Голицынский военный институт ФПС РФ
кафедра психологии и педагогики
Факультет заочного обучения
отделение психологии
Реферат студентки 3 курса КотовойЕ.М.
Тема: “ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯНАУЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ”.
Научный руководитель: Колесников И.И.
Голицыно –2001 год
План.
Введение.
1.Становление зарубежной психологии.
2. Историяроссийской социальной психологии.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Все исторические документы, свидетельствующие о появлениинаучной дисциплины, предметом которой является социальное поведение человека,относятся к одному веку – веку нынешнему. И за этот короткий срок молодой наукеудалось проникнуть в глубинную сущность таких сложных явлений, как человеческиеубеждения и иллюзии, любовь и ненависть, конформизм и независимость многое вповедении человека еще остается загадкой, но уже сейчас социальная психологияможет предложить ответы на далеко не простые вопросы: что побуждает людей то причинять вред, то помогать другдругу? Отчеговспыхивают социальные конфликты и каким образом сжатый кулак может бытьпревращен в руку помощи?
Социальная психология углубляет наше представление о самихсебе, делает нас более чуткими к социальным влияниям.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключенияи списка литературы.
Основная часть включает в себя 2 вопроса. В первомрассматривается история становления зарубежной психологии.
Во втором вопросе – рассказывается о российской историисоциальной психологии.
В заключении делается вывод о важности социальной психологии.
I. Становление зарубежной психологии.
Задолго до возникновения научнойсоциальной психологии люди стали задумываться над вопросами влияния обществана поведение человека, взаимодействия людей в различных группах. Эти вопросыбыли вызваны потребностями практики — поисками наилучших форм организациилюдей в политической, военной и хозяйственной сферах деятельности.
Многие исследователи отмечают наличие элементовсоциально-психологических знаний в лоне самых разных философских концепций.Большинство проблем социальной психологии зародилось в философских системахдревности. Родоначальником этих проблем считают Платона. Он, рассматривая всвоих трактатах социальное поведение человека, исходил из его физиологическойприроды, объединяющей в себе три части: голову, сердце и живот. В зависимостиот преобладания той или иной части различаются и индивидуальные характеры людейи, соответственно, их предназначение в обществе. Так, у философов преобладаетум, у воинов — воля, мужество, у ремесленников — телесные вожделения. Наподобной основе Платон различает и отдельные народы.
Философию Аристотеля в целом называют порой «социологическиориентированной», поскольку он рассматривал человека как «социальноеживотное». В противоположность взглядам Платона, считавшего первичным мирлюдей, дающий основу для познавательной деятельности человека, Аристотельутверждал, что человек не может развиваться нормально вне воздействий состороны внешнего мира, общества. Аристотель разделял общество на аристократию(лидеров) и народные массы. При этом принадлежность к тому или иному социальномуклассу обусловлена врожденным психологическим складом человека. Когда ондействует в роли, наиболее соответствующей его природному складу, тоиспытывает состояние счастья. Поэтому желаемым обществом является такое, котороеспособствует осуществлению психологической натуры человека. Аристотель считал,что государственное устройство видоизменяется в соответствии с потребностями иприродой людей, живущих в данном обществе. Платон, наоборот, рассматривалгосударственное устройство как некий абсолют, установленный для всех людей привсех условиях. Таким идеалом, по Платону, является господство аристократии.
В трудах философов античности можно обнаружить немало мыслейоб идеальной личности и идеальном образе жизни, особенностях взаимовлияниялюдей в обществе. Многие из этих идей послужили исходной основой для разработкисоциально-психологических концепций в более поздние времена.
Философыпрошлого в течение продолжительного периода сосредоточивали свое внимание натом, какова сущность человека, является ли он по своей природе «хорошим» или«плохим».
Вфилософии нового времени нельзя упустить такие имена, как Гоббс, Локк, Руссо,Гегель.
Английский философ Т.Гоббс (1588-1679) считал, что люди всилу своей натуры проявляют тенденцию к враждебности по отношению друг к другуи «борьба всех против всех» является естественной для человечества. Поэтомутолько развитие Левиафана, или своеобразного супергосударства, можетпредохранить людей от взаимного уничтожения. Человек, лишенный упорядоченногообщества, по словам Гоббса, был предоставлен жизни «одинокой, жалкой, опасной,тупой и короткой». Гоббс проявлял пренебрежение к законности или морали, когдакасался прагматических вопросов эффективности государства, основанного насиле.
В XVIII в. идеи Гоббса получили сравнительно широкоераспространение. Такие философы, как Руссо, Кант, Дидро придерживались вере вестественную доброту человека. Они считали, что человек по своей природе добр,и именно общество портит его, формируя негативные черты. Поэтому эти философы подвергли критике взгляды Гоббса. Последователи Гоббса называли сторонниковэтой позиции «романтиками», полагая, что их собственный взгляд на природучеловека является «реалистическим».
Важнойвехой становления социальной психологии как науки были работы французскогофилософа О. Конта (1798-1857). Порой его даже называют «единственным отцом социальнойпсихологии». В 1854 г. в последнем томе своей «системы позитивной психики»Конт заявил о своем намерении создать «систему позитивной морали», имея в видупод этим термином, по сути, социальную психологию. Однако он не успелосуществить свой замысел.
Конт обратил внимание на следующий парадокс: как человекможет в одно и то же время воздействовать на общество и сам формироваться подего влиянием? По мнению Конта, психика человека развивается только в обществеи он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения.Конт являлся также основателем методологии позитивизма, в соответствии скоторой при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимоиспользовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественногомира. Несмотря на известную ограниченность такого подхода, он обеспечилопределенную основу для возникновения эмпирического направления в областисоциальных наук.
Во второй половине XIX в. интерес к социально-психологическойпроблематике возрастает в разных странах. В Германии формируется научная школа,сосредоточившая свое внимание на изучении психологии народов.
Теоретическими источниками ее послужили: учение Гегеля онародном духе и идеалистическая психология Гербарта. Непосредственнымисоздателями теории психологии народов выступили М. Лацарус (1824-1903) иязыковед Г. Штейнтал. В 1859 г. был основан журнал “Психология народов и языкознание”,где была опубликована их статья “Вводные рассуждения о психологии народов”. Вней была сформулирована мысль о том, что главная сила истории – народ, или “духцелого”, который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах и т.д.Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психическойсвязи. Задача состояла в том, что бы познать сущность духа народа, открытьзаконы, по которым протекает духовная деятельность народа.
Идеи психологии народов получили развитие в работах «отца психологии» В. Вундта(1832-1920). К сфере изучения «народной психологии» Вундт относил «те психическиепродукты, которые создаются вследствие общественного характера человеческойжизни и поэтому необъяснимы только исходя из индивидуального сознания»1[социальная психология в трудахотечественных психологов. Свенцицкий А.Л. изд-во ПИТЕР, 2000, с – 25]. Так, он считал, что языки, мифы иобычаи по своему происхождению социальны. В соответствии с этим объектом социально-психологическогоисследования должен выступать язык, миф, обычай.
В конце XIX — начале XX в. ведется активный исследовательскийпоиск движущих сил, определяющих социальное поведение. Характерной чертоймногих работ этого периода было выделение того или иного доминирующего факторапри анализе социально-психологической проблематики. Подобное упрощение сводилоосновы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У.Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание Г. Лебон —внушение, У. Джеме — привычку, У. Макдугалл и У. Троттер — инстинкт, Э.Дюркгейм — «коллективное сознание».
С точки зрения Г. Тарда, социальное поведение не имеет другогообъяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Он, исходя из логическогоанализа различных форм социального взаимодействия, доказывал, что их основусоставляет ассимиляция индивидом установок, верований, чувств других людей.Внушенные извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности.
Именно эта идея была усвоена непосредственным создателемпсихологии масс Г.Лебоном. Преимущественное внимание он уделял проблемепротивопоставления масс и элит общества. По его мнению всякое скопление людей –это масса, толпа. Масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична. В нейсамостоятельность личности утрачена, критичность ума и способность суждениярезко снижены. Поэтому массе нужен вождь, роль которого выполняет элита.
Большое влияние на развитиесоциально-психологической мысли оказали труды английского естествоиспытателяЧарльза Дарвина (1809-1882). В соответствии с принципом естественного отбора,который был им сформулирован, в «борьбе за существование» выживают особи«наиболее приспособленные». Хотя Дарвин приписывал человеку природную агрессивность,он тем не менее признавал роль социальных воздействий в формированиинравственных качеств человека. Дарвин подчеркивал свою веру в моральную исоциальную эволюцию человека, осуществляемую благодаря социальным и культурнымфакторам.
Многие последователи Дарвина обратились к его теории эволюцииорганического мира, чтобы использовать ее как основу для объяснения социальныхи социально-психологических явлений. На этой почве возник социальный дарвинизм,который делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных имежгрупповых конфликтов, хотя сам Дарвин был далек от такой мысли. Основателемсоциального дарвинизма является английский философ и социолог Г. Спенсер(1820-1903), выступивший со своими собственными эволюционными идеями ипредвосхитивший точку зрения Дарвина. Спенсер использовал дарвинизм, чтобыдоказать превосходство одних социальных групп над другими. Исходя из этого, оноправдывал войны, политику колониализма и вообще любые действия, которыеподразумевают конкуренцию или конфликт. Вслед за Спенсером многие мыслителивторой половины XIX в. считали расовые, этнические, национальные и классовыеразличия людей функцией биологических факторов, обусловленных эволюционнымипроцессами естественного отбора. Идеи социального дарвинизма развивают воФранции А. Фуле, А. Эспина, Р. Вормс, Ж. Лапуж, в Англии — У. Баджот, в Австрии- Л. Гумплович и Г. Ратценхофер, в США — Д. Фиске, А. Смолл, У. Самнер. Хотяпозиции этих исследователей по многим вопросам были различны, все они исходилииз того, что биологическое изменение является детерминантой изменениясоциального.
Основоположникпсихоанализа и соответствующей научной школы, внес австрийский психолог,невропатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) оказал значительное влияниена развитие всех социальных наук в XX в. В отличие от многих психологов, считавшихинстинкты основой социального поведения, Фрейд полагал, что инстинктивныеимпульсы человека приходят в конфликт с интересами общества. Все разнообразиеинстинктов Фрейд сводил к двум группам: инстинкты, направленные на сохранениежизни (или сексуальные), и инстинкты смерти (или деструктивные), разрушающиежизнь. При этом общество рассматривалось как враждебная человеку сила, подавляющаяего инстинктивные импульсы. Фрейд признавал необходимость цивилизации длятого, чтобы защитить людей от естественных опасностей и от уничтожения другдруга. Однако ограничение обществом агрессивных и сексуальных импульсов людейвызывает у них нежелательные черты характера.
В целом для взглядов Фрейда характерна негативная оценкачеловеческой природы. Он полагал, что те или иные действия людей направляются,главным образом, примитивными неосознаваемыми импульсами. В то же самое время концепцииФрейда отличает негативная точка зрения на человеческое общество, котороепо своей сущности неизбежно является причиной неудовольствия людей. По мнениюФрейда, именно в самой природе общества заложено стремление находящихся увласти лиц препятствовать свободному выражению импульсов людей, не имеющихвласти. При этом он видел необходимость в такой социальной системе, котораямогла бы регулировать проявления человеческой агрессивности.
Фрейд был последним из крупныхмыслителей, пытавшихся строить социально-психологическую теорию без соответствующегоподкрепления эмпирическими данными.
На рубеже XIX-XXвв. в развитии социальной психологии начинается новый период — исследователиобращаются к лабораторному эксперименту.
Американскийпсихолог Н. Триплетт обратил внимание на то, что велогонщики часто достигаютгораздо лучших результатов в ситуации непосредственного соревнования друг сдругом, нежели тогда, когда проходят свою дистанцию в одиночестве,ориентируясь лишь на секундомер. С целью верификации этих выводов Триплетт провелследующий эксперимент. Задача испытуемых (детей от 8 до 17 лет) состояла в том,чтобы наматывать лесу на катушку спиннинга. В одной серии испытуемые были разбитына пары и каждого просили работать быстрее, чем его оппонент. В другой серии испытуемыеработали в одиночестве и их инструктировали наматывать лесу так быстро, кактолько они могут.
Триплетт обнаружил, что большинство детей работали быстрее вусловиях соревнования друг с другом, нежели в одиночестве. Статья Триплетта сизложением этих данных была опубликована в 1897 г. в «Американскомпсихологическом журнале», а сам автор с тех пор приобрел репутацию первогоэкспериментатора в социальной психологии. Однако такое начало не привело сразук заметному увеличению количества лабораторных экспериментов. Подавляющее числоэкспериментальных работ было проведено социальными психологами в течениепоследних сорока лет.
РаботаМакдугалла «Введение в социальную психологию» и книга социолога Э. Росса«Социальная психология», вышли в 1908 г., и этот год считается годом окончательногоутверждения социальной психологии в самостоятельном существовании. Каждая изэтих двух книг внесла важный вклад в развитие социальной психологии каксамостоятельной науки.
Причиной социальных инстинктов Макдугалл признавал врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа,принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно иживотным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла;в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию навнешний стимул) он называл созданную им психологию «целевой» или «гор-мической»(от греческого слова «гормэ» — стремление, желание, порыв). Гормэ и выступаеткак движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. Втерминологии Макдугалла, гормэ «реализуется в качестве инстинктов» (или позднее«склонностей»).
Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результатеопределенного психофизического предрасположения — наличия наследственнозакрепленных каналов для разрядки нервной энергии.
Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную(эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, все, чтопроисходит в области сознания, находится в прямой зависимости отбессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главнымобразом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенныйхарактер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций:инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх и другие.
Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья,торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.
Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла,их роль в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретациясоциального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к целиузаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестведвижущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общейпсихологии, преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важнойвехой становления научной социальной психологии.
Значительнымсобытием для социальной психологии стало появление крупной работы двухсоциологов — американца У. Томаса и поляка Ф. Знанецкого «Польский крестьянинв Европе и Америке». Их произведение состояло из пяти томов, выходивших в светс 1918 по 1920 г. в США. Это был итог исследования, длившегося более 10 лет ипосвященного приспособлению к новым условиям жизни польских крестьян,эмигрировавших в Америку. Впервые в качестве эмпирической основы исследованияшироко использовались личные документы (письма, биографический и автобиографическийматериал). Было обнаружено сильное влияние социальной группы на поведение иустановки ее членов. Тогда Томас и Знанецкий определили социальную психологиюкак «научное исследование установок». С тех пор изучение установок прочно вошлов основную проблематику западной социальной психологии.
Первым, кто обратился к измерению установок, был в1925 г. американский социолог Э. Богардус, приобретший с тех пор научную известностьво многом благодаря своей шкале «социальной дистанции». Под социальнойдистанцией он имел в виду степень приемлемости, которую выражает личность поотношению к представителю другой социальной группы. Богардус использовал своюшкалу с целью измерения и сравнения установок американских граждан к различнымэтническим группам. Это исследование повлекло за собой целый ряд работ, в результатекоторых были созданы различные шкалы измерения установок.
В 1928 г. Л. Терстоун предложил использовать при измеренииустановок тот же методический подход, что и в психофизике, разработав в итогешкалу «равных интервалов». Он также определил ряд правил для конструированияшкал установок. Через год Л. Терстоун и Э. Чейв применили шкалу «равныхинтервалов» с целью измерения отношений к религии. Эта шкала включала в себяпункты, ранжированные от «высшей» до «низшей» благожелательности. РаботыБогардуса и Терстоуна послужили важным толчком для создания многочисленныхшкал установок.
За этими шкалами последовали другие, среди которых следуетотметить социометрический метод Я. Морено. Этот метод, обнародованный им в1933 г., предназначался для измерения динамики межличностных отношений вгруппе. В соответствии с концепцией Морено межличностные отношения, особеннопредпочтения и неприятия, представляют собой главные характерные чертычеловеческой жизни. Социометрический метод позволяет получить картинупредпочтений и неприятии среди членов группы. С помощью социометрии полученонемало важных данных о строении группы и ее функционировании. Постепенносоциометрия превратилась в отдельное направление в западной социальнойпсихологии.
Среди выдающихся исследователей, в значительной степениповлиявших на формирование лица современной социальной психологии, необходимоназвать К. Левина. Он привнес в социальную психологию концепции,экстраполированные из других наук. Из физики он заимствовал общее представлениео «поле сил», а из математики — понятия топологии (отрасли знания, изучающейнаиболее общие свойства геометрических фигур). Данные положения Левиниспользовал как основу анализа индивидуального и социального поведения.
В соответствии с теоретическим подходом Левина человек и егоокружающая среда являются компонентами единого динамического поля, обладающеготакими свойствами, как дифференцированность, изменчивость и атмосфера.Различные части этого поля взаимозависимы. Отсюда следует, что значениеодиночного факта можно понять, лишь исходя из той позиции, которую он занимаетв поле. Как отмечал Левин, каждый психологический факт зависит от состоянияличности и в то же самое время обусловлен окружающей средой, хотя их сравнительнаяважность различна в различных случаях.
Ярким примером творчества Левина является эксперимент,проведенный совместно с Р. Липпиттом и Р. Уайтом в 1938 г. Цель его состояла визучении некоторых аспектов функционирования группы при различных типах групповой«атмосферы». Экспериментаторы организовали для десятилетних мальчиков «клубы»,члены которых на добровольной основе занимались изготовлением театральныхмасок, сборкой моделей самолетов и т. д. Дети встречались периодически втечение нескольких недель. Исходя из цели эксперимента, взрослые руководителигрупп создавали в них атмосферу того или иного типа: «автократическую»,«демократическую» или полной свободы для принятия решенийбез участия руководителя. Было обнаружено, что каждый из данных стилейруководства оказывает различное влияние на групповую «атмосферу». Как отмечаетв своем учебнике для студентов американский социальный психолог Э. Холландер,особая значимость этой работы Левина состояла в том, что она открыла возможностиэкспериментирования в лаборатории на «социальных системах»маленького масштабаи свидетельствовала о «достижении социальной психологией своего совершеннолетия».Важным результатом данной работы было также широкое развитие исследований вобласти «групповой динамики».
К концу1930-х гг. социальная психология достигла своего наибольшего развития в США.Подъему социальной психологии способствовало появление трех специальныхжурналов, посвященных этой отрасли знания. В 1936 г. Левин основал Общество психологическогоисследования социальных проблем, которое успешно работает по настоящий день,объединяя сейчас более трех тысяч социальных психологов США и ряда стран (втом числе и России). В те же годы начинает проявляться все более отчетливаятенденция привлечения социальных психологов к решению прикладных задач, главнымобразом в сфере деятельности индустриальных организаций.
Впоследние годы в США отмечается дальнейшее расширение сферы социально-психологическихработ (и теоретических и прикладных), возникновение новых научных центров,увеличение выпуска дипломированных социальных психологов.
Выход в свет в 1968 г. пятитомного «Руководства по социальнойпсихологии» считается важной вехой в ее развитии. Этот фундаментальный труд досих пор выполняет свою роль наиболее полной энциклопедии социально-психологическогознания.
В течение двух последних десятилетий можно наблюдатьактивизацию социально-психологической науки в ряде стран Западной Европы. Здесьвсе большее число исследователей начинают отходить от научных стандартов,заданных американской социальной психологией, демонстрируя свою теоретическуюи методологическую самостоятельность. Начинается поиск альтернатив развитиясоциальной психологии на иных, нежели в США, основаниях. Стараясь преодолетьсвойственный американской социальной психологии «ползучий эмпиризм», делающийакценты на лабораторном эксперименте, европейские ученые провозглашаютнеобходимость осуществления исследовательской работы, исходя из более широкого«социального контекста», который включал бы в себя актуальные проблемы современногообщества.
II.Российская история социальной психологии.
В России социальная психология развивалась под сильнымвлиянием марксизма. Пожалуй, лишь социолог Н. К. Михайловский, которого можносчитать основоположником отечественной социально-психологической мысли, былдалек от марксистских воззрений. Заслуга Михайловского состоит прежде всего втом, что он впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии,накопившийся в русской социологии, художественной литературе и публицистике.Будучи одним из теоретиков народничества, он стремился осмыслитьпсихологические особенности народных масс в связи среволюционно-освободительным движением в России.
Широкое распространение получила его концепция «героев итолпы». Рассматривая толпу как «самостоятельное общественное явление»,Михайловский считал, что герой является порождением толпы, которая«выдавливает» (выдвигает) его в определенные моменты истории. Одним из главныхпсихологических механизмов взаимодействия людей в толпе, по мнениюМихайловского, выступает подражание толпы герою и взаимоподражание людей. Приэтом для массового поведения более характерно неосознанное подражание, чемосознанное, что объясняется легкой внушаемостью масс, их податливостью силеличности героя. Несмотря на марксистскую критику взглядов Михайловского, ониоказали существенное влияние на дальнейшее развитие отечественнойсоциально-психологической мысли.
Значительныйвклад в разработку ряда проблем социальной психологии внес Г. В. Плеханов. Спозиций исторического материализма он дал определение понятия «общественнаяпсихология», рассматривая ее как конкретно-историческое и классовое явление.Плеханов показал место и роль общественной психологии в социальной культуре общества.Раскрывая закономерности формирования общественной психологии, он исходил изматериалистического принципа социальной обусловленности общественногосознания.
Вскоре после установления в России советской власти в октябре1917 г. марксизм становится единственной методологической основойпсихологической науки. В своих поисках в области социальной психологииотечественные ученые старались в той или иной степени следовать идеологическими методологическим требованиям советской системы. В 1920-е гг. выходит рядпубликаций по вопросам социальной психологии, авторами которых былипредставители различных наук: психологи К. Н. Корнилов, В. А. Артемов, Б. В.Беляев, П. П. Блонский, психолог и философ Г. И. Челпанов, зоопсихолог В. А.Вагнер, невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев, юрист М. А. Рейснер, филолог Л.Н. Войтоловский. Этот период характеризуется острыми дискуссиями о предметесоциальной психологии, ее теоретических и методологических основах. Предпринимаютсяотдельные попытки построения системы социально-психологических взглядов (В. М.Бехтерев, М. А. Рейснер, Л. Н. Войтоловский).
Следует особенно отметить труды В. М. Бехтерева. Он выступалс предложением создать особую науку –. Определенную отрасль ее он предложилиспользовать для решения социально-психологических проблем. Эту отрасльБехтерев назвал”коллективнойрефлексологией”и считал, что ее предмет – это поведение коллективов, поведение личности вколлективе, условия возникновения социальных объединений, взаимоотношения ихчленов.
Такое понимание представлялось преодолением субъективистскойсоциальной психологии, поскольку все проблемы коллективов толковались каксоотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями иx членов.
Коллектив есть нечто целое, в которомвозникают новые качества и свойства, возможные лишь при взаимодействии людей.Вопреки замыслу. эти особые качества и свойства развивались по тем же законам,что и качества индивидов. Соединение же социального и биологического в самоминдивиде трактовалось достаточно механистически: хотя личность и объявляласьпродуктом общества, в основу ее развития были положены биологическиеособенности и, прежде всего, социальные инстинкты; при анализе социальныхсвязей личности для их объяснения привлекались законы неорганического мира(тяготения, сохранения энергии и пр.). В то же время сама идея биологическойредукции подвергалась критике. Тем не менее заслуга Бехтерева для последующегоразвития социальной психологии была огромна. Бехтерев говорил о необходимостисамостоятельного существования социальной психологии.
Занимаясь изучением взаимодействия ивзаимовлияния членов коллектива, Бехтерев первым в отечественной психологииобратился к эксперименту. Задача экспериментов, проведенных Бехтеревымсовместно с М. В. Ланге, состояла в том, чтобы сравнить характеристикипсихических процессов (восприятия, памяти, мышления и других) в условияхгрупповой работы и деятельности изолированных друг от друга индивидов.Сопоставление полученных данных показало существенное влияние группы наособенности психической деятельности ее членов. Были выявлены также половые,возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессовв условиях групповой работы.
Большое внимание уделялось в 1920-егг. проблемам детских, ученических коллективов, которые рассматривались всоциально-психологическом аспекте (Е. А. Аркин, Б. В. Беляев, А. С. Залужный.С.С. Моложавый). В ряде публикаций рассматривались вопросы социальной психологиитруда, управления организациями (Н. А. Витке, А. К. Гастев, П. М. Керженцев).Начинаются поиски в области методов социальной психологии.
Однако период конца 1920-х — начала1930-х гг. характеризуется свертыванием и затем полным прекращением социально-психологическихработ. Отечественным исследователям не удалось обосновать необходимостьразвития «марксистской социальной психологии». Логика ее противников былатакова: поскольку, в соответствии с марксизмом, сознание человека естьобщественный продукт и человеческая психика социальна, то и психология являетсянаукой социальной. Отсюда следует, что нет никакой необходимости в выделениикакой-то особой социальной психологии. Такая точка зрения господствовала вСССР почти 30 лет — до конца 1950-х гг.
Период начала 1930-х — конца 1950-х гг.- время перерыва в развитии отечественной социальной психологии.
В конце 50-х — начале б0-х гг.развернулся новый этап в развитии отечественной социальной психологии. Вначале 60-х гг. заметным явлением в психологической сфере стала дискуссия опредмете социальной психологии и вообще о ее судьбе в советском обществе.
Дискуссия началась в 1959 г. статьей А.Г. Ковалева,опубликованной в журнале «Вестник ЛГУ», после чего была продолжена на IIВсесоюзном съезде психологов в 1963 г. Основная полемика касалась не толькокардинального вопроса «быть или не быть» социальной психологии, но и болееконкретных — о предмете социальной психологии и ее «границах» с психологией исоциологией. Несмотря на обилие точек зрения, все они могут быть сгруппированыв несколько основных подходов.
Существовало несколько подходов. Первый, получившийпреимущественное распространение среди социологов, утверждал социальнуюпсихологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подходаразные исследователи больший акцент делали на изучение психологии классов,других больших социальных обшностей, и в этой связи — на отдельные элементыобщественной психологии больших социальных групп (традиции, нравы, обычаи). Вдругих случаях больше внимания уделялось формированию общественного мнения,таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр.
Второй подход, представленный преимущественно психологами,видел главным предметом исследования асоциальной психологии личность. Оттенкипроявлялись здесь в толковании контекста исследования личности: — ее особенностей, положения вколлективе, в системе межличностных отношений и общения.
Третий, «синтезирующий» подход к проблеме. Социальнаяпсихология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы,и положение личности в группе. В этом случае проблематика социальнойпсихологии представлялась достаточно широкой: практически весь круг вопросов,исследуемых в различных школах социальной психологии, включался в ее предмет.Такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практикеисследований и практическим потребностям общества, поэтому оказалось наиболееукоренившимся.
Важным событием для данной отрасли знания явилось создание в1962 г. первой в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградскомгосударственном университете под руководством Е. С. Кузьмина.
На II съезде Общества психологов СССР впервые была выделенаспециальная секция, посвященная вопросам социальной психологии. Первыеотечественные монографии по социальной психологии на данном этапе ее развитиятакже вышли в свет в Ленинграде. Это книги Б. Д. Парыгина «Социальная психологиякак наука» (Л., 1965) и Е. С. Кузьмина «Основы социальной психологии» (Л.,1967). В них рассматривается широкий круг проблем истории, методологии итеории социальной психологии. В работе Е. С. Кузьмина приводились данные первыхэмпирических исследований групп и коллективов, полученные сотрудникамилаборатории социальной психологии. Новый для отечественной науки пласт проблемсоциальной психологии личности был поднят в монографии А. А. Бодалева«Восприятие человека человеком» .
В то же время создаются многочисленныесоциально-психологические лаборатории и центры. В 1972 г. создается секторсоциальной психологии в системе Академии Наук СССР.
70-80-е гг. – это период весьма бурного развития социальнойпсихологии в СССР. Ее институционализация была уже завершена, и основная формадальнейшего развития – экстенсивное и интенсивное развертывание социальнойпсихологии.Велся исследовательский поиск в области методологии, теории иметодов социальной психологии.
Большую роль сыграло расширение сферы международных контактовсоветских социальных психологов. Они участвовали в международных конгрессах иконференциях, в совместных исследованиях.
В этот период выходят значительные труды, посвященныеразличным отраслям социально-психологического знания. Это работы в областиистории социальной психологии (Е. А. Будилова, М. Г. Ярошевский), методологии итеории (Т. М. Андреева, В. Н. Куликов, И. Т. Левыкин, Б. Д. Парыгин, Е. В.Шорохова, П. Н. Шихирев. А. К. Уледов), психологии групп и коллективов (И. П-Волков, А. И. Донцов, А. Н. Лутошкин, А. В. Петровский), межгруппового взаимодействия(В. С. Агеев), лидерства и руководства (А. Г. Ковалев, Р. Л. Кричевский, Л. И.Уманский), межличностных отношений (Я. Л. Коломинский, Н. Н. Обозов),социальной психологии личности (М. И. Бобнева, А. А. Бодалев, В. В. Бойко, И.С. Кон, К. К. Платонов, В. А. Ядов), социально-психологической диагностикиличности (Э. С. Чугунова), психологии общения (А. А. Брудный, Р. Б.Гительмахер, А. А. Леонтьев, В. Н. Панферов),социально-психологическоготренинга(Ю. Н. Емельянов, Л. А. Петровская),промышленной и организационной психологии (А. И. Китов, Е. С. Кузьмин, В. В.Новиков, А. Л. Свенцицкий, А. В. Филиппов, Р. X. Шакуров, В. М. Ше-пель),массовой коммуникации (Ю. А. Шерковин), социальной психологии искусства (В. Е.Семенов).
Настоящий период деятельности социальных психологовРоссии характеризуется, с одной стороны, организационными и материальнымитрудностями, с другой стороны, расширением творческих возможностейисследователей за счет ликвидации партийного надзора над наукой. Естьоснования ожидать активизации отечественной социально-психологической мысли внедалеком будущем.
Итак, статус социально-психологического образования в целомсейчас достаточно прочен. Накопленный советской социальной психологиейопыт, ее теоретические и экспериментальные разработки, несмотря на то, чтосоздавались в марксистской парадигме, не выводили отечественную социальнуюпсихологию из русла развития мировой науки.Заключение.
Облик современного гуманитарного знания теперь ужене мыслим без социальной психологии. Будучи тесно связана с идеологией иполитикой, социальная психология фактически была лишена гражданства всоциалистическом обществе. Социально-психологические проблемы решались в рамкахдругих, разрешенных наук – философии, педагогики, общей психологии. В то жевремя она активно развивалась на Западе, о чем свидетельствует большое числотеоретических и эмпирических исследований, посвященных самым разным сторонамжизни общества, социальных групп и личности.
Начиная с 60-х гг. советская, а затем и российская социальнаяпсихология переживает свое бурное развитие – как в том, что касаетсяфундаментальных исследований, так и широко развивая прикладные исследования вовсех областях общественной жизни. Мера представленности в ней основных проблемвполне сопоставима с объемом их исследования в странах Европы и США.
Социальная психология – это наука, изучающая, как люди думаютдруг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу.
К социальной психологии обращаются сегодняпсихологи-практики, социальные педагоги, социологи. Курс социальной психологииявляется одним из базовых при подготовке широкого круга специалистов – егослушают будущие экономисты, менеджеры и другие.
Список литературы.
1. Андрееева Г.М.Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 1999.
2. Андреева Г.М.,Богомолова Н.Н. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М.: Аспект Пресс, 2001.
3. Белинская Е.П.Социальная психология:Хрестоматия. М.: Аспект Персс,2000.
4. Девид Майерс.Социальная психология. Санкт-Петербург: Питер., 2000.
5. Свенцицкий А.Л.Социальная психология в трудах отечественных психологов. Изд-во ПИТЕР, 2000.