Реферат по предмету "Психология"


Коррекционная педагогика при задержке в психическом развитии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Специальная психология»
Коррекционная педагогика при задержке в психическом развитии
Введение
«Дефектологияимеет свой, особый, объект изучения; она должна овладеть им. Процессы детскогоразвития, изучаемые ею, представляют огромное многообразие форм, почтибезграничное количество различных типов. Наука должна овладеть этимсвоеобразием и объяснить его, установить циклы и метаморфозы развития, егодиспропорции и перемещающиеся центры, открыть законы многообразия. Далее встаютпроблемы практические: как овладеть законами этого развития» (Б. Шмидт).
Специальнаяпсихология — область психологического знания об особых состояниях, возникающихпреимущественно в детском и подростковом возрастах под влиянием различныхфакторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедленииили выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих егосоциально-психологическую адаптацию, включение в процесс образования идальнейшее профессиональное самоопределение.
Объектамиизучения и практики специальной психологии являются дети и подростки сразличными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном,интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также люди старшеговозраста, с особыми потребностями в образовании, обусловленными нарушениемздоровья. Основные цели специального психологического сопровождения в системеобразовании — выявление, устранение и предотвращение дисбаланса междупроцессами обучения и развития ребенка, имеющего психофизические недостатки, иего возможностями.
Специальнаяпсихология — отрасль психологии, изучающая психологические особенности детей снарушениями в развитии. Специальная психология связана с коррекционнойпедагогикой. У этих отраслей знаний общий предмет изучения — дети с нарушениямив развитии, определенная общность задач, общие методологические основы, методыизучения. Коррекционная педагогика разрабатывает и научно обосновывает системуобучения и воспитания, а специальная психология изучает закономерности развитияаномальных детей.
Темаконтрольной работы: «Психолого-педагогическая коррекция при ЗПР: принципы,приемы и методы»
Цель работы:ознакомиться со способами психолого-педагогической коррекции при ЗПР.
Задачи: изучитьосновные формы и критерии задержки развития, а также методы коррекции.
1. Основные направления специальной психологии
Раньшедругих появились такие направления специальной психологии, как психологияумственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих (сурдопсихология),психология слепых (тифлопсихология).
В настоящеевремя наблюдаются тенденции к пересмотру клинико-психологических терминов и ихзамене психолого-педагогическими терминами. Например, вместо «психологияумственно отсталых» и «олигофренопсихология» употребляютсятермины «психология детей с выраженными отклонениями в интеллектуальномразвитии», «психология детей с недоразвитием познавательной сферы»и др. Современная специальная психология включает психологию детей с задержкойпсихического развития, расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения,нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и речи, со сложныминедостатками развития.
Все чаще вобразовательных учреждениях встречаются дети, испытывающие трудностисоциально-психологической адаптации и обучения вследствие тяжелых соматическихзаболеваний (болезней крови, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта,сердца, различных видов аллергий и др.), а также в связи с последствиямитяжелых эмоциональных переживаний (посттравматическими стрессовымирасстройствами — ПТСР), превышающих по своей интенсивности или длительностииндивидуальные адаптивные возможности ребенка (дети — свидетели или жертвынасилия, внезапная потеря близких или разлука с ними, смена привычнойкультурно-исторической и языковой среды и др.).
Неуклонныйрост числа сочетанных отклонений в развитии, увеличение количества детей спсихогенными нарушениями, проявляющимися в аутизации, агрессивности, нарушенияхповедения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искаженияхпроцессов социализации существенно затрудняют и осложняют решениекоррекционно-образовательных задач как в общем, так и в специальном образовании.Фактически в специальной психологической помощи нуждаются не только дети,посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количестводетей, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающеготипа, а также учащиеся общеобразовательных школ.1.1 Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
Определение«степени нормальности» человека — сложная и ответственная междисциплинарнаяпроблема. «Норма» по отношению к уровню психосоциального развитиячеловека все больше «размывается» и рассматривается в различныхзначениях.
Статистическаянорма — это такой уровень психосоциального развития человека, которыйсоответствует средним качественно-количественным показателям, полученным приобследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола,культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иныхпсихических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психическогосостояния ребенка при определении характера основного нарушения, еговыраженности. Как правило, статистическая норма представляет собой определенныйдиапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развитияинтеллекта, отдельных его составляющих и т.п.), расположенных около среднегоарифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения.
Ориентацияна статистическую норму важна прежде всего на этапе выявления недостатков вразвитии и определения меры их патологичности, требующей специальнойпсихолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.
Функциональнаянорма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление онеповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любоеотклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальнойтенденцией развития каждого человека. Это своего рода индивидуальная нормаразвития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационнойработы с человеком независимо от характера имеющихся у него нарушений. Достигнутоесостояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельногоразвития или в результате специальной коррекционно-педагогической работынаблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при которомличность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняетсвою ведущую деятельность, удовлетворяет основные потребности и при этом вполной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум взависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития.
Идеальнаянорма — оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях.Это высший уровень функциональной нормы.1.2 Задержка психического развития
Всовременном значении «задержка психического развития» понимаютсясиндромы временного отставания развития психики в целом или отдельных еефункций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). То есть, этосостояние замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойстворганизма вследствие временно и мягко действующих факторов (ранней депривации,плохого ухода и другие). Задержки психического развития может иметь обратимыйхарактер.
Выделяют двеосновные формы задержки развития:
задержкупсихического развития, обусловленную психическим и психофизическиминфантилизмом, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевойсферы;
задержкуразвития, возникшую на ранних этапах жизни ребенка и обусловленную длительнымиастеническими и церебрастеническими состояниями.
Задержкапсихического развития в виде психического инфантилизма рассматривается какболее благоприятная, чем при церебрастенических расстройствах, когда необходимоне только длительная психолого-коррекционная работа, но и лечебные мероприятия.
Приняторазличать четыре основных принципа ЗПР:
1) Задержкапсихического развития конституционального происхождения (гармонический,психический и психофизический инфантилизм) инфантильности личности частосоответствует инфантильный тип телосложения с детской мимикой и недоразвитиямоторики. Эмоциональная сфера находится на более ранней ступени развития,соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста.
2) Задержкапсихического развития соматогенного происхождения. Соматическая задержкахарактеризуется эмоциональной незрелостью, которая обусловлена длительнымихроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками внутреннихорганов (сердца в первую очередь).
3) Задержкапсихического развития психогенного происхождения. Психогенного происхождениясвязано с неблагоприятными условиями воспитания. Социальный генез не исключаетпатологического характера. Так в условиях безнадзорности может формироватьсяпатологическое развитие личности с ЗПР по типу психической неустойчивости (неумениетормозить свои эмоции и желания, импульсивность). В условиях гиперопекипсихогенная задержка психического развития проявляется в формированияэгоцентрических установок. В психотравмирующих ситуациях или условияхвоспитания, где преобладает жестокость либо грубая форма авторитарности,нередко формируется невротическое развитие личности.
4) Задержкапсихического развития церебрально-органического генеза. Причинами этой формыЗПР являются патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмынервной системы в первые годы жизни. В определенной мере они сходны спричинами, приводящими к олигофрении. Это сходство определяется органическимипоражениями центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза.
Чащезадержка психического развития по церебрально-органическому типу связана сболее поздними поражениями мозга, когда дифференциация основных мозговых системуже закончена. Задержка церебрального происхождения при хромосомных нарушениях,внутриутробных поражениях, родовых травмах встречается чаще и представляетнаибольшую сложность при отграничении от умственной отсталости
Дети сзадержкой психического развития церебрально-органического генеза являютсясложными в диагностическом отношении и оказываются стойко неуспевающими впервые годы обучения.
Взависимости от происхождения (церебрального, конституционного, соматического,психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторовзадержка психического развития дает различные варианты отклонений в эмоционально- волевой сфере и познавательной деятельности.
2. Психолого-педагогическая коррекция2.1 Использования рисования в целях коррекционной помощи дошкольноговозраста
Дети сзадержкой психического развития испытывают большие трудности в усвоении общеобразовательнойпрограммы. Под влиянием школьных неудач у ребенка быстро развиваетсяотрицательное отношение к учебной деятельности. Негативное отношение к учебеприводит к сложным, конфликтным отношениям с учителями, родителями,сверстниками, к формированию отрицательной самооценки, возникновению защитныхмеханизмов негативного характера. Значительная часть этих детей впоследствииможет приобрести асоциальные формы поведения. Из важнейших причин подобногосостояния ребенка с ЗПР является его негативность к школьному учению как кдеятельности нового для него типа из-за несформированности нужных для этогопсихических механизмов.
Психологическимпотенциалом детей с ЗПР дошкольного возраста является овладение учебнойдеятельностью дошкольного типа, дифференциальной диагностикой и его реализациейв условиях дошкольной организации учебного труда детей. Цель, которой являетсяне только своевременно подготовить ребенка к школе в плане обогащения егоразвития, но и сформировать психологические механизмы детской субъективности,которые бы обеспечивали ему полноценное развитие в учебной деятельностишкольного типа.
В работахпсихологов прослежено значение в направлении ролевой игры, общения со взрослымии сверстниками, конструирования, рисования, занятий по математике и другихвидов деятельности, которые выполняют функции учебных в дошкольном учреждении.
Возможностьформирования ребенка дошкольного возраста с ЗПР как субъекта учебнойдеятельности дошкольного типа в процессе организации развивающих учебныхзанятий в условиях дошкольного учреждения. Обеспечение преемственности можнорассматривать в масштабах коррекционно-развивающей помощи детям с ЗПР.
Использованиярисования в целях коррекционной помощи имеют свои отличительные особенности:
используетсяважнейший для дошкольного учреждения вид продуктивной деятельности — рисование;
в процессерисования, и в других видах деятельности, у детей можно целенаправленно и вопределенной системе формировать общую способность к учению — общую обучаемость;
ребенокпомещен в самые естественные условия;
опираясь натеоретические принципы организации изучения ребенка дошкольного возраста с ЗПР,существуют диагностические и коррекционно-развивающие программы и использованиесредств и форм деятельности рисования.2.2 Описание метода
Диагностическийкомплекс в разработке состоит из шести заданий, разделенных на четыре серии,отличающих друг от друга по степени сложности. Первая и вторая сериипредполагают комплексную и индивидуальную работу детей; третья и четвертаясерии ставит ребенка перед необходимостью выполнения заданий толькоиндивидуально.
Первая сериязанятий. Основная цель — выявление у детей умений работать по озвученномуобразцу как в условиях индивидуального, так и коллективного занятия. Взрослыйдает наглядный образец, помогает детям уяснить правила и последовательностьэтапов деятельности. От ребенка требуется выполнение предложенной программы.
Былоразработано два задания, рассчитанных на насыщение деятельности. Однопредполагало закрашивание, другое — срисование геометрических фигур. Заданияразличались между собой по степени сложности.
Первоезадание, «Каменщики», было рассчитано на выполнение одного правила — чередования цвета; взрослый продумывал мотивы, организующие интерес детей кработе — соревнование между детьми (кто лучше выполнит свою работу); мотивдостижения (делать работу до конца). Содержание изобразительной деятельностибыло определено с учетом умения детей штриховать.
Второезадание, «Разноцветные бусы», предполагало выполнение детьми четырехправил (соблюдение формы, цвета, размера, последовательности действий). От нихтребовалось при соблюдении правил правильное пространственное расположениефигур. Игровые мотивы при этом взрослым не предусматривались. Образецдеятельности оставался перед ребенком на протяжении всего занятия, то естьпротяжении всего времени работы он мог осуществлять контрольное сравнение.
В протоколефиксировались: особенности принятия ребенком задания, включения его в работу; особенностиотношения к деятельности и результату, ведущие мотивы при этом; степеньсамостоятельности в процессе работы, последовательность и характер всехдействий до конца выполнения задания; качество достигнутых результата, егооценка самим ребенком; количество и характер ошибок; продуктивностьдеятельности при разных формах организации занятий.
В планеизобразительной деятельности интересовал уровень сформированности такихобязательных для этого возраста умений и навыков, как штриховка и графическаяпередача основных геометрических форм.
Вторая сериязанятий. В этой серии с детьми проводилось два занятия по «глухому» образцуна основе предметного рисования. Отличие этой серии занятий от предыдущейзаключается в большей степени самостоятельности ребенка при выполнении занятияи в меньшей доле участия взрослого. Оба задания предъявлялись в виде наглядныхобразцов, не озвученных взрослым. Правила и последовательность работы ребенокдолжен определить самостоятельно, «считывая их с образца.
В первомзадании, более легкое по содержанию, необходимо было скопировать „робота“,правильно передовая геометрическую форму, цвет, размер каждой части,соотношение частей по величине и пространственному расположению.
Во второмзадании, „Научи малыша рисовать…“, проводят индивидуально,требовалось копирование способа действия. Ребенку необходимо было по аналогии собразом нарисовать план поэтапного изображения зайчика, то есть осуществитьперенос способа действия в заданных условиях.
Третья сериязаданий. Детям предлагалось задание „Запомни и нарисуй“. Занятиепроходило индивидуальной форме. Оно направлено на выполнение ребенкомвербальной инструкции взрослого на основе представлений и без опоры на образец.
Усложнениедеятельности заключается в том, что ребенок должен сам организовать своюдеятельность, составить программу предстоящий деятельности и найти способы еевыполнения.
Визобразительной деятельности интересовали возможности ребенка работать наоснове представлений, а также степень сформированности умений находитьграфические способы передачи своих представлений.
Четвертаясерия занятий. Основная цель серии — проведение с каждым ребенком одногозанятия, но с минимальной долей участия взрослого. Сложность задания состоит втом, что ребенок должен выполнить его по собственному замыслу и на основесюжетного рисования. Задание ставит ребенка в условия самостоятельногоцелеполагания и программирования в соответствии с целью предстоящейдеятельности, способов ее выполнения и сличения с заданием взрослого.
Уровеньсформированности ребенка как субъекта учебной деятельности (общей способности кучению) на момент оценивается по критериям.
Вмотивационном компоненте выявляется особенности ребенка:
к принятиюзадания (острый интерес, заинтересованное отношение, безразличное отношение);
к содержаниюзадания (устойчивый интерес, неустойчивый интерес, безразличное отношение);
к результатуи возможному продолжению деятельности (зависит от правильности выполнения);
к трудностямв работе (стремление к самостоятельному преодолению, обращение за помощью иожидание помощи извне, отказ от деятельности);
выявляетсяведущий мотив (соревновательный, достижение результата, самоутверждение,избегание неудач);
к сохранениюадекватного поведения на протяжении всего времени выполнения заданием взрослого(поведение и результативность деятельности ребенка в условиях коллективнойработы: адекватное поведения ребенка и высокая продуктивность деятельности; снижениепродуктивности из-за большего количества отвлечений; неадекватное поведение,продуктивная деятельность невозможность).
Воперационном компоненте:
осознаниеобщей цели и способов ее достижения (понимания задания, осознает цель исредства ее достижения);
выполнениеучебных действий (пользуется образцом, правильно передает все параметрыизображения);
самостоятельности(выполняет самостоятельно; эпизодически нужна эмоциональная поддержка состороны взрослого; не выполняет задание);
речевоесопровождения (речь, предваряющая действия; речь, сопровождающая действия; речь,фиксируется результат; речевые высказывания отсутствуют вовсе).
В контрольно-оценочномкомпоненте:
особенностисамоконтроля в процессе принятия задания;
качествосамоконтроля в процессе выполнения задания;
качествосамоконтроля при оценке полученного результата (работа выполняется правильно; ребенокдопускает 1-2 ошибки и исправляет их; значительное количество ошибок; работавыполнена неправильно);
самооценку;
критерииоценки результата, выбираемые ребенком (ориентируется на задание; ориентируетсяна свое отношение к деятельности).
Заключение
Специальнаяпсихология содержит знания, которые могут служить методической базой длясоздания условий оптимальной социально-психологической адаптации, и дальнейшегопрофессионального самоопределения выпускников специальных образовательныхучреждений. Специальная психология как направление психологической науки и практикиинтенсивно развивается. Она находится на стыке гуманитарных, естественных науки педагогики. Возрастающий интерес к психологической диагностике средипсихологов в последние годы связаны с перестройкой системы образования,вызвавшей к жизни большое количество различных видов учебных заведений. Этотребует определенной системы методов изучения личности ребенка, комплексногоподхода с целью адекватного раскрытия его возможностей.
Итак,задержка психического развития является синдромом временного отставанияразвития психики, и выделяют две формы ЗПР (обусловленную психическим ипсихофизиологическим инфантильности, на ранних этапах жизни ребенка иобусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями).
Исходя изпринципа этиологии различают четыре варианта ЗПР (конституционного,соматогенного, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза). Взависимости от происхождения, времени воздействия на организм ребенка факторовзадержка психического развития дает разные варианты отклонений вэмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.
Дети сзадержкой психического развития испытывают большие трудности в усвоенииобщеобразовательной программы. Проблема негативности ребенка с ЗПР к овладенииучебной деятельностью дошкольного типа, безусловно актуальна.
В работахпсихологов прослежено в направлении ролевой игры, общения со взрослыми исверстниками, конструировании, рисования, занятий по математике и других видовдеятельности, которые выполняют функции учебных в дошкольном учреждении. Всвоей контрольной работе мною рассмотрен метод использования продуктивнойдеятельности — рисование в целях диагностического изучения и коррекционнойпомощи детям с ЗПР.
Методсостоит из шести заданий, разделенных на четыре на четыре серии, отличающихдруг от друга по степени сложности. Уровень сформированности ребенка каксубъекта учебной деятельности (общей способности к учению) на момент изученияоценивается индивидуальные и индивидуально-типические варианты развития у детейинтегративной способности к учению.
Список использованной литературы
1. Давыдов В.П.,Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методика психолого-педагогическогоисследования: Учеб. Пособие. — М. Логос, 2006. — 128 с.
2. Борякова Н.Ю.Ступени развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития.- М., 1999;
3. Психическиеособенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение ипсихокоррекциях / Под ред. проф. У.В. Ульенковой. — СПб.: Питер, 2007. — 304с.;
4. Богдан Н, Н.,Могильная М.М. Специальная психология: Учебное пособие / Под общ. Ред.Н. Н. Богдан.- Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. — 220 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.