Реферат по предмету "Психология"


Коррекционное занятие детей с задержкой психического развития

Московский гуманитарный институт им. Е.Р.Дашковой
гуманитарный факультет
Отделение психологии

ПРЕДМЕТ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
 
Выполнила студентка
3 курса заочного (ускоренного)отделения
Полуханова А.А.
Преподаватель:
Бучацкая М.В.

Москва
2011 год

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Коррекционные занятия для детей с ЗПР
Заключение

ВВЕДЕНИЕ
 
(ЗПР) ЗАДЕРЖКАПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ –это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется взамедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется внеумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальнойнедостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту).
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯЗПР. Основной причинойявляется слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которыемогут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизниребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов,социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональныеконтакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.
ЗПР не передается понаследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленностьнедостаточности ЦНС.
ВЫДЕЛЯЮТ ДВА ВАРИАНТАЗПР: медицинский ипедагогический.
МЕДИЦИНСКАЯ
На основеневрологического анализа у детей раннего возраста предложили выделить 2 типаЗПР исходя из недоразвития.
· Доброкачественноеили неспецифическое. Оно не связано с повреждением мозга и с возрастомкомпенсируется при благоприятных условиях внешней среды даже без специфическихмероприятий. Проявляется в запаздывании двигательных функций.
· Специфическая илицеребрально-органическая задержка развития связанная с повреждением мозговыхструктур и частичном отставании их функций.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
· Конституциональногопроисхождения –состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своемзамедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца иматери. Генетическая предрасположенность проявляется в высокой чувствительностик средовым факторам развития. К поступлению в школу у этих детей наблюдаетсянесоответствие психического возраста его паспортному возрасту, у семилетнегоребенка он может быть соотнесен с детьми 4 – 5 лет. Незрелость психическогооблика проявляется в эмоционально-волевой сфере при относительно сохраненнойпознавательной деятельности, т.е. незрелость эмоционально-волевой сферыприводит к недоразвития познавательной. Для детей с конституциональной ЗПРхарактерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленногопедагогического воздействия, доступных ребенку занятий в игровой форме,положительном контакте с учителем. Такие дети компенсируются к 10 – 12 годам.Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.
· Соматогенногопроисхождения –длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическаяслабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Такие дети рождаются уздоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннемдетстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т.д. первичный интеллектне снижается, но в силу своей истощенности оказывается крайне нетрудоспособнымв процессе школьных занятий. У всех детей с данной формой ЗПР имеет местовыраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости,снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, вниманиеснижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткоевремя… Эмоционально-волевая сфера отличается не зрелостью при относительносохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебныйматериал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы. Склонныфиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этимиспособностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности вадаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематическойпсихолого-педагогической помощи.
· ЗПРпсихогенного происхождения.Детиэтой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценныемозговые системы, соматически здоровы. ЗПР обусловлено неблагоприятнымиусловиями воспитания.
· ЗПРцеребрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личностистановятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур(созревание коры головного мозга) токсикоз беременной, перенесенные вирусныезаболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм,наркомания, матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детейэтой группы отмечается явление церебральной астении которое приводит кповышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижениеработоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствиеэтого, познавательная деятельность значительно снижена Стойкое отставание вразвитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостьюэмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощьмедика, психолога, дефектолога.
 

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР.
С учетом сложнойструктуры эмоциональных проблем у детей с ЗПР выделены четыре основные фазыпроцесса групповой психокоррекции.
ДИНАМИКА ГРУППОВОЙПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.Фаза Задачи Психотехнические приемы Субъект психокоррекции Установочная
1. Образование группы как целого.
2.Формирование положительного
настроя на занятие.
3.Диагностика пове
дения и особенно
стей общения детей Спонтанные игры: игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры Дети с ЗПР всех форм: конституциональная, соматогенная, психогенная, церебрально-органического генеза Подготовительная
1. Структурирование группы.
2. Формирование активности и самостоятельности
3. Формирование
эмоциональной
поддержки членами
группы
Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации
для снятия эмоцио-
нального напряжения Для детей с ЗПР соматогенной формы и церебрального генеза со снеженным социальным опытом — игры-драматизации. С психогенной формой, конституциональной, без выраженных нарушений социального опыта — сюжетно-ролевые игры Реконструктивная 1. Коррекция неадекватных эмоциональных реакций на дефект. 2. Проработка негативных переживаний. 3. Обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования в различных ситуациях Разыгрывание конкретных жизненных проблемных ситуаций Для детей с ЗПР с тяжелой церебрально-органической недостаточностью, возможно привлечение родителей Закрепляющая 1. Закрепление адекватных форм эмоционального реагирования на конфликт. 2. Формирование адекватного отношс-1ия к себе и окружающим Специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми Детям с ЗПР необходима помощь психолога в выборе игры. Рекомендуется включать в игру родителей и здоровых сверстников или сверстников с ЗПР с более легкими формами
На основе выделенных вышеструктуры и этапов групповой динамики разработаны планы-схемыпсихокоррекционных занятий для детей с ЗПР.
СХЕМА ЗАНЯТИЙ ПОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ЗПР. Психотехнические приемы
Радикалы для
психологического
наблюдения Критерии эффективности занятий Занятие 1. Цель: знакомство детей друг с другом; формирование позитивного настроя на занятие.
Игра I. «Знакомство» с воздушными шарами
Дети располагаются в круге и поочередно бросают надувной шар друг другу, при этом называя свое имя. Через некоторое время предлагается кинуть шар тому, с кем хочешь поиграть, поговорить.
Игра 2. «Угадай, кто это» Ребенок с завязанными или закрытыми глазами ощупывает других детей и называет их имена.
Игра 3. «Ворвись в круг» Группа детей образуют круг, взявшись за руки. Один из желающих пытается проникнуть в круг, но группа его не пускает
Отношение ребенка к занятию
Коммуникативные навыки
Спонтанность поведения
Эмоциональные реакции на препятствия Предпочтения в выборе партнера Специфические реакции (уход от игры, активное стремление быть лидером, отношение к неуспехам) Спонтанное, естественное поведение ребенка Проявление активности на этапе занятий Положительный эмоциональный фон в процессе занятий Занятие 2. Цель: сплочение группы, снятие напряженности, скованности
Приветствие
Разминка: дети вспоминают имена друг друга в процессе игры с мячом.
Игра 1. «Кто громче крикнет» Детям предлагается издавать громкие звуки. Но крик должен постепенно превратиться в общую мелодию (хор). Игра 2. Создание коллективного рисунка
Психолог предлагает детям подойти к доске, на которой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что желает каждый, но сделать это так, чтобы получился общий рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается Включенность ребенка в процесс занятий Естественность поведения детей. В процессе выполнения коллективных занятий необходимо проследить, какая позиция у каждого участника коррекции: не подчиняется групповому влиянию; быстро подчиняется; стремится к лидерским позициям.
Проявление выраженного интереса к занятию
Охотное включение в процесс занятий Положительный эмоциональный фон. В процессе беседы с родителями выяснить, как ребенок отзывался о занятии. Занятие 3. Формирование эмоциональной поддержки членов группы созданием условий для выбора и принятия коллективных решений. Формирование инициативы.
Приветствие Игра I. По выбору детей. Психолог предлагает детям выбрать игру из тех, которые были на прошлых занятиях, и принять коллективное решение. Игра 2. «Испорченный телефон» Психолог выбирает ведущего, который называет первое слово и «запускает испорченный телефон».
Игра 3. «Реши задачу» Ведущий предлагает детям задачи из матриц Равена, тестов Айзенка. Дети коллективно находят правильный ответ. Игра 4. Дети сами придумывают задачу и предлагают се группе.
Сплоченность группы при решении коллективных задач Уровень самостоятельности и активности каждого ребенка Лидерские позиции членов группы
Дети, имеющие проблемы группового взаимодействия, нуждаются в эмоциональной поддержке психолога. Активность и самостоятельность детей в процессе занятий. Проявление инициативы. Занятие 4. Цель: формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия
Приветствие Игра 1. «Моргалки» Дети разбиваются на пары. Задача — пристально смотреть друг на друга как можно дольше, не моргая. Победитель выбирает, с кем он продолжит игру. Игра 2. «Зеркало» Ведущий изображает кого-то из животных. Члены группы угадывают. Ведущие поочередно меняются.
Игра 3. «Все наоборот» Психолог предлагает детям разделиться на пары. Каждой паре вручаются карточки, где символически изображены движения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быстрее должны выполнить эти движения, но наоборот. Ведущий оценивает число ошибок Затем дети меняются ролями Симпатии детей друг к другу (выбор пары) Способность детей конструктивно общаться Развитие навыков самоконтроля
Интерес детей к занятию.
Желания группового взаимодействия. Адекватная оценка своих неуспехов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
психическийдетский медицинский психокоррекция
Желательно, чтобы возрастдетей — участников группы был одинаковым, допустима небольшая разница:плюс-минус один год. Необходимо, чтоб в группе были разнополые дети. Числоучастников группы не должно превышать 5 — 7 человек ( малые группы). Для детейдошкольного возраста 6-7 лет.
Опыт нашей группыпоказал, что группа обязательно должна быть закрытой,то есть с постоянным составом ее членов. Не рекомендуется включать в группудетей с тяжелыми формами речевых нарушении. Желательно, чтобы в группе былидети с различной направленностью конфликта. Перед началом групповых занятийнеобходимо предварительно побеседовать с каждым родителем, разъяснить имнеобходимость и значение занятий, раскрыть им основные принципы работы группы.
В процессе групповойпсихокоррекции каждый участник моделирует свою реальную жизненную ситуацию,использует привычные для него типы эмоционального реагирования на ситуацию,реализует конкретные эмоциональные установки и отношения. В атмосфереоткровенности и доверия ребенок свободно раскрывает свои эмоциональныепроблемы, получает эмоциональную поддержку, модифицирует свои эмоциональныеотношения и переживания и способы реагирования.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.