Реферат по предмету "Психология"


История психологии. Античная философия

Введение
Поскольку психология как наука не являетсядисциплиной с единой теоретической платформой, как это имеет место вестественных науках — физике, химии, ученые-психологи вынуждены постояннообращаться к историческому обоснованию ее идей. В этом заключается одна изпричин неустанного интереса психологов к истории своей науки. Каксамостоятельное научное направление психология существует всего 125 лет, современ основания в 1879 году Вильгельмом Вундтом Лаборатории экспериментальнойпсихологии в г. Лейпциге. Можно смело утверждать, что психология — одна изнаиболее молодых дисциплин в современной науке, поэтому«допарадигмальный» статус, в котором она находится, — закономерноеявление.

1. Предмет истории психологии
Предмет история психологии — это изучение измененийв представлениях ученых о психологических феноменах, предмете психологии,методах, о структуре самой науки.
Психология как наука начинается с понятия«душа», но, несмотря на то что человечество задается вопросом о том,что такое душа, с доисторических времен, оно так и не получило ответа.Трудности в изучении феномена души (или психики) заключается, во-первых, в том,что он не имеет непосредственного материального воплощения (психика — этоидеальная субстанция), а во-вторых, в том, что он не объективирован длячеловека, а слит с ним воедино, так что познающий субъект и познаваемый феноменнерасторжимы, или то, «чем познается», и то, «что познается»,- едины.
Психология имеет дело с «опредмечиванными»воплощениями психической активности, выраженными соматически (вегетативныепроявления при переживании эмоций), вербально ( в письмах и устной речи) и впродуктах человеческой деятельности. Тот факт, что сам феномен не замечен, азначит, и не наблюдаем, порождает множество концепций, версий того, что такоедуша или психика. Так, ранние, доантичные, античные и более поздние (вплоть досередины 19 века) концепций психики были результатом объективных раздумийфилософов о душе. Естественно, что эти концепции являются непроверяемыми илиневерифицируемыми, а согласие или несогласие с ним — это результат доверия им.Лишь началом пользования эксперимента в психологии (1879 г.) возниклавозможность формулирования и проверки гипотез, и психология начала свой путь кстатусу так называемой нормальной науки. Теперь нам становится ясно, почемупсихология имеет «столь долгую предысторию и столь короткую историю»,почему человечество так далеко продвинулось в познании обьективированного миравнешней реальности и так мало — в познании субъективного мира внутреннейреальности. В попытках исследовать историю развития психологической наукинаиболее типичны два подхода к выделению периодов развития. Первый подходоснован на критерии научного статуса. В нем выделяются два периода — философский период развития психологии (начинается от античности и длится до70-х годов 19 века) и период развития психологии как самостоятельной науки (от70-х годов 19 века до настоящего времени). Рубежом между периодами является1879 г. — год основания немецким физиологом и психологом Вильгельмом Вундтом вЛейпциге Лаборатории экспериментальной психологии. Это события стало ключевым,так как с этого момента в психологии начали использовать новый метод проверкинаучных гипотез — эксперимент. Психология вышла из «лона» философии иначала развиваться самостоятельно. Философия, конечно, продолжала влиять напсихологию, как и на другие науки, но влияние становилось внешним, дискуссии понаиболее острым вопросам переместились в узкопрофессиональное пространство.
Второй подход, предложенный А. Н. Ждан (1997), болеесдержанный, так как в основу деления на периоды была заложена идея измененияпредмета психологии. В этом подходе выделялись три периода.
Первый период — психология как наука о душе, онпродолжался от античности и до начала Нового времени (17 век). Под душойпонималась материальная, идеальная, а затем и божественная субстанция,благодаря которой человек считался активно действующим существом,воспринимающим и познающим мир объективной реальности, а позднее и мирбожественный. Приоритетными свойствами души стали познавательные возможности инравственные основания. Понятийный аппарат включал в себя такие термины, какразум, рассудок, мнение, чувства (ощущения и восприятия), память,представления, воображение, аффект, воля, характер.
Второй период — психология как наука о сознании; онсвязан с именем Рене Декарта (начало нового времени — 17 век) и продолжалась доначала 20 века. Под сознанием понимался мир внутренней реальности, открытыйчеловеку в самонаблюдении (интроспекции). Понятийный аппарат включал в себянаряду с существующими такие термины, как интуиция, рефлекс, биологические идуховные потребности, бессознательное, психическое развитие, перцепцияапперцепция, законы ассоциации, время реакции, пороги ощущений, психология,психофизика, психофизиология, одаренность и ее наследование, кривая забывания.
Третий период — психология как наука о поведении; онсвязан с развитием бихевиоризма и с изменением Джона Уотсона (начало — конец 20века). Психология стремилась к сходству с естественными науками, широкоприменялись эксперимент и математический аппарат для обработки результатовэкспериментов. Снова к уже существующим терминам добавлялись такие, какусловный и безусловный рефлексы, подкрепление, респондентное и оперантноенаучение, экспериментальный анализ поведения, модификация поведения. Такимобразом, современная психология продолжает оставаться дисциплиной, в которойиспользуется весь терминологический аппарат, формировавшийся с временантичности, и в определенных ее направлениях предметом по-прежнему могут быть идуша, и сознание, и поведение.
1.1 Идеалистические и гуманистическиефилософские концепции Сократа, Платона, Аристотеля
Философское представление Сократа. Сократ (470-399года но н. э.) — сын каменщика — был мастером устой традиции. Наиболее полноепредставление о его идеях мы получаем из «диалогов» его ближайшегоученика Платона. Достоверно известно, что в 399 году до н. э., когда Сократубыло около 70 лет, его осудили и приговорили к смерти, обвинив в «нечестиии развращении умов».
С именем Сократ связано изменение проблематикифилософских учений античности. Он осуществил переход от анализа сущностиприроды и мировоздания к рассмотрению вопроса о том, что такое человек, в чемего сущность.
Определяя природу человека, Сократ установилприоритет познавательных способностей человека и нравственного начала вчеловеке: «человек — это его душа, то есть разум и нравственноеповедение». Таким образом, возникли две наивысшие ценности, которые до сихпор составляли основание образа идеального человека в европейской культуре.
Согласно Сократу над человеком есть субстанция — «Божественный разум, который является началом и единственной причиной всехвещей». В каждом человеке, «в тайниках его души», хранитсязнание, которое можно актуализировать и освободить от ложных мнений с помощьюспециального искусства, майевтики (дословно — родовспоминание; надо отметить,что мать Сократа была повитухой).
Сократ придерживался мнения, что душа и телоразделены: душа — это разум, она бессмертна и божественна, тело — толькоинструмент на службе у души.
Учение Платона (427-347 года до н.э.).Идеалистическое понимание души достигло наивысшего развития в философииПлатона — ближайшего ученика Сократа. Творческое наследие Платона (36 работ,написанных в форме диалогов) сохранились почти полностью, поэтому историкиимеют достаточно целостное представление о философии этого ученого.
Центральным понятием концепции Платона являетсяпонятие «мира идей», идеального, вечного, истинного бытия, котороестоит над материальным миром, миром чувственных вещей или миром небытия.Материальный мир переходящ, тленен и в истинном смысле слова не существует.Платон прибег к следующему доказательству существования мира идей: человеческийразум имеет образы вещей, у которых есть источники в виде реальных предметоввнешнего мира, но разум соержит также понятия, которые не имеют опоры,источников в мире внешней реальности.
Душа — это сущность, которая посредничает междумиром идей и миром чувственных воспринимаемых) вещей. В своем истинномсостоянии она является частью мирового духа и пребывает в царстве вечных идей.Души ниспадают на землю и восходят от земли на небо; таким образом жизнь душициклична и бесконечна. Душа сохраняет опыт телесных воплощений и можетстрадать, покинув тело, что заставляет человека остерегаться безнравственныхпоступков. И все же в зависимости от того, насколько нравственно прожита жизнь,последующего телесного воплощение души может быть различным («тот, ктопредавался распутству и пьянству..., перейдут, вероятно, в породу волков илидругих хищников...»).
Философское учение Аристотеля. Аристотеля (384-322года до н. э.) считают учеником Платона, однако он не являлся приверженцемфилософии своего учителя в той мере, в какой сам Платон принимал философиюСократа. Аристотель был сыном придворного врача и получил сначала медицинское,а затем философское образование. Таким образом, мировоззрение сформировалось довстречи с Платоном. Аристотель заложил основы современно-научного пониманиямира.
Согласно философской концепции Аристотеля, мир естьрезультат взаимодействия двух начал, материи, пассивной субстанции и формы,активного начала, которое обладает организующей функцией относительно материи.Форма составляет сущность вещей.
Душа — это форма, или организующее, управляющееначало живой материи; кроме того, душа — это функция живого тела, или то, длячего оно предназначено, его причина и цель (например, зрение — это функцияглаза и одновременно его душа). Четыре понятия — материя, форма, причина и цель- обьеденены в философии Аристотеля в одно — энтелехия. Душа и тело существуютслитно, так как душа является сущностью тела. Субстанция души неоднородна,часть души связана с телом, и она смертна, другая часть имеет божественнуюсущность, и жизнь ее циклична (как и в философском учении Платона).
Аристотель выделяет так называемые способности (илисвойства) души, которые отличаются у представителей живой природы, стоящих наразных ступенях жизни.
Растительная душа обладает свойством уподобления,извлекая из окружающей природы питательные вещества, которые сначала инородныпо отношению к ней.
Животная душа обладает свойством воспринимать образывещей (сенсорные свойства), переживать аффекты и стремления. Эта способностьдуши свойственна животным и человеку.
Душа человека обладает способностью мыслить иформировать понятия. Этой способностью обладает только человек.
1.2 Психологическая мысль в странахДревнего Востока
За несколько тысячелетий до нашей эры на Востокескладываются великие цивилизации: египетская, индийская, китайская и другие, внедрах которых зародились идеи, пришедшие к современному научному знанию.
Во всех странах Востока ( а затем и в ДревнейГреции) решающее значение отводилось кровообращению, а основой жизненностисчитались два начала: жидкость крови и ее воздух.
В китайских медицинских источниках, главным органом«князем тела» также считается сердце, а за основу жизненныхотправлений принимается воздухообразное начало — ци.
по мнению медиков Древней Индии, главный органпсихической деятельности также помещался в сердце.
От медиков идет и учение о темпераментах. Оновыражало стихийно-материалистическое понимание причин индивидуальных различиймежду людьми. Обоснование этих различий гуморальными особенностями вытекало изучения об элементах тела. За основу темперамента индийские и китайские врачипринимали три элемента: воздухообразное начало (у китайцев ци), желчь (иногдакровь) и слизь.
Новые социальные запросы обусловили появлениефилософских школ, хотя и тесно связанных с религией, но вместе с тем пришедшихк рациональному, логическому обсуждению коренных вопросов человеческогосуществования и его отношение к миру в целом.
В основе ряда индийских теорий умственной деятельностилежит идея неразрывной связи органа познания с объектом познания. Эти теориирассматривали несколько форм связи ощущающего органа с объектом.
в индийской литературе издавна различались две формывосприятия: неопределенное (нирвикалпа) и определенное (савикалпа). Первое — чисто сенсорное, дающее непосредственное впечатление о предмете при егоконтакте с органом, второе — расчлененное, воплощенное в речевоых структурах.
В античной психологии, как мы дальше увидим, такжешел поиск переходных моментов от ощущения к мышлению. Но здесь центром анализастали представления, то есть образы, сохраняющие после воздействия предмета наорганы чувств.
Большое место в психологических учениях индусовзанимал вопрос об иллюзиях восприятия, галлюцинациях, сновидениях, а такжевозможностях особого, сверхчувствительного восприятия, изучаемого Йогой.

2. Генезис и характерные черты античнойфилософии
Греция оказалась тем географическим центром, гдевозникла новая форма духовной жизни человечества — философия как попыткаосмысления мира и человека в нем. Эта форма духовной жизни стала вышенепосредственного насущного бытия человека с его биологическими потребностями — установилась окончательная, непреодолимая граница между животным миром ичеловеком.
Из философских размышлений, сформировалась традициярационального мышления, мышления в ключе причинно-следственных отношений.Рациональный, хотя и упрощенный, подход к пониманию мира и человека, убеждение,что естественные явления имеют естественные (а не сверхъестественные)объяснения, открыли желанную возможность контролировать мир, а в конечном счете– господствовать над природой.
Эпоха античности продолжалась с 6 века до н. э. до2-3 века н. э., то есть примерно 8 веков. Внутри нее выделяют три периода схарактерными признаками каждого из них.
Первый период получил название атомистическойматериалистической античности, и для него характерны:
·огромныйинтерес к космосу и создание первых космологических теорий;
·поискпервоосновы мира в виде знаменитых первоэлементов и споры о приоритетности тогоили другого из них;
·одушевлениемира и приписывание ему свойств разумности и справедливости.
Второй период получил название гуманистическойидеалистической античности, и для него характерны:
·интереск человеку, его взаимоотношения с миром;
·созданиеконцепции высшего мира с его идеальными свойствами;
·признаниеразума как высшей человеческой ценности.
Третий период называется периодом позднейантичности, и для него характерны:
·созданиеи переработка религиозной концепции человека;
·существенныеизменения в представлениях о человеке;
·формированиеценностей страдания, эмоциональных и волевых свойств, которые сталиприоритетами над интеллектуальными.
2.1 Психологические идеи позднейантичности
Во 2 веке до н. э. после распада Греции политическими экономическим центром стал Рим, однако культуры завоеванных стран, и особенноГреции, продолжали сильно влиять на Римскую империю. В 1 веке н. э.христианство признается государственной религией Римской империи, а в 4 векевыходит за пределы Рима. Психологические идеи этого периода сильно окрашенырелигиозным, духовным содержанием.
Неоплатонизм Плотина (205-270 гг.) и концепцияэманации души. Плотин — один из крупнейших философов раннего христианства.Религиозные ценности отрешенности, смирения, уединения и погруженности в себяполучили теологическое обоснование в философии Плотина. Концепция мироздания ичеловека в нем, называется эманацией души.
Христианская философия Августина Блаженного (354-430гг). Августин Блаженный — сложная, противоречивая фигура рубежа позднейантичности и раннего средневековья. Значение его как ученого определяется тем,что он открыл новую форму философских размышлений — философствование в вере,полагая, что вера и разум взаимно дополняют друг друга, а понимание — этовознаграждение веры. Августин признавал ложным античный путь познания черезсвободный индивидуальный поиск, основанный на рациональном, утверждая, чтотолько христианский путь, основанный преимущественно на вере, ведет к истине. Сфилософии Августина начинают перелом и разделение теологической и философскойтрадиций.
Душа — самобытная субстанция — не содержит в себеничего материального, созданная богом и бессмертна. Она имеет функции мышления,памяти и воли, отличается от тела совершенством. Душа познает бога, а телопрепятствует этому познанию, поэтому, подавляя чувственные наслаждения, человекпомогает душе совершенствовать свой путь познания. Основу духовной жизнисоставляет воля, из чего следует, что человеческую сущность определяет неразум, а его деятельное начало — активная воля.

3. Философия Нового времени:рационалистический и эмпирический пути познания мира
В 17 веке начали интенсивно развиваться науки.Иоганн Кеплер (1571-1630) дает математическое обоснование открытий Н. Коперникаи завершает революционный переход от теорий кругового движения планет(аристотелевско-птолемеевской) к теории эллиптического движения. Г. Галилейобосновывает ошибочность разделения физики земной и небесной. Англичанин ИсаакНьютон (1642-1727) сводит в единые законы гравитации силы, управляющиеорбитальным движением планет и движением предметов на поверхности Земли. УильямГарвей (1578-1657) доказывает, что кровь в теле человека циркулирует, описываетбольшой и малый круги кровообращения через механические понятия. Роберт Бойль(1627-1695) становится основоположником научной химии. Христиан Гюйгенс(1629-1691) вносит значительный вклад в различные области науки, включаясоздание волновой теории света.
Два направления различаются в подходах к решениюосновных проблем познания:
а) Проблема источников и происхождения знаний.Рационалисты считали, что знание является врожденным, а всеобщие понятия имеютаприорное происхождение — это результат опыта, приобретенного прижизненно.
б) Проблема соотношения чувственного опыта илогического мышления. Для рационалистов приоритетным являлось логическоесуждение.
в) Проблема отношения познавательных процессов кфизическому миру и познаваемости мира. Некоторые представители рационализмастояли на позициях непознаваемости, а эмпирики — преимущественно на позицияхпознаваемости мира.
г) Проблема взаимоотношения психических и телесныхпроцессов. Для рационалистов телесное психическое — это отдельные, несводимыедруг к другу субстанции; эмпирики стояли на позициях дуализма души и тела, илина позициях психофизиологического параллелизма.

Вывод:
Между различными культурами издавна происходил обменматериальными и духовными ценностями, но в настоящее время в отношении многихидей утрачена возможность выяснить, возникли ли они на почве данной культурыили оплодотворили ее, будучи усвоены от других. Так, например, представление окровообращении как главном факторе телесной и психической жизни разрабатывалосьв Вавилоне, Египте, Китае, Индии, Греции. Но кому принадлежит приоритет икаковы были пути передачи этого учения (в том случае, если оно не возникло уодного народа независимо от другого), остается невыясненным.
То же можно сказать и про учение об основныхэлементах мира, определяющих материальный состав организма и характер егофункций.
Общие закономерности развития психологических идейна Востоке и на Западе одни и те же. Повсюду зарождение и эволюция научныхпредставлений находились в зависимости от опытного изучения организма как частиприроды. Повсюду эти представления пробивались сквозь мистико-религиознуюдогматику, подавляющую свободное исследование.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.