/>
РЕФЕРАТ
натему Интеллект в психике
Оглавление
Введение
Различные концепции способностей интеллекта
Изменения в IQ
Виды интеллектуальных способностей
Навыки I и II уровней
Кинетический и потенциальный интеллект
Системы теоретизирования Гарднера и Штернберга
Виды интеллекта по Гарднеру
Триумвират Штернберга
Интеллект в структуре индивидуальных свойств
Введение
В последнее времяпсихология становится все больше значимой как для отдельного человека, так и для общества в целом. Онапродолжает проникать в различные сферы деятельности человека, становясь приэтом на один уровень с точными науками.
Когда появилосьприкладное человекознание древней философии, возникла потребность всистематизации наблюдений. Создаются первые работы в области изучения характера,способностей и темперамента. И в будущем практически все разделы психологииформируются под воздействием возникших в разных областях человеческойдеятельности запросов. Например, такие запросы, как выявление среди поступающихв школу детей с задержками развития с целью создания для них специальныхклассов, отбор наиболее пригодных для той или иной профессии кандидатов илисоздание индивидуально-ориентированных приемов психотерапии.
Одной из первостепенных задачтаких исследований считается выявление механизмов образования формальныххарактеристик. Для этих целей разрабатываются всевозможные классификацииформальных свойств индивидуальности человека. Исследование интеллекта испособностей занимают одно из центральных мест в психологии. Задача поизмерению интеллекта человека и его общих способностей была продиктовананарастающими запросами специалистов практиков, рассматривающих интеллект какхарактеристику со стороны возможностей субъекта, умения распорядитьсясобственной активностью. При этом нужно отметить, что к интеллекту нельзяприменить оценочно-содержательные характеристики. Интеллект нельзя назвать«порядочным», «злым», «добрым» или «моральным». Чем же характеризуетсяинтеллект? Попробуем это выяснить.
История создания IQ тестов
/>Первым стандартизированные тестыинтеллекта разработал Альфред Бине в начале XX века во Франции. Он не пытался создать тест для исследованияIQ, он пытался выявить детей, у которых могли возникнуть трудности в школе. Онанализировал способности, которые, как казалось ему, были важны для успеха вшколе, а потом создавал тесты для измерения этих способностей. Он искал тесты,которые бы адекватно выявляли различия учащихся одного класса. Как слишкомлегкие, так и слишком трудные тесты не/>/>оказались достаточно продуктивными из-за того, что все испытуемые или несправлялись, или справлялись с ними, поэтому возникла потребность создаватьразные тесты для каждого класса.
Основным критерием Бине(кроме способности различать), благодаря которому тест входил в сборник Бине,была его способность прогнозировать успеваемость ученика в дальнейшие периоды.Стоит обратить внимание, что это не тот уровень исследования, который мы сейчасназываем «измерением интеллекта».
Тесты Бине стали оченьуспешными и были быстро взяты на вооружение американскими и английскимипсихологами. Результаты тестов были закреплены в одном понятии — «коэффициентинтеллекта» или IQ. Исторически IQ рассчитывался как пропорция умственногоразвития и хронологического возраста, умноженная на 100. В наше время IQизмеряется другими способами, но все также по шкале в 100 единиц со стандартнымотклонением 16.
Обращаясь к тестам Бине,которые дают представление об IQ, психологи перевели их на английский язык иприменили для изучения детей. Однако они пошли и дальше, отказавшись отдетализированных данных Бине об использовании различных способов измерения, ивыработав идею о тестировании интеллекта и концепцию IQ со следующимипредставлениями о тестах IQ и о том, что они измеряют.
Тесты — это гораздобольше, чем просто показатели успеваемости в школе; они измеряютфундаментальные интеллектуальные способности.
В базисе этихспособностей лежит обобщенный фактор (обычно называемый «g»). Этот факторназывают общим развитием интеллекта.
Общее развитие интеллектапередается генетически, это отмечено в концепции. Повторяющиеся изменения могутдавать разные результаты ввиду ситуативных факторов, а также ошибок во времявычислений. Однако, теоретически, совершенно правильные вычисления всегда быдавали один и тот же результат во время изучения одного и того же индивида.
Как индивидуальные, так игрупповые различия всегда четки и неизменны. Различия в возможностях или жеучебном опыте повлияют на показатель интеллекта, но не на сам интеллект.
Интеллект – это не толькопоказатель академических успехов. Это их самый важный источник. Поэтому, еслистудент не добивается тех результатов, которые были спрогнозированы тестами IQ, значит, он работает не в полнуюсилу.
Люди обладают различнымиинтеллектуальными способностями. И IQ тесты, несмотря на то, что дают один результат, не измеряют какую-тоодну способность. Не существует никакого соответствия между результатами IQ тестов и объемами эффективноработающего мозга, а также нет отдельного качества – «интеллект».
Исследователи сильнорасходятся в определении интеллекта, не существует ни одного стандартного, скоторым все бы согласились. Одни определяют интеллект как способностьприобретать новые умения, другие изучают его социальные аспекты. Многиепсихологи отмечают, что у интеллекта многогранная структура. Например, Сноу (1986 г.) выделяет шесть его аспектов: мышление, которое основано на знании; способность индивидаразмышлять над предыдущим опытом; с помощью приспосабливания индивид можетменять стратегии для использования силы; размеренное аналитическое рассуждение;мозговая игривость (индивиды могут создать интересные цели и впоследствии ихдостигать) и идиосинкразическое обучение (люди могут отличаться не только потому, как они решают проблемы, но и их подходы тоже различаются). Различныеконцепции способностей интеллекта
Как отмечает Грегори (1987 г.), существует парадокс в том, как мы думаем об интеллекте. Те, кто использует специальноезнание, часто воспринимаются как интеллектуалы. Однако, те люди, которыепреуспевают без специального знания, также считаются умными. Грегори пишет, что«мы приписываем наличие высокого уровня интеллекта и тогда, когда знание есть итогда, когда его нет». С этой точки зрения наблюдается два значения интеллекта:данное знание или информация, способность находить знание или создавать его. На сегодняшний момент самыми широкоиспользуемыми и самыми надежными являются тесты Стэнфорда-Бине и Уэшслера. Ониразделены на две части: вербальные (цифры для запоминания, арифметическиезадания, а также задания на нахождение различий) и активные задания (поискчастей рисунка, решение различных головоломок). />/> Измененияв IQ
IQ не является константной величиной.Хонзик, Макфарлейн и Аллен (1948 г.) в ходе долгосрочных исследований выяснили,что этот коэффициент склонен скорее меняться, нежели оставаться на одном уровнев течение всей жизни.
Большинство исследуемыхувеличили свой коэффициент интеллекта на 15 пунктов, треть – на 20 и более.
Необходимо отметить, чтоизменения не были случайны. Дети, которые имели высокий социально-экономическийстатус, имели склонность к сохранению IQ на прежнем уровне или его повышению, а дети с низким социально-экономическимстатусом — наоборот.
Первые могли проявитьсебя как самостоятельные, конкурентоспособные в учебе, амбициозные и удачливыев решении проблем./>/> Видыинтеллектуальных способностей
Очень просты различиямежду способностями интеллекта, причем так же, как и разница междуассоциативным научением и памятью, между наивысшими уровнями абстрактногомышления и рассуждением. Вероятнее всего, самая полезная формулировка этогоизмерения – классификация навыков на навыки I уровня и навыки II уровня, была предложена Дженсеном. />/> НавыкиI и II уровней
В навыки I уровня входят выучивание наизусть иассоциативное научение, которые в свою очередь включают в себя какие задачи,как передача нестандартного материала памяти, научение общаться на незнакомоминостранном языке. Такие задачи практически не требуют решения проблем, однакомогут сознавать некое когнитивное напряжение, если нужно сильное напряжениевнимания или памяти при их решении.
Навыки I уровня в основном используются приосвоении основных умений, которые преподаются в младших классах или же приизучении фактической информации.
Если говорить о навыках II уровня, то они включают в себяинформационно-обрабатывающие действия, которые участвуют в восприятии стимулови в абстрактном мышлении, требуемом при решении ранее не встречавшихся проблем.
Навыки II уровня необходимы для того, чтобыпонять прочитанное, справиться с математическими формулами или понять (ииспользовать) абстрактные принципы. />/>Кинетическийи потенциальный интеллект
Знания, которые мыприобрели, сохраняются для дальнейшего использования. Грегори утверждает, чтохорошим сравнением будет идея о кинетической энергии или же накоплениипотенциальной энергии, которая в свою очередь может быть использованапо-разному. Подобным образом, производство знаний можно обозначить каккинетический интеллект, а знание решения проблемы – как потенциальный. В данномслучае, потенциальный интеллект – это те решения и ответы, которые были созданыкинетическим интеллектом.
Увеличение запасапотенциального интеллекта происходит в связи с тем, сколько опыта и знаний мыприобретаем./> Подвижный и кристаллизованный интеллект
Когда речь заходит оподвижном или кристаллизованном интеллекте (по-простому, знании), то возникаюточень схожие споры.
Подвижный интеллектпроявляется в способности как понимать выученное, так и применять его вкаких-либо соответствующих ситуациях и применять новые знания творчески.
Спустя время, некоторыепсихологи начали воспринимать подвижность интеллекта как врожденный потенциалили же интеллект в общем.
Наш интеллект развиваетсяпо мере получения образования, соответственно, какое-либо определенноенаправление в образовании развивает определенную сторону интеллекта. Такимобразом, подвижный интеллект возможно развить, если образование будетнаправлено на использование получаемых студентами знаний и их упорядочиванию. />/>Системы теоретизированияГарднера и Штернберга
Те, кто предлагаетсистемные взгляды на интеллект, полагают, что он является сложной и целостнойсистемой. Они предпринимают попытки понять обобщенное целое, состоящее изразличных составных частей. Существует два удачных примера системноготеоретизирования – это теории человеческого интеллекта, которые были созданыГарднером и Штернбергом./>/> Видыинтеллекта по Гарднеру
Гарднер говорил, чтоинтеллект – не то явление, что состоит из различных способностей, а совсемнаоборот: существует большое количество различных видов интеллекта, которыенезависимы друг от друга и каждый из них важен по-своему.
Гарднер выделил семьвидов интеллекта:
· Логико-математический;
· Музыкальный;
· Лингвистически-вербальный;
· Интерперсональный(способность различать мотивы действия разных людей и знать как с нимиработать);
· Кинестетический(способность решать проблемы, используя тело, для того, чтобы придать формупродукту);
· Простанственный (способностьв уме представлять модель расположения предмета и использовать ее);
· Интраперсональный(способность создать правильную модель себя и использовать ее для того, чтобыуспешно функционировать в обычной жизни)./>/>ТриумвиратШтернберга
Штернберг выявил, чтоинтеллект подразделяется на три основные части: контекстуальной, креативной иконцептуальной. Концептуальная часть интеллекта включает те компонентыобработки информации, которые используются в мышлении. Она подразделяется натри вида процессов. Первый вид — руководящие процессы, которые используются дляпланирования действий, их контроля и последующей после его завершения оценки, второй– неруководящие процессы, которые используются для выполнения задач, третий –компоненты приобретения знания, то есть те процессы, которые помогают узнать,каким образом выполняется задание, перед тем, как к нему приступить.
Штернберг утверждал, чтосоставляющие интеллекта находятся под влиянием практической задачи ичеловеческого опыта. Контекстуальная часть триумвирата заключается в примененииинтеллекта в обычной жизни.
Чаще всего людиобращаются к практическому интеллекту. Но IQ тесты все же занимаются не непосредственным изучениеминтеллекта. Штернберг заявляет, что необходимо отличать академический интеллектот практического, так как не исключено, что индивид может иметь высоко развитыйакадемический интеллект и низко развитый практический, или наоборот. интеллект способность индивидуальныйИнтеллектв структуре индивидуальных свойств
Связь между интеллектом идругими индивидуальными параметрами всегда широко обсуждается. Выделяют двепроблемы, которые последовательно сменяют друг друга в течение научныхобсуждений. Р. Кеттел и Л.Тернстоун, которые обнаружили достаточно тесноепереплетение интеллекта и некоторых личностных свойств, начали первую волнудискуссии по поводу взаимовлияния личности и интеллекта. Вторая же проблемасвязана скорее с интраиндивидуальными условиями развития интеллекта и носитидеографический характер.
Сегодня когнитивныепсихологи придерживаются довольно четкой общей позиции по отношению к тому,какая психологическая реальность скрывается за понятием «интеллект». Опрос, вкотором участвовали около шестиста экспертов, показал, что 99,3% из нихубеждены в том, что интеллект связан с логикой или абстрактным мышлением; 97,7%полагают, что очевидна связь интеллекта с решением проблем; 96% считают, чтоинтеллект связан со способностью приобретения знаний.
Однако связь интеллекта сдругими характеристиками индивидуальности, некогнитивными, требует болеетщательной проверки, так как она менее очевидна.
Заключение
В заключение, хотелось быотметить, что знание психологов об уровне развития интеллекта и умение применятьего продуктивно является одним из основных требований целостного развитияобщества. Например, если вы хотите стать успешным руководителем, вы не должнызабывать, что развитие науки психологии не стоит на месте, а, так как ееосведомленность в вопросах развития личности крайне высока, значит, чторуководитель, прежде всего, должен быть хорошим психологом.
Список использованной литературы
1. Г. Клаус «Дифференциальнаяпсихология обучения», г. Москва, 1984 г.
2. М.А. Холодная«Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта», г.Киев, 1990 г.
3. Э.А. Голубева«Способности и индивидуальность», г. Москва, 1994г.