--PAGE_BREAK--конфликта?
Так, например, конфликт может быть внутриличностным между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя), межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.
Возможны также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинение друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы «связан по рукам и ногам». Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.
8. Являются ли участниками конфликта лица, не преследующие в
конфликте собственных интересов, а стремящиеся к примирению
сторон?
Являются. Они стремятся разобраться в причинах ми обстоятельствах конфликта, примирить стороны или снизить негативные последствия конфликта.
9. Чем причины конфликта отличаются от мотивации поведения
его участников?
За последние годы о мотивации написано так много, что нет нужды еще раз говорить о том, что собой представляет пирамида потребностей по Маслоу, шкала мотивационных и гигиенических факторов по Херцбергу, не говоря уже о более сложных моделях. На первый взгляд в качестве мотива производственной деятельности и поведения в целом, как правило, недооцениваются психологические потребности. Наиболее ярко выражены такие мотивы, как безопасность, принадлежность к определенному сообществу, престиж, чувство собственного достоинства и самореализация.
Применим в исследовании конфликтов подход, учитывающий эти человеческие потребности. Всегда ли ваша позиция в конфликте достаточно защищена? Постоянная «недогрузка» на производстве и соответственно низкий социальный статус могут явиться серьезными «нарушителями спокойствия». Чувство собственного достоинства — это альфа и омега, и все, что его ущемляет, пробуждает огромную энергию, нацеленную на конфликт. К тому же результату ведет и «перегрузка», которая должна получать признание, что не всегда возможно. В результате «перерабатывающему» еще и предъявляются претензии, чтобы обосновать то, что результат его труда отличается от ожидаемого.
10. В чем заключается сложность выявления потребностей и
интересов участников конфликта?
Сложность в выявлении потребностей и интересов участников конфликта заключается в том, что они могут быть как реальными и обоснованными, так и основываться на неадекватном понимании сложившийся ситуации.
В той связи российский конфликтолог А. Зайцев выделяет шесть групп интересов:
1.Действительный интерес, фактически обоснованный и объективно отражающий положение субъекта в конфликтной ситуации и ее возможной завершении.
2.Ценностно-ориентированный интерес, связанный с пониманием как должно быть и разногласий по поводу возможных решений.
3.Интересы, связанные с ограниченностью ресурсов.
4.Завышенные интересы, связанные с переоценкой имеющихся сил и неадекватностью предъявляемых другим претензий.
5.Гипотетический, надуманный интерес, основанный на искаженном понимании своего положения в социальном конфликте.
6.Транслируемый интерес, который не является реальным интересом субъекта, представляющего чужой интерес. Субъект в данном случае является объектом манипулирования.
11. Что такое эскалация конфликта и почему конфликт часто
перерастает в эту фазу?
Эскалация конфликта – это закономерное обострение отношений, которое выражается в увеличении враждебных действий сторон.
Механизм эскалации действует следующим образом:
-действия одной из сторон приводят к многократно усиленным ответным действиям другой;
-на что опять следует многократно усиленный ответ первой стороны и т. д.
12. Возможно ли отсутствие конфликтов между руководителями и
подчиненными?
Руководить без конфликтов — возможно ли это? Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, каждую дискуссию или расхождение во мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала бы никакой критики.
Руководитель — это человек, в большей, чем другие, степени ответственный за оптимальное использование ресурсов, их улучшение и умножение.
Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное. Это трудная задача. Но сегодня мы располагаем знаниями и опытом, позволяющими приблизить эту цель. Не использовать эти возможности, проходить мимо них или не принимать их в расчет — значит, потерять квалификацию руководителя, управляющего.
13. Как подчиненный может разрешить конфликт с наименьшими для себя потерями?
Чтобы подчиненный может разрешить конфликт с наименьшими для себя потерями нужно:
Научиться терпению и терпимому отношению к руководителю. Подчиненный служит фирме, а не конкретной персоне, какое бы социальное положение она не занимала;
Искать точки соприкосновения. За видимым расхождение в привычках и стилях поведения существуют общие интересы и предпочтения.
Использовать различные тактики. Легче измениться самому, чем ожидать изменения поведения руководителя. Как только подчиненный изменится, изменится и ситуация вокруг него.
Даже в плохом человеке есть что-то хорошее. Одобрительно реагировать на все положительные поступки руководителя. Жалобы сводить к минимуму
Учиться на ошибках своего плохого руководителя, чтобы в будущем их не повторить.
Не забывать, что работа не заполняет все существование подчиненного.
Если плохой руководитель провоцирует ухудшение здоровья или вынуждает подчиненного переступить через нравственные принципы, нужно расстаться с ним без сожаления.
14. Каковы организационно – управленческие условия
предупреждения конфликтов?
Обычными причинами трудовых конфликтов являются недостатки в организации труда.
неблагоприятные условия труда;
несовершенная система оплаты труда;
неритмичность работы;
упущения в технологии;
необеспеченность зданий ресурсами;
несоответствие прав и обязанностей;
низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины и другие.
Совершенствование организации и управления деятельности людей является мощным фактором предупреждения многих социальных конфликтов не только в процессе труда, но и в быту.
15.Охарактеризуйте социально – психологические методы
профилактики конфликтов?
Социально – психологические методы профилактики конфликтов:
1.сохранение в ходе взаимодействия баланса ролей (старшего, равного или младшего по своему психологическому статусу).
Если у партнеров по взаимопониманию есть согласие относительно своих ролей, то конфликта не будет.
2.поддержание баланса взаимозависимости в решениях и действиях. Оптимальный баланс взаимозависимости и личной свободы партнеров определяется:
*целью и задачами взаимодействия;
*особыми условиями внешней среды;
*личностными представлениями о допустимых границах зависимости.
3.сохранение и поддержания баланса взаимных услуг.
4.поддержания баланса ущерба.
5.поддержания баланса оценки и самооценки.
16. Каковы основные психологические причины конфликтов?
Согласно бихевиористкой (поведенческой) психологической концепции конфликт понимается как осознанное противоборство индивидов или групп, с противоречивыми интересами с целью осуществления собственного интереса за счет интересов других.
Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины враждебность соперничеством конкуренция кризисе.
Конкуренция — это особый тип противоборства, цель которого получением выгоды прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. В конкуренции четко обозначены и осознаваемы цель конечный результат. Конкуренция может сопровождаться конфликтом, а может не сопровождаться. Особенность конкуренции в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально-правовых в обществе или организации.
Соперничество — это борьба за признание личных достижений обществом, группой, индивидами. Для него характерна демонстрация взаимного превосходства путем достижения общезначимых, престижных целей. Соперничество может вылиться в конфликт, а может протекать спокойно. Объектом соперничества бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег либо вышестоящего руководства.
Соревнование — более формализованный и мирный тип соперничества, при котором четко определены и записаны формы, цели соперничества.
17. Назовите типичные организационно – управленческие ошибки, приводящие к конфликтам?
Типичные организационно – управленческие ошибки, приводящие к конфликтам:
1.неопределенность или частичная определенность технологии управленческой работы.
2.переизбытком руководителей у отдельного подчиненного.
3.у руководителя слишком много непосредственных подчиненных (более 8 человек).
4.порочные круги управления, при которых функции, средства, обязанности и ответственности не распределены четко по рабочим местам.
5.неадекватное воздействие организационно-технологических и экономических систем предприятия.
6. нарушение принципов управления.
18. В каких основных формах конфликт может быть
завершен?
Конфликт может быть завершен в следующих формах:
-исчерпан и разрешен примирением сторон;
— прекращен ввиду выхода из него одной из сторон, либо ее уничтожением;
— развитие конфликта может быть пресечено, либо конфликт может быть прекращен в результате вмешательства третье стороны.
19. В чем состоит смысл конструктивного разрешения
конфликта?
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый, более высокий и эффективный уровень развития.
20.Каковы базовые и производные методы разрешения
конфликтов?
Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.
Существуют ли какие-то возможности конструктивного и успешного решения конфликта?
Ключ решения этой проблемы состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена: в первую очередь определить причину конфликта, а затем — применить соответствующую технику решения конфликтных проблем. Например, метод творческой визуализации может быть использован для анализа причин конфликта; метод мозгового штурма может быть полезен при поиске альтернатив; метод автоматической записи может быть использован для выяснения собственных реакций на те или иные возможности; метод мысленного представления может помочь спросить самого себя и получить от внутреннего голоса совет в отношении выбора. Наконец, метод мысленного контроля или техника волевого мышления может быть использована для выработки достаточной внутренней мотивации или контроля с целью реализации новых решений.
Итак, основной способ применения рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит в том, чтобы рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему или потенциальную проблему, которая ждет своего решения. Затем подбирается подходящий метод решения проблем, пользуясь арсеналом возможных стратегических мер контроля конфликтных ситуаций. Выбираемая стратегия будет зависеть от того, на какой стадии находится конфликт (потенциальный конфликт, развивающийся конфликт, открытый конфликт), от важности конкретного решения, от оценки нужд и желаний других людей, а также от характера эмоций, проявляемых в конфликте. После выбора подходящего метода определяется наилучший способ его применения.
В нижеследующей схеме приведены вопросы и соответствующая стратегия, которые можно применить при разрешении конфликтной ситуации.
Схема 1
Вопрос
Стратегия
I.Являются ли эмоции причиной конфликта или препятствуют ли они его разрешению? Если да, то:
а). Каковы эти эмоции
1). Раздражение?
2). Недоверие?
3). Страх?
4). Другие эмоции
II.Каковы скрытые причины конфликта?
III.Вызван ли конфликт непониманием?
VI.Вызван ли конфликт тем обстоятельством
а).Техника охлаждения эмоций обеих сторон, чтобы вы смогли выработать
решения (соглашения)
1). Техника охлаждения или рассеивания раздражения, такая. Как сочувственное выслушивание, предоставление выхода гнева, убеждения с целью смягчения отрицательных эмоций или устранения недопонимания, вызывающего раздражение
2). Техника преодоления недоверия или открытого и продуктивного обсуждения его.
Техника уменьшения страха, открытого и продуктивного обсуждения его
Техника самоуспокоения и успокоения других людей
Рассмотрение реальных нужд и желаний
Техника преодоления непонимания посредством улучшения общения.
Техника определения ответственной стороны и выработка соглашения о принятии ответственности
что кто-то не берет на себя ответственность за какие-то действия?
V.Какой из стилей проведения был бы лучшим в данной конфликтной ситуации?
VI.Имеются ли особые личностные факторы, которые должны быть учтены при решении конфликта?
VII.Какого рода альтернативы и решения возможны?
Оценка подходящих стилей и выбор наилучшего
Техника эффективного выражения своих нужд. Использование техники общения с особо трудными людьми
Выработка собственных идей или побуждение других сторон к выдвижению предположений.
а). Метод мозговой атаки и творческой визуализации для генерирования идей
б). Установление приоритетов среди разных возможностей
Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.
Рассмотрим прежде всего поведение человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам. В основу данной модели поведения положены идеи Е. Мелибруды, Зигерта и Лайте. Суть ее состоит в следующем. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
-адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;
-открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации,
-создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
Для руководителя также полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности.
Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам метут быть отнесены следующие:
-неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих — и почва для возникновения конфликта готова;
-стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
-консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
-излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
-определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.
К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации.
продолжение
--PAGE_BREAK--