ФАКУЛЬТЕТ«Психология образования»Письменная работа
Вариант 2
Попредмету: «Психологияпедагогического общения»
На тему: «Классификация видов общения»
СОДЕРЖАНИЕ:
Задание 1.
I. Вводная часть.
1. Определение общения
II. Основная часть.
1. Классификация видов общения
III. Заключительнаячасть.
1. Вывод
IV. Приложения(схемы).
Задание 2.
V. Иллюстрация функций общения (поКарпенко): информационной, координационной, функций понимания, и установленияотношений
VI. Список литературы15
Задание 1.
I. Вводная часть.
1. Определение общения.
Общение – сложный процессвзаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также ввосприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живыесущества, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишьна уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальнымии невербальными актами.
Именно в процессе общенияусваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения инавыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общенияформируются духовные потребности, морально – политические и эстетическиечувства, складывается характер.
Общение имеет огромноезначение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Впроцессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественныеотношения.
Было предпринято не малопопыток создания структурно – функционального портрета общения, но определениеструктуры и функций общения ни в коем случае не должно превращаться в самоцель,а должно служить лишь средством для решения поставленных задач и, в частности,для того, чтобы более обстоятельно и глубоко рассмотреть вопросы, связанные склассификацией общения.
II. Основная часть.
1. Классификация видов общения.
Понятия структуры и функцийобщения самым непосредственным образом связаны с различными классификациямивидов и типов общения.
Как показывает анализэтих классификаций, они проводятся по самым разным основаниям (по месту, повремени, по сферам деятельности, по типам субъектов, и т.д. и т.п.). Выделяютсяи такие критерии классификаций видов общения, как их характер, цели, формывыражения, направленность.
Рассмотрим некоторые изсуществующих классификаций.
По характеру — общение разделяют на продуктивное (творческое) и непродуктивное (формальное), поцелям – на утилитарное и неутилитарное, по направленности – нагуманистическое и манипулятивное, по формам проявления – нанепосредственное и опосредованное, формальное и неформальное, по степениискренности — на открытое и закрытое,по сферам деятельности –деловое, семейное спортивное. В отечественной социальной психологии, утверждаетР. М. Битянова, принято выделять три различные по своей ориентации типамежличностного общения: императив, манипуляцию, диалог.1Попробуем разобраться в видах общения на примере некоторых классификаций: Одна из них, которая упоминалась выше — классификация понаправленностиприл.1.
Оно делится на гуманистическоеи манипулятивное.
Гуманистическое общениехарактеризуется доверием, взаимностью, открытостью, отказом от решениясобственных проблем за счёт партнёра. Это общение ориентировано на ценностисвободы и достоинства, по сути своей это творческое общение, основой которогоявляется совместный диалог, основанный на признании неприкосновенности достоинствапартнёра.
Проблема критериевгуманистичности общения достаточно сложна. В гуманистическом общении мотивацияи цели не должны противоречить средствам и результату. Если любовь родителя кребёнку, как говорят, слепа, то в общении с ним возможно неосознанное, даже«доброжелательное» ущемление человеческого достоинства. В данном случае налицореальное несоответствие ценностных ориентаций, что является основой длясомнения в определении данного вида общения как гуманистического. Такоеобщение, хотят его участники или нет, становится порой манипулятивным.
Манипулятивное общениеопределяется как «такое общение, при котором к партнёру относятся как ксредству достижения внешних по отношению к нему целей»2. конечно же,в такого рода общении человек не признаётся как самоценность, хотя ценнымимогут признаваться те качества, которые могут быть полезны для достижения чьих– либо корыстных целей. В манипулятивном общении человек, как правило, неуважает достоинства партнёра по общению.
При определении видовобщения необходимо соблюдать осторожность и учитывать факторы, при которыхпроисходит это общение. Так, например формальное общение можно спутать сманипулятивным. Формальное общение это когда человек в рамках деловых, илидипломатических отношений общается с партнёром формально, на официальномуровне, но когда человек осознанно игнорирует нормы морали (например,дезинформирует, злоупотребляет доверием, шантажирует и т.д.), когда человекапревращают в марионетку — это уже манипуляции, т.е. манипулятивное общение. Также стоит отметить, что акт общения может являть собой разные виды, взависимости от вида классификации, по которой его характеризуют. Так, напримердистанционное обучение по психологии педагогического общения является личностно– групповым, опосредованным длительным общением. Рассмотрим ещё одну классификацию – по категориямприл.2
По категориям общениеможно разделить на межличностное, личностно – групповое и межгрупповое.
Чтобы было понятнее,давайте представим класс. А теперь ученицу Катю из 10 «а» класса. Она сидитрядом с Дашей, домой возвращается с Верой, а ещё ей нравится Владимир –симпатичный одноклассник. Катя с ними общается, интересуется, как прошливыходные, смотрит модные журналы. В то же время Даше всё равно, что думает оней Вера и симпатичный Володя, а Володя совсем недавно появился в этом классе иещё не определился, кто ему больше нравиться Катя или Света. Всё это иназывается межличностным общением. Но стоит войти в класс МарииПетровне, и общение из межличностного превратиться в лично – групповое.Это общение, в котором один участник – личность, другой – коллектив. В данномслучае первым участником (личностью) будет Мария Петровна, а вторым(коллективом) – все, кто присутствует на уроке. А после уроков в актовом залепроходит награждение победителей математической олимпиады, где должныприсутствовать все 10 –е классы (10 «а», 10 «б», 10 «в») теперь это уже межгрупповоеобщение.
Но если во время этогомероприятия наша Катя поделиться секретом о том, как она гуляла с Володей, сЮлей из 10 «в», то это уже опять межличностное общение. А вот если Дашаиз 10 «а» от имени всего класса объявит благодарность всему 10 «в» и примет еёученик Петя, то это общение уже межгрупповое.
Ещё общение можноклассифицировать по степени опосредованности.
Общение может быть непосредственными опосредованнымприл.3.
Непосредственное – этокогда общение происходит без каких – либо промежуточных звеньев, например,Володя пригласил Катю в кино, шепнув ей об этом на ухо во время урокаматематики.
Если же Володя пригласитКатю в кино, позвонив ей по телефону, или передаст записочку, то это ужеопосредованное общение, т.е. опосредованным общение является тогда, когда междусобеседниками появляются посредники.
Эти виды общения имеютсвои достоинства и недостатки. Так, в непосредственной беседе существует большеканалов обратной связи. Это означает, что каждый из общающихся способен увидетьи проанализировать, как противоположная сторона воспринимает информацию. Затоопосредованное общение очень упрощает жизнь людям робким и нерешительным.
Существуют ещё не однаклассификация видов общения, некоторые из них в виде схем даны в приложенииприл.4.
Изучив некоторые изсуществующих классификаций видов общения, осмелимся составить ещё одну схемуклассификации общения. И попробуем с помощью этой схемы проанализировать одиниз видов общения. Представим себя покупателем в магазине, где Вы Даша,вступаете в общение с продавцом Галей, покупая себе кофточку. Вы, увидевпонравившуюся вещь, спрашиваете у продавца какие есть расцветки, размеры,интересуетесь ценой. Продавец, мило улыбаясь, расхваливает товар, предлагаетпомерить и т.д. итак, какое же это общение? Используя представленную нижесхему, можно предположить, что это гуманистическое (если продавецчестен, ни чего не скрывая, рассказывает о достоинствах и недостатках этойвещи), но возможен вариант, что это общение – манипулятивное, если продавецрасхваливает вещь, скрывая от Вас некоторые, может быть очень существенныенедостатки и любыми средствами вынуждает купить эту вещь. Ещё это общение формально-ролевое(Даша в данный момент в роли покупателя, Галя в роли продавца). (Между ваминичего личного, сплошные формальности). Также это общение носит деловойхарактер (Вы пришли по делу – купить кофточку, продавец со знанием деластарается её продать). Ещё это общение межличностное (Даша и Галя и никого больше). Неопосредованное (между Дашей и Галей нет посредника),вербальное (используется речь), наверняка дополнено невербальным — жесты (показываем какая именно кофточка понравилась), мимика (делаемошеломлённое лицо, когда слышим цену). Далее это общение контактное,т.к. Вы вступаете в контакт находясь рядом с продавцом. Также это общениеявляется диалогическим, т.к. Даша и Галя ведут диалог. И, наконец, онократковременное Даша купила кофточку, ушла домой и забыла о Гале. Конечноданная схема наверняка не идеальная. Но это ещё одна попытка усовершенствоватьклассификацию видов общения. Приложение 5.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод:
III. Заключительная часть.
1. Вывод.
Общение порождаетсясоциальными, общественными и другими потребностями человека, проявляющимися встремлении выполнять совместную деятельность. Общение также порождено мотивами,образующимися в ходе осуществления процесса совместной деятельности.
Феномены общениячрезвычайно многообразны, уникальны по многим своим параметрам, частосовершенно не подходят под привычные стереотипы. Количество попыток создатьединую и универсальную классификацию видов общения растёт. К сожалению, в них,как правило, абсолютизируется какое – либо одно, хотя и действительноекачество, свойство, сторона или функция общения, при этом другие как бы неучитываются, оставаясь несправедливо незамеченными. Поэтому большинство ихсуществующих типологий общения совершенно не способствуют анализу самогообщения, ибо их авторы сами того, наверное, не желая, навешивают такие ярлыки,которые в ряде ситуаций полезны, но по существу ни чего не дают для целостногопонимания содержания и сущности общения.
Приложение 1. ОБЩЕНИЕ
/>/>/>
/>По на/> /> /> /> /> /> /> />
манипулятивное гуманистическое
/> /> />
Приложение 2. ОБЩЕНИЕ
/>/>/>По категориям
/>/>/>
межличностное
Лично — групповое /> /> />
межгрупповое
Приложение 3.
ОБЩЕНИЕ
/>/>
/>/>по степени опосредованности
/>непосредственное
/>опосредованное Речь Знаки Жесты Мимика Пантомимимика Рукописное слово Печатное слово рисунок ТС другое
Приложение 4.
ОБЩЕНИЕ
/>с кем и с какой целью
/>
/>Духовное межличностное общение друзей
/>Деловое общение
/>Светское общение
/>Примитивное общение (по принципу «нужный – не нужный»)
/>Манипулятивное общение (один из общающихся пытается извлечь выгоду из собеседника, заставить его служить своим целям).
/>Формально – ролевое (когда вместо знания личности собеседника обходятся знаниями его роли).
Приложение 4.1.
ОБЩЕНИЕ
/>/>
КРАТКОВРЕМЕННОЕ
ДЛИТЕЛЬНОЕ По продолжительности /> /> /> /> /> /> />
Приложение 5.
/>/>основания
/>/>/>
/>/>направленность гуманистическое манипулятивное
/>/>/>/>/>степень общности примитивное Формально-ролевое светское духовное деловое
/>Вид деятельности бытовое
/>/>/>категория
/>межличностное
/>Лично-групповое
/>межгрупповое
/>/>Степень опосредованности
/>/>/>неопосредованное (без посредника) речь знаки жесты мимика пантомимика
/>/>/>/>/>/>опосредованное
(есть посредник)
/>/>/>/>/>/>Рукописный или печатный текст
/>/>рисунки
/>ТС
/>другое
/>форма
/>/> Вербальное невербальное контактное
/>
/>/>Положение в пространстве дистанционное
/>/>/>/>Постоянство или изменчивость позиций
монологическое /> /> /> диалогическое
/>продолжительность
/>/> Кратковременное
длительное
Задание 2.
V. Иллюстрация функций общения (поКарпенко): информационной, координационной, функций понимания, и установленияотношений.
Одной из существующих классификаций функций общения является классификация Л.А.Карпенко8, согласно которой выделяется восемь функций по критерию «цель общения»:
1. контактная, цель которой установление контакта как состояния
обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
2. информационная, цель которой — обмен сообщениями, то есть прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;
3. побудительная, цель которой – стимуляция активности партнера по общению на выполнение тех или иных действий;
4. координационная, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
5. понимания, цель которой – не только адекватное восприятие и понимания смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);
6. эмотивная, цель которой – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
7. установления отношений, цель которой – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;
8. оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, потребностей, действий, активности и т.д.
Приведём примерыинформационной функции общения, координационной функции, функции понимания, иустановления отношений.
1. информационнаяфункция.
Действие происходит вдетском саду, собеседники знают друг друга, субъектами общения являютсявоспитатель и представитель родительского комитета группы.
— Здравствуйте НатальяИвановна. Мы хотели бы провести для ребят вечер сказки. Как Вы к этомуотноситесь?
- Отлично! Что дляэтого нужно?
- Необходимоприобрести или изготовить костюмы сказочных героев, угощение для детей иукрасить зал.
- Хорошо, к какомусроку?
- К 14 декабря.
- Мы соберёмся сродителями и всё обсудим.
Я считаю, что этоинформационная функция общения, т.к. воспитатель передаёт информацию о своихпланах родителям, а представитель родительского комитета принимает этуинформацию. Передача этой информации родителям на собрании так же будетинформационной функцией, но в дальнейшем она перейдет в координационнуюфункцию.
2. координационнаяфункция.
После обсуждения вопросао вечере сказок родители решили распределить обязанности по организации вечера.Субъектами диалога являются так же знакомые люди – родители детей посещающиходну группу д\с.
- Давайте решим,кто у нас займется обеспечением костюмами.
- Я могла бы сшитькостюмы, но мне понадобятся средства на приобретение материала.
- А я могу испечьпирог для угощения.
- Кто будетукрашать зал?
- У меня есть времяво вторник.
- Хорошо, я придуВам помогу.
- Деньги сдаём по50 рублей Людмиле Ивановне.
Данный диалог несёткоординационную функцию, т.к. родители согласовывают свои действия приорганизации совместной деятельности – организации детского праздника.
3. функцияпонимания.
Действие происходит вгруппе детского сада. Субъекты общения ребёнок 5-ти лет и воспитатель. Ребёноксидит на стульчике не играет, о чём то думает и грустит. Воспитатель заметивэто подходит к малышу, присаживается на корточки и гладя его по головкеспрашивает:
- Серёженька, чтоты такой грустный, не играешь? (ребёнок смотрит на воспитателя и молчит).
- У тебя, чтонибудь болит?
- Нет.
- Тебя кто- тообидел?
- Нет, я соскучилсяпо маме.
В данном случаевоспитатель старается понять, почему ребёнок в таком состоянии.
4. функцияустановление отношений.
Действие происходит напредприятии. Субъекты общения директор и его помощник.
Директор сидит за столом,помощник стоит перед ним.
Директор (срываясь накрик): — Евгений Петрович, сколько раз Вам можно повторять, меня не интересуетВаше мнение по поводу этого дела! Я дал распоряжение и Вы должны его выполнить!
— Хорошо, я всё понял,больше этого не повториться.
Директор указываетподчинённому на «его место» в данной организации, тем самым, определяя ихдальнейшие взаимоотношения.
IV. Список литературы.
1. Битянова М. Р. «Социальнаяпсихология» М. «Межд. Пед. Академия», 1994г. – 106с.
2. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П.«Грамматика общения» Л. изд-во ЛГУ, 1990г. – 208с.
3. Сафьянов В. И. «Этика общения:учебное пособие» М. изд-во МГУП «Мир
книги», 1998г. – 164с.
4. Гамезо М. В., Домашенко И. А.«Атлас по психологии» информационно методическое пособие по курсу «Психологиячеловека» М. Пед. Общество России, 2006г. – 276с.
5. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П.«Большой психологический словарь» СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2006г. – 672с.
6. Леонтьев А. А. «Психологияобщения» М: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005г. – 368с.
7. Андреева Г. М. «Социальнаяпсихология» М: Аспект Пресс, 2006г. – 363с.
8. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского,
М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. идоп. – М.: Политиздат, 1990.