степень рассогласования, R внутреннее ощущение себя по отношению к другим. чувство безопасности и опасности. восприятие нехватки времени ощущение физического спада Уровень кризиса рассогласование 1,00 0,42 0,42 0,25 0,54 0,60 внутреннее ощущение себя по отношению к другим. 0,42 1,00 0,30 0,30 0,22 0,68 чувство безопасности и опасности. 0,42 0,30 1,00 0,05 0,75 0,72 восприятие нехватки времени 0,25 0,30 0,05 1,00 0,24 0,59 ощущение физического спада 0,54 0,22 0,75 0,24 1,00 0,77 Уровень кризиса 0,60 0,68 0,72 0,59 0,77 1,00

Для вычислениякорреляции было использованы данные 30 респондентов. (n=30). Соответственно, степень свободы n-2=28. Согласно таблице значенийкоэффициентов корреляции для различных степеней свободы и разных вероятностейдопустимых ошибок при уровни значимости0,05 достоверно значимыми будут коэффициенты корреляции большие 0,42.
Данные анализа показывают что существуетстатистически значимая на уровне 0,05 положительная корреляция междупоказателями рассогласования ценностей личности и такими егопоказателями кризиса как внутреннее ощущение себя по отношению к другим,чувство опасности и ощущение физического спада
Даннаякорреляция говорит о том, что чем большая степень кризиса характерна дляличности, тем больше рассогласованы его ценности.
Крометого, наблюдается статистически значимая корреляция между всеми факторамикризиса и его интегральным показателем и между такими факторами как чувство опасности и ощущение физического спада
По результатам корреляционногоанализа была сформирована корреляционная плеяда, характеризующая корреляциюпсихологических характеристик респондентов. Корреляционные плеяды представленына рисунке 2.
/>

Рис.2.Взаимосвязи факторов кризиса личности с рассогласованием ценностей личности

Даннаякорреляционная плеяда говорит о том, что существует взаимосвязь между отдельными факторами кризиса личности ирассогласованием ценностей личности


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :