Реферат по предмету "Психология"


Конфликтность и сплоченность как характеристика групп 2

--PAGE_BREAK--│конфликтные ситуации.  │

                          └───────────────────────┘
             ┌────────────┐                       ┌───────────┐

             │неадыкватные│                       │оптимальные│

             └────────────┘                       └───────────┘
┌──────────┐               ┌──────┐          ┌───────────────────────┐

│ агрессия │               │ уход │          │  4-х этапный метод    │

└──────────┘               └──────┘          │  разрешения конфликта │

                                             └───────────────────────┘
                      ┌────────────────────┐     ┌──────────────┐

┌───────────┐         │ попытка делать вид,│     │ Тестирование │

│ повышение │         │ что ничего не      │     └──────────────┘

│ голоса    │         │ произошло          │

└───────────┘         └────────────────────┘        ┌────────┐

                                                    │Тренинг │

                                                    └────────┘

┌─────────────────┐   ┌────────────────────┐

│ вынесение       │   │ нежелание выслушать│

│ предварительных │   │ оппонента          │        ┌────────┐

│ оценок          │   └────────────────────┘        │ Беседа │

└─────────────────┘                                 └────────┘

                        ┌────────────────┐

┌──────────────────┐    │ переоценка     │

│ силовые методы   │    │ собственной    │

│ (принудительные) │    │ непогрешимости │

└──────────────────┘    └────────────────┘

_    Аналитический обзор сплоченности.

    Начало систематического изучения групповой сплоченности  относится

к концу 40-х гг., когда под руководством Л.Фестингера  были  выполнены

первые специальные  исследования.  Л.Фестингеру  принадлежит  наиболее

распространенное и употребляемое  определение  групповой  сплоченности

как «результирующий всех сил, действующих на членов группы с тем, что-

бы удержать их в ней».

    Западные авторы механизмом образования группы считают те силы, ко-

торые обеспечивают постоянство удовлетворения человека от пребывания в

группе. Само же удовлетворение возможно при условии,  если  субъектив-

ная ценность получаемых человеком выигрышей  превосходит  субъективную

значимость затрачиваемых усилий. Значит, группа удовлетворяет  индиви-

да только в том случае, если она обеспечивает превосходство  выигрышей

над проигрышами, причем больше, чем какая-либо другая. Силы  сплочения

группы имеют две образующих (считает А.И.Донцов):  во-первых,  степень

привлекательности собственной группы, во-вторых, сила притяжения  дру-

гих доступных групп. Группу можно определить как совокупность  индиви-

дов, связанных так, что каждый расценивает преимущества  от  объедине-

ния как большее, чем можно получить во вне. Из этого необходимо заклю-

чить, что любая группа изначально сплочена.

    Что оставляет этот коллектив сплоченным  на  протяжении  какого-то

промежутка времени? Что характеризует сплоченный коллектив? Психологи-

ческое единство в группе возникает на основании общности  человеческих

ценностей, близости представлений членов коллектива о том, какое  тру-

довое поведение приемлимо, а какое порицается, каковы должны быть  от-

ношения в группе, стиль и методы работы и о других важных сторонах  ее

жизнедеятельности.

    Эта согласованность касается не только взаимных мнений людей, но и

их отношений, на значимые для коллектива и его членов события  делово-

го или личного характера. То, что у одних вызывает бурную  реакцию  не

должно другм восприниматься равнодушно, иначе  это  неизбежно  вызовет

взаимное непонимание.

    Другим необходимым компонентом сплоченности  является  согласован-

ность взаимных действий людей, их поведения, но уже не в  рамках  кон-

кретного труда и трудовых действий, а на фоне  разнообразного  взаимо-

действия. Особенно ярко эта сторона сплоченности колектива  проявляет-

ся в его организованности — способности к самоорганизации,  слаженнос-

ти, согласованному преодолению возникающих сложных ситуаций,  присущих

моментов во взаимодействии, иначе  говоря,  к  совместной  эффективной

деятельности и к совместному решению проблем.

    При определенной настроенности  членов  коллектива  на  восприятие

друг друга, нельзя обйти вопрос, как она поддерживается во  времени  и

от чего зависит ее постоянство. В попытках решить  его,  исследователи

поставили цель, — найти средства измерить наличный  уровень  групповой

сплоченности и определить, каким способом его можно повысить.

    Сплоченность коллектива, как считает ряд авторов при описании  его

психологических характеристик, называют ведущей коллективистской  нап-

равленностью.

    Сплоченность коллектива определяется А.А.Гусалиновой как  идейное,

нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое  единство  его

членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики,  как

организационное единство.

    В.А.Богданов и В.Е.Семенов рассматривают сплоченность, как  сущес-

твенный и характерологический признак первичного коллектива, при  этом

эксперементальные способы обнаружения феномена сплоченности  связывают

с анализом системы коммуникаций и взаимодействий в коллективе.

    В.В.Шпалинский считает, что при использовании традиционных методи-

ческих процедур представления о сплоченности как коммуникативном объе-

динении людей более или менее адекватно отражает реальный феномен диф-

фузных групп, но  оказывается  совершенно  непродуктивным,  когда  они

превращаются в методологическую основу исследования коллектива,  объе-

диненного в первую очередь целями, задачами  и  принципами  совместной

общественно-полезной деятельности. Авторам ставится задача поиска  бо-

лее информативных параметров групповой сплоченности, которые  включали

бы в себя не только эмоционально-психологические, но прежде всего  со-

держательные социально-психологические характеристики.

    В качестве характеристик сплоченности  А.В.Петровский,  исходя  из

концепции деятельностного опосредования групповой активности,  предло-

жил выделить ценностно-ориентационное единство, коллективистскую иден-

тификацию и самоопределение.

    Была выдвинута гипотиза, что в общностях,  объединяющих  людей  на

основе совместной, общественно значимой деятельности,  взаимоотношения

опосредствуются ее содержанием и ценностями. Эта  особенность  межлич-

ностных отношений обнаруживает себя в том, что член коллектива избира-

тельно относится к любым влияниям, принимая одни и отвергая другие,  в

зависимости от опосредствующих факторов — убеждений, принципов,  идеа-

лов,  целей  совместной  деятельности.  При  этом,  как   подчеркивает

А.В.Петровский, феномены ценностно-ориентационного единства, коллекти-

вистского самоопределения и идентификации детерминируют важнейшие  со-

циально-психологические характеристики живого социального организма -

коллектива.

    Исследование феномена групповой  активности  позволило  Р.С.Немову

выделить в качестве одной из основных характеристик группы ее сплочен-

ность. При этом  сплоченность  коллектива  определяется  как  сходство

представления участников об ожиданиях и нормах, о  требованиях  и  мо-

ральном долге. Отличается, что чем выше единство мнений членов коллек-

тива по тем или иным вопросам, от которых на практике зависит проявле-

ние сверхнормативной активности, тем большей активности  следует  ожи-

дать от членов данного коллектива.  Под  сверхнормативной  активностью

Р.С.Немов понимает высший критерий эффективности общественно  полезной

деятельности  коллектива.  Сверхнормативная  активность  выражается  в

соответствии поведения и результатов деятельности коллектива.

    Теория деятельностного  опосредования  межличностных  отношений  в

коллективе, предложенная А.В.Петровским, и вытекающий из  нее  страто-

метрический принцип иерархизации подсистем межличностных  отношений  в

коллективе позволили по новому подойти к характеристике  сущности  со-

циально-психологических явления в коллективе и  их  экспериментальному

изучению.

    Взаимоотношения в коллективе, согласно этой теории,  образуют  три

качественно своеобразных уровня или страты.  Первую,  основную  страту

коллектива составляют отношения к содержанию совместной  деятельности,

прежде всего отношения мотивационного плана.  Они  образуют  ядро  со-

циальной психологии коллектива,  складываются  в  процессе  совместной

деятельности и выступают в качестве предпосылки для формирования отно-

шений 2-х других страт, второй и третьей. Вторая психологическая стра-

та коллектива включает межличностные  связи,  опосредованные  содержа-

нием деятельности. Среди них выделены  и  изучены  коллективистическое

самоопределение, сплоченность, понимаемая  как  ценностно-ориентацион-

ное единство, действенная групповая эмоциональная идентификация, рефе-

рентность и ряд других феноменов. В отличие от первого,  предметно-мо-

тивационного слоя, они составляют собственно межличностные связи, при-

чем связи особого рода. Их специфика состоит в генетической и функцио-

нальной опосредованности содержанием групповой  деятельности.  Межлич-

ностные связи второго слоя возникают и  развиваются  как  и  отношения

первого слоя, на базе совместной деятельности и вне ее  сформироваться

не смогут. В развитом коллективе отношения второго слоя доминируют над

межличностными связями третьего, поверхностного  слоя.  Непосредствен-

ные межличностные связи составляют третий слой  интрагрупповой  актив-

ности. Они складываются вне и независимо  от  совместной  деятельности

участников коллектива на основе  известных  механизмов  межличностного

восприятия: «эффекта мола», «имилицитной теории личности» и т.п. Обра-

зующие поверхностный, неспецифический слой коллектива,  эти  отношения

позволяют видеть в нем признаки происхождения от случайной,  диффузной

группы. Отношения этого слоя в отличие от феноменов второго  слоя  мо-

гут быть эксперементально выявлены практически в любой группе, и  даже

в случайной.

_    Силы сплоченности__.

  _  1. Взаимодействие и взаимозависимость.

    Возбмем случай, когда 2 человека ведут  себя  в  присутствии  друг

друга_таким образом, что их личные цели взаимно достигаются. Их  взаи-

модействие позволяет им уменьшить напряжение и  изменить  ситуацию,  в

направлении, благоприпятствующем им.
            Потребности А                 Цель А
                             Взаимо-

                             действие

                              А & В

            Потребности В                 Цель В
    Таким образом, взаимозависимость и взаимодействия являются отправ-

ной точкой групповой динамики.

    Групповая динамика — это процесс, посредством которого  взаимодей-

ствие между индивидами уменьшает их напряжение или приводит к взаимно-

му удовлетворению.

_    2. Фиксация и преследование общих целей.

    Например: три молодых человека хотят жениться на одной  и  той  же

девушке. Их цели одинаковы, но это не общая цель, это не цель группы.

    Возьмем другой пример. Три молодых человека строят стенд для  бла-

готворительного базара. У каждого из них мотивы для участия:

    — один — сын председателя и хочет доставить удовольствие отцу;

    — другой хочет показать себя;

    — третий пытается познакомится с девушкой, которая будет  работать

      здесь продавщицей.

    Их сотрудничество в сооружении стенда  позволяет  каждому  из  них

достичь личных целей. Поэтому каждый заинтересован в  его  сооружении.

Им выгодно быть вместе, пока это удовлетворяет цель — построить стенд.

    Так, если взять трудовой коллектив. Основная цель каждого -  полу-

чение прибыли (заработная плата), следовательно, их общая цель,  скла-

дывается из индивидуальных целей каждого — выполнить  работу.  Коллек-

тив будет более сплочен, если результат каждого будет зависеть от  ка-

чественной работы коллег.

    Сплоченным коллектив становится еще и по мере вовлечения  индивида

в группу. Индивид вовлекается в нее в той мере, в какой данная  группа

удовлетворяет его собственные потребности.

    В каждом коллективе есть, по крайней мере, один лидер. Эксперимен-

таторы почти единодушно различают в грппе три типа  действий,  которые

приводят к выделению роли лидеров:

    — предложить группе какую-либо цель («Можно было бы сделать это!»);

    — сформулировать решение или поставить перед группой  цель  («Сде-

      лаем это!»);

    — поддерживать стремление группы к достижению цели  («Было  решено

      сделать это!»).

    _ 3. Групповые нормы.

    Появление норм объясняется несколькими аспектами жизни группы:

    — Преследование общих целей, каких не важно, стремление к  осущес-

твлению целей способствуют развитию факторов принуждения, которые ста-

новятся тем сильнее, чем больше ощущается необходимость  в  единообра-

зии поведения как средства достижения цели; чем больше отдельные инди-

виды зависят от всей группы в достижении своих личных  целей  (степень

взаимозависимости).

    — Стремление к сохранению стабильности группы усиливает  необходи-

мость единообразного поведени и соблюдения норм.

    — Общие представления, возникающие в результате  жизни  в  группе.

Принадлежность к группе влияет на то, как член группы представляет се-

бе некоторые ситуации или отдает предпочтение определенным общим  цен-

ностям. Существует групповая избирательность восприятия.

    Именно под влиянием тких представлений поведения человека, принад-

лежащего определенной группе, приобретает единообразие.

    — Подражание другим членам.

    В этой мере, в какой данная группа привлекательна для данного  ин-

дивида, он старается подражать другим. Это подражание  поддеерживается

потребностью в  принадлежности  к  группе  и  потребности  (подражание

сильнее, если группа привлекательна для индивида).

    — Страх перед санкциями имеет тот же характер. Чем сильнее привле-

кательность группы, тем больше страх перед санкциями.

_                    3. МЕТОДЫ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЙ.

    Объектом моих исследований является педагогический коллектив и ад-

министрация общеобразовательной школы I-III ступени N_4, которая  была

открыта в 1990  г. Школа  располагается  в  установленном  микрорайоне

г.Макеевки. Педагогический коллектив школы составляет 120 человек,  из

них 20 мужчин и 100 женщин; 1 человек пенсионного возраста; 40%    продолжение
--PAGE_BREAK--  моло-

дежи (стаж до 5 лет), основная же часть — люди среднего возраста  (пе-

дагогический стаж от 5 до 20 лет). В  коллективе  работают  достаточно

квалифицированные педагоги, психологи, учителя.  Технический  персонал

составляет 25 человек.

    Коллектив работает достаточно стабильно в условиях эксперемента, о

чем свидетельствуют результаты обучения и итоги различных проверок. За

время существования школы, ни одной жалобы  в  вышестоящие  органы  не

поступало. Этому способствовала определенная организационная  структу-

ра заведения. Основным достоинством этой структуры является  делегиро-

вание полномочий различным субъектом учебно-воспитательного  процесса,

что позволяет при принятии управленческих решений опираться на  мнение

большого коллектива людей, разрешать конфликтные  ситуации  достаточно

объктивно.

    Как и в любом коллективе, здесь ч сто возникают конфликтные ситуа-

ции между разными субъектами учебно-воспитательного процесса,  которые

требуют от руководителя умения разрешать их, находя достойный выход.

    Чтобы выявить пути достижения таких результатов, я выбрала  иссле-

дование по методу 4-х этапного разрешения конфликта. В зависимости  от

глубины конфликта и умения руководителя  разрешать  их,  конфликтующие

стороны, могут проходить в разрешении конфликта от одного  до  четырех

этапов.

    Девизом данного метода является: «Не  самоустраняется,  не  приме-

нять силовое давление!»

    Первый этап этого метода носит название  «Приглашение».  Основными

условиями данного этапа являются:

      — умение найти время для разговора;

      — договориться о месте встречи;

      — отключить телефон, закрыть двери, чтобы ничего не отвлекало;

      — создать физический комфорт;

      — продолжать беседу не более 2-х часов;

      — прийти на встречу заранее;

      — избегать угроз, обвинений со своей сторон.

    Основными фразами этого этапа являются:

      — назначьте, пожалуйста, время встречи удобное для Вас;

      — задеты ли какие Ваши интересы;

      — если наши противоречия будут устранены, будет ли Вам от  этого

        легче, мне тоже от этого плохо;

      — разъясните, пожалуйста, Ваше мнение о сложившейся ситуации.

    Если конфликт не удалось разрешить  после  I  этапа,  возможен  II

этап, под названием «Встреча».

    Условия «встречи»:

      — выражение своей оценки противоречий;

      — выражение оптимизма, что конфликт можно разрешить;

      — напоминание основных правил: продолжительность беседы — огово

        рена; сообщить, что содержание  разговора  не  передается  или

        попросить, чтобы содержание разговора не передавалось 3-им ли-

        цам; попросить не избегать встреч пока проблема не  разрешена,

        а также контролировать речь во время разговора. Основные  фра-

        зы «встречи»:

      — я ценю то, что Вы согласились ...;

      — я надеюсь, что мы можем найти точки соприкосновения;

      — давайте договоримся, забудем о взаимных обвинениях;

      — насколько я понимаю по этому поводу у нас разные точки зрения.

    Если конфликт достаточно глубок и не может быть разрешен в II эта-

па, то переходим к этапу III — «Диалог». В «Диалоге» используется так-

тика примирительных жестов. Основными фразами «диалога» являюся:

      — высказывание сути проблемы, необходимо выслушать как  справед-

ливые так и не справедливые упреки. Здесь две  задачи:  придерживаться

темы и тактики примерительных жестов. Если оппонент отклоняется от те-

мы или переходит на обсуждения чьей-то личности необходимо  поправлять

и направлять:

      — что Вы думаете о ...;

      — давайте вернемся к ...;

      — я понимаю, что ситуация выглядит безнадежной, но все-таки ...;

      — что-то Вы замолчали, не могли бы сказать о чем задумались;

      — для меня очень важны Ваши взгляды на нашу проблему ...;

    Примирительный жест надо видеть!

    Ухватиться за мысль оппонента, его готовность к компромиссу, кото-

рого он и сам может не  видеть.  Необходимо  поддерживать  дружелюбные

нотки «не пускать» за неприятное:

      — я ценю то, что Вы говорили ...

    И, наконец, IV последний этап под  названием  «Прорыв».  Основными

условиями при «прорыве» являются: изменение позиций и резюме. «Прорыв»

строится на основе примирительных жестов оппонента. Если  вы  и  оппо-

нент решили изменить позиции к проблеме...

    Необходимо подвести резюме позици, а затем и заключение соглашения.

    При использовании 4-х этапного метода разрешения  конфликта  могут

существовать следующие типичные ошибки общения:

      — отклонение от темы встречи;

      — беседа о других людях;

      — демонстрация невозможности решения;

      — молчаливость;

      — нежелание выслушать до конца;

      — прерывание;

      — дача советов;

      — отведение глаз в сторону;

      — навязывание решений;

      — навязывание чувств подчинения;

      — самоутверждение над оппонентов.

    Надо сдерживать негодование и не мстить. Надо помнить, что  значи-

тельная часть диалога может быть для нас неприятна.

    Списанная методика и рекомендации к ее внедрению помогли мне проа-

нализировать конфликтные ситуации, сложившиеся в коллективе.

                 [10]
    Метод исследования сплоченности, проведенный в этом же  коллективе

заключается в том, что каждому работнику  предоставляется  возможность

выбора 5, на его взгляд самых необходимых личностных качеств  для  ра-

ботника их коллектива, из 24 предлагаемых. Текст теста взят из сборни-

ка тестов «Психология менеджмента. Психологические тесты руководителя»

под редакцией к.э.н. Крижской Л.А.

    Если все без исключения выберут одни и те же качества личности, то

ЦОЕ=100%, высокий уровень. ЦОЕ стремление, а  100%  свидетельствует  о

совпадении мнений по ценностным факторам группы; если  же  распределе-

ние окажется случайным (не будет совпадений), то показатель ЦОЕ  будет

равным 0. Низкий уровень ЦОЕ (стремление к 0) служит  показателем  не-

согласованности мнений, разобщенности взглядов, а следовательно, и ра-

зобщенности коллектива.

    Коллективу школы была известна причина проводимых мной  исследова-

ний. Собственно исследования были проведены на следующий день.  Каждый

из участников исследования получил вариант теста сразу  же  перед  его

началом. Исследования проводились анонимно.

    Ни администрация, ни коллектив не потребовали результаты  исследо-

ваний.

    Каждый отдельный человек ориентирован на вполне определенную  сис-

тему ценностей. Совокупность индивидуальных ценностей составляет  цен-

ностно-ориентационное единство  коллектива.  Если  коллектив  обладает

ценностно-ориентационным единством в совместной полезной деятельности,

то межличностные отношения членов коллектива будут упорядочены.

    Для оценки феномена ценностно-ориентационного единства служат спе-

циальные методики. Суть той, которой пользовалась я,  состоит  в  том,

что членам коллектива предъявляется набор качеств личности,  и  каждый

должен выбрать из этого набора пять таких,  которые  считает  наиболее

ценными для успешной совместной деятельности.

    Уровень ЦОЕ (ценностно-ориентационного  единства)  устанавливается

по формуле:

                      n — m

             ЦОЕ % = — 100    (Приложение 1)

                        N

_    m -_сумма выборов, приходящейся на пять качеств, получивших в дан-

        ной группе максимальное предпочтение.

                    _

     то качества:  1 — постоянство;

                   2 — выдержка;

                   5 — исполнительность;

                  14 — организованность;

                  19 — умение слушать собеседника;

    количество выборов составляет соответственно: 6; 6; 5;  5;  6  ка-

    честв;

    * — порядковый номер личностного качества в приложении 2.

    n = 6+6+5+5+6 = 28

    _m -_сумма выборов, приходящихся на пять качеств, получивших в дан-

        ной группе минимальное предпочтение.

┌───┬───────────────┬────────────────┬───────┬────┬──────┬────────────┐

│N_ │     Ф.И.О.    │ Должность      │Образо-│Воз-│Стаж  │В т.ч.в дан-│

│п/п│               │                │вание  │раст│работы│ной школе   │

├───┼───────────────┼────────────────┼───────┼────┼──────┼────────────┤

│1. │Болотина   И.М.│ст.учитель Iкат.│       │ 34 │  15  │     1      │

│2. │Боярко     В.В.│учитель 3 кл.   │       │ 27 │  9   │     9      │

│3. │Верозубова О.Н.│учитель I кат.  │       │ 33 │  14  │     12     │

│4. │Гнетнева   Л.П.│учитель 2 кл.   │       │ 46 │  25  │     13     │

│5. │Диденко    Л.Н.│учитель 2 кл.   │       │ 47 │  28  │     8      │

│6. │Дмитриева  В.И.│учитель 2 кл.   │       │ 47 │  30  │     30     │

│7. │Мазурова   В.А.│зам.директора   │Высшее │ 45 │  20  │     13     │

│8. │Попова     А.И.│учитель 1 кл.   │       │ 40 │  22  │     14     │

│9. │Сударева   О.С.│директор        │Высшее │ 44 │  24  │     13     │

│10.│Тареева    С.А.│ст.учитель 3 кл.│       │ 35 │  16  │     10     │

│11.│Чумак      Е.А.│ст.учитель 1 кл.│       │ 32 │  13  │     5      │

│12.│Шатела     П.А.│учитель 1 кл.   │       │ 39 │  19  │     11     │

│13.│Шмонина    Т.М.│учитель 1 кл.   │       │ 26 │  7   │     6      │

└───┴───────────────┴────────────────┴───────┴────┴──────┴────────────┘
    Это качества:  8 — знание своих возможностей;

                   9 — соблюдение семейных традиций;

                  11 — самомнение;

                  12 — мастерство;

                  15 — изворотливость;

    количество выборов соответственно: 0; 0; 0; 1; 0.

    m = 1.

    _N__ — общее количество выборов, сделанное членами данной группы.

    N = 65.
    Подставим данные в формулу:    28 — 1

                                  — * 100 % ў 42 %

                                     65
    Уровень ЦОЕ не высок, а точнее ниже среднего. По слова  директора,

который попытался (по моей  просьбе) прокомментировать  кое-какие  мои

выводы стало ясно, что вне рабочего времени работники почти не общают-

ся. Вот, к примеру, очень короткая фраза, которая может  много  объяс-

нить: «Да какое там общение — некогда».

    У каждого своя семья, проблемы. Вообщем Эмма Николаевна (директор)

охарактеризовала свой коллектив как достаточно  сплоченный,  она  счи-

тает, что сформировался он давно, не считая Болотиной, которая  посту-

пила на работу 1 год назад, коллектив в данном  составе  проработал  5

лет, а это немало. Если кто-то и расчитывался  с  работы,  то  никаких

обид на коллектив не было. Раньше вместе ездили на прогулку, за гриба-

ми. А сейчас общаются только на работе.

    Качествами, получившими наибольшее предпочтение, как было  сказано

выше, являются качества  1,2,5,14,19.  Наибольшее  количество  выборов

этих качеств приходится на возрастную категорию от 40 до 49 лет. В эту

категорию входят такие работники как Гнетнева Л.П. со стажем работы  в

данной школе 13 лет, Диденко Л.Н. — 8 лет, Дмитриева В.И.  -  14  лет,

Сударева О.С. — 13 лет. В эту категорию входят  люди,  которые  дольше

других проработали в данной школе, в нее также входит администрация.

    Проследим, как 42 % (уровень ЦОЕ=42 %) распределяются  по  возрас-

тным категориям (см. приложение 4). Максимальное предпотение было  от-

дано 1,2,5,14,19 качествам.

    В категории от 20 до 29 лет на 5 этих качеств приходится 3 выбора,

от 42 % уровня ЦОЕ — это составляет 4,6 % (если 65 выборов,  сделанных

работниками по тесту принять за 100 %, а 3 выбора за Х, то  Х=4,6  %).

Аналогично подсчитываем, что в категории от 30 до 39 лет этот  процент

составляет 12,3 %, в категории от 40 до 49 лет — 24,6 %.

    Заметим, что самый высокий процент «правильных» выборов  приходит-

ся на возрастную категорию от 40 до 49 лет.  Возможно  это  связано  с

опытом работы, возможно с возрастом и с длительностью в общении у этих

работников более четкое представление о качествах, необходимых в  дан-

ном месте работы.
_                    4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
    При решении конфликтных ситуаций,  руководителю  необходимо  четко

выделять ее причины, уметь  анализировать  и  находить  конструктивные

предложения для ее разрешения.

    Причины возникновения конфликта в этом коллективе достаточно  раз-

нообразны. Однако в настоящее время наиболее ярко выражены причины,  в

основе которых лежат следующие противоречия:

    1. Достаточно высокий уровень требовательности к качеству работы и

несвоевременная выплата заработной платы (задерживается на 2-3 месяца).

    2. Неадекватность самооценки  ряда  педагогов  и  оценки  их  дея-

тельности со стороны администрации.

    3. Несоответствие возрастающих требований к уровню воспитательнос-

ти и качеству знаний учащихся, и низкого социального  и  нравственного

развития общества на данном этапе.

    Первая группа противоречий чаще всего вызывает конфликты типа: ру-

ководитель-педагог (1); профсоюз-педагог  (2);  руководитель-вышестоя-

щие организации (3). Вторая группа — руководитель-преподаватель (1);

преподаватель-преподаватель (2); ученик-преподаватель (3).

    И, наконец, третья группа  потиворечий  типа:  ученик-педагог (1),

ученик-ученик (2); педагог-родители (3); ученик-родители (4);  руково-

дитель-ученик (5); руководитель-родители (6).

    Анализ, проведенный по школе за 1996 год показал,  что  наибольшее

количество конфликтов возникало в связи с третьим противоречием. 

   Наибольшее количество  конфликтов  возникает  из противоречий в кон-

фликтной группе 3.1
    Так, в процессе работы возникли  следующие  конфликтные  ситуации,

исследуемые мной по методу 4-х этапного разрешения конфликта.
 _СИТУАЦИЯ 1. __При проведении ежегодной аттестации, учителя Иванова и

Петров претендовали на повышение квалификационной категории. При пред-

варительном рассмотрении заявлений,  учителю  Ивановой  было  отказано

сразу, ввиду несоответствия специальности и должности. Учитель «стал в

позу» и начал требовать особой оценки его деятельности, мотивируя  это

сложностью своего участка работы. Руководитель,  используя  метод  4-х

этапного разрешения конфликта, пригласил этого учителя на встречу. Тот

факт, что руководитель первым пошел на контакт, позволил сразу  разре-

шить эту конфликтную ситуацию. Учитель Иванова забрала свое заявление,

поняв, что особых причин для конфликта не было.

    Работа учителя Петрова изучалась зам.директора в течение полугода.

Результаты были изложены в аттестационной характеристике, которую учи-

тель при ознакомлении, отказался подписывать. Еще в ходе изучения    продолжение
--PAGE_BREAK--  ра-

боты учителя, ему указывалось на существенные недостатки в работе, что

не позволяло ему повысить категорию. Несоответствие самооценки и оцен-

ки зам. директора привелок конфликту. Чтобы не  выносить  данный  кон-

фликт на заседание аттестационной комиссии, директор  школы  пригласил

Петрова на встречу, предварительно изучив все аттестационные  материа-

лы. В ходе встречи руководитель выразил оптимизм по возможности разре-

шения этого конфликта, внимательно выслушал все доводы Петрова.  Когда

оппонент отклонялся от темы или переходил на обсуждение  чьей-то  лич-

ности, он тактично направлял диалог в нужное русло.

    Уже на втором этапе удалось преодолеть агрессивность Петрова, а  в

результате диалога, убедить его в завышенной самооценке. И в итоге, на

последнем этапе удалось разрешить конфликт,  подведя  резюме  позиций.

Как видно из этой ситуации, в зависимости от глубины  конфликта,  осо-

бенностей характера, опытаработы, уровня притязаний, умения руковдите-

ля, скорость разрешения конфликта может быть различна.  Если  в  одном

случае достаточно лишь приглашения, то в другом, пришлось пройти все 4

этапа по разрешению конфликта.
  СИТУАЦИЯ 2. __Идет разговор в учительской с родителем трудного  уче-

ника. Мальчик часто приходит в школу с невыполненными уроками, дерзит,

игнорирует школную дисциплину.

    Отец его, крупный предприниматель, в ответ на упреки педагога, пе-

реложил всю ответственность за воспитание сына на школу. Он долго  пе-

речислял элементы своего участия в поддержании материального  благопо-

лучия семьи, считая это своим основным долгом.

    Конфликт разрастался. Вмешался социальный  педагог.  Он  пригласил

отца на встречу. В ходе диалога был ипользован  «прием  примирительных

жестов». Как результат — установление сотрудничества между  участника-

ми конфликта.

    Данные ситуации являются достаточно типичными для любого педагоги-

ческого коллектива. О чем свидетельствует изучение уровня  тревожности

в педагогическом коллективе.  Тревожность  персонала  вообще  является

фактором, с которым руководителю в наше время  приходится  иметь  дело

почти ежедневно. Она может быть связана с  возможной  потерей  работы,

низким уровнем оплаты, частыми реорганизациями или большим объемом ин-

новационной деятельности.
    Если за максимальную тревожность взять 100 единиц, то вначале  эф-

фективность деятельности растет вместе с тревожностью, нотолько до из-

вестного предела. Когда тревожностьдостигает примерно 60  единиц,  эф-

фективность деятельности максимальна, но при дальнейшем увеличени тре-

вожности она начинает резко падать. И, чтобы избежать такого  падения,

нужно учитывать следующие факторы:

       — уровень притязаний;

       — опыт работы;

        — личностные качества;

       — комуникативные способности;

       — уровень демократизации управления.
           [4] [9]
                   _5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
     В ходе изучения вопросов разрешения конфликтных ситуаций в  педа-

гогических коллективах мне удалось пронаблюдать их течение  и  совмес-

тно с руководство школы выработать следующую методику управления  кон-

фликтом:
    1. Пригласите и опросите конфликтующих.

    2. Определите поблему:

       — избегайте решений «Победитель получает все»;

       — избегайте символических вопросов или перефразируйте их.

    3. Примите за основу правила:

       — вежливый диалог;

       — никаких частных встреч;

       — полный доступ к информации.

    4. Разработайте повестку дня.

    5. Установите общую базу данных.

    6. Пинимайте участие в совместном принятии решения:

       — определите и легализуйте интересы;

       — подбирайте возможные варианты решения;

       — объясняйте возможные варианты выбора;

       — создавайте больше вариантов решения.

    При подготовке и написании курсовой работы,  я  подчеркнул   много

ценного материала по теории конфликтов  у  замечательных  авторов.  Но

наиболее ценным было нахождение в конкретном педагогическом  коллекти-

ве, с его проблемами и конфликтами. Наблюдение за  реальным  педагоги-

ческим поцессом оказалось достаточно полезным в силу  разносторонности

и разнообразия возникающих отношений. В поцессе исследовани я познако-

милась с различными методами исследования по  выявлению  и  разрешению

конфликтных ситуаций. Это такие методы как: тестирование, тренинг,  ме

тод 4-х этапного разрешения конфликта.

    Применяя такие методики, можно дать не только количественный  ана-

лиз, но и качественный анализ деятельности конфликтующих сторон.

    Уровень  ценностно-ориентационного  единства  не  является  точным

стремлением сплоченности коллектива. Каждое из 24-х  предлагаемых  для

выбора качеств обладает своими положительными чертами. Некоторые испы-

туемые говорили, что невозможно четко остановится на 5 из них, сказав,

что остальные  абсолютно не нужны.

    Что касается самой проблемы сплоченности, то, эта не простая  тео-

ретически проблема, на практике становится сложной.

    До проводимых мной исследований с поблемами сплоченности я сталки-

вался  в нашем  студенческом  коллективе.  В  студенческом  коллективе

сплоченность заключается в наших коллективных мероприятиях (днях  рож-

дениях, КВНах, коллективных отсутствиях на занятиях). Совсем другое -

 зрелы коллектив. Дни рождений, праздники там, конечно, тоже отмечают.

Побывав там у меня сложилось мнение, что коллектив гораздо сплоченнее,

чем это показывает уровень ценностно-ориентационнго единства.

    Хотелось бы порекомендовать всем членам коллектива найти для  себя

какие-то способы отдыха от работы, наиболее эффективные для них.

    В процессе написания курсовой работы я почерпнул  необходимые  мне

знания по конфликтности и групповой сплоченности коллектива. Я  убеди-

лся  в том, что данный курс (психологии) не  зря  включен  в  перечень

изучаемых предметов. Я не сомневаюсь, что почерпнутые знания пригодят-

ся мне в дальней деятельности.
                   _СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
    1. «Психология» словарь М: 90 г. «Политиздат».
    2. «Подготовка старшеклассников к семейной жизни» Ковалев С.В.  М:

        91 г. «Просвещение».
    3. «Методы психологического исследования личности» Морозов С.М. К:

        92 г.
    4. «Учителям и родителям и психологии подростка», под ред.  Араке-

        лова Г.Г., М: 90 г., «Просвещение».
    5. «Конфликты, пути их преодоление», Скотт Д. К: 91 г., «Внешториздат».
    6. «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»  Д.Карне-

        ги, К: 90 г., «Наукова думка».
    7. «Я-ты-мы» Мелибруда Е., М: 86 г., «Прогресс».
    8. «Думай, богатей...» Шостром Э., М: 95 г., «Парадокс».
    9. «Элементарная педагогика» Слуцкий В.И. М: 92 г., «Просвещение».
   10. «4-х этапный метод разрешения конфликтов» Дин-Дон США.  Выступ-

        ление перед аспирантами Киевского Государственного университе-

        та, 1993 г.
   11. «Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе» М.М.Рыба-

        кова М: 91 г., «Просвещение».
   12. «Анти-Карнеги или человек манипулятор» Эверест Шостром,  М:  92

        г., «Дубль-В», «Дельта-У».
   13. Донцов А.И. «Психология коллектива».
   14. Гришина Н.В. «Я и другие: общение в трудовом коллективе».
   15. Платонов Ю.П. «Психология коллективной деятельности».
   16. Робер М.А., Тимман М.С. «Психология индивида м группы».
   17. Вопросы психологии Р.С.Немов,  А.Г.Шестаков  «Сплоченность  как

       фактор групповой эффективности», N_3 1981 г.
   18. Донцов А.И. «Проблемы групповой сплоченности».
   19. Кричевский Р.Л. «Вопросы психологии».
                                                         Приложение 1.

┌────────────────┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┐

│     N_ п/п     │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │

│N_     работника│   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │

│п/п       кол-ва│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │10 │11 │12 │13 │

│выбирае-        │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │

│мого кач-ва     │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │

├────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│        1       │   │   │ √ │   │   │ √ │ √ │ √ │ √ │ √ │   │   │   │

├────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│        2       │ √ │   │   │ √ │   │   │ √ │   │ √ │   │   │ √ │ √ │

├────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│        3       │ √ │   │   │   │   │   │   │   │   │ √ │   │   │ √ │

├────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│        4       │   │   │   │   │   │   │   │ √ │   │   │ √ │   │ √ │

├────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│        5       │   │ √ │   │ √ │ √ │   │   │ √ │ √ │   │   │   │   │

├────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│        6       │   │   │   │   │   │ √ │   │   │   │   │   │   │   │

├────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│        7       │   │ √ │   │   │   │ √ │   │   │   │   │ √ │   │   │

╔════════════════╗───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

║        8       ║   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │

║────────────────║───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

║        9       ║   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │

╚════════════════╝───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│        10      │   │   │ √ │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │

╔════════════════╗───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

║        11      ║   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │

║────────────────║───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

║        12      ║   │ √ │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │

╚════════════════╝───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│        13      │   │ √ │   │   │   │    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Обоснование затрат на производство продукции (работ, услуг)
Реферат Хранение и учет архивных документов
Реферат Исторические формы въездного международного туризма в России
Реферат Общая спортивная подготовка в системе физического воспитания
Реферат Методика проведения контроля знаний по курсу Основы экономики(Контроль знань з курсу Основи економЁки)
Реферат Отраслевые особенности природопользования
Реферат Анализ системы управления рисками в деятельности предприятия и выработка методов по их минимизац
Реферат Применение авторского законодательства при создании и использовании web-сайта в сети Интернет (Internet)
Реферат Положения по организации и проведению межведомственных проверок лесного хозяйства
Реферат Активация процессов флотации шламов и сильвина при обогащении калийных руд
Реферат Опасные и вредные производственные факторы действующие на машиниста крана трубоукладчика Komatsu
Реферат 8 октября 2008 г состоялась VI конференция специалистов по метрологии предприятий и организаций Харьковской области
Реферат Внутрішні чинники економічного розвитку України
Реферат Плебисцитарная теория демократии Макса Вебера
Реферат Методы экономической оценки водных ресурсов. Понятие о водохозяйственном кадастре. Плата за воду. Водная рента. Концепция замыкающих затрат на воду.