Реферат по предмету "Психология"


История развития и становления психодиагностики в России

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГОИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА ПС
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине«Психодиагностика»
История развития истановления психодиагностики в России
Студент
гр. ЗПС-04-01-37204 Т.А.Карпова
Преподаватель
Владивосток 2006

Содержание
Введение………………………………………………………………...…………3
1 Изистории психодиагностики………………………………………....………6
1.1Становление психодиагностики………………………………………...……6
1.2Появление методов психодиагностики…………………………………...…7
2 Психодиагностикав дореволюционной России и в СССР……………….....10
2.1Развитие методов психодиагностики…………………………………........10
2.2Кризис психологии и новые требования, предъявляемые к качествупсиходиагностических методов…………….......................................................12
3 Современноесостояние психодиагностики……………………………….....16
Заключение………………………………………………………………….........18
Списокиспользованных источников……………………………………...........20

Введение
В психологическом словаре даётся следующее определение:
«Психодиагностика – область психологической науки,разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологическихособенностей личности». «Психодиагностика выступает как интегративнаянаучно-технологическая дисциплина, которая опирается на научные теориидифференциальной психологии и математизированную технологию конструированиятестов (психометрика), а в результате разрабатывает и использует репертуарконкретных психодиагностических методик для решения конкретных практическихзадач» (А. Г. Шмелёв).
Психодиагностика направлена на измерение какого-токачества, постановку диагноза на этой основе, нахождение того места, котороезанимает испытуемый среди других по выраженности изучаемых особенностей.
Можно говорить о двух типах диагноза. Во-первых, диагнозна основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. Во-вторых,диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «осиконтинуума» по выраженности тех или иных качеств. Психодиагностические методикипризваны достаточно быстро и надёжно обеспечивать сбор данных об испытуемом дляформулирования психологического диагноза.
Психологический диагноз – это структурированное описаниекомплекса взаимосвязанных психических свойств – способностей, мотивов,устойчивых особенностей личности. Поставленный диагноз может сопровождатьсярекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться нетолько специалистам (педагогам, практическим психологам и др.), но и самимобследуемым.
Основными функциями психодиагностики в системесовременного высшего образования является осуществление контроля заформированием необходимых знаний и профессионально важных качеств, оценкаособенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения,оценка качеств самого образования.
Главной целью психодиагностики является обеспечениеполноценного психического и личностного развития. Разумеется, психодиагностикаделает это доступными ей способами, то есть стремится разрабатывать такиеметоды, которые позволяли бы оказывать помощь в развитие личности, впреодолении возникающих трудностей и т.д. Главной целью психодиагностикистановится создание условий для проведения прицельной коррекционно-развивающейработы, выработки рекомендаций, проведения психотерапевтических мероприятий ит.д.
Н.Ф. Талызина так сформулировала основные функциипсиходиагностики в образовании на современном этапе: «Она теряет своёдискриминационное назначение, хотя и сохраняет в определённых пределахпрогностическую роль. Главной её функцией должно быть определение условий,наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию данного человека, помощь приразработке программ обучения и развития, учитывающих своеобразие наличногосостояния его познавательной деятельности» (Талызина.Н.Ф.,1981).
Таким образом, психодиагностика осуществляется радипрогноза, то есть по ряду признаков определяет психическое свойство, котороеявляется причиной определённого поведения, и прогнозирует это поведение(критериальное поведение), например, диагностируются способности учащихся длятого, чтобы спрогнозировать их дальнейшее обучение, успеваемость (обучение –это критериальное поведение, а успеваемость – критериальный показатель).
Выделяют психодиагностические признаки,психодиагностические категории и диагностический вывод. Психодиагностическиепризнаки можно непосредственно наблюдать и регистрировать, апсиходиагностические категории – это скрытые внутренние психологические факторы(психологические причины), которые обусловливают определённое поведение иособенности человека. Трудность психологического диагноза заключается в том,что между признаками и категориями часто не существует жёстких взаимнооднозначныхсвязей. Технологические приёмы получения этих первичных психодиагностическихпризнаков и логические правила их синтеза в диагностические категории – этоглавный предмет и продукт развития психодиагностики. Основные принципы иматематизированная технология создания стандартизированных психодиагностическихметодик разрабатываются в психометрике. Для диагностики интеллектуальногоразвития, специальных способностей и профессионально важных психологическихкачеств людей, их личностных качеств и мотивационной сферы требуется широкий арсеналпсиходиагностических методик.

1 Из истории психодиагностики
1.1 Становление психодиагностики
История современной психодиагностики начинается с первойчетвери XIX в., то есть с начала так называемого клинического периода вразвитие психологических знаний. Этот период характеризуется тем, что ключевуюроль в добывании и анализе эмпирических психологических знаний о человекеначинают играть врачи (до них этим занимались философы и писатели). Врачейинтересуют причины происхождения трудноизлечимых и распространившихся в те годыв развитых странах мира душевных заболеваний и неврозов. Врачи-психиатрыначинают вести в клиниках Европы систематические наблюдения за больными,записывая и анализируя результаты своих наблюдений. В это время методыпсиходиагностики как наблюдение, опрос, анализ документов. Однако в целомпсиходиагностика в эти годы носит ещё не строгий, произвольный характер, чтопроявляется в различных выводах и умозаключениях, к которым приходят врачи,наблюдая за одними и теми же больными и изучая их с помощью одних и тех жеметодов. Это в частности происходит потому, что методы психодиагностики в товремя носят ещё качественный характер.
Началом создания количественных методов психодиагностикиследует считать вторую половину XIX и. – в то время, когда под руководствомнемецкого психолога В.Вундта была создана первая в мире экспериментальнаяпсихологическая лаборатория, где в целях психодиагностики стали применятьразличные технические устройства и приборы. К этому же времени относится открытиепсихофизического закона, который, показав количественную связь междуфизическими и психологическими явлениями, ускорил создание средствколичественной психодиагностики. Основной психофизический закон открылвозможность измерения психологических явлений, и это открытие привело к созданиютак называемых субъективных шкал для измерения ощущений. В соответствие с этимзаконом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время,вплоть до конца XIX века, практическая психодиагностика ограничиваласьизмерением ощущений.
1.2 Появление методов психодиагностики
Начальным периодом становления современных методовпсиходиагностики, касающихся основных психологических процессов, свойств исостояний человека, следует считать конец XIX – начало XX века. В это времявесьма активно и не без участия профессиональных психологов развиваются теобласти теории вероятностей и математической статистики, на которыевпоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики.Однако вначале математическую статистику стали применять не в психологии, а вдругих науках: в биологии, экономики, медицине и т.д.
Несколько позднее началось создание специальных средствдля количественной психодиагностики психологических явлений, напримерфакторного анализа. Впервые он был использован для психодиагностики чертличности и уровня интеллектуального развития.
Первое психометрическое учреждение было создано в Англиивыдающимся английским психологом Гальтоном. В 1884 году он основалАнтропометрическую лабораторию, одной из задач которой стало получениестатистических данных о человеческих способностях. Посетители этой лабораторииимели возможность измерить свои способности, и через этот психометрическийэксперимент прошло около 10 000 человек. Гальтон явился инициатором применения статистикив психологии, и ему принадлежит заслуга в разработке самих статистическихметодов.
Один из первых статистически обоснованных тестовинтеллекта разработал и опубликовал в 1905-1907 гг. французский учёный А.Бине. Позжес другим французским учёным Т.Симоном он усовершенствовал этот тест, которыйвошёл в историю психодиагностики как тест Бине – Симона.
Во второй половине 20-х годов текущего столетия сталипоявляться новые психологические, в том числе интеллектуальные и личностные тесты,позволяющие производить психодиагностику различных процессов и свойствчеловека. Исторически последними среди психодиагностических средствколичественного характера возникли и вошли в практику те, которые связаны ссоциально-психологическими исследованиями. Это социометрический тест, созданныйамериканским психологом Я.Морено, и множество измерительных методик,разработанных группой американских социальных психологов.
На 50 — 60-е годы XX века приходится основное количестворазнообразных психодиагностических методик. Это были годы наибольшейпсихометрической активности учёных-психологов. В результате довольно быстропсихология обогатилась новыми, боле надёжными теориями, и стала не толькодостойной академической, но и практической полезной наукой. Открылись широкиевозможности для развития базирующихся на психодиагностике прикладных областейзнаний, в том числе психологии труда, психофизиологии, инженерной и медицинскойпсихологии, педагогической психологии.
Современная психодиагностика выделилась в отдельнуюобласть научных и практических психологических знаний. Создано многопсиходиагностических методик, число которых продолжает быстрыми темпамиувеличиваться. Всё более широкое применение в психодиагностике находятсовременные методы математики и физики, а также средства электроннойпсиходиагностики, например ЭВМ.
В некоторых странах мира, например, в США, в Германии,предпринимались попытки комплексной систематизации и изложенияпсиходиагностических методов в ряде многотомных научных и практических изданий.Аналогичные попытки в последние годы появились и в России, однако, без единой концепциии должной научной основы. Под концепцией в данном случае понимается наличиедостаточно обоснованной, детально продуманной системы, которую можно было быположить в основу классификации психодиагностических методик. Под научнымобоснованием понимается наличие большого, теоретически обобщённого опытаквалификации психодиагностических методик, оценки их состоятельности, сильных ислабых сторон.

2 Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР
2.1 Развитие методов психодиагностики
Становление и развитие психологического тестирования неоставалось без внимания российских психологов. В дореволюционной России началаXX в. тесты были хорошо известны и популярны. Особый интерес к тестам проявлялипедагоги, надеявшиеся с их помощью получить сведения о степени одарённостиучащихся, особенностях их личности, осуществить диагноз и прогноз психическогоразвития. Делались попытки организации при школах кабинетов для экспериментально-психологическогообследования учащихся. Сторонники естественнонаучного направления в психологии(А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев, Г.И.Россолимо и др.) активно способствовалираспространению идеи тестирования, зачастую, подобно своим западным коллегам,возлагая на тесты слишком большие надежды.
Работы по психологическому тестированию в России до 1917 г. в первую очередь связаны с именами выдающихся психиатров и психологов Г.И.Россолимо иФ.Е.Рыбакова. В 1908 году Григорий Иванович Россолимо публикует шкалу для измеренияуровня развития общих способностей, вошедшую в историю психологии ипсиходиагностики под названием «Психологические профили». Конструируя тест, оншёл не эмпирическим путём, а разработал систему теоретических представлений оструктуре личности и интеллекта. Основной целью своего теста автор считалвыработку критериев отличия нормальных детей от имеющих разные степени умственнойотсталости (ср. с исследованиями А.Бине). Эта задача была успешно решена вновой для психологического тестирования того времени форме-теста, состоящего из11 субтестов (субтесты основывались на выделении 11 психических процессов,которые разбивались на пять групп: внимание, восприимчивость, воля, запоминание,ассоциативные процессы) и позволяющего представить полученные данные в видепрофиля. Задания варьировались по категориям обследуемых (дети, взрослыеинтеллигентные, взрослые неинтеллигентные). Впервые была предложена и формулаперевода профиля с графического языка на арифметический. «Профили» получивысокую оценку научной общественности, были переведены на несколько языков.
Не менее интересны и исследования Ф.Е.Рыбакова,разработавшего тест для определения уровня развития пространственноговоображения. «Фигуры Рыбакова» быстро стали известны в мире, по их подобиюсоздавались многочисленные тесты, использующиеся и в настоящее время, напримертест интеллекта, предложенный Р.Мейли в 1955 году. Судьба всех дореволюционных текстологическихразработок в России – забвение на родине, но использование и развитие (частопод другими именами) за рубежом.
Так же как и в зарубежье, в России того времени звучалипризывы к трезвой оценке тестов, призывы, сопровождающие развитиепсихологического тестирования во всех странах и свидетельствующие, прежде всегооб огромном социальном значении этих исследований. В 1912 году Г.И.Челпановвсячески подчёркивал, что «психологические тесты имеют исключительно научноезначение, то есть могут применяться только исключительно для научныхисследований, но не для практических целей». Это мнение Челпанова, одного изсоздателей и первого руководителя Психологического института, основывалось натом, что тесты дают знания лишь об отдельных проявлениях личности, которые ктому же требуют не одномоментного, а длительного изучения, не обеспечиваемоготестированием.
В советский период в педологии и психотехнике 1920-1930-хгодах практика тестирования набирает обороты. Тесты получают широчайшее применение,прежде всего в учебно-воспитательных учреждениях. Плодотворно работают в областипсихологического тестирования М.Я.Басов, М.С.Бернштейн, П.П.Блонский,А.П.Болтунов, С.М.Василевский, С.Г.Геллерштейн, В.М.Коган, Н.Д.Левитов, А.А.Люблинская,Г.И.Россолимо, И.Н.Шпильрейн, А.М.Шуберт и другие.
На Украине публикуют свои новаторские исследованияА.М.Мандрыка и М.Ю.Сыркин. Основное внимание в их работах уделяетсятеоретическим аспектам прикладной статистики в психологическом тестировании, атакже критериям точности тестовых испытаний и сопряженности получаемых данных кс социальными факторами. Особо следует отметить вклад Л.С. Выготского.Разработанное этим выдающимся психологом учение о психологическом диагнозе, егоособенностях и этапах сохраняет своё значение и поныне.
2.2 Кризис психологии и новые требования, предъявляемые ккачеству психологических методов
Многие идеи и разработки тех лет не толькосоответствовали мировому уровню, но и опережали его. В то же время продолжаютсяжаркие дискуссии об инструментах измерения индивидуальных различий. Многиекритики отмечают отсутствие теоретического обоснования тестов, без которого онипревращаются в «наукообразную игру в бирюльки… портят жизнь, как взрослого, таки ребёнка». Среди противников тестов были такие известные психологи и педагоги,как К.Н.Корнилов, А.В.Залкинд, С.С.Моложавый, наконец, Н.К.Крупская. Почти водно и то же время, с интервалом в несколько месяцев (1927), научная ипедагогическая общественность страны то выступает за самую широкуютестологическую практику (I Педалогический съезд), то признаёт тестынедопустимыми для всеобщего пользования.
В 1930-е годы были ликвидированы те направленияисследований, которые являлись связующими звеньями психологии с практикой. Опсихологических тестах советские психологи старались забыть как о страшном сне.Судьбы многих психологов, работающих в педологии и психотехнике и бесследноисчезнувших в годы репрессий середины 30-х гг., становятся известными толькосегодня. Многие учёные были уничтожены. Трагическим примером может служитьсудьба И.Н.Шпильрейна, психотехнические исследования которого были посвященыизучению профессий, научной организации труда, разработке методик отбора дляКрасной армии. В 1935 г. он был арестован по обвинению в антисоветскойдеятельности, а в декабре 1937г. – расстрелян.
В предвоенный период (1935 – 1941) и более чем двапослевоенных десятилетия советская психология всячески избегает всего того, чтосвязано с индивидуально-психологическими различиями и их измерением.
В 1960-1970-е гг. в советской психологии, в противовесзарубежной, развивается так называемый «качественный подход», реализуемый,прежде всего в диагностики умственного развития. Такой подход предполагаетизучение способностей в условиях выполнения соответствующей деятельности,именно той, способности, к овладению которой исследуются. Качественнаядиагностика, оказавшись достаточно эффективной для решения сравнительно узкогокруга задач, в силу своей громоздкости, ориентированности на лабораторныеусловия, то есть неприспособленности к запросам практики, не могла заменитьтесты.
Можно достаточно точно указать на время возрождениятестологических (психодиагностических) исследований в советской психологии. Вмарте 1969г. на Центральном совете Общества психологов СССР психодиагностикабыла признана одной из наименее развитых областей психологического знания,крайне нуждающейся во внимании со стороны исследователей.
Следует отметить особо вклад Ленинградскойпсихологической школы в становлении советской психодиагностики. Благодаряработам психологов и психиатров этого научного заведения, психологическаяобщественность страны получила возможность познакомиться не только со многимизарубежными методиками, но и с первыми клинико-психологическими исследованиями,проведёнными с их помощью. С самого начала именно задача развития психодиагностики,а не психологического тестирования и тестологии, ставилась перед советскимиучёными. Следом за СССР термин «психодиагностика» входит в употребление в рядетогдашних социалистических стран.
Возвращение тестов происходит на фоне дискуссий опредмете марксисткой психодиагностики, её месте в системе психологическогознания, принципах и методах, об отношении к зарубежному опыту. Критика тестов,их диагностических возможностей сводилась к бессознательным обвинениям вметодологической несостоятельности. Иногда тесты, объявляемые «количественнымподходом» к диагностики психических явлений, противопоставлялись ужеупомянутому «качественному», который признавался единственно верным.
Дискуссии о тестах периодически вспыхивают вплоть досередины 1970-гг. и окончательно угасают к началу 1980-х. психологов-практиковинтересуют не вопросы идеологической чистоты тестов, а те возможности, которыеоткрываются с их использованием в школе, клинике, спорте, во всех сферахжизнедеятельности человека. Поэтому тесты всё активней используются вмедико-психологических исследованиях, изучении разных возрастных групп,профориентации и профотборе, судебно-психологической экспертизе.
В этих работах не только накапливался собственный опыторганизации и проведения диагностических исследований, но и были полученыоригинальные данные, обогащающие известные представления обиндивидуально-психологических особенностях личности в норме и патологии. Нарядус эмпирическими работами появляются и новые теоретические, анализирующиесостояние дел в зарубежных исследованиях. Именно этими исследованиями советскихпсихологов конца 60-х – середины 70-х гг. был дан ответ на вопрос о том, бытьили не быть тестам.
Вторая половина 1970-х гг. знаменуется возрастающиминтересом исследователей к проблемам психодиагностики, прежде всего кзарубежным методикам. Психодиагностика признаётся в качестве одной из основныхсфер приложения профессиональных возможностей психологов, становитсянеотъемлемым элементом их обучения.
В 1980-е годы и вплоть до распада СССР в 1991 году всоветской психодиагностике становится «привычным» делом использованиезарубежных тестов, оперирование их теоретическими конструктами. У пользователейтестов сформировался «дилетантски потребительский» подход к психодиагностическомуинструментарию, тот подход, когда научный анализ методик заменяется простымописанием и применением, когда психолог-практик, а часто просто дилетант,измеряя с помощью иностранного тес, например, интеллект, весьма смутнопредставляет себе, как теоретически описывается это понятие автором теста,каковы надежность и валидность методики, не располагает нормативными данными,наконец, не осведомлён об этике работы с людьми.
Дифференциально-психологические исследования в СССРпризнавались как не имеющие какой-либо «серьёзной теоретической основы, котораяобъясняла бы происхождение и развитие самих индивидуальных различий»(В.М, Русалов, 1991). С точки зрения Б.М.Теплова и его последователей,индивидуально-психологические различия по чертам личности, интеллекту,фиксируемые с помощью тестов, должны рассматриваться как случайные. Они немогут быть отнесены к собственно индивидуальным до тех пор, ока е будетдоказана их связь со свойствами нервной системы и установлено их устойчивое«поведенческое» проявление – на вегетативном, электроэнцефалографическом,моторном и т.д. уровнях» (Русалов В.М.).

3 Современное состояние психодиагностики
Анализируя просчёты, ошибки советской психодиагностики,нельзя обойти и её достижения в этот период. Книги Е.Т. Соколовой (1980),В.С.Аванесова (1982), М.М.Кабанова (1983), Б.В.Кулагина (1984), Л.Ф.Бурлачука(1989), Б.Г.Херсонского (1989).Каждая из них вызывала значительный интереспсихологов всех специальностей, внимательно изучалась практиками. Появляютсяпервые учебные пособия для студентов, первый словарь- справочник, адресованныйширокому кругу специалистов. В этих работах реализуется слияниетестологического, измерительного подхода с дифференциально-психологическим, чтосоставляет подлинную сущность психологической диагностики как науки.
Делаются первые шаги на пути разработки оригинальныхметодик, многие из которых сегодня достаточно активно используются впсихологических исследованиях (А.Е.Личко, 1983; В.М.Мельников и Л.Т.Ямпольский,1985; К.Акимова, 1988; А.А Кроник, 1991 и другие). Необходимо подчеркнутьважность начатой в 1980-е годы работы по преодолению почти тотальной психометрическойбезграмотности психологов, воспринимавших как нечто экзотическое требования кнадёжности и валидность тестов и не имевших элементарных навыков их конструирования.Обращается внимание и на разработку (не завершённую до сих пор) этических норм,которыми должны руководствоваться создатели и пользователи психологическихтестов.
В конце 1980 – годов всё более отчётливо определяются основныеобласти исследований в психодиагностике, постепенно приобретающей статус науки многоотраслевой– общей психодиагностики. К специальным психодиагностикам, складывающимся вэтот период, можно отнести: клиническую, спортивную, профессиональную ипедагогическую. Во всех этих областях внедряются компьютерные вариантыдиагностических тестов, тем самым расширяются границы общей психодиагностики.
В последнее десятилетие XX в. развитие психологическойдиагностики, впрочем, как и других наук, несколько затормозилось. Тем не менее,в основных психологических центрах, которыми продолжали и продолжают оставатьсяв первую очередь Москва и Петербург в России, а Киев – в Украине, веласьопределённая работа в области психодиагностики, позволившая достигнуть заметныхрезультатов.
Важным событием, повлиявшим на развитиепсиходиагностической практики, стало создание в Петербурге ИМАТОНа (ГосстандартРоссии) – предприятия, которое занялось подготовкой и продажей тестов дляпсихологов. Первоначально это были известные зарубежные тесты, а позднее появляютсяи отечественные. психологи-практики могут получить или совершенствовать своизнания в области психодиагностики, работая с тестами путём участия в краткосрочныобучающих программа, также конференциях, которые регулярно проводятся ИМАТОНом.
Отечественные исследования в области психодиагностикипока так и не смогли интегрироваться в мировую психологическую науку, остаютсяна её периферии. Основная преграда на пути в мировое психологическое сообщество– отсутствие действующих профессиональных сообществ, заинтересованных вразвитии психодиагностики, а в связи с этим – отсутствие нормативно-правовойрегуляции деятельности специалистов в этой области.

Заключение
Становление психодиагностики как науки обусловленоразвитием экспериментальной психологии, измерением психических явлений.
В России с начала XX в. психологические тестыиспользовались и разрабатывались, прежде всего, для нужд образования. Всоветской психологии расцвет тестирования в педологии и психотехнике подвлиянием идеологических установок сменяется в 1936 г. запретом на применение тестов, в послевоенные годы объявленных в качестве орудия «психологов-расистов». Возрождение исследований происходит в конце 1960-х гг. Однако«разрешение на тесты» не находит сколько-нибудь заметной поддержки со стороныофициальной психологии. Тем не менее, за двадцатилетний период развитияпсиходиагностики в советской психологии были достигнуты определенные успехи.
Как уже отмечалось в России направление исследований,получившее название «психологическая диагностика», появляется в конце 1960-хгг. во многом благодаря усилиям Б.Г.Ананьева, в то время главы Ленинградскойпсихологической школы. Сейчас очень трудно ответить на вопрос о том, почемувместо термина «психологическое тестирование» был избран термин«психодиагностика». Вероятно, свою роль сыграло продолжавшееся долгое времягонение на тесты. Естественно, что новое направление психологии, котороевиделось нашим ученым, противостоящим западному тестированию, нуждалось вопределении предмета, а также в разработке принципов исследования. Первые шагив этом направлении были сделаны Ананьевым, который полагал, что психологическуюдиагностику следует рассматривать как направление исследований, имеющих целью«определение уровней развития психофизиологических функций, процессов,состояний и свойств личности…установление структурных особенностей каждого изних и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения… распознаниесостояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров,фрустраторов и сложных ситуаций, определение потенциалов человеческого развития(работоспособности, одарённости, специальных способностей и так далее)»(Ананьев, 1968).
В заключение нужно подчеркнуть, что историяпсиходиагностики – это не история тестов, как может показаться на первыйвзгляд. История психодиагностики – это история теорий и тестов, разработанныхна основе этих теорий. Поэтому не целесообразно сегодня говорить о преимущественноизмерительной направленности психодиагностики и разработке теориииндивидуальных различий в дифференциальной психологии. Одно не можетсуществовать без другого.
Судьба психодиагностики как области той науки, которая донедавнего времени называлась советской психологией, трагична и поучительна. Отмассового использования тестов на этапе становления, через длительный периодзапрета на их применение, продлившийся полвека, до второго рождения в конце1960-х гг. – вот основные вехи пути, который прошла психодиагностика нашейстраны. Она возрождалась в основном усилиями энтузиастов, но необходимопризнать, что, не смотря на условия, отнюдь не благоприятствующие развитию,смогла только отстоять себя в качестве самостоятельной области знания, но идостичь за короткий срок заметных успехов в теории и практике.

Список использованных источников
1.Шмелёв А.Г. Основы психодиагностики. – М.: «Феникс», 1996
2.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов. – Питер, 2005
3.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб, 1999
4.Немов Р.С. Психология: в 3-х т. – М, 2000. – Т.2.
5.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.