Реферат по предмету "Психология"


Исследование эмоционального опыта в психологии личности

Исследование эмоционального опыта в психологии личности/>

Введение
 
Чтобы понятьчеловека, мы должны иметь представление не только о его мыслях, но и очувствах. Только имея представление об эмоциональном опыте человека, мы можем сопределенной долей уверенности говорить о том, что мы знаем, каков он. Вэмоциональных реакциях проявляются ценности и цели человека. Они отражаютбазовые биологические тенденции, а так же социально приобретенные представленияо мире и о себе. Они раскрывают те аспекты личности, которые человек, возможно,хотел бы скрыть от других. Понимание эмоций – ключ к пониманию личности.
Исследование эмоционального опыта в психологии личностинеобходимо, каким бы оно ни было трудным. Контроль и регулированиеэмоциональных реакций – одна из основных задач личностного развития; вдействительности социальные и межличностные навыки человека наиболее четкопроявляются при попытке управления своим поведением в ситуации стресса илиугрозы. Вариации в эмоциональных системах рассматриваются как ключевые элементыиндивидуальных различий в экстраверсии и нейротизме. Изучение эмоций помогаетпонять внутриличностную согласованность в личностном функционировании,поскольку переработка эмоционально значимой информации – это наглядный примертого, как физиологические и когнитивные механизмы взаимодействуют друг с другоми таким образом начинают функционировать как согласованные, интегрированныеличностные системы. Наконец, исследования эмоций в нашей жизни позволяютполучить информацию не только о нормальном личностном функционировании, но и опсихических расстройствах.
Цель работы – рассмотреть роль эмоций в жизни человека.
Задачами работы является изучение основных видов эмоций человека,таки как гнев, радость, аффект, настроение, страх.

1. Психологические теорииэмоций
Многочисленнымифизиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональноесостояние. На протяжении истории развития данной области психологических знанийне раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме стеми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков,сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явиласьповоротным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, вчастности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принципприменим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитиюживого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти несуществует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональныхсостояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов ислепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, котораяполучила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились впроцессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительныемеханизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни.Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, вчастности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть нечто иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.
Идеи Ч.Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологииширокую известность. Ее авторами явились У. Джемс и К. Ланге. Джемс считал, чтоопределенные физические состояния характерны для разных эмоций – любопытства,восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения былиназваны органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения потеории Джемса–Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человекачерез систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживаниесоответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходятхарактерные для эмоций изменения в организме и только затем – как их следствие –возникает сама эмоция.
Альтернативнуюточку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У.Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения,наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожидруг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполнеудовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональныхпереживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемси Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того,представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые оченьмедленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают иразвиваются довольно быстро.
Самым сильнымконтраргументом Кеннона к теории Джемса–Ланге оказался следующий: искусственновызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг непредотвращает возникновение эмоций. Положения Кеннона были развиты П. Бардом,который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональныепереживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.
В болеепоздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозгасобственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, агипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах,проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями наэти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев,страх (Х. Дельгадо).
Психоорганическаятеория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса–Ланге иКеннона–Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологическихисследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея–Хебба.Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярнойформации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствиенарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральнойнервной системы. Активационная теория базируется на следующих основныхположениях:
1.        Электроэнцефалографическаякартина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением такназываемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярнойформации.
2.        Работаретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональныхсостояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.
Вслед затеориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов,появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека.Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенноена нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоциональногопереживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую,выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека иуспешностью его практической деятельности.
Для каждогочеловека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональнойвозбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальныйуровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов:от особенностей выполняем мой деятельности, от условий, в которых онапротекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого.Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивациидеятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делаетпрактически неуправляемой.
У человека вдинамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органическиеи физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы(когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложеныновые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностямикогнитивных процессов.
Одной изпервых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда,когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются вжизнь, т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным,согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательныеэмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми идействительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствиеили диссонанс.
Субъективносостояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт,и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояниякогнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания ипланы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, илипопытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежнимиожиданиями. В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередкоиспользуется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия вразличных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основногомотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивнымфакторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чеморганическим изменениям.
Доминирующаякогнитивистская ориентация современных психологических исследований привела ктому, что в качестве змоциогенных факторов стали рассматривать также исознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценкинепосредственно влияют на характер эмоционального переживания.
К тому, чтобыло сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом,К Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С.Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память имотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получиланазвание когнитивно-физиологической.
Согласно этойтеории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов ипорождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человекаи оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов ипотребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоцийявляется влияние на переживания человека словесных инструкций, а также тойдополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для измененияоценки человеком возникшей ситуации.
В одном изэкспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивнойтеории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральныйраствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том,что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом –состояние гнева. После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых черезнекоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать,спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, окоторых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.
Было показанотакже, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в тойили иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиесялюди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека кчеловеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемыхэмоциональных переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому онсопереживает.
Отечественныйфизиолог П.В. Симонов попытался в краткой символической форме представить своюсовокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Онпредложил для этого следующую формулу:
Э = F (П,(Ин-Ис,…)),
где Э – эмоция,ее сила и качество; П – величина и специфика актуальной потребности; (Ин – Ис) –оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основеврожденного и прижизненно приобретаемого опыта; Ин – информация о средствах,прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис – информацияо средствах, которыми располагает человек в данный момент времени. Согласноформуле, предложенной П.В. Симоновым (его концепция также может быть отнесена кразряду когнитивистских и имеет специальное название – информационная), сила икачество возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силойпотребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации. 

2. Основные виды эмоций
 
2.1 Гнев
Чаще всеговспышки неконтролируемого гнева говорят о внутренних проблемах. Никто непоявляется на свет обозленным. Гнев рождается из крушения надежд и планов.
Не исключено,что причина кроется в сильной усталости. Ведь хроническое переутомление можетзапросто превратить даже ангела в нервного монстра. Наступает момент, когдачеловек начинает неадекватно реагировать на внешние раздражители, выплескиватьагрессию на окружающий мир. А все оттого, что ему просто очень трудно отвыкнутьот работы.
Посоветоватьтаким неисправимым трудоголикам, практически нечего. Потому что ни к одному изсоветов они на самом деле не прислушиваются. Пока человек не осознает, чтопричина его повышенной раздражительности кроется в его же усталости, ничего неизменится. Реальные пути выхода из такой ситуации появятся только, когда онпризнается самому себе, что работа стала для него самоцелью, средством спасенияот душевного одиночества.
Депрессия иусталость – это не единственные причины хронической вспыльчивости. Дисфория,или синдром испорченного настроения, может возникнуть и на фоне общейнеудовлетворенности жизнью. Например, к психологу обращается незамужняя женщинас проблемой, которую называют эффектом открытой форточки. Ее раздражаютколлеги, постоянно закрывающие в комнате открытое окно.
На самом жеделе оказывается, что причиной постоянных конфликтов служат обычные разговорыженщин о семье и детях. Проблема женского одиночества трансформировалась впроблему форточки и нашла свой выход в раздражительности.
Другойпример. Женщина не ладит со своим мужем, не может примириться с егонедостатками. Но и не уходит. Почему? Просто потому, что не может жить беззаботы о нем, даже несмотря на то, что он, к примеру, неисправимый алкоголик.
Естественнаяпотребность в любви и привязанности приобретает в этом случае навязчивый,невротический характер. Она мирится со всеми недостатками мужа, пытаетсясгладить неизбежные конфликты и доводит себя, таким образом, до невроза идепрессии.
Главное здесь– осознать причину. Женщина не может бросить мужа не потому, что очень еголюбит. Просто она получает свою выгоду от таких отношений и реально не можетпоступать по-другому. Женщина обязательно должна иметь свободу выбора. Ту, прикоторой она может решить, оставаться ей с этим человеком или нет. Сможет ли онавыработать другие формы поведения или им лучше расстаться.
Если тебявдруг начинают раздражать окружающие, – это может происходить в том случае,когда естественная потребность в самоутверждении превращается в невротическую.Ты начинаешь постоянно сравнивать себя с другими и даже провоцируешь ситуации,которые подтверждают твое превосходство. А все потому, что многим из насприятно жить с чувством, что ты выше других. Уверенному человеку не нужносравнение, он в нем не нуждается. А вот если есть внутренняя проблема ссамооценкой, то тогда и появляется эта невротическая потребность.
Как и впредыдущем случае, первый шаг на пути к выздоровлению – осознание этойтенденции. Нужно разобраться в себе: почему меня не любят, почему я так делаю –ставлю себя выше других людей? Но это сложная работа, лучше ее проводить подруководством психотерапевта.
Гнев опасен,он является источником некоторых проблем со здоровьем, таких, как головнаяболь, депрессия, гипертония, нарушения сердечной деятельности, язва. С другойстороны, гнев – это форма энергии. Умело направленная, она способствуетпродвижению в делах. Это своего рода импульс, который дает нам возможностьнайти лучшую работу и выбрать лучшую жизнь.
Но для этогонужно спросить себя: «Почему я так зол? Почему меня что-то раздражает?».Признайтесь себе, что вы разозлились. Ведь чаще всего мы отрицаем этот фактдаже наедине с собой. Проанализируйте свой гнев. Задумайтесь – а соответствуетли он ситуации?
Научитесьуправлять своим гневом. Возможно, вы просто попали в ситуацию, изменить которуюне в силах. Постарайтесь ее принять. Дышите глубже. Расслабьтесь. Но если свами несправедливо обошлись, скажем, на службе, то гнев может работать на вас.Исследуйте все возможности и перспективы, начните активные поиски новой работы.Главное, не тратьте драгоценную энергию на бурное переживание несправедливостисвоего положения. Сосредоточьтесь на решении проблемы, и гнев станет вашимсоюзником.
10способов преодоления гнева
1. Оттянитевремя. Посчитайте до десяти.
2. Отойдите всторону от человека, вызвавшего вспышку гнева. Лечит не только время, но ирасстояние. Пройдитесь пешком или сделайте гимнастику. Движение помогает.
3. Еслидействительно ничего нельзя изменить, оставьте все как есть.
4. Не будьтеслишком категоричны. Старайтесь не использовать в споре такие слова, как«никогда», «всегда».
5. Слушайте.В чем-то вы можете ошибаться. Но вы поймете это, только если сможете унять своераздражение, пока слушаете собеседника.
6. Если высердитесь на любимого человека, обнимите его. И постарайтесь выразить искренниеположительные чувства. Если вам не хочется этого делать, то тем больше причинпоступить именно так.
7.Извинитесь. Ошибки – это естественная и весьма ценная часть нашей жизни. Когдамы пытаемся скрыть их, то обычно терпим неудачу. Скажите «я извиняюсь», когдавы понимаете, что допустили бестактность. Это простое признание уменьшит вашгнев.
8. Смотритевперед. Полезно спросить себя: «Что самого худшего я могу ожидать в даннойситуации?». Ведь большинство из причин нашего гнева – всего лишь мелкиераздражители. Между ними и действительной бедой лежит целая пропасть.
9. Опишитесвой гнев. Фиксируйте и описывайте все случаи, когда вы разозлились – чтоименно случилось, почему вы разозлились, как вы себя при этом чувствовали.Делайте это в течение трех-четырех недель.
10. Попроситео помощи. Если у вас есть установка на гнев-то есть вы предрасположены злиться,– помощь друзей и родственников вам потребуется. Способность попросить осодействии – признак силы и зрелости, а не слабости, как думают многие.
2.2 Радость
Радость– чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, веселое настроение.
Радостьзанимает не более 25 % в окраске жизни человека, а в случае с «радостнымгневом» «незапятнанной радости» может вовсе не остаться. При значительномнедостатке положительных эмоций жизнь личности приобретает вид серыхбеспросветных будней, в которых периодически возникают скандалы, потасовки, ипостоянно гложет тихая злоба. Складывается ситуация, когда окружающий мирстановится безусловно агрессивным по отношению к индивиду.
12советов для получения положительных эмоций
1.        Старатьсяпросыпаться утром в наиболее приятное для вас время (лучше перед самымрассветом), для этого рассчитывать сон не менее 7 часов (в среднем), а послестрессов не менее 9 –12 часов.
2.        Есливы проснулись в приподнятом настроении, постарайтесь продлить это состояние ещенесколько мгновений.
3.        Еслиу вас бывают периоды немотивированной радости, т. е. не связанной с событиямижизни, цените их и считайте самым ценным эликсиром.
4.        Смотритена мелочи жизни с точки зрения Тибетских лам: «Я с этим сталкиваюсь, но моядуша выше этого».
5.        Старайтесьчаще радовать тех, кто с вами рядом, так как от них зависит, в какойэмоциональной атмосфере вы будете обитать.
6.        Искреннерадуйтесь успехам близких и друзей, это добавит вам здоровья.
7.        Старайтесьчаще слушать ваши любимые мелодии и инструментальную музыку (хардроковыекомпозиции повышают уровень агрессивности и деформируют электрическуюактивность мозга), а еще лучше петь или играть самому.
8.        Еслипоявилась злоба или гнев, их необходимо израсходовать, желательно спомощью тяжелого физического труда (до ощущения сильной усталости и отсутствияэмоций).
9.        Старайтесьвсегда говорить правду (это значительно повышает вашу самооценку), особенно вотношениях с друзьями и родственниками. Ложь во спасение чаще убивает, чемспасает.
10.     Всегдацените искренние дружеские отношения выше любых материальных благ и выгод.
11.     Победительссор чаще страдает «неизлечимыми» заболеваниями, чем побежденный.
12.     Исовет для женщин: Если вы в плохом настроении, злитесь или в гневе, пусть лучшекто-то другой приготовит ужин, или все ложатся спать на голодный желудок (этополезнее чем переводить продукты на вредную для здоровья стряпню).

2.3Аффект
Аффекты(от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильные эмоциональныепереживания, которые возникают в критических условиях при неспособности найтивыход из опасных и неожиданных ситуаций, и которые сопряжены с выраженнымидвигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживаниювсех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческихреакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы,которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин,при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшейаффект.
Аффект– сильное и относительнократковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важныхдля субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженнымидвигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.Отличительная черта аффекта ослабление сознательного контроля.
Подаффектом неадекватности понимается чрезмерная защитная реакция на неуспех,порожденная столкновением завышенной самооценки и реальных возможностей.Завышенные притязания в каком-либо важном для ребенка виде деятельности ипотребность сохранить их при неуспехе побуждают его либо игнорировать свойнеуспех, либо искать причины неуспеха вовне.
Дети,у которых аффект неадекватности устойчив, называются аффективными. Аффективныедети обычно находятся в постоянном конфликте со сверстниками и учителем.Поэтому аффективные дети самыми разными путями стремятся компенсировать своеплохое положение, привлечь к себе симпатию и внимание и тем самым удовлетворитьсвои притязания на хорошее положение, оправдать свою самооценку. Это ставиттаких детей в особую зависимость от мнения, одобрения, оценки группы. Этазависимость выражается в двух крайних формах: в максимальной податливостивлиянию группы и в негативистическом сопротивлении ее влиянию.
Огромная силаи яркость аффекта соединяются с кратковременностью его протекания. Это бурнаявзрывная реакция, быстро себя изживающая. Нередко в состоянии аффектаизменяются обычные установки личности. Многое из происходящего воспринимаетсянеобычно, в совершенно ином освещении, происходит ломка привычного поведения. Всостоянии аффекта суживается объем сознания: оно направлено на ограниченныйкруг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием.
Находящийся всостоянии аффекта человек нередко плохо сознает, что делает. Он не можетсдержать себя, не предвидит результатов своей реакции, оказывается настолькопоглощен своим состоянием, что плохо оценивает характер и значение содеянного.
К аффектамсклонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения. Однакочаще всего аффекты проявляются у людей невоспитанных, развязных, истеричных, непривыкших контролировать свои чувства.
Очень труднопроявить волевую регуляцию во время протекания аффекта. Однако возможнопредотвратить возникновение аффекта, не доводя свое состояние до бурнойвспышки. Мобилизация волевых усилий, изменение обстановки, сознательный переводэмоциональной энергии на другую деятельность способствует предотвращениюаффекта.
Существуютаффекты, которые носят положительный характер. Их вызывают радостные событияличной жизни или обстоятельства большого общественного значения.

2.4 Настроение
Настроениеможет быть обусловлено биохимическими сдвигами в организме. Настроение и эмоцииимеют отчетливую функциональную связь, поскольку настроение предрасполагаетчеловека к переживанию отдельных эмоций. Наконец, эмоции и настроение могутвыполнять разные функции в организме. Эмоции влияют преимущественно надействия, подготавливая организм к определенным адапционным реакциям, тогда какнастроение влияет преимущественно на когнетивную сферу, переключая процессывнимания и оценивания стимулов.
Акцентна настроении частично отражает практическую трудность валидной оценки эмоций.Есть и более существенные причины сосредоточения на настроении. Переживаниеинтенсивных эмоций – это довольно кратковременные и редкие события. Большуючасть нашего опыта составляет фоновое настроение, а не специфическиеинтенсивные эмоции. В действительности настроение есть всегда, обеспечиваяэмоциональный фон всему, что мы делаем.
Еслипопросить человека задуматься о вариациях в настроении, он, скорее всего,отметит, что настроения отличаются по знаку. Настроение может быть хорошим иплохим. Таким образом, для описания эмоциональных вариаций существеннымявляется двухполюсный параметр позитивности / негативности. Вторая осьэмоционального пространства характеризует вариации в возбуждении,сопровождающем различные эмоциональные состояния.
Бываютмоменты, когда ситуация представляется безысходной, когда результат выглядитничтожным, а усилия – тщетными, когда общение с миром и с людьми приноситбольше боли, чем радости. Бывает, что самые близкие люди отказываются понимать,и действуют так, будто нарочно хотят причинить страдание. Бывает так, чтомечешься, как в заколдованном круге, и не можешь добиться улучшения. Но выходесть всегда! И часто в конце концов оказывается, что он рядом. Надо толькознать, как его найти… Трудно представить себе счастливчика, который за всюжизнь не пережил ни одного тяжелого периода. Причины могут быть разные – несчастнаялюбовь или неудача в карьере, неожиданное «лобовое» столкновение споследствиями своих прошлых грехов или глупостей. Жизнь иногда преподносит намудары настолько сильные и внезапные, что на первых порах об активном ипозитивном отреагировании просто не может быть и речи. Слишком остра душевнаяболь. Настолько, что главной проблемой становится уже не внешняя ситуация, асобственные внутренние ощущения. Природа устроила нас мудро, и даже в самыхтрагических случаях со временем боль слабеет. Но нельзя ли предпринятьчто-нибудь, чтобы скорее выйти на свет? Чтобы вернуть себе способность сновадействовать эффективно?
Конечно,двух одинаковых кризисов не бывает, как не бывает двух одинаково несчастныхсемей, и лучшего эффекта можно добиться лишь при индивидуальной работе. Но всеже во всех кризисных ситуация есть и что-то общее, что позволяет говорить опроблеме в целом.
Какиеже средства душевной анестезии, и душевной скорой помощи можно посоветоватьтем, кому сейчас тяжело?
Всамый тяжелый период, обычно сразу после удара, возникает непреодолимое желаниескрыться, исчезнуть, бежать от боли. Тут приходит на ум пушкинский рецепт на случай«черных мыслей»: Откупори шампанского бутылку, иль перечти «Женитьбу Фигаро».Против первого варианта следует возразить категорически. Одно из правилупотребления алкоголя (для тех, кто не в состоянии отказаться от него вообще)предписывает ни в коем случае не пить «с горя», при депрессии. А второй вариантможет оказаться спасительным. Старая любимая книга, любимое видео, перенесетвас на час – другой в мир грез, а там, глядишь, станет и полегче. Может дажеудастся взглянуть на ситуацию более трезво и отстраненно. Если Вы не всостоянии читать или смотреть кино, или если у вас нет такой возможности, можетпомочь очень долгая прогулка, а если говорить не о часах, а о днях, то хорошобудет куда-нибудь съездить. Но в любом случае, опасайтесь напугать своихблизких – ваши проблемы, это ваши проблемы, да и излишняя забота можетоказаться в тягость.
Средствопервое: Покиньте мир. Но не надолго.
Острыйпериод миновал, но много легче не стало. Мрачное настроение периодическинаваливается на вас, превращая жизнь в ад. Хорошо тому, у кого есть друг скоторым можно поделиться. А если это не в вашем характере – перекладывать накого-то свои проблемы? Начните вести дневник. Это не только идеальныйсобеседник. Вы сможете лучше осознать проблему, излагая ее на бумаге. Но и этоне главное преимущество. Когда кризис пройдет (а пройдет он обязательно!), невыбрасывайте свои записки. Храните их и тогда, по прошествии многих лет васможет ожидать удивительное открытие. Ситуации часто повторяются. Сейчас Вам недо этого, но пройдут годы, и Вы положите перед собой два дневника, старый инынешний, и увидите, что одни и те же чувства у вас вызывают совершенно разныелюди. И, сделав еще один шаг к мудрости, Вы поймете, что дело – в вас. Такоелечение часто оказывается радикальным.
Средствовторое: Ведите записи.
ЕслиВам и правда так тяжело, если вас посещают мысли о бегстве, или даже осамоубийстве, если появилось желание «бросить все, отпустить себе бороду ибродягой пойти по Руси» – оцените все то, что Вам пришлось бы оставить, уходя.Мысль о бегстве всегда спасительна. Каждый из нас, теоретически, имеет право натакой романтический шаг – обрубить все концы и начать новую жизнь где-нибудь насевере, или в горячей точке. Каждый человек имеет некоторые шансы, даже начинаяс нуля. Но насколько больше ваши возможности сейчас, когда у вас есть… Я незнаю ваших активов, но в любом случае они больше, чем ничто, и, почти всегда,несравненно больше даже того, чего Вы лишились (или не смогли приобрести).Оцените то, что у вас осталось, будь то имущество, родственники, здоровье илиобразование, и Вы поймете, что отчаяние так же нелепо, как самоубийствобизнесмена, потерявшего два миллиона из трех.
Средствотретье: Оцените, что у вас осталось.
Каждоевладение, материальное ли, духовное ли, помимо преимуществ, приносит своипроблемы и неудобства. Иногда это может прозвучать кощунственно, но в самойтяжелой потере всегда есть какие-то плюсы. Подумайте об этом. Подумайте обобретенной свободе, о полученном опыте, о том, что отчаяние можно обратить вэнергию, которая принесет Вам больше того, что Вы потеряли. И как бы тяжело небыло ваше состояние сейчас, эти мысли станут первым шагом к новой жизни.
Средствочетвертое: Найдите хорошие стороны в вашей проблеме.
2.5 Страх
Страх– эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальномусуществованию индивида и направленная на источник действительной иливоображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемыхреальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при ихпредвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживаниястраха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь,испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным,возникающеесостояние называется тревогой. Функционально страх служитпредупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточитьвнимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когдастрах достигает силы аффекта(панический страх, ужас), он способеннавязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). Всоциальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания:например, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляцииповедения. Неадекватные реакции наблюдаются при различных психическихзаболеваниях.
Страхчерной тенью всегда сопровождал человечество, отчасти менялись только некоторыесюжеты. Например, почти неизменным в течение тысячелетий оставался страхтемноты, смерти и бедности, чуть меньше стали пугать людей природные явления инекоторые болезни, с которыми научилась бороться медицина. Но на смену грознойнекогда оспы пришел вирус СПИДа, и пошатнувшееся было равновесие между страхоми надеждой вновь вернулось к исходному уровню. Меньше стали бояться домовых,чертей и приведений, но их место занимают зомби и коварные пришельцы изкосмоса.
Вконце 1989 года группой социологов была разработана программа под условнымназванием «Советский человек», в рамках которой были определены темы наиболееактуальных страхов населения страны. В процентном соотношении картина опроса натему «Чего Вы больше всего боитесь?» выглядела следующим образом (всокращении):
болезниблизких 60
войны48
Стихийныхбедствий 42
болезней41
старости30
произволавластей 23
боли,мучений 19
бедности17
собственнойсмерти 15
преступников15
гневабожьего 8.
Напервых пяти позициях в этом списке – страхи общечеловеческие, с которыминикакой прогресс не справится. Во «втором ряду» занимают места страхи, которыеименно с этим прогрессом и связаны. Примечательно, что в нашем обществе страхперед произволом властей (усиленный опасениями насчет возврата к массовомутеррору) распространен больше, чем страх перед преступниками. Как показаланализ, с ростом образования ослабевают страхи «первого ряда», а также страхгнева божьего, зато растут страхи перед болью, унижением, произволом,репрессиями, то есть перед искусственно созданными социогенными факторами.Человек боится самого себя, того, что создано его руками.
Еслираньше человек испытывал страх перед силами природы, будучи защищенным переднею, угрожающими демонами и могущественным богом, то теперь мы боимся самихсебя.
Когдаспустя несколько лет – в 2002 году опрос повторили, то выяснилось, что картинаактуальных страхов несколько изменилась. Больше всего тогда людей тревожилобудущее детей, далее располагались преступность, анархия, гражданская война,смерть и болезни близких, потеря работы, бедность, голод, возврат к массовымрепрессиям, старость, собственная смерть. самое неприятное, что своейобыденностью и повседневностью эти страхи определяли им жизнь, пропитывая тканьих существования. причем, что касается всех россиян – от бомжей, боящихсямилиции, до респектабельных банкиров, живущих под прицелом снайперской винтовкикиллера. Так, на вопрос журналиста Каралова: «А вам жить не страшно?» – почетныйгражданин Санкт-Петербурга, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев с виноватойулыбкой признался: «Жить не страшно. Страшно в свой подъезд входить…»
 

Заключение
Запоследние годы были сделаны большие успехи в исследовании психических ифизиологических механизмов эмоционального реагирования. Полученные результатыпредставляют непосредственный интерес для персонолога, помогая понять то, какотдельные психические процессы функционируют в качестве интегрированных систем,порождающих индивидуальные различия, а также внутрииндивидуальные вариации исогласованность личностного функционирования. Процессы когнитивной оценки,физиологические механизмы, опосредующие реакцию организма на внешние угрозы,механизмы выражения эмоций, сигнализирующие другим о намерениях индивида, исубъективные эмоциональные переживания – все это взаимодействующие системыличности. Каждая из этих систем может обеспечивать индивидуальные различия вэмоциональной сфере и кросс-ситуационные вариации в эмоциональных переживанияхконкретного человека.
Значениеэмоциональных состояний в личностном функцинировании намного шире, чемпроблемы, рассмотренные в данной курсовой работе. Эмоциональное состояниевлияет на когнитивные процессы, такие как принятие решений, воспроизведение иоценка событий. Эмоциональное состояние играет ключевую роль в мотивации исаморегуляции, особенно в связи с тем, что значительная часть усилий посаморегуляции направлена на поддержание или избегание определенныхэмоциональных состояний. Эмоциональное состояние может быть настольконеприятным, что человек вытеснит его за пределы сознания. 

Библиографический список
1.    ГрановскаяР. Элементы практической психологии. Л.: ЛГУ, 1988.
2.    ГуберманИ. Чудеса и трагедии черного ящика. М.: Знание, 1961.
3.    ДелюмоЖ. Ужасы на Западе. М.: Голос, 1994.
4.    ИзардК.Э. Психология эмоций. СПб: Питер, 1999.
5.    КонорскиЮ. Интегрированная деятельность мозга. М.: Мир, 1970.
6.    Краткийпсихологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. М.:ИНФРА-М, 2003.
7.    ЛитвакМ. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
8.    МечниковИ. Пессимизм и оптимизм. М.: Знание, 1989.
9.    Психологияличности / Дж. Капрара, Д. Сервон. – СПб: Питер, 2003.
10.   Реан А.А. Психологияизучения личности. – СПб., 1999. – 467 с.
11.   Риман Ф. Основные формыстраха. М.: Алетейа, 1999.
12.   Рыбаков А. Страх. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
13.   Симонов В.П. Что такоеэмоция? М.: Наука, 1966.
14.   Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент.Характер. Личность. М.: Наука, 1984.
15.   Столяренко Л.Д. Основыпсихологии. Ростов-на-Дону, 1995.
16.   Тарасов Л. Чудо в зеркалеразума. Л.: Лениздат, 1989.
17.   Франкл В. Человек впоисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
18.   Щербатых Ю.В. Искусствообмана. М.: Эксмо-Пресс, 1998.
19.   Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И.Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж,1998.
20.   Щербатых Ю.В. Психологиястраха: популярная энциклопедия. М.: Издательство Эксмо, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :