МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «КАМЧАТСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ВИТУСА БЕРИНГА»
Кафедра Теоретической и прикладной психологии
контрольная работа
по дисциплине: психология образования
тема: Концепция пенитенциарной школы
Выполнила студентка
Патапеня С. П.
психолого-педагогического
факультета,специальность
«Психология» заочной
формы обучения
Петропавловск – Камчатский
2006
Содержание :
Введение …………………………………………………………………………3
1. Цели и задачи психологической службы……………………………….4
2. Принципы построения пенитенциарной школы………………………..5
3. Основные направления работы психолога в пенитенциарном учреждении………………………………………………………………………....7
3. 1. Психодиагностическое………………………………………………8
3.2. Коррекционное……………………………………………………….9
3.3. Культурно –просветительское……………………………………...11
4. Список литературы………………………………………………………...13
Введение
По данным министерстваюстиции России, на 1 января 2002 года в исправительных учреждениях странынаходилось 1 млн. 200 тыс. человек. Это при населении страны 145 млн. человек.Если учесть, что столько же людей сидели в тюрьмах СССР в 1937 году, когданаселение страны достигало 189 млн. человек, легко представить масштабысоциального бедствия.
По числу заключённых Россиялидирует в мире (около 800 заключённых на 100 тысяч населения ). 30 %осужденных в исправительных колониях и 70 % в воспитательных не имеют основногообщего образования, а около 700 человек обучаются в 1-4 классах. Эта статистикалишний раз доказывает, какую важную роль в социальной реабилитации может игратьсредняя школа, как актуальна разработка и выбор психологических ипедагогических технологий.
В исправительныеучреждения люди попадают из самых разных общественных групп – от необразованныхмаргиналов до научных работников и крупных бизнесменов. Образовательный цензих различен, поэтому согласно статье 108, ч. 1 Уголовно-исполнительногокодекса РФ, все лица в возрасте до 30 лет, не имеющие основного среднегообразования ( 9 классов), обязаны учиться в школах при ИУ.
Многие из осужденныхутратили способности к учебной деятельности в связи с большим перерывом вучёбе. Поэтому первым шагом в их перевоспитании является приобщение кобщественно — полезному труду и обучение в общеобразовательной школе, т. е.направление творческого потенциала осужденного в полезное русло.
Чем полнее будут учтеныспособности осужденных при распределении их по участкам, бригадам,специальностям, тем выше будет эффект их социальной реабилитации. [ 2]
Цели психологической службы:
· Содействиеадминистрации учреждения в создании социальной ситуации развития,обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития осужденных;
· Содействие вприобретении заключёнными психологических знаний, умений и навыков, необходимыхдля получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
· Оказание помощи вопределении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, состоянияздоровья.
Изучение способностейучащихся помогает решать ряд важных задач:
· развиватьволевые, эмоциональные, интеллектуальные и нравственные качества личности осужденных;
· осуществитьправильный профессиональный отбор поступивших в колонию, в интересах общества;
· развивать способностиосужденных в процессе производственной деятельности;
· наметитьпрофессиональную ориентацию освободившихся из колонии лиц, психологическиподготовить их к труду на свободе;
· переключитьспособности, имеющие антиобщественную направленность, на полезную для общества деятельность.
В каждом человеке естьдоброе начало, и это начало нужно лишь беречь и развивать. Мысль ДостоевскогоФ. М., что каждый человек самоценен, должна быть положена в основу всейдеятельности пенитенциарной школы. Потенциальные возможности души каждогочеловека поистине беспредельны. Это относится и к тем, кто совершилпреступление. Выдающийся врач и философ прошлого века, наш соотечественник Ф.П. Гааз был убеждён, что наказание при всей его суровости не должно бытьмучительным и жестоким и что преступник – это человек неучастный, вызывающийжалость и сострадание. Он считал, что преступление чаще всего бываетнесчастьем, следствием порока и нищеты, отражением окружающей среды человека.
Каждый человек нуждаетсяв психологической защите, утешении, в той
психотерапии, к которойобращается масса людей, не состоящих на учёте в психиатрических клиниках, но вто же время переживающих состояние глубокого психологического дискомфорта, подсознательно ищущих помощи.
В классических обществах эту функциювыполняет церковь. В условиях пенитенциарных систем, где медицина технизированаи малочисленна, а церковь ( хоть и уважаема) слаба, эту функцию должнавыполнять школа.
Отсюда вытекает первый принциппостроения модели пенитенциарной школы – функционирование в гуманистической (феноменологической)парадигме образования, при которой человек – главнаяценность педагогической культуры. Школадолжна не только транслировать знания, сохранять национальную память, но и датьвозможность каждому ученику глубже понять себя и окружающих, раскрыть свойтворческий потенциал, самореализоваться.
Учитывая большую пестротувозрастного, национального, конфессионального состава учащихся и характерсовершённых ими преступлений, вторым принципом следует провозгласить личностно-ориентированныйподход к образованию, так как именно ему присущичеловекообразующие функции – сохранение и восстановление телесного и душевногоздоровья, личной свободы, духовности, нравственности, поиск смысла жизни.
Многие из учащихся пенитенциарных школ на долгие годы изолированы от общества (часть из них вернутся в семьи, живущие в новых социальных условиях).
Отсюда вытекает третий принциппостроения пенитенциарной школы – ресоциализация личности учащихся.Любая цивилизованная форма образования должна выполнять и культурно-созидательнуюфункцию, так как культуру нельзя сохранить иначе, как через человека.
Поэтому четвёртыйпринцип построения пенитенциарной образовательной системы – культурнаяидентификация учащихся (переживание чувства принадлежности кнациональной культуре). [ 3]
Таким образом, вся системаобразования в условиях закрытого социума должна строиться исключительно наантропологических ценностях.
Рассмотрим назначение этих функций.
Образовательная функция должна формировать общую культуруучащихся, транслировать знания, воспитывать и развивать духовную, творческую,гуманную, адаптивную личность.
Функция ресоциализации состоит в профессиональной адаптацииучащихся в соответствии с динамикой общественного развития, в повышении ихделовой квалификации.
Валеологическая функция заключается всанитарно-гигиеническом, медицинском просвещении, в проведении психологическихтренингов, популяризации валеологических знаний.
Рекреационная функция организуетдосуговое пространство как сферу восстановления психофизических сил, здоровья итворческого потенциала.
Функция самоактуализации должна формировать в сознанииучащихся понимание своей самоценности, уникальности и полезностиобществу.
Коррекционная функция школы выполняет роль практическойреализации методов и приёмов коррекционной педагогики и психологии. [ 5]
В любой школе при ИУпреобладает, как правило, контингент 8 – 12 классов. В начальных классахмонокомплексной школы (все в одной комнате под руководством одного педагога).Если не набирается класс-комплект из 25 человек, (что обычно бывает в 5-7классах), то занятия ведутся по системе заочного обучения.
Обычно пенитенциарная школа работает в режиме сменной (вечерней):часть учащихся работает в первую смену, учится во вторую, другая часть –наоборот. Смены меняются через неделю.
Важнейшей особенностьюпенитенциарных школ является доминирование воспитательных задач над обучающими,т. е. важнейшая функция пенитенциарной школы – человекообразующая. [ 2]
В условиях лишениясвободы пенитенциарная школа является той нитью, которая связывает учащихся состальным обществом и приобщает их к реалиям жизни. А ещё чаще педагоги пенитенциарныхшкол являются первыми и даже единственными из людей, говорящими ученику доброеслово.
Главная задачапенитенциарных школ – обеспечить смену мировоззрения учащихся, воспитать людейгражданского общества. Особенность пенитенциарной школы состоит в том, что еёученики как бы существуют в двух ипостасях – с одной стороны, осужденный,отбывающие наказание в исправительном учреждении, с другой — это наши ученики.Этим во многом определяются и уровень отношений в системе «Учитель – ученик», исодержание воспитательной работы, и учебные педагогические технологии.Находятся учителя, которые постоянно на уроках думают, что перед нимипреступники.
Но разве можно запреступление судить дважды?
А можно ли впенитенциарной школе говорить о педагогике сотрудничества и сотворчества и отворчестве вообще ?
Ведь эти люди небезнадёжны. Многочисленные тесты и другие методики социально – психологического исследования убеждают в этом. [ 2]
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
В ПЕНИТЕНЦИАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ:
При всеммногообразии работы с осужденными ее можно свести к двум основным функциям:
· психологическая диагностика и
· психологическая коррекция (или психотерапия).
1. Диагностическое
К основнымпсиходиагностическим задачам относятся:
— первичноеизучение личности осужденных с целью разработки программы их ресоциализации;
— уточнениедиагноза и ориентирование осужденных на исправление;
— изучениеосужденных в процессе отбывания наказания и проведения терапевтическихмероприятий;
— обследованиеосужденных в связи с изменением условий содержания или предстоящимосвобождением.
В процессепсиходиагностической деятельности психолога используются различные методы,среди которых:
— изучениеличного дела, материалов уголовного дела;
— проведениепсихологического тестирования;
— интервьюирование;
— наблюдение заповедением в «жилой группе» и др.
Психодиагностическая работа с осужденным направлена
на решение ряда задач:
1. Первичноеизучение осужденных с целью разработки программы их ресоциализации. Первичная диагностикаочень ответственная, кропотливая и длительная по времени (до шести недель)процедура. Она требует высокой квалификации. Психолог проводит углубленнуюдиагностику личности осужденного с целью определить характер расстройства инаметить план работы с осужденным в ходе отбывания им наказания. На этом этапе
2. Психологосуществляет анализ жизненного пути осужденного, материалов личного дела,проводит необходимое психологическое тестирование, наблюдает за поведениемосужденного, беседует с ним и с другими сотрудниками. Современный уровенькомпьютеризации учреждений исполнения наказаний позволит психологам получитьбыстрый доступ ко всем интересующим их документам, используя возможностилокальных сетей учреждения. В работе по обследованию осужденных психологудолжны помогать специально подготовленные ассистенты (при проведениитестирования) и сотрудники общей службы исполнения наказаний.
Психолог предоставляетсвои выводы в письменном виде в форме развернутой характеристики на осужденногои предложений в план его ресоциализации. Психологическая коррекция личности и поведения осужденного:
Уже в 80-егоды в отечественной научной литературе отмечалась необходимость различатьклинически ориентированную психотерапию,направленную на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики (неврозы,фобии, страхи и т.п.), и психологическую (коррекция и развитиеличностных качеств психически здоровых людей).
Психотерапией,ориентированной на клинику, занимается психотерапевт с базовым медицинскимобразованием. Второе направление психотерапии — область работы практического психолога.Однако в обыденном сознании термин «психотерапия» ассоциируется только смедицинской практикой, с лечением, а не с психологической помощью. В этой связипредставляется целесообразным, чтобы психологи шире использовали термины«психологическая коррекция», «психологическая помощь», «психологическоеконсультирование», «групповая психокоррекция», «социально-психологическийтренинг». Каждое из этих понятий имеет смысловые нюансы, но все они описываютдеятельность, направленную на осознанное изменение личности и ее поведения. [4]
Цели психотерапииформулируются на основе диагностического результата, который направлен черезанализ «дефицитов» на общее описание и структурный анализ личности. Единыйвзгляд на личность является важным условием того, чтобы все сотрудники,участвующие в терапии, имели представление о психологических особенностях, мотивах,конфликтах и проблемах. С уверенностью можно говорить о том, что целостноевосприятие личности является предпосылкой к тому, что сотрудники будутадекватно реагировать на проблемы и поведение осужденных, а также будетустановлено постоянное внимание и соответствующее отношение к осужденному, чтосохранит благоприятный климат в социально-терапевтическом учреждении в целом.
Целипсихологической коррекции определяются в соответствии с результатами психологическойдиагностики в индивидуальном порядке для каждого конкретного случая. Порезультатам диагностики, как правило, фиксируется большое число отклонений всоциальном поведении и переживаниях осужденных. Соответственно и цели терапиидолжны быть комплексными и многослойными. Они могут одновременно включатьразличные направления терапии, требующие использования разнообразных форм иметодов воздействия. [ 3]
В ходе терапевтическихмероприятий решаются следующие задачи:
— содействиеосужденному в психологическом анализе его проблемы;
— проработкаиррациональных и антисоциальных установок;
— проведениесексуально-педагогических мероприятий;
— развитиекоммуникативных способностей;
— увеличение социальнойкомпетентности и создание предпосылок для самоутверждения;
— развитиеспособности к установлению адекватных отношений с окружающими;
— тренировкасамоконтроля в отношении проблемных сексуальных реакций в поведении;
— развитиеобязательности и чувства ответственности;
— тренировкасамоконтроля в отношении агрессивного поведения;
— развитиесочувствия к потерпевшему (жертве);
— обучениеметодам саморегуляции (поведение в стрессе);
— повышениесамосознания и самооценки;
— побуждение кадекватному поведению в свободное время;
— терапия страхови фиксирования на определенных ролях в поведении;
— развитиепонимания и учета интересов других людей;
— поощрение изакрепление навыков успешного поведения;
— расширениестратегий решения проблем;
— разработкареальных жизненных планов;
— анализ мотивови причин совершения преступления;
— улучшениеролевой подвижности.
3. Консультативно — просветительская работа.
· отборсотрудников на службу;
· организационноеконсультирование;
· обучениеи повышение квалификации сотрудников;
· супервизиюдеятельности сотрудников.
— Отборперсоналана службу осуществляется группой сотрудников, в которую входит в обязательномпорядке психолог. Мероприятия по непосредственному отбору длятся в течение несколькихдней.
Первым этапомотбора является собеседование с претендентом по выявлению когнитивныхискажений. Представления кандидатов, складывающиеся в основном при помощисредств массовой информации, могут сильно отличаться друг от друга: для однихтюрьма — это санаторий для осужденных, для других — стена, к которойприковывают узников. В процессе собеседования обговариваются и различные концепцииисполнения наказания: покарать за преступления, спрятать от общества, заставитьработать на общество, перевоспитать и т.п. В ходе беседы вводится идеяресоциализации и наблюдается реакция кандидатов.
— Подорганизационным консультированием понимается деятельность по формированиюкоманды, консультированию руководства при принятии решений, оптимальномуиспользованию рабочего времени и др. Фактически речь идет о помощи ворганизации работы других служб. В последнее время основными темамиорганизационного консультирования становятся: перспективы развития учреждения,составление перспективных планов, в первую очередь связанных с созданиемсоциально-терапевтических отделений; [ 1]
- Обучениеи повышение квалификации сотрудников осуществляется как непосредственно в учреждении,так и на базе Академии Министерства юстиции. В первую очередь в поле зрения психологовпопадают новички, которых знакомят с учреждением, его правилами, функциями ит.п. Их информируют об основных психологических особенностях осужденных,условиях отбывания наказания, методах кооперации с другими сотрудниками и т.п.
К сфереповышения квалификации внутри учреждения относится и консультирование коллег исотрудников. Темами подобных консультаций чаще всего становятся формы и методыработы с различными категориями осужденных (агрессивными, умственно отсталыми ит.п.).
— Супервизиядеятельности сотрудников предполагает наблюдение за работой сотрудников других служби коллег-психологов для оказания методической и иной помощи по повышениюпрофессионального мастерства. Обычно проводится либо с начинающими службусотрудниками, либо с теми, с кем возникают проблемы. Супервизия являетсяобычной практикой в период прохождения сотрудниками аттестации.
Список литературы:
1. Кабаева Г. В., Кукушин В. С. Нравственное возрождение личности в условиях закрытого социума. Концепция развития ВСОШ -26., Ростов н/Д
ГинГо, 1997.
2. Зайцева И. А., Кукушкин В. С., Ларин Г. Г., Румега Н. А.,
Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / М.: ИКЦ «МарТ»;
Ростов н/Д 2004.
3. Кабаева Г. В., Кукушин В. С. Мир человека.Программа нравственного воспитания оступившихся // открытая школа. 2000. № 6.
4. Краткий психологический словарь М., 1985 с.
5. Газман О. С. Педагогика свободы: путь вгуманистическую цивилизацию ХХ1 века. –М.: Инноватор. 1996. Вып. 6