--PAGE_BREAK--
Часть
II
. Экспериментальное исследование индивидуально- психологических свойств личности.
1.Психологическая характеристика испытуемого.
Довольно сложно охарактеризовать личность, когда это касается самого себя. Для начала, могу сказать, что считаю себя довольно несамодостаточной личностью. Достаточно спокойна, но при определенных обстоятельствах бывает трудно сдержать себя, могу не контролировать эмоции. Вообще при общении с людьми не настойчива и ненавязчива, редко бываю прямолинейной, строга в оценке своих поступков. Очень отзывчива, всегда стараюсь помочь близкому человеку. Что касается эмоциональных переживаний, могу очень долго переживать в себе некоторые негативные события и ситуации, но не показывая этого внешне. Говоря о работоспособности, то предпочитаю работать не спеша и качественно, редко отвлекаюсь, иногда бывает сложно сосредоточиться на деле. Считаю себя ответственным человеком. При принятии важных решений неуверенна в себе и нуждаюсь в помощи. Вот примерная характеристика моей личности, думаю, достаточно объективная.
Исследование темперамента (по методике формулы темперамента).
Темперамент – это совокупность индивидуальных относительно устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.
Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими свойствами личности, например со свойствами характера, поскольку их физиологической основой являются свойства центральной нервной системы. Свойства темперамента определяют динамику психических процессов и состояний, психической деятельности в целом. Они в большей степени влияют не на то, что делает человек, а на то, как он это делает.
В данном исследовании для определения типа темперамента я использовала тест, основанный на методике формулы темперамента. Тест состоит из четырех частей, каждая из которых содержит двадцать качеств личности, свойственные одному из типов темперамента. Испытуемый должен отметить знаком «+» те качества личности, которыми он обладает.
В ходе обработки теста я подсчитала количество положительных ответов по каждому из четырех типов – 1 тип – холерик (Х); 2 тип – сангвиник (С); 3 – флегматик (Ф); 4 тип – меланхолик (М). У меня получилось 2 положительных ответов по первому типу, 5 положительных ответов по второму типу, 14 по третьему типу и 7 положительных ответов по четвертому типу. Затем для определения типа темперамента я использовала следующую формулу:
где:
Фт– формула темперамента. А – «+» по всем типам
Х– холерический темперамент. Ах – «+» в перечне холерика
С– сангвинический темперамент. Ас – «+» в перечне сангвиника
Ф — флегматический темперамент. Аф – «+» в перечне флегматика
М– меланхолический темперамент. Ам – «+» в перечне меланхолика
Фт = Х 7,14% + С 17,85% + Ф 50% + М 25%.
Интерпретация результатов:
В результате обработки теста я определила, что у меня смешанный тип темперамента с доминирующим флегматическим типом и средне выраженными меланхолическими чертами. Сангвинические черты выражены слабо и холерические черты выражены очень слабо.
Из этого исследования можно сделать вывод, что моему типу темперамента характерны такие черты меланхолического типа, как: сдержанность, повышенная сенситивность, невысокая активность, интровертность, замедленный темп реакций. Что же касается флегматического типа, то мне присущи следующие черты: глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении, пониженная эмоциональная возбудимость, трудно вывести из равновесия, не разговорчива, имею тенденцию планировать свои действия в деталях.
Исследование характера (по тесту Айзенка).
Характер в отличие от темперамента обусловлен свойствами нервной системы, он наследуем, его нельзя изменить. Характер отражает социально-нравственное лицо человека. Характер и личность, не одно и то же. Черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего действует.
Исследование характера проводилось на основании личностного опросника Айзенка, предназначенного для диагностики нейротизма, экстраверсии – интроверсии. Интровертный тип – замкнутость, затруднённость в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя. Экстровертный тип – эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к её необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность.
Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт.
Нейротизм — эмоциональная неустойчивость. Нейротизм не тождественен неврозу, однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в ситуациях неблагоприятных, например стрессовых, может развиться невроз. «Нейротическая личность» характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам.
Разработаны Aйзенком, являются реализацией типологического подхода к изучению личности. Тест состоит из 60 вопросов, на которые нужно ответить положительно или отрицательно, не раздумывая.
Обработка данных осуществляется с помощью ключей. За каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым знаком начисляется один балл. По сумме баллов проводится интерпретация. Оценка результатов обследования начинается со шкалы «Искренность». Этот показатель не должен превышать 7 баллов, в противном случае ответы нельзя считать достаточно искренними.
Оценочная таблица для шкалы экстра-интроверсии
Интроверсия
Экстраверсия
Значительная
Умеренная
Умеренная
Значительная
1-7
8-11
12-18
19-24
Оценочная таблица для шкалы нейротизма
Эмоциональная устойчивость
Эмоциональная неустойчивость
Высокая
Средняя
Высокая
Очень высокая
До 10
11-14
15-18
19-24
Я начала обработку своих результатов со шкалы «Искренности». Индекс вариабельности составил 4 балла, то есть мои ответы можно считать достаточно искренними. Показатель по шкале экстра-интроверсии составил 6 баллов, по шкале нейротизма – 12 баллов.
В результате этого исследования я определила, что моему характеру свойственны значительная интроверсия и средняя эмоциональная устойчивость.
Из этого можно сделать вывод, что я более обращена к внутреннему миру, закрытая для других людей, застенчивая, спокойная и сдержанная. Серьезна, часто планирую все свои действия. Очень люблю читать, и порой действительно предпочитаю общение с книгой общению с людьми. Но правда достаточно редко. Но в то же время люблю вечеринки, компании, порой очень нуждаюсь в людях, не могу надолго оставаться одна. Что касается высокого показателя шкалы нейротизма, думаю, что черты средней эмоциональной устойчивости мне свойственны.
Исследование интеллектуальной среды личности (по методике Равена).
Для исследования интеллектуальных свойств личности я использовала результаты теста по методике Равена и его «прогрессивных матриц». Разработанные Дж.К.Равеном прогрессивные матрицы предназначены для измерения фактора «g». Это так называемый «общий интеллект». Прогрессивные матрицы Равенна относятся к тестам «свободным от влияния культур», т.е. показатели по таким тестам мало зависят от наличия знаний, обусловленных опытом и определенной культурой. Материал черно-белого варианта состоит из 60 матриц или композиции с пропущенным элементом. Задания разделены на пять серей (A, B, C, D, E) по 12 однотипных, но возрастающих сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает при переходе от серии к серии. Обследуемый должен выбрать не достающий элемент матрицы среди 6 предложенных вариантов. При разработке теста была сделана попытка реализовать принцип «прогрессивности», заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий из серий является как бы подготовкой испытуемого к выполнению последующих. Происходит обучение выполнению более трудных заданий. Каждая серия заданий составлена по определенным принципам.
Серия А. От обследуемого требуется дополнение недостающей части изображения, считается, что при работе с матрицами этой серии реализуется следующие мыслительные процессы:
a) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связи между ними;
б) идентификация недостающей части структуры и сличения ее с определенными образцами.
Серия B. Сводится к нахождению аналогии между двумя парами фигур.
Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.
Серия С. задания этой серии содержит сложные изменения фигур в
соответствие с принципом их непрерывного развития, обобщения по вертикале и горизонтали.
Серия D. Состоит по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям.
Серия Е. Наиболее сложная. Процесс решений заданий в этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей «сборки» недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).
При обработке результатов каждое верное решение оценивается в 1 балл. Подчитывается общая сумма полученных баллов, а также число правильных решений в каждой из пяти серий. Первичные оценки по таблицам проводятся в соответствии с возрастными нормами. Предусмотрена возможность перевода полученных результатов в IQ показатель. Также существует второй вариант обработки теста: используются 30 матриц из всех пяти серий (берется каждая вторая матрица). Решение каждого задания оценивается определенным количеством очков по таблице и затем результаты переводятся в условные баллы – станайны (standartnine). Применение 9-бальной шкалы станайнов дает возможность дифференциации результатов: 1-3 балла – низкие результаты; 4-6 баллов – средние результаты, при этом: 4 балла – средний результат, тяготеющий к низким, а 6 баллов – средний, но тяготеющий к высоким результатам; 7-9 баллов – высокие результаты, при этом 9 баллов – это показатель высокого интеллекта.
Существенным этапом количественной обработки результатов обследования является вычисление «индекса вариабельности". Индекс определяется исходя из таблиц распределения числа правильных решений в каждой из пяти серий. Варианты распределений решений в сериях были получены эмпирическим путем при анализе выполнения теста испытуемыми из выборки стандартизации. Варианты распределения по таблице определяются, в соответствии с общей суммой баллов во всех сериях.
Я решила обработать тест обоими вариантами обработки. Прежде всего я определила индекс вариабельности, он равняется двум. Исходя из этого можно сказать, что мои ответы достаточно правдивы. Затем я подсчитала количество правильных ответов в каждой части. Полученный результат равняется 54-м баллам, то есть на 6 вопросов я ответила неправильно. При переводе баллов в проценты, я получила 90%, то есть, это означает интеллект выше среднего. При переводе первичных баллов в стандандартные баллы коэффициента интеллектуального развития (IQ) cпомощью таблицы я получила значение IQ, равное 120-ти. Это означает, что у испытуемого хороший, незаурядный интеллект, тяготеющий к высокому. При втором варианте обработки я получила 8 станайнов, то есть это означает достаточно высокие результаты.
Шкала уровней интеллектуального развития
Серия № задания
А
В
С
D
Е
1.
4
2
8
3
7
2.
5
6
2
4
6
3.
1
1
3
3
8
4.
2
2
8
7
2
5.
6
1
7
8
1
6.
3
3
4
6
5
7.
6
5
5
5
2
8.
2
6
1
4
-
9.
1
4
7
1
-
10.
3
3
-
2
-
11.
5
4
1
-
3
12.
4
5
-
7
5
Iуровень: более 95% (57 правильных ответов) — особо выразительный интеллект.
IIуровень: 75-94% (45-56 правильных ответов) — интеллект выше среднего.
IIIуровень: 25-74% (15-44 правильных ответов) — средний интеллект.
IVуровень: 5-24% (3-14 правильных ответов) — интеллект ниже среднего.
Vуровень: ниже 5% (менее 3-х правильных ответов) — интеллектуальный дефект.
В результате проделанного теста можно сделать вывод о наличии хорошего, незаурядного интеллекта, тяготеющего к высокому. При этом подавляющее количество ошибок в серии Е означает не очень высоко развитую способность к аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Все остальные показатели в норме.
Исследование личности (по методике «hand-тест»).
Для исследовании личности, я использовала проективную методику «hand-тест». При исследовании личности по методике «hand-тест», предоставляется 9 карт с изображением кистей рук и одной пустой карты. Они предъявляются испытуемому в определенном порядке, со следующей инструкцией: «Что, по вашему мнению, делает рука?» Карты разрешается поворачиватьи держать при ответе в любой позиции. После завершения работы, проводится интерпретация – к каждому значению ответа осуществляется кодировка одной из 14-ти оценочных категорий (агрессия Agg, директивность Dir, аффектация Aff, коммуникация Com, зависимость Dep, страх F, эксгибиционизм Ex, калечность Crip, описание Des, напряжение Ten, активные безличные ответы Act, пассивные безличные ответы Pas, галлюцинации Basи отказ от ответа Fail). Затем подсчитывается процент ответов каждой категории по отношению к общему количеству ответов. После оценивается склонность к открытому агрессивному поведению, степень личностной дезадаптации, тенденция к уходу от реальности, наличие психопатологии по определенным формулам.
Один из принципов интерпретации результатов теста состоит в том, что ответы человека отражают психосоциальный мир, в котором он живет. Изображения рук срабатывают как своего рода экран, на который отвечающий проецирует свои потребности, мотивы, страхи, конфликты. Также при интерпретации результатов теста имеет значение не столько количество ответов определенного типа, сколько его соотношение с количеством других типов. Третий принцип отражает зависимость результатов от употребляемых в ответах частей речи. продолжение
--PAGE_BREAK--