Реферат по предмету "Психология"


Концепция "Человека-статуи" Э. Кондиальяка

Федеральное агентство пообразованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственныйпедагогический университет

КОНЦЕПЦИЯ «ЧЕЛОВЕКА–СТАТУИ»Э. КОНДИЛЬЯКА

Русинова Светлана Николаевна
Преподаватель: Батуева Анна Геннадьевна
Пермь, 2011
 

Содержание
 
1. БиографияЭтьена БонноКондильяка
2. Концепция «человека – статуи»
Вывод
Список литературы

1. Биография Этьена Бонно Кондильяка
ЭТЬЕН БОННО КОНДИЛЬЯК (1715–1780),французский философ и психолог, популяризатор идей Локка во Франции. Родился вГренобле (Франция) 30 сентября 1715 года.
Его старший брат, аббат Мабли, былизвестным политическим мыслителем. Кондильяк окончил семинарию в Париже и былвозведен в сан священника в 1740 году и принял имя аббата де Мюро. Был избранчленом Берлинской академии и Французской академии в 1768 году. Кондильяк былпропагандистом опытного знания, критиком метафизики и схоластики. Его философияназывается сенсуализмом. Основные вопросы философии Кондильяка – гносеологические.Свою гносеологию он называл «теорией ощущений». Согласно этой теории,ощущения являются единственным источником знания, к ощущениям сводятся такжемысли и воспоминания. Кондильяк был учеником Локка, одним из авторовфранцузской Энциклопедии и другом Ж.Ж.Руссо. В Трактате об ощущениях в 1754году он проиллюстрировал свое учение при помощи знаменитой аналогии – статуи, укоторой, по мере того как формируются новые способности, постепенно возникаетсознание. Кондильяк – один из основателей ассоциативной психологии. Емупринадлежит концепция логики как общей грамматики знаков (включая математику).Среди других работ Кондильяка – Опыт исследования происхождения человеческихзнаний (1746 г.); «Трактат о системах» (1748 г.), Трактат о системах(1749г.); «Трактат об ощущениях» (1754г.), «Курс занятий пообучению принца Пармского» (1775 г.), Торговля и государство, рассмотренныев их взаимоотношениях, или о выгодах свободной торговли (1776 г.); Логика (1780г.);Язык исчислений (1798 г.).
Умер Кондильяк в местечке Флюкс близБожанси 2 или 3 августа 1780 года.

2. Концепция «Человека – статуи»
Кондильяк явился непосредственнымфранцузским истолкователем Локка, указал на ограниченность эмпиризма Локка:объяснив из опыта происхождение содержания сознания, Локк не раскрылпроисхождение самих психических процессов — действия рефлексий. СогласноКондильяку, рефлексия также приобретается в опыте, как и ощущение. Все явлениявосприятия, внимания, суждения, акты воли сводимы к ощущениям.
Отвергая производимое Локком различениедвух источников опыта и признавая только один – ощущение, Кондильяк ставитцелью своего известного произведения – «Трактата об ощущениях» – показатьэмпирическое происхождение способностей, операций души. При этом он использовалследующий методический приём: вообразив статую, внутренне организованнуюподобно нам и обладающую духом, лишённым каких бы то ни было идей, не способнуюпользоваться ни одним из своих чувств, Кондильяк наделяет её только обонянием ииз него выводит все идеи и психические способности: внимание, память,сравнение, рассуждение, потребности, воображение, волю. Осознавая гипотетичностьсвоих построений, Кондильяк был убеждён в истинности получаемых выводов,которые подтверждается опытом. Схема рассуждений при этом такова. Статуя получаетпервое обонятельное ощущение запаха. По мере повторения возникает опыт, которыйдаёт начало памяти. Ощущения бывают неодинаковой силы. Сильное наличноеощущение приводит к сосредоточению на нём. Оно становится вниманием либопотому, что оно одно имеется налицо, либо потому, что оно сильнее всех другихощущений. Следовательно, внимание есть ощущение. С появлением памяти возникаютдва ощущения – прошлое и наличное. Постепенно внимание по отношению к двумощущениям дает сравнение. Результатом сравнения является выяснение отношениямежду идеями – суждение. Значит, суждение есть видоизмененное ощущение.Сравнение двух суждений дает рассуждение.
Так Э. Кондильяк прослеживает образованиепознавательных деятельностей. Удовольствие и неудовольствие — это обязательныеэмоциональные спутники ощущений. Если статуя получает обонятельные ощущения,связанные только с неудовольствием, она будет полна неприятным запахом, но унеё не будет стремления освободиться от него. Это стремление возникает лишьпосле того, как она будет знать другие – приятные – ощущения. Из их сравнениявозникает потребность: это внутренняя неудовлетворённость статуи, стремлениеполучить удовольствие и избежать неудовольствия. Природа потребностей вторична,они — результат познания. На основе потребностей возникает воображение какстремление восстановить образ, отвечающий потребности. Потребность вместе сактивным стремлением создают в статуе желание или волю. Таким образом, вседеятельности души суть изменённые ощущения, их превращения. И все они являютсярезультатом только обоняния. Несмотря на полное одиночество статуи, в нейвозникают человеческие чувства и мысли. Здесь Кондильяк полностью игнорируетсоциальную обусловленность создания. Характерная для XVIII векаробинзонада выступает в своем гипертрофированном виде.
Обладание другими ощущениями – вкусом,слухом, зрением, которыми Кондильяк наделяет затем статую, не меняет душевнойжизни статуи. Коренным образом ее изменяет чувство сопротивления отсоприкосновения, то есть осязание. С осязанием ощущения, которые преждепереживались как собственные внутренние состояния, начинают проецироваться навнешний предмет и превращаться в качестве этого предмета. Таким образом,переход от своих ощущений к выводу о существовании других тел осуществляется нес помощью рассуждения, а посредством одного лишь ощущения. Ощущение твердостиесть как бы мост, переброшенный между душой и внешними объектами. Представленияоб углах, расстоянии и других пространственных характеристиках мира человекполучает в опыте осязания. Опыт же дает знания о временных отношениях. Так,опираясь на осязание, Кондильяк обосновывает существование объективнойреальности. Этому же служит складывающиеся в опыте и вывод о зависимостисуществования статуи от внешних вещей. Развиваемая Кондильяком теориявосприятия имеет сходство с теорией Беркли и разделялась всей эмпирическойпсихологией.
Кондильяк выступал противрационалистической концепции в генезисе познавательных способностей, отвергаякакие-либо стремления к признанию врожденности этих способностей. Он считал,что все можно вывести из ощущений, и в этом утверждении видел свою заслугу. Онтак описал процесс возникновения познания: «Мы начинаем с того, чтополучаем восприятия, которые осознаем. Затем мы сильнее осознаем некоторые восприятия,и это осознание становится вниманием. В силу этого мы с того времени, когдаидеи связываются, распознаем восприятия, которые мы получили прежде, и осознаемсебя тем же самым существом, которое их имело, это и составляет воспоминание.Когда душа то пробуждает свои воспоминания, то сохраняет их, она вспоминаеттолько их знак и — это воображение, созерцание, память; если она самараспоряжается своим вниманием, то это размышление. Именно размышлениеразличает, сравнивает, сочетает, расчленяет и анализирует, так как это и естьне что иное, как различные способы управлять вниманием. Путем естественногоследования из этого образуются суждения, рассуждение, понятие, результат всегоэтого – разум».
В трактовке мыслительных процессов –суждения, умозаключения – Кондильяк, как и другие философы – материалисты,стоял на позициях материалистического сенсуализма, по существу, не отличаяощущения от мышления. Мышление, по Кондильяку, не только основывается наощущении, но «суждение, размышление, желание, страсть представляют собой не чтоиное, как само ощущение в различных его превращениях.
Такова эмпирическая теория Кондильяка,сущность которой хорошо передает название одного из параграфов его книги«Трактат об ощущениях»: человек есть не что иное, как то, что он приобрел. Втрудах Кондильяка много отдельных тонких замечаний, которые касаются важныхпсихологических проблем. Так, рассуждая о способе существования в сознанииидей, о месте их «хранения», Кондильяк отмечает: «…идеи, как и ощущения,представляют собой состояния души. Они существуют постольку, посколькумодифицируют ее; они перестают существовать, как только перестают еемодифицировать. Искать в душе идеи, о которых я совсем не думаю, значит, искатьих там, где их никогда не было. Эти мысли Кондильяка перекликаются ссовременными спорами о природе психического в связи с проблемой идеального иблизки той точке зрения, согласно которой психическое отражение есть идеальноеявление объектов субъекту и только в этом явлении существует.
кондильяк сознание эмпирический способность

Вывод
Кондильяк предложил оригинальную модель“человека – статуи”, развивавшую отличный от Декарта и Локка взгляд напроисхождение и развитие умственной деятельности.
Пожалуй, самый известный из его примеров –пример «развития» статуи, которой последовательно даются — обоняние, слух,вкус, зрение, осязание. Постепенно она наделяется интеллектом, и начинаетобладать способностью к восприятию ощущений и их анализу, что доказывает«неврожденность» способностей, а лишь приобретение их при помощи чувств.
Он смог создать целую систему обучения наоснове разложения сложной проблемы на более простые. Анализ которых, включал всебя и элементы синтеза: сочетание идей и их сравнение.
Предположим, говорил Кондильяк, чтосуществует человек, который поначалу не обладает ничем, кроме способностиощущать (“статуя”). Стоит ему получить извне первое ощущение, как это даеттолчок разнообразным психическим процессам. Смена ощущений дает то, что Декартотносил на счет врожденных идей, а Локк – рефлексии. Сильное ощущение порождаетвнимание, сравнение одного ощущения с другим становится функциональным актом,который определяет дальнейшую умственную работу.
Мысли Кондильяка перекликаются ссовременными спорами о природе психического в связи с проблемой идеального иблизки той точке зрения, согласно которой, психическое отражение есть идеальноеявление объектов субъекту, и только в этом явлении существует.
Влияние Кондильяка на последующее развитиефилософии было существенным. Он оказал важное воздействие на французских материалистов,был одним из основоположников ассоциативной психологии.

Список литературы
 
1. Ждан А.Н. История психологии: отантичности к современности /А.Н. Ждан, М.: Педагогическое общество России, — 2002.
2. История психологии// Под ред.П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан.- М.: Изд-во Моск. ун-та, — 1992.
3. Смит Р. История психологии/Р.Смит,М.: Академия, — 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.